СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ В КИНЕМАТОГРАФЕ ИНДИИ И КИТАЯ
|
Введение 5
1 Проблема феномена этнокультурной идентичности в современном
научном дискурсе 12
1.1 Понятие «этнокультурной идентичности» сущность и
структура 12
1.2 Теоретические основания социального конструктивизма 27
2 Конструирование этнокультурной идентичности в
кинематографе 39
2.1 Специфика национальных кинематографических школ Китая и
Индии 39
2.2 Визуализация этнокультурных идентичностей в кинопроизведениях
Китая и Индии 60
Заключение
Список использованных источников
Приложения А - Б
1 Проблема феномена этнокультурной идентичности в современном
научном дискурсе 12
1.1 Понятие «этнокультурной идентичности» сущность и
структура 12
1.2 Теоретические основания социального конструктивизма 27
2 Конструирование этнокультурной идентичности в
кинематографе 39
2.1 Специфика национальных кинематографических школ Китая и
Индии 39
2.2 Визуализация этнокультурных идентичностей в кинопроизведениях
Китая и Индии 60
Заключение
Список использованных источников
Приложения А - Б
Актуальность исследования социального конструирования этнокультурных идентичностей в кинематографе Китая и Индии обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, современные ученые отмечают, что в условиях глобализации сформировалась новая социокультурная реальность, а значит, и трансформировался образ этнокультурной идентичности в разных странах, о чем свидетельствуют различные научные труды, посвященные данной проблеме. Однако большая часть отечественных и зарубежных исследований сосредоточена на анализе национальных, социальных, культурных идентичностей, в то время как понятие «этнокультурной идентичности» недостаточно изучено.
Во-вторых, если в Европе к настоящей проблеме обратились в 60-70-е годы XX века, то в странах Южной и Восточной Азии повышенный интерес к исследованию этнокультурных идентичностей возник только в XXI веке. Это связано в первую очередь с вызовами эпохи глобализации, касающиеся места государства в мировом сообществе, сохранения собственной самобытной уникальности в условиях ускоренного темпа развития финансовых, экономических, культурных, информационных процессов. В настоящее время практически отсутствуют комплексные исследования, касающиеся современного типа этнокультурных идентичностей Китая и Индии.
В-третьих, индийская и китайская этнокультурные идентичности конструируются, как отмечают исследователи, с помощью политических сил и культурной элиты. В большей степени внимание уделяется анализу национальной идентичности, а также политическим ресурсам в строительстве нации. При этом искусство и культура Индии и Китая как основа для конструирования общей идентичности практически не рассматривается.
В-четвертых, индийский и китайский кинематограф в XX веке претерпел значительные изменения, связанные с тенденциями глобализации. Кинематографисты вынуждены встраиваться в пространство мирового киносообщества, принимать принципы универсализма и унификации, в связи с чем теряется национальная специфика их кинопроизведений. Кроме того, в киноведческой, искусствоведческой литературе отсутствует однозначный ответ на вопрос: «В чем специфика кинематографа Индии и Китая?»
В-пятых, исследователи, признавая конструктивистские возможности киноискусства, однако не рассматривают на материале анализа национальных киношкол и отдельных кинопроизведений, что представляют собой индийские и китайские этнокультурные идентичности.
Степень изученности темы исследования
В настоящем исследовании целесообразно рассмотреть не только понятие «этнокультурной идентичности», но и такие определения, как «этнос», «этничность», «идентичность», «национальная идентичность», «культурная идентичность».
Проблема становления этноса и вопросы, касающиеся его границ, освещаются такими учеными, как П.Л. Белков [11], Пьер ван ден Берге [154], Ю.В. Бромлей [16], А.И. Бочкарев [15], Л.Н. Гумилев [37], В.А. Тишков [108], С.А. Токарев [109]. Так, Л.Н. Гумилев [37] настаивал на природно¬биологической сущности этноса, считая, что он является частью органического мира, сформировавшегося в специфических природно¬климатических и географических условиях.
Теоретические основания этничности принято рассматривать с позиции трех подходов: примордиализма, инструментализма, конструктивизма.
Примордеалистский подход придерживается позиции, согласно которой этничность - объективная данность, постоянная характеристика человечества. Данный подход представлен в работах Пьера ван ден Берге, И.Г. Гердера, К. Гирца , Л.Н. Гумилёва, П. Кушнера,Э.Шилза.
Согласно инструменталистскому подходу, этничность выступает в качестве инструмента, способствующего достижению определенных целей и интересов. В качестве исследователей, заложивших теоретические основы инструментализма, выступают Дж. Дэ-Вос [153], Дж. Бентли [136], Дж. Нейгел [147], С. Олзак [149]. В рамках настоящего подхода работают и такие отечественные ученые, как М.Н. Губогло [36], Л.М. Дробижева [42], В.А. Ядов [130].
В конструктивистском подходе этничность рассматривается как конструкция, сконструированная интеллектуальной элитой. Различные аспекты конструктивизма представлены в работах Б. Андерсона [4], Ф. Барта [10], П. Бергера [14], Р. Бурдье [17], Б.Е. Винер [20,21], Э. Геллнера [24], Т. Лукмана [14], В.А. Тишкова [108], Э. Хобсбаума [119].
Эволюция проблемы идентичности рассматривается в работах А. Гидденса [26], У. Джеймса [39], Ч. Кули [140], Дж. Мида [145], Э. Фромма [115], Ю. Хабермаса [116], В. Хёсле [119], Э. Эриксона [128], К. Юнга[129]. Возможные варианты классификации идентичности присутствуют в трудах Е.А. Беляковой [12], А. Вагнера [18], М.В. Заковоротной [46], В.С. Малахова [73], М.М. Предовской [89], С.С. Чистяковой[123].
Различения понятий культурной, этнической и национальной идентичностей встречаются в исследованиях Л.В. Русских [92], С. Хантингтона [117], К.Л. Япринцевой [132].
Различные аспекты феномена этнокультурной идентичности рассмотрены З.Э. Абдулаевой [2], Н.И. Алиевым [3], Е.М. Громовой [33], Т.Г. Грушевицкой [35], Д. Г. Лавриновым [67], И.В. Малыгиной [77], М.А. Михайловой [81], В.В. Савченко [93].
В рамках социально-гуманитарных наук сформировалась теория социального конструктивизма, теоретические и методологические основания которой обосновываются в исследованиях Е.А. Беляковой [12], П. Бергера [14], М. Бунге [138], Б.Е. Винер [20,21], Г. Гарфинкеля [23], В.Н. Давыдова [38], Ю.Л. Качанова [51], Ф. Коркюфа [57], Т. Лукмана [14], Дж. Р. Серла [99], М.В. Смагиной [101], Д.С. Циванюк [121].
На конструктивистские возможности кинематографа указывают теоретики и практики кино: И.В. Гожанская [28], А.В. Головнев [29], А.Д. Головня [30], М.И. Жабский [44], В. Куренной [63,64], М. Ферро [114], С. Эйзенштейн [127]. Исследование кинематографа как средства конструирования этнической идентичности приводится в работе Ю.В. Олейниковой.
Обзор этапов истории развития китайского кино приводится такими учеными, как С.А. Торопцев [111,112], Инь Хун [69], Лин Янь [69], Дин Япин [40]. Феномен гонконгской киноиндустрии, ее основные этапы рассматриваются в работе Д.Е. Комма [54]. Анализу отдельных китайских кинофильмов посвящены статьи и рецензии А.В. Долина [41], А.Л. Дунаевского [43], С.В. Кудрявцева [61], И. Кушнаревой [65], А.С. Плахова [88].
Различные аспекты истории развития кинематографа Индии отражены в работе Фероза Рангуваллы [90]. Специфике жанров индийского массового кино посвящено исследование А.С. Сиргии [100]. Описание современного состояния кинематографа Индии приводится в статье М. Семендяевой [96]. Частичный анализ отдельных индийских фильмов присутствует в статьях и рецензиях А.Л. Дунаевского [43] и С.В. Кудрявцева [61].
Творчеству китайского режиссера Чзя Чжанкэ, в том числе его фильму «Натюрморт», посвящены исследования И. Кушнаревой [65] и А.С. Плахова [88]. Рецензии на фильм «Ченнайский экспресс» Рохита Шетти присутствуют в индийской периодической печати, например, в «The Times of India», «Deccan Herald».
Приведенный обзор источников по теме диссертационного исследования свидетельствует о существовании проблемного поля. В частности, в современной науке практически не исследуются возможности кинематографа в качестве основы для формирования этнокультурной идентичности, хотя в работах некоторых ученых и наличествуют указания на данный процесс. Кроме того, отсутствует литература, разрабатывающая вопрос конструирования индийской и китайской идентичностей посредством кино. Национальные киношколы Индии и Китая остаются по-прежнему малоизученными, в основном теоретики концентрируют свое внимание на исторических этапах данных кинематографий, не рассматривая при этом их специфические особенности. Различные аспекты творчества Цзя Чжанкэ и Рохита Шетти освещаются в различных периодических изданиях без комплексного анализа таких кинопроизведений, как «Натюрморт» (2006) и «Ченнайский экспрес» (2013).
Гипотеза магистерского исследования заключается в предположении, что исследование механизмов конструирования и специфики индийской и китайской этнокультурных идентичностей возможно осуществить на материале философско-искусствоведческого анализа кинопроизведений - репрезентантов кинематографий Индии и Китая современного периода. Это позволит определить ключевые образы, визуализирующие индийскую и китайскую этнокультурные идентичности. Выявленные специфические черты могут способствовать обнаружению основополагающих оснований для конструирования этнокультурных идентичностей Индии и Китая.
Объект исследования: этнокультурные идентичности в кинематографе Китая и Индии.
Предмет исследования: возможности кинематографа в конструировании этнокультурных идентичностей в Китае и Индии.
Цель исследования: выделить основные концепты китайской и индийской этнокультурных идентичностей на материале кинематографа.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и структуру феномена этнокультурной идентичности.
2. Осуществить осмысление основных методологических и теоретических оснований социального конструктивизма.
3. Выделить специфические черты национальных киношкол Индии и Китая.
4. Провести философско-искусствоведческий анализ кинопроизведений индийского и китайского кинематографа как репрезентантов, визуализирующих элементы этнокультурной идентичности.
Теоретико-методологическим основанием исследования выступили труды отечественных и зарубежных исследователей, раскрывающие структуру и сущность феномена этнокультурной идентичности, а также основные положения теорий социального конструктивизма П. Бергера, Т. Лукмана. Изучение настоящего теоретического материала потребовало привлечения аналитико-описательного метода, содержащего анализ отдельных элементов и обобщение полученных данных.
Исследование китайской и индийской этнокультурных идентичностей в кинематографе сделало необходимым применение философско- искусствоведческого анализа произведений киноискусства, разработанного В.И. Жуковским, Д.В. Пивоваровым.
В качестве логических процедур были задействованы анализ, синтез, экстраполяция, формализация, индукция, дедукция.
Научная новизна
1. Выявлена сущность и структура феномена этнокультурной идентичности.
2. Определены теоретические основания социального конструктивизма, которые впоследствии послужили теоретико¬методологической базой второй главы.
3. Установлены специфические черты национальных кинематографий Индии и Китая.
4. Исследованы способы визуализации этнокультурных идентичностей Индии и Китая на примере анализа фильма.
5. Обозначены специфические черты этнокультурных идентичностей Индии и Китая, сконструированные в кинопроизведениях.
Теоретическая и практическая значимость
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в качестве дальнейшей базы для изучения феномена этнокультурной идентичности на примере кинематографа в разных странах и других конструктивистских возможностей кино.
Структура работы
Структура магистерского исследования состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка использованных источников (155 наименований) и 6 приложений. Объем работы - 108 страниц.
Во-первых, современные ученые отмечают, что в условиях глобализации сформировалась новая социокультурная реальность, а значит, и трансформировался образ этнокультурной идентичности в разных странах, о чем свидетельствуют различные научные труды, посвященные данной проблеме. Однако большая часть отечественных и зарубежных исследований сосредоточена на анализе национальных, социальных, культурных идентичностей, в то время как понятие «этнокультурной идентичности» недостаточно изучено.
Во-вторых, если в Европе к настоящей проблеме обратились в 60-70-е годы XX века, то в странах Южной и Восточной Азии повышенный интерес к исследованию этнокультурных идентичностей возник только в XXI веке. Это связано в первую очередь с вызовами эпохи глобализации, касающиеся места государства в мировом сообществе, сохранения собственной самобытной уникальности в условиях ускоренного темпа развития финансовых, экономических, культурных, информационных процессов. В настоящее время практически отсутствуют комплексные исследования, касающиеся современного типа этнокультурных идентичностей Китая и Индии.
В-третьих, индийская и китайская этнокультурные идентичности конструируются, как отмечают исследователи, с помощью политических сил и культурной элиты. В большей степени внимание уделяется анализу национальной идентичности, а также политическим ресурсам в строительстве нации. При этом искусство и культура Индии и Китая как основа для конструирования общей идентичности практически не рассматривается.
В-четвертых, индийский и китайский кинематограф в XX веке претерпел значительные изменения, связанные с тенденциями глобализации. Кинематографисты вынуждены встраиваться в пространство мирового киносообщества, принимать принципы универсализма и унификации, в связи с чем теряется национальная специфика их кинопроизведений. Кроме того, в киноведческой, искусствоведческой литературе отсутствует однозначный ответ на вопрос: «В чем специфика кинематографа Индии и Китая?»
В-пятых, исследователи, признавая конструктивистские возможности киноискусства, однако не рассматривают на материале анализа национальных киношкол и отдельных кинопроизведений, что представляют собой индийские и китайские этнокультурные идентичности.
Степень изученности темы исследования
В настоящем исследовании целесообразно рассмотреть не только понятие «этнокультурной идентичности», но и такие определения, как «этнос», «этничность», «идентичность», «национальная идентичность», «культурная идентичность».
Проблема становления этноса и вопросы, касающиеся его границ, освещаются такими учеными, как П.Л. Белков [11], Пьер ван ден Берге [154], Ю.В. Бромлей [16], А.И. Бочкарев [15], Л.Н. Гумилев [37], В.А. Тишков [108], С.А. Токарев [109]. Так, Л.Н. Гумилев [37] настаивал на природно¬биологической сущности этноса, считая, что он является частью органического мира, сформировавшегося в специфических природно¬климатических и географических условиях.
Теоретические основания этничности принято рассматривать с позиции трех подходов: примордиализма, инструментализма, конструктивизма.
Примордеалистский подход придерживается позиции, согласно которой этничность - объективная данность, постоянная характеристика человечества. Данный подход представлен в работах Пьера ван ден Берге, И.Г. Гердера, К. Гирца , Л.Н. Гумилёва, П. Кушнера,Э.Шилза.
Согласно инструменталистскому подходу, этничность выступает в качестве инструмента, способствующего достижению определенных целей и интересов. В качестве исследователей, заложивших теоретические основы инструментализма, выступают Дж. Дэ-Вос [153], Дж. Бентли [136], Дж. Нейгел [147], С. Олзак [149]. В рамках настоящего подхода работают и такие отечественные ученые, как М.Н. Губогло [36], Л.М. Дробижева [42], В.А. Ядов [130].
В конструктивистском подходе этничность рассматривается как конструкция, сконструированная интеллектуальной элитой. Различные аспекты конструктивизма представлены в работах Б. Андерсона [4], Ф. Барта [10], П. Бергера [14], Р. Бурдье [17], Б.Е. Винер [20,21], Э. Геллнера [24], Т. Лукмана [14], В.А. Тишкова [108], Э. Хобсбаума [119].
Эволюция проблемы идентичности рассматривается в работах А. Гидденса [26], У. Джеймса [39], Ч. Кули [140], Дж. Мида [145], Э. Фромма [115], Ю. Хабермаса [116], В. Хёсле [119], Э. Эриксона [128], К. Юнга[129]. Возможные варианты классификации идентичности присутствуют в трудах Е.А. Беляковой [12], А. Вагнера [18], М.В. Заковоротной [46], В.С. Малахова [73], М.М. Предовской [89], С.С. Чистяковой[123].
Различения понятий культурной, этнической и национальной идентичностей встречаются в исследованиях Л.В. Русских [92], С. Хантингтона [117], К.Л. Япринцевой [132].
Различные аспекты феномена этнокультурной идентичности рассмотрены З.Э. Абдулаевой [2], Н.И. Алиевым [3], Е.М. Громовой [33], Т.Г. Грушевицкой [35], Д. Г. Лавриновым [67], И.В. Малыгиной [77], М.А. Михайловой [81], В.В. Савченко [93].
В рамках социально-гуманитарных наук сформировалась теория социального конструктивизма, теоретические и методологические основания которой обосновываются в исследованиях Е.А. Беляковой [12], П. Бергера [14], М. Бунге [138], Б.Е. Винер [20,21], Г. Гарфинкеля [23], В.Н. Давыдова [38], Ю.Л. Качанова [51], Ф. Коркюфа [57], Т. Лукмана [14], Дж. Р. Серла [99], М.В. Смагиной [101], Д.С. Циванюк [121].
На конструктивистские возможности кинематографа указывают теоретики и практики кино: И.В. Гожанская [28], А.В. Головнев [29], А.Д. Головня [30], М.И. Жабский [44], В. Куренной [63,64], М. Ферро [114], С. Эйзенштейн [127]. Исследование кинематографа как средства конструирования этнической идентичности приводится в работе Ю.В. Олейниковой.
Обзор этапов истории развития китайского кино приводится такими учеными, как С.А. Торопцев [111,112], Инь Хун [69], Лин Янь [69], Дин Япин [40]. Феномен гонконгской киноиндустрии, ее основные этапы рассматриваются в работе Д.Е. Комма [54]. Анализу отдельных китайских кинофильмов посвящены статьи и рецензии А.В. Долина [41], А.Л. Дунаевского [43], С.В. Кудрявцева [61], И. Кушнаревой [65], А.С. Плахова [88].
Различные аспекты истории развития кинематографа Индии отражены в работе Фероза Рангуваллы [90]. Специфике жанров индийского массового кино посвящено исследование А.С. Сиргии [100]. Описание современного состояния кинематографа Индии приводится в статье М. Семендяевой [96]. Частичный анализ отдельных индийских фильмов присутствует в статьях и рецензиях А.Л. Дунаевского [43] и С.В. Кудрявцева [61].
Творчеству китайского режиссера Чзя Чжанкэ, в том числе его фильму «Натюрморт», посвящены исследования И. Кушнаревой [65] и А.С. Плахова [88]. Рецензии на фильм «Ченнайский экспресс» Рохита Шетти присутствуют в индийской периодической печати, например, в «The Times of India», «Deccan Herald».
Приведенный обзор источников по теме диссертационного исследования свидетельствует о существовании проблемного поля. В частности, в современной науке практически не исследуются возможности кинематографа в качестве основы для формирования этнокультурной идентичности, хотя в работах некоторых ученых и наличествуют указания на данный процесс. Кроме того, отсутствует литература, разрабатывающая вопрос конструирования индийской и китайской идентичностей посредством кино. Национальные киношколы Индии и Китая остаются по-прежнему малоизученными, в основном теоретики концентрируют свое внимание на исторических этапах данных кинематографий, не рассматривая при этом их специфические особенности. Различные аспекты творчества Цзя Чжанкэ и Рохита Шетти освещаются в различных периодических изданиях без комплексного анализа таких кинопроизведений, как «Натюрморт» (2006) и «Ченнайский экспрес» (2013).
Гипотеза магистерского исследования заключается в предположении, что исследование механизмов конструирования и специфики индийской и китайской этнокультурных идентичностей возможно осуществить на материале философско-искусствоведческого анализа кинопроизведений - репрезентантов кинематографий Индии и Китая современного периода. Это позволит определить ключевые образы, визуализирующие индийскую и китайскую этнокультурные идентичности. Выявленные специфические черты могут способствовать обнаружению основополагающих оснований для конструирования этнокультурных идентичностей Индии и Китая.
Объект исследования: этнокультурные идентичности в кинематографе Китая и Индии.
Предмет исследования: возможности кинематографа в конструировании этнокультурных идентичностей в Китае и Индии.
Цель исследования: выделить основные концепты китайской и индийской этнокультурных идентичностей на материале кинематографа.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и структуру феномена этнокультурной идентичности.
2. Осуществить осмысление основных методологических и теоретических оснований социального конструктивизма.
3. Выделить специфические черты национальных киношкол Индии и Китая.
4. Провести философско-искусствоведческий анализ кинопроизведений индийского и китайского кинематографа как репрезентантов, визуализирующих элементы этнокультурной идентичности.
Теоретико-методологическим основанием исследования выступили труды отечественных и зарубежных исследователей, раскрывающие структуру и сущность феномена этнокультурной идентичности, а также основные положения теорий социального конструктивизма П. Бергера, Т. Лукмана. Изучение настоящего теоретического материала потребовало привлечения аналитико-описательного метода, содержащего анализ отдельных элементов и обобщение полученных данных.
Исследование китайской и индийской этнокультурных идентичностей в кинематографе сделало необходимым применение философско- искусствоведческого анализа произведений киноискусства, разработанного В.И. Жуковским, Д.В. Пивоваровым.
В качестве логических процедур были задействованы анализ, синтез, экстраполяция, формализация, индукция, дедукция.
Научная новизна
1. Выявлена сущность и структура феномена этнокультурной идентичности.
2. Определены теоретические основания социального конструктивизма, которые впоследствии послужили теоретико¬методологической базой второй главы.
3. Установлены специфические черты национальных кинематографий Индии и Китая.
4. Исследованы способы визуализации этнокультурных идентичностей Индии и Китая на примере анализа фильма.
5. Обозначены специфические черты этнокультурных идентичностей Индии и Китая, сконструированные в кинопроизведениях.
Теоретическая и практическая значимость
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в качестве дальнейшей базы для изучения феномена этнокультурной идентичности на примере кинематографа в разных странах и других конструктивистских возможностей кино.
Структура работы
Структура магистерского исследования состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка использованных источников (155 наименований) и 6 приложений. Объем работы - 108 страниц.
В настоящей исследовательской работе, посвященной изучению социального конструирования этнокультурных идентичностей Индии и Китая, были сделаны следующие выводы.
В первой главе представлены результаты по проблемным вопросам, касающимся сущности и структуры феномена этнокультурной идентичности, а также анализ теоретических оснований конструктивизма, в результате чего выделены основные концепции конструктивистского подхода.
В первом параграфе были рассмотрены различные трактовки понятий «этноса», «этничности», «идентичности», «этнической идентичности», «культурной идентичности».
В результате проделанной работы установлено, что в современном научном дискурсе существует несколько противоположных точек зрения на природу понятия «этноса». С одной стороны, под этносом понимается общность (народ), дифференцирующая себя от других, исходящая из реально существующих естественных признаков. С другой стороны, этнос истолковывается как интеллектуальная конструкция, идеализированный продукт. Исследование показало, что именно последняя точка зрения представляется на сегодняшний день наиболее актуальной и востребованной.
В ходе анализа различных интерпретаций этничности были обозначены три основополагающих подхода: примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский. В примордиализме под этничностью понимают исконную, биологическую характеристику человека, его врожденное свойство. В инструментализме этничность воспринимают как инструмент или средство для достижения политических, экономических целей правящей элитой. В конструктивизме под этничностью подразумевают субъективную конструкцию, воображаемую общность, сконструированную на основе веры в единый миф об общей культуре и истории.
Изучение дискуссий, посвященных вопросу идентичности, позволило выявить неоднозначность его трактовки в трудах российских и зарубежных исследователей. Основные подходы к исследованию понятия идентичности были обнаружены в психологии, социологии, философии, этнологии и т.д. В результате изучения настоящего вопроса было выделено несколько общих моментов: идентичность представляет собой многоуровневый концепт, состоящий из нескольких компонентов; идентичности присущи свойства незаконченности, последовательных изменений.
В ходе рассмотрения дефиниций этнической и культурной идентичностей выявлено, что синтетический сплав данных определений привел к образованию понятия этнокультурной идентичности. В отношении самого феномена этнокультурной идентичности выяснено, что он включает в себя три основных структурных компонента: самосознание; чувственно¬эмоциональный аспект; ментальность. Исследование его структуры показало, что сущность этнокультурной идентичности заключается в сложном напластовании различных исторических форм, полученных в результате эволюционного процесса.
В результате анализа структурных и сущностных элементов понятия определено, что под этнокультурной идентичностью необходимо понимать полисемантический конструкт, обусловленный интеллектуально¬рефлексивными и иррациональными процессами, содержание которого представляет собой синтетическое построение традиционных и современных идентификационных компонентов.
Во втором параграфе первой главы рассмотрены теоретические основания социального конструктивизма, в результате чего определены его основные моменты: конструктивизм в современной гуманитарной мысли - одна из самых перспективных исследовательской программ и его следует рассматривать в качестве методологического подхода; социальная реальность в конструктивизме - перманентное конструирование посредством коммуникативного действия и социальной интеракции; процесс познания в конструктивизме рассматривается не как отражение объективной реальности, а как конструирование знания действующим субъектом (актором); обыденное сознание конструируется наравне с научным. Таким образом, доказано, что этнокультурная идентичность является конструируемым феноменом социальной реальности.
Во второй главе рассмотрены национальные кинематографические школы Китая и Индии и произведен философско-искусствоведческий анализ двух кинопроизведений: «Натюрморта», реж. Цзя Чжанкэ, «Ченнайского экспресса», реж. Рохит Шетти.
В первом параграфе второй главы исследована специфика индийского и китайского кинематографа. Результаты проделанной работы позволяют сделать ряд выводов.
Установлены специфические черты национальной киношколы Китая, заключающиеся в следующем: тесная связь с литературными и театральными традициями; тематика фильмов отражает бережное отношение к традиционным китайским ценностям и нравственным добродетелям; китайский кинематограф всегда напрямую связан с конкретной исторической обстановкой; влияние социалистических идей, отразившееся на общей киноэстетике и тематической направленности; кино выполняет идеологическую функцию; главное назначение кинематографа - способствовать стабилизации общества и одновременно представлять собой зеркало современной действительности; значимость исторического жанра, культивирующего понятия, касающиеся национальных корней и этнокультурной идентичности.
Анализ национальной киношколы Индии позволил выявить такие специфические особенности: принцип регионально-языковой классификации индийского кинематографа; традиции древнеиндийских эпосов «Рамаяны» и «Махабхараты», древних санскритским драм и голливудских мюзиклов; влияние региональной индийской музыки и танца на становление кинематографа различных киноиндустрий; музыкальность как форма иносказательности; становление уникальных жанровых систем, жанра «параллельного кино» и «масала»; система звезд, благодаря чему известные актеры снимаются в разных региональных индустриях; драматургия индийского фильма строится на переживании (раса); второстепенная роль сюжета по отношению к искусству актерской игры и музыкально- танцевальным номерам.
Во втором параграфе второй главы произведен анализ фильма «Натюрморт» китайского режиссера Цзя Чжанкэ и кинофильма «Ченнайский экспресс» индийского режиссера Рохита Шетти.
Философско-искусствоведческий анализ позволил сделать вывод: этнокультурная идентичность Китая - многосложный, многоуровневый феномен, конструируемый кинорежиссером из традиционных ценностей, религиозно-философских представлений и тенденций эпохи глобализации.
Разбор индексных и суммативно-иконических знаков показал, что традиционные китайские ценности визуализированы благодаря следующим понятиям: «почитание родственно-семейных отношений», «культ предков», «тесная взаимосвязь с историческими корнями».
Визуализация религиозно-философских представлений осуществляется благодаря материальным и интегрально-иконическим знакам, а именно, основополагающей категории китайской философии - у-син (первоэлементы), в основе которой лежит пять первоначал: дерево, огонь, земля, вода, металл. В связи с этим доказано, что для фильма характерно следующее значение: «вписанность человека в пространство первостихий».
Глобализационные процессы визуализированы с помощью индексных и суммативно-иконических знаков, раскрывающихся в следующих понятиях: «трансформирующийся образ традиционной семьи», «обезличенность человеческих отношений», «второстепенность личных интересов по отношению к государственным», «утрата родственно-семейных связей».
Философско-искусствоведческий анализ кинопроизведения «Ченнайский экспресс» позволяет сделать следующий вывод: этнокультурная идентичность Индии конструируется режиссером из элементов национального колорита страны и универсальной оптимистической картины мира.
Индийский колорит визуализируется с помощью материальных, индексных, суммтативно-иконических и интегрально-иконических знаков. Материальные знаки представляют многоцветную палитру кинофильма, панорамную съемку которая, запечатлела только яркие пейзажи, что и моделирует образ Индии, характеризующийся такими понятиями, как «изобилие», «многоцветие» и «процветание». Индексные и суммативно- иконические знаки создают представление, согласно которому жизнь индийцев тесно переплетена с традиционными обрядами, культурными ценностями, эстетическими и философскими категориями: свадебные традиции, индуистские ритуалы, почитание культовых мест Индии, теория раса (эмоций), понятия «инь и ян». Интегрально-иконические знаки показывают принадлежность кинопроизведения к жанру «масала», представляющему собой синтез многочисленных жанров и стилей, а также национальный эстетический продукт, вызывающий у зрителя приятные ощущения.
Визуализация оптимистической картины мира кинофильма осуществлена благодаря материальным, индексным, суммтативно- иконическим и интегрально-иконическим знакам. На материальном уровне смоделирована яркая и красивая картинка, вызывающая только приятные ассоциации и ощущения. Индексный и суммативно-иконический статусы кинопроизведения характеризуются значительным преобладанием положительных персонажей, а отрицательные герои, как известно, перевоспитываются и встают на сторону добра. Интегрально-иконические знаки главным образом сконструированы вокруг жанра «масала», в рамках которого объединяются разнообразные жанровые элементы: комедии, романтической мелодрамы, мюзикла и боевика. Компоненты мюзикла представлены в картине посредством музыкально-танцевальных номеров, тесно переплетающихся с сюжетом, для которых свойственен мотив избегания реальности и оптимистического финала.
Установлено, что способы конструирования этнокультурной идентичности зависят от художественно-выразительных средств кинопроизведения, содержащих в себе целый комплекс смыслов и значений, заложенных создателями фильма.
Таким образом, гипотеза настоящего исследования подтверждена. Во- первых, выяснено, что кинематографическими средствами сконструированы индийская и китайская этнокультурные идентичности. Во-вторых, на материале анализа кинопроизведений выявлена их специфика.
В первой главе представлены результаты по проблемным вопросам, касающимся сущности и структуры феномена этнокультурной идентичности, а также анализ теоретических оснований конструктивизма, в результате чего выделены основные концепции конструктивистского подхода.
В первом параграфе были рассмотрены различные трактовки понятий «этноса», «этничности», «идентичности», «этнической идентичности», «культурной идентичности».
В результате проделанной работы установлено, что в современном научном дискурсе существует несколько противоположных точек зрения на природу понятия «этноса». С одной стороны, под этносом понимается общность (народ), дифференцирующая себя от других, исходящая из реально существующих естественных признаков. С другой стороны, этнос истолковывается как интеллектуальная конструкция, идеализированный продукт. Исследование показало, что именно последняя точка зрения представляется на сегодняшний день наиболее актуальной и востребованной.
В ходе анализа различных интерпретаций этничности были обозначены три основополагающих подхода: примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский. В примордиализме под этничностью понимают исконную, биологическую характеристику человека, его врожденное свойство. В инструментализме этничность воспринимают как инструмент или средство для достижения политических, экономических целей правящей элитой. В конструктивизме под этничностью подразумевают субъективную конструкцию, воображаемую общность, сконструированную на основе веры в единый миф об общей культуре и истории.
Изучение дискуссий, посвященных вопросу идентичности, позволило выявить неоднозначность его трактовки в трудах российских и зарубежных исследователей. Основные подходы к исследованию понятия идентичности были обнаружены в психологии, социологии, философии, этнологии и т.д. В результате изучения настоящего вопроса было выделено несколько общих моментов: идентичность представляет собой многоуровневый концепт, состоящий из нескольких компонентов; идентичности присущи свойства незаконченности, последовательных изменений.
В ходе рассмотрения дефиниций этнической и культурной идентичностей выявлено, что синтетический сплав данных определений привел к образованию понятия этнокультурной идентичности. В отношении самого феномена этнокультурной идентичности выяснено, что он включает в себя три основных структурных компонента: самосознание; чувственно¬эмоциональный аспект; ментальность. Исследование его структуры показало, что сущность этнокультурной идентичности заключается в сложном напластовании различных исторических форм, полученных в результате эволюционного процесса.
В результате анализа структурных и сущностных элементов понятия определено, что под этнокультурной идентичностью необходимо понимать полисемантический конструкт, обусловленный интеллектуально¬рефлексивными и иррациональными процессами, содержание которого представляет собой синтетическое построение традиционных и современных идентификационных компонентов.
Во втором параграфе первой главы рассмотрены теоретические основания социального конструктивизма, в результате чего определены его основные моменты: конструктивизм в современной гуманитарной мысли - одна из самых перспективных исследовательской программ и его следует рассматривать в качестве методологического подхода; социальная реальность в конструктивизме - перманентное конструирование посредством коммуникативного действия и социальной интеракции; процесс познания в конструктивизме рассматривается не как отражение объективной реальности, а как конструирование знания действующим субъектом (актором); обыденное сознание конструируется наравне с научным. Таким образом, доказано, что этнокультурная идентичность является конструируемым феноменом социальной реальности.
Во второй главе рассмотрены национальные кинематографические школы Китая и Индии и произведен философско-искусствоведческий анализ двух кинопроизведений: «Натюрморта», реж. Цзя Чжанкэ, «Ченнайского экспресса», реж. Рохит Шетти.
В первом параграфе второй главы исследована специфика индийского и китайского кинематографа. Результаты проделанной работы позволяют сделать ряд выводов.
Установлены специфические черты национальной киношколы Китая, заключающиеся в следующем: тесная связь с литературными и театральными традициями; тематика фильмов отражает бережное отношение к традиционным китайским ценностям и нравственным добродетелям; китайский кинематограф всегда напрямую связан с конкретной исторической обстановкой; влияние социалистических идей, отразившееся на общей киноэстетике и тематической направленности; кино выполняет идеологическую функцию; главное назначение кинематографа - способствовать стабилизации общества и одновременно представлять собой зеркало современной действительности; значимость исторического жанра, культивирующего понятия, касающиеся национальных корней и этнокультурной идентичности.
Анализ национальной киношколы Индии позволил выявить такие специфические особенности: принцип регионально-языковой классификации индийского кинематографа; традиции древнеиндийских эпосов «Рамаяны» и «Махабхараты», древних санскритским драм и голливудских мюзиклов; влияние региональной индийской музыки и танца на становление кинематографа различных киноиндустрий; музыкальность как форма иносказательности; становление уникальных жанровых систем, жанра «параллельного кино» и «масала»; система звезд, благодаря чему известные актеры снимаются в разных региональных индустриях; драматургия индийского фильма строится на переживании (раса); второстепенная роль сюжета по отношению к искусству актерской игры и музыкально- танцевальным номерам.
Во втором параграфе второй главы произведен анализ фильма «Натюрморт» китайского режиссера Цзя Чжанкэ и кинофильма «Ченнайский экспресс» индийского режиссера Рохита Шетти.
Философско-искусствоведческий анализ позволил сделать вывод: этнокультурная идентичность Китая - многосложный, многоуровневый феномен, конструируемый кинорежиссером из традиционных ценностей, религиозно-философских представлений и тенденций эпохи глобализации.
Разбор индексных и суммативно-иконических знаков показал, что традиционные китайские ценности визуализированы благодаря следующим понятиям: «почитание родственно-семейных отношений», «культ предков», «тесная взаимосвязь с историческими корнями».
Визуализация религиозно-философских представлений осуществляется благодаря материальным и интегрально-иконическим знакам, а именно, основополагающей категории китайской философии - у-син (первоэлементы), в основе которой лежит пять первоначал: дерево, огонь, земля, вода, металл. В связи с этим доказано, что для фильма характерно следующее значение: «вписанность человека в пространство первостихий».
Глобализационные процессы визуализированы с помощью индексных и суммативно-иконических знаков, раскрывающихся в следующих понятиях: «трансформирующийся образ традиционной семьи», «обезличенность человеческих отношений», «второстепенность личных интересов по отношению к государственным», «утрата родственно-семейных связей».
Философско-искусствоведческий анализ кинопроизведения «Ченнайский экспресс» позволяет сделать следующий вывод: этнокультурная идентичность Индии конструируется режиссером из элементов национального колорита страны и универсальной оптимистической картины мира.
Индийский колорит визуализируется с помощью материальных, индексных, суммтативно-иконических и интегрально-иконических знаков. Материальные знаки представляют многоцветную палитру кинофильма, панорамную съемку которая, запечатлела только яркие пейзажи, что и моделирует образ Индии, характеризующийся такими понятиями, как «изобилие», «многоцветие» и «процветание». Индексные и суммативно- иконические знаки создают представление, согласно которому жизнь индийцев тесно переплетена с традиционными обрядами, культурными ценностями, эстетическими и философскими категориями: свадебные традиции, индуистские ритуалы, почитание культовых мест Индии, теория раса (эмоций), понятия «инь и ян». Интегрально-иконические знаки показывают принадлежность кинопроизведения к жанру «масала», представляющему собой синтез многочисленных жанров и стилей, а также национальный эстетический продукт, вызывающий у зрителя приятные ощущения.
Визуализация оптимистической картины мира кинофильма осуществлена благодаря материальным, индексным, суммтативно- иконическим и интегрально-иконическим знакам. На материальном уровне смоделирована яркая и красивая картинка, вызывающая только приятные ассоциации и ощущения. Индексный и суммативно-иконический статусы кинопроизведения характеризуются значительным преобладанием положительных персонажей, а отрицательные герои, как известно, перевоспитываются и встают на сторону добра. Интегрально-иконические знаки главным образом сконструированы вокруг жанра «масала», в рамках которого объединяются разнообразные жанровые элементы: комедии, романтической мелодрамы, мюзикла и боевика. Компоненты мюзикла представлены в картине посредством музыкально-танцевальных номеров, тесно переплетающихся с сюжетом, для которых свойственен мотив избегания реальности и оптимистического финала.
Установлено, что способы конструирования этнокультурной идентичности зависят от художественно-выразительных средств кинопроизведения, содержащих в себе целый комплекс смыслов и значений, заложенных создателями фильма.
Таким образом, гипотеза настоящего исследования подтверждена. Во- первых, выяснено, что кинематографическими средствами сконструированы индийская и китайская этнокультурные идентичности. Во-вторых, на материале анализа кинопроизведений выявлена их специфика.



