РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ПРОДУКЦИИ (НА ПРИМЕРЕ АО «КРАСМАШ»)
|
Введение 4
1 Конкурентоспособность гражданской продукции предприятий ОПК как фактор обеспечения их устойчивости и развития 6
1.1 Оценка состояния оборонно-промышленного комплекса России 6
1.2 Повышение конкурентоспособности гражданской продукции предприятий ОПК как средство обеспечения их устойчивости и развития 21
1.3 Методики оценки конкурентоспособности продукции предприятия и возможные пути ее повышения на машиностроительных предприятиях 27
2 Анализ конкурентоспособности гражданской продукции АО «Красмаш» 37
2.1 Оценка финансового состояния и результатов финансово-хозяйственной деятельности АО «Красмаш» 37
2.2 Позиционирование АО «Красмаш» на рынке машиностроительной продукции России 56
Заключение 98
Список использованных источников 102
1 Конкурентоспособность гражданской продукции предприятий ОПК как фактор обеспечения их устойчивости и развития 6
1.1 Оценка состояния оборонно-промышленного комплекса России 6
1.2 Повышение конкурентоспособности гражданской продукции предприятий ОПК как средство обеспечения их устойчивости и развития 21
1.3 Методики оценки конкурентоспособности продукции предприятия и возможные пути ее повышения на машиностроительных предприятиях 27
2 Анализ конкурентоспособности гражданской продукции АО «Красмаш» 37
2.1 Оценка финансового состояния и результатов финансово-хозяйственной деятельности АО «Красмаш» 37
2.2 Позиционирование АО «Красмаш» на рынке машиностроительной продукции России 56
Заключение 98
Список использованных источников 102
В современных условиях рыночной экономики повышение конкурентоспособности является одной из основных целей промышленного предприятия, поскольку именно от уровня конкурентоспособности в значительной степени зависит финансовое благополучие организации.
В настоящее время для предприятий оборонного комплекса, в т. ч. для АО «Красмаш», остро стоит проблема расширения своего производства за счет гражданской продукции. Это направление деятельности позволит им функционировать в периоды отсутствия государственных заказов или на тех стадиях исполнения государственных заказов, когда в его выполнении заняты не все ресурсы предприятия. Наличие производства гражданской продукции позволяет предприятию нормально функционировать в условиях нестабильного государственного заказа и наиболее полно задействовать в производственном процессе ресурсы предприятия.
Между тем развитие производства гражданской продукции можно напрямую рассматривать не только как фактор устойчивой работы организаций в условиях рынка, но и как решение государственной задачи импортозамещания путем насыщения внутреннего рынка профильной продукцией ОПК в интересах важнейших сфер экономики страны (транспорта, связи, отраслей ТЭК, здравоохранения и др.).
Актуальность работы заключается в том, что АО «Красмаш» завершает серийный выпуск ракеты РСМ-54, и если в ближайшее время Министерством обороны не будет принято решение о его продлении, завод в 2017-2019 годах может ожидать «провал» по объемам производства. Обеспечить устойчивое финансовое состояние предприятия может выпуск конкурентоспособной гражданской продукции.
Целью данной работы является обоснование необходимости проведения мероприятий повышения конкурентоспособности гражданской продукции и оценка этих мероприятий для АО «Красмаш».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать современное состояние оборонно-промышленного комплекса России и тенденции выпуска гражданской продукции оборонными предприятиями;
- оценить конкурентные позиции АО «Красмаш» на рынках машино строительной продукции России;
- обосновать необходимость разработки мероприятий повышения конкурентоспособности гражданской продукции на предприятии;
- оценить эффективность проведения мероприятий повышения конкурентоспособности гражданской продукции АО «Красмаш».
Объектом исследования является Непубличное Акционерное Общество «Красноярский машино строительный завод». АО «Красноярский машино строительный завод» - крупнейший производитель ракетной космической техники, техники и оборудования гражданского назначения.
Предметом исследования является конкуренто способность выпускаемой гражданской продукции АО «Красмаш»
Методы исследования: описание, сравнение, анализ, обобщение.
Информационная база исследования: нормативные законодательные акты, нормативные документы, научная и специализированная литература, статистические данные, публикации в электронных изданиях, годовая бухгалтерская отчетность АО «Красноярский машино строительный завод» за 2013-2015 гг.
В настоящее время для предприятий оборонного комплекса, в т. ч. для АО «Красмаш», остро стоит проблема расширения своего производства за счет гражданской продукции. Это направление деятельности позволит им функционировать в периоды отсутствия государственных заказов или на тех стадиях исполнения государственных заказов, когда в его выполнении заняты не все ресурсы предприятия. Наличие производства гражданской продукции позволяет предприятию нормально функционировать в условиях нестабильного государственного заказа и наиболее полно задействовать в производственном процессе ресурсы предприятия.
Между тем развитие производства гражданской продукции можно напрямую рассматривать не только как фактор устойчивой работы организаций в условиях рынка, но и как решение государственной задачи импортозамещания путем насыщения внутреннего рынка профильной продукцией ОПК в интересах важнейших сфер экономики страны (транспорта, связи, отраслей ТЭК, здравоохранения и др.).
Актуальность работы заключается в том, что АО «Красмаш» завершает серийный выпуск ракеты РСМ-54, и если в ближайшее время Министерством обороны не будет принято решение о его продлении, завод в 2017-2019 годах может ожидать «провал» по объемам производства. Обеспечить устойчивое финансовое состояние предприятия может выпуск конкурентоспособной гражданской продукции.
Целью данной работы является обоснование необходимости проведения мероприятий повышения конкурентоспособности гражданской продукции и оценка этих мероприятий для АО «Красмаш».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать современное состояние оборонно-промышленного комплекса России и тенденции выпуска гражданской продукции оборонными предприятиями;
- оценить конкурентные позиции АО «Красмаш» на рынках машино строительной продукции России;
- обосновать необходимость разработки мероприятий повышения конкурентоспособности гражданской продукции на предприятии;
- оценить эффективность проведения мероприятий повышения конкурентоспособности гражданской продукции АО «Красмаш».
Объектом исследования является Непубличное Акционерное Общество «Красноярский машино строительный завод». АО «Красноярский машино строительный завод» - крупнейший производитель ракетной космической техники, техники и оборудования гражданского назначения.
Предметом исследования является конкуренто способность выпускаемой гражданской продукции АО «Красмаш»
Методы исследования: описание, сравнение, анализ, обобщение.
Информационная база исследования: нормативные законодательные акты, нормативные документы, научная и специализированная литература, статистические данные, публикации в электронных изданиях, годовая бухгалтерская отчетность АО «Красноярский машино строительный завод» за 2013-2015 гг.
Анализ состояния оборонно-промышленного комплекса России выявил снижение доли продукции гражданского назначения в общих объемах производства продукции ОПК в последние годы, которое объективно связано со значительным ростом выпуска продукции военного назначения. Имеется ряд перспективных направлений, где предприятия ОПК уже активно реализуют свой потенциал. Наибольший потенциал роста сосредоточен в радиоэлектронике, где увеличение производства продукции гражданского назначения предусматривается, в том числе, благодаря массовому внедрению электронных идентификационных документов. Организации ОПК участвуют в развитии инфраструктуры гражданской авиации. Предприятия ОПК представлены в гражданском сегменте электротехнической и кабельной промышленности. Значительные пер спективы сконцентрированы в области медицинской техники, это касается широкого номенклатурного ряда, в том числе, оборудования для клинико -диагностических исследований, технических средств реабилитации, расходных материалов.
В условиях снижения ГОЗ предприятиям ОПК предстоит расширять выпуск продукции гражданского и двойного назначения.
В ходе работы было выявлено, что наличие производства гражданской продукции позволяет предприятию нормально функционировать в условиях нестабильного государственного заказа и наиболее полно задействовать в производственном процессе ресурсы предприятия.
Развитие производства гражданской продукции можно напрямую рассматривать не только как фактор устойчивой работы организаций в условиях рынка, но и как решение государственной задачи импортозамещания путем насыщения внутреннего рынка профильной продукцией ОПК в интересах важнейших сфер экономики страны (транспорта, связи, отраслей ТЭК, здравоохранения и др.).
Конкурентоспособность выпускаемой продукции во многом зависит от финансового состояния предприятия. Анализ финансового состояния АО «Красмаш» показал, что в 2014 и 2015 году наблюдается неустойчивое финансовое состояние предприятия.
Оценка конкурентного положения предприятия выявила, что на всех рынках, АО «Красмаш» занимает неустойчивое конкурентное положение. Предприятие отстает от конкурентов в основном по уровню издержек, а, следовательно, и по цене. Поэтому доля рынка предприятия на анализируемых рынках незначительна.
Анализ конкурентного положения АО «Красмаш» подтвердил необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции для усиления конкурентных позиций, в противном случае, конкуренты вытеснят нас с рынка.
В рамках работы для оценки перспективности производимой предприятием продукции гражданского назначения была построена матрица БКГ, которая показала, что продукция АО «Красмаш» относится к достаточно перспективным рынкам, т.к. темпы роста производства на этих рынках выше, чем по машиностроительной отрасли в целом, но доля предприятия на них крайне мала.
Операционный анализ в разрезе перспективных видов гражданской продукции показал, что наиболее выгодной продукцией является производство нефтегазового оборудования. Также анализ выявил, что необходимо наращивать объемы производства аппаратов обдувки, т.к. производство данной продукции находится на пороге рентабельности.
Также была проведена экспертная оценка факторов конкурентоспособности АО «Красмаш» по сравнению с основными конкурентами.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что по многим факторам мы отстаем от основных конкурентов.
Самыми значимыми факторами внутренней конкурентоспособности при проведении оценки оказались конкурентоспособность производственной системы и системы НИОКР, а также конкурентоспособность организационной структуры управления, координации бизнес-процессов.
Самыми значимыми факторами внешней конкурентоспособности фирмы и ее продукции оказались конкурентоспособность качества, цены и имиджа предприятия. Следовательно, для обеспечения устойчивого конкурентного положения в будущем нам необходимо уделить внимание сокращению издержек на производство, повышению качества продукции и имиджа фирмы.
Анализ внутренней среды показал, что низкая оценка конкурентоспособности производственной системы связана с высокой изношенностью основных производственных фондов в цехах №38 и 59, где производится гражданская продукция. Поэтому было предложено мероприятие по техническому перевооружению этих участков.
Низкая оценка конкурентоспособности организационной структуры управления, координации бизнес-процессов связана в первую очередь с низкой эффективностью системы принятия и обработки заказов. Это приводит к слишком длительному сроку обработки заказа и согласованию цены с заказчиком. Очень часто из-за неоперативного согласования цены расчетная цена продукции превышает согласованную и является причиной отказа некоторых заказчиков. Скорость принятия и обработки заказов является одним из ключевых факторов успеха на рынке машиностроительной продукции, поэтому предприятию для усиления конкурентных позиций просто необходимо оптимизировать систему принятия и обработки заказов.
Для оптимизации системы принятия и обработки заказов предлагается внедрить систему управления жизненным циклом изделия Windchill (Product Lifecycle Management, PLM), которая, обеспечивая автоматизацию бизнес- процессов и процедур, играет важную роль в повышении конкурентоспособности компании.
Также для увеличения объемов продаж и повышения имиджа предприятия предлагается осуществить следующий комплекс маркетинговых мероприятий:
- совершенствование официального сайта с возможность электронного размещения заявки;
- участие на выставках машиностроительной продукции с целью привлечения внимания заказчиков к наиболее перспективной гражданской продукции по результатам операционного анализа, а именно: подвесного оборудования для горизонтального бурения и аппаратов обдувки конвективных поверхностей нагрева энергетических котлов.
Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий повышения конкурентоспособности гражданской продукции АО «Красмаш» подтвердила целесообразность их проведения.
В условиях снижения ГОЗ предприятиям ОПК предстоит расширять выпуск продукции гражданского и двойного назначения.
В ходе работы было выявлено, что наличие производства гражданской продукции позволяет предприятию нормально функционировать в условиях нестабильного государственного заказа и наиболее полно задействовать в производственном процессе ресурсы предприятия.
Развитие производства гражданской продукции можно напрямую рассматривать не только как фактор устойчивой работы организаций в условиях рынка, но и как решение государственной задачи импортозамещания путем насыщения внутреннего рынка профильной продукцией ОПК в интересах важнейших сфер экономики страны (транспорта, связи, отраслей ТЭК, здравоохранения и др.).
Конкурентоспособность выпускаемой продукции во многом зависит от финансового состояния предприятия. Анализ финансового состояния АО «Красмаш» показал, что в 2014 и 2015 году наблюдается неустойчивое финансовое состояние предприятия.
Оценка конкурентного положения предприятия выявила, что на всех рынках, АО «Красмаш» занимает неустойчивое конкурентное положение. Предприятие отстает от конкурентов в основном по уровню издержек, а, следовательно, и по цене. Поэтому доля рынка предприятия на анализируемых рынках незначительна.
Анализ конкурентного положения АО «Красмаш» подтвердил необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции для усиления конкурентных позиций, в противном случае, конкуренты вытеснят нас с рынка.
В рамках работы для оценки перспективности производимой предприятием продукции гражданского назначения была построена матрица БКГ, которая показала, что продукция АО «Красмаш» относится к достаточно перспективным рынкам, т.к. темпы роста производства на этих рынках выше, чем по машиностроительной отрасли в целом, но доля предприятия на них крайне мала.
Операционный анализ в разрезе перспективных видов гражданской продукции показал, что наиболее выгодной продукцией является производство нефтегазового оборудования. Также анализ выявил, что необходимо наращивать объемы производства аппаратов обдувки, т.к. производство данной продукции находится на пороге рентабельности.
Также была проведена экспертная оценка факторов конкурентоспособности АО «Красмаш» по сравнению с основными конкурентами.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что по многим факторам мы отстаем от основных конкурентов.
Самыми значимыми факторами внутренней конкурентоспособности при проведении оценки оказались конкурентоспособность производственной системы и системы НИОКР, а также конкурентоспособность организационной структуры управления, координации бизнес-процессов.
Самыми значимыми факторами внешней конкурентоспособности фирмы и ее продукции оказались конкурентоспособность качества, цены и имиджа предприятия. Следовательно, для обеспечения устойчивого конкурентного положения в будущем нам необходимо уделить внимание сокращению издержек на производство, повышению качества продукции и имиджа фирмы.
Анализ внутренней среды показал, что низкая оценка конкурентоспособности производственной системы связана с высокой изношенностью основных производственных фондов в цехах №38 и 59, где производится гражданская продукция. Поэтому было предложено мероприятие по техническому перевооружению этих участков.
Низкая оценка конкурентоспособности организационной структуры управления, координации бизнес-процессов связана в первую очередь с низкой эффективностью системы принятия и обработки заказов. Это приводит к слишком длительному сроку обработки заказа и согласованию цены с заказчиком. Очень часто из-за неоперативного согласования цены расчетная цена продукции превышает согласованную и является причиной отказа некоторых заказчиков. Скорость принятия и обработки заказов является одним из ключевых факторов успеха на рынке машиностроительной продукции, поэтому предприятию для усиления конкурентных позиций просто необходимо оптимизировать систему принятия и обработки заказов.
Для оптимизации системы принятия и обработки заказов предлагается внедрить систему управления жизненным циклом изделия Windchill (Product Lifecycle Management, PLM), которая, обеспечивая автоматизацию бизнес- процессов и процедур, играет важную роль в повышении конкурентоспособности компании.
Также для увеличения объемов продаж и повышения имиджа предприятия предлагается осуществить следующий комплекс маркетинговых мероприятий:
- совершенствование официального сайта с возможность электронного размещения заявки;
- участие на выставках машиностроительной продукции с целью привлечения внимания заказчиков к наиболее перспективной гражданской продукции по результатам операционного анализа, а именно: подвесного оборудования для горизонтального бурения и аппаратов обдувки конвективных поверхностей нагрева энергетических котлов.
Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий повышения конкурентоспособности гражданской продукции АО «Красмаш» подтвердила целесообразность их проведения.



