Введение 3
1 Теоретические и правовые аспекты сбалансированности местных бюджетов
бюджетной системы РФ 6
1.1 Сбалансированность бюджета как условие развития муниципального
образования 6
1.2 Методические подходы к оценке сбалансированности местных бюджетов
бюджетной системы РФ 18
1.3 Анализ зарубежного опыта создания условий для сбалансированности
местных бюджетов 22
Список использованных источников 82
Достижение сбалансированности социально-экономического и гуманитарного развития муниципальных образований в Российской Федерации, обеспечение надлежащего уровня функционирования учреждений образования, медицинского обеспечения, жилищно-коммунального и транспортного хозяйства требует решения ряда проблем, среди которых главное место занимает проблема формирования и исполнения местных бюджетов. Реализация как собственных, так и делегированных полномочий требует увеличения объемов финансовых ресурсов, аккумулируемых на местном уровне и соблюдения одного из важнейших принципов - сбалансированности бюджета.
Значительная часть местных бюджетов имеет дотационный характер и сбалансированными могут считаться лишь условно, несмотря на формальное выполнение условия равенства доходной и расходной частей. Очевидно, что такое положение дел свидетельствует о неэффективности реализации бюджетной политики в РФ на муниципальном уровне и требует выработки новых подходов к обеспечению сбалансированности местных бюджетов - как путем оптимизации отношений в бюджетной системе, так и посредством мобилизации ресурсов в состав фондов местных бюджетов.
Мировая финансовая наука накопила достаточный потенциал научных результатов по управлению местными бюджетами.
Несмотря на достаточно большое количество научных исследований по проблемам местных бюджетов, вопрос обеспечения баланса при их формировании и реализации остается открытым и требует дополнительного теоретического обоснования. Важной научной задачей выступает формирование научно-методического обеспечения определения источников и механизмов балансировки бюджета в конкретном муниципальном образовании. Указанные обстоятельства обуславливают актуальность и практическую значимость темы исследования.
Целью диссертации является обоснование методических подходов и научно-практических рекомендаций по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сбалансированность местного бюджета как условия развития муниципального образования;
- изучить существующие методические подходы к оценке сбалансированности местных бюджетов бюджетной системы РФ;
- исследовать зарубежную практику обеспечения сбалансированности местных бюджетов;
- проанализировать практику управления сбалансированностью местного бюджета в муниципальном образовании на примере Рыбинском районе Красноярского края;
- разработать методику оценки сбалансированности бюджета муниципального образования;
- обосновать предложения по управлению сбалансированностью бюджета средствами бюджетного менеджмента.
Объектом исследования является сбалансированность местного бюджета муниципального образования.
Предмет исследования - методические основы и научно-практические рекомендации по совершенствованию механизма обеспечения сбалансированности местного бюджета.
Для решения задач диссертации был использован ряд методов научного исследования: структурно-функциональный метод и системный подход; абстрактно-логический метод; статистический анализ и ситуационный подход; стратегический и факторный анализ.
В диссертационном исследовании содержаться элементы научной новизны, которые заключаются в определении теоретико-методических подходов и обосновании научно-методических рекомендаций по обеспечению сбалансированности местных бюджетов муниципальных образований РФ.
Основные научные результаты, характеризующие новизну исследования, заключаются в том, что разработана методика количественной оценки сбалансированности бюджета муниципального образования, которая апробирована на примере бюджета Рыбинского муниципального района Красноярского края.
Практическая ценность диссертационной работы заключается в том, что разработанные методические подходы к оценке сбалансированности муниципального бюджета могут быть использованы для повышения эффективности управления бюджетной системой муниципального образования.
Методические и практические рекомендации могут быть использованы в управлении бюджетным процессом на уровне муниципального образования.
Отдельные положения и разработки, содержащиеся в диссертационной работе, переданы в Администрацию Рыбинского района Красноярского края; докладывались на Всероссийской конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов в апреле 2017 года.
Диссертационная работа состоит из трех глав, включает 79 страниц текста, 6 таблиц и 8 рисунков, списка правовых и научных источников, 9 приложений.
1 Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - Москва: Маркетинг, 2001. - 39 с.
2 Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 01.03 . 2018 г.).
3 Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс]: федер. закон Российской Федерации от 17 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 13.05.2018).
3 Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс]: федер. закон Российской
Федерации от 16 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 13.05 .2018).
4 Аветисян, И. А. Бюджетный менеджмент: сущность, история и проблемы совершенствования в современной России / И. А. Аветисян // Проблемы развития территории. - 2016. - № 2 (82). - С. 137-151.
5 Аветисян, И. А. Бюджетный процесс как инструмент управления государственными и муниципальными финансами / И. А. Аветисян // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - № 1 (19). - С. 121-135.
6 Аветисян, И. А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации / И. А. Аветисян // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 1 (13). - С.115-131.
7 Аветисян, И. А. Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации / И. А. Аветисян // Проблемы развития территории. - 2015. - № 2 (76). - С. 120-134.
8 Аветисян, И. А. Управление бюджетным процессом в Российской Федерации как главное звено бюджетного менеджмента [Электронный ресурс] / И. А. Аветисян // Вопросы территориального развития. - 2017. - 2 (37). - Режим доступа:http://vtr.vscc.ac.ru/article/2201 (дата обращения: 01.04.2018).
9 Агаян, Ш. А. Актуальные проблемы формирования доходной части муниципальных бюджетов [Электронный ресурс] / Ш. А. Агаян, С. Г. Мурадова, Е. В. Пирская // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2014. - № 3. - Режим доступа: http://uecs.ru/uecs63-632014/item/2831- 2014-03-29-09-20-20 (дата обращения: 23.06.2016).
10 Аминов, И. Р. Органы государственной власти и местное самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2016. - № 1 (71). - С. 25-29.
11 Аналитический доклад «Анализ влияния реформы местного самоуправления и реформы межбюджетных отношений на финансовое состояние муниципальных образований Российской Федерации» [Электронный ресурс] / В. Э. Григоров, Д. В. Жигалов, Л. В. Перцов (под общ. ред. Н. Б. Косаревой и А. С. Пузанова). - Москва, 2008. - Режим доступа: http://ecsocman. hse. ru (дата обращения: 01.04.2018).
12 Бабич, А. М. Государственные и муниципальные финансы / А. М. Бабич , Л.Н. Павлова. - Москва: Финансы, ЮНИТИ, 2009. - 356с.
13 База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/ munst65/DbInet.cgi (дата обращения: 21.04.2018).
14 Базарова, В. С. Собственные доходы местных бюджетов как важный элемент самостоятельности местного самоуправления / В. С. Базарова, Б. В. Жамбалов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 2¬ 2. - С.206-210.
15 Балашова, Е. С. Проблемы управления муниципальными финансами / B. С. Балашова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 4. - С. 8-9.
16 Белоножко, М. Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник / М. Л. Белоножко, А. Л. Скифская. - С.-Петербург: ИЦ «Интермедия», 2014. - 208 c.
17 Боровикова, Е.В. Методика оценки эффективности системы бюджетирования в субъектах Российской Федерации / Е. В. Боровикова // London Review of Education and Science.- London: Imperial College Press. - 2017. - C. 158¬171.
18 Бурцев, В. В. Организация системы государственного финансового, контроля в Российской Федерации: Теория и практика / В. В. Бурцев - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. - 138 с.
19 Бушмин, Е. В. Государственные и муниципальные доходы как составная часть бюджетной системы Российской Федерации / Е. В. Бушмин. - Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2012. - 516 с.
20 Бюджетная классификация Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней начиная с бюджетов на 2005 год: Указания о порядке применения Бюджетной классификации РФ. - Москва: КНОРУС, 2005. - 160 с.
21 Бюджетная система Российской Федерации: учебник/ Д. В. Дементьев. - Москва: КНОРУС, 2016. - 332 с.
22 Васильева, Н. В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект / Н. В. Васильева // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - №1. -
C. 117-125.
23 Гарафиева, М. Ю. Финансовая самостоятельность как залог развития муниципального финансового хозяйства (на примере г. Казань) / М. Ю. Гарафиева // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 2. - С. 11-14.
24 Гирло, О. С. Подходы к определению и анализу финансовой устойчивости бюджетов муниципальных образований // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 1-1. - С. 106-108.
25 Глубокий, М. И. Проблемы управления муниципальными финансами / М. И. Глубокий // Экономика, педагогика и право. - 2017. - № 2. - С. 8.
26 Гришанова, О. А. Межмуниципальные соглашения как способ снижения дефицита местного бюджета / О. А. Гришанова, Г. А. Прокопова. - Иваново: Научная мысль, 2011. - 108 с.
27 Дворядкина, Е. Б. Тенденции изменения структуры доходов местных бюджетов периферийных городских территорий / Е. Б. Дворядкина, Е. И. Кайбичева // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2016. - № 3. - С. 124-132.
28 Дорджиева, О. Б. Взаимодействие науки и практики в вопросах укрепления финансовых основ местного самоуправления / О. Б. Дорджиева // Региональная научно-практическая конференция «Региональные проблемы преобразования экономики». 02.03.2012. - Элиста: Изд-во Калмыцкого гос. ун-та . - 2012. - С. 91-96.
29 Дорджиева, О. Б. Проблемы финансовой независимости местных бюджетов в современных условиях / О. Б. Дорджиева // Финансы и кредит. -2013. - № 9 (537). - С. 29-33.
30 Едронова, В. Н. Система показателей мониторинга устойчивости региональной финансовой системы / В. Н. Едронова, А. А. Кавинов // Финансы и кредит. - 2009. - № 19. - С. 4-8.
31 Жидкова, Е. Ю. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / Е. Ю. Жидкова, Н. В. Видеркер. - Ставрополь: СКФУ. - 2014. - 252 с.
32 Ибрагимова, Н. А. Программно-целевой подход к совершенствованию механизма муниципального финансового планирования / Н. А. Ибрагимова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2016. - № 3 (54). - С. 76-83.
33 Иванова, К. В. Устойчивость бюджетов муниципальных образований: понятие, факторы формирования / К. В. Иванова // Экономика и социум. №5,2016. - с. 20-26.
34 Ильенкова, С.Д. Управление качеством [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mvw.cfin.ru/management(дата обращения: 01.04.2018).
35 Исакова, Ю. Р. Проблема сбалансированности бюджетов РФ в условиях кризиса / Ю. Р. Исакова, Л. М. Рубаева // Экономика и предпринимательство. -2018. - № 2 (91). - С. 161-164.
36 Казанкова, Т. Н. Проблема формирования местных бюджетов [Электронный ресурс] / Т. Н. Казанкова, М. В. Саблина // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 4. - Режим доступа: ftp://web.snauka.ru /issues/2017/04/80949 (дата обращения: 11.03.2018).
37 Киященко, Т. П. Некоторые проблемы и тенденции развития сферы государственных и муниципальных финансов России / Т. П. Киященко // Инновационное развитие экономики. - 2018. - № 1 (43). - С. 236-244.
38 Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент»/ В.И. Кнорринг. - Москва: ИНФРА-М, 2001. - 528 с.
39 Колоскова, Н. В. Оценка качества управления муниципальными финансами / Н. В. Колоскова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2017. - № 6-7 (68). - С. 11-18.
40 Ковалева, Т. М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учеб. пособие / Т. М. Ковалева, С. В. Барулин. - Москва: КНОРУС, 2006. - 128 с.
41 Ковалева, Т. М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации: учебное пособие / Т. М. Ковалева. - Москва: КНОРУС,2009. - 128 с.
42 Комягин, Д. Л. Бюджетное право: учебник для вузов / Д. Л. Комягин. - Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - (Учебники Высшей школы экономики). - 590 с.
43 Коновалова, Е. В. Проблемы обеспечения сбалансированности местных бюджетов / Е. В. Коновалова, А. А. Храмченко, А. В. Захарян // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 12-1. - С. 157-161.
44 Коротаева, Е. А. Проблемы экономической самостоятельности местных бюджетов / Е. А. Коротаева // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2014. - № 2-1. - С. 48-52.
45 Коротина, Н. Ю. Методика анализа финансового состояния бюджетов муниципальных образований / Н. Ю. Коротина // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2014. - №17 (353). - С. 17-27.
46 Лазутина, А. Л. Проблемы обеспечения сбалансированности местных бюджетов / А. Л. Лазутина // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 4-6 (42). - С. 62-66.
47 Ларина, С. Е. Проблемы управления муниципальными финансами в современных условиях / С. Е. Ларина // Финансы и кредит. - 2009. - № 32 (368). -С.25-32.
48 Левина, В. В. Особенности управления сбалансированностью местных бюджетов в условиях финансовой нестабильности / В. В. Левина // Управленец. - 2015. - № 3 (55). - С. 12-17.
49 Левушкина, С. В. Пути совершенствования бюджетной и налоговой системы на муниципальном уровне / С. В. Левушкина, Р. В. Мирошниченко // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2009. - № 6. - С. 83-87.
50 Лушин, С. И. Об эффективности государственного бюджета / С. И. Лушин // Финансы. - 2007. - № 10. - С. 12-14.
51 Могилёв, С. В. Анализ социально-экономических факторов доходов местных бюджетов / С.В.Могилев // Финансы и кредит. - 2013. - № 47 (575). - С. 58-64.
52 Мохнаткина, Л. Б. Государственный и муниципальный долг: учебное пособие / Л. Б. Мохнаткина. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 151 с.
53 Мохнаткина, Л. Б. Сбалансированность бюджета и государственный долг как индикаторы финансово-бюджетной безопасности региона / Л. Б. Мохнаткина // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2018. - № 2 (42). - С. 106-119.
54 Мошкова, Т. Г. Бюджет сбалансирован - задача не допускать новых расходных обязательств [Электронный ресурс] / Т. Г. Мошкова // Министерство финансов Оренбургской области. - Режим доступа: http://minfin.orb.ru(дата обращения 16.03.2018).
55 Муниципальное право России: учебник / коллектив авторов; отв. ред. В.В. Комарова. - Москва: КНОРУС, 2017. - 275 с.
56 Нехайчук, Д.В. Управление дефицитом бюджета муниципального образования / Д. В. Нехайчук, Ю. С. Нехайчук // Академическая публицистика. -2017. - № 2. - С. 122-142.
57 Никиткова, У. О. К вопросу о финансовой самостоятельности муниципальных образований / У. О. Никиткова // Финансы. - 2012. - № 7. - С. 26¬29.
58 Никитская, Е. Ф. Моделирование структуры расходных обязательств муниципальных образований / Е. Ф. Никитская, М. А. Валишвили // Путеводитель предпринимателя. - 2018. - № 37. - С. 155-168.
59 Орлова, Е. В. Методические подходы к оценке финансовой самостоятельности муниципальных образований (на примере муниципальных образований Иркутской области) [Электронный ресурс] / Е. В. Орлова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). - 2014 . - № 6. - Режим доступа: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19803(дата обращения: 01.04.2018).
60 Пансков, В. Г. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного самоуправления / В. Г. Пансков // Финансы. - 2009. - № 3. - С. 45-49.
61 Папело, В. Н. Совершенствование формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований / В. Н. Папело, Б. А. Ковтун, А. Н. Голошевская // Сборник научных трудов «Проблемы инновационного управления экономикой регионов Сибири». - Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, 2015. - С. 183-200.
62 Подъяблонская, Л. М. Проблемы повышения эффективности государственных расходов в России: монография / Л. М. Подъяблонская, Е. П. Подъяблонская. - Москва: ЮНИТИ, 2010. - 275 с.
63 Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной / долговой политики, утвержденные Минфином России [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190841/(дата обращения: 13.05.2018).
64 Сульженко, В. С. Обеспечение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации в условиях институциональных преобразований: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.13 / Сульженко Вера Сергеевна. - Ростов на Дону, 2014.- 235 с.
65 Сумская, Т. В. Использование бюджетных коэффициентов для оценки устойчивости бюджетов муниципальных образований / Т. В. Сумская // Основы экономики, управления и права. - 2014. - № 2 - С. 25-29
66 Ткачева, Т. Ю. Актуальные направления стимулирования экономической активности муниципальных образований / Т. Ю. Ткачева // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2010.
- № 1. - С. 72-79.
67 Тумасова, О. И. Управление финансовыми ресурсами муниципального образования / О. И. Тумасова // Наука и Мир. - 2016. - Т. 2. - № 10 (38). - С. 65¬66.
68 Федотова, М. В. Формирование стимулирующих условий для наращивания собственного экономического потенциала муниципальными образованиями через механизм предоставления межбюджетных трансфертов / М. В. Федотова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2017. - № 2 (410). - С. 32-41.
69 Финансы / под ред. В. М. Родионовой. - Москва: Финансы и статистика, 1995. - 275 с.
70 Христенко, В. Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы / В. Б. Христенко. - Москва: Дело, 2002. - 584 с.
71 Ярошенко, Т. П. Сбалансированность местного бюджета и показатели, ее характеризующие / Т. П. Ярошенко // Сибирский экономический вестник. -2016. - № 2. - С. 110-115.
72 Яшина, Н. И. Теоретические и методические основы управления бюджетом: риски доходной части бюджета / Н. И. Яшина // Финансы и кредит. - 2004. - №8 (146). - С.30-36.
73 Komarevtseva O. BALANCED SCORECARD ECONOMIES AS A MECHANISM OF THE MUNICIPALITY // The Genesis of Genius. 2016. № 1. С. 65-69.
74 Denisova I.P., Denisov P.V. FINANCIAL STRATEGIES OF PARTNER RELATIONSHIPS IMPLEMENTATION AT MICROLEVEL // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. № 11-12. С. 106-109