Введение 4
1 Современные подходы к управлению временем в организации 6
1.1 Теоретические основы тайм-менеджмента 6
1.2 Основные принципы тайм-менеджмента 14
1.3 Тайм-менеджмент как фактор повышения эффективности труда в
организации 24
2 Анализ корпоративных стандартов по управлению временем в ПАО
«Сбербанк» г.Красноярска 35
2.1 Общая характеристика ПАО «Сбербанк» г.Красноярска 35
2.2 Анализ использования рабочего времени в ПАО «Сбербанк»
г.Красноярска 48
2.3 Анализ специфики управления временем в ПАО «Сбербанк»
г.Красноярска 54
3 Совершенствование тайм-менеджмента в ПАО «Сбербанк» г.
Красноярск 61
3.1 Совершенствование корпоративного стандарта по управлению
временем 61
3.2 Повышение эффективности организации рабочего времени
персонала 68
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 70
Заключение 77
Список сокращений 81
Список использованных источников 82
Актуальность темы исследования. Время - самый основной жизненный ресурс. Тайм-менеджмент применяют в компаниях для контроля рабочего времени сотрудников по-разному. При социализме существовали такие понятия, как «научная организация труда (НОТ)», нормативы и прочее. Эффективность во многом зависит от отношения сотрудников к делу. Управление временем для современной компании может сделать эффективным организацию рабочего времени сотрудников, что в последствии приводит к более высокой эффективности труда. Если сотрудники являются в компании основным ресурсом, правильная организация их рабочего времени напрямую влияет на производительность труда, а значит, и на финансовые результаты бизнеса.
Одним сотрудникам необходимо жесткое планирование времени (например, тем, кто занимается выездным обслуживанием клиентов), в других случаях оправдано позволять сотрудникам самим распределять свое рабочее время (программистам, руководителям).
Предметом исследования является организация использования рабочего времени менеджера Красноярское отделение №8646 ПАО «Сбербанк» г.Красноярска».
Объектом исследования выступает организация труда менеджера Красноярское отделение №8646 ПАО «Сбербанк» г.Красноярска».
Цель работы: исследование путей повышения эффективности организации рабочего времени сотрудников Красноярского отделения №8646 «ПАО «Сбербанк» г.Красноярска» и оценка эффективности предложенных мероприятий.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать корпоративные стандарты по управлению временем в Красноярском отделении №8646 ПАО «Сбербанк» г.Красноярска;
совершенствования корпоративного стандарта по управлению временем в Красноярском отделении №8646 ПАО «Сбербанк» г.Красноярска;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении представлена актуальность темы, цель и задачи исследования, предмет и объект исследования, структура работы.
В первой главе «Современные подходы к управлению временем в организации» раскрывается понятие «тайм-менеджмента» как фактора повышения эффективности труда в организации, даются его основные принципы.
Во второй главе «Анализ корпоративных стандартов по управлению временем в ПАО «Сбербанк» г.Красноярска» раскрывается общая характеристика ПАО «Сбербанк» г.Красноярска, дан анализ использования рабочего времени и анализ специфики управления временем в ПАО «Сбербанк» г.Красноярска.
В третьей главе «Совершенствование тайм-менеджмента в ПАО «Сбербанк» г.Красноярска» обосновывается необходимость и возможные механизмы совершенствования корпоративного стандарта по управлению временем в ПАО «Сбербанк» г.Красноярска. Обозначена специфика информационного обеспечения компании. Выделены особенности процесса разработки повышения эффективности организации рабочего времени персонала. Дана оценка эффективности предложенных мероприятий.
В заключении сделаны выводы по каждой главе, подведены итоги работы.
В результате анализа проведенного во второй главе работы нами были выявлены потери времени в работе оперативных работников в отделениях ПАО «Сбербанк».
На объекте исследования - в ПАО «Сбербанк» г.Красноярска было организовано исследование направленное на выявление проблемных зон и особенностей использования рабочего времени.
Объектом наблюдения являются рабочее время сотрудника отделения - оперативного сотрудника.
С применением методов самофотографии и фотографии рабочего времени заполнена карта индивидуальной фотографии рабочего времени кредитного эксперта. Время наблюдения - одна рабочая неделя (5 рабочих дней). На картах наблюдения рабочего времени фиксировалось момент начала и завершения конкретной работы или вида деятельности кредитного эксперта. Каждый вид деятельности зашифрован.
Результаты наблюдения обобщаются и группируются по направлениям использования рабочего времени. Следующий этап - вычисление продолжительности отдельных направлений время-затрат. Для этого используются результаты самофотографии рабочего времени. Сгруппированные в одноименные группы направления с провиденными расчетами заносятся в баланс рабочего времени. Далее рассчитывается доля каждого направления время-затрат в структуре рабочего времени.
Анализ баланса рабочего времени показал, что процент использования рабочего времени работников в операционном отделении в течение рабочей недели составил 91,6%. Потери рабочего времени обоснованы организационно¬техническими причинами и нарушением трудовой дисциплины. Потери рабочего времени по организационно-техническим причинам составляют 6,25%, в связи с нарушением трудовой дисциплины - 2,1%. Возможные резервы для повышения производительности труда и эффективности использования рабочего времени составляют 8,35%.
Для реализации резерва использования рабочего времени руководству ПАО «Сбербанк» необходимо усилить работу над контролем трудовой дисциплины персонала, а также наладить организационно-техническое снабжение рабочих мест. Реализация данных мероприятий позволит увеличить эффективность использования рабочего времени и повысить производительность труда персонала.
С целью выявления недостатков в организации труда была проанализирована результативность использования рабочего времени руководителя отделения банка. Для этого был использован метод индивидуальной фотографии рабочего дня. В результате был сделан вывод, о том, что руководитель использует свое рабочее время неэффективно, в первую очередь не выполняя намеченный план.
Далее был представлен анализ структуры затрат рабочего времени старшего специалиста в отделе бухгалтерии, т.е. заместителя руководителя исследуемого банка.
Отмечено, что специалист в отделе бухгалтерии ежедневно отрабатывает на 45 минут больше, отведенного рабочего времени, или на 9,3% от 480 минут. Вследствие чего возникает постоянная усталость, и снижается трудоспособность работника. Это говорит о том, что руководитель не правильно распределил обязанности не только свои, но и своих подчиненных.
Так как, принципиально важным направлением развития ПАО «Сбербанк» является максимальная ориентация на клиента, то, проанализировав фотографию своего рабочего дня, руководителем было принято решение о том, что для усиления конкурентной позиции на российском финансовом рынке необходимо использовать новые и более совершенные методы тайм-менеджмента.
Большая часть потери времени работников, выполняющих оперативную работу непосредственно в отделениях при работе с клиентами была связана с выполнением лишних движений. В соответствии с принципами тайм- менеджмента и эффективной организации рабочего времени, лишние движения - это любые движения, которые не являются необходимыми для создания ценности.
Были представлены действия, которые будут способствовать устранению потерь времени операционных работников отделения ПАО «Сбербанк» г.Красноярск.
В целях совершенствования тайм-менеджмента в ПАО «Сбербанк» в городе Красноярск предлагаем внедрить комплексный корпоративный стандарт по управлению временем. Для этого необходимо реализовать проект, который позволит внедрить технологии тайм-менеджмента на всех уровнях управления банка.
Для этого необходимо реализовать следующие основные мероприятия:
1 Организовать обучение по тайм-менеджменту для высшего руководства банка.
2 Разработать корпоративный стандарт тайм-менеджмента с интеграцией его в систему управления ISO 2000, которая внедряется в банке.
3 Провести ТМ-диагностика (для группы топ-менеджеров) и ТМ- аттестацию (для каждого сотрудника), которые в дальнейшем будут включены в систему оценки компании.
4 Организовать систему обучения для всех групп сотрудников банка, которая позволит использовать принципы тайм-менеджмента на всех уровнях управления и на уровне исполнителей.
Сложность и многогранность задач, решаемых ПАО «Сбербанк» г.Красноярска в условиях меняющейся макроэкономической ситуации, многообразие возникающих при этом взаимосвязей, уровень ответственности за результаты деятельности предопределяют необходимость использования всех ресурсов, в том числе человеческих. Успешное выполнение задач ПАО «Сбербанк» г.Красноярска может быть обеспечено только слаженной работой команды обладающих необходимыми компетенциями профессионалов.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Корпоративный тайм-менеджмент. Персональный тайм-менеджмент» направлена на совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых специалистам для профессиональной деятельности в ПАО «Сбербанк» г.Красноярска, и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Цель программы:
Совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для эффективной управленческой деятельности.
Основные задачи программы:
- формирование у работников структурных подразделений ПАО «Сбербанк» г.Красноярска
- целостного и глубокого понимания задач по реализации основных направлений кадровой политики;
- развитие у работников структурных подразделений ПАО «Сбербанк» г.Красноярска готовности (способности) к эффективным служебным отношениям, основанным на соблюдении требований к служебному поведению служащих ПАО «Сбербанк» г.Красноярска;
- создание учебно-методической базы повышения квалификации персонала ПАО «Сбербанк» г.Красноярска на основе современных образовательных технологий, в том числе с использованием электронного обучения.
Затраты на проект составят 1808 тыс.руб., из них 1448 тыс.руб. единовременных и 360 тыс.руб. ежегодных.
Абчук, В.А. Менеджмент: Учебник / В.А. Абчук - СПб: Союз, 2013. - 463 с.
2. Андреева, Е.Л. Организационные структуры фирмы в условиях глобализации: Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. экон. ун-та, 2010. - 242 с.
3. Архангельский, Г. «Тайм-драйв: как успевать жить и работать» /Г. Архангельский. - «Манн, Иванов и Фербер» 8-е изд., 2012. - 214 с.
4. Архангельский, Г. «Тайм-менеджмент»/Г. Архангельский. - М, «Market DS», 2007. - 127 с.
5. Архангельский, Г. Корпоративный тайм-менеджмент: Энциклопедия решений / Г.А. Архангельский. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 211 с.
6. Бабосов, Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. - 6-е изд. - Мн.: ТетраСистемс, 2014, - 288 с.
7. Балашов, А.П. Теория менеджмента: Учеб. Пособие/А.П. Балашев.- М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. - 214 с.
8. Банковский менеджмент: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2010. - 121 с.
9. Борцов, Ю.С. Социология. Учеб. Пособие / Ю.С. Борцов. - Ростов н/Д., 2012. - 143 с.
10. Бурганова, Л.А. Теория управления: учеб. пособие / Л.А. Бурганова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 139 с.
11. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие / Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 123 с.
12. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Изд-во Триада.Лтд., 2013. - 234 с.
13. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Фирма Гардарика. - 2016. - 89 с.
14. Волкогонова, О.Д. Стратегический менеджмент: учебник/ О.Д.Волкогонова, А.Т. Зуб - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. - 314 с.
15. Герчикова, И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчиков. - Москва. - Банки и баржи, издательское объединение ЮНИТИ. - 2015. - 167 с.
16. Гибсон, Дж. Л. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ./ , , Д.М. Иванцевич, Д.Х. Доннелли. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 115 с.
17. Глухов, В.В. Менеджмент / В.В. Глухов. - СПб.: Питер, 2010. - 608 с.
18. Гончаров, В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала / В.В. Гончаров. - М. - 2011. - 345 с.
19. Горбачев, А.Г: Тайм-менеджмент в два счета/А.Г. Горбачев. - СПб.: Питер, 2009. - 418 с.
20. Джордж Л. Майкл. Бережливое производство + шесть сигм» в сфере услуг: Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса / Майкл Л. Джордж; [пер. с англ.] - М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 402 с.
21. Дилтс, Р. НЛП: навыки эффективного лидерства/Р. Дилтс. - СПб.: Питер, 2013. - 305 с.
22. Дорофеев, В.Д. Менеджмент: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев,А.Н.Шмелёва, Н.Ю. Шестопал. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 513 с.
23. Зборовский, Г.Е. Социология управления: Учебное пособие. / Г.Е. Зборовский, Н.Б. Костина Н.Б. - М.: Гардарики, 2013. - 272 с.
24. Зотов, В.Б. Муниципальное управление: учебник для вузов / В.Б. Зотов, Макашева З.М. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 234 с.
25. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 102 с.
26. Исаев, Р.А. Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг: В 2 т. Т.
1. - 2-е изд., перераб. и доп./Р.А. Исаева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 286 с.
27. Исаев, Р.А. Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг: учеб.пособие / Р.А. Исаев. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 172 с.
28. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие,2-е изд., испр. и доп. / Н. И. Кабушкин. -М.: ТОО Остожье; Мн.:ООО Новое знание, 2015. - 167 с.
29. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н.И.Кабушкин. - М.: Новое знание, 2009. - 314 с.
30. Кантор, В.Е. Менеджмент: учеб. пособие / В.Е. Кантор, Г.А.Маховикова. - М.: ЭКСМО, 2009. - 271 с.
31. Карпов, Э.А. Организация производства и менеджмента: Учебное пособие / Э.А. Карпов. - Старый Оскол: ООО ТНТ, 2015. - 378 с.
32. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления /В.И.Кнорринг. М. - 2012. - 123 с.
33. Ковалева А. С. Тайм-менеджмент: алгоритм построения в современных организационных структурах : практикум / А. С. Ковалева, В. Л. Стельмашонок. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014. - 67 с.
34. Кравченко, А.И. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 4-е изд., испр.и доп. / А.И. Кравченко, Н.Б. Костина. - М.: Академический Проект, 2015. - 1136 с.
35. Лукашенко, М.А. Тайм-менеджмент для руководителя/М.А. Лукашенко //Психология для руководителя. - 2014. - № 4. -С.32-41.
36. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики/А.Маслоу. - М.: Евразия, 2009. - 329 с.
37. Маслоу, А. Самоактуализация. Просвещенный менеджмент. Организационная теория/А.Маслоу. - СПб.: Питер, 2013. - 518 с.
38. Менеджмент организации. / Под редакцией З.П. Румянцевой. - Москва - 2016. - 121 с.
39. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури . - М. - 2010. - 45 с.
40. Мильнер, Б. З. Теория организации / Б.З. Мильнер. - М., 2013. - 864 с.
41. Морозов, А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учеб. для высших и средних специальных учебных заведений/А.В. Морозов. - СПб.: Союз, 2010. - 287 с.
42. Одегов, Ю.Г. Банковский менеджмент. Управление персоналом: учеб. пособие / Ю.Г. Одегов, Г.В. Никонов, Д.А. Безделов. - М.: Экзамен, 2012. - 312 с.
43. Организационное поведение: учеб. пособие / под ред. Г.Р. Латфуллина, О.И. Громовой. - СПб.: Питер, 2014. - 218 с.
44. Телегина, Т.В. Хронофаги в системе корпоративной культуры. Краткий обзор основных поглотителей рабочего времени/Т.В. Телегина //Система бизнеса: сб. науч. трудов. - Вып. 5. - М.: Московская финансово¬промышленная академия, Маркет ДС, 2008. - С. 164-174.
45. Чалдини, Р. Пойми других, чтобы понять себя/Р.Чалдини. - СПб.: Прайм-Еврознак: Издательский дом Нева, 2012. - 315 с.
46. Чалдини, Р. Психология влияния/Р.Чалдини. - СПб.: Питер, 2013. - 219 с.
47. Шейн, Э.Х. Организационная культура и лидерство/Э.Х. Шейн. - СПб.: Питер, 2002. - 206 с.
48. Кузнецов, И. Н. Властелин времени: рациональное использование
рабочего дня [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.elitarium.ru/2005/06/17/vlastelin_vremeni.html
49. Бехтерев, С.В. Командный тайм-менеджмент и мотивация
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www.improvement.ru/zametki/behterev/
50. Годовой отчет Сбербанка [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://2015.report-sberbank.ru/
51. Набатова, Е. Время на новых клиентов: как тайм-менеджмент повышает эффективность продаж [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.improvement.ru/zametki/sales
52. Отчет Сбербанк. День инвестора 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
file:///D:/Dowloads/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0 %B5%D1%82/Investor_Day_2015_RU.pdf