ВВЕДЕНИЕ 4
1 Моделирование транспортных потоков 6
1.1 Актуальность моделирования 6
1.2 Цели и задачи моделирования 6
1.3 Примеры моделирования транспортных потоков 8
1.3.1 Исторические замечания 8
1.3.2 Гидродинамические модели транспортного потока 9
1.3.3 Модели следования за лидером 10
1.3.4 Клеточные автоматы 11
2 Разработка программного обеспечения 13
2.1 Исходные данные 13
2.2 Непараметрическая оценка 15
2.2.1 Настройка параметров непараметрической модели 21
2.3 Использования метода непараметрического моделирования 22
2.4 Создание программного продукта 24
3 Апробация программы и результат исследования 25
3.1 Апробация программного продукта 25
3.2 Метод расчета новых точек наблюдения 28
Выводы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Современное общество нуждается в постоянном увеличении объема транспортного сообщения, повышении его надежности, безопасности и качества. Это требует увеличения затрат на улучшение инфраструктуры транспортной сети, превращения ее в гибкую, высокоуправляемую логистическую систему. При этом риск инвестиций значительно возрастает, если не учитывать закономерности развития транспортной сети, распределение загрузки ее участков. Игнорирование этих закономерностей приводит к частому образованию транспортных пробок, перегрузке/недогрузке отдельных линий и узлов сети, повышению уровня аварийности, экологическому ущербу. Для поиска эффективных стратегий управления транспортными потоками в мегаполисе, оптимальных решений по проектированию улично-дорожной сети и организации дорожного движения необходимо учитывать широкий спектр характеристик транспортного потока, закономерности влияния внешних и внутренних факторов на динамические характеристики смешанного транспортного потока. Теория транспортных потоков развивалась исследователями различных областей знаний - физиков, математиков, специалистов по исследованию операций, транспортников, экономистов. Накоплен большой опыт исследования процессов движения. Однако, общий уровень исследований и их практического использования не достаточен в силу следующих факторов:
• транспортный поток нестабилен и многообразен, получение объективной информации о нем является наиболее сложным и ресурсоемким элементом системы управления;
• критерии качества управления дорожным движением противоречивы: необходимо обеспечивать бесперебойность движения одновременно снижая ущерб от движения, накладывая ограничения на скорость и направления движения;
• дорожные условия, при всей стабильности, имеют непредсказуемые как в части отклонения погодно-климатических параметров так и, собственно, дороги;
• исполнение решений по управлению дорожным движением всегда неточно при реализации и, учитывая природу процесса дорожного движения, приводит к непредвиденным эффектам.
Целью данной работы является разработка программного обеспечения, позволяющее создать «тепловую» карту центра города, визуально отображающую количество проезжающего автотранспорта и расчет местоположения дли наиболее выгодного размещения новых камер видеонаблюдения для сбора статистики.
В ходе данной дипломной работы были изучен методы и способы моделирования транспортных потоков и робастного непараметрического оценивания.
Так же было разработано ПО для построения оперативной модели дорожной сети Центрального района г. Красноярск.
Был предложен метод расчета нахождения критических точек, наблюдения в которых, улучшит моделирование.
1. Математическое моделирование автотранспортных потоков / Н. Н. Смирнов [и др.]. - Москва, 1999 - 316 с.
2. Хейт Ф. Математическая теория транспортных потоков / Ф. Хейт Москва : Мир, 1966. - 286 с.
3. Швецов В. И. Математическое моделирование транспортных потоков / В. И. Швецов // Автоматика и телемеханика. - 2003. - №11 - С. 3-46.
4. Медведев А. В. Теория непараметрических систем. Процессы / А. В. Медведев // Вестник СибГАУ им. акад. М.Ф. Решетнева. - 2010. - №3 - С. 4-9.
5. Медведев А. В. Теория непараметрических систем. Моделирование / А. В. Медведев // Вестник СибГАУ им. акад. М.Ф. Решетнева. - 2010. - №4 - С. 4-9.
6. Рубан А. И. Методы анализа данных: Учеб. пособие. 2-е изд., исправл. и доп. / А. И. Рубан. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. - 319 с.