Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКА

Работа №23150

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
981
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Профессиональное самоопределение подростков 8
1.1. Особенности старшего подросткового возраста 8
1.2 Самоопределение как главная задача подросткового возраста 22
1.3 Роль семьи в профессиональном самоопределении старшеклассников 31
2 Исследование роли родителей в профессиональном самоопределении
подростка 41
2.1 Организация исследования роли семьи в профессиональном
самоопределении старшего школьника 41
2.2 Результаты исследования роли семьи в профессиональном
самоопределении старшего школьника 45
2.3 Реализация модели работы семьи с субъектами осуществляющими
профориентационную деятельность 58
Заключение 68
Список использованных источников 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 95


На современном этапе развития государства определяющими факторами его устойчивого экономического роста выступают высокие технологии и наукоемкая продукция, инновационность которых зависит от качества научного и интеллектуального потенциала общества, уровня профессиональной компетентности специалистов, их креативности и развития исследовательских навыков. В связи с этим профессиональная компетентность имеет первостепенное значение, одним из основных способов формирования которой выступает личностно-профессиональное самоопределение будущих специалистов в период школьного обучения.
В связи с социально экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, демократизацией и гуманизацией российского общества, возрастает значимость психолого-педагогического сопровождения школьников на этапе профоиентационной работы.
Проблема подготовки школьников к жизненному самоопределению в современных социально- экономических условиях становиться все более актуальной. Складывающийся в России динамичный рынок труда «выявил» серьезные затруднения в ее решении. Подростки затрудняются в выборе профессионального направления, их желания неустойчивы, постоянно меняются, профессиональные притязания неопределённы, предпочтения зачастую носят романтический характер, не отвечающий реальному образу профессии. Вследствие несформированности профессионального самоопределения школьники руководствуются случайным принципом в выборе будущей профессии, опираясь на мнение сверстников, родителей и внешние критерии профессии: престижность, высокий заработок, легкость поступления в вуз и т. д.
В последние годы наша страна, и Красноярский край, в особенности, вступили в пору динамичного экономического развития. В крае реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие большего количество специалистов и рабочих высокой квалификации. Однако в общественном сознании по-прежнему существует миф о востребованности профессий юриста, экономиста, менеджера. Рабочие и инженерные профессии, наиболее востребованные на рынке труда, но менее популярны. На разрешение этой проблемы направлено и развитие системы образования в крае - создание Сибирского Федерального университета, реорганизация системы начального и среднего профессионального образования, и усиление системы профориентационной работы в образовательных учреждениях и системе служб занятости.
Динамичность рынка труда не позволяет ребенку и человеку вообще предвидеть, какая профессия будет востребована через 5-10 лет, И в основании всех этих выборов и лежит жизненное самоопределение, представление о том, ради чего жить (смысл жизни) и как жить (стиль жизни). И именно это является главным основанием выбора в гуманистическом подходе.
Усложнение профессиональной деятельности, быстрые изменения в экономической сфере и на рынке труда, ставят перед подростками сложные задачи профессионального самоопределения.
Сложности возникают как из-за особенностей возраста (именно в это время происходит активное становление личности, и процессы самоопределения), неумения совершать выбор, а также тем, что родители, которые в стабильных условиях, могут быть советчиками и помощниками в условиях быстро меняющегося общества, не всегда могут помочь ребенку в выборе его будущего.
Применительно к профориентации данная проблема является еще более значимой, поскольку ее престиж явно не соответствует реальной сложности рассматриваемых профконсультантами проблем (не менее сложных, чем в психотерапии, в психодиагностике или в психологии управления). Поэтому можно конкретизировать данную проблему (нахождение специфических особых смыслов) самой профориентации среди смежных направлений и среди всех общественных институтов, влияющих, так или иначе, на самоопределение людей.
Проблемой является необходимость выбора будущей профессиональной деятельности в подростковом возрасте, когда у учащихся еще только идет процесс личностного самоопределения. Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что подростки не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее. Подросток живет здесь и сейчас. И это означает, что выбор приходится совершать еще только становящейся личности, с неопределенными перспективами на будущее.
Целью нашей работы является исследование роли родителей в профессиональном самоопределении подростков.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи
- Уточнить содержание понятий «подростковый возраст»; «семья», дать рабочие определения данных понятий;
- Проанализировать подходы, уточнить понятия и рассмотреть структуру самоопределения в целом, и профессионального самоопределения в частности;
- Теоретически описать роль и возможности родителей в
осуществлении профессионального самоопределения;
- Провести эмпирическое исследование роли родителей в
профессиональном самоопределении подростков;
- Провести эмпирическое исследование студенческого отношения к
случившемуся выбору (участии/неучастии родителей в этом процессе);
- Проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: профессиональное самоопределение школьников.
Предмет исследования: роль родителей в профессиональном самоопределении.
- В нашей работе были использованы следующие методы:
- Теоретический анализ;
- Моделирование;
- Наблюдение;
- Анкетирование.
Состояние изученности проблемы и методологические основания:
Теоретико-методологическую основу исследования составили: общепсихологические теории личности и деятельности (К.А. Абульханова - Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); труды отечественных и зарубежных исследователей, в которых раскрывается сущность и содержание понятия профессионального самоопределения (М.Р. Гинзбург, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В. Ф. Сафин, Д. Адольф В.А и др.). Теоретический анализ в исследовании выполнен с опорой на принцип детерминизма, развития, системного подхода, единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн); закономерности развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И.Д. Фельдштейн, К.Н. Поливанова и др.).
База исследования:
- МБОУ, Лицей №10 г. Красноярск.
- МБОУ, Лицей №1 г. Красноярск.
- МКОУ Таежинская школа №20, п.Таежный, Богучанского района, Красноярского края
- ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
Научная новизна обусловлена глубокой теоретической проработкой основ процесса профессионального самоопределения подростков в современной социально-экономической ситуации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы позволяют:
- составить целостное представление о процессе становления профессионального самоопределения у школьников;
- представить структуру и особенности роли родителей в процессе профессионального самоопределения подростков;
- расширить представления о факторах, влияющих на профессиональное самоопределение на этапе окончания школы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что основные выводы и положения использованы в разработанной модели взаимодействия субъектов профориентационной деятельности, направленных на:
- повышение родительской компетентности, касающейся профессиональной ориентации;
- повышение уровня квалификации социальных педагогов в центрах социальной помощи семье и детям;
- осуществление помощи подросткам и родителям в трех аспектах профессионального самоопределения: информационно-познавательном, мотивационно-потребностном и деятельностно-практическом.
Основные положения, выносимые на защиту:
- Подростки испытывают трудности в профессиональном самоопределении, нуждаются в информации, касающейся прогнозирования рынка труда, особенностей поступления в разные ВУЗы, содержания появляющихся профессий и местах их получения;
- Родители не готовы к осуществлению профориентационной помощи детям в силу технологической революции и динамизма профессий;
- Реализация модели взаимодействия семьи с субъектами профориентационной деятельности.
Структура диссертации представлена введением, двумя главами, шестью параграфами, заключением, списком литературы и приложениями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результатах нашего эмпирического исследования, мы видим, что сегодняшние старшеклассники и выпускники школы, в ближайшем будущем могут стать категорией группы риска. Именно у этой категории молодых людей нет трудового опыта, низка или отсутствует профессиональная квалификация, не сформированы готовность к труду и самостоятельной оценке обстановки на рынке труда. Они низко оценивают роль образования в профессиональной подготовке, нередко перекладывают на родителей ответственность за свой жизненный выбор, лишь немногие проявляют готовность и желание определить свою собственную судьбу. Обращаясь же за помощью к родителю не получает ответов на свои вопросы т.к. семья не готова оказать эту помощь из-за недостаточности информации касающейся прогнозирования рынка труда, особенностей поступления в разные ВУЗы, содержания появляющихся профессий и местах их получения.
В результате проведения исследовательской работы, нами была построена теоретическая модель роли семьи в профессиональном самоопределении подростка. Наиболее внимательно нами рассматривалась готовность к осуществлению профессионального выбора, которая играет определяющую функциональную роль для построения образа будущего. Профессиональный выбор, это то от чего зависит дальнейшая жизненная стратегия выпускника школы.
Сегодня старшеклассники связывают понятие «жизненный успех» с материальным благополучием. Главными качествами в достижении успеха выделяют трудолюбие и ответственность. Труду отводиться не последнее место, что говорит о благоприятной тенденции. Важно, чтобы для подрастающего поколения сегодня труд стал значимой потребностью, а жизненный успех был поставлен в прямую связь с пользой обществу и другим людям.
Проанализировав сущность профессионального самоопределения, мы пришли к выводу, что наиболее успешно он протекает в процессе взаимодействия нескольких субъектов профориентационной деятельности . Для благополучного выбора профессии недостаточно только школы или центра профориентации. Эта деятельность должна быть выстроена совместно с семьей, учитывать психологические особенности подростка и являться важной, ответственной, результативной, эмоционально и личностно значимой. Должна быть включенной в целостный процесс жизнедеятельности, иметь не разовый, а непрерывный, постоянный характер. Нами разработана модель взаимодействия субъектов профориентационной деятельности с семьей, способная вывести профориентацию в г. Красноярск, на более высокий уровень.



1. Александров, Д. А. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» / Тенишева К. А. , Савельева С. С. Александров, Д. А. // Вопросы образования - 2015. - №3.-С.66-91.
2. Andersson, H., Bergman L.R. (2011) The Role of Task Persistence in Young Adolescence for Successful Education and Occupational Attainment in В. И. Middle Adulthood // Developmental Psychology. Vol.47. No.4.P.950-960.
3. Андреева, Т. В. Психология семьи. - СПб. : Речь, 2007. - 384 с
4. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие для студ. вузов - М. : Академия, 2012. - 384 с.
5. Адольф, В. А. Подготовка педагога к работе по личностному самоопределению старшеклассников // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. №1. С.82-86
6. Арутюнянц, Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодёжи.- Вильнюс.- 1988.- 46с.
7. Азаров, Ю.П. Семейная Педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве /Ю.П. Азаров. - М.:Эксмо, 2015. - 496 с.
8. Асмолов, А.Г. Психология личности. М., 2008.
9. Бессуднов, А. Р. Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9-го класса средней школы/ А.Р Бессуднов., В.М Малик // Вопросы образования. - 2016. № 1. С. 135-167
10. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
11. Бадашкеев, М. В. Психологические особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников // Теория и практика общественного развития. 2014. №20. С.202-203
12. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. — М. : Из-дательство Юрайт ; МГППУ, 2011. — 460 с. — Серия : Основы наук.
13. V. V. Vybornova &E. A. Dunaeva (2007) Problems of Young People's Professional Self-Determination, Russian Education &Society, 49:3, 47-60
14. Выготский, Л.С. «Психология развития человека» / Выготский Л.С. // Москва: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
15. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2011
16. Гинзбург, М.Р. «Личностное самоопределение как психологическая проблема». Психология личностного самоопределения Дисс. докт. психол. наук. / Гинзбург М.Р./ Москва, 2006. - С.122-178.
17. Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2009.
18. Дружинин, В. Н. Психология семьи: 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с.
19. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для психологов/ Э. Ф. Зеер. - 3е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 239 с.
20. Идентичность: юность и кризис : учеб. пособие / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых; пер. с англ. [Андреева А. Д. и др.]. - 2-е изд. - Москва: Флинта [и др.], 2006. - 341,
21. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений - Спб.: Питер, 2013. - 576 с.
22. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2011. - 432 с.
23. Климов, Е. А. Профессии научных работников: учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. /Е. А. Климов - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с.
24. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
25. Кирилюк, О.Е. Роль семьи в профессиональном самоопределении выпускника// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб.ст. по матер. IX междунар.науч.-практ.конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2011.
26. Криволапова, Н.А. Социально-педагогический подход в профессиональном самоопределении школьников // Социальная педагогика в России. - 2010. - № 3. - С.78-84.
27. Криволапова, Н. А. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях // Народное образование. - 2010. - N 5. - С. 170-176.
28. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.,.2011.
29. Казанская, В. Подросток. Социальная адаптация / В. Казанская. - М.: Питер, 2011. - 288 с.
30. Крайг, Г. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. - С. 940.
31. Кле, М. Психология подростка. — М.: Педагогика, 1991
32. Кон, И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. /И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. - 192с.
33. Курганский, С.М. Примерное положение о кабинете профессиональной ориентации общеобразовательного учреждения // Практика административной работы в школе. - 2009. - № 6. - С.34-35.
34. Костюнина, Е. А., Агеева Л. Г. Трудности профессионального самоопределения подростков // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 530¬533.
35. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. /И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175с.
36. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
37. Колесников, И. А. Профессиональное самоопределение старших школьников как педагогическое понятие // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. №31 (164). С.71-76
38. Литвак, Н. Формула призвания. Семь правил выбора вуза. - М.: Альпина нон - фикшн, 2012.
39. Лученков, А.В. Модель старшей школы, ориентированной на возрастные особенности учащихся: результаты внедрения / А.В. Лученков // вопросы образования. - 2016. - №1. - С.191 - 204.
40. Медведев, Д.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников // Профильная школа. - 2013. - № 1. - С.33-38.
41. Методы и технологии социальной и социально-педагогической работы с детьми и семьями, оказавшимися в социально опасном положении. Учебно-методическое пособие / А. К. Лукина, С. Д. Чиганова, М. А. Волкова - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. -159 с.
42. Минюрова, С. А. Психология саморазвития человека в профессии: моногр. / С. А. Минюрова. - М. : Компания Спутник +, 2008. - 298 с.
43. Mead, M. Culture and Commitment. Natural History Press. N.Y., 1975, 113 p.
44. Основы профориентологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. Прахов, И. А. Барьеры доступа к качественному высшему образованию в условиях ЕГЭ: семья и школа как сдерживающие факторы/ И.А. Прахов // Вопросы образования. - 2015. № 1. С. 88-117.
45. Попов, Д.С. Жизнь после девятого класса: как личные достижения учащихся и ресурсы их семей влияют на жизненные траектории? На материалах лонгитюдного исследования / Д.С Попов, Ю.А. Тюменева, Г.С. Ларина // Вопросы образования. 2013. - №4. - С.310 - 334.
46. Пряжникова, Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
47. Пряжников, Н.С., Румянцева Л.С. Самооопределение и
профессиональная ориентация учащихся. - М.: Издательский центр «Академия», 2013
48. Пряжников, Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. - Академия, 2014.
49. Познавательные процессы и способности в обучении. /Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 2009.
50. Петренко, Е.С. Ресурсный потенциал семьи и образовательные траектории детей и взрослых / Е.С. Петренко, Е.Г. Галицкая // Вопросы образования. - 2007. - №3. -С.240 -254.
51. Психология, семейных отношений с основами семейного консультирования /Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: ,2002.- 322с
52. Попова, Е.В. Основы профессионального самоопределения" программа курса по профориентации / Школа цифрового века. - 2013. №14 С. 43-45
53. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. - М.: Издат. центр, 2000. - 184 с.
54. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие для ВУЗов: рек. М-вом образования и науки РФ. /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. - 713с
55. Сидоркин, А.М. Прагматический либерализм и модернизация воспитания/ А.М. Сорокин // Вопросы образования. - 2014. № 2. С. 278-298
56. Слободчиков, Е. И. Исаев. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие»: ПСТГУ; Москва;2013.
57. Семенова, Л.А. Особенности профессионально-трудового самоопределения молодежи // Вестник института социологии. - 2011. -№2. С.87 - 105.
58. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения личности. Учебное пособие к спецкурсу / Сафин В.Ф. // - Москва : Академия, 2013. -С.150-186.
59. Соловьёв, Г.Е. Событийный подход в воспитании школьников /Соловьёв Г.Е. // Вестник Удмуртского университета . Философия. Психология. Педагогика. - 2009. Вып. 2. - С. 103-11. - С. 106.
60. Слободчиков, В.И., Исаев Е.И. Психология Человека. М., Школа - Пресс.2009.
61. Фролова, С.В. Факторы профессионального самоопределения старшеклассников // Высшее образование сегодня. - 2009. - №1 - С.69-71.
62. Чередниченко, Г.А. Образовательные и профессиональные траектории выпускников средней школы // СОЦИС. 2010 - №2. С.135-142.
63. Шилова М. И., Кашапова Н. В. Влияние профессиональных проб на выбор старшеклассниками сферы трудовой деятельности/ М. И. Шилова, Н. В. Кашапова // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология. 2011. №5. С.52-57.
64. Шапиро, А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивно-негативных внутрисемейных отношений // Вопросы психологии.- 2010.- №4.- с.45-46
65. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М.: Педагогика, 1981. - 96 с.
66. Штурмак, М.А. Профессиональное самоопределение старших школьников: новые возможности // Воспитание школьников. - 2013. - № 1. - С.35-39.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ