Введение 3
1 Теоретические основы формирования познавательных интересов у детей
дошкольного возраста 8
1.1 Понятие познавательных интересов в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Условия развития познавательных интересов у детей дошкольного
возраста 13
1.3 Развитие познавательных интересов в контексте развивающей предметно¬
пространственной среды дошкольной организации 19
Выводы по 1 главе 29
2 Эмпирическое исследование формирования познавательных интересов у
дошкольников 30
2.1 Организация исследования уровня развития познавательных интересов у
детей дошкольного возраста 30
2.2 Организация формирующего эксперимента по развитию познавательных
интересов у детей в условиях дошкольной образовательной организации 44
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
познавательных интересов детей в условиях дошкольной организации 60
Выводы по 2 главе 71
Список сокращений 75
Список использованных источников 76
Приложение
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Этот документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.
Известно, что дошкольный возраст - это возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач познавательного развития указывается задача развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Поэтому, в центре внимания педагогов должна быть организация образовательного процесса, ориентированного на создание условий для развития познавательных интересов дошкольника.
Подтверждением актуальности данной задачи является то, что в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познание детьми предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности рассматриваются как целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования.
При этом рядом авторов отмечаются противоречия:
- задача развития познавательных интересов ребенка дошкольного возраста занимает прочные места в педагогических исследованиях, но не находит должной реализации в практике дошкольных организаций;
- возрастающей потребностью общества в развитии личности детей дошкольного возраста, одним из показателей которого является познавательный интерес. С другой стороны - не разработанность адекватных путей и средств развития познавательных интересов в практике дошкольных организаций;
- большими потенциальными возможностями детей дошкольного возраста и недостаточной организацией педагогической деятельности в дошкольных организациях по развитию познавательных интересов у детей.
Это подтверждается исследованием непосредственной педагогической деятельности дошкольной организации, в ходе которого было выявлено следующее: недостаточность многообразия форм деятельности для
формирования познавательного интереса; использование преимущественно репродуктивных методов для формирования познавательных интересов детей.
В результате форсированного обучения, дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. Интеллектуальная подготовка к школе в дошкольной организации осуществляется уже с 4-5 лет. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут вялыми, безынициативными и учатся подчиняться взрослому.
Таким образом, можно сделать вывод, что не всегда в условиях ДОО учитываются особенности возраста и развития детей для выбора форм и методов организации работы по формированию познавательных интересов и выбора дидактических средств.
Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили тему нашего исследования как «Формирование познавательных интересов у детей в условиях дошкольной образовательной организации».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования познавательных интересов у детей в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования.
Формированию познавательных интересов детей дошкольного возраста способствуют следующие организационно-педагогические условия:
- Создание специально организованного пространства, построенного как центр познавательно-исследовательской деятельности детей;
- Наличие специально организованной познавательной
деятельности, построенной по принципам игры, с правилами в виде атрибутов и норм исследовательской деятельности;
- Возможность предъявления детьми результатов своей деятельности, обеспечивающей получение эмоционально-положительного игрового результата, связанного с решением исследовательских задач.
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
- Изучить структуру, содержание и значение познавательных интересов в развитии ребенка дошкольного возраста, выявить теоретические основания развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста.
- Изучить уровень развития познавательных интересов у дошкольников.
- Выявить и экспериментально проверить условия формирования познавательных интересов детей, реализуемые в деятельности дошкольной образовательной организации.
- На основе выявленных условий разработать методику по формированию познавательных интересов детей на основе игры «Мы ученые» с использованием центра познавательно-исследовательской деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- общефилософские положения об определяющей роли познания в формировании личности, методологические положения личностно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, Е.О. Смирнова, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, И.А.Зимняя, Д.Б.Эльконин);
- психолого-педагогические исследования проблемы развития познавательных интересов как обязательного фактора целостного процесса становления личности ребенка (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин);
- положения об особенностях актуализации познавательного интереса в дошкольном возрасте (Ю.Ф. Змановский, Н.С.Лейтес, Н.Г.Морозова, Н.К.Постникова, Е.Ф.Рыбалко и другие).
Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, посвященной проблеме исследования; наблюдение; опросные методы (анкетирование, беседа); опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий и формирующий этапы;
База исследования: МБДОУ №206 г. Красноярска
Новизна исследования. Исследовано современное понимание познавательных интересов; своеобразие формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста; описана методика формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста в условиях ДОО; описано наполнение, содержание и форма работы с развивающей предметно-пространственной средой - создание центра познавательно-исследовательской деятельности.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями; использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, их адекватностью предмета, целью и задачами исследования; разносторонней проверкой теоретических положений и практических рекомендаций, а также реальными положительными результатами опытно-экспериментальной работы.
Результаты исследований были представлены на Всероссийских и международных конференциях: Международной научно-практической конференции «Молодёжь и наука: проспект Свободный-2016» для студентов, аспирантов и молодых учёных, III Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса», VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2016», VII Международной научно-практической конференции «Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее».
Основные положения диссертации отражены в публикациях научных статей и тезисов.
Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка сокращений, библиографического списка, приложений.
Проведенное исследование было посвящено проблеме формирования познавательных интересов детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Теоретический анализ психолого-педагогических исследований свидетельствует, что в настоящее время существуют различные подходы к определению понятия познавательный интерес. Он рассматривается как: избирательная направленность человека (Н.Ф. Добрынин); проявление умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рушинштейн); активное познавательное отношение человека к миру (В.Н.Мясищев); избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира (Т.А. Куликова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина). Познавательный интерес в общем определении можно назвать избирательной направленностью личности на предметы и явления, характеризующийся постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Успешное решение проблемы формирования познавательных интересов в практике дошкольного образования позволяет преодолеть инерцию репродуктивных форм обучения и вовлечь ребенка в активное, деятельное
познание предметного мира. Многими исследователями доказано, что
развивающееся стихийно.
обогащенной РППС в центре исследовательской деятельности дошкольников.
Программа работы с центром предполагает его использование в игре «Мы
ученые», организованной в совместной деятельности воспитателя и детей 3
72
раза в неделю, а также в самостоятельной деятельности детьми с опытами и экспериментами, открывая для дошкольников новый мир объектов и явлений неживой природы. Развитие познавательных интересов дошкольников с включением игры, игровых правил, атрибутов, норм исследовательской деятельности, а также получение эмоционально-положительного результата является стимулом для развития познавательных интересов детей.
На констатирующем этапе исследования познавательный интерес детей находится на низком уровне развития, и при этом является довольно устойчивым. Познавательный интерес дошкольников характеризуется следующими особенностями: преобладает интерес к более широкому кругу предметов, их свойств, тяга ко всему новому, неизвестному, появляется стремление к разрешению возникающей проблемы, однако дошкольники нуждаются в организации поиска нужных им знаний со стороны взрослого. В целом - положительное отношение к познавательной деятельности, проявление удовольствия, радости при достижении успеха. Дошкольники реагируют на новые стимулы пассивно.
Использование организованной предметно-развивающей среды, построенной как центр исследовательской деятельности, а также специально организованная деятельность детей способствовали развитию познавательных интересов дошкольников, что подтверждается результатам контрольного этапа эксперимента.
После проведения формирующего эксперимента в контрольной группе дошкольников ни по интеллектуальному, ни по эмоционально-волевому, ни по процессуальному критериям познавательных интересов значимых сдвигов не произошло. В экспериментальной группе произошли значимые сдвиги по всем критериям познавательных интересов. Значимо увеличилось количество дошкольников, которые стали интересоваться внутренней стороной (свойствами) предметов. Так же увеличилось количество детей, которые стремятся к поиску самостоятельного решения проблемы. В процессе деятельности и по ее завершению большинство дошкольников проявляют познавательные эмоции. Преобладающее большинство дошкольников стали проявлять интерес к новому, значимо увеличилось количество дошкольников, активно стремящихся к новому.
Таким образом, в результате проведенного эксперимента нашла подтверждение выдвинутая гипотеза о том, что формированию познавательных интересов детей дошкольного возраста способствуют следующие организационно-педагогические условия: создание специально организованного пространства, построенного как центр познавательно-исследовательской деятельности детей; наличие специально организованной познавательной деятельности, построенной по принципам игры, с правилами в виде атрибутов и норм исследовательской деятельности; возможность предъявления детьми результатов своей деятельности, обеспечивающей получение эмоционально-положительного игрового результата, связанного с решением исследовательских задач.
1. Абульханова-Славская, К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии / К. А. Абульханова-Славская // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т.2. - 2005. - № 4. - С. 3- 21
2. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы / Б. Г. Ананьев // Ученые записки ЛГУ. Психология. - 2002. - №. 265. - С. 55- 59
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер. 2001. - 288 с.
4. Анохина, О. В. Современные требования к созданию предметно-развивающей среде в ДОУ / О. В. Анохина, И. А. Галкина // Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. - Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. - 380 с.
5. Ахриева, Х. Познавательный интерес как необходимое условие развития ребёнка в процессе познания / Х. Ахриева // Рефлексия. - 2016. - № 2. - С. 45-49.
6. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды : учеб. пособие / И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е.Б. Лактионова. - М.: Экон- Информ, 2009. - 247 с.
7. Баранова, Э. A. Диагностика познавательного интереса младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. - СПб.: Речь, 2005. - 128 с.
8. Баранова, Э. А. Исследование познавательных интересов в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников / Э. А. Баранова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3 (7). - С. 31-34
9. Березина, Ю. Ю. Критерии развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста / Ю. Ю. Березина // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 8.
10. Болзина, В. П. Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования / В. П. Болзина // Альманах мировой науки. 2015.№ 1 / Актуальные проблемы развития современной науки и образования: по материалам Международной научно-практической конференции 31.10.2015. -
Ч. 2. - 139 с.
11. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. 5-е изд, испр. / Л.С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352
с.
12. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Детская психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 432 с.
13. Глушкова, Л. Г. Предметная среда действительно развивающая? / Л. Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 2. - С. 107-112
14. Депсамес, Л. П. Детская предметно-пространственная среда. Дизайн и эргономика : монография / Л.П. Депсамес, Н. В. Сырова. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2014. - 203 с.
15. Емельянова, И. Е. Особенности организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста/ И.Е. Емельянова // Начальная школа. Плюс до и после. - 2014. - №5. - С. 18 - 22.
16. Жуйкова, Т. П. Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования // Т. П. Жуйкова, К. А. Шустрова // Молодой ученый. - 2016. - №8.
17. Захаревич, Л. Ф. Особенности возникновения и развития познавательных интересов к сезонным изменениям в жизни растений у детей среднего и старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Л. Ф. Захаревич. - М., 1990. - 21 с.
18. Зиновьева, Л. С. Предметно-развивающая образовательная среда как приоритетное направление деятельности детского сада по системе Монтессори / Л. С. Зиновьева // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 156-158.
19. Иванова, Е. В. Создание предметно-развивающей среды в группе для детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО / Е. В. Иванова, Е.А. Сергеева // Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. - Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. - 380 с.
20. Калашникова, С. А. Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной образовательной среды / С. А. Калашникова // Образование и воспитание. - 2015. - №3. - С. 26-29.
21. Кирилова, И. В. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС / И. В. Кирилова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 118-122.
22. Комарова, О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями / О. А. Комарова // Справочник старшего воспитателя. - 2014 г. - №8. - С. 26-29
23. Куликова, Т.А. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в контексте введения ФГОС ДО / Т. А. Куликова // Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. - Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. - 380 с.
24. Леонтьев, А. Н. Психологические механизмы мотивации / А. Н. Леонтьев. - Изд-во НГПИ, 1992. - 216 с.
25. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «Модэк», 1997. - 383 с.
26. Лутошкина, В. Н. Психолого-педагогический практикум для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений / В. Н. Лутошкина, Е.В. Тарадаева // Красноярск: КК ИПК. - 2012. - 36 с.
27. Лысцова, О. О. Проблема формирования познавательных интересов дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации/ О. О. Лысцова// Журнал научных и прикладных исследований / Издательство ООО «Инфинити». - 2017. - №1. - С. 34-37
28. Лысцова, О. О. Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования познавательных интересов в дошкольной образовательной организации / О. О. Лысцова // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее. Сборник статей VII Международной научно¬практической конференции. - Пенза, 2017
29. Лысцова, О. О. Условия развития познавательных интересов у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / О. О. Лысцова // Сборник материалов Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный». - 2016. - Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/mn2016
30. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. / А. С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 1. - 365 с.
31. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - М.: Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 392 с.
32. Мишанина, В. И. Развитие познавательной активности дошкольников средствами телевидения в условиях семьи: дисс. ...канд. пед. наук : 13.00.01 / Мишанина Валентина Ивановна. - М., 2000. - 152 с.
33. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2004. - 456 с.
34. Николаева С. Н., Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.
35. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 128 с.
36. Обухова Л.Ф. Возрастная психология : учебник / Л. Ф. Обухова. - М.: Издательство Юрайт; МГППУ, 2011. - 460 с.
37. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т. Стрелкова. - М.: Новая школа, 2013. - 427 с.
38. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления / Ж. Пиаже //Вопросы психологии. - 1965. - № 6. - С. 38-52
39. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: концептуальный аспект / Н. Н. Поддьяков. - Волгоград: Перемена, 2003.
40. Постникова, Н. К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников : дисс. . канд. пед. наук : ЛПГУ им. А.И. Герцена / Н. К. Постникова. - Ленинград, 1987. - 197 с.
41. Ребенок в современном обществе: научный сборник / ред. Л. Ф. Обухова, Е. Г. Юдина. - М.: МГППУ, 2007. - 210 с.
42. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1976. - 416 с.
43. Слободчиков, В. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие / В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная Пресса, 2000.
44. Смирнова, Е. О. Типичные трудности организации предметной игровой среды в ДОУ / Е. О. Смирнова, М. А Соколова // Дошкольное воспитание. - 2013. -№ 2. - С. 93-99
45. Смирнова Е. О. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду : учеб. пособие / Е. А. Абдулаева., И. А. Рябкова, Е. О. Смирнова. - М: ООО «Русское слово - учебник», 2016. - 112 с
46. Смирнова Е. О. Условия формирования и поддержки детской инициативы в детском саду / Е. О. Смирнова // Детский сад: теория и практика. - 2016. - №6. - С. 18-31
47. Стукаленко, Н. М. О проблеме формирования познавательных интересов обучающихся / Н. М. Стукаленко, М. В. Вачугова // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 12-1. - С. 90-91.
48. Суворова, О. В. Теоретико-концептуальные основы модели полисубъектной коммуникативно-познавательной среды в дошкольном образовательном учреждении / О. В. Суворова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - №4. - С. 127- 31.
49. Тумакова, О. Е. Образовательная среда территории детского сада как комплекс условий / О. Е. Тумакова, М. Ю. Евдешина // Карельский научный журнал. - 2014. - № 4. - С. 90- 93.
50. Улановская, И. А. О проблемах вхождения дошкольников в образовательную среду школы / И. А. Улановская // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3. - С. 116- 122
51. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
52. Ходакова Н. П. Формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе исследовательской деятельности / Н. П. Ходакова, Н. В. Фролова // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т.1. - №11.
53. Шалыгина, Е. А. Структурно-функциональная модель развития познавательных интересов / Е. А. Шалыгина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 69-82
54. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / С.Т. Шацкий; под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина. - М., 1980. - Т.2.
55. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования
познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. - ЛГПИ, 1980. - Вып. 2. - 312 с.
56. Якимова, М. С. Развитие познавательных интересов у младших школьников во внеурочной деятельности / М. С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122-124.
57. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
58. Reeve, C. L. Differential relations between general cognitive ability and
interest-vocation fit. [Электронный ресурс] / C. L. Reeve // Journal of Occupational & Organizational Psychology. - 2004. - № 3. - Режим доступа:
http://onlinelibrary.wiley.com/journal/10.1111/(ISSN)2044-8325/issues
59. Lopez, F. G. Role of social-cognitive expectations in high school students' mathematics-related interest and performance. [Электронный ресурс] / F.G Lopez, R.W. Lent // Journal of Counseling Psychology. - 2007. - Режим доступа: http://www.scimagojr.com/journalsearch.phpq=15452&tip=sid&clean=0