Введение 3
1 Теоретические основы налоговой политики 6
1.1 Характеристика экономических условий для предпринимательства на
территории Российской Федерации 6
1.2 Содержание налоговой политики предприятия 10
1.3 Методы определения налоговой нагрузки 14
2 Анализ налоговой политики предприятия (на примере ЗАО «Торговый
центр «Красноярье») 20
2.1 Характеристика ЗАО «Торговый центр «Красноярье» как экономического
субъекта 20
2.2 Структура и динамика налоговых и неналоговых платежей 22
2.3 Оценка показателя налоговой нагрузки 27
3 Основные направления совершенствования налоговой политики ЗАО
«Торговый центр «Красноярье» 31
3.1 Предложения по совершенствованию налоговой политики 31
3.2 Экономический эффект от предложенных мероприятий 36
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложения А-И
В рамках перехода от административно-директивного к инновационному типу развития экономики произошли значительные перемены в устройстве механизма влияния государства на операционную деятельность предприятия.
Очевидно, что неотъемлемой частью государства является налоговая система. Цель ее существования - обеспечение потребностей государства.
В рыночной модели у государства в распоряжении находится два рычага регулирования экономики — производительность государственных инвестиций и уровень налогового бремени.
В современных условиях налогоплательщики постоянно сталкиваются с изменчивостью внешних воздействующих факторов, с потребностью оперативно адаптировать свою налоговую политику. Информация, которую необходимо проанализировать в процессе налогового планирования, требует постоянного изучения и работы в данной структуре.
Актуальность темы данной работы в сравнительном анализе ведения налоговой политики на примере деятельности конкретного предприятия г. Красноярск - ЗАО «Торговый центр «Красноярье», оценке оптимизации налогообложения и налогового планирования на действующем предприятии.
Деятельность любого производителя связана с постоянным стремлением к извлечению максимальной прибыли. При этом данное стремление может быть достигнуто двумя основными способами: увеличение доходов или сокращение расходов, к числу которых относятся обязательные платежи в бюджетные и внебюджетные. Уровень налоговых изъятий, как известно, оказывает существенное влияние на организацию и ведение дел хозяйствующих субъектов.
В настоящее время уровень налоговой нагрузки практически большинства производителей остается на высоком уровне. В результате чего происходит износ основных фондов, что способствует негативному воздействию на экономику страны. Значительная доля руководителей предприятий не спешит вкладывать средства в восстановление основных фондов, предпочитая более рискованные, но и более выгодные спекулятивные финансовые операции.
В данных рыночных условиях одной из определяющих целей предприятия является формирование эффективной налоговой политики, позволяющей, с одной стороны, оптимизировать потоки налоговых платежей, с другой стороны,- повысить общую эффективность операционной деятельности предприятия.
Каждая организация, независимо от вида деятельности и формы собственности, сталкивается с тем, необходимо проводить оптимизацию налогообложения, для того чтобы сделать доходы максимальными, а налоги минимальными, не вступая в противоречие с законодательством.
Правильная оптимизация налогообложения и прогнозирование возможных рисков оказывает значительную помощь в создании стабильного положения предприятия, поскольку позволяет минимизировать риски крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по совершенствованию налоговой политики и их оценка (на примере ЗАО «Торговый центр «Красноярье».
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
- дать характеристику экономических условий для предпринимательства на территории РФ;
- раскрыть содержание налоговой политики;
- привести методы определения налоговой нагрузки;
- дать характеристику ЗАО «Торговый центр «Красноярье», как экономического субъекта;
- оценить структуру и динамику налоговых и неналоговых платежей, уплачиваемых в бюджет ЗАО «Торговый центр «Красноярье»
- определить налоговую нагрузку ЗАО «Торговый центр «Красноярье»
- предложить пути совершенствования налоговой политики;
- рассчитать экономический эффект, полученный в результате совершенствования налоговой политики.
Объектом изучения выпускной квалификационной работы является налоговая политика ЗАО «Торговый центр «Красноярье» за период начиная с 2014 года.
Предметом исследования является нахождение методов оптимизации налогообложения и налогового планирования на предприятии ЗАО «Торговый центр «Красноярье»
Теоретической базой для изучения послужили труды отечественных авторов, законодательство Российской Федерации в сфере налогов и налогообложения, нормативно правовые акты Министерства финансов, Министерства экономического развития Российской федерации, материалы справочная правовая система «КонсультантПлюс». Практической базой исследования послужили первичные документы, предоставленные ЗАО «Торговый центр «Красноярье»: бухгалтерская отчетность, аналитическая справка, налоговые декларации.
Методами исследования служат общенаучные методы познания, системный подход, функциональный анализ, монографический метод, методы сравнения, классификации и экономической статистики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений, списка использованных источников и приложений.
На современном этапе развития экономической системы России очевидна необходимость создания благоприятных условий хозяйствования для стимулирования экономического роста путем совершенствования механизма налогового регулирования.
Практически во всех случаях у налогоплательщика имеется возможность выбора того или иного способа оптимизации налогообложения. В результате возникает необходимость вычислить наиболее эффективный способ и сделать в пользу него свой выбор. Документальное закрепление выбранного варианта налогообложения определяет налоговую политику организации и предопределяет существенную часть его учетной политики вообще.
Цели налоговой политики противоположны: для хозяйствующего субъекта
- снижение налоговых платежей, для государства - увеличение. В связи с этим возникает необходимость объединения экономических интересов государства и налогоплательщиков путем совершенствования механизма реализации налоговой политики.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты:
- рассмотрена структура налогов, уплачиваемых в бюджет организацией. Установлено, что в структуре налоговых платежей ЗАО «Торговый центр «Красноярье» наблюдаемого периода наибольшую долю среди налоговых платежей занимает единый налог по упрощенной системе налогообложения;
- приведены методы определения налогового бремени;
- дана характеристика предприятия, как экономического субъекта. Так как результаты деятельности фирмы определяются целью фирмы, которой в данном случае является получение прибыли, можно сказать, что ЗАО «Торговый центр «Красноярье» функционирует успешно и в долгосрочной перспективе будет оставаться конкурентоспособным предприятием.
За период настоящего исследования, отмечен рост налоговой нагрузки на организацию. Это свидетельствует о необходимости проведения налогового планирования и оптимизации налогообложения.
До настоящего времени уровень налогового бремени, рассчитанный по методике Минфина РФ, для предприятия ЗАО «Торговый центр «Красноярье» по-прежнему не превышает средний показатель по стране. Внимание к данному показателю привлечено в связи с негативной динамикой изменения налогового бремени на исследуемое предприятие (в противопоставление данным Минфина РФ об общероссийской тенденции к снижению налоговой нагрузки на предприятие, в нашем случае наблюдается рост налогового бремени).
- предложены пути совершенствования налоговой политики на предприятии:
При одновременном применении методов смены и сокращения объекта налогообложения с использованием в качестве исполнительного органа предприятия физического лица, обладающего статусом индивидуального предпринимателя, общий экономический эффект суммируется и может исчисляться сотнями тысяч рублей, что приведет к существенному снижению суммы уплачиваемых налогов.
Кроме того, изменив на определенный период (время проведения капитального ремонта) объект налогообложения с «доходы» на «доходы - расходы», ЗАО «Торговый центр «Красноярье» может сократить расходы на уплату единого налога по упрощенной системе налогообложения в несколько раз.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: в 2 ч. [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 № 146-ФЗ ред. от 01.01.2017 // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ruАлександрова И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. - М.: Бератор-Пресс, 2006. - 192 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 4 ч. [Электронный
ресурс] : федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ ред. от 01.01.2017. // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru
3. Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва[Электронный ресурс]: Социально-экономическое положение Красноярского края- Режим доступа: http://krasstat.gks.ru/
4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный
ресурс]: Социально-экономическое положение России- Режим
доступа: http://www.gks.ru/
5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] - Режим доступа:https: //www.nalog.ru/
6. Приказ ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [Электронный ресурс] :// Федеральная налоговая служба. - Режим доступа: http://www.nalog.ru
7. ГОСТ Р 51303-99. Государственный стандарт Российской
Федерации. Торговля. Термины и определения (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст)[Электронный ресурс] :
постановление Госстандарта России от 11.08.1999 // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru
8. Федеральный закон "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" от 05.05.2014 N 99-ФЗ[Электронный ресурс] : федер. закон от 05.05.2014 // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
9. Всемирный Банк «Рейтинг стран мира» [Электронный ресурс] :// Группа Всемирного Банка. - Режим доступа:http: //www.vsemirnyj bank. org
10. Андреев, И.М. Налоговая оптимизация / И.М. Андреев // Налоговый вестник. - 2008. - №12. - С. 73-80.
11. Боровикова, Е.В. Исполнение функций налогового агента при применении упрощенной системы налогообложения / Е.В. Боровикова // Налоговый вестник. - 2008. - №11. - С. 65-71.
12. Бородин, В. А., Малахов, П. В. Налоговая нагрузка как важная составляющая финансовой устойчивости предприятия / В. А. Бородин, П. В. Малахов // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 2. - С. 13-20.
13. Горский, Н.В. К оценке налоговой политики / И. В. Горский // Вопросы экономики. - 2002. - № 7 - С. 50-63
14. Горфинкеля, В. Я. Экономика фирмы: Учебник для вузов / В. Я.
Горфинкеля, В. А. Швандара. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - С 370-461
15. Гусева, Е.Н. Практика применения упрощенной системы налогообложения / Е.Н. Гусева // Налоговый вестник. - 2008. - №9. - С. 39-40.
16. Едронова, В. Н., Гарахина, И. В. Методика оценки распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности и субъектам РФ / В. Н. Едронова, И. В. Гарахина // Финансы и кредит. - 2009. - № 10.
17. Кадушин А., Михайлова Н. Насколько посильно налоговое бремя (попытка количественного анализа) Теория и практика финансового анализа. Электронный ресурс: http: // www.cfin.ru/ taxes/how-much- taxes.shtml.
18. Камалиев, Т. Ш. Налоговая нагрузка и ее воздействие на хозяйственную активность организаций / Т. Ш. Камалиев // Статистика и экономика. - 2009. - № 1. - С. 125-129.
19. Карагод, В.С., Худолеев, В.В. Налоги и налогообложение / В.С. Карагод, В.В. Худолеев. - М: ИНФРА, 2006. - С. 240-251
20. Кирова Е.А. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты // Финансы. - 1998. - № 9.
21. Корнийчук Д. В., Жарикова О. А. Оптимизация налоговой нагрузки при упрощенной системе налогообложения предприятия // Молодой ученый. —2017. — №15. — С. 408-410.
22. Пархачева, М. А. Упрощенная система налогообложения 2008. Просто ли быть упрощенцем / М. А. Пархачева. - М.: ЭКСМО, 2008. - 827 с.
23. Сивков, Е.И. Черная и белая оптимизация налогов 2016 года / Е.И. Сивков / Финансовый директор. - 2016. - №10. - С. 45-50
24. Толкушкин, А.В. История налогов в России: учебник/ Толкушкин, А.В. - Москва: Юристъ, 2001. - С. 67-380
25. Щеглова, Н.В. Финансовая политика российских коммерческих организаций / Н.В. Щеглова // Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. - 2006. - № 5. - С. 3-10
26. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник / Т.Ф. Юткина. - М.: ИНФРА-М, 2005.