МЕТОДИКА ОТБОРА В УЗКИЕ СПОРТИВНЫЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ЛЫЖНОГО ФРИСТАЙЛА СПОРТСМЕНОВ 12-14 ЛЕТ
|
Введение 3
1 Подготовка спортсменов, занимающихся лыжным фристайлом 6
1.1 Фристайл как олимпийский вид спорта 6
1.2 Биомеханические характеристики горнолыжной техники
спортсменов, занимающихся лыжным фристайлом 8
1.3 Научно-методологическая характеристика уровней и методики
спортивного отбора 23
1.4 Организационно-педагогические требования к выбору контрольных
испытаний 28
2 Методы и организация исследования 35
2.1 Методы исследования 35
2.2 Организация исследования 37
3 Экспериментальное обоснование методики отбора спортсменов 12-14 лет в
узкие спортивные специализации лыжного фристайл 39
3.1 Выявление параметров оценки уровня горнолыжной
подготовленности для разработки методики отбора спортсменов 12-14 лет в узкие спортивные специализации лыжного фристайла 39
3.2 Содержание методики отбора спортсменов 12-14 лет в узкие
спортивные специализации лыжного фристайла 45
3.3 Обоснование эффективности применения отбора в узкие
спортивные специализации лыжного фристайла спортсменов 12-14 лет на основе оценки их горнолыжной подготовленности 51
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложение А 67
1 Подготовка спортсменов, занимающихся лыжным фристайлом 6
1.1 Фристайл как олимпийский вид спорта 6
1.2 Биомеханические характеристики горнолыжной техники
спортсменов, занимающихся лыжным фристайлом 8
1.3 Научно-методологическая характеристика уровней и методики
спортивного отбора 23
1.4 Организационно-педагогические требования к выбору контрольных
испытаний 28
2 Методы и организация исследования 35
2.1 Методы исследования 35
2.2 Организация исследования 37
3 Экспериментальное обоснование методики отбора спортсменов 12-14 лет в
узкие спортивные специализации лыжного фристайл 39
3.1 Выявление параметров оценки уровня горнолыжной
подготовленности для разработки методики отбора спортсменов 12-14 лет в узкие спортивные специализации лыжного фристайла 39
3.2 Содержание методики отбора спортсменов 12-14 лет в узкие
спортивные специализации лыжного фристайла 45
3.3 Обоснование эффективности применения отбора в узкие
спортивные специализации лыжного фристайла спортсменов 12-14 лет на основе оценки их горнолыжной подготовленности 51
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложение А 67
Актуальность. На современном этапе наиболее заметными проблемами фристайла выступают недостаточность обеспечения научно-методическими разработками процесса технической подготовки, а так же отсутствие в Приказе №39 от 19.01.2018 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта фристайл» регламентирования отбора спортсменов в узкие спортивные специализации [14; 58].
Отбор в узкие спортивные специализации во фристайле может осуществляться несколькими путями, как на основании внешних данных, так и на основании норм контроля уровня горнолыжной подготовленности. Нормы контроля уровня горнолыжной подготовленности являются важной составляющей учебно-тренировочного процесса. Только такие данные могут позволить сделать необходимые выводы об уровне подготовленности спортсмена тренировочного этапа. При разработке норм контроля необходимо учитывать основополагающие принципы спортивной подготовки спортсменов: принцип комплексности (предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса - общефизической, специально-физической, техническо-тактической, морально-волевой, психологической и теоретической подготовки, врачебный контроль и тд); принцип преемственности (определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и его соответствия требованиям спортивного резерва, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объем тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и тактико-технической подготовленности, спортивных результатов); принцип вариативности (предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, предусматривает вариативность программного материала для практических занятий, характеризующаяся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи) [59].
Отбор спортсменов в региональных спортивных школах на основании рекомендаций программ спортивной происходит у тренировочных групп 3 года обучения, результатом отбора будет являться определение спортсмена в узкую спортивную специализацию лыжного фристайла - могул, ски-кросс, слоупстайл. Другие узкие спортивные специализации в данном исследовании не рассматриваются, поскольку на территории Красноярского края в виде спорта лыжный фристайл развивается только три дисципл могул, ски-кросс, слоупстайл.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс спортсменов, занимающихся лыжным фристайлом.
Предмет исследования: содержание методики отбора в узкие спортивные специализации лыжного фристайла спортсменов 12-14 лет.
Цель исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании критериев отбора спортсменов 12-14 лет, занимающихся лыжным фристайлом, в узкую спортивную специализацию.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научно-методической литературы охарактеризовать фристайл как олимпийскую дисциплину посредством выделения основных компонентов соревновательной деятельности, рассмотреть характеристики движений спортсмена при спуске, дать представление о технике и видах поворотов на горных лыжах.
2. На основе анкетирования тренеров по фристайлу выявить критерии отбора спортсменов 12-14 лет, занимающихся лыжным фристайлом, в узкую спортивную специализацию по основным характеристикам горнолыжной подготовленности.
3. Разработать комплекс специальных упражнений для контроля уровня горнолыжной подготовленности, а так же экспериментальным путем дать оценку эффективности методики его применения в тренировочном процессе спортсменов 12-14 лет.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что эффективность спортивного отбора в узкие спортивные специализации лыжного фристайла спортсменов 12-14 лет будет результативнее, если разработать и реализовать методику, состоящую из следующих компонентов контроля: исходный уровень физической подготовленности; показатели успешности спортсменов в каждой дисциплине лыжного фристайла; уровень горнолыжной подготовленности спортсмена.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке диагностики спортивного отбора фристайлистов на основе многомерного анализа. Обнаруженные в ходе исследования закономерности двигательных способностей спортсменов 12-14 лет, их технические специализации расширяют и дополняют существующие положения теории и методики спортивной тренировки фристайла.
Практическая значимость исследования выражается в том, что разработанная в диссертации организационно-методическая основа диагностики спортивного отбора спортсменов фристайлистов 12-14 лет и методика отбора для занятий в узких спортивных специализациях фристайла повышают эффективность учебно-тренировочного процесса.
Отбор в узкие спортивные специализации во фристайле может осуществляться несколькими путями, как на основании внешних данных, так и на основании норм контроля уровня горнолыжной подготовленности. Нормы контроля уровня горнолыжной подготовленности являются важной составляющей учебно-тренировочного процесса. Только такие данные могут позволить сделать необходимые выводы об уровне подготовленности спортсмена тренировочного этапа. При разработке норм контроля необходимо учитывать основополагающие принципы спортивной подготовки спортсменов: принцип комплексности (предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса - общефизической, специально-физической, техническо-тактической, морально-волевой, психологической и теоретической подготовки, врачебный контроль и тд); принцип преемственности (определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и его соответствия требованиям спортивного резерва, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объем тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и тактико-технической подготовленности, спортивных результатов); принцип вариативности (предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, предусматривает вариативность программного материала для практических занятий, характеризующаяся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи) [59].
Отбор спортсменов в региональных спортивных школах на основании рекомендаций программ спортивной происходит у тренировочных групп 3 года обучения, результатом отбора будет являться определение спортсмена в узкую спортивную специализацию лыжного фристайла - могул, ски-кросс, слоупстайл. Другие узкие спортивные специализации в данном исследовании не рассматриваются, поскольку на территории Красноярского края в виде спорта лыжный фристайл развивается только три дисципл могул, ски-кросс, слоупстайл.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс спортсменов, занимающихся лыжным фристайлом.
Предмет исследования: содержание методики отбора в узкие спортивные специализации лыжного фристайла спортсменов 12-14 лет.
Цель исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании критериев отбора спортсменов 12-14 лет, занимающихся лыжным фристайлом, в узкую спортивную специализацию.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научно-методической литературы охарактеризовать фристайл как олимпийскую дисциплину посредством выделения основных компонентов соревновательной деятельности, рассмотреть характеристики движений спортсмена при спуске, дать представление о технике и видах поворотов на горных лыжах.
2. На основе анкетирования тренеров по фристайлу выявить критерии отбора спортсменов 12-14 лет, занимающихся лыжным фристайлом, в узкую спортивную специализацию по основным характеристикам горнолыжной подготовленности.
3. Разработать комплекс специальных упражнений для контроля уровня горнолыжной подготовленности, а так же экспериментальным путем дать оценку эффективности методики его применения в тренировочном процессе спортсменов 12-14 лет.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что эффективность спортивного отбора в узкие спортивные специализации лыжного фристайла спортсменов 12-14 лет будет результативнее, если разработать и реализовать методику, состоящую из следующих компонентов контроля: исходный уровень физической подготовленности; показатели успешности спортсменов в каждой дисциплине лыжного фристайла; уровень горнолыжной подготовленности спортсмена.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке диагностики спортивного отбора фристайлистов на основе многомерного анализа. Обнаруженные в ходе исследования закономерности двигательных способностей спортсменов 12-14 лет, их технические специализации расширяют и дополняют существующие положения теории и методики спортивной тренировки фристайла.
Практическая значимость исследования выражается в том, что разработанная в диссертации организационно-методическая основа диагностики спортивного отбора спортсменов фристайлистов 12-14 лет и методика отбора для занятий в узких спортивных специализациях фристайла повышают эффективность учебно-тренировочного процесса.
1. Дана характеристика лыжному фристайлу как олимпийскому виду спорта, в состав которого входит 5 дисциплин: акробатика, ски-кросс, могул, слоупстайл и хав-пайп. Нами подробно рассмотрены ски-кросс, могул и слоупстайл, данные узкие специализации выбраны в связи с их развитием на территории Красноярского края. Основные компоненты соревновательной деятельности и рассмотрены характеристики движений спортсменов при спуске: могул - спуск по бугристому склону с выполнением прыжков на двух трамплинах, в соревновательной деятельности оценивается техника выполнения поворотов, техника выполнения прыжков, скорость прохождения трассы; ски-кросс - это гонка по специальной горнолыжной трассе, включающая в себя снежные препятствия в виде различных трамплинов, волн и виражей, соревновательная деятельность определяется скоростью прохождения трассы; слоупстайл - представляет собой соревнование в котором спортсмен выполняет серию акробатических и скольжений по препятствиям из различных положений, оценивается техника выполнения акробатических элементов, техника выполнения скольжения по препятствиям.
2. Установлено, что спорте используются следующие показатели отбора спортсменов - уровень физической подготовленности, технической подготовленности, антропометрические характеристики, а так же психомоторные и психические характеристики. Для надежности прогноза следует учитывать исходные показатели и темпы прироста, уровень биологического созревания организма и морфологические особенности спортсменов. В качестве основных средств отбора используются контрольные упражнения, функциональные пробы, антропометрические даные и др. Методы отбора подразделяются в зависимости от своей направленности на педагогические, психологические, социальные и медико¬биологические.
3. Определено, что критериями для отбора спортсменов в узкие спортивные специализации по лыжному фристайлу являются исходный уровень физической подготовленности; показатели успешности прохождения спортсменами специальных контрольных упражнений составляющих основу каждой дисциплине.
4. Разработана методика отбора спортсменов 12-14 лет в узкие спортивные специализации лыжного фристайла, которая состоит из комплекса специальных упражнений и методических рекомендаций по его использованию в тренировочном процессе юных спортсменов. Комплекс упражнений для отбора спортсменов 12-14 лет в узкие спортивные специализации лыжного фристайла состоит из 4 групп: упражнения, характеризующие общий горнолыжные навыки и упражнения, характеризующие ключевые навыки дисциплин ски-кросс, могул и слоупстайл.
5. Оценена эффективность использования методики отбора спортсменов 12-14 лет в узкие спортивные специализации лыжного фристайла. Так результаты педагогического эксперимента позволили установить, что отбор спортсменов в узкие спортивные специализации проведенных по экспериментальной методике показали более успешные соревновательные результаты по сравнению с участниками контрольной группы, участники экспериментальной группы являлись лидерами на региональных соревнованиях (1,2,3 места), также неоднократно завоевывали призовые места на соревнованиях Российского уровня, участники контрольной группы на региональных соревнованиях в среднем занимали 3-8 места, на Российских соревнованиях 9-13 места.
2. Установлено, что спорте используются следующие показатели отбора спортсменов - уровень физической подготовленности, технической подготовленности, антропометрические характеристики, а так же психомоторные и психические характеристики. Для надежности прогноза следует учитывать исходные показатели и темпы прироста, уровень биологического созревания организма и морфологические особенности спортсменов. В качестве основных средств отбора используются контрольные упражнения, функциональные пробы, антропометрические даные и др. Методы отбора подразделяются в зависимости от своей направленности на педагогические, психологические, социальные и медико¬биологические.
3. Определено, что критериями для отбора спортсменов в узкие спортивные специализации по лыжному фристайлу являются исходный уровень физической подготовленности; показатели успешности прохождения спортсменами специальных контрольных упражнений составляющих основу каждой дисциплине.
4. Разработана методика отбора спортсменов 12-14 лет в узкие спортивные специализации лыжного фристайла, которая состоит из комплекса специальных упражнений и методических рекомендаций по его использованию в тренировочном процессе юных спортсменов. Комплекс упражнений для отбора спортсменов 12-14 лет в узкие спортивные специализации лыжного фристайла состоит из 4 групп: упражнения, характеризующие общий горнолыжные навыки и упражнения, характеризующие ключевые навыки дисциплин ски-кросс, могул и слоупстайл.
5. Оценена эффективность использования методики отбора спортсменов 12-14 лет в узкие спортивные специализации лыжного фристайла. Так результаты педагогического эксперимента позволили установить, что отбор спортсменов в узкие спортивные специализации проведенных по экспериментальной методике показали более успешные соревновательные результаты по сравнению с участниками контрольной группы, участники экспериментальной группы являлись лидерами на региональных соревнованиях (1,2,3 места), также неоднократно завоевывали призовые места на соревнованиях Российского уровня, участники контрольной группы на региональных соревнованиях в среднем занимали 3-8 места, на Российских соревнованиях 9-13 места.
Подобные работы
- Подготовка спортивных судей по фристайлу
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2016



