ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КАТЕГОРИЯ МОТИВА И ТРАДИЦИИ ЕЕ ОСМЫСЛЕНИЯ 8
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 16
ГЛАВА 2. МОТИВ «СОБЛАЗНА/ИСКУШЕНИЯ»: СЕМАНТИКА, СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 17
2.1. Специфика мотива искушения в рамках русской средневековой агиографии («Житие великой княгини Ольги», «Житие Марии Египетской», «Житие протопопа Аввакума», «Житие преподобного
Мартиниана Кесарийского») 29
2.2. Мотив «соблазна/искушения в литературе Нового времени 42
2.2.1. Функционирование мотива искушения в творчестве Н.С. Лескова
(«Жемчужное ожерелье», «Аскалонский злодей») 43
2.2.2. Мотив соблазна/искушения в творчестве Л.Н. Толстого («Дьявол»,
«Отец Сергий») 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Актуальность исследования. Проблема поражения человека первородным грехом, причины и последствия случившегося, а также способ вернуть изначально данную Творцом возможность «совершенного существования» - по сей день остается актуальным вопросом в православной антропологии. Отечественная медиевистика имеет обширный опыт в исследовании древнерусской агиографии. Начиная с 19 века, знаменующегося фундаментальными работами В.О. Ключевского, И.С. Некрасова, И.А. Яхонтова, Н.И. Серебрянского и других исследователей, житийный жанр становится «... самым чтимым и самым распространенным» , а также неотъемлемым компонентом в формировании христианского миропонимания.
Тема «несовершенного» человека, который находится в вечных попытках отыскать себя и свою душу, осознающего себя между грехом и искуплением, проходит и через всю литературу Нового времени. Наивысшей яркости данная тема достигает в 19 веке, знаменитыми представителями которого являются Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, Н.С. Лесков и др. писатели.
Типологическое рассмотрение литературы 19 века «позволяет обнаружить в ней, с одной стороны, связь с органическими и глубинными свойствами культуры предшествующего этапа, а с Другой - Далеко идущую трансформацию этих черт» .
Доктринальными вопросами христианской антропологии богословы считают темы: «человек и Бог», «человек и мир», «первородный грех» . Так или иначе, данные темы проявляются и в творчестве каждого эпохального русского писателя, тем самым открывая пути реализации для темы искушения и первородного греха.
Значение искушения в житийной литературе имеют различные события, в которых испытывается вера человека и верность заповедям Христа. Агиография выступает в качестве посредника между Библейскими нравственными образами и окружающей простого человека действительностью. На примере житий святых людям открывается истина, что в обычном окружающем быту - и находятся те самые соблазны и искушения, которые необходимо преодолевать в течение всей своей жизни.
Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, искушения «попускаются Богом для того, чтобы человек опытно убедился в своей нравственной немощи и в необходимости благодати Божией, а также как средство укрепления в добре через свободное, усилием собственной воли, преодоление искушения и отвержение предметов соблазна. Искушение - обычный и неизбежный спутник в нравственной жизни христианина, на какой бы высоте нравственного достоинства он ни находился; их не следует ни бояться, ни искать...» . Можно сделать вывод, что обращаясь к святоотеческой и агиографической литературе, многие авторы в своих произведениях не могли избежать и темы искушения.
Являясь неотъемлемым компонентом в литературе и часто воплощаясь в архетипических образах, мотив искушения - значимая и актуальная проблема для изучения. Разработке указанного мотива посвящены работы многих ученых, в числе которых исследования М.Е. Башлыковой, С.В. Алпатова, Т.Р. Руди, О.А. Бердниковой, Е.А. Лутковой, Т.В. Федосеевой, Г.И. Модиной, С.В. Тесцова и др.
Соответственно, актуальность изучения темы обусловлена тем, что в современном литературоведении мотив искушения в творчестве писателей 19 века по сей день изучается без учета общехристианской агиографической традиции. Вследствие этого русская литература Нового времени расценивается не как трансформация традиции древнерусской книжности, а как влияние европейских направлений.
Научная новизна исследовательской работы заключается в специальном рассмотрении мотива соблазна, его функционировании в агиографических произведениях и трансформации в прозаических текстах литературы Нового времени.
Предметом исследования является структура мотива «соблазн/искушение» в русской средневековой агиографии, а также принципы наследования его литературой Нового времени.
Объектом изучения работы являются произведения русской средневековой агиографии и литературы 19 века, в которых так или иначе присутствуют мотивы соблазна и искушения. Выбор определенных текстов в качестве основного объекта рассмотрения таков: мы отбирали такие произведения, в которых мотив соблазна/искушения теснейшим образом связан с основным конфликтом текста. Это позволит наблюдать за функционированием данного мотива и рассмотреть его ведущие составляющие. В связи с этим были рассмотрены следующие произведения: из агиографической литературы - «Житие великой княгини Ольги», «Житие Марии Египетской», «Житие протопопа Аввакума», «Житие преподобного Мартиниана Кесарийского»; из литературы Нового времени - «Дьявол» и «Отец Сергий» Л.Н. Толстого, «Жемчужное ожерелье» и «Аскалонский злодей» Н.С. Лескова.
Цель исследования - выделить мотив соблазна/искушения в русской средневековой агиографии и проследить, какие изменения он претерпевает в литературе 19 века.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. уточнить теоретическое определение мотива, исходя из основных существующих литературоведческих исследований в области теории мотива;
2. выделить мотив соблазна/искушения и теоретически обобщить информацию о нем;
3. описать основные характеристики исследуемого мотива;
4. проследить художественные функции, которые несет указанный мотив в произведениях;
5. обозначить, какие изменения претерпевает мотив искушения в литературе Нового времени.
В основу анализа были положены следующие методы исследования:
1. типологический метод;
2. сравнительно-исторический метод;
3. историко-литературный.
Типологический метод исследования позволил проанализировать содержание агиографической топики, а также осмыслить момент наследства русской литературой 19 века древнерусскую культурную традицию. Сравнительно-исторический и историко-литературный методы позволили воссоздать историко-литературный контекст рассматриваемых эпох и обозначить различия в функционировании мотива искушения.
Теоретической основой исследования послужили многочисленные работы теоретического и историко-литературного характера, в числе которых исследования А.Н. Веселовского, В.И. Тюпы, Б.В. Томашевского, В.Б. Шкловского, В.Я. Проппа, О.М. Фрейденберг, А.Л. Бема, Б.И. Ярхо,A. Дандеса, И.В. Силантьева, Г.В. Краснова, Ю.В. Шатина, М.Е. Башлыковой, С.В. Алпатова, Т.Р. Руди, О.В. Творогова, А.В. Растягаева,B. В.Кускова, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана и др.
Такое рассмотрение в целом определяет структуру работы.
Структура и объем исследовательской работы. Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, который включает . наименований. Общий объем работы - 66 страниц.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в произведениях русских писателей XIX века так или иначе реализуется «структурный инвариант средневекового жития» .
В начале исследования была приведена характеристика основных существующих концепций в понимании теории мотива. Рассмотрев научные работы по истории становления и развития данной теории, мы пришли к выводу, что в настоящем времени не существует единого мнения в определении термина «мотив», по большей части потому, что ученые, которые занимались данной темой, разрабатывали теорию мотива с разных точек зрения. Для продуктивности дальнейших исследований, необходимо достигнуть определенного синтеза многообразия имеющихся концепций.
В ходе работы были рассмотрены различные толкования понятия «мотив», вследствие чего наше внимание привлек тот факт, что большинство авторов современных исследований дают весьма поверхностные трактовки. В ходе работы мы руководствовались следующим толкованием: мотив - это эстетически значимая повествовательная единица, интертекстуальная в своем функционировании, инвариантная в своей принадлежности к языку повествовательной традиции, вариантная в своих событийных реализациях, соотносящая в своей семантической структуре предикативное начало с актантами и пространственно-временными признаками .
Далее, согласно поставленной задаче, мы теоретически обобщили существующую научную информацию о мотиве соблазна. Проанализировав несколько определений, было выяснено, что искуситель - весьма сложный, собирательный образ, многоликая сущность (Люцифер, черт, бес, сатана, Князь тьмы, Вельзевул, враг, дьявол, добра ненавистник), которая, по своей сути, является одним падшим ангелом. Также, на основании приведенных определений, был сделан вывод, что главными способами воздействия сатаны-искусителя становятся соблазнение и страх.
Исследование показало, что в творчестве великих писателей 19 века можно проследить те же мотивы и все ту же структуру, что и в средневековых произведениях древнерусских авторов. «Неповторимые классики, оказывается, все-таки повторяются, причем делают это независимо от своей воли.» , - замечает В.К. Васильев. И действительно, благодаря структурно-типологическому методу мы имеем возможность проследить, как выстраиваются типологические ряды, объединяя тем самым литературу различных времен и жанров.
Было установлено, что мотив искушения - это типологическая агиографическая формула, переходящая из одного жития в другое, и далее в литературу последующих эпох. Опираясь на исследования таких ученых как В.К. Васильев, Т.Р. Руди, О.В. Панченко, было установлено, что область типологии агиографических произведений по сей день остается недостаточно изученным, благодаря чему становится актуальным направлением для исследований в настоящее время. Также, проанализировав несколько конкретных житий и специально отобранных произведений из творчества Н.С. Лескова и Л.Н. Толстого, был прослежен момент «наследства» интересующего нас мотива из агиографической литературы в литературу Нового времени. Мотив искушения играет сюжетообразующую роль во многих произведениях Л.Н. Толстого и Н.С. Лескова, а также «программирует» фабульную основу их прозаических текстов, обеспечивая рецепцию Библейского сюжета в бесконечных вариантах, причем весомость мотива искушения все более возрастает от ранних к более поздним текстам писателей.
Мотив искушения позволяет героям произведений скорректировать свои представления о мире, бытии. Это всегда переломный момент в их жизни. Всегда в ситуации искушения наличествует две стороны - искуситель и искушаемый (жертва), например: Степанида - Евгений Иртенев, Маковкина - отец Сергий, Тивуртий - Тения, блаженная Зоя - преподобный Мартиниан и т.п.
На наш взгляд, основной функцией мотива искушения/соблазна является испытание, испытание человека «на прочность», испытание его душевных качеств. Героя ставят перед нравственным выбором, и только он способен решить, какие ценности ему дороже: отказаться от себя, своих устоев, принципов и взглядов ради определенных жизненных благ, или же до конца оставаться непреклонным, мужественно противостоять сложившимся обстоятельствам и успешно преодолеть настигнувшие соблазны.
Также, было установлено, что в литературу Нового времени указанный мотив входит не в первоначальном своем варианте, но претерпевая определенные изменения.
Во-первых, можно наблюдать за своеобразной эволюцией мотива искушения, например: если в большинстве агиографических произведений герой, соблазненный женщиной, ее красотой, безотлагательно каялся и шел на радикальные меры (мотив выколотого глаза, мотив испытанием огнем и т.п.), то в литературе 19 века все несколько иначе - герой уже не так рьяно переживает по этому поводу (в повести «Дьявол», автор смеется над главным героем, который решил последовать действиям старцев, но «ему стало больно»).
Во-вторых, если в агиографической литературе искушения воспринимались подвижниками как «дьявольское наваждение, происки лукавого», вследствие чего святые всячески пытались выстоять, не поддаться соблазнам (помня подвиг Иисуса Христа в пустыне), то в литературе Нового времени многие герои следуют принципу «Единственный способ избавиться от искушения - это поддаться ему».
Таким образом, агиографическая традиция продолжилась в Новое время в творчестве многих писателей 18-19 века - А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского и др.
Невозможно приуменьшить бесспорно важную литературную задачу житийной литературы: она показывает способы приобщения к истине, передает сердечное мироощущение автора жития и наделяет читателя духовным зрением. Именно эти качества христианской агиографии и были унаследованы русской литературой 19 столетия.
1. Аверинцев С.С. Сатана // Мифы народов мира. М: Советская энциклопедия, 1992. Т. 2. С. 412-414.
2. Алпатов С.В. Повествовательная структура легенды: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.09. М., 1998. 18 с.
3. Башлыкова М.Е. Топика житий в Киевско-Печерском патерике редакции 1661 г.: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2008. С. 106.
4. Беднягина Т.В. К проблеме жанрово-композиционного своеобразия византийского «Жития Марии Египетской» // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Серия: Литературоведение. Устное народное творчество. 2012. Вып. 34. С. 3.
5. Бем А.Л. К уяснению историко-литературных понятий // Известия Отделения русского языка и словесности. Академии наук. 1918. T.23. Кн. 1. СПб., 1919. С.3. (отсканированная версия).
6. Васильев В.К. Сюжетная типология русской литературы XI-XX веков (архетипы русской культуры). От Средневековья к Новому времени : монография / В. К. Васильев. - Красноярск : ИПК СФУ, 2009. С. 14.
7. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк.,1989. С. 185.
8. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940. С. 35.
9. Гродецкая А.Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. - СПб., 2000. С. 255.
10. Дмитриев А.В., Сычев А.А. Скандал. Социофилософские очерки:[монография] / А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. М.: ЦСП и М, 2014. С. 18.
11. Карпов А.Ю. Жизнь замечательных людей. М., 1899.
12. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 434.
13. Кологривов Иоанн. Очерки по истории русской святости. Брюссель, 1961. С. 327.
14. Краснов Г.В. Мотив в структуре прозаического произведения: К постановке вопроса / Г.В. Краснов // Вопросы сюжета и композиции. [Вып. 4]. - Горький: Изд-во ГГУ, 1980. С. 70.
15. Кусков В.В. Литература высоких нравственных идеалов // Древнерусские предания (XI-XVI вв.). М.: Сов. Россия, 1982. С. 7.
16. Лесков Н.С. Аскалонский злодей // Лесков Н.С. Собрание сочинений в 12 т. М., Правда, 1989. Т. 10. С. 174.
17. Лесков Н.С. Собр. соч.: в 11 т. М.: ГИХЛ, 1956. Т. 7.
18. Лихачев Д.С. Историческая поэтика. Смех как мировоззрение. СПб.: Алетейя, 1997. С. 210.
19. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. С. 80.
20. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М., Л., 1947. С. 132-138.
21. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. С. 13.
22. Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры / Ю.М.Лотман. - СПб: Искусство-СПб, 2002. С. 74.
23. Лукьянчикова Н.В.Трансформация агиографической традиции в произведениях Н.С Лескова о «праведниках»: дис. канд. филол. наук, Ярославль, 2004. 169 с.
24. Митрополит Дмитрий Ростовский. Жития святых - месяц февраль// Житие преподобного Исаакия, затворника Печерского. М.: Директ- Медиа, 2015. С.69.
25. Панченко О.В. Поэтика уподоблений (к вопросу о «типологическом» методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии) // ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54. С. 491.
26. Полное собрание русских летописей. Т.1: Лаврентьевская летопись. М., 1997. Стб. 68. С. 36.
27. Понырко Н.В. Три жития - три жизни. Протопоп Аввакум, инок Епифаний, боярыня Морозова. СПб.: Пушкинский дом, 2010. С. 51.
28. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л., 1928. С. 22.
29. Растягаев А.В. Агиографическая традиция в русской литературе XVIII в.: проблема генезиса и жанровой трансформации: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2008. С. 83.
30. Руди Т. Р. Топика русских житий (вопросы типологии) // Русская агиография: исследования, публикации, полемика. - СПб., 2005. - С. 62.
31. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества, XII-XIII вв. М., 1982. С. 360-362.
32. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. С. 365-375.
33. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: Очерк историографии. Новосибирск, 1999; Силантьев И.В. Поэтика мотива. М., 2004.
34. Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия / сост. Н. П. Хрящева. М.: Флинта: Наука, 2011. С. 186.
35. Толстой Л. Н. Поли. собр. соч. : в 90 т. / J1. Н. Толстой. - М. : Худож. лит. - Т. 27: 1928-1958. С. 469.
36. Токарев С. А. «Дьявол» // Мифы народов мира. М, 1992. Т. 1.
37. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1999. С. 121.
38. Томашевский Б. В. Поэтика: Краткий курс. М., 1996. С. 71
39. Тюпа, В.И. Тезисы к проекту словаря мотивов / В.И. Тюпа // Дискурс. 1996. № 2. С.45.
40. Фрейденберг О.М. Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1995. № 4. (13). С. 84.
41. Чупринин, С. Русская литература сегодня : жизнь по понятиям. М.: Время, 2007. - 768 с.
42. Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983. С. 31.
43. Ярхо Б.И. Методология точного литературоведения: Избранные труды по теории литературы / Изд. подг. М.В. Акимова, И.А. Пильщиков и М.И. Шапир; под общей ред. М.И. Шапира. М.: Языки слав. Культур, 2006. С. 43.
44. Яхонтов И. Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881. С. 333.
Энциклопедические словари
45. Васильев П.П. Диавол // Энциклопедический словарь Брокгауза иЕфрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.).
46. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. М., 1991. Т. I.
47. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. М., 1991. Т. II.
48. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. М., 1991. Т. III.
49. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. М., 1991. Т. IV.
50. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.
51. Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М., 1899. С. 626. (отсканированная версия).
52. Сатана // Краткая еврейская энциклопедия. Т. 7. кол. 691-692.
53. Словарь литературоведческих терминов. Л. И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., «Просвещение», 1974. 509 с.
54. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка, М., 1989.
55. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка XI - XIV вв. М., 1990.
56. Срезневский И.И. Словарь русского языка XI - XVII вв., вып. 6, М., 1979.
57. Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка. М.: «Прогресс», 1986. Т. 1,2.
Интернет-ресурсы
58. Архиепископ Дублинский. Искушение Господа в пустыне//Православное обозрение. М., 1881. [Электронный ресурс].
URL: http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/sbornik-statej-po-istolkovatelnomu-i-nazidatelnomu-chteniju-chetveroevangelija/9 (дата обращения: 10.03.2016).
59. Белобородов И.И. Традиционные семейные ценности: русская версия. [Электронный ресурс]. URL: http://riss.ru/demography/demography-science-journal/22286/#_ftn7 (дата обращения: 23.04.2016).
60. Добробабина О.Ю. Повесть Л. Н. Толстого «Дьявол»: мифологическая парадигма грехопадения. [Электронный ресурс] - URL: http://dspace.onu.edu.ua:8080/bitstream/123456789/4981/1/96-105.pdf(дата обращения: 29.05.2016).
61. Житие... великой княгини Ольги, нареченной во святом крещении Еленой... // БЛДР. Т. 12. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10116 (дата обращения: 29.02.2016).
62. Житие Марии Египетской // БЛДР. - Т. 2. [Электронный ресурс]. URL:http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2170(дата обращения: 15.02.2016).
63. Лев Диакон. История. Наука, М.: 1988. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rummuseum.ru/portal/694 (дата обращения: 27.03.2016).
64. Линков В.Я. Примечания к повести Л.Н. Толстого «Дьявол». [Электронный ресурс] - URL:
http://az.lib.ru7t/tolstoj _lew_nikolaewich/text_0140.shtml(дата обращения: 04.05.2016).
65. Мысли из дневников Л.Н. Толстого (1881-1910). [Электронный ресурс] - URL:
http://az.lib.rU/t/tolstoj. _lew_ nikolaewich/text_1910_mysli_iz_dnevnikov. shtml(дата обращения: 01.05.2016).
66. Письмо В.Г. Черткову от 16 февраля 1981 г. [Электронный ресурс] - URL:http://az.lib.ru/tZtolstoj _lew_nikolaewich/text_1400.shtml(дата обращения: 25.05.2016).
67. Повесть временных лет // БЛДР. - Т. 1. [Электронный ресурс] - URL:http:ZZlib.pushkinskijdom.ruZDefault.aspx?tabid=4869(дата обращения: 11.03.2016).
68. Словарь музыкальных терминов. [Электронный ресурс] - URL: http://muzyka.net.ru/slovar/m/ (дата обращения: 12.02.2016).
69. Толстой Л.Н. Дьявол. [Электронный ресурс] - URL: http:ZZaz.lib.ruZtZtolstoj _lew_nikolaewich/text_0140.shtml(дата обращения: 21.05.2016).
70. Толстой Л.Н. Отец Сергий. [Электронный ресурс] - URL: http:ZZaz.lib.ruZtZtolstoj _lew_nikolaewich/text_0245.shtml(дата обращения: 19.05.2016).
71. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Православная
богословская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.studfiles.ru/preview/5699588/page:128/ (дата обращения: 20.04.2016).