Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка методики расчета региональных нормативов подушевого финансирования программ дополнительного образования детей в Красноярском крае

Работа №23022

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы105
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
725
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы нормативно-подушевого бюджетного
финансирования дополнительного образования детей 8
1.1 Экономическая сущность дополнительного образования.
Государственная политика РФ в области дополнительного образования детей 8
1.2 Полномочия по финансовому обеспечению дополнительного
образования детей 12
1.3 Источники финансирования дополнительного образования детей.
Сущность нормативно-подушевого финансирования 15
2 Обзор методических подходов к определению нормативно-подушевого
финансирования дополнительного образования 20
2.1 Методические рекомендации Министерства образования и науки
РФ по определению нормативов подушевого финансирования в сфере дополнительного образования 20
2.2 Обзор существующих практик нормативного подушевого
финансирования реализации программ дополнительного образования в регионах и муниципалитетах России 28
3 Разработка методики расчета региональных нормативов подушевого
финансирования программ дополнительного образования в Красноярском крае 59
3.1 Характеристика сети учреждений дополнительного образования
Красноярского края 59
3.2 Проект методики расчета нормативов подушевого финансирования
на реализацию дополнительных общеобразовательных программ различной направленности для учреждений Красноярского края... 61
3.3 Расчет нормативов подушевого финансирования и объемов
финансового обеспечения учреждений дополнительного образования на основе разработанной методики 74
Заключение 78
Список условных обозначений и сокращений 80
Список использованных источников 81
Приложения А-Д


Образование играет важную роль в жизни человеческого общества. Совершенствование системы образования косвенным путем способствует повышению общего уровня жизни. Доходы общества от повышения уровня образования учитываются не только в росте валового национального продукта, но и в виде снижения уровня преступности, грамотно организованного досуга. В связи с этим стык экономических и социальных функций современного образования предъявляет особенные требования к качеству последнего и позволяет выделить его в одну из основных государственных и общественных потребностей.
Неотъемлемой частью системы непрерывного образования является дополнительное образование детей, призванное обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование - специфическая среда общения, поле деятельности, основополагающее средство формирования гуманистических ценностных установок, оно способствует профориентации, придает становлению человека новое качество. Основой дополнительного образования является опора не на отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное личностное развитие.
В современных условиях актуальность дополнительного образования в РФ как социально-образовательной сферы, включающей взаимодействие государства, участников образовательного процесса и социума, обусловлена потребностями общества, предъявляющего новые требования к качественным характеристикам работника и гражданина, что нашло отражение в образовательной политике России.
По словам Президента Российской Федерации, В.В. Путина, наша система образования и воспитания должна отвечать вызовам нового времени. Одной из первоочередных национальных задач Президент видит решение проблем, связанных с качеством дополнительного образования и отмечает, что необходимо вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности региональных властей, оказывая необходимую поддержку из федерального бюджета.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется необходимостью практической реализации положений Концепции, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726¬р, и поручений Президента России В.В. Путина по реализации Послания Федеральному собранию. Последние были сфокусированы на задачах совершенствования механизмов финансирования системы дополнительного образования детей. Особое внимание уделялось необходимости перехода к нормативному подушевому финансированию реализации дополнительных общеобразовательных программ, недопустимости свертывания системы организации дополнительного образования детей, обеспечению равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке методики расчета региональных нормативов подушевого финансирования программ дополнительного образования в Красноярском крае.
В соответствии с указанной целью сформулированы следующие задачи, определившие логическую структуру и последовательность этапов предпринятого исследования:
- исследовать экономическую сущность дополнительного образования и нормативно-подушевого финансирования;
- изучить методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по определению нормативов подушевого финансирования и о порядке определения нормативных затрат при формировании субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в сфере дополнительного образования;
- провести обзор существующих практик нормативного подушевого финансирования реализации программ дополнительного образования в регионах и муниципалитетах России;
- проанализировать статистические и финансовые показатели учреждений дополнительного образования Красноярского края;
- разработать проект методики расчета нормативов подушевого финансирования на реализацию дополнительных общеобразовательных программ различной направленности для учреждений Красноярского края и провести его апробацию.
Объектом исследования выступают методические подходы к определению нормативов подушевого финансирования дополнительного образования детей.
Предметом исследования является система финансово-экономических отношений, складывающихся по поводу финансирования учреждений дополнительного образования в Красноярском крае.
Методологическую основу исследования образуют общенаучные методы познания, в первую очередь - диалектический метод. В работе также нашли применение структурный и функциональный подходы к изучению показателей учреждений дополнительного образования, методы анализа и синтеза, монографический, анализа общественной практики, расчетные, экономико¬статистические и информационного моделирования.
Теоретической базой работы послужили концепции, теории и гипотезы, представленные и обоснованные в трудах российских и зарубежных ученых в сфере образования. Проблемным аспектам финансирования образования посвящены работы О. В. Болтиновой, Л.К. Вороновой, И. В. Глущенко, А. Н. Козырина, Л. И. Якобсона. В основу рассмотрения вопросов финансового контроля за бюджетными расходами на образование были положены научные работы Е. Ю. Грачевой, С. В. Запольского, Ю. А. Крохиной, С. О. Шохина. Специфика нормативного подушевого финансирования в сфере образования раскрыта в исследованиях И.Абанкиной, JI. Антоновой, Н. Бабко, А. Вифлеемского, В. Ерошина, В. Климанова, М. Никитина, И. Тарасовой.
Научная новизна полученных результатов заключается в следующем: обоснована необходимость перехода на нормативно-подушевое финансирование системы дополнительного образования, разработан и апробирован проект методики расчета нормативов подушевого финансирования на реализацию дополнительных общеобразовательных программ различной направленности для учреждений дополнительного образования Красноярского края.
Практическая значимость результатов, полученных в ходе проведенного магистерского исследования, заключается в возможности использования методики расчета региональных нормативов подушевого финансирования программ дополнительного образования детей, с учетом корректировок, в деятельности учреждений дополнительного образования детей Красноярского края. Применение данной методики является инструментом оптимизации бюджетных расходов, способом выравнивания условий получения образовательной услуги, гарантирует прозрачность распределения бюджетных средств, повышение качества образовательной услуги.
Существенные положения и выводы исследования были изложены на XXII межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы современной экономики».
Магистерская диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются его предмет и объект, ставятся цели и задачи.
В первой главе рассматриваются теоретические основы финансирования дополнительного образования детей.
Во второй главе производится обзор методических подходов к определению нормативов подушевого финансирования дополнительного образования.
В третьей главе приведена характеристика сети учреждений дополнительного образования Красноярского края, разработан проект методики расчета нормативов подушевого финансирования на реализацию дополнительных общеобразовательных программ различной направленности для учреждений дополнительного образования и проведена его апробация.
В заключении сформулированы выводы и основные результаты исследования.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, пяти приложений. Общий объем работы 86 страниц. Диссертация иллюстрирована 13 таблицами, содержит 32 формулы. Список использованной литературы включает в себя 64 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Практикуемая в России модель бюджетирования, основы которой были заложены в конце 1990-х годов, несмотря на множество достоинств, изжила себя с точки зрения дальнейшего повышения эффективности управления общественными финансами, так как она создает условия для контроля за целевым использованием бюджетных средств, но не гарантирует, что выделяемые ресурсы расходуются эффективно и обеспечивают реализацию государственной политики. В связи с этим вопросы создания гибкой современной системы финансирования приобрели для российского образования характер острейшей проблемы.
В первой главе магистерской диссертации были изучены теоретические основы нормативно-подушевого бюджетного финансирования дополнительного образования детей, отмечены основные плюсы и минусы перехода на нормативный метод. Установлено, что полномочия по организации предоставления дополнительного образования детей закреплены за региональными и муниципальными органами власти, в качестве механизмов контроля используется мониторинг реализации региональных отраслевых «дорожных карт».
Во второй главе проведен обзор методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ по определению нормативов подушевого финансирования в сфере дополнительного образования, осуществлен анализ существующих практик нормативного подушевого финансирования реализации программ дополнительного образования в регионах и муниципалитетах России.
На основе изучения рекомендаций Министерства образования и науки РФ по определению нормативов подушевого финансирования в сфере дополнительного образования, анализа существующих практик нормативного подушевого финансирования реализации программ дополнительного образования в регионах и муниципалитетах России и анализа статистических и финансовых показателей по учреждениям дополнительного образования Красноярского края был разработан проект методики расчета регионального норматива финансовых затрат на реализацию программы дополнительного образования детей в Красноярском крае. Данная методика была апробирована на примере расчета объемов финансового обеспечения учреждений дополнительного образования по 6 территориям Красноярского края. Расчет норматива финансового обеспечения для конкретного учреждения дополнительного проводился исходя из:
- реализуемых в данном учреждении программ дополнительного образования;
- контингента обучающихся на каждой программе по соответствующему профилю и соответствующему году обучения;
- нормативов подушевого финансирования программ дополнительного образования детей соответствующего направления и года подготовки.
Несмотря на то, что переход к подушевому финансированию в настоящее время рассматривается как одно из основных направлений модернизации образования, множество проблем остаются нерешенными, однако, их решение позволит сделать нормативное подушевое финансирование эффективным инструментом, ключевым катализатором развития российской системы образования, а не бесполезным механизмом, цементирующим неэффективные особенности старой системы.



1 Абанкина, И.В. Абанкина, Т.В. Экономика школы и новый образовательный стандарт Текст. / Абанкина И.В., Абанкина Т.В. // Народное образование.-2010 г.- № в.- с. 77-82.
2 Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Текст. / Александров- И.М. // Учебник.-2-е изд.-Mi: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.- 486 с.
3 Алиев Б.Х., Абакаров М.И. Эффективность сферы услуг трудоизбыточного региона в условиях финансового кризиса Текст. / Алиев Б.Х., Абакаров М.И. // Финансы и кредит.-2010.- № 5 (389) с. 45-50.
4 Алиев, Б.Х., Амирзоева М.Г. «О необходимости регионализации экономических реформ в России Текст. / Алиев Б.Х., Амирзоева М.Г. // Финансы и кредит. 2010. - № 38 (422). - с. 15-20.
5 Алимова, Н.К. Проблемы финансирования образования в условиях формирования инновационной экономики // Экономика образования. 2012.-№ 2. С. 62-69.
6 Алферов, Ю.С. Источники и механизмы финансирования образования за рубежом /Электронный ресурс// Научная Онлайн-библиотека: maxim, Режим доступа:http://portalus.ru
7 Ананских, М.С. Критерии эффективности бюджетных расходов в процессе оказания бюджетных услуг Текст. / Ананских М.С. // Финансы и кредит.-2010г.-№1 (385).
8 Афанасьев, М.П. Модернизация государственных финансов: учеб.пособие / под ред. М.П. Афанасьева, И.В. Кривогова. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 439 с.
9 Ахокас, И. И. Об оценке эффективности использования бюджетных средств / И. И. Ахокас, А. Н. Гехт // Финансы. - 2012. - №4. - С. 8-11.
10 Ахокас, И. И. Программа повышения эффективности бюджетных расходов: опыт Карелии / И. И. Ахокас // Журнал Бюджет. - 2011. - №6. - С. 38¬43.
11 Бабко, Н.В. Нормативное подушевое финансирование в образовании в контексте бюджетной реформы // Общественные финансы. 2012. № 26. С. 11-22.
12 Баранова, И.В., Бек Ю.С., Дуплинская Е.Б. Финансирование сферы образования как фактор инновационного развития экономики // Сибирская финансовая школа. 2013. № 5 (100). С. 64-71.
13 Беляков, С.А. Финансирование системы образования в России: Монография / С.А. Беляков.-М.: МАКС Пресс, 2006,- 304 с.
14 Березина, В:А. Дополнительное образование детей в России // Диалог культур. Москва, 2007.- с.512.
15 Болтинова, О.В., Мошкова Д.М. Правовое регулирование финансирования высшего образования в свете проводимой реформы // Lex Russica.-2013. № 3. С. 261 - 267.
16 Ваксакова, Е.Е. Сизова О.В. Понятие «государственные услуги» с позиции теории общественных благ Текст. / Ваксакова Е.Е., Сизова О.В. // Финансы, 2010. №12.-С. 20-24.
17 Васильева, Л. А. Расчет норматива затрат как основа управления эффективностью госуслуг / Л. А. Васильева, Ю. Ф. Кислицкий // Журнал Бюджет. - 2011. - №12. - С. 40-41.
18 Веркина, И.А. Определение стоимости бюджетной услуги Текст. / Веркина И.В. // Финансы и кредит. 2008.- № 31.- С. 30-33.
19 Вифлеемский, А. Д. Опыт участия регионов в комплексном проекте модернизации образовании Текст. / Вифлиемский А.Д. // Народное образование 2008 - № 2. - с. 114-121.
20 Вифлеемский, А.Д. Нормативно-подушевое или формульное финансирование образовательных учреждений Текст. / А. Д. Вифлеемский //Экономика образования. 2008. - № 2. - с. 24-39.
21 Воздвиженский, С., Рогаткин, Д. Ресурсы дополнительного образования: ориентиры для взаимодействия Текст. / Воздвиженский С., Рогаткин Д. // Народное образование.-2009.- № 6. С. 166-171.
22 Волкова, О.Н. Об общей проблематике разработки региональных методик формирования и расчета нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений. Текст. / Волкова О.Н. // Финансы и кредит.2008.- № 41. с. 55-60.
23 Волкова, О.Н. Результативный подход в управлении финансами бюджетных организаций Текст. / Волкова О.Н. // Финансы и кредит 2010.-№ 34 (418).- С. 40-45.
24 Володина, Т.Е. Русская тройка: казенное, бюджетное, автономное // В курсе правового дела.-2010.-№12 // Электронный ресурс.: справочно-правовая система Гарант: www.garant.ru.
25 Вуйменков, С.А. Проблемы развития и регулирования рынка образовательных услуг Текст. /С.А. Вуйменков // Экономические науки, 2009.- № 4. С.363-367.
26 Голубев, А.В. Расходы бюджетов как финансово-правовое понятие // Финансовое право. 2012. № 2. С. 16-21.
27 Джонстоун Б. Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование // Экономика образования. 2013. № 3. С. 72-79.
28 Добрынин, А. И. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. 3-е изд. - СПб; 2007. - 544 с.
29 Естафьев, К.А. Оценка экономической эффективности академических единиц при нормативно-подушевом финансирования образования // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2014. № 3. С. 48-53.
30 Жигалов, Д.В. Перспективы модернизации бюджетной сферы // Руководитель бюджетной организации.-2010 г.- №3 (март) // Электронный ресурс: справочно-правовая система Гарант: www.garant.ru.
31 Затяпкин, О. А. Особенности экономических отношений в сфере образования и реформы образования в России Текст. / Затяпкин О.А // Экономика образования.-2010.-№4 (59).с.24-35.
32 Климанов, В.В, Бабко, H.B. Подушевое финансирование в общем среднем образовании / Климанов В.В., Бабко Н.В. // Финансы. 2007. - № 2. - с. 12¬15.
33 Круглова, Л.Ю. Развитие отечественной системы дополнительного образования Текст. / Круглова J1.IO. // Педагогика. 2006 - №8; - С.83-90.
34 Кузнецов Н.Г., Кочмола К.В., Алифанова E.H., Евлахова Ю.С. Развитие системы инноваций в непрерывном финансовом образовании Текст. / Кузнецов Н.Г., Кочмола К.В. Алифанова E.H. Евлахова Ю.С. // Финансы и кредит.-2010.- 41 (425).- с. 2-12.
35 Лейман Н.И. Опыт регионов по переводу дополнительного образования детей на нормативное подушевое финансирование // Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. 2013. № 5. С. 9-14.
36 Ловицкая О.И. Анализ международной практики финансирования дошкольного образования // Экономика образования. 2012. № 1. С. 46-58.
37 Лопаткина А.Е. Структура ущерба от подушевого финансирования в образовании // ЭКО. 2014. № 8 (482). С. 176-182.
38 Лоу Д. Образование, подготовка и экономика: разработка политики, планирование и финансирование // Экономика образования. 2012. № 1. С. 8-17.
39 Лугуева Д.Г. Переход на нормативное финансирование государственных услуг в сфере образования //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 4. С. 111-113.
40 Марков, С.Н. Методический подход к оценке эффективности бюджетных расходов на образование // Наука о человеке: гуманитарные исследования: Научный журнал. - Омск, 2013. - № 1.
41 Марков, С.Н. Методика оценки эффективности использования бюджетных средств образовательными учреждениями // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 7. - Режим доступа:http://uecs.ru/finansi-i-kredit/item/1446-2012-07-18-06-05-48.
42 Марков, С.Н. Теоретико-методические и практические аспекты повышения эффективности бюджетных расходов на образование / Отчет по НИР № 01201282718 «Бизнес - аналитика: актуальные проблемы финансов, учета и аудита». - Омск, 2013. - С. 7 - 23.
43 Министерство образования и науки РФ http:// официальный сайт.-www.gov.ru.
44 Мишина C.B. Укрепление финансово-имущественных отношений на муниципальном уровне Текст. / Мишина C.B.// Финансы и кредит.-2010.-№ 35(419).-с.57-62.
45 Потехина Е.В. Особенности бюджетного и внебюджетного финансирования образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. № 5. С. 50-52.
46 Шалаев В.П. Инвестиционный подход в финансировании образования в регионах // Вопросы экономики и права. 2012. № 45. С. 296-298.
47 Южакова Т.А., Каракчиева И.В. Финансирование системы образования России (динамика расходов на образование: российский и международный опыт) // Наука, техника и образование. 2015. № 2 (8). С. 87-93.
48 Закон Камчатского края от 16 декабря 2009 года № 371 «Об установлении региональных нормативов финансового обеспечения организации предоставления дополнительного образования детям в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Камчатского края» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://krascult.ru/.
49 Методика расчета полных нормативов подушевого бюджетного финансирования для учреждений дополнительного образования детей Бардымского муниципального района Пермского края от 29.12.2011 № 1257 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://krascult.ru/.
50 Методика формирования нормативов подушевого бюджетного финансирования (НПБФ) для учреждений дополнительного образования детей на территории Березовского муниципального района Пермского края от 28.05.2008 года № 23 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://krascult.ru/.
51 Методика расчета нормативов бюджетного финансирования муниципальных учреждений дополнительного образования детей Светлогорского района Калининградской области от 20.12.2010 г. № 114 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://krascult.ru/.
52 Министерство культуры Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://krascult.ru/.
53 Министерство образования и науки Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.krao.ru/.
54 Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/.
55 Министерство спорта Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.kraysport.ru/.
56 Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений // Электронный ресурс,www.mon.gov.ru.
57 Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 19 октября 2006 г. № 06¬1616 // Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.garant.ru/.
58 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 // Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.garant.ru/.
59 Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 г. № 252 «О внесении изменений в Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования» // СПС «Консультант Плюс: Версия Проф»: [Электронный ресурс].
60 Постановление от 14 декабря 2009 г. № 854 кабинета министров Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krascult.ru/.
61 Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р // Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.garant.ru/.
62 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р // Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.garant.ru/.
63 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы» // Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.garant.ru/.
64 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.garant.ru/.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ