Введение 3
1 Конкурентоспособность как факторы развития предприятия 5
1.1 Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности 5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности розничных торговых
предприятий 20
1.3 Анализ конкурентной среды торгового предприятия «ИП 34
Забабурин В.Н.» на рынке г.Енисейска 34
2 Анализ деятельности торгового предприятия «ИП Забабурин В.Н» 43
2.1. Общая характеристика торгового предприятия 43
2.2 Экономический анализ деятельности торгового предприятия 46
2.3 Оценка результативности деятельности ИП Забабурин В.Н 50
3 Разработка мероприятий повышения конкурентоспособности торгового предприятия (на примере «ИП Забабурин В.Н» 57
3.1 Мероприятия повышения конкурентоспособности 57
3.2 Расчет затрат на внедрение предложенных мероприятий 70
3.3 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 73
Заключение 80
Список использованных источников 83
Приложение А 88
Приложение Б 92
Приложение В
В рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия.
Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. В розничной торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний.
В этих условиях успех хозяйствующего субъекта напрямую зависит от достижения конкурентоспособности и реализации конкурентных подходов, обеспечивающих его устойчивое рыночное положение.
Решение проблемы повышения конкурентоспособности розничных торговых предприятий предполагает выработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ на рынке потребительских товаров.
В последние годы, как в теории, так и на практике все больше уделяется внимание необходимости комплексного решения проблемы развития конкуренции и повышения конкурентоспособности торговых предприятий.
Научные исследования в области конкурентоспособности, в основном, ориентированы на изучение имеющегося опыта развития рынка и учета специфики деятельности мультиформатных субъектов торговой отрасли. В этой связи возникает потребность в разработке комплексного подхода к определению и оценке конкурентоспособности для розничного торгового предприятия с целью выбора наиболее реальных и эффективных конкурентных стратегий.
Целью дипломного проекта является анализ, оценка и разработка мероприятий повышения конкурентоспособности торгового предприятия.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- исследовать факторы развития торгового предприятия;
- проанализировать развития торгового предприятия в конкурентной среде;
- обосновать комплексный подход к обеспечению конкурентоспособности;
- проанализировать деятельность торгового предприятия;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности торгового предприятия.
Объектом исследования является конкурентоспособность торгового пред-приятия ИП Забабурин В.Н.
Предметом исследования в дипломном проекте выступают факторы конкурентоспособности ИП Забабурин В.Н..
Методы, использованные при написании данного проекта: сравнение (сравнительные характеристики понятий, определений, явлений), анализ (экономические расчеты показателей хозяйственной деятельности), статистический (приведение факторов за различные года).
Дипломный проект имеет стандартную структуру и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников, приложений.
Целью дипломного проекта является анализ, оценка и разработка мероприятий повышения конкурентоспособности предприятия.
Достижение цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- исследовать факторы развития торгового предприятия;
- проанализировать развития торгового предприятия в конкурентной среде;
- обосновать комплексный подход к обеспечению конкурентоспособности;
- проанализировать деятельность торгового предприятия;
- Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности торгового предприятия.
Анализ теоретических положений показал, что конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для анализа экономической ситуации, как в целом народного хозяйства России, так и от¬дельного торгового предприятия. Как правило, ее применяют в качестве критерия оценки и эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Таким образом, в процессе дипломного исследования были рассмотрены теоретические основы определения конкурентоспособности, предприятия, выбрана подходящие методики определения уровня конкурентоспособности, пред¬ложенные различными авторами.
В первой главе проекта были рассмотрены возможные конкурентные позиции, методы оценки, конкурентоспособности, критерии и показатели конкурентоспособности.
Основы теории и методологии, практического инструментария управления эффективностью экономики на макро и микроуровнях создавались и развивались отечественными учеными. Обобщение понятий «конкурентоспособность товара», «конкурентоспособность услуги», «конкурентоспособность предприятия» позволило нам предложить следующую авторскую трактовку категории «конкуренто-способность розничного торгового предприятия» - это способность хозяйствующего
субъекта сформировать и использовать в долгосрочной перспективе совокупный потенциал, обеспечивающий предприятию устойчивое рыночное положение и реализацию его приоритетных целей.
Во второй главе были рассмотрены экономические показатели предприятия был проведен финансовый анализ предприятия и дана оценка результативности деятельности предприятия ИП Забабурин В.Н.
Магазин «Веста» работает на рынке г. Енисейска с 23.11.2004 г., расположен по адресу ул. Ленина 135, свидетельство о госрегистрации 24 00 3443828 от 23.11.2004
Миссией магазина «Веста» является обеспечить населения г. Енисейска хозтоварами, строительными материалами, бензо, электро и ручным инструментом в огромном ассортименте, лучшем качестве и приемлемой цене.
При анализе основных показателей деятельности предприятия «ИП Забабурин В.Н.» за 2014-2015 гг. было отмечено, что оборот розничной торговли в прошлом периоде составлял 49987,7 тыс.руб., в отчетном году исследуемый показатель возрос на 6186,5 тыс.руб. в абсолютном выражении и на 12,4% в относительном выражении. Рост оборота розничной торговли в «ИП Забабурин В.Н.» г. Енисейска обусловлен увеличением стоимости реализуемых товаров, отсутствием магазинов-конкурентов в ближайшем окружении жилых строений.
В итоге чистая прибыль торгового предприятия «ИП Забабурин В.Н.» в 2015 году повысилась на 602,37 тыс.руб. или на 22,8%, что положительно отражается на динамике рентабельности конечной деятельности организации, которая увеличилась с 5,3 до 5,8% в 2015г.
Анализ коэффициентов финансовой устойчивости предприятия ИП Забабурин В.Н. показывает снижение коэффициентов автономии и финансовой устойчивости организации на 0,01 и 0,04 соответственно, при этом коэффициент обеспеченности собственными средствами составил 1, в итоге коэффициент те¬кущей ликвидности не соответствует нормативным требованиям, в 2015 году увеличился на 0,01.
В третьей главе дипломного проекта были предложены мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность необходимо постоянно совершенствовать, проводить ряд маркетинговых мероприятий для выявления проблем предприятия и их решения на ранней стадии, совершенствовать торгово - технический процесс, это повысит имидж предприятия, увеличит его товарооборот, и повысит мотивацию сотрудников предприятия.
По торговле строительными и др. материалами, магазин «Веста» занимает устойчивое положение, хотя наблюдается сильная конкуренция со стороны других магазинов, продающих аналогичные товары.
Повышать конкурентоспособность товаров магазина «Веста» нужно путем повышения имиджевых параметров, введением в состав персонала структурных единиц маркетолога и мерчандайзера, формированием фирменного компании.
В дипломном проекте мы предложили акцентировать внимание предприятия на разработке качественной рекламной компании, улучшить скорость обслуживания клиентов и добавить новые инструменты для привлечения клиентов. В результате внедрения второй кассы ККМ, структурных единиц маркетолога и мерчендайзера, эквайринга, платежного терминала, бонусной программы, эффективной рекламы мы планируем существенно увеличить прибыль торгового предприятия «ИП Забабурин В.Н» и имидж компании на рынке г. Енисейска, а именно затраты на данное мероприятие составят 778,7 тыс.руб. В суммарном выражении экономическая эффективность разработанной стратегии повышения конкурентоспособности торгового предприятия «ИП Забабурин В.Н» составит 8023,51 тыс. руб.
Уровень конкурентоспособности нужно постоянно оценивать, выявлять преимущества и недостатки фирмы для его дальнейшего повышения.
Грамотное решение проблем принесет успех, как руководителю предприятия, так и сотрудникам предприятия.
1. Абрютина М.С. Экономический анализ хозяйственной деятельности.- М.: Дело и Сервис.-2014.- 512 с.
2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, ее стратегия и практика / Г.Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2014. - 208с.
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. / Ансофф И.— СПб.: Питер Ком, 2012.-420с.
4. Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. / Ансофф И.— М.: Экономика, 2012. -486с.
5. Антикризисный менеджмент / Под ред. проф. А.Г. Грязновой. — М.: Ин- фра-М, 2013.-576с.
6. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для торг. вузов. -М.: Экономика, 2014. -352 с.
7. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции/Л.В. Баумгартен//Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 4 (48). - С.27-29
8. Бочаров, В.В. Современный финансовый менеджмент / В.В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.: ил. - (Серия «Академия финансов»).
9. Винокуров В.А. Организация стратегического планирования на предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2014
10. Виханский О.С. Стратегическое управление. Виханский О. С. — М.: Изд- во МГУ, 2012.-390с.-630с.
11. Волкова К.А. и др. Предприятие: стратегия, структура, положение об отделах и службах, должностные инструкции. - М.: Экономика, 2007
12. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2015 .- 207 с.
13. Градов С.И. Риск и выбор стратегии в предпринимательстве. / Градов С.И. — М.: МСХЛ, 2013.-290с.
14. Грейсон Д., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. / Грейсон, Д., О'Делл, К. — М.: Экономика, 2015.-364с.
15. Грибов В. О конкурентоспособности предприятия/В. Грибов//Маркетинг. - 2014. - №3. - С.12.
16. Гусев Ю. В. Стратегия развития предприятий. - СПб.: Издательство СПбУЭФ, 2015.
17. Гучер Ф.Ж. Преобразование организации. / Гучер Ф.Ж., Келли Д.Н.— М.: Дело, 2012.-620с.
18. Дойль П. Менеджмент. Стратегия и тактика. / Дойль, П.— СПб.: Питер, 2013. -364с.
19. Ежегодный Российский статистический сборник 2012 г. - М.: Ростстат, 2013
20. Ефремов, В.С. Стратегия бизнеса: Концепции и методы планирования: Учеб. пособие / В.С. Ефремов.- М.: Финпресс, 2013.- 391 с.
21. Забелин П.В. Предпринимательский менеджмент: Учебно-практическое пособие. / Забелин П.В. [и др.]— М.: Инфра-М, 2012.-530с.
22. Забелин, П.В. Основы стратегического управления: Учеб. пособие / П.В. Забелин.- М.: ИВЦ, 2014.- 495 с.
23. Карлофф, Б. Деловая стратегия / Пер. с англ. / Карлофф, Б.— М.: Экономи¬ка, 2015.-360с.
24. Кинг У., Клипланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. Кинг, У., Клипланд Д. / — М.: Прогресс, 2015.-339с.
25. Конно Т. Стратегия и структура японских предприятий / Конно, Т.Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2013.-478с.
26. Котлер Ф. Основы маркетинга / Котлер Ф. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2012. -340с.
27. Круглое М.И. Стратегическое управление компанией. / Круглое, М.И. - М.: РДЛ, 2015.-364с.
28. Литвиненко В.С. Методы обеспечения конкурентоспособности продукции / В.С. Литвиненко // Стандарт и качество. - 2015. - №8. - С.23-28.
29. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товара и услуг / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт. 2004. - 335с.
30. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. / Лунев В.Л.— М.: Финпресс, 2013.-330с.
31. Люкшинов А. Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013,
32. Маккей X., Карлоф Б. Как уцелеть среди акул. Деловая стратегия. / Маккей X., Карлоф Б.— Уфа, Москва, 2012.-620с.
33. Маркетинг: общий курс: учеб. пособие/под ред. Н.Я. Колюжновой. - М.: Дело, 2014. - 314с.
34. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций.
- М.: ИНФРА-М, 2012
35. Мескон М. , Альберт М. , Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. М. , —Дело”, 1998. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / под редакцией Градова А. П. , Кузина Б. И. - СПб. : Специальная литература, 2004
36. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г. Миронов. - М.: Альфа- пресс, 2004.
37. Нестеренко Т.В. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности предприятия/Т.В.Нестеренко//Проблемы экономики. - 2014. - №6. - С.139-141
38. Нуреев Р., Кохэн С. Современная экономика. М.: Изд-во «Дельта», 2007
39. Панов А.И. Современный менеджмент: новые тенденции. / Панов, А.И.— Н. Новгород, 2013.-590с.
40. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2015
41. Портер М. Конкуренция: учеб. пособие/М. Портер. - М.: Вильямс, 2010. - 495с.
42. Портер М. Международная конкуренция. - М.: 2013.
43. Румянцева, З. П. Менеджмент организации. [Текст]: Учебник / З. П. Румянцева, Саломатина Н. А.. М.: Инфра-М, 2014.
44. Савенкова Т.И. Основы практического маркетинга/Т.И. Савенкова. - М.: Экономистъ, 2007. - 322с.
45. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Са-вицкая.- Мн.: Экоперспектива, 2007.- 498 с.
46. Сайман, Г. Менеджмент в организациях. [Текст]: Учебник / Г. Сайман. М.: Экономика, 2007.
47. Смит, А., Практический маркетинг [Текст]: Учебник / А. Смит, Френк Дж. Жуковский: МЦДО ЛИНК, 2013.
48. Татаровский, Ю. А. Бизнес-анализ стратегической конкурентоспособности финансового состояния торговой организации [Текст] / Ю. А. Татаровский // Экономические науки. - 2015. - № 1 (122). - с. 76-79
49. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник. — М., Банки и биржи, ЮНИТИ,2014.
50. Уткин, Э.А. Управление фирмой. [Текст]: Учебник / Э.А. Уткин. М.: Ака- лис, 2013.
51. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 312с.
52. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособности организации: учеб. пособие/Р.А. Фатхутдинов. - М.: ЭКСМО, 2012. - 544с.
53. Филисофова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / Т.Г. Философова, В.А. Быков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 271с.
54. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой.- М.: Перспектива, 2013.- 656 с.
55. Хлопенко О.В. Формы интеграционного взаимодействия малых предприятий розничной торговли [Текст] / Хлопенко Оксана Валерьевна // Российское предпринимательство. - 2011. - № 11, вып. 2. - с. 145-150.
56. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг/В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. - М.: Финансы и статистика, 2011.-253с.
57. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учеб.-практ. пособие для вузов/А.Ю. Юданов. - М.: Акалис, 2015. - 272с