Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ПИЛОТОВ В БОБСЛЕЕ

Работа №23159

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
432
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Анализ научной и методической литературы по теме исследования 7
1.1 Характеристика, свойства видов внимания 7
2.1 Особенности проявления внимания в деятельности пилотов в бобслее 19
2 Организация и методы исследования 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Характеристики методов исследования 27
3 Результаты исследования и их обсуждение 36
3.1 Характеристика экспериментального комплекса упражнений 36
3.2 Анализ результатов исследования 40
Заключение 43
Список использованных источников 44
Приложение А 50


Актуальность. Для достижения высоких результатов в бобслее, необходимо уделять большое внимание как физической, так и психологической подготовке пилотов. При изучении вопроса о подготовке пилотов в бобслее обнаружилось отсутствие научно обоснованных методических разработок в этой области, т.е. в области специальной психологической подготовки пилотов и развитие у них компонентов познавательной деятельности. Одним из этих компонентов является внимание. Результат соревнований в бобслее зависит от степени подготовленности спортсменов, не только разгоняющих, но и пилотов. Хороший разгон боба дает высокую начальную скорость, а в дальнейшем управление спортивным снарядом (бобом) ложится на пилота, в итоге конечный результат зависит от степени квалификации пилота (потеряет ли он скорость, сможет удержать или нарастит ее, при прохождении бобслейной трассы).
По международным правилам участие в соревнованиях по бобслею разрешается спортсменам, достигшим возраста 18-ти лет.
Поэтому в бобслей приходят спортсмены из других видов спорта, в основном из легкой атлетики и скелетона. Эти спортсмены уже имеют уровень спортивной подготовки, но только в своем виде спорта. В дальнейшем они совершенствуют свой уровень спортивной подготовки, необходимый для участия в соревнованиях по бобслею. Однако для подготовки пилотов необходима индивидуальная и целенаправленная подготовка. Внимание именно тот компонент познавательной деятельности, которое необходимо развивать в период всего тренировочного процесса при подготовке пилотов в бобслее.
Развитие и совершенствование внимания пилотов является одной из основных задач в процессе подготовки бобслеистов. Традиционные методы тренировок не позволяют в должной мере развивать и совершенствовать внимание у пилотов в бобслее. Это обусловлено тем, что по данной теме нет теоретического материала, необходимого при составлении планов тренировочного процесса
До сих пор при отборе спортсменов для пилотирования многие тренеры руководствуются лишь врожденными качествами спортсменов или отбирают методом пробы в пилотировании спортивным снарядом.
Тренеры не обращают внимания на потенциал того или иного спортсмена, связанного с развитием у них компонента познавательной деятельности, например внимания.
Анализ научно-методической литературы по этому вопросу выявил следующие противоречия:
- между современными требованиями к уровню развития внимания у пилотов в бобслее и существующими средствами развития внимания;
- между стремлением пилотов бобслеистов к повышению уровня переключаемости внимания и несовершенством тренировочного процесса связанного с развитием внимания;
- между стремлением тренеров к приобретению знаний в сфере развития внимания у пилотов бобслеистов и отсутствием методического материала по этой проблеме.
Проблема заключается в отсутствии литературы направленной на развитие внимания у пилотов бобслеистов, в связи с этим тренерами не уделяется внимание по использованию средств направленных на развитие этого компонента в тренировочном процессе, так как по этой теме нет исследований. Исследование заключается в изучении проблемы связанной с отсутствием научной литературы и формированию средств направленных на развитие компонента познавательной деятельности - внимания, т.е. устранению выявленных противоречий.
Развития внимания у пилотов бобслеистов на этапе подготовки становится необходимостью в тренировочном процессе. Для этого определяем вид внимания необходимый развивать у пилотов бобслеистов. Существует очень много видов внимания, его разновидности, свойства, характеристики. Выявление и определение вида внимания является одной из задач нашего исследования, а его развитие является одной из самых основных задач в тренировочном процессе пилотов бобслеистов.
Объект исследования: процесс развития внимания в подготовке пилотов бобслеистов.
Предмет исследования: средства для развития внимания в подготовке пилотов в бобслее.
Цель работы: сформировать комплекс упражнений для развития внимания в подготовке пилотов бобслеистов и проверить его эффективность.
Задачи исследования:
5. Определить вид внимания, влияющий на эффективность
спортивной деятельности пилотов бобслеистов.
6. Определить начальный уровень развития избранного вида внимания у пилотов бобслеистов.
7. Разработать комплекс упражнений для развития избранного вида внимания у пилотов бобслеистов.
8. Проверить эффективность разработанного комплекса упражнений.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Метод математической статистики.
Гипотеза исследования: применение разработанного комплекса упражнений пилотами бобслеистами повысит уровень переключаемости внимания у спортсменов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование, проведенное в рамках данной работы, позволяет сделать следующие выводы.
1 Анализируя научно-методическую литературу были определены виды внимания, это непроизвольное (рефлекторные установки внимания - пассивное), произвольное (направленное внимание - активное), послепроизвольное (попеременно вызываемое внимание). Также были определены основные свойства произвольного внимания, это концентрация внимания, объем внимания, переключаемость внимания, распределение внимания, устойчивость внимания. Свойство произвольного внимания - переключаемость внимания, наиболее важный компонент познавательной деятельности, который необходимо развивать у пилотов бобслеистов.
2 Проведенные тестирования в группе спортсменов говорят о том, что переключаемость внимания находится на хорошем уровне развития, так как эти спортсмены, пришедшие в бобслей, уже имеют высокий уровень спортивной квалификации в других видах спорта. Показанные результаты также говорят о том, что спортсменам необходимо продолжить работу над повышением уровня переключаемости внимания.
3 Для развития переключаемости внимания у пилотов бобслеистов сформирован комплекс упражнений, разработаны методические рекомендации по применению этого комплекса. Предлагаемый комплекс упражнений состоит из физических упражнений, психологических упражнений. Этот комплекс может применяться в течение всего периода тренировочного процесса при подготовке пилотов бобслеистов.
4 Комплекс упражнений, сформированный нами, повысил уровень переключаемости внимания у пилотов бобслеистов, что подтверждается методом математической статистики, следовательно. Наша гипотеза подтверждена.



1 Бабушкин, Г.Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом: учеб. пособие / Г.Д. Бабушкин. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. - 328 с.
2 Бабушкин Г.Д. Психическая нагрузка в соревновательной деятельности и методика диагностики её переносимости спортсменом / Г.Д. Бабушкин, Б.П. Яковлев // Омский научный вестник. - 2013. - № 5. - С. 178-182.
3 Бабушкин, Г.Д. Интеллектуально -психологическая подготовка спорт-смена / Г.Д. Бабушкин, К. В. Диких. - Омск: СибГУФК, 2013. - 240 с.
4 Бабушкин, Г.Д. Содержание предсоревновательной мыслительной деятельности спортсмена / Г.Д. Бабушкин, К.В. Диких, Е.А. Скорук // Спортивный психолог. - 2014. - № 2. - С. 59-62.
5 Бруннер, Е.Ю. Лучше, чем супервнимание: методики диагностики и психокоррекции: Психология внимания; Оценочные тесты; Развивающие игровые упражнения. Серия: Психологический практикум / Е.Ю. Бруннер..— Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.— 317 с.
6 Булыкин, Д.О. Техника стартовых действий в футболе и легкоатлетическом спринте: автореф. дне. ... кандидат педагогических наук: 01.02.08 / Булыкин Дмитрий Олегович. - М., 2007. - 123 с.
7 Востриков, Д.А. Дифференцированная технология специальной физической подготовки квалифицированных разгоняющих в бобслее на предсоревновательном этапе учебно -тренировочного цикла / Д.А. Востриков, В.В. Пономарев // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - N 1. - С. 18.
8 Гавердовский, Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика: Монография. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 912 с.
9 Гелецкий, В.М. Теория физической культуры и спорта: учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. Красноярск: ИПК СФУ, 2008. — 342 с.
10 Глейберман, А.Н. Групповые упражнения без предметов / А.Н. Глейберман - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 232 с.
11 Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М.: Советский спорт, 2014. - 328 с.
12 Дворник, Л.С. Тяжелая атлетика: учебник для вузов / Л.С. Дворник,A. П. Слободян. - М.: Советник спорт, 2005. - 600 с.
13 Дьячков, В.М. Методы совершенствования физической подготовки /B. М. Дьячков - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 160с.
14 Дьячков, В.М. Проблемы спортивной тренировки / В.М. Дьячков - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 168с.
15 Железняк, Ю.Д. Основы научно -методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк П.К. Петров. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 272 с.
16 Жилкин, А.П. Легкая атлетика: учебное пособие для студентов факультетов физической культуры высших педагогических учебных заведений / А.И. Жилкин В.С. Кузьмин Е.В. Сидорчук - М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 464 с.
17 Загайнов, Р.М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена / Р.М. Загайлов - М.: Советский спорт, 2006. - 105 с.
18 Иванина, Е.М. Влияние психической саморегуляции на предстартовые состояния спортсменов / Е.М. Иванина // Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2012. - №8. - С. 1-4.
19 Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 454 с.
20 Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин - М.: «Академия», 2013. - 512 с.
21 Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2013. - 408с.
22 Карен Муратов. Волшебные бобы / Муратов Карен // Большой спорт. - 2008. - № 3 (23) март. - С. 30-32
23 Китаева, М.В. Психология победы в спорте: учебное пособие / М.В. Китаева - Ростов на Дону: «Феникс», 2006. - 208 с.
24 Котова, И.Б. Общая психология: учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c.
25 Киселев, Ю.Я. Психическая готовность спортсмена: Пути и средства достижения / Ю.Я. Киселев - М.: Советский спорт, 2011. - 276 с.
26 Кобзаренко, Б.Г. Школа Спринта: методический рекомендации / Б.Г. Кобзаренко. - Минск.: РУМЦФВН, 2012. - 280 с.
27 Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н.Леонтьев. - 5-е изд., стер. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2013. - 512с.
28 Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 4-е изд., стер. / Л.П. Матвеев - СПб.: Издательство «Лань», М.: ООО Издательств «Омега-Л», 2004. - 160 с.
29 Марков, Г.В. Система восстановления и повышение физической работоспособности в спорте высших достижений: метод пособие. - 2-е изд. стер. / Г.В. Марков В.И. Романов В.Н. Гладков - М.: Советский спорт, 2009. - 51 с.
30 Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры / А.М. Максименко. - 2-е изд, испр. и доп. - М.: Физическая культура, 2009. - 496 с.
31 Марков, К.К. Педагогические и психологические аспекты деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессах: автореф. дис. ... доктор педагогических наук: 13.00.04 / Марков Константин Константинович. - Красноярск, 2002. - 372с.
32 Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 c.
33 Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 582 c.
34 Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 738 c.
35 Озолин, Э.С. Спортивный бег: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Э.С. Озолин - М.: Человек, 2012. - 184 с.
36 Программа по бобслею для ГБУ «Спортивная школа олимпийского
резерва «Воробьевы горы» Москомспорта, составлена в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта бобслей, разработанным на основании Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2011, № 50, ст. 7354; 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7582) и подпункта 4.2.27 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 607 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3525; 2013, № 30, ст. 4112) и определяет условия и требования к спортивной подготовке в организациях, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом.
37 Приказ Минспорта России от 30.08.2013 №635 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта бобслей» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013) // «Российская газета», № 25, 12.01.2014.
38 Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2013. - 304 c.
39 Ратов, И.П. Биомеханические технологии подготовки спортсменов: монография / И.П. Ратов, Г.И. Попов А. А. Лонгинов Б.В. Шмонин. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 508 с.
40 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2012. - 714 с.
41 Серова, Л. К. Профессиональный отбор в спорте: учеб. пособие для высших учебных заведений физической культуры / Л. К. Серова.— М. : Человек, 2011 .— 160 с.
42 Скорук, Е.А. Переносимость психической нагрузки и её влияние на результативность соревновательной деятельности спортсменов / Е.А. Скорук, Г.Д. Бабушкин // Омский научный вестник. - 2014. - № 8. - С. 171-174.
43 Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте / В.Ф. Сопов. - М.: Трикста, 2010. - 116 с.
44 Тамбовский, А.Н. Теоретические и прикладные основы спортивной офтальмоэргономики: автореф. дне. ... кандидат педагогических наук: 13.00.04 / Тамбовский Анатолий Николаевич. - М., 2002. - 480 с.
45 Фаликман, М.В. Общая психология. В 7-и т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б.С.Братуся. - Т.4. Внимание / М.В.Фаликман. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480с.
46 Фролов, В.И. Влияние стартового срыва бобслейных саней на результат разгона в экипажах «четверок» / В.И. Фролов, П.В. Фролов, И.В. Чистяков // Теория и практика физ. культуры: 2014. - N 1. - С. 70-72.
47 Фудимов, В.В. Технология использования различных видов спорта для повышения личностно ориентированной направленной тренировочных занятий спортсменов: автореф. дис. ... кандидат педагогических наук: 13.00.04 / Фудимов Владимир Викторович. - СПб., 2012. - 141 с.
48 Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 12-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 480 с.
49 Шумилин, А.П. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки дзюдоистов к соревнованиям в системе многолетней спортивной тренировки / А.П. Шумилин. - Красноярск: СФУ, 2010. - 320 с.
50 Юрков, А.С. Совершенствование скоростно-силовой подготовки квалифицированных разгоняющих бобслеистов: автореф. дис. ... кандидат педагогических наук: 13.00.04 / Юрков Андрей Сергеевич. - Красноярск, 2012. - 189 с.
51 Яковлев, Б.П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений: монография / Б.П. Яковлев. - Сургут: СГПУ, 2007. - 201 с.
52 Яковлев, Б.П. Психическая нагрузка в спорте: теоретические и практические аспекты / Б.П. Яковлев. - Великие Луки: ВЛГИФК, 2002. - 194с.
53 Яковлев, Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности: уч. пособие / Б.П. Яковлев. - М.: Советский спорт, 2014. - 312 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ