Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Работа №22985

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы90
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
752
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Современные гуманитарные технологии конструирования
этнокультурной идентичности: теоретический аспект 11
1.1 Дискуссии о понятии «гуманитарные технологии» в современной
отечественной науке 11
1.2 Основные концептуальные подходы к этнокультурной
идентичности 20
2 Измерение выраженности этнокультурной идентичности:
теоретическое и прикладное исследование 37
2.1 Теория пассионарности Л.Н. Гумилева и этнографические исследования В.П. Кривоногова как база для прикладного исследования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края 37
2.2 Возможности, которые предоставляет изобразительное и декоративно-прикладное искусство для этнической идентификации коренных малочисленных народов Красноярского края 50
2.3 Исследование выраженности этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края 61
Заключение 67
Список использованных источников 71
Приложения А - Г 80


Актуальность темы исследования: в настоящее время обнаруживается повышенный интерес к изучению современного состояния коренных малочисленных народов и сохранению их этнокультурной идентичности. В связи с активнодействующими общемировыми процессами глобализации и модернизации, которые вносят свои коррективы в жизнь и сознание людей, в том числе, и коренных народов, происходят масштабные изменения в процессе идентификации индивидов. Что в дальнейшем ведет к разной степени слияния коренных малочисленных народов с доминирующим обществом: существованием последних на стыке двух идентичностей или же полным растворением, ассимиляцией с народом, численность которых значительно превышает численность той или иной этнической группы.
В данном исследовании важным является рассмотрение разных аспектов современных гуманитарных технологии, действующих в качестве «мягкой силы» в вопросах конструирования и поддержки коренных малочисленных народов. Изучение подходов современных ученых к обозначенной проблеме, их апробация позволит выявить выраженность этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов.
Объект исследования - современные гуманитарные технологии.
Предмет исследования - применение современных гуманитарных технологий для конструирования этнической идентичности коренных народов.
Цель исследования - выявить специфику современных гуманитарных технологий конструирования этнокультурной идентичности и измерить выраженность этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края.
Задачи исследования:
1) проанализировать актуальные научные исследования, посвященные изучению современных гуманитарных технологий;
2) рассмотреть основные научные подходы к определению понятия «этнокультурная идентичность»;
3) обосновать теоретическую базу для прикладных исследований этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края;
4) выявить современные гуманитарные технологии характерные для конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края;
5) проанализировать особую роль изобразительного и декоративно¬прикладного искусства для конструирования современной этнической идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края;
6) провести прикладное исследование - измерить выраженность этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края.
Степень изученности предмета исследования:
Исходной теоретической базой исследования являются работы историков, социологов, психологов философов, культурных антропологов, этнографов, посвященные вопросам, касающихся механизмов конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов.
В современном научном мире существуют разные трактовки определения понятия «современные гуманитарные технологии».
Российские ученые Г.П. Щедровицкий и Е.В. Островский, пионеры в разработке понятия «гуманитарные технологии», трактуют последние как способ управления взаимоотношениями между людьми, техники непрямого воздействия на общество.
Исследованием проблем гуманитарных технологий занимаются Н.А. Кузнецова, Л.Н. Беляева, С.А. Гончаров, М.В. Силантьева, Б.Г. Юдин, С.М. Елисеев, А.В. Курочкин и др.
Концепции «мягкой» и «умной» сил разработал американский ученый- политолог Дж. С. Най-младший. Данный аспект гуманитарных технологий развивали в свои работах многие отечественные ученые, среди которых С.Г. Кара-Мурза, О.С. Мартьянова, П.В. Клачков и др. Антонио Грамши еще в 1930 гг. писал о ненасильственных действия и согласии народа.
С.А. Подъяпольский и А.А. Груздев рассматривают современные гуманитарные технологии в аспекте этноса. Расширив рассматриваемое выше понятие и выдвинув следующую трактовку: как механизм мягкого воздействия на определенные общности и протекающие в них этнокультурные процессы.
Широкое распространение и развитие вопрос этничности и этнокультурной идентичности получил в 1960-1970 гг. ХХ века и до сих пор не потерял своей популярности.
В русле примордиализма развиваются идеи П. Ван ден Берга, Л.Н. Гумилева, А.Ю. Коркмазова, М.О. Мнацаканяна и др., работавших в социобиологическом (природном) направлении. А также теории К. Гирца, Э. Шилза, Ю.В. Бромлея, С.М. Широкогорова и др., приверженцев эволюционно-исторического направления.
Рассмотрением этничности в качестве инструмента используемого элитой для осуществления определенных целей занимались Дж. Найджел, Дж. Ротшильд, Л.М. Дробижева, З.В. Сикевич, С.В. Соколовский, В.А. Ядов и др.
Конструктивистский подход к определению понятия «этничность» и «этнокультурная идентичность», возникший в 1980 гг. прошлого столетия и ставший одним из наиболее популярных, трактовал данные понятия как некий интеллектуальный конструкт. К представителям этого подхода относятся: Ф. Барт, Э. Хобсбаум, В.А. Тишков, О.А. Богатова и др.
Проблематикой этнокультурной идентичности занимаются Г.У. Солдатова, А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, В.Н. Павленко, Л.Г. Почебут, С. Московичи, В.Ю. Хотинец, А.В. Кистова, Н.Н. Пименова и др. Новое направление в исследовании этнокультурной идентичности, связанное с изучением когнитивного и аффективного компонентов последней развивают и поддерживают М. Барретт, Дж. Финни, Т.Г. Стефаненко и др.
Л.Н. Гумилев в своей теории развития этносов рассматривает все закономерности течения данного процесса, зависящие от пассионарного заряда, энергии. Ученый выделял несколько стадий, «фаз этногенеза»: подъем, акматическая фаза, фаза надлома, инерционная фаза, фаза обескурации, гомеостаза, мемориальная фаза. На каждой из них возможен процесс восстановления этноса.
В.П. Кривоногов в многолетних этнографических исследованиях изучает коренные малочисленные народы Сибири и проблематику этнокультурных процессов, в них происходящих. Этнограф уделяет большое внимание прогрессирующим процессам метисации и языковой ассимиляции среди коренных народов Красноярского края, а также патерналистской политики государства как гуманитарной технологии сохранения и поддержки этнокультурной идентичности коренных народов.
Вопросами множественной идентичности посвящены исследования А.И. Егоровой, В.С. Курске, П.К. Гречко, Г. Ансальдуа, М.В. Толстановой и др.
Среди эффективных современных гуманитарных технологий конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов (помимо патерналистской политики) выделяют использование возможностей изобразительного и декоративно-прикладного искусства в процессе этнической идентификации коренных народов. Данное направление поддерживают Н.П. Копцева, А.В. Кистова, Н.Н. Пименова, Н.Н. Середкина, А.А. Ситникова, М.И. Букова и др.
Художники и мастера декоративно-прикладного искусства, посвятившие свои работы теме коренных малочисленных народов Красноярского края: Д.И. Каратанов, А.П. Лекаренко, Б.Я. Ряузов, К.С. Войнов, А. Кирцова, А. Суздалев, М.С. Турдагин, Б.Н. Молчанов, Н.В. Лаптуков, Н.М. Киргизов, А.Н. Чунанчар, П.Х. Вэнго и др.
Научное конструирование этноса в исследованиях ученых рассматривают в своих работах М.С. Куропятник, Н.П. Копцева, К.В. Резникова и др.
Изучением социально-психологических установок на позитивную идентичность как механизма конструирования этнокультурной идентичности занимаются П. Штомпка, Н.Н. Пименова и др.
Проблема исследования: на сегодняшний день большая часть коренных малочисленных народов (Красноярского края) подвергается полной или частичной ассимиляции, утраты своей культуры и постепенному растворению в доминирующем сообществе. Научный мир находится на пути комплексного изучения коренных малочисленных народов и их возможного будущего, но пока многие аспекты в этой области остаются слабоизученными, а некоторые незатронутыми вовсе. В частности это касается изучения механизмов конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края.
Методология: междисциплинарный и комплексный подходы при изучении теоретического материала, позволяющие рассматривать разные аспекты исследований понятий «современные гуманитарные технологии», «этнокультурная идентичность»; методы теоретического анализа литературы, методы изучения и обобщения отечественной и зарубежной практики; метод устной беседы с экспертом; метод анкетирования; исторический метод, метод анализа, синтеза, аналогии, индукции, дедукции.
Предполагаемый результат: исследование теоретической базы, направленной на изучение специфики понятий «современные гуманитарные технологии», «этнокультурная идентичность», современные гуманитарные технологии конструирования этнокультурной идентичности, а также измерение выраженности этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края.
Апробация: результаты данной работы могут быть использованы при дальнейшей работе в русле обозначенной темы, а также для разработки эффективных механизмов конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов, в частности Красноярского края.
По теме магистерской диссертации опубликована статья.
Структура и объем работы: структура исследования включает введение, две главы (пять параграфов), заключение, список литературы (83 наименований). Объем магистерской диссертации — 90 с.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность исследования современных гуманитарных технологий конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края предопределена насущной потребностью в выборе эффективных механизмов сохранения и поддержки коренных малочисленных народов и их уникальной культуры в период глобальных изменений.
Объектом исследования магистерской диссертации выступили современные гуманитарные технологии, предметом исследования — применение современных гуманитарных технологий для конструирования этнической идентичности коренных народов.
Ключевая цель магистерской диссертации — выявить специфику современных гуманитарных технологий конструирования этнокультурной идентичности и измерить выраженность этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Во-первых, были проанализированы современные научные исследования, посвященные изучению гуманитарных технологий, что послужило выделению актуального для данной работы аспекта понятия «современные гуманитарные технологии» как инструмента «мягкой силы» воздействия на этнические группы и характерные последним этнокультурные процессы. Что явилось необходимой базой для выявления конкретных примеров гуманитарных технологий в конструировании этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов в настоящий период времени.
Во-вторых, были рассмотрены основные научные подходы к определению понятия «этнокультурная идентичность». Выявлена наиболее подходящая для дальнейшего исследования трактовка этнокультурной идентичности — осознание индивидом принадлежности к той или иной этнической общности, а также проявление рациональной и эмоциональной реакции (когнитивного и аффективного компонентов этнокультурной идентичности) в процессе идентификации.
В-третьих, была обоснована теоретическая база для прикладных исследований этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края: пассионарная теория этноса Л.Н. Гумилева, явление «множественной идентичности», этнографические исследования В.П. Кривоногова. Что позволило выявить современное состояние коренных малочисленных народов Красноярского края.
В-четвертых, были выявлены современные гуманитарные технологии характерные для конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края: патерналистская политика; возможности изобразительного и декоративно-прикладного искусства; научное конструирование в исследованиях ученых; социально¬психологические установки на позитивную идентичность.
В-пятых, была проанализирована особая роль изобразительного и декоративно-прикладного искусства для конструирования современной этнической идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края. Которая проявляется в развитии декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов, а также в присутствии темы севера, темы коренных народов в изобразительном искусстве многих художников. Среди которых Д.И. Каратанов, А.П. Лекаренко, Б.Я. Ряузов, К.С. Войнов, А. Кирцова, А. Суздалев, М.С. Турдагин, Б.Н. Молчанов, Н.В. Лаптуков, Н.М. Киргизов, А.Н. Чунанчар, П.Х. Вэнго и др. Тем самым выделяя особый пласт искусства, отражающего позитивную этническую идентичность, проявляющего уникальность культуры коренных народов. Это искусство, выполняющее основополагающую роль в этнической идентификации коренных малочисленных народов Красноярского края.
В заключении было проведено прикладное исследование, направленное на измерение выраженности этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края. Результаты которого свидетельствуют о достаточно положительных процессах идентификации среди коренного населения Красноярского края и подтверждают положения теоретической базы, подготовленной для данного исследования, которые отражали отсутствие среди коренных народов региона проблем множественной (двойственной) идентичности, а также тенденцию повышения уровня идентификации коренных малочисленных народов Сибири за счет механизмов конструирования этнокультурной идентичности.
В исследовании приняли участие жители смешанных поселений, которые испытывают проблемы метисации и языковой ассимиляции. У представителей многонациональных поселков с большой долей русского населения теряется значимость традиционного промысла, охоты, традиционной хозяйственной деятельности, в частности кочевого оленеводства. Трансформируется естественная среда проживания этносов, способная поддерживать сохранение естественной этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов. Такие поселки в первую очередь нуждаются во внедрении искусственных мер формирования этнической идентичности. И как показывают результаты исследования, реализация механизмов конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Красноярского края, в частности патерналистской политики и возможностей, которые предоставляют изобразительное и декоративно-прикладное искусство, проходит достаточно эффективно.
Материалы исследования могут быть использованы в качестве теоретической базы для дальнейших работ, направленных на изучение актуального состояния коренных малочисленных народов Красноярского края, а также конструирование этнокультурной идентичности.
Подобного рода работы актуальны для Красноярского края и России в целом, на территориях которых компактно проживает большое количество коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, и многие из них находятся на грани полной ассимиляции и вымирания как этноса. С каждым годом растет число исследований, направленных на изучение актуального состояния коренных народов в условиях современного мира, разработки и внедрения наиболее эффективных механизмов конструирования этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов, что подкрепляет качество самих исследований и их результаты.



1. Арутюнян, Ю. В. (ред.). Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. - Изд-во" Наука, 1984.
2. Арутюнян, Ю. В., Дробижева, Л. М., Сусоколов, А. А.: Этносоциология. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 271 с.
3. Барт, Ф. Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий: сборник статей / Ф. Барт. - М.: Новое издание, 2006. - с. 15-17.
4. Беляева, Л.Н., Гуманитарные технологии vs гуманитарные науки в аспекте подготовки современного специалиста // Universum: Вестник Герценовского университета, 2008, № 1, стр. 3 - 8
5. Библер, В.С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. - М.: РФО, 1997. - 432 с.
6. Богатова, О.А. Этнические границы в Мордовии: парадокс многоуровневой идентичности // Социологические исследования. - 2004. - № 6. С. 69-75
7. Бромлей, Ю. В. Еще раз о соотношении этнической и экономической общности. — Режим доступа:
http://journal.iea.ras.ru/archive/1970s/1972/Bromley_1972_3.pdf.
8. Букалов, А. В. Соционика: гуманитарные, социальные, политические и информационные интеллектуальные технологии XXI век // Соционика, ментология и психология личности, N 1, 2000.
9. Булак, К.А. Формирование и развитие северной темы в творчестве художников Красноярского края / Журнал «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии». — № 33-2. — 2014. С. 45-52.
10. Вебер, М. Отношения этнической общности. Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том VII. No 2.
11. Все, что в сердце. Художники Красноярья вчера, сегодня, завтра / авт.- сост. М.В. Москалюк. Красноярск: «Поликор», 2010. — 288 с.
12. Гончаров, С. А. Гуманитарные технологии в образовании и социальной сфере // Там же. 2008. № 5 (55). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. С. 9-15.
13. Грамши, А. Тюремные тетради. Часть первая. — М.: Издательство политической литературы, 1991.
14. Гречко, П.К. Идентичность — постмодернистская перспектива : Вопросы социальной теории. - 2010, - 171-190.
15. Груздев, А.А., Подъяпольский, С.А. Гуманитарные технологии как «обоюдоострое оружие» в борьбе за направленность этнокультурных процессов // Наука и бизнес: пути развития. -2013. - No9 (27). -С. 25-28.
16. Гумилев, Л. Н. Этносфера: история людей и история природы, М.: Экопрос, 1993, стр. 493-542.
17. Гумилев, Л.Н. Конец и вновь начало : попул. лекции по народоведению : М.: Айрис-Пресс , 2007, 384 с.
18. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: ЭКСМО, 2008.
19. Дацюк, С. Гуманитарные технологии как инструменты влияния/Сергей Дацюк. Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 08.08.2006. URL:
http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2749
20. Дегтяренко К.А. Актуальное состояние коренных малочисленных
народов Севера // Социодинамика. — 2015. - № 10. - С.39-57. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.10.16435. URL: http://e-
notabene.ru/pr/article_16435.html
21. Джозеф С. Най-мл. Будущее власти. Пер. с англ. В.Н. Верченко. Москва: АСТ, 2014, 444 с
22. Дробижева, Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. М.: РАН. Ин-т этн. и антр. им. Миклухо-Маклая, 1994. С. 16-47.
23. Егорова, А.И. Особенности этнической идентичности чукчей, проживающих в Нижнеколымском районе РС (Я) / М.С. Нафанаилова, А.П. Макарова, Т.Н. Сидорова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2013. - т. 10, вып. № 2. - с. 150-158.
24. Елисеева, С. М. Проблемы и парадоксы гуманитарных технологий // http://politjournal.spb.ru
25. Ильбейкина, М. И. Роль визуальной антропологии в социальном конструировании ценностей : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Ильбейкина Мария Игоревна. - Красноярск, 2013. - 21 с.
26. Казаков, М.А. Гуманитарные технологии - культурный лифт качества системных процессов и изменений. Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». Выпуск № 3, - 2013. с. 49-55.
27. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием. — М.: Алгоритм, 2004. — 528 с.; М.: Эксмо, 2005. — 832 с.
28. Кистова, А.В., Пименова, Н.Н. Декоративно-прикладное искусство коренных малочисленных народов Севера как этноформирующий компонент культуры: визуализация религии в памятниках искусства // Третий Всероссийский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации»: Тезисы докладов и сообщений. - СПб.: ЭЙДОС, 2010. - С. 90-91.
29. Кистова, А.В. Конструирование этнокультурной и общенациональной идентичностей на основе этнографического подхода в социальной философии : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Кистова Анастасия Викторовна. - Красноярск, 2013. - 22 с.
30. Клачков, П.В. Гуманитарные технологии как социально-культурные факторы обеспечения целостности современного государства : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Клачков Павел Владимирович. - Красноярск, 2013. - 232 с.
31. Копцева, Н. П. К вопросу о сохранении и воспроизводстве традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Сибирском федеральном округе // Социодинамика. — 2013. — № 12. — С. 1—16.
32. Копцева, Н.П. Конструирование позитивной этнической идентичности в поликультурной системе : монография / Н.П. Копцева, Н.Н. Середкина. - Красноярск : Сиб. фед. ун-т, 2013. - 184 с.
33. Копцева, Н.П., Пименова, Н. Н., Середкина, Н. Н. Изучение декоративно-прикладного искусства и традиционных религий коренных малочисленных народов Севера как фактор формирования позитивной общероссийской культурной идентичности // Электронный журнал «Педагогика искусства». — № 2. — 2013.
34. Коренные малочисленные народы Севера и Сибири в условиях глобальных трансформаций (на материале Красноярского края). Часть 1. Концептуальные и методологические основы исследования. Этнокультурная динамика коренных малочисленных народов Красноярского края/ под ред. Н.П. Копцевой. - Красноярск: СФУ, 2012. - 640 с.
35. Кривоногов, В. П. К вопросу о перспективах этнического развития народов Севера (исследование детских возрастных групп) // Сибирский субэтнос: Культура, традиции, ментальность. — Красноярск, 2009.
36. Кривоногов, В. П. Этническое самосознание и языковые процессы у долган // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. — 2013. — № 6 (6). — С. 870-881.
37. Кузнецова, Н.А. Расширение гуманитарных технологий на основе компетентностного подхода. // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-3.htm
38. Кун, М., Макпартлэнд, Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984.
39. Куропятник, М.С. От стигмы к самоутверждению: понятие «коренной народ» в современном дискурсе [Текст] / Куропятник М.С. // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2002. - №1.-С.161-174.
40. Курочкин, А.В. Гуманитарные технологии: проблема выбора
методологических оснований. Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 24.08.2006. URL:
http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/725
41. Курске, В.С. Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.01 / Владислав Сергеевич Курске. - Москва, 2011. - 27 с.
42. Лукьянов, Д.В. Историографическое знание и гуманитарные технологии современности // Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии: Научно-методические материалы. СПб., 2007. С. 74-102
43. Мартьянова, О.С. Менеджмент качества как гуманитарная технология. http://qualitv.petrsu.ru/file/206/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84.ppt
44. Минюшев, Ф.И. Социальная антропология. - М.: КДУ, 2009.
45. Основы законодательства о культуре Российской Федерации
(утвержден Верховным Советом РФ 09.10.1992 No 3612 - 1) (ред. от 30.09.2013). - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148902/
46. Островский, Е. Менеджер смотрит под ноги, а лидер - на горизонт // Top manager, 2000. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/725
47. Павленко, В.Н., Таглин, С.А. Общая и прикладная этнопсихология. М., 2005. - 483 с.
48. Пименова, Н.Н. Механизмы социокультурных изменений коренных этносов Севера и Сибири : автореф. дис. . канд. филос. наук : 09.00.11 / Пименова Наталья Николаевна. - Красноярск, 2015. - 23 с.
49. Пименова, Н.Н. Механизмы социокультурных изменений коренных этносов Севера и Сибири : дис. . канд. филос. наук : 09.00.11 / Пименова Наталья Николаевна. - Красноярск, 2015. - 183 с.
50. Почебут, Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2012. - с. 217 (336 с.)
51. Садохин, А.П., Грушевицкая, Т.Г. Этнология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия; Высшая школа, 2000. - с. 50 (304 с.)
52. Семенова, А.А., Бралкова А.В. Визуализация концепта «север» в изобразительном искусстве / Журнал Сибирского федерального университета. 2011. Т.4. № 4. С. 476-491.
53. Сертакова, Е.А. Социальный конструктивизм как концепция конструирования этноса // Научное обозрение. Реферативный журнал.- 2014. - № 1. - С. 73-74.
54. Силантьева, М.В. Современные «гуманитарные технологии» в контексте российской действительности / М.В. Силантьева // Славянский мир в третьем тысячелетии. Россия и славянские народы во времени и пространстве. - М., 2009. - С. 406-418
55. Соколовский, С.В. Этническое насилие: Структуры теоретического дискурса // Этнометодология: проблемы, подходы и концепции. - М., 1994. - Вып. 1. - с. 94-112.
56. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998, с. 43 (389 с.)
57. Солдатова, Г.У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация.// Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. -М., 1996. С. 296-366.
58. Соломин, В.П., Верещагина, Н.О., Митин, А.Е., Гуманитарные технологии как новая форма функционирования гуманитарного знания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, № 132 / 2011. С. 198-208
59. Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. — 696 с.
60. Стефаненко, Т. Г. Поведенческий компонент этнической идентичности: за и против // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества. — Изд-во ЯГПУ Ярославль, 2003. — С. 127-134.
61. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект-Пресс, 1999.
62. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов ву-зов / Т. Г. Стефаненко. — М: Аспект Пресс, 2006.— 208 с.
63. Татарко, А.Н., Лебедева, Н.М. Методы этнической и кросс-культурной психологии: учеб.-метод. пособие / А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева ; Нац. исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 238 с.
64. Тишков, В. А. Очерки теории этноса и политики этичности в России. - М., 1997. - С. 92
65. Тишков, В. А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. - 1993. - № 1. -С. 4
66. Тишков, В.А. О феномене этичности / Тишков В.А. // Этнографическое обозрение. 1997. - № 3. - с. 8.
67. Тишков, В.А. Этнос или этничность? /Этнология и политика. Научная публицистика. М., Наука, 2001. 240 с.
68. Толстанова, М.В. Человек в современном мире: проблемы множественной идентичности / Вопросы социальной теории, - 2010.- т.4. - с. 191-217.
69. Тхагапсоев, Х.Г. Идентичность как оператор гуманитарных технологий // Вестник Герценовского университета. - 2011. - №9(95). С.58-67
70. Филатов, С.А. Традиционные религии, «русская цивилизация» и суверенная демократия, Религия и конфликт. М., 2007. С.17, 41 и др.
71. Фромм, Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. С. 280 — 282.
72. Хаховская, Л.Н. Камчадалы Магаданской области (история, культура, идентификация) : Магадан, 2003. - 325 с.
73. Хотинец, В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2002, с.4.
74. Цыбиков, Н. Н. Этногенез и резистентность // Народы Забайкалья: возрождение и развитие. — Чита, 1997.
75. Чернышёв, С.Б. Россия суверенная. - М.: Европа, 2007.
76. Широкогоров, С.М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Кафедра Социологии Международных Отношений Социологического факультета МГУ им М.В. Ломоносова. Москва, 2010г. с. 16 (124с.)
77. Штомпка, П. Социальное изменение как травма // Социологические исследования, 2001. - No 1. - С. 6 - 16.
78. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. (Серия: Библиотека зарубежной психологии). - 342 с.
79. Юдин, Б.Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям (окончание) // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 4. - С. 104-110.
80. Anzaldua, G. Borderlands/La Frontera: The New Mestiza. San Francisco, 1987, p. 3.
81. Barrett, M. English children's acquisition of a European identity // Changing European Identities: Social-Psychological Analyses of Social Change / Ed. by. G. Breakwell, E. Lyons. Oxford Pergamon Press, 1996. P. 145-172.
82. Dennis C. Duling. Ethnicity, Ethnocentrism, and the Matthean Ethnos / Dennis C. Duling // Biblical Theology Bulletin: A Journal of Bible and Theology. Nov, 1, 2005. - p. 125-143
83. Kopsteva, N.P., Pimenova, N.N., Reznikona, K.V. Protection and Development of the Indigenous Peoples Living in Circumpolar Territories: Cultural and Anthropological Analysis // Journal of Siberian Federal University. Humanities &Social Sciences 5. 2010. 3. Pp. 649 - 666 URL :http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/1799(дата обращения 19.03.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ