Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Апробация методики «Установки на отношения в паре»

Работа №23053

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
579
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика понятия установки и особенности установок на
отношения в паре в современном обществе 8
1.1 Определение, свойства, виды 8
1.2 Функции, механизм действия установок 13
1.3 Установки на отношения в паре в период изменения традиционной
модели семьи 17
2 Процесс апробации психологической методики 21
2.1 Общая схема апробации 21
2.2 Изучение и проверка и надежности 22
2.3 Изучение и проверка валидности 24
2.4 Стандартизационный этап 26
3 Эмпирическое исследование по апробации методики «Установки на
отношения в паре» 27
3.1 План апробации методики «Установки на отношения в паре» 27
3.2 Описание используемых методик 30
3.2 Подсчет и обработка результатов 34
3.2.1 Анализ результатов I этапа - выявления надёжности методики 35
3.2.2 Анализ результатов II этапа - выявления валидности методики 41
3.2.3 Анализ результатов III этапа- стандартизация методики 47
Выводы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 62
ПРИЛОЖЕНИЕ В 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 88


Актуальность темы исследования обуславливается повышенным интересом сегодня к проблемам семьи и брака, что в свою очередь обусловлено кризисным состоянием семьи.
На данный момент треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Устойчивость отношений в паре определяет социально-психологический климат. Психологический климат пары не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены пары и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. А каждый отдельно взятый человек - это личность, со своим мировоззрением, которое не может не влиять на установление удовлетворяющих обе стороны взаимоотношений.
В настоящее время во всем мире наметилась четкая тенденция изменения брачно-семейных отношений.
«С середины XX в. произошли существенные и необратимые сдвиги в институте семьи. Произошедшие с семьей изменения многие авторы трактуют как кризис традиционных семейных устоев. Брак больше не представлен в общественном сознании как единственно возможный способ проживания жизни, наблюдается отказ от преданности заключённому браку на всю жизнь».
«Так как в настоящее время большинство супругов ждет от брака счастья и возможностей для личностной самореализации, развод стал нормальным явлением семейной жизни. Принятие решений о заключении, сохранении брака, способе жизни в браке всё в большей мере становится достоянием и областью ответственности отдельного человека, пары».
Проблематика: в обществе все более приемлемым и возможным становится реализация разных типов установок к отношениям в паре.
«Самой распространенной моделью организации семейной жизни в большинстве стран становится незарегистрированный брак. Формирующаяся семья уходит от официальной регистрации отношений, создавая семью на основе так называемого «гражданского брака»».
Актуальность данной работы определена тем, что выявление психологических установок у партнеров на отношения в паре может существенно помочь в планировании, развитии и дальнейшем укреплении их отношений. Зная свои установки и установки партнера можно избежать многочисленных недопониманий и конфликтов. Это поможет лучше понять действия и поведение в отношениях, как самого себя, так и партнера.
Помимо психологического аспекта, данная работа актуальна и в инструментальном плане. Ведь в настоящее время методик, направленных на изучение и определение установок на отношения, очень мало. Те же, что существуют на данный момент зачастую либо имеют достаточно обобщенный показатель установки, либо показатели по установке, находятся в тесной связи с другими смежными показателями и интерпретировать их можно только вместе. Наша методика позволяет не только выявить ведущую установку на отношения у человека, показать в какой количественной зависимости находится ведущая установка, по отношению к другим видам установок. Но и выявить ведущие установки в разных сферах отношений в паре (отношения к партнеру, отношение и быт, отношения и брак, отношения и дети, готовность к усилиям).
Цель работы: апробировать исследовательскую методику, разработан-ную Т.В. Скутиной при участии Ю.Е. Пшеничниковой, направленную на вы-явление установок на отношения в паре, то есть проверить методику на на-дежность, теоретическую и прагматическую валидность, и стандартизировать.
Общая гипотеза исследования: с помощью методики «Установки на отношения в паре» можно надежно выявить у респондента преобладающие установки на отношения в паре из следующих установок: индивидуалистические; отношения в паре без серьезных обязательств, незарегистрированный брак, зарегистрированный брак.
Эмпирические гипотезы:
- Методика является надёжной: результаты одних и тех же респондентов, полученные через две недели, значимо не отличаются, имеют высокую степень корреляции между собой.
- Методика является теоретически валидной: результаты сравни-тельного анализа полученных данных по методике и опроснику соответствуют друг другу, имеют незначительные противоречия.
- Методика является прагматически валидной: результаты сравни-тельного анализа полученных данных по методике и исследовательскому интервью соответствуют друг другу, имеют незначительные противоречия.
Для проверки гипотез мы ставим перед собой следующие теоретические задачи:
- Проанализировать теоретические источники, раскрывающие такие темы как, установки в паре, формы и модели семейных отношений, при¬чины изменений традиционной модели брака и появление новых моделей с целью уточнения понятийного аппарата, получения информации о прошлом и современном состоянии объекта исследования, выявления проблемы.
- Изучить современные требования к апробации психологических методик, понятия надежности, валидизации и стандартизации, алгоритм апробации психологической методики и др. с целью составления плана действий по апробации психологической методики и дальнейшей его реализации.
- Подобрать и изучить конкретные исследования по апробации близких по тематике методик с целью уточнения процедуры проведения апробации психологической методики, выявления нюансов в ходе исследования.
А также эмпирические:
- Составить план действий по апробации методики и осуществить его.
- Оценить надежность, теоретическую и прагматическую валидности методики по результатам ее апробации.
- Внести изменения в процедуру проведения методики, по результатам стандартизации.
Объект исследования разработанная методика «Установки на отношения в паре».
Предмет исследования - надёжность, валидность и стандартизованность методики «Установки на отношения в паре».
Группа испытуемых: мужчины и женщины старшего юношеского и раннего взрослого возраста, от 20 до 35 лет .
Выборка: мужчины и женщины старшего юношеского и раннего взрослого возраста (от 20 - до 30 лет), всего 243 человек, находящиеся в не-зарегистрированном браке (65 чел.), в браке (50 чел.), в отношениях с партнёром противоположного пола без серьёзных обязательств (66 чел.) не имеющие отношений в паре на данный момент (62 чел.).
Методы и методики, используемые в процессе апробации:
Методы исследования:
- Анализ литературных источников и методик;
- Наблюдение;
- Измерение;
- Исследовательское интервью.
Методы обработки данных:
методы математической статистики - коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Методики исследования:
- Методика «Установки на отношения в паре». Скутина Т.В., Пшеничникова Ю.Е.
Исследовательское интервью для изучения прагматической валидности.
- Методика Ю.Алёшиной «Измерение установок в семейной паре» для определения теоретической валидности.
- Постэкспериментальная беседа для выяснения комфортности хо¬да проведения методики для респондентов, их статуса в отношениях на данный момент и взглядов на будущее отношений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Семья как социальный институт исторически никогда не была жестким автономным образованием, она всегда изменялась в соответствии с более широкими социальными изменениями в обществе. Наше время не исключение, на данный момент в семейном институте общества происходят динамичные изменения по всему миру.
В обществе возникают не только новые формы отношений, но и меняется состав, ролевая структура семьи. У этих изменений очень много причин и факторов. Одной из причин являются наши установки на отношения. И эти установки меняются, а за собой влекут изменения в семьях и во всем семейном институте общества. Все чаще люди предпочитают гражданский брак или свободные отношения официальному браку. Ведь без штампа в паспорте у человека больше свободы и меньше ответственности и обязательств.
Знания о своих установках, о установках своего партнера может значительно помочь в становлении будущей семьи. Зная свои установки, мы можем скорректировать их, приблизить к желанным. Зная установки своего партнера, можно укрепить отношения, развить их в нужном направлении. В нашем исследовании процент респондентов с установкой на заключение брака составил 53,3 % от всей выборки (150 чел.), с установкой на незарегистрированный брак- 24 %.
Методика «Установки на отношения в паре» полезна с практической точки зрения тем, что позволяет выделить ведущую установку у человека, посмотреть в какой зависимости от доминирующей находятся другие установки. Просмотреть установки отдельно по таким сферам в отношениях, как отношения с партнером, отношения и быт, отношения и брак, отношения и дети и готовность к усилиям. В результате мы видим не только общую картину, но и подробный анализ отдельных частей. Методик, позволяющих получить подобный результат нет, существующие методики либо дают только общую картину, либо мы можем построить выводы по отдельным шкалам, не увидев картины целиком.
Наша методика будет полезна при консультативной, коррекционной и диагностической работе как с парой, так и с одним человеком. Она проста в реализации и в способе обработки данных. С ней справятся и специалисты- психологи, и люди, не имеющие психологического образования.



1. Алешина, Ю. Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений : спецпрактикум по социальной психологии / Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская // М.: МГУ - 1987.
2. Батурин, Н. А. Мельникова Н.Н. Психодиагностика. Технология разработки тестов I, II, III, IV, V, VI части / Н. А. Батурин // Вестник ЮУрГУ - 2009. - № 30
3. Белановская, М. Л. Брачно-семейные установки в системе ценностых ориентаций современной молодежи /М. Л. Белановская // Молодежь в современном обществе. - 2015. - С. 22-26.
4. Большая Советская Энциклопедия. БСЭ - Третье издание [Электронный ресурс] : Советская энциклопедия. - 1969—1978. - Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/
5. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика : Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с.
6. Гессманн, X. В. Шеронов, Е. А. Валидность психологического теста. / X. В. Гессман. Е. А. Шеронов //Современная зарубежная психология. - 2013. - №2(4). - 20-31.
7. Гогулина, А. А. Особенности взаимоотношений супругов в незарегистрированном браке / А. А. Гогулина //Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - №1-6. - С. 77-79.
8. Годфруа, Ж. Что такое психология : учеб. пособие/ Ж. Год-фруа. - Т. 1: М.:Мир, 1992. - 496 с.
9. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика : учебное пособие. / К. М. Гуревич, Е. М. Борисова. - М. : Изд-во УРАО, 1997.
10. Гурко, Е. М. Брак и родительство : монография / Гурко Татьяна Александровна. -Институт социологии Российской академии наук - Москва, 2008. - 324 с.
11. Гурко, Е. М. Представления студенческой молодежи о браке / Е. М. Гурко // Актуальные проблемы семей в Рос¬сии. - 2006. - С. 200-210.
12. Долбик-Воробей, Т. А. Репродуктивные установки студенческой молодежи / Т. А. Долбик-Воробей // Российская молодежь: проблемы и решения. - М.: Центр социального прогнозирования. - 2005. - С. 414-423.
13. Евграфова, Ю. А. Ценности современной молодежи и установки на семью и деторождение / Ю. А. Евграфова // Известия Пензенского государственного педагогического университета. - 2012. - № 28. - С. 1214.
14. Захаров, С. В Новейшие тенденции формирования семьи в России / С. В. Захаров // Петербургская социология сегодня. - 2010. - Т.:1 - С. 123-141.
15. Ильиных, С. А. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации /С. А. Ильиных // Вестник Томского Государственного Университета - №4 (20), вып.1. - 2012 .
16. Коновалова, М. Д. Экспериментальная психология : конспект лекций / М. Д. Коновалова. - Высшее образование - 2009. - 180 с.
17. Лактюхина, Е. Г. "Мы просто живем вместе": сожительство в современной России. / Е. Г. Лактюхина, Г.В. Антонов. - Журнал социологии и социальной антропологии - 2015 - Т. XVIII №4 (81) - с. 82-95.
18. Леви, Т. С. Методика диагностики психологи¬ческой границы личности / Т.С. Леви // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - С. 131-146. 
19. Маленова А. Ю., Психологический пол личности и его взаимосвязь с брачно-семейными установками на разных этапах семейных отношений // А. Ю. Маленова, К. В. Королева // Вестник Омского Университета. - Серия: Психология. Вып.1. - 2015 г. - 67-78 с.
20. Михайленко Т.Н. Семейные ориентации студенческой молодежи.
- научная статья. - Вестник Донского Аграрного университета, вып.:4-2 (14).- 2014 г.- 14-24 с.
21. Морозова, Е. А. Модель семьи как фактор формирования брачно-семейных установок и личностных качеств молодежи / Е. А. Морозова, Т. Ю. Сорокина // Сибирский психологический журнал - Томск: СПЖ - 2009 - №32 - С. 100-104
22. Неупокоева, М. Н. Установки и мотивация современных девушек не планирующих брак и рождение детей /М. Н. Неупокоева // Ежемесячный научный журнал, - 2015. - № 4 (9) последствия / Л. Н. Петрова // Ученые записки Российского Государственного Социального университета - 2009. - № 10. - 202¬207 с.
25. Петроградова, Е.М. Психологические факторы продолжения отношений в паре : бакалаврская работа / Петроградова Е. М. - Сибирский федеральный университет, 2015
26. Рубинштейн, С. Л.. Основы общей психологии / С. Л. Рубин¬штейн. - Изд. 2-е, 1946 г.
27. Скрипченко, Екатерина Андреевна. Продуктивность разрешения противоречий в паре и представление о перспективах дальнейших отношений : магистерская диссертация : 37.04.01 / Е. А. Скрипченко. — Красноярск : СФУ, 2017
28. Скутина, Т.В. Семейные конфликты : методич. пособие. Красноярск : СФУ, 2013. - 70 c
29. Смирнова, Т. Е. Исследование отношения молодежи к гражданскому браку / Т. Е. Смирнова, М. В. Данилова // Молодой ученый, №3 (62). - 2014 г. - 1021-1024 с.
30. Снигирева, Т. А. Методика определения надежности тестовых результатов // Вестник ИжГТУ. - 2006 - №2(30). - С. 93-95.
31. Сорокина, Т. Ю. Особенности брачно-семейных установок студенческой молодежи : диссертация, социальная психология / Сорокина Т. Ю. - 2007 г.
32. Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. - Изд.: Пи¬тер, 2001.
33. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. - 342 с.
34. Явленская Н. С. Исследование мотивов вступления в брак у студентов на разных этапах и направлениях обучения / Н. С. Явленская // Велес. - 2016. - 10-1 (40). г. - 112-115 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ