СОВРЕМЕННЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
|
Введение 5
1 Современные гуманитарные технологии конструирования
этнокультурной идентичности: теоретический аспект 11
1.1 Дискуссии о понятии «гуманитарные технологии» в современной
отечественной науке 11
1.2 Основные концептуальные подходы к этнокультурной
идентичности 20
2 Измерение выраженности этнокультурной идентичности:
теоретическое и прикладное исследование 37
2.1 Теория пассионарности Л.Н. Гумилева и этнографические исследования В.П. Кривоногова как база для прикладного исследования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края 37
2.2 Возможности, которые предоставляет изобразительное и декоративно-прикладное искусство для этнической идентификации коренных малочисленных народов Красноярского края 50
2.3 Исследование выраженности этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края 61
Заключение 67
Список использованных источников 71
Приложения А - Г 80
1 Современные гуманитарные технологии конструирования
этнокультурной идентичности: теоретический аспект 11
1.1 Дискуссии о понятии «гуманитарные технологии» в современной
отечественной науке 11
1.2 Основные концептуальные подходы к этнокультурной
идентичности 20
2 Измерение выраженности этнокультурной идентичности:
теоретическое и прикладное исследование 37
2.1 Теория пассионарности Л.Н. Гумилева и этнографические исследования В.П. Кривоногова как база для прикладного исследования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края 37
2.2 Возможности, которые предоставляет изобразительное и декоративно-прикладное искусство для этнической идентификации коренных малочисленных народов Красноярского края 50
2.3 Исследование выраженности этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края 61
Заключение 67
Список использованных источников 71
Приложения А - Г 80
Актуальность темы исследования: в настоящее время обнаруживается повышенный интерес к изучению современного состояния коренных малочисленных народов и сохранению их этнокультурной идентичности. В связи с активнодействующими общемировыми процессами глобализации и модернизации, которые вносят свои коррективы в жизнь и сознание людей, в том числе, и коренных народов, происходят масштабные изменения в процессе идентификации индивидов. Что в дальнейшем ведет к разной степени слияния коренных малочисленных народов с доминирующим обществом: существованием последних на стыке двух идентичностей или же полным растворением, ассимиляцией с народом, численность которых значительно превышает численность той или иной этнической группы.
В данном исследовании важным является рассмотрение разных аспектов современных гуманитарных технологии, действующих в качестве «мягкой силы» в вопросах конструирования и поддержки коренных малочисленных народов. Изучение подходов современных ученых к обозначенной проблеме, их апробация позволит выявить выраженность этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов.
Объект исследования - современные гуманитарные технологии.
Предмет исследования - применение современных гуманитарных технологий для конструирования этнической идентичности коренных народов.
Цель исследования - выявить специфику современных гуманитарных технологий конструирования этнокультурной идентичности и измерить выраженность этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края.
Задачи исследования:
1) проанализировать актуальные научные исследования, посвященные изучению современных гуманитарных технологий;
2) рассмотреть основные научные подходы к определению понятия «этнокультурная идентичность»;
3) обосновать теоретическую базу для прикладных исследований этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края;
4) выявить современные гуманитарные технологии характерные для конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края;
5) проанализировать особую роль изобразительного и декоративно¬прикладного искусства для конструирования современной этнической идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края;
6) провести прикладное исследование - измерить выраженность этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края.
Степень изученности предмета исследования:
Исходной теоретической базой исследования являются работы историков, социологов, психологов философов, культурных антропологов, этнографов, посвященные вопросам, касающихся механизмов конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов.
В современном научном мире существуют разные трактовки определения понятия «современные гуманитарные технологии».
Российские ученые Г.П. Щедровицкий и Е.В. Островский, пионеры в разработке понятия «гуманитарные технологии», трактуют последние как способ управления взаимоотношениями между людьми, техники непрямого воздействия на общество.
Исследованием проблем гуманитарных технологий занимаются Н.А. Кузнецова, Л.Н. Беляева, С.А. Гончаров, М.В. Силантьева, Б.Г. Юдин, С.М. Елисеев, А.В. Курочкин и др.
Концепции «мягкой» и «умной» сил разработал американский ученый- политолог Дж. С. Най-младший. Данный аспект гуманитарных технологий развивали в свои работах многие отечественные ученые, среди которых С.Г. Кара-Мурза, О.С. Мартьянова, П.В. Клачков и др. Антонио Грамши еще в 1930 гг. писал о ненасильственных действия и согласии народа.
С.А. Подъяпольский и А.А. Груздев рассматривают современные гуманитарные технологии в аспекте этноса. Расширив рассматриваемое выше понятие и выдвинув следующую трактовку: как механизм мягкого воздействия на определенные общности и протекающие в них этнокультурные процессы.
Широкое распространение и развитие вопрос этничности и этнокультурной идентичности получил в 1960-1970 гг. ХХ века и до сих пор не потерял своей популярности.
В русле примордиализма развиваются идеи П. Ван ден Берга, Л.Н. Гумилева, А.Ю. Коркмазова, М.О. Мнацаканяна и др., работавших в социобиологическом (природном) направлении. А также теории К. Гирца, Э. Шилза, Ю.В. Бромлея, С.М. Широкогорова и др., приверженцев эволюционно-исторического направления.
Рассмотрением этничности в качестве инструмента используемого элитой для осуществления определенных целей занимались Дж. Найджел, Дж. Ротшильд, Л.М. Дробижева, З.В. Сикевич, С.В. Соколовский, В.А. Ядов и др.
Конструктивистский подход к определению понятия «этничность» и «этнокультурная идентичность», возникший в 1980 гг. прошлого столетия и ставший одним из наиболее популярных, трактовал данные понятия как некий интеллектуальный конструкт. К представителям этого подхода относятся: Ф. Барт, Э. Хобсбаум, В.А. Тишков, О.А. Богатова и др.
Проблематикой этнокультурной идентичности занимаются Г.У. Солдатова, А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, В.Н. Павленко, Л.Г. Почебут, С. Московичи, В.Ю. Хотинец, А.В. Кистова, Н.Н. Пименова и др. Новое направление в исследовании этнокультурной идентичности, связанное с изучением когнитивного и аффективного компонентов последней развивают и поддерживают М. Барретт, Дж. Финни, Т.Г. Стефаненко и др.
Л.Н. Гумилев в своей теории развития этносов рассматривает все закономерности течения данного процесса, зависящие от пассионарного заряда, энергии. Ученый выделял несколько стадий, «фаз этногенеза»: подъем, акматическая фаза, фаза надлома, инерционная фаза, фаза обескурации, гомеостаза, мемориальная фаза. На каждой из них возможен процесс восстановления этноса.
В.П. Кривоногов в многолетних этнографических исследованиях изучает коренные малочисленные народы Сибири и проблематику этнокультурных процессов, в них происходящих. Этнограф уделяет большое внимание прогрессирующим процессам метисации и языковой ассимиляции среди коренных народов Красноярского края, а также патерналистской политики государства как гуманитарной технологии сохранения и поддержки этнокультурной идентичности коренных народов.
Вопросами множественной идентичности посвящены исследования А.И. Егоровой, В.С. Курске, П.К. Гречко, Г. Ансальдуа, М.В. Толстановой и др.
Среди эффективных современных гуманитарных технологий конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов (помимо патерналистской политики) выделяют использование возможностей изобразительного и декоративно-прикладного искусства в процессе этнической идентификации коренных народов. Данное направление поддерживают Н.П. Копцева, А.В. Кистова, Н.Н. Пименова, Н.Н. Середкина, А.А. Ситникова, М.И. Букова и др.
Художники и мастера декоративно-прикладного искусства, посвятившие свои работы теме коренных малочисленных народов Красноярского края: Д.И. Каратанов, А.П. Лекаренко, Б.Я. Ряузов, К.С. Войнов, А. Кирцова, А. Суздалев, М.С. Турдагин, Б.Н. Молчанов, Н.В. Лаптуков, Н.М. Киргизов, А.Н. Чунанчар, П.Х. Вэнго и др.
Научное конструирование этноса в исследованиях ученых рассматривают в своих работах М.С. Куропятник, Н.П. Копцева, К.В. Резникова и др.
Изучением социально-психологических установок на позитивную идентичность как механизма конструирования этнокультурной идентичности занимаются П. Штомпка, Н.Н. Пименова и др.
Проблема исследования: на сегодняшний день большая часть коренных малочисленных народов (Красноярского края) подвергается полной или частичной ассимиляции, утраты своей культуры и постепенному растворению в доминирующем сообществе. Научный мир находится на пути комплексного изучения коренных малочисленных народов и их возможного будущего, но пока многие аспекты в этой области остаются слабоизученными, а некоторые незатронутыми вовсе. В частности это касается изучения механизмов конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края.
Методология: междисциплинарный и комплексный подходы при изучении теоретического материала, позволяющие рассматривать разные аспекты исследований понятий «современные гуманитарные технологии», «этнокультурная идентичность»; методы теоретического анализа литературы, методы изучения и обобщения отечественной и зарубежной практики; метод устной беседы с экспертом; метод анкетирования; исторический метод, метод анализа, синтеза, аналогии, индукции, дедукции.
Предполагаемый результат: исследование теоретической базы, направленной на изучение специфики понятий «современные гуманитарные технологии», «этнокультурная идентичность», современные гуманитарные технологии конструирования этнокультурной идентичности, а также измерение выраженности этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края.
Апробация: результаты данной работы могут быть использованы при дальнейшей работе в русле обозначенной темы, а также для разработки эффективных механизмов конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов, в частности Красноярского края.
По теме магистерской диссертации опубликована статья.
Структура и объем работы: структура исследования включает введение, две главы (пять параграфов), заключение, список литературы (83 наименований). Объем магистерской диссертации — 90 с.
В данном исследовании важным является рассмотрение разных аспектов современных гуманитарных технологии, действующих в качестве «мягкой силы» в вопросах конструирования и поддержки коренных малочисленных народов. Изучение подходов современных ученых к обозначенной проблеме, их апробация позволит выявить выраженность этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов.
Объект исследования - современные гуманитарные технологии.
Предмет исследования - применение современных гуманитарных технологий для конструирования этнической идентичности коренных народов.
Цель исследования - выявить специфику современных гуманитарных технологий конструирования этнокультурной идентичности и измерить выраженность этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края.
Задачи исследования:
1) проанализировать актуальные научные исследования, посвященные изучению современных гуманитарных технологий;
2) рассмотреть основные научные подходы к определению понятия «этнокультурная идентичность»;
3) обосновать теоретическую базу для прикладных исследований этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края;
4) выявить современные гуманитарные технологии характерные для конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края;
5) проанализировать особую роль изобразительного и декоративно¬прикладного искусства для конструирования современной этнической идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края;
6) провести прикладное исследование - измерить выраженность этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края.
Степень изученности предмета исследования:
Исходной теоретической базой исследования являются работы историков, социологов, психологов философов, культурных антропологов, этнографов, посвященные вопросам, касающихся механизмов конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов.
В современном научном мире существуют разные трактовки определения понятия «современные гуманитарные технологии».
Российские ученые Г.П. Щедровицкий и Е.В. Островский, пионеры в разработке понятия «гуманитарные технологии», трактуют последние как способ управления взаимоотношениями между людьми, техники непрямого воздействия на общество.
Исследованием проблем гуманитарных технологий занимаются Н.А. Кузнецова, Л.Н. Беляева, С.А. Гончаров, М.В. Силантьева, Б.Г. Юдин, С.М. Елисеев, А.В. Курочкин и др.
Концепции «мягкой» и «умной» сил разработал американский ученый- политолог Дж. С. Най-младший. Данный аспект гуманитарных технологий развивали в свои работах многие отечественные ученые, среди которых С.Г. Кара-Мурза, О.С. Мартьянова, П.В. Клачков и др. Антонио Грамши еще в 1930 гг. писал о ненасильственных действия и согласии народа.
С.А. Подъяпольский и А.А. Груздев рассматривают современные гуманитарные технологии в аспекте этноса. Расширив рассматриваемое выше понятие и выдвинув следующую трактовку: как механизм мягкого воздействия на определенные общности и протекающие в них этнокультурные процессы.
Широкое распространение и развитие вопрос этничности и этнокультурной идентичности получил в 1960-1970 гг. ХХ века и до сих пор не потерял своей популярности.
В русле примордиализма развиваются идеи П. Ван ден Берга, Л.Н. Гумилева, А.Ю. Коркмазова, М.О. Мнацаканяна и др., работавших в социобиологическом (природном) направлении. А также теории К. Гирца, Э. Шилза, Ю.В. Бромлея, С.М. Широкогорова и др., приверженцев эволюционно-исторического направления.
Рассмотрением этничности в качестве инструмента используемого элитой для осуществления определенных целей занимались Дж. Найджел, Дж. Ротшильд, Л.М. Дробижева, З.В. Сикевич, С.В. Соколовский, В.А. Ядов и др.
Конструктивистский подход к определению понятия «этничность» и «этнокультурная идентичность», возникший в 1980 гг. прошлого столетия и ставший одним из наиболее популярных, трактовал данные понятия как некий интеллектуальный конструкт. К представителям этого подхода относятся: Ф. Барт, Э. Хобсбаум, В.А. Тишков, О.А. Богатова и др.
Проблематикой этнокультурной идентичности занимаются Г.У. Солдатова, А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, В.Н. Павленко, Л.Г. Почебут, С. Московичи, В.Ю. Хотинец, А.В. Кистова, Н.Н. Пименова и др. Новое направление в исследовании этнокультурной идентичности, связанное с изучением когнитивного и аффективного компонентов последней развивают и поддерживают М. Барретт, Дж. Финни, Т.Г. Стефаненко и др.
Л.Н. Гумилев в своей теории развития этносов рассматривает все закономерности течения данного процесса, зависящие от пассионарного заряда, энергии. Ученый выделял несколько стадий, «фаз этногенеза»: подъем, акматическая фаза, фаза надлома, инерционная фаза, фаза обескурации, гомеостаза, мемориальная фаза. На каждой из них возможен процесс восстановления этноса.
В.П. Кривоногов в многолетних этнографических исследованиях изучает коренные малочисленные народы Сибири и проблематику этнокультурных процессов, в них происходящих. Этнограф уделяет большое внимание прогрессирующим процессам метисации и языковой ассимиляции среди коренных народов Красноярского края, а также патерналистской политики государства как гуманитарной технологии сохранения и поддержки этнокультурной идентичности коренных народов.
Вопросами множественной идентичности посвящены исследования А.И. Егоровой, В.С. Курске, П.К. Гречко, Г. Ансальдуа, М.В. Толстановой и др.
Среди эффективных современных гуманитарных технологий конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов (помимо патерналистской политики) выделяют использование возможностей изобразительного и декоративно-прикладного искусства в процессе этнической идентификации коренных народов. Данное направление поддерживают Н.П. Копцева, А.В. Кистова, Н.Н. Пименова, Н.Н. Середкина, А.А. Ситникова, М.И. Букова и др.
Художники и мастера декоративно-прикладного искусства, посвятившие свои работы теме коренных малочисленных народов Красноярского края: Д.И. Каратанов, А.П. Лекаренко, Б.Я. Ряузов, К.С. Войнов, А. Кирцова, А. Суздалев, М.С. Турдагин, Б.Н. Молчанов, Н.В. Лаптуков, Н.М. Киргизов, А.Н. Чунанчар, П.Х. Вэнго и др.
Научное конструирование этноса в исследованиях ученых рассматривают в своих работах М.С. Куропятник, Н.П. Копцева, К.В. Резникова и др.
Изучением социально-психологических установок на позитивную идентичность как механизма конструирования этнокультурной идентичности занимаются П. Штомпка, Н.Н. Пименова и др.
Проблема исследования: на сегодняшний день большая часть коренных малочисленных народов (Красноярского края) подвергается полной или частичной ассимиляции, утраты своей культуры и постепенному растворению в доминирующем сообществе. Научный мир находится на пути комплексного изучения коренных малочисленных народов и их возможного будущего, но пока многие аспекты в этой области остаются слабоизученными, а некоторые незатронутыми вовсе. В частности это касается изучения механизмов конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края.
Методология: междисциплинарный и комплексный подходы при изучении теоретического материала, позволяющие рассматривать разные аспекты исследований понятий «современные гуманитарные технологии», «этнокультурная идентичность»; методы теоретического анализа литературы, методы изучения и обобщения отечественной и зарубежной практики; метод устной беседы с экспертом; метод анкетирования; исторический метод, метод анализа, синтеза, аналогии, индукции, дедукции.
Предполагаемый результат: исследование теоретической базы, направленной на изучение специфики понятий «современные гуманитарные технологии», «этнокультурная идентичность», современные гуманитарные технологии конструирования этнокультурной идентичности, а также измерение выраженности этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края.
Апробация: результаты данной работы могут быть использованы при дальнейшей работе в русле обозначенной темы, а также для разработки эффективных механизмов конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов, в частности Красноярского края.
По теме магистерской диссертации опубликована статья.
Структура и объем работы: структура исследования включает введение, две главы (пять параграфов), заключение, список литературы (83 наименований). Объем магистерской диссертации — 90 с.
Актуальность исследования современных гуманитарных технологий конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края предопределена насущной потребностью в выборе эффективных механизмов сохранения и поддержки коренных малочисленных народов и их уникальной культуры в период глобальных изменений.
Объектом исследования магистерской диссертации выступили современные гуманитарные технологии, предметом исследования — применение современных гуманитарных технологий для конструирования этнической идентичности коренных народов.
Ключевая цель магистерской диссертации — выявить специфику современных гуманитарных технологий конструирования этнокультурной идентичности и измерить выраженность этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Во-первых, были проанализированы современные научные исследования, посвященные изучению гуманитарных технологий, что послужило выделению актуального для данной работы аспекта понятия «современные гуманитарные технологии» как инструмента «мягкой силы» воздействия на этнические группы и характерные последним этнокультурные процессы. Что явилось необходимой базой для выявления конкретных примеров гуманитарных технологий в конструировании этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов в настоящий период времени.
Во-вторых, были рассмотрены основные научные подходы к определению понятия «этнокультурная идентичность». Выявлена наиболее подходящая для дальнейшего исследования трактовка этнокультурной идентичности — осознание индивидом принадлежности к той или иной этнической общности, а также проявление рациональной и эмоциональной реакции (когнитивного и аффективного компонентов этнокультурной идентичности) в процессе идентификации.
В-третьих, была обоснована теоретическая база для прикладных исследований этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края: пассионарная теория этноса Л.Н. Гумилева, явление «множественной идентичности», этнографические исследования В.П. Кривоногова. Что позволило выявить современное состояние коренных малочисленных народов Красноярского края.
В-четвертых, были выявлены современные гуманитарные технологии характерные для конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края: патерналистская политика; возможности изобразительного и декоративно-прикладного искусства; научное конструирование в исследованиях ученых; социально¬психологические установки на позитивную идентичность.
В-пятых, была проанализирована особая роль изобразительного и декоративно-прикладного искусства для конструирования современной этнической идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края. Которая проявляется в развитии декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов, а также в присутствии темы севера, темы коренных народов в изобразительном искусстве многих художников. Среди которых Д.И. Каратанов, А.П. Лекаренко, Б.Я. Ряузов, К.С. Войнов, А. Кирцова, А. Суздалев, М.С. Турдагин, Б.Н. Молчанов, Н.В. Лаптуков, Н.М. Киргизов, А.Н. Чунанчар, П.Х. Вэнго и др. Тем самым выделяя особый пласт искусства, отражающего позитивную этническую идентичность, проявляющего уникальность культуры коренных народов. Это искусство, выполняющее основополагающую роль в этнической идентификации коренных малочисленных народов Красноярского края.
В заключении было проведено прикладное исследование, направленное на измерение выраженности этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края. Результаты которого свидетельствуют о достаточно положительных процессах идентификации среди коренного населения Красноярского края и подтверждают положения теоретической базы, подготовленной для данного исследования, которые отражали отсутствие среди коренных народов региона проблем множественной (двойственной) идентичности, а также тенденцию повышения уровня идентификации коренных малочисленных народов Сибири за счет механизмов конструирования этнокультурной идентичности.
В исследовании приняли участие жители смешанных поселений, которые испытывают проблемы метисации и языковой ассимиляции. У представителей многонациональных поселков с большой долей русского населения теряется значимость традиционного промысла, охоты, традиционной хозяйственной деятельности, в частности кочевого оленеводства. Трансформируется естественная среда проживания этносов, способная поддерживать сохранение естественной этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов. Такие поселки в первую очередь нуждаются во внедрении искусственных мер формирования этнической идентичности. И как показывают результаты исследования, реализация механизмов конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края, в частности патерналистской политики и возможностей, которые предоставляют изобразительное и декоративно-прикладное искусство, проходит достаточно эффективно.
Материалы исследования могут быть использованы в качестве теоретической базы для дальнейших работ, направленных на изучение актуального состояния коренных малочисленных народов Красноярского края, а также конструирование этнокультурной идентичности.
Подобного рода работы актуальны для Красноярского края и России в целом, на территориях которых компактно проживает большое количество коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, и многие из них находятся на грани полной ассимиляции и вымирания как этноса. С каждым годом растет число исследований, направленных на изучение актуального состояния коренных народов в условиях современного мира, разработки и внедрения наиболее эффективных механизмов конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов, что подкрепляет качество самих исследований и их результаты.
Объектом исследования магистерской диссертации выступили современные гуманитарные технологии, предметом исследования — применение современных гуманитарных технологий для конструирования этнической идентичности коренных народов.
Ключевая цель магистерской диссертации — выявить специфику современных гуманитарных технологий конструирования этнокультурной идентичности и измерить выраженность этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Во-первых, были проанализированы современные научные исследования, посвященные изучению гуманитарных технологий, что послужило выделению актуального для данной работы аспекта понятия «современные гуманитарные технологии» как инструмента «мягкой силы» воздействия на этнические группы и характерные последним этнокультурные процессы. Что явилось необходимой базой для выявления конкретных примеров гуманитарных технологий в конструировании этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов в настоящий период времени.
Во-вторых, были рассмотрены основные научные подходы к определению понятия «этнокультурная идентичность». Выявлена наиболее подходящая для дальнейшего исследования трактовка этнокультурной идентичности — осознание индивидом принадлежности к той или иной этнической общности, а также проявление рациональной и эмоциональной реакции (когнитивного и аффективного компонентов этнокультурной идентичности) в процессе идентификации.
В-третьих, была обоснована теоретическая база для прикладных исследований этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края: пассионарная теория этноса Л.Н. Гумилева, явление «множественной идентичности», этнографические исследования В.П. Кривоногова. Что позволило выявить современное состояние коренных малочисленных народов Красноярского края.
В-четвертых, были выявлены современные гуманитарные технологии характерные для конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края: патерналистская политика; возможности изобразительного и декоративно-прикладного искусства; научное конструирование в исследованиях ученых; социально¬психологические установки на позитивную идентичность.
В-пятых, была проанализирована особая роль изобразительного и декоративно-прикладного искусства для конструирования современной этнической идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края. Которая проявляется в развитии декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов, а также в присутствии темы севера, темы коренных народов в изобразительном искусстве многих художников. Среди которых Д.И. Каратанов, А.П. Лекаренко, Б.Я. Ряузов, К.С. Войнов, А. Кирцова, А. Суздалев, М.С. Турдагин, Б.Н. Молчанов, Н.В. Лаптуков, Н.М. Киргизов, А.Н. Чунанчар, П.Х. Вэнго и др. Тем самым выделяя особый пласт искусства, отражающего позитивную этническую идентичность, проявляющего уникальность культуры коренных народов. Это искусство, выполняющее основополагающую роль в этнической идентификации коренных малочисленных народов Красноярского края.
В заключении было проведено прикладное исследование, направленное на измерение выраженности этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края. Результаты которого свидетельствуют о достаточно положительных процессах идентификации среди коренного населения Красноярского края и подтверждают положения теоретической базы, подготовленной для данного исследования, которые отражали отсутствие среди коренных народов региона проблем множественной (двойственной) идентичности, а также тенденцию повышения уровня идентификации коренных малочисленных народов Сибири за счет механизмов конструирования этнокультурной идентичности.
В исследовании приняли участие жители смешанных поселений, которые испытывают проблемы метисации и языковой ассимиляции. У представителей многонациональных поселков с большой долей русского населения теряется значимость традиционного промысла, охоты, традиционной хозяйственной деятельности, в частности кочевого оленеводства. Трансформируется естественная среда проживания этносов, способная поддерживать сохранение естественной этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов. Такие поселки в первую очередь нуждаются во внедрении искусственных мер формирования этнической идентичности. И как показывают результаты исследования, реализация механизмов конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края, в частности патерналистской политики и возможностей, которые предоставляют изобразительное и декоративно-прикладное искусство, проходит достаточно эффективно.
Материалы исследования могут быть использованы в качестве теоретической базы для дальнейших работ, направленных на изучение актуального состояния коренных малочисленных народов Красноярского края, а также конструирование этнокультурной идентичности.
Подобного рода работы актуальны для Красноярского края и России в целом, на территориях которых компактно проживает большое количество коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, и многие из них находятся на грани полной ассимиляции и вымирания как этноса. С каждым годом растет число исследований, направленных на изучение актуального состояния коренных народов в условиях современного мира, разработки и внедрения наиболее эффективных механизмов конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов, что подкрепляет качество самих исследований и их результаты.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОРЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КРАСНОЯРСКИХ ХУДОЖНИКОВ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Культурная память этноса в инокультурном пространстве (на примере Чулымцев) как проект региональной истории
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021



