Правовое регулирование самовольной постройки
|
Введение 3
Глава 1. Самовольная постройка: общая характеристика 7
1.1. Понятие и признаки самовольной постройки 7
1.2. Объекты самовольного строительства 21
Глава 2. Последствия возведения самовольной постройки 30
2.1. Снос самовольной постройки 30
2.2. Приобретение права собственности на самовольную постройку 44
Заключение 60
Список использованных источников 64
Глава 1. Самовольная постройка: общая характеристика 7
1.1. Понятие и признаки самовольной постройки 7
1.2. Объекты самовольного строительства 21
Глава 2. Последствия возведения самовольной постройки 30
2.1. Снос самовольной постройки 30
2.2. Приобретение права собственности на самовольную постройку 44
Заключение 60
Список использованных источников 64
Проблема возведения самовольных построек на сегодняшний день достаточно актуальна, ввиду того, что возведение многих объектов недвижимости осуществляется вопреки требованиям закона. Каждый владелец такой постройки понимает, что введение ее в хозяйственный оборот возможно только с помощью оформления своих прав на имущество. Государство, в свою очередь, в последнее время принимает активные меры, направленные на снос самовольных построек, так как сохранение таких построек может привести к негативным последствиям, а именно: такие постройки могут угрожать жизни и здоровью людей, провоцировать различные конфликты, а также могут нарушать экономическое развитие.
В последнее время нередко происходит массовый снос самовольных построек, как раз ввиду того, что их сохранение нарушает экономическое развитие отдельных населенных пунктов. Например, это связано с тем, что в крупных городах всегда стоит вопрос, который касается осуществления строительства дополнительных объектов недвижимости, и возникает необходимость в поиске земель, на которых можно осуществлять застройку. В итоге обнаруживается, что такие земли заняты объектами самовольного строительства, которые впоследствии должны быть снесены. На совершение действий по сносу требуется определенное время, вследствие чего, строительство на земельном участке, где расположена самовольная постройка, откладывается.
Институт самовольного строительства получил свое закрепление в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), в частности, такие отношения регламентируются ст. 222 ГК РФ.
Исходя из самого понятия самовольной постройки, следует, что такие постройки возводятся самостоятельно и по своей воле, с нарушениями положений законодательства.
Особенности данного института проявляются в том, что последствия возведения самовольной постройки противоречивы. С одной стороны, отражается отрицательное отношение к самовольной постройке, ввиду того, что такая постройка возведена с нарушением требований законодательства и закрепляется обязанность застройщика произвести ее снос. С другой стороны, законом предусматривается возможность легализации самовольной постройки при соблюдении определенных условий, и введение ее в гражданский оборот.
Выбор темы является значимым и актуальным, так как на практике складывается множество ситуаций, связанных как со сносом, так и с легализацией самовольных построек. Правовое регулирование отношений, связанных с самовольным строительством, требует дальнейшего совершенствования, поскольку важно при решении вопроса о судьбе самовольной постройки соблюсти интересы всех участников правоотношений.
Теоретическую основу данной работы составили труды В. А. Алексеева, Ю. А. Свирина, К. И. Скловского, Н. Б. Щербакова, М. Ю. Тихомирова, А. В. Савиной, А. В. Демкиной, А. В. Зарубина, С. В. Потапенко и др.
Целью данной работы является выяснение правовой природы самовольной постройки и определение механизмов её правового регулирования. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
а) проанализировать различные подходы к понятию самовольной постройки;
б) выделить признаки самовольной постройки;
в) определить, какие объекты могут быть признаны самовольной постройкой;
г) проанализировать правовые последствия самовольного строительства;
д) рассмотреть судебный и иной установленный законом порядок признания права собственности на объект самовольного строительства;
е) изучить судебную практику, связанную с вопросами
самовольного строительства, а также основные научные подходы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением самовольного строительства, определяющие правовой режим самовольной постройки и его правовые последствия.
Предметом данной работы являются нормы законодательства, регламентирующие отношения, связанные с возведением самовольной постройки, а также, соответствующая судебная практика и теоретические источники.
Методологическую основу работы составляют такие общепризнанные методы как: синтез, сравнительный анализ, формально-юридический, функциональный, формально-логический, системный, диалектический и метод изучения и обобщения судебной практики
Структура работы обусловлена целью, задачами, объектом и предметом данного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет объект, цель и задачи исследования, актуальность и практическую значимость рассматриваемой темы.
В первой главе анализируется понятие самовольной постройки, раскрываются присущие ей признаки, а также, приводится сравнение понятий самовольной постройки, отраженных в действующей редакции ГК РФ и в редакции до внесения изменений в ст. 222 ГК РФ. Далее рассматривается вопрос о том, что следует относить к объектам самовольного строительства, и о возможности признания в качестве самовольной постройки объектов незавершенного строительства, реконструкции, переустройства и перепланировки.
Во второй главе рассматриваются правовые последствия самовольного строительства. Уделяется внимание порядку сноса самовольной постройки, решается вопрос о том, кто вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки и кто является ответчиком по такому иску.
Ст. 222 ГК РФ закрепила возможность принятия решения о сносе самовольной постройки в административном порядке, соответственно в первом параграфе произведен анализ оснований, а также субъектов и порядка принятия такого решения. Второй параграф включает основные положения, касающиеся признания права собственности на самовольную постройку. Рассматривается один из наиболее сложных в практическом плане вопрос о внесудебном порядке признания права собственности на самовольную постройку.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы.
В последнее время нередко происходит массовый снос самовольных построек, как раз ввиду того, что их сохранение нарушает экономическое развитие отдельных населенных пунктов. Например, это связано с тем, что в крупных городах всегда стоит вопрос, который касается осуществления строительства дополнительных объектов недвижимости, и возникает необходимость в поиске земель, на которых можно осуществлять застройку. В итоге обнаруживается, что такие земли заняты объектами самовольного строительства, которые впоследствии должны быть снесены. На совершение действий по сносу требуется определенное время, вследствие чего, строительство на земельном участке, где расположена самовольная постройка, откладывается.
Институт самовольного строительства получил свое закрепление в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), в частности, такие отношения регламентируются ст. 222 ГК РФ.
Исходя из самого понятия самовольной постройки, следует, что такие постройки возводятся самостоятельно и по своей воле, с нарушениями положений законодательства.
Особенности данного института проявляются в том, что последствия возведения самовольной постройки противоречивы. С одной стороны, отражается отрицательное отношение к самовольной постройке, ввиду того, что такая постройка возведена с нарушением требований законодательства и закрепляется обязанность застройщика произвести ее снос. С другой стороны, законом предусматривается возможность легализации самовольной постройки при соблюдении определенных условий, и введение ее в гражданский оборот.
Выбор темы является значимым и актуальным, так как на практике складывается множество ситуаций, связанных как со сносом, так и с легализацией самовольных построек. Правовое регулирование отношений, связанных с самовольным строительством, требует дальнейшего совершенствования, поскольку важно при решении вопроса о судьбе самовольной постройки соблюсти интересы всех участников правоотношений.
Теоретическую основу данной работы составили труды В. А. Алексеева, Ю. А. Свирина, К. И. Скловского, Н. Б. Щербакова, М. Ю. Тихомирова, А. В. Савиной, А. В. Демкиной, А. В. Зарубина, С. В. Потапенко и др.
Целью данной работы является выяснение правовой природы самовольной постройки и определение механизмов её правового регулирования. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
а) проанализировать различные подходы к понятию самовольной постройки;
б) выделить признаки самовольной постройки;
в) определить, какие объекты могут быть признаны самовольной постройкой;
г) проанализировать правовые последствия самовольного строительства;
д) рассмотреть судебный и иной установленный законом порядок признания права собственности на объект самовольного строительства;
е) изучить судебную практику, связанную с вопросами
самовольного строительства, а также основные научные подходы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением самовольного строительства, определяющие правовой режим самовольной постройки и его правовые последствия.
Предметом данной работы являются нормы законодательства, регламентирующие отношения, связанные с возведением самовольной постройки, а также, соответствующая судебная практика и теоретические источники.
Методологическую основу работы составляют такие общепризнанные методы как: синтез, сравнительный анализ, формально-юридический, функциональный, формально-логический, системный, диалектический и метод изучения и обобщения судебной практики
Структура работы обусловлена целью, задачами, объектом и предметом данного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет объект, цель и задачи исследования, актуальность и практическую значимость рассматриваемой темы.
В первой главе анализируется понятие самовольной постройки, раскрываются присущие ей признаки, а также, приводится сравнение понятий самовольной постройки, отраженных в действующей редакции ГК РФ и в редакции до внесения изменений в ст. 222 ГК РФ. Далее рассматривается вопрос о том, что следует относить к объектам самовольного строительства, и о возможности признания в качестве самовольной постройки объектов незавершенного строительства, реконструкции, переустройства и перепланировки.
Во второй главе рассматриваются правовые последствия самовольного строительства. Уделяется внимание порядку сноса самовольной постройки, решается вопрос о том, кто вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки и кто является ответчиком по такому иску.
Ст. 222 ГК РФ закрепила возможность принятия решения о сносе самовольной постройки в административном порядке, соответственно в первом параграфе произведен анализ оснований, а также субъектов и порядка принятия такого решения. Второй параграф включает основные положения, касающиеся признания права собственности на самовольную постройку. Рассматривается один из наиболее сложных в практическом плане вопрос о внесудебном порядке признания права собственности на самовольную постройку.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы.
Подводя итог исследованию вопросов, связанных с юридической стороной самовольной постройки, стоит отметить, что существует много проблем правового характера, по которым как в теории, так и в судебной практике существуют разные мнения и подходы.
Проведенное исследование помогло определиться с тем, что следует относить к объектам самовольного строительства и какими признаками должна обладать постройка, чтобы признать ее самовольной.
К объектам самовольного строительства могут быть отнесены: здание, строение, другое сооружение, а также, объект незавершенного строительства и самовольная реконструкция объекта.
Большое внимание было уделено признакам самовольной постройки, при наличии которых, она становится таковой. Было выделено четыре признака самовольной постройки и сделан вывод о том, что достаточно наличия одного любого из них, чтобы постройку признать самовольной.
Признаками самовольной постройки являются:
а) возведение, создание постройки на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;
б) возведение, создание постройки на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта;
в) возведение, создание постройки без получения на это необходимых разрешений;
г) возведение, создание постройки с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В ходе данного исследования также был проведен подробный анализ ранее действующей редакции ст. 222 ГК РФ, до внесения изменения в названную статью, и ныне действующей редакции. Сравнивая две редакции статьи о самовольной постройке, нам удалось понять «логику» законодателя,
проанализировать норму в динамике, выделить наиболее существенные изменения.
Внесенные изменения в большей степени коснулись круга объектов, которые могут быть признаны самовольной постройкой, а также положений, закрепляющих признаки такой постройки. В результате внесенных в ст. 222 ГК РФ изменений, возник целый ряд подлежащих разрешению правовых вопросов. Основной вопрос связан с тем, можно ли относить к самовольной постройке объекты, которые не отвечают признакам недвижимости, возникновение данного вопроса обусловлено тем, что законодатель отказался от термина «иное недвижимое имущество». Был сделан вывод о том, что объект самовольного строительства должен обязательно отвечать признакам недвижимости.
Самовольная постройка возводится (создается) вопреки требованиям нормативно-правовых актов, но при этом на уровне ГК РФ закреплено положение о том, что на такой объект возможно признать право собственности, при наличии определенных условий.
Признать право собственности на самовольную постройку можно за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
а) если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
б) постройка соответствует параметрам застройки;
в) сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (ч. 3 ст. 222 ГК РФ).
В работе было уделено достаточно внимания судебному и внесудебному порядку признания права собственности на самовольную постройку. В судебном порядке легализация самовольной постройки осуществляется в исковом производстве. Относительно характера требования о признании права собственности на самовольную постройку в литературе ведутся дискуссии,
61
одни авторы считаю, что такое требование носит имущественный характер, это обусловлено тем, что в заявленном требовании речь идет об имуществе, имеющем денежную оценку, другие относят такие требования к неимущественным. Отнесение требования к имущественному или неимущественному, имеет значение для определения подсудности. Исходя из анализа теоретических позиций, судебной практики и действующего законодательства, представляется верным отнесение требований о признании права собственности на самовольную постройку к категории неимущественных.
Законодатель закрепляет возможность признания права собственности на самовольную постройку только за лицом, которому на праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, пожизненного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, на котором возведена самовольная постройка. Однако было установлено, что за арендатором земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, также может быть признано право собственности.
При изучении вопроса о признании права собственности на самовольную постройку в ином установленном законом порядке, было выявлено, что законодателем не регламентирован такой порядок. В литературе относительно субъекта, правомочного на признание права собственности на самовольную постройку в ином установленном законом порядке, сложилось две основные позиции. В качестве таких субъектов рассматривают органы местного самоуправления и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. На основания положений законодательство, было выявлено, что полномочной на признание права собственности на самовольную постройку является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Такое признание осуществляется в рамках упрощенного порядка государственной регистрации права собственности на отдельные объекты недвижимости, который был введен Федеральным законом № 93-ФЗ, известным как Закон «О дачной амнистии».
Не оставлен без внимания и вопрос о сносе самовольной постройки. В настоящее время помимо принятия решения о сносе самовольной постройки в судебном порядке, ГК РФ прямо закрепил возможность принятия решения о сносе самовольной постройки в административном порядке. Однако ч. 4 ст. 222 ГК РФ недостаточно регламентирована и порождает ряд вопросов, в результате чего возникают сомнения, насчет того, насколько оправданно существование административного порядка.
В ходе данного исследования была достигнута поставленная цель - определена правовая природа и сущность института самовольной постройки, определены основания и последствия признания постройки самовольной, а также возможные альтернативные механизмы правового регулирования.
С уверенностью можно утверждать, что проделанная работа даст импульс к дальнейшему исследованию обозначенных вопросов, а полученные знания будут способствовать профессиональному становлению автора.
Проведенное исследование помогло определиться с тем, что следует относить к объектам самовольного строительства и какими признаками должна обладать постройка, чтобы признать ее самовольной.
К объектам самовольного строительства могут быть отнесены: здание, строение, другое сооружение, а также, объект незавершенного строительства и самовольная реконструкция объекта.
Большое внимание было уделено признакам самовольной постройки, при наличии которых, она становится таковой. Было выделено четыре признака самовольной постройки и сделан вывод о том, что достаточно наличия одного любого из них, чтобы постройку признать самовольной.
Признаками самовольной постройки являются:
а) возведение, создание постройки на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;
б) возведение, создание постройки на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта;
в) возведение, создание постройки без получения на это необходимых разрешений;
г) возведение, создание постройки с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В ходе данного исследования также был проведен подробный анализ ранее действующей редакции ст. 222 ГК РФ, до внесения изменения в названную статью, и ныне действующей редакции. Сравнивая две редакции статьи о самовольной постройке, нам удалось понять «логику» законодателя,
проанализировать норму в динамике, выделить наиболее существенные изменения.
Внесенные изменения в большей степени коснулись круга объектов, которые могут быть признаны самовольной постройкой, а также положений, закрепляющих признаки такой постройки. В результате внесенных в ст. 222 ГК РФ изменений, возник целый ряд подлежащих разрешению правовых вопросов. Основной вопрос связан с тем, можно ли относить к самовольной постройке объекты, которые не отвечают признакам недвижимости, возникновение данного вопроса обусловлено тем, что законодатель отказался от термина «иное недвижимое имущество». Был сделан вывод о том, что объект самовольного строительства должен обязательно отвечать признакам недвижимости.
Самовольная постройка возводится (создается) вопреки требованиям нормативно-правовых актов, но при этом на уровне ГК РФ закреплено положение о том, что на такой объект возможно признать право собственности, при наличии определенных условий.
Признать право собственности на самовольную постройку можно за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
а) если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
б) постройка соответствует параметрам застройки;
в) сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (ч. 3 ст. 222 ГК РФ).
В работе было уделено достаточно внимания судебному и внесудебному порядку признания права собственности на самовольную постройку. В судебном порядке легализация самовольной постройки осуществляется в исковом производстве. Относительно характера требования о признании права собственности на самовольную постройку в литературе ведутся дискуссии,
61
одни авторы считаю, что такое требование носит имущественный характер, это обусловлено тем, что в заявленном требовании речь идет об имуществе, имеющем денежную оценку, другие относят такие требования к неимущественным. Отнесение требования к имущественному или неимущественному, имеет значение для определения подсудности. Исходя из анализа теоретических позиций, судебной практики и действующего законодательства, представляется верным отнесение требований о признании права собственности на самовольную постройку к категории неимущественных.
Законодатель закрепляет возможность признания права собственности на самовольную постройку только за лицом, которому на праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, пожизненного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, на котором возведена самовольная постройка. Однако было установлено, что за арендатором земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, также может быть признано право собственности.
При изучении вопроса о признании права собственности на самовольную постройку в ином установленном законом порядке, было выявлено, что законодателем не регламентирован такой порядок. В литературе относительно субъекта, правомочного на признание права собственности на самовольную постройку в ином установленном законом порядке, сложилось две основные позиции. В качестве таких субъектов рассматривают органы местного самоуправления и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. На основания положений законодательство, было выявлено, что полномочной на признание права собственности на самовольную постройку является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Такое признание осуществляется в рамках упрощенного порядка государственной регистрации права собственности на отдельные объекты недвижимости, который был введен Федеральным законом № 93-ФЗ, известным как Закон «О дачной амнистии».
Не оставлен без внимания и вопрос о сносе самовольной постройки. В настоящее время помимо принятия решения о сносе самовольной постройки в судебном порядке, ГК РФ прямо закрепил возможность принятия решения о сносе самовольной постройки в административном порядке. Однако ч. 4 ст. 222 ГК РФ недостаточно регламентирована и порождает ряд вопросов, в результате чего возникают сомнения, насчет того, насколько оправданно существование административного порядка.
В ходе данного исследования была достигнута поставленная цель - определена правовая природа и сущность института самовольной постройки, определены основания и последствия признания постройки самовольной, а также возможные альтернативные механизмы правового регулирования.
С уверенностью можно утверждать, что проделанная работа даст импульс к дальнейшему исследованию обозначенных вопросов, а полученные знания будут способствовать профессиональному становлению автора.
Подобные работы
- Правовое регулирование самовольной постройки
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Правовой режим самовольной постройки в гражданском праве России
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2023 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Самовольная постройка: правовая сущность и проблемы применения ст. 222 ГК РФ
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - СНОС САМОВОЛЬНЫХ ПОСТРОЕК: ПОРЯДОК И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - ПРАВОВОЙ РЕЖИМ САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Самовольная постройка (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2020 - ПРАВОВОЙ РЕЖИМ САМОВОЛЬНЫХ ПОСТРОЕК
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Приобретение права собственности на самовольную постройку
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



