ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Введение 3
1 Теоретические основы формирования познавательных интересов у детей
дошкольного возраста 8
1.1 Понятие познавательных интересов в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Условия развития познавательных интересов у детей дошкольного
возраста 13
1.3 Развитие познавательных интересов в контексте развивающей предметно¬
пространственной среды дошкольной организации 19
Выводы по 1 главе 29
2 Эмпирическое исследование формирования познавательных интересов у
дошкольников 30
2.1 Организация исследования уровня развития познавательных интересов у
детей дошкольного возраста 30
2.2 Организация формирующего эксперимента по развитию познавательных
интересов у детей в условиях дошкольной образовательной организации 44
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
познавательных интересов детей в условиях дошкольной организации 60
Выводы по 2 главе 71
Список сокращений 75
Список использованных источников 76
Приложение
1 Теоретические основы формирования познавательных интересов у детей
дошкольного возраста 8
1.1 Понятие познавательных интересов в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Условия развития познавательных интересов у детей дошкольного
возраста 13
1.3 Развитие познавательных интересов в контексте развивающей предметно¬
пространственной среды дошкольной организации 19
Выводы по 1 главе 29
2 Эмпирическое исследование формирования познавательных интересов у
дошкольников 30
2.1 Организация исследования уровня развития познавательных интересов у
детей дошкольного возраста 30
2.2 Организация формирующего эксперимента по развитию познавательных
интересов у детей в условиях дошкольной образовательной организации 44
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
познавательных интересов детей в условиях дошкольной организации 60
Выводы по 2 главе 71
Список сокращений 75
Список использованных источников 76
Приложение
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Этот документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.
Известно, что дошкольный возраст - это возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач познавательного развития указывается задача развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Поэтому, в центре внимания педагогов должна быть организация образовательного процесса, ориентированного на создание условий для развития познавательных интересов дошкольника.
Подтверждением актуальности данной задачи является то, что в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познание детьми предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности рассматриваются как целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования.
При этом рядом авторов отмечаются противоречия:
- задача развития познавательных интересов ребенка дошкольного возраста занимает прочные места в педагогических исследованиях, но не находит должной реализации в практике дошкольных организаций;
- возрастающей потребностью общества в развитии личности детей дошкольного возраста, одним из показателей которого является познавательный интерес. С другой стороны - не разработанность адекватных путей и средств развития познавательных интересов в практике дошкольных организаций;
- большими потенциальными возможностями детей дошкольного возраста и недостаточной организацией педагогической деятельности в дошкольных организациях по развитию познавательных интересов у детей.
Это подтверждается исследованием непосредственной педагогической деятельности дошкольной организации, в ходе которого было выявлено следующее: недостаточность многообразия форм деятельности для
формирования познавательного интереса; использование преимущественно репродуктивных методов для формирования познавательных интересов детей.
В результате форсированного обучения, дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. Интеллектуальная подготовка к школе в дошкольной организации осуществляется уже с 4-5 лет. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут вялыми, безынициативными и учатся подчиняться взрослому.
Таким образом, можно сделать вывод, что не всегда в условиях ДОО учитываются особенности возраста и развития детей для выбора форм и методов организации работы по формированию познавательных интересов и выбора дидактических средств.
Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили тему нашего исследования как «Формирование познавательных интересов у детей в условиях дошкольной образовательной организации».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования познавательных интересов у детей в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования.
Формированию познавательных интересов детей дошкольного возраста способствуют следующие организационно-педагогические условия:
- Создание специально организованного пространства, построенного как центр познавательно-исследовательской деятельности детей;
- Наличие специально организованной познавательной
деятельности, построенной по принципам игры, с правилами в виде атрибутов и норм исследовательской деятельности;
- Возможность предъявления детьми результатов своей деятельности, обеспечивающей получение эмоционально-положительного игрового результата, связанного с решением исследовательских задач.
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
- Изучить структуру, содержание и значение познавательных интересов в развитии ребенка дошкольного возраста, выявить теоретические основания развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста.
- Изучить уровень развития познавательных интересов у дошкольников.
- Выявить и экспериментально проверить условия формирования познавательных интересов детей, реализуемые в деятельности дошкольной образовательной организации.
- На основе выявленных условий разработать методику по формированию познавательных интересов детей на основе игры «Мы ученые» с использованием центра познавательно-исследовательской деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- общефилософские положения об определяющей роли познания в формировании личности, методологические положения личностно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, Е.О. Смирнова, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, И.А.Зимняя, Д.Б.Эльконин);
- психолого-педагогические исследования проблемы развития познавательных интересов как обязательного фактора целостного процесса становления личности ребенка (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин);
- положения об особенностях актуализации познавательного интереса в дошкольном возрасте (Ю.Ф. Змановский, Н.С.Лейтес, Н.Г.Морозова, Н.К.Постникова, Е.Ф.Рыбалко и другие).
Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, посвященной проблеме исследования; наблюдение; опросные методы (анкетирование, беседа); опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий и формирующий этапы;
База исследования: МБДОУ №206 г. Красноярска
Новизна исследования. Исследовано современное понимание познавательных интересов; своеобразие формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста; описана методика формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста в условиях ДОО; описано наполнение, содержание и форма работы с развивающей предметно-пространственной средой - создание центра познавательно-исследовательской деятельности.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями; использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, их адекватностью предмета, целью и задачами исследования; разносторонней проверкой теоретических положений и практических рекомендаций, а также реальными положительными результатами опытно-экспериментальной работы.
Результаты исследований были представлены на Всероссийских и международных конференциях: Международной научно-практической конференции «Молодёжь и наука: проспект Свободный-2016» для студентов, аспирантов и молодых учёных, III Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса», VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2016», VII Международной научно-практической конференции «Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее».
Основные положения диссертации отражены в публикациях научных статей и тезисов.
Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка сокращений, библиографического списка, приложений.
Известно, что дошкольный возраст - это возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач познавательного развития указывается задача развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Поэтому, в центре внимания педагогов должна быть организация образовательного процесса, ориентированного на создание условий для развития познавательных интересов дошкольника.
Подтверждением актуальности данной задачи является то, что в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познание детьми предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности рассматриваются как целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования.
При этом рядом авторов отмечаются противоречия:
- задача развития познавательных интересов ребенка дошкольного возраста занимает прочные места в педагогических исследованиях, но не находит должной реализации в практике дошкольных организаций;
- возрастающей потребностью общества в развитии личности детей дошкольного возраста, одним из показателей которого является познавательный интерес. С другой стороны - не разработанность адекватных путей и средств развития познавательных интересов в практике дошкольных организаций;
- большими потенциальными возможностями детей дошкольного возраста и недостаточной организацией педагогической деятельности в дошкольных организациях по развитию познавательных интересов у детей.
Это подтверждается исследованием непосредственной педагогической деятельности дошкольной организации, в ходе которого было выявлено следующее: недостаточность многообразия форм деятельности для
формирования познавательного интереса; использование преимущественно репродуктивных методов для формирования познавательных интересов детей.
В результате форсированного обучения, дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. Интеллектуальная подготовка к школе в дошкольной организации осуществляется уже с 4-5 лет. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут вялыми, безынициативными и учатся подчиняться взрослому.
Таким образом, можно сделать вывод, что не всегда в условиях ДОО учитываются особенности возраста и развития детей для выбора форм и методов организации работы по формированию познавательных интересов и выбора дидактических средств.
Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили тему нашего исследования как «Формирование познавательных интересов у детей в условиях дошкольной образовательной организации».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования познавательных интересов у детей в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования.
Формированию познавательных интересов детей дошкольного возраста способствуют следующие организационно-педагогические условия:
- Создание специально организованного пространства, построенного как центр познавательно-исследовательской деятельности детей;
- Наличие специально организованной познавательной
деятельности, построенной по принципам игры, с правилами в виде атрибутов и норм исследовательской деятельности;
- Возможность предъявления детьми результатов своей деятельности, обеспечивающей получение эмоционально-положительного игрового результата, связанного с решением исследовательских задач.
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
- Изучить структуру, содержание и значение познавательных интересов в развитии ребенка дошкольного возраста, выявить теоретические основания развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста.
- Изучить уровень развития познавательных интересов у дошкольников.
- Выявить и экспериментально проверить условия формирования познавательных интересов детей, реализуемые в деятельности дошкольной образовательной организации.
- На основе выявленных условий разработать методику по формированию познавательных интересов детей на основе игры «Мы ученые» с использованием центра познавательно-исследовательской деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- общефилософские положения об определяющей роли познания в формировании личности, методологические положения личностно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, Е.О. Смирнова, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, И.А.Зимняя, Д.Б.Эльконин);
- психолого-педагогические исследования проблемы развития познавательных интересов как обязательного фактора целостного процесса становления личности ребенка (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин);
- положения об особенностях актуализации познавательного интереса в дошкольном возрасте (Ю.Ф. Змановский, Н.С.Лейтес, Н.Г.Морозова, Н.К.Постникова, Е.Ф.Рыбалко и другие).
Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, посвященной проблеме исследования; наблюдение; опросные методы (анкетирование, беседа); опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий и формирующий этапы;
База исследования: МБДОУ №206 г. Красноярска
Новизна исследования. Исследовано современное понимание познавательных интересов; своеобразие формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста; описана методика формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста в условиях ДОО; описано наполнение, содержание и форма работы с развивающей предметно-пространственной средой - создание центра познавательно-исследовательской деятельности.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями; использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, их адекватностью предмета, целью и задачами исследования; разносторонней проверкой теоретических положений и практических рекомендаций, а также реальными положительными результатами опытно-экспериментальной работы.
Результаты исследований были представлены на Всероссийских и международных конференциях: Международной научно-практической конференции «Молодёжь и наука: проспект Свободный-2016» для студентов, аспирантов и молодых учёных, III Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса», VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2016», VII Международной научно-практической конференции «Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее».
Основные положения диссертации отражены в публикациях научных статей и тезисов.
Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка сокращений, библиографического списка, приложений.
Проведенное исследование было посвящено проблеме формирования познавательных интересов детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Теоретический анализ психолого-педагогических исследований свидетельствует, что в настоящее время существуют различные подходы к определению понятия познавательный интерес. Он рассматривается как: избирательная направленность человека (Н.Ф. Добрынин); проявление умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рушинштейн); активное познавательное отношение человека к миру (В.Н.Мясищев); избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира (Т.А. Куликова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина). Познавательный интерес в общем определении можно назвать избирательной направленностью личности на предметы и явления, характеризующийся постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Успешное решение проблемы формирования познавательных интересов в практике дошкольного образования позволяет преодолеть инерцию репродуктивных форм обучения и вовлечь ребенка в активное, деятельное
познание предметного мира. Многими исследователями доказано, что
развивающееся стихийно.
обогащенной РППС в центре исследовательской деятельности дошкольников.
Программа работы с центром предполагает его использование в игре «Мы
ученые», организованной в совместной деятельности воспитателя и детей 3
72
раза в неделю, а также в самостоятельной деятельности детьми с опытами и экспериментами, открывая для дошкольников новый мир объектов и явлений неживой природы. Развитие познавательных интересов дошкольников с включением игры, игровых правил, атрибутов, норм исследовательской деятельности, а также получение эмоционально-положительного результата является стимулом для развития познавательных интересов детей.
На констатирующем этапе исследования познавательный интерес детей находится на низком уровне развития, и при этом является довольно устойчивым. Познавательный интерес дошкольников характеризуется следующими особенностями: преобладает интерес к более широкому кругу предметов, их свойств, тяга ко всему новому, неизвестному, появляется стремление к разрешению возникающей проблемы, однако дошкольники нуждаются в организации поиска нужных им знаний со стороны взрослого. В целом - положительное отношение к познавательной деятельности, проявление удовольствия, радости при достижении успеха. Дошкольники реагируют на новые стимулы пассивно.
Использование организованной предметно-развивающей среды, построенной как центр исследовательской деятельности, а также специально организованная деятельность детей способствовали развитию познавательных интересов дошкольников, что подтверждается результатам контрольного этапа эксперимента.
После проведения формирующего эксперимента в контрольной группе дошкольников ни по интеллектуальному, ни по эмоционально-волевому, ни по процессуальному критериям познавательных интересов значимых сдвигов не произошло. В экспериментальной группе произошли значимые сдвиги по всем критериям познавательных интересов. Значимо увеличилось количество дошкольников, которые стали интересоваться внутренней стороной (свойствами) предметов. Так же увеличилось количество детей, которые стремятся к поиску самостоятельного решения проблемы. В процессе деятельности и по ее завершению большинство дошкольников проявляют познавательные эмоции. Преобладающее большинство дошкольников стали проявлять интерес к новому, значимо увеличилось количество дошкольников, активно стремящихся к новому.
Таким образом, в результате проведенного эксперимента нашла подтверждение выдвинутая гипотеза о том, что формированию познавательных интересов детей дошкольного возраста способствуют следующие организационно-педагогические условия: создание специально организованного пространства, построенного как центр познавательно-исследовательской деятельности детей; наличие специально организованной познавательной деятельности, построенной по принципам игры, с правилами в виде атрибутов и норм исследовательской деятельности; возможность предъявления детьми результатов своей деятельности, обеспечивающей получение эмоционально-положительного игрового результата, связанного с решением исследовательских задач.
Теоретический анализ психолого-педагогических исследований свидетельствует, что в настоящее время существуют различные подходы к определению понятия познавательный интерес. Он рассматривается как: избирательная направленность человека (Н.Ф. Добрынин); проявление умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рушинштейн); активное познавательное отношение человека к миру (В.Н.Мясищев); избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира (Т.А. Куликова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина). Познавательный интерес в общем определении можно назвать избирательной направленностью личности на предметы и явления, характеризующийся постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Успешное решение проблемы формирования познавательных интересов в практике дошкольного образования позволяет преодолеть инерцию репродуктивных форм обучения и вовлечь ребенка в активное, деятельное
познание предметного мира. Многими исследователями доказано, что
развивающееся стихийно.
обогащенной РППС в центре исследовательской деятельности дошкольников.
Программа работы с центром предполагает его использование в игре «Мы
ученые», организованной в совместной деятельности воспитателя и детей 3
72
раза в неделю, а также в самостоятельной деятельности детьми с опытами и экспериментами, открывая для дошкольников новый мир объектов и явлений неживой природы. Развитие познавательных интересов дошкольников с включением игры, игровых правил, атрибутов, норм исследовательской деятельности, а также получение эмоционально-положительного результата является стимулом для развития познавательных интересов детей.
На констатирующем этапе исследования познавательный интерес детей находится на низком уровне развития, и при этом является довольно устойчивым. Познавательный интерес дошкольников характеризуется следующими особенностями: преобладает интерес к более широкому кругу предметов, их свойств, тяга ко всему новому, неизвестному, появляется стремление к разрешению возникающей проблемы, однако дошкольники нуждаются в организации поиска нужных им знаний со стороны взрослого. В целом - положительное отношение к познавательной деятельности, проявление удовольствия, радости при достижении успеха. Дошкольники реагируют на новые стимулы пассивно.
Использование организованной предметно-развивающей среды, построенной как центр исследовательской деятельности, а также специально организованная деятельность детей способствовали развитию познавательных интересов дошкольников, что подтверждается результатам контрольного этапа эксперимента.
После проведения формирующего эксперимента в контрольной группе дошкольников ни по интеллектуальному, ни по эмоционально-волевому, ни по процессуальному критериям познавательных интересов значимых сдвигов не произошло. В экспериментальной группе произошли значимые сдвиги по всем критериям познавательных интересов. Значимо увеличилось количество дошкольников, которые стали интересоваться внутренней стороной (свойствами) предметов. Так же увеличилось количество детей, которые стремятся к поиску самостоятельного решения проблемы. В процессе деятельности и по ее завершению большинство дошкольников проявляют познавательные эмоции. Преобладающее большинство дошкольников стали проявлять интерес к новому, значимо увеличилось количество дошкольников, активно стремящихся к новому.
Таким образом, в результате проведенного эксперимента нашла подтверждение выдвинутая гипотеза о том, что формированию познавательных интересов детей дошкольного возраста способствуют следующие организационно-педагогические условия: создание специально организованного пространства, построенного как центр познавательно-исследовательской деятельности детей; наличие специально организованной познавательной деятельности, построенной по принципам игры, с правилами в виде атрибутов и норм исследовательской деятельности; возможность предъявления детьми результатов своей деятельности, обеспечивающей получение эмоционально-положительного игрового результата, связанного с решением исследовательских задач.
Подобные работы
- Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Игры экологического содержания как средство развития познавательного интереса у детей средней группы дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования (Управление дошкольным образованием, Алтайский Государственный Педагогический УнивРазвитие познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования ерситет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Организация процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования (Управление дошкольным образованием, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2021 - Игровая деятельность как средство педагогического сопровождения социальной адаптации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018



