СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ФГБУ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАПОВЕДНИК СТОЛБЫ»
|
Введение 3
1 Управление финансами в государственных (муниципальных) учреждениях... 5
1.1 Финансовое обеспечение государственных учреждений 5
1.2 Механизм управления финансами государственных (муниципальных)
учреждений 12
1.3 Подходы к оценке эффективности использования финансовых ресурсов в
государственных (муниципальных) учреждениях - российский и зарубежный опыт 20
2 Оценка управления финансами в ФГБУ «Столбы» 26
2.1 Организационно - экономическая характеристика ФГБУ
«Государственный заповедник «Столбы» 26
2.2 Выявление проблем в управлении финансами в ФГБУ «Столбы» 32
3 Пути повышения эффективности управления финансовыми ресурсами в
в ФГБУ «Столбы» 36
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложения А- К
1 Управление финансами в государственных (муниципальных) учреждениях... 5
1.1 Финансовое обеспечение государственных учреждений 5
1.2 Механизм управления финансами государственных (муниципальных)
учреждений 12
1.3 Подходы к оценке эффективности использования финансовых ресурсов в
государственных (муниципальных) учреждениях - российский и зарубежный опыт 20
2 Оценка управления финансами в ФГБУ «Столбы» 26
2.1 Организационно - экономическая характеристика ФГБУ
«Государственный заповедник «Столбы» 26
2.2 Выявление проблем в управлении финансами в ФГБУ «Столбы» 32
3 Пути повышения эффективности управления финансовыми ресурсами в
в ФГБУ «Столбы» 36
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложения А- К
Государственные (муниципальные) учреждения призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей населения страны, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и др. Необходимость улучшения модели финансирования государственных учреждений связана, прежде всего, с тем, что действующие сегодня подходы к управлению финансовыми потоками не в полной мере обеспечивают эффективность расходов этих организаций. Это происходит из-за отсутствия зависимости между масштабами, качеством оказываемых услуг и объемами их финансирования. Однако даже при нынешнем недостаточном финансировании у российской бюджетной системы есть резервы, которые можно использовать для повышения эффективности функционирования государственных учреждений. Общий вектор развития системы государственных финансов в РФ направлен на повышение эффективности бюджетных расходов. Для этого приняты существенные новации, в том числе законодательно, связанные с применением в бюджетном процессе программно-целевых методов управления.
Государственные учреждения являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства, а эффективное функционирование экономики возможно при рациональном и экономном использовании средств государственного бюджета. Все вышеперечисленное определяет актуальность темы работы.
Цель данной работы - определить пути и инструменты совершенствования управления финансовыми ресурсами в бюджетных учреждениях на примере ФГБУ «Государственный заповедник «Столбы».
Для достижения поставленной цели выполнен ряд задач:
- изучены теоретические основы управления финансами в некоммерческих организациях;
- проведен анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ «Государственный заповедник «Столбы»;
- выделены проблемы в управлении финансовыми ресурсами в учреждении;
- разработаны предложения по совершенствованию эффективности управления финансами в ФГБУ «Государственный заповедник «Столбы».
Объект исследования - управление финансовыми ресурсами в федеральном государственном бюджетном учреждении «Государственный заповедник «Столбы».
Предмет исследования - теоретические и методические основы управления финансами в бюджетных учреждениях.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных экономистов по изучаемым вопросам и проблемам; методическая, научная и учебная литература, нормативные документы, законодательные акты, статьи периодической печати.
Практическая часть ВКР выполнена на основе фактических данных учета и отчетности ФГБУ «Государственный заповедник «Столбы». Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первом разделе рассмотрены теоретические основы управления финансовыми ресурсами в государственных (муниципальных) учреждениях.
Во втором разделе проведен анализ управления финансами в ФГБУ «Государственный заповедник «Столбы».
В третьем разделе дано описание разработки предложений по повышению эффективности управления финансовыми ресурсами в ФГБУ «Государственный заповедник «Столбы».
Работа выполнена на 64 листах и содержит 11 таблиц и 3 рисунка.
Государственные учреждения являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства, а эффективное функционирование экономики возможно при рациональном и экономном использовании средств государственного бюджета. Все вышеперечисленное определяет актуальность темы работы.
Цель данной работы - определить пути и инструменты совершенствования управления финансовыми ресурсами в бюджетных учреждениях на примере ФГБУ «Государственный заповедник «Столбы».
Для достижения поставленной цели выполнен ряд задач:
- изучены теоретические основы управления финансами в некоммерческих организациях;
- проведен анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ «Государственный заповедник «Столбы»;
- выделены проблемы в управлении финансовыми ресурсами в учреждении;
- разработаны предложения по совершенствованию эффективности управления финансами в ФГБУ «Государственный заповедник «Столбы».
Объект исследования - управление финансовыми ресурсами в федеральном государственном бюджетном учреждении «Государственный заповедник «Столбы».
Предмет исследования - теоретические и методические основы управления финансами в бюджетных учреждениях.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных экономистов по изучаемым вопросам и проблемам; методическая, научная и учебная литература, нормативные документы, законодательные акты, статьи периодической печати.
Практическая часть ВКР выполнена на основе фактических данных учета и отчетности ФГБУ «Государственный заповедник «Столбы». Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первом разделе рассмотрены теоретические основы управления финансовыми ресурсами в государственных (муниципальных) учреждениях.
Во втором разделе проведен анализ управления финансами в ФГБУ «Государственный заповедник «Столбы».
В третьем разделе дано описание разработки предложений по повышению эффективности управления финансовыми ресурсами в ФГБУ «Государственный заповедник «Столбы».
Работа выполнена на 64 листах и содержит 11 таблиц и 3 рисунка.
На современном этапе в России продолжается масштабное реформирование и усовершенствование бюджетной системы. Одной из важнейших ее составляющих являются государственные (муниципальные) учреждения.
Государственные (муниципальные) учреждения делятся на три типа: казенные, бюджетные и автономные, а их финансовое обеспечение осуществляется в полной зависимости от их типа. Основным источником формирования средств для учреждений всех типов является бюджетное финансирование. Бюджетное финансирование может осуществляться на основании бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности.
Бюджетные и автономные учреждения получают субсидии из соответствующего бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, а также могут получить субсидии на иные цели в соответствии со ст. 78.1 БК РФ, бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности в соответствии с пунктом 5 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ и субсидии на капитальные вложения.
Управление финансами некоммерческих организаций по аналогии с коммерческими включает такие основные элементы, как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль. Однако специфика некоммерческих организаций, обусловленная основной целью их деятельности и особенностями финансового обеспечения, определяет свой, особый порядок управления финансами в этих организациях, а также достаточно жесткое нормативно-правовое регулирование финансового управления.
Наряду с финансированием государственных (муниципальных) учреждений из соответствующих бюджетов для бюджетных и автономных учреждений не менее значимым источником ресурсов, необходимым с точки зрения эффективного функционирования и возможности выживания в рыночных условиях, являются доходы от предпринимательской деятельности.
Проанализировав управление финансами в ФГБУ «Государственный природный заповедник «Столбы», можно сделать следующие выводы. Основная часть расходов Учреждения финансируется за счет субсидий на выполнение государственного задания (46,7% в 2014 году, 61,5% и 76,1% в 2015 и 2016 годах соответственно). При этом в государственном задании не установлена связь между расходами и достижением показателей эффективности, что не позволяет в полной мере оценить эффективность и целевое направление произведенных расходов. Основная доля в затратах принадлежит расходам на оплату труда (в среднем 35%) и на оплату прочих работ и услуг, к которым относятся ремонтные работы, расходы на печать полиграфической продукции экологического характера и другие (в среднем 37,6%). Доходы от платной деятельности Учреждения за исследуемый период сначала составляли небольшую долю в общих доходах, однако наблюдается положительная динамика - 11,9% в 2014 году, 30,5% в 2015 году, 24% в 2016 году.
Были выделены следующие основные проблемы финансового управления и контроля в учреждении: государственное задание, опубликованное на официальном сайте в сети Интернет, не содержит значимых показателей, которые позволяют оценить, насколько деятельность Учреждения способствует достижению социально-экономических целей государства в области экологии и охраны окружающей среды; в плане финансово-хозяйственной деятельности собственные доходы учреждения указываются по остаточному принципу, в виде суммы, недостающей на покрытие текущих расходов; высокая доля расходов на оплату труда в Учреждении, что связано в первую очередь с большим количеством руководящих работников; отсутствие нормирования затрат и калькуляции стоимости услуг.
Исходя из вышеизложенных проблем, были предложены следующие мероприятия, направленные на повышение эффективности управления финансами в Учреждении:
1. модернизация управления фондом заработной платы с помощью положения об оплате труда работников бюджетных учреждений;
2. разработка положения о закупках и внедрение закупочных процедур в Учреждении на постоянные виды расходов;
3. разработка положения о нормировании затрат;
4. расчет калькуляции на все виды платных услуг по прямым затратам;
5. разработка плана по сбору доходов от платных услуг на трехлетний период;
6. внедрение аудита эффективности исполнения государственного задания.
7. оказание платных услуг в сфере экологического туризма.
На примере последних двух мероприятий разработано положение о внутреннем финансовом контроле в учреждении, а также произведен расчет стоимости конкретного экотуристического маршрута в ФГБУ «Государственный заповедник «Столбы» и потенциально возможное увеличение доходов от внебюджетной деятельности.
Государственные (муниципальные) учреждения делятся на три типа: казенные, бюджетные и автономные, а их финансовое обеспечение осуществляется в полной зависимости от их типа. Основным источником формирования средств для учреждений всех типов является бюджетное финансирование. Бюджетное финансирование может осуществляться на основании бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности.
Бюджетные и автономные учреждения получают субсидии из соответствующего бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, а также могут получить субсидии на иные цели в соответствии со ст. 78.1 БК РФ, бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности в соответствии с пунктом 5 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ и субсидии на капитальные вложения.
Управление финансами некоммерческих организаций по аналогии с коммерческими включает такие основные элементы, как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль. Однако специфика некоммерческих организаций, обусловленная основной целью их деятельности и особенностями финансового обеспечения, определяет свой, особый порядок управления финансами в этих организациях, а также достаточно жесткое нормативно-правовое регулирование финансового управления.
Наряду с финансированием государственных (муниципальных) учреждений из соответствующих бюджетов для бюджетных и автономных учреждений не менее значимым источником ресурсов, необходимым с точки зрения эффективного функционирования и возможности выживания в рыночных условиях, являются доходы от предпринимательской деятельности.
Проанализировав управление финансами в ФГБУ «Государственный природный заповедник «Столбы», можно сделать следующие выводы. Основная часть расходов Учреждения финансируется за счет субсидий на выполнение государственного задания (46,7% в 2014 году, 61,5% и 76,1% в 2015 и 2016 годах соответственно). При этом в государственном задании не установлена связь между расходами и достижением показателей эффективности, что не позволяет в полной мере оценить эффективность и целевое направление произведенных расходов. Основная доля в затратах принадлежит расходам на оплату труда (в среднем 35%) и на оплату прочих работ и услуг, к которым относятся ремонтные работы, расходы на печать полиграфической продукции экологического характера и другие (в среднем 37,6%). Доходы от платной деятельности Учреждения за исследуемый период сначала составляли небольшую долю в общих доходах, однако наблюдается положительная динамика - 11,9% в 2014 году, 30,5% в 2015 году, 24% в 2016 году.
Были выделены следующие основные проблемы финансового управления и контроля в учреждении: государственное задание, опубликованное на официальном сайте в сети Интернет, не содержит значимых показателей, которые позволяют оценить, насколько деятельность Учреждения способствует достижению социально-экономических целей государства в области экологии и охраны окружающей среды; в плане финансово-хозяйственной деятельности собственные доходы учреждения указываются по остаточному принципу, в виде суммы, недостающей на покрытие текущих расходов; высокая доля расходов на оплату труда в Учреждении, что связано в первую очередь с большим количеством руководящих работников; отсутствие нормирования затрат и калькуляции стоимости услуг.
Исходя из вышеизложенных проблем, были предложены следующие мероприятия, направленные на повышение эффективности управления финансами в Учреждении:
1. модернизация управления фондом заработной платы с помощью положения об оплате труда работников бюджетных учреждений;
2. разработка положения о закупках и внедрение закупочных процедур в Учреждении на постоянные виды расходов;
3. разработка положения о нормировании затрат;
4. расчет калькуляции на все виды платных услуг по прямым затратам;
5. разработка плана по сбору доходов от платных услуг на трехлетний период;
6. внедрение аудита эффективности исполнения государственного задания.
7. оказание платных услуг в сфере экологического туризма.
На примере последних двух мероприятий разработано положение о внутреннем финансовом контроле в учреждении, а также произведен расчет стоимости конкретного экотуристического маршрута в ФГБУ «Государственный заповедник «Столбы» и потенциально возможное увеличение доходов от внебюджетной деятельности.



