Разработка методики расчета региональных нормативов подушевого финансирования программ дополнительного образования детей в Красноярском крае
|
Введение 3
1 Теоретические основы нормативно-подушевого бюджетного
финансирования дополнительного образования детей 8
1.1 Экономическая сущность дополнительного образования.
Государственная политика РФ в области дополнительного образования детей 8
1.2 Полномочия по финансовому обеспечению дополнительного
образования детей 12
1.3 Источники финансирования дополнительного образования детей.
Сущность нормативно-подушевого финансирования 15
2 Обзор методических подходов к определению нормативно-подушевого
финансирования дополнительного образования 20
2.1 Методические рекомендации Министерства образования и науки
РФ по определению нормативов подушевого финансирования в сфере дополнительного образования 20
2.2 Обзор существующих практик нормативного подушевого
финансирования реализации программ дополнительного образования в регионах и муниципалитетах России 28
3 Разработка методики расчета региональных нормативов подушевого
финансирования программ дополнительного образования в Красноярском крае 59
3.1 Характеристика сети учреждений дополнительного образования
Красноярского края 59
3.2 Проект методики расчета нормативов подушевого финансирования
на реализацию дополнительных общеобразовательных программ различной направленности для учреждений Красноярского края... 61
3.3 Расчет нормативов подушевого финансирования и объемов
финансового обеспечения учреждений дополнительного образования на основе разработанной методики 74
Заключение 78
Список условных обозначений и сокращений 80
Список использованных источников 81
Приложения А-Д
1 Теоретические основы нормативно-подушевого бюджетного
финансирования дополнительного образования детей 8
1.1 Экономическая сущность дополнительного образования.
Государственная политика РФ в области дополнительного образования детей 8
1.2 Полномочия по финансовому обеспечению дополнительного
образования детей 12
1.3 Источники финансирования дополнительного образования детей.
Сущность нормативно-подушевого финансирования 15
2 Обзор методических подходов к определению нормативно-подушевого
финансирования дополнительного образования 20
2.1 Методические рекомендации Министерства образования и науки
РФ по определению нормативов подушевого финансирования в сфере дополнительного образования 20
2.2 Обзор существующих практик нормативного подушевого
финансирования реализации программ дополнительного образования в регионах и муниципалитетах России 28
3 Разработка методики расчета региональных нормативов подушевого
финансирования программ дополнительного образования в Красноярском крае 59
3.1 Характеристика сети учреждений дополнительного образования
Красноярского края 59
3.2 Проект методики расчета нормативов подушевого финансирования
на реализацию дополнительных общеобразовательных программ различной направленности для учреждений Красноярского края... 61
3.3 Расчет нормативов подушевого финансирования и объемов
финансового обеспечения учреждений дополнительного образования на основе разработанной методики 74
Заключение 78
Список условных обозначений и сокращений 80
Список использованных источников 81
Приложения А-Д
Образование играет важную роль в жизни человеческого общества. Совершенствование системы образования косвенным путем способствует повышению общего уровня жизни. Доходы общества от повышения уровня образования учитываются не только в росте валового национального продукта, но и в виде снижения уровня преступности, грамотно организованного досуга. В связи с этим стык экономических и социальных функций современного образования предъявляет особенные требования к качеству последнего и позволяет выделить его в одну из основных государственных и общественных потребностей.
Неотъемлемой частью системы непрерывного образования является дополнительное образование детей, призванное обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование - специфическая среда общения, поле деятельности, основополагающее средство формирования гуманистических ценностных установок, оно способствует профориентации, придает становлению человека новое качество. Основой дополнительного образования является опора не на отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное личностное развитие.
В современных условиях актуальность дополнительного образования в РФ как социально-образовательной сферы, включающей взаимодействие государства, участников образовательного процесса и социума, обусловлена потребностями общества, предъявляющего новые требования к качественным характеристикам работника и гражданина, что нашло отражение в образовательной политике России.
По словам Президента Российской Федерации, В.В. Путина, наша система образования и воспитания должна отвечать вызовам нового времени. Одной из первоочередных национальных задач Президент видит решение проблем, связанных с качеством дополнительного образования и отмечает, что необходимо вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности региональных властей, оказывая необходимую поддержку из федерального бюджета.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется необходимостью практической реализации положений Концепции, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726¬р, и поручений Президента России В.В. Путина по реализации Послания Федеральному собранию. Последние были сфокусированы на задачах совершенствования механизмов финансирования системы дополнительного образования детей. Особое внимание уделялось необходимости перехода к нормативному подушевому финансированию реализации дополнительных общеобразовательных программ, недопустимости свертывания системы организации дополнительного образования детей, обеспечению равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке методики расчета региональных нормативов подушевого финансирования программ дополнительного образования в Красноярском крае.
В соответствии с указанной целью сформулированы следующие задачи, определившие логическую структуру и последовательность этапов предпринятого исследования:
- исследовать экономическую сущность дополнительного образования и нормативно-подушевого финансирования;
- изучить методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по определению нормативов подушевого финансирования и о порядке определения нормативных затрат при формировании субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в сфере дополнительного образования;
- провести обзор существующих практик нормативного подушевого финансирования реализации программ дополнительного образования в регионах и муниципалитетах России;
- проанализировать статистические и финансовые показатели учреждений дополнительного образования Красноярского края;
- разработать проект методики расчета нормативов подушевого финансирования на реализацию дополнительных общеобразовательных программ различной направленности для учреждений Красноярского края и провести его апробацию.
Объектом исследования выступают методические подходы к определению нормативов подушевого финансирования дополнительного образования детей.
Предметом исследования является система финансово-экономических отношений, складывающихся по поводу финансирования учреждений дополнительного образования в Красноярском крае.
Методологическую основу исследования образуют общенаучные методы познания, в первую очередь - диалектический метод. В работе также нашли применение структурный и функциональный подходы к изучению показателей учреждений дополнительного образования, методы анализа и синтеза, монографический, анализа общественной практики, расчетные, экономико¬статистические и информационного моделирования.
Теоретической базой работы послужили концепции, теории и гипотезы, представленные и обоснованные в трудах российских и зарубежных ученых в сфере образования. Проблемным аспектам финансирования образования посвящены работы О. В. Болтиновой, Л.К. Вороновой, И. В. Глущенко, А. Н. Козырина, Л. И. Якобсона. В основу рассмотрения вопросов финансового контроля за бюджетными расходами на образование были положены научные работы Е. Ю. Грачевой, С. В. Запольского, Ю. А. Крохиной, С. О. Шохина. Специфика нормативного подушевого финансирования в сфере образования раскрыта в исследованиях И.Абанкиной, JI. Антоновой, Н. Бабко, А. Вифлеемского, В. Ерошина, В. Климанова, М. Никитина, И. Тарасовой.
Научная новизна полученных результатов заключается в следующем: обоснована необходимость перехода на нормативно-подушевое финансирование системы дополнительного образования, разработан и апробирован проект методики расчета нормативов подушевого финансирования на реализацию дополнительных общеобразовательных программ различной направленности для учреждений дополнительного образования Красноярского края.
Практическая значимость результатов, полученных в ходе проведенного магистерского исследования, заключается в возможности использования методики расчета региональных нормативов подушевого финансирования программ дополнительного образования детей, с учетом корректировок, в деятельности учреждений дополнительного образования детей Красноярского края. Применение данной методики является инструментом оптимизации бюджетных расходов, способом выравнивания условий получения образовательной услуги, гарантирует прозрачность распределения бюджетных средств, повышение качества образовательной услуги.
Существенные положения и выводы исследования были изложены на XXII межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы современной экономики».
Магистерская диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются его предмет и объект, ставятся цели и задачи.
В первой главе рассматриваются теоретические основы финансирования дополнительного образования детей.
Во второй главе производится обзор методических подходов к определению нормативов подушевого финансирования дополнительного образования.
В третьей главе приведена характеристика сети учреждений дополнительного образования Красноярского края, разработан проект методики расчета нормативов подушевого финансирования на реализацию дополнительных общеобразовательных программ различной направленности для учреждений дополнительного образования и проведена его апробация.
В заключении сформулированы выводы и основные результаты исследования.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, пяти приложений. Общий объем работы 86 страниц. Диссертация иллюстрирована 13 таблицами, содержит 32 формулы. Список использованной литературы включает в себя 64 источника.
Неотъемлемой частью системы непрерывного образования является дополнительное образование детей, призванное обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование - специфическая среда общения, поле деятельности, основополагающее средство формирования гуманистических ценностных установок, оно способствует профориентации, придает становлению человека новое качество. Основой дополнительного образования является опора не на отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное личностное развитие.
В современных условиях актуальность дополнительного образования в РФ как социально-образовательной сферы, включающей взаимодействие государства, участников образовательного процесса и социума, обусловлена потребностями общества, предъявляющего новые требования к качественным характеристикам работника и гражданина, что нашло отражение в образовательной политике России.
По словам Президента Российской Федерации, В.В. Путина, наша система образования и воспитания должна отвечать вызовам нового времени. Одной из первоочередных национальных задач Президент видит решение проблем, связанных с качеством дополнительного образования и отмечает, что необходимо вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности региональных властей, оказывая необходимую поддержку из федерального бюджета.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется необходимостью практической реализации положений Концепции, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726¬р, и поручений Президента России В.В. Путина по реализации Послания Федеральному собранию. Последние были сфокусированы на задачах совершенствования механизмов финансирования системы дополнительного образования детей. Особое внимание уделялось необходимости перехода к нормативному подушевому финансированию реализации дополнительных общеобразовательных программ, недопустимости свертывания системы организации дополнительного образования детей, обеспечению равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке методики расчета региональных нормативов подушевого финансирования программ дополнительного образования в Красноярском крае.
В соответствии с указанной целью сформулированы следующие задачи, определившие логическую структуру и последовательность этапов предпринятого исследования:
- исследовать экономическую сущность дополнительного образования и нормативно-подушевого финансирования;
- изучить методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по определению нормативов подушевого финансирования и о порядке определения нормативных затрат при формировании субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в сфере дополнительного образования;
- провести обзор существующих практик нормативного подушевого финансирования реализации программ дополнительного образования в регионах и муниципалитетах России;
- проанализировать статистические и финансовые показатели учреждений дополнительного образования Красноярского края;
- разработать проект методики расчета нормативов подушевого финансирования на реализацию дополнительных общеобразовательных программ различной направленности для учреждений Красноярского края и провести его апробацию.
Объектом исследования выступают методические подходы к определению нормативов подушевого финансирования дополнительного образования детей.
Предметом исследования является система финансово-экономических отношений, складывающихся по поводу финансирования учреждений дополнительного образования в Красноярском крае.
Методологическую основу исследования образуют общенаучные методы познания, в первую очередь - диалектический метод. В работе также нашли применение структурный и функциональный подходы к изучению показателей учреждений дополнительного образования, методы анализа и синтеза, монографический, анализа общественной практики, расчетные, экономико¬статистические и информационного моделирования.
Теоретической базой работы послужили концепции, теории и гипотезы, представленные и обоснованные в трудах российских и зарубежных ученых в сфере образования. Проблемным аспектам финансирования образования посвящены работы О. В. Болтиновой, Л.К. Вороновой, И. В. Глущенко, А. Н. Козырина, Л. И. Якобсона. В основу рассмотрения вопросов финансового контроля за бюджетными расходами на образование были положены научные работы Е. Ю. Грачевой, С. В. Запольского, Ю. А. Крохиной, С. О. Шохина. Специфика нормативного подушевого финансирования в сфере образования раскрыта в исследованиях И.Абанкиной, JI. Антоновой, Н. Бабко, А. Вифлеемского, В. Ерошина, В. Климанова, М. Никитина, И. Тарасовой.
Научная новизна полученных результатов заключается в следующем: обоснована необходимость перехода на нормативно-подушевое финансирование системы дополнительного образования, разработан и апробирован проект методики расчета нормативов подушевого финансирования на реализацию дополнительных общеобразовательных программ различной направленности для учреждений дополнительного образования Красноярского края.
Практическая значимость результатов, полученных в ходе проведенного магистерского исследования, заключается в возможности использования методики расчета региональных нормативов подушевого финансирования программ дополнительного образования детей, с учетом корректировок, в деятельности учреждений дополнительного образования детей Красноярского края. Применение данной методики является инструментом оптимизации бюджетных расходов, способом выравнивания условий получения образовательной услуги, гарантирует прозрачность распределения бюджетных средств, повышение качества образовательной услуги.
Существенные положения и выводы исследования были изложены на XXII межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы современной экономики».
Магистерская диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются его предмет и объект, ставятся цели и задачи.
В первой главе рассматриваются теоретические основы финансирования дополнительного образования детей.
Во второй главе производится обзор методических подходов к определению нормативов подушевого финансирования дополнительного образования.
В третьей главе приведена характеристика сети учреждений дополнительного образования Красноярского края, разработан проект методики расчета нормативов подушевого финансирования на реализацию дополнительных общеобразовательных программ различной направленности для учреждений дополнительного образования и проведена его апробация.
В заключении сформулированы выводы и основные результаты исследования.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, пяти приложений. Общий объем работы 86 страниц. Диссертация иллюстрирована 13 таблицами, содержит 32 формулы. Список использованной литературы включает в себя 64 источника.
Практикуемая в России модель бюджетирования, основы которой были заложены в конце 1990-х годов, несмотря на множество достоинств, изжила себя с точки зрения дальнейшего повышения эффективности управления общественными финансами, так как она создает условия для контроля за целевым использованием бюджетных средств, но не гарантирует, что выделяемые ресурсы расходуются эффективно и обеспечивают реализацию государственной политики. В связи с этим вопросы создания гибкой современной системы финансирования приобрели для российского образования характер острейшей проблемы.
В первой главе магистерской диссертации были изучены теоретические основы нормативно-подушевого бюджетного финансирования дополнительного образования детей, отмечены основные плюсы и минусы перехода на нормативный метод. Установлено, что полномочия по организации предоставления дополнительного образования детей закреплены за региональными и муниципальными органами власти, в качестве механизмов контроля используется мониторинг реализации региональных отраслевых «дорожных карт».
Во второй главе проведен обзор методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ по определению нормативов подушевого финансирования в сфере дополнительного образования, осуществлен анализ существующих практик нормативного подушевого финансирования реализации программ дополнительного образования в регионах и муниципалитетах России.
На основе изучения рекомендаций Министерства образования и науки РФ по определению нормативов подушевого финансирования в сфере дополнительного образования, анализа существующих практик нормативного подушевого финансирования реализации программ дополнительного образования в регионах и муниципалитетах России и анализа статистических и финансовых показателей по учреждениям дополнительного образования Красноярского края был разработан проект методики расчета регионального норматива финансовых затрат на реализацию программы дополнительного образования детей в Красноярском крае. Данная методика была апробирована на примере расчета объемов финансового обеспечения учреждений дополнительного образования по 6 территориям Красноярского края. Расчет норматива финансового обеспечения для конкретного учреждения дополнительного проводился исходя из:
- реализуемых в данном учреждении программ дополнительного образования;
- контингента обучающихся на каждой программе по соответствующему профилю и соответствующему году обучения;
- нормативов подушевого финансирования программ дополнительного образования детей соответствующего направления и года подготовки.
Несмотря на то, что переход к подушевому финансированию в настоящее время рассматривается как одно из основных направлений модернизации образования, множество проблем остаются нерешенными, однако, их решение позволит сделать нормативное подушевое финансирование эффективным инструментом, ключевым катализатором развития российской системы образования, а не бесполезным механизмом, цементирующим неэффективные особенности старой системы.
В первой главе магистерской диссертации были изучены теоретические основы нормативно-подушевого бюджетного финансирования дополнительного образования детей, отмечены основные плюсы и минусы перехода на нормативный метод. Установлено, что полномочия по организации предоставления дополнительного образования детей закреплены за региональными и муниципальными органами власти, в качестве механизмов контроля используется мониторинг реализации региональных отраслевых «дорожных карт».
Во второй главе проведен обзор методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ по определению нормативов подушевого финансирования в сфере дополнительного образования, осуществлен анализ существующих практик нормативного подушевого финансирования реализации программ дополнительного образования в регионах и муниципалитетах России.
На основе изучения рекомендаций Министерства образования и науки РФ по определению нормативов подушевого финансирования в сфере дополнительного образования, анализа существующих практик нормативного подушевого финансирования реализации программ дополнительного образования в регионах и муниципалитетах России и анализа статистических и финансовых показателей по учреждениям дополнительного образования Красноярского края был разработан проект методики расчета регионального норматива финансовых затрат на реализацию программы дополнительного образования детей в Красноярском крае. Данная методика была апробирована на примере расчета объемов финансового обеспечения учреждений дополнительного образования по 6 территориям Красноярского края. Расчет норматива финансового обеспечения для конкретного учреждения дополнительного проводился исходя из:
- реализуемых в данном учреждении программ дополнительного образования;
- контингента обучающихся на каждой программе по соответствующему профилю и соответствующему году обучения;
- нормативов подушевого финансирования программ дополнительного образования детей соответствующего направления и года подготовки.
Несмотря на то, что переход к подушевому финансированию в настоящее время рассматривается как одно из основных направлений модернизации образования, множество проблем остаются нерешенными, однако, их решение позволит сделать нормативное подушевое финансирование эффективным инструментом, ключевым катализатором развития российской системы образования, а не бесполезным механизмом, цементирующим неэффективные особенности старой системы.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАСЧЕТА НОРМАТИВА ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ НА ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Методика расчета субсидии для финансирования муниципального задания бюджетным дошкольным образовательным учреждениям
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016



