РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКА
|
Введение 3
1 Профессиональное самоопределение подростков 8
1.1. Особенности старшего подросткового возраста 8
1.2 Самоопределение как главная задача подросткового возраста 22
1.3 Роль семьи в профессиональном самоопределении старшеклассников 31
2 Исследование роли родителей в профессиональном самоопределении
подростка 41
2.1 Организация исследования роли семьи в профессиональном
самоопределении старшего школьника 41
2.2 Результаты исследования роли семьи в профессиональном
самоопределении старшего школьника 45
2.3 Реализация модели работы семьи с субъектами осуществляющими
профориентационную деятельность 58
Заключение 68
Список использованных источников 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 95
1 Профессиональное самоопределение подростков 8
1.1. Особенности старшего подросткового возраста 8
1.2 Самоопределение как главная задача подросткового возраста 22
1.3 Роль семьи в профессиональном самоопределении старшеклассников 31
2 Исследование роли родителей в профессиональном самоопределении
подростка 41
2.1 Организация исследования роли семьи в профессиональном
самоопределении старшего школьника 41
2.2 Результаты исследования роли семьи в профессиональном
самоопределении старшего школьника 45
2.3 Реализация модели работы семьи с субъектами осуществляющими
профориентационную деятельность 58
Заключение 68
Список использованных источников 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 95
На современном этапе развития государства определяющими факторами его устойчивого экономического роста выступают высокие технологии и наукоемкая продукция, инновационность которых зависит от качества научного и интеллектуального потенциала общества, уровня профессиональной компетентности специалистов, их креативности и развития исследовательских навыков. В связи с этим профессиональная компетентность имеет первостепенное значение, одним из основных способов формирования которой выступает личностно-профессиональное самоопределение будущих специалистов в период школьного обучения.
В связи с социально экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, демократизацией и гуманизацией российского общества, возрастает значимость психолого-педагогического сопровождения школьников на этапе профоиентационной работы.
Проблема подготовки школьников к жизненному самоопределению в современных социально- экономических условиях становиться все более актуальной. Складывающийся в России динамичный рынок труда «выявил» серьезные затруднения в ее решении. Подростки затрудняются в выборе профессионального направления, их желания неустойчивы, постоянно меняются, профессиональные притязания неопределённы, предпочтения зачастую носят романтический характер, не отвечающий реальному образу профессии. Вследствие несформированности профессионального самоопределения школьники руководствуются случайным принципом в выборе будущей профессии, опираясь на мнение сверстников, родителей и внешние критерии профессии: престижность, высокий заработок, легкость поступления в вуз и т. д.
В последние годы наша страна, и Красноярский край, в особенности, вступили в пору динамичного экономического развития. В крае реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие большего количество специалистов и рабочих высокой квалификации. Однако в общественном сознании по-прежнему существует миф о востребованности профессий юриста, экономиста, менеджера. Рабочие и инженерные профессии, наиболее востребованные на рынке труда, но менее популярны. На разрешение этой проблемы направлено и развитие системы образования в крае - создание Сибирского Федерального университета, реорганизация системы начального и среднего профессионального образования, и усиление системы профориентационной работы в образовательных учреждениях и системе служб занятости.
Динамичность рынка труда не позволяет ребенку и человеку вообще предвидеть, какая профессия будет востребована через 5-10 лет, И в основании всех этих выборов и лежит жизненное самоопределение, представление о том, ради чего жить (смысл жизни) и как жить (стиль жизни). И именно это является главным основанием выбора в гуманистическом подходе.
Усложнение профессиональной деятельности, быстрые изменения в экономической сфере и на рынке труда, ставят перед подростками сложные задачи профессионального самоопределения.
Сложности возникают как из-за особенностей возраста (именно в это время происходит активное становление личности, и процессы самоопределения), неумения совершать выбор, а также тем, что родители, которые в стабильных условиях, могут быть советчиками и помощниками в условиях быстро меняющегося общества, не всегда могут помочь ребенку в выборе его будущего.
Применительно к профориентации данная проблема является еще более значимой, поскольку ее престиж явно не соответствует реальной сложности рассматриваемых профконсультантами проблем (не менее сложных, чем в психотерапии, в психодиагностике или в психологии управления). Поэтому можно конкретизировать данную проблему (нахождение специфических особых смыслов) самой профориентации среди смежных направлений и среди всех общественных институтов, влияющих, так или иначе, на самоопределение людей.
Проблемой является необходимость выбора будущей профессиональной деятельности в подростковом возрасте, когда у учащихся еще только идет процесс личностного самоопределения. Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что подростки не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее. Подросток живет здесь и сейчас. И это означает, что выбор приходится совершать еще только становящейся личности, с неопределенными перспективами на будущее.
Целью нашей работы является исследование роли родителей в профессиональном самоопределении подростков.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи
- Уточнить содержание понятий «подростковый возраст»; «семья», дать рабочие определения данных понятий;
- Проанализировать подходы, уточнить понятия и рассмотреть структуру самоопределения в целом, и профессионального самоопределения в частности;
- Теоретически описать роль и возможности родителей в
осуществлении профессионального самоопределения;
- Провести эмпирическое исследование роли родителей в
профессиональном самоопределении подростков;
- Провести эмпирическое исследование студенческого отношения к
случившемуся выбору (участии/неучастии родителей в этом процессе);
- Проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: профессиональное самоопределение школьников.
Предмет исследования: роль родителей в профессиональном самоопределении.
- В нашей работе были использованы следующие методы:
- Теоретический анализ;
- Моделирование;
- Наблюдение;
- Анкетирование.
Состояние изученности проблемы и методологические основания:
Теоретико-методологическую основу исследования составили: общепсихологические теории личности и деятельности (К.А. Абульханова - Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); труды отечественных и зарубежных исследователей, в которых раскрывается сущность и содержание понятия профессионального самоопределения (М.Р. Гинзбург, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В. Ф. Сафин, Д. Адольф В.А и др.). Теоретический анализ в исследовании выполнен с опорой на принцип детерминизма, развития, системного подхода, единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн); закономерности развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И.Д. Фельдштейн, К.Н. Поливанова и др.).
База исследования:
- МБОУ, Лицей №10 г. Красноярск.
- МБОУ, Лицей №1 г. Красноярск.
- МКОУ Таежинская школа №20, п.Таежный, Богучанского района, Красноярского края
- ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
Научная новизна обусловлена глубокой теоретической проработкой основ процесса профессионального самоопределения подростков в современной социально-экономической ситуации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы позволяют:
- составить целостное представление о процессе становления профессионального самоопределения у школьников;
- представить структуру и особенности роли родителей в процессе профессионального самоопределения подростков;
- расширить представления о факторах, влияющих на профессиональное самоопределение на этапе окончания школы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что основные выводы и положения использованы в разработанной модели взаимодействия субъектов профориентационной деятельности, направленных на:
- повышение родительской компетентности, касающейся профессиональной ориентации;
- повышение уровня квалификации социальных педагогов в центрах социальной помощи семье и детям;
- осуществление помощи подросткам и родителям в трех аспектах профессионального самоопределения: информационно-познавательном, мотивационно-потребностном и деятельностно-практическом.
Основные положения, выносимые на защиту:
- Подростки испытывают трудности в профессиональном самоопределении, нуждаются в информации, касающейся прогнозирования рынка труда, особенностей поступления в разные ВУЗы, содержания появляющихся профессий и местах их получения;
- Родители не готовы к осуществлению профориентационной помощи детям в силу технологической революции и динамизма профессий;
- Реализация модели взаимодействия семьи с субъектами профориентационной деятельности.
Структура диссертации представлена введением, двумя главами, шестью параграфами, заключением, списком литературы и приложениями.
В связи с социально экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, демократизацией и гуманизацией российского общества, возрастает значимость психолого-педагогического сопровождения школьников на этапе профоиентационной работы.
Проблема подготовки школьников к жизненному самоопределению в современных социально- экономических условиях становиться все более актуальной. Складывающийся в России динамичный рынок труда «выявил» серьезные затруднения в ее решении. Подростки затрудняются в выборе профессионального направления, их желания неустойчивы, постоянно меняются, профессиональные притязания неопределённы, предпочтения зачастую носят романтический характер, не отвечающий реальному образу профессии. Вследствие несформированности профессионального самоопределения школьники руководствуются случайным принципом в выборе будущей профессии, опираясь на мнение сверстников, родителей и внешние критерии профессии: престижность, высокий заработок, легкость поступления в вуз и т. д.
В последние годы наша страна, и Красноярский край, в особенности, вступили в пору динамичного экономического развития. В крае реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие большего количество специалистов и рабочих высокой квалификации. Однако в общественном сознании по-прежнему существует миф о востребованности профессий юриста, экономиста, менеджера. Рабочие и инженерные профессии, наиболее востребованные на рынке труда, но менее популярны. На разрешение этой проблемы направлено и развитие системы образования в крае - создание Сибирского Федерального университета, реорганизация системы начального и среднего профессионального образования, и усиление системы профориентационной работы в образовательных учреждениях и системе служб занятости.
Динамичность рынка труда не позволяет ребенку и человеку вообще предвидеть, какая профессия будет востребована через 5-10 лет, И в основании всех этих выборов и лежит жизненное самоопределение, представление о том, ради чего жить (смысл жизни) и как жить (стиль жизни). И именно это является главным основанием выбора в гуманистическом подходе.
Усложнение профессиональной деятельности, быстрые изменения в экономической сфере и на рынке труда, ставят перед подростками сложные задачи профессионального самоопределения.
Сложности возникают как из-за особенностей возраста (именно в это время происходит активное становление личности, и процессы самоопределения), неумения совершать выбор, а также тем, что родители, которые в стабильных условиях, могут быть советчиками и помощниками в условиях быстро меняющегося общества, не всегда могут помочь ребенку в выборе его будущего.
Применительно к профориентации данная проблема является еще более значимой, поскольку ее престиж явно не соответствует реальной сложности рассматриваемых профконсультантами проблем (не менее сложных, чем в психотерапии, в психодиагностике или в психологии управления). Поэтому можно конкретизировать данную проблему (нахождение специфических особых смыслов) самой профориентации среди смежных направлений и среди всех общественных институтов, влияющих, так или иначе, на самоопределение людей.
Проблемой является необходимость выбора будущей профессиональной деятельности в подростковом возрасте, когда у учащихся еще только идет процесс личностного самоопределения. Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что подростки не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее. Подросток живет здесь и сейчас. И это означает, что выбор приходится совершать еще только становящейся личности, с неопределенными перспективами на будущее.
Целью нашей работы является исследование роли родителей в профессиональном самоопределении подростков.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи
- Уточнить содержание понятий «подростковый возраст»; «семья», дать рабочие определения данных понятий;
- Проанализировать подходы, уточнить понятия и рассмотреть структуру самоопределения в целом, и профессионального самоопределения в частности;
- Теоретически описать роль и возможности родителей в
осуществлении профессионального самоопределения;
- Провести эмпирическое исследование роли родителей в
профессиональном самоопределении подростков;
- Провести эмпирическое исследование студенческого отношения к
случившемуся выбору (участии/неучастии родителей в этом процессе);
- Проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: профессиональное самоопределение школьников.
Предмет исследования: роль родителей в профессиональном самоопределении.
- В нашей работе были использованы следующие методы:
- Теоретический анализ;
- Моделирование;
- Наблюдение;
- Анкетирование.
Состояние изученности проблемы и методологические основания:
Теоретико-методологическую основу исследования составили: общепсихологические теории личности и деятельности (К.А. Абульханова - Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); труды отечественных и зарубежных исследователей, в которых раскрывается сущность и содержание понятия профессионального самоопределения (М.Р. Гинзбург, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В. Ф. Сафин, Д. Адольф В.А и др.). Теоретический анализ в исследовании выполнен с опорой на принцип детерминизма, развития, системного подхода, единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн); закономерности развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И.Д. Фельдштейн, К.Н. Поливанова и др.).
База исследования:
- МБОУ, Лицей №10 г. Красноярск.
- МБОУ, Лицей №1 г. Красноярск.
- МКОУ Таежинская школа №20, п.Таежный, Богучанского района, Красноярского края
- ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
Научная новизна обусловлена глубокой теоретической проработкой основ процесса профессионального самоопределения подростков в современной социально-экономической ситуации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы позволяют:
- составить целостное представление о процессе становления профессионального самоопределения у школьников;
- представить структуру и особенности роли родителей в процессе профессионального самоопределения подростков;
- расширить представления о факторах, влияющих на профессиональное самоопределение на этапе окончания школы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что основные выводы и положения использованы в разработанной модели взаимодействия субъектов профориентационной деятельности, направленных на:
- повышение родительской компетентности, касающейся профессиональной ориентации;
- повышение уровня квалификации социальных педагогов в центрах социальной помощи семье и детям;
- осуществление помощи подросткам и родителям в трех аспектах профессионального самоопределения: информационно-познавательном, мотивационно-потребностном и деятельностно-практическом.
Основные положения, выносимые на защиту:
- Подростки испытывают трудности в профессиональном самоопределении, нуждаются в информации, касающейся прогнозирования рынка труда, особенностей поступления в разные ВУЗы, содержания появляющихся профессий и местах их получения;
- Родители не готовы к осуществлению профориентационной помощи детям в силу технологической революции и динамизма профессий;
- Реализация модели взаимодействия семьи с субъектами профориентационной деятельности.
Структура диссертации представлена введением, двумя главами, шестью параграфами, заключением, списком литературы и приложениями.
В результатах нашего эмпирического исследования, мы видим, что сегодняшние старшеклассники и выпускники школы, в ближайшем будущем могут стать категорией группы риска. Именно у этой категории молодых людей нет трудового опыта, низка или отсутствует профессиональная квалификация, не сформированы готовность к труду и самостоятельной оценке обстановки на рынке труда. Они низко оценивают роль образования в профессиональной подготовке, нередко перекладывают на родителей ответственность за свой жизненный выбор, лишь немногие проявляют готовность и желание определить свою собственную судьбу. Обращаясь же за помощью к родителю не получает ответов на свои вопросы т.к. семья не готова оказать эту помощь из-за недостаточности информации касающейся прогнозирования рынка труда, особенностей поступления в разные ВУЗы, содержания появляющихся профессий и местах их получения.
В результате проведения исследовательской работы, нами была построена теоретическая модель роли семьи в профессиональном самоопределении подростка. Наиболее внимательно нами рассматривалась готовность к осуществлению профессионального выбора, которая играет определяющую функциональную роль для построения образа будущего. Профессиональный выбор, это то от чего зависит дальнейшая жизненная стратегия выпускника школы.
Сегодня старшеклассники связывают понятие «жизненный успех» с материальным благополучием. Главными качествами в достижении успеха выделяют трудолюбие и ответственность. Труду отводиться не последнее место, что говорит о благоприятной тенденции. Важно, чтобы для подрастающего поколения сегодня труд стал значимой потребностью, а жизненный успех был поставлен в прямую связь с пользой обществу и другим людям.
Проанализировав сущность профессионального самоопределения, мы пришли к выводу, что наиболее успешно он протекает в процессе взаимодействия нескольких субъектов профориентационной деятельности . Для благополучного выбора профессии недостаточно только школы или центра профориентации. Эта деятельность должна быть выстроена совместно с семьей, учитывать психологические особенности подростка и являться важной, ответственной, результативной, эмоционально и личностно значимой. Должна быть включенной в целостный процесс жизнедеятельности, иметь не разовый, а непрерывный, постоянный характер. Нами разработана модель взаимодействия субъектов профориентационной деятельности с семьей, способная вывести профориентацию в г. Красноярск, на более высокий уровень.
В результате проведения исследовательской работы, нами была построена теоретическая модель роли семьи в профессиональном самоопределении подростка. Наиболее внимательно нами рассматривалась готовность к осуществлению профессионального выбора, которая играет определяющую функциональную роль для построения образа будущего. Профессиональный выбор, это то от чего зависит дальнейшая жизненная стратегия выпускника школы.
Сегодня старшеклассники связывают понятие «жизненный успех» с материальным благополучием. Главными качествами в достижении успеха выделяют трудолюбие и ответственность. Труду отводиться не последнее место, что говорит о благоприятной тенденции. Важно, чтобы для подрастающего поколения сегодня труд стал значимой потребностью, а жизненный успех был поставлен в прямую связь с пользой обществу и другим людям.
Проанализировав сущность профессионального самоопределения, мы пришли к выводу, что наиболее успешно он протекает в процессе взаимодействия нескольких субъектов профориентационной деятельности . Для благополучного выбора профессии недостаточно только школы или центра профориентации. Эта деятельность должна быть выстроена совместно с семьей, учитывать психологические особенности подростка и являться важной, ответственной, результативной, эмоционально и личностно значимой. Должна быть включенной в целостный процесс жизнедеятельности, иметь не разовый, а непрерывный, постоянный характер. Нами разработана модель взаимодействия субъектов профориентационной деятельности с семьей, способная вывести профориентацию в г. Красноярск, на более высокий уровень.
Подобные работы
- Суверенность как личностный предиктор профессионального самоопределения подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСЕЩАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Формирование профессионального самоопределения подростков в процессе технического творчества
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С
РАЗНЫМИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ - ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



