Введение 4
1 Современное представление о методике технико -тактической
подготовки в настольном теннисе 6
1.1 Настольный теннис в системе физического воспитания России 6
1.2 Характеристика игры в настольный теннис 9
1.3 Технико-тактическое мастерство игроков в настольный теннис и
показатели его эффективности 10
1.4 Ведущие технические приемы игры в настольный теннис 16
1.5 Настольный теннис в системе студенческих соревнований и история
секции настольного тенниса в СФУ 17
2 Организация и методы исследования 20
2.1 Организация исследования 20
2.2 Характеристика методов исследования 20
3 Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики
технико-тактической подготовки в настольном теннисе 24
3.1 Теоретическое обоснование совершенствования методики технико - тактической подготовки в настольном теннисе 24
3. 2 Методика технико-тактической подготовки членов сборной
команды СФУ по настольному теннису 27
3.3 Результаты педагогического эксперимента 31
Заключение 37
Список использованных источников 38
Приложение А 43
Актуальность исследования. Настольный теннис, на сегодняшний день, один из самых доступных видов спорта в системе студенческого образования, в рамках дисциплины «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура». При этом в процессе игры, которая отличается высокой двигательной активностью, у студентов формируются такие важные качества, как быстрота, ловкость, координация, глазо - зрительная реакция и другие способности [9].
Настольный теннис поистине увлекательный, бесконечно многообразный, доступный и захватывающий вид спорта. Разнообразие двигательных навыков и действий, различных по координационной структуре и интенсивности, способствует развитию всех физических качеств спортсмена. В процессе игровой деятельности студенты получают значительную и в то же время сильную физическую нагрузку и вместе с тем эмоциональную зарядку [25, 37].
Популярность тенниса в студенческой среде велика по причине высокой зрелищности и динамичности игры [27]. Студенты Сибирского федерального университета, по праву считаются ведущими теннисистами Красноярского края. Команда СФУ — многократный победитель краевой межвузовской Универсиады, финалист 2-ой Всероссийской летней Универсиады, серебряный призер Спартакиады студенческой молодежи союзного государства Беларусь - Россия. Рост конкуренции за призовые места среди студентов ВУЗов Красноярского края, диктует необходимость пересмотреть методику технико¬тактической подготовки сборной команды СФУ по настольному теннису, при сохранении надежности, стабильности и результативности игровых действий. Поскольку любой соревновательный результат является следствием реализации спортсменом той или иной тактики посредством технических действий, которые объективно проявляются в характерных движениях [12,20]. Поэтому методика технико-тактической подготовки спортсмена сводится к анализу ситуаций, встречающихся в соревновательных условиях, формированию двигательных теоретических представлений и двигательных программ, соответствующих соревновательным условиям.
Цель исследования- совершенствование методики технико-тактической подготовки сборной команды СФУ по настольному теннису.
Задачи исследования:
1. Изучить и определить особенности технико-тактических действий в настольном теннисе.
2. Разработать методику совершенствования технико -тактической подготовки спортсменов сборной команды СФУ по настольному теннису.
3. Экспериментально определить эффективность применения разработанной методики в учебно -тренировочном процессе сборной команды СФУ по настольному теннису.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс сборной команды СФУ по настольному теннису.
Предмет исследования - методика технико-тактической подготовки спортсменов сборной команды СФУ по настольному теннису.
Гипотеза исследования: предполагается, что совершенствование технико-тактической подготовки сборной команды СФУ по настольному теннису должно строиться с учетом доведения до автоматизма отдельных элементов техники, что позволит усовершенствовать технико-тактическую подготовку теннисистов по показателю результативности ударов.
Методы исследования:
- Анализ научно -методической литературы.
- Анкетирование.
- Тестирование.
- Педагогический эксперимент.
- Методы математической статистики.
1. Основными составляющими соревновательной деятельности, определяющими уровень технико-тактического мастерства игроков в теннис, являются: способы ведения игры (преимущественно, с задней линии, преимущественно у сетки и универсальный); виды действий (нападающие, контратакующие, защитные); действия, ограниченные одним из ударов (например, неотразимой подачей) или объединенные в тактические комбинации. К ведущим основным техническим приемам игры в настольный теннис относят: подачи, удары по отскочившему мячу справа и слева, удары с лета справа и слева, удары над головой, «Свечи» справа и слева, укороченные удары справа и слева, удары с полулета справа и слева.
2. На основе анализа литературных источников и проведенного анкетирования была разработана экспериментальная методика совершенствования технико-тактической подготовки спортсменов сборной команды СФУ по настольному теннису, включающая специальные упражнения. На первом этапе упражнения имели направленность на совершенствование перемещения и совершенствования технических действий - удара справа и удара слева. На втором этапе, к базовым упражнениям добавились упражнения направленные на совершенствование топ -спинов.
3. Эффективность методики технико-тактической подготовки спортсменов сборной команды СФУ по настольному теннису подтвердилась достоверным приростом результатов во всех проведенных тестах у экспериментальной группы по отношению к контрольной в ходе проведения педагогического эксперимента. В экспериментальной группе выявлен достоверный прирост результатов используемых в игре технических элементов, над которыми проводилась целенаправленная работа в ходе эксперимента. Прирост результатов тестов в экспериментальной группе составил от 18,4% до 37,2%, в контрольной группе - от 9,0% до 26,3%.