Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОТБОРА В УЗКИЕ СПОРТИВНЫЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ЛЫЖНОГО ФРИСТАЙЛА СПОРТСМЕНОВ 12-14 ЛЕТ

Работа №22950

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
579
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Подготовка спортсменов, занимающихся лыжным фристайлом 6
1.1 Фристайл как олимпийский вид спорта 6
1.2 Биомеханические характеристики горнолыжной техники
спортсменов, занимающихся лыжным фристайлом 8
1.3 Научно-методологическая характеристика уровней и методики
спортивного отбора 23
1.4 Организационно-педагогические требования к выбору контрольных
испытаний 28
2 Методы и организация исследования 35
2.1 Методы исследования 35
2.2 Организация исследования 37
3 Экспериментальное обоснование методики отбора спортсменов 12-14 лет в
узкие спортивные специализации лыжного фристайл 39
3.1 Выявление параметров оценки уровня горнолыжной
подготовленности для разработки методики отбора спортсменов 12-14 лет в узкие спортивные специализации лыжного фристайла 39
3.2 Содержание методики отбора спортсменов 12-14 лет в узкие
спортивные специализации лыжного фристайла 45
3.3 Обоснование эффективности применения отбора в узкие
спортивные специализации лыжного фристайла спортсменов 12-14 лет на основе оценки их горнолыжной подготовленности 51
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложение А 67


Актуальность. На современном этапе наиболее заметными проблемами фристайла выступают недостаточность обеспечения научно-методическими разработками процесса технической подготовки, а так же отсутствие в Приказе №39 от 19.01.2018 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта фристайл» регламентирования отбора спортсменов в узкие спортивные специализации [14; 58].
Отбор в узкие спортивные специализации во фристайле может осуществляться несколькими путями, как на основании внешних данных, так и на основании норм контроля уровня горнолыжной подготовленности. Нормы контроля уровня горнолыжной подготовленности являются важной составляющей учебно-тренировочного процесса. Только такие данные могут позволить сделать необходимые выводы об уровне подготовленности спортсмена тренировочного этапа. При разработке норм контроля необходимо учитывать основополагающие принципы спортивной подготовки спортсменов: принцип комплексности (предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса - общефизической, специально-физической, техническо-тактической, морально-волевой, психологической и теоретической подготовки, врачебный контроль и тд); принцип преемственности (определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и его соответствия требованиям спортивного резерва, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объем тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и тактико-технической подготовленности, спортивных результатов); принцип вариативности (предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, предусматривает вариативность программного материала для практических занятий, характеризующаяся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи) [59].
Отбор спортсменов в региональных спортивных школах на основании рекомендаций программ спортивной происходит у тренировочных групп 3 года обучения, результатом отбора будет являться определение спортсмена в узкую спортивную специализацию лыжного фристайла - могул, ски-кросс, слоупстайл. Другие узкие спортивные специализации в данном исследовании не рассматриваются, поскольку на территории Красноярского края в виде спорта лыжный фристайл развивается только три дисципл могул, ски-кросс, слоупстайл.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс спортсменов, занимающихся лыжным фристайлом.
Предмет исследования: содержание методики отбора в узкие спортивные специализации лыжного фристайла спортсменов 12-14 лет.
Цель исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании критериев отбора спортсменов 12-14 лет, занимающихся лыжным фристайлом, в узкую спортивную специализацию.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научно-методической литературы охарактеризовать фристайл как олимпийскую дисциплину посредством выделения основных компонентов соревновательной деятельности, рассмотреть характеристики движений спортсмена при спуске, дать представление о технике и видах поворотов на горных лыжах.
2. На основе анкетирования тренеров по фристайлу выявить критерии отбора спортсменов 12-14 лет, занимающихся лыжным фристайлом, в узкую спортивную специализацию по основным характеристикам горнолыжной подготовленности.
3. Разработать комплекс специальных упражнений для контроля уровня горнолыжной подготовленности, а так же экспериментальным путем дать оценку эффективности методики его применения в тренировочном процессе спортсменов 12-14 лет.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что эффективность спортивного отбора в узкие спортивные специализации лыжного фристайла спортсменов 12-14 лет будет результативнее, если разработать и реализовать методику, состоящую из следующих компонентов контроля: исходный уровень физической подготовленности; показатели успешности спортсменов в каждой дисциплине лыжного фристайла; уровень горнолыжной подготовленности спортсмена.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке диагностики спортивного отбора фристайлистов на основе многомерного анализа. Обнаруженные в ходе исследования закономерности двигательных способностей спортсменов 12-14 лет, их технические специализации расширяют и дополняют существующие положения теории и методики спортивной тренировки фристайла.
Практическая значимость исследования выражается в том, что разработанная в диссертации организационно-методическая основа диагностики спортивного отбора спортсменов фристайлистов 12-14 лет и методика отбора для занятий в узких спортивных специализациях фристайла повышают эффективность учебно-тренировочного процесса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Дана характеристика лыжному фристайлу как олимпийскому виду спорта, в состав которого входит 5 дисциплин: акробатика, ски-кросс, могул, слоупстайл и хав-пайп. Нами подробно рассмотрены ски-кросс, могул и слоупстайл, данные узкие специализации выбраны в связи с их развитием на территории Красноярского края. Основные компоненты соревновательной деятельности и рассмотрены характеристики движений спортсменов при спуске: могул - спуск по бугристому склону с выполнением прыжков на двух трамплинах, в соревновательной деятельности оценивается техника выполнения поворотов, техника выполнения прыжков, скорость прохождения трассы; ски-кросс - это гонка по специальной горнолыжной трассе, включающая в себя снежные препятствия в виде различных трамплинов, волн и виражей, соревновательная деятельность определяется скоростью прохождения трассы; слоупстайл - представляет собой соревнование в котором спортсмен выполняет серию акробатических и скольжений по препятствиям из различных положений, оценивается техника выполнения акробатических элементов, техника выполнения скольжения по препятствиям.
2. Установлено, что спорте используются следующие показатели отбора спортсменов - уровень физической подготовленности, технической подготовленности, антропометрические характеристики, а так же психомоторные и психические характеристики. Для надежности прогноза следует учитывать исходные показатели и темпы прироста, уровень биологического созревания организма и морфологические особенности спортсменов. В качестве основных средств отбора используются контрольные упражнения, функциональные пробы, антропометрические даные и др. Методы отбора подразделяются в зависимости от своей направленности на педагогические, психологические, социальные и медико¬биологические.
3. Определено, что критериями для отбора спортсменов в узкие спортивные специализации по лыжному фристайлу являются исходный уровень физической подготовленности; показатели успешности прохождения спортсменами специальных контрольных упражнений составляющих основу каждой дисциплине.
4. Разработана методика отбора спортсменов 12-14 лет в узкие спортивные специализации лыжного фристайла, которая состоит из комплекса специальных упражнений и методических рекомендаций по его использованию в тренировочном процессе юных спортсменов. Комплекс упражнений для отбора спортсменов 12-14 лет в узкие спортивные специализации лыжного фристайла состоит из 4 групп: упражнения, характеризующие общий горнолыжные навыки и упражнения, характеризующие ключевые навыки дисциплин ски-кросс, могул и слоупстайл.
5. Оценена эффективность использования методики отбора спортсменов 12-14 лет в узкие спортивные специализации лыжного фристайла. Так результаты педагогического эксперимента позволили установить, что отбор спортсменов в узкие спортивные специализации проведенных по экспериментальной методике показали более успешные соревновательные результаты по сравнению с участниками контрольной группы, участники экспериментальной группы являлись лидерами на региональных соревнованиях (1,2,3 места), также неоднократно завоевывали призовые места на соревнованиях Российского уровня, участники контрольной группы на региональных соревнованиях в среднем занимали 3-8 места, на Российских соревнованиях 9-13 места.



1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин - М. : Просвещение, 1990. - 287 с., ил.
2. Бабич В.В. Система подготовки горнолыжников: учеб. пособие / В.В. Бабич. - Сочи: Ясная поляна, 2006. - 258 с.: ил.
3. Бочаров М. И. Частная биомеханика с физиологией движения: монография / М. И. Бочаров. - Ухта : УГТУ, 2010. - 235 с.
4. Варошкин Г. Изследванестойностите на
допълнитленияимпулс на силата при ски-слалома / Г. Варошкин // Въпроси на физическатакултура, Народная Республика Болгария. - 1979. - №5. - С. 230-235.
5. Горяйнов А.Г. Горные лыжи и сноуборд: Карвинговая техника / А.Г. Горяйнов. - М. : РИПОЛ классик, 2003. - 240 с.
6. Горяйнов А. В. Горнолыжный спорт. Правила соревнований: учеб.пособие / А. В Горяйнов- М. : Физкультура и Спорт, 2001. - 171 с.
7. Горяйнов А. В., Ростовцев Д.Е., Павлов Е. К. Секреты слалома: учеб.пособие. / А.В. Горяйнов - СПб. : Профф, 2007. - 277 с.
8. Гуршман Г. Пьянта Су или горные лыжи глазами тренера: учеб.пособие / Г. Гуршман - М. : Лабиринт Пресс, 2005. - 311 с.
9. Дадукевич В.В.О силе, движущей горнолыжника вниз по склону // Лыжный спорт. -1983. - № 2. - С. 50-52.
10. Жубер Ж. Горные лыжи: техника и мастерство /пер. с фр.; предисл. Ж. Жубера. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 319 с.
11. Жубер Ж. Горнолыжная техника: концептуальная революция90-х // Горные лыжи.Ski.- 2001. - № 2. - С. 36-39.
12. Жубер Ж. Горнолыжная техника: концептуальная революция90-х // Горные лыжи.Ski.- 2001. - № 3. - С. 48-51.
13. Кожевникова Е.А. Горные лыжи с самого начала. - М.: Орбита-М, 1999. - 160 с.
14. Ле Мастер Р. На кантах. / Р. Ле Мастер. - М., 2002. - 112 с.
15. Лисовский А.Ф. Интегративный контроль техники и тактики в горнолыжном спорте: Монография. - Чайковский: ЧГИФК, 2003. - 133
с.
16. Лисовский А.Ф. Техника и тактика горнолыжного спорта: рассмотрение понятий с позиций системного подхода // Теория и методика физической культуры. - 2005. - №11. - С. 31-34
17. Карлышев В.М. Методика комплексного контроля в подготовке горнолыжников: учеб.пособие. - Омск: Ветна, 2001. - 87 с.
18. Кожевникова Е. А. Горные лыжи с самого начала. - М.: Орбита - М, 2000. - 160 с.
19. Макеева В.С., Данилин В.И. Методика подготовкиинструкторов-методистов по обучению технике катания на горныхлыжах // Ученые записки Орловского государственного университета.Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 2. - С. 262-266
20. Масленников В.А. Биомеханика: Курс лекций / В.А.
Масленников. - Великий Новгород, 2008. - 72 с.
21. Мезер Г. Лыжный спорт. Биомеханика поворотов напараллельных лыжах / Г. Мезер. - М.: ФиС, 1962. - 226 с.
22. Местер Дж. Кинематографический и динамический анализ горнолыжного спорта / Дж. Местер, П.Бруггеманн, Неумайер А., Риедер М., Шарфенберг А. // Теория и практика физической культуры. -1995. - №7. - С. 11-15.
23. Миненков Б.М., Миненкова Т.Б., Николенко С.Ф. Исследование силового взаимодействия лыж и ботинка горнолыжника. // Теория и практика физической культуры. - 1983. - №5. - С. 44-45.
24. Михайлова Л. Зимняя Олимпиада. История, виды спорта, чемпионы, расписание Игр. - М.: Ценрполиграф, 2013. - 256 с.
25. Ощепков Г.Г., Прилуцкий В.И. Измерение загрузки лыж в горнолыжном спорте методами биомеханики. // Теория и практика физической культуры. - 1977. - №2. - С. 18-19.
26. Преображенский В. С. Горные лыжи. Азбука спорта: учеб.пособие./ В.С. Преображенский - М.: Физкультура и Спорт, 2005. - 201 с.: ил.
27. Радыгина К.И., Третилова Т.А.Подготовка спортсменов- горнолыжников. - Киев: Здоровье, 1983. - 104 с.
28. Ремизов Л. П. Современная школа обучения горнолыжной технике: от «плуга» до карвинга: учеб.пособие. - М.: Физическая культура, 2004. -176 с.: ил.
29. Ростовцев Д. Е. Подготовка горнолыжника: учебник. - М.: Физкультура и Спорт, 2003. - 231 с.: ил.
30. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Курамшина Ю. Ф. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.: ил.
31. Тренировочный процесс на горных лыжах и оценка его эффективности: учеб.пособие / под ред. Лисовского А.Ф. - Малаховка: Орион, 2003. - 126 с.
32. Франко Ж. Французская горнолыжная школа. - М.: Рипол классик,2004. - 143 с.: ил.
33. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков - Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 381 с.
34. Якенда Д., Росс Т. Горные лыжи: учеб.пособие. - М.: Ски - Горные лыжи, 2003. - 126 с.
35. Правила международных соревнований по фристайлу (ICR) : офиц. тескт. - Barcelona, Spain, 2015. - 98 с.
36. Горные лыжи / Автор-сост. И.С. Галкина. - М.: Вече, 2003.¬384 с.
37. Гуршман Г. Основы физической подготовки спортсменов горнолыжников / Лыжный спорт. - 2001. - № 19.- С. 17-19.
38. Ценин Ю.К. Горные лыжи без инструктора.- М.: ООО «Восточный горизонт», 2000.-80 с.
39. Митряшев А.Ю. Горные лыжи для начинающих / А.Ю. Митряшев - М.: ООО Изд-во ACT, 2000.- 192 с.
40. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / М.Г. Озолин,- М.: ООО Изд-во Астрель, ООО Изд-во ACT, 2002.- 864 е
41. Железняк Ю.Д; Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр. «Академия»; 2002. - 264 с.
42. Косых Е.В. Исследование динамической рабочей позы при спусках на горных лыжах / Е.В.Косых // Российский журналбиомеханики. - 1999. -№ 2 (Т. 3). - С. 59-60.
43. Тищенко С.С. Определение ведущих элементов техники выполнения поворотов на карвинговых лыжах в гигантском слаломе спортсменов 15-16 лет / С.С.Тищенко, В.Б.Крутько // В сборнике: Современные здоровьесберегающие технологии Материалы международной научно-практической конференции. - М., 2015. - С. 106¬112.
44. Винайкина П.А. Лыжная подготовка: структура и содержание тренировки, периоды подготовки и технические особенности / Винайкина П.А., Гуркалова Д.М. // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. - Орёл, 2015. - С. 56-58.
45. Бака Р.Подготовленность студентов в условиях обучения технике горнолыжного спорта / Р. Бака // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - № 9. - С. 11-14.
46. Макеева В.С. Методика подготовки инструкторов- методистов по обучению технике катания на горных лыжах / В.И. Данилин // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 2. - С. 262-266.
47. Лапшина Н.Ю.Сравнительный анализ поворотных дисциплин сноубординга и горнолыжного спорта с позиции технико¬тактической подготовки / Н.Ю.Лапшина // В сборнике: Мир гуманитарного и естественнонаучного знания Материалы V Международной научно-практической конференции. - М, 2013. - С. 98¬102.
48. Дьяченко Н.А.Обоснование способов быстрой перекантовки в горнолыжном спорте с использованием энергии прогнутой лыжи / Н.А.Дьяченко, И.А.Леванина // Культура физическая и здоровье. 2014. № 3 (50). С. 37-39.
49. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 528 с.
50. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. -2-е изд.,исир.идоп. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с
51. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Советский спорт, 2007. - 235 с.
52. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 342 с.
53. Эллинг М. Универсальный горнолыжник. Путь к совершенству: учебник. - М.: «Олимп-Бизнес», 2015. - 132 с.
54. Харб X. Основы экспертной лыжной техники: учеб.пособие.
- М.: Рипол классик, 2013. - 202 с.
55. Гуршман Г. Горные лыжи глазами тренера: учебник. - М, 2014. - 198 с.
56. Вальннер Г. Современный карвинг: учебник. - М, 2009. - 213 с.
57. Шишков Д. Лыжи бугров: метод.пособие. - М.:
Издательский центр «Вихрь», 2013. - 179 с.
58. Приказ «Об утверждении Федерального стандарта
спортивной подготовки по виду спорта фристайл» от 12.02.2018 per. №50014. Сайт сети интернет URL:
https://www.minsport.gov.ru/2018/Prikaz39ot19012018.pdf
59. Научные исследования в физической культуре: учеб.пособие / Копилевич Л.В - Томск.: Томск, 2012. - 144 с.
60. Зациорский В. М. Основы спортивной метрологии. М. : Физкультура и спорт, 1982. - 254 с.
61. Начинская С. В. Спортивная метрология : учебник для студ. высш. проф. образования. М. : Академия, 2011. - 240 с.
62. Ланда Б. X. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие / Б. X.D Ланда. 4-е изд., испр. и доп. М. : Совет. спорт, 2008. - 244 с.
63. Бальсевич В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации // Теория и практика физической культуры, 2006. - № 1. - с. 33-31
64. Брянкин С.В. Жданов Л.Н. Шустин Б.Н. Спортивный отбор и ориентация. - Смоленск: СГИФК, 2007. - 68 с
65. Волков В.М. филин В.И. Спотивный отбор. - М.: ФиС, 2003. - 176 с.
66. Ашмарин Б. А. Тория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: ФиС, 2002. - 223 с.
67. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: ФиС, 2007. - 312 с.
68. Основы теории и методики физической культуры./ под ред. Гужаловского А.А. - М.: ФиС, 2000. - 352 с.
69. Платонов К.К. Проблема способностей. - М.: Наука, 2002. - 321 с.
70. Баландин В.И., Бдудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. - М.: ФиС, 2006. - 192 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ