СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
|
Введение 3
1 Актуализация функциональной подготовки в лыжных гонках 8
1.1 Структура функциональной подготовленности в спорте высших
достижений 8
1.2 Физиологическая характеристика лыжных гонок 27
1.3 Показатели соревновательной готовности в лыжных гонках 30
2 Методы и организация исследования 38
2.1 Организация исследования 38
2.2 Методы исследования 39
2.2.1 Оценка МПК с помощью метода функциональных нагрузок 39
2.2.2 Контрольные испытания (тестирование) 41
2.2.3 Методы математической статистики 44
2.2.4 Анализ научно-методической литературы и документальных
источников 47
2.2.5 Педагогический эксперимент 47
3 Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка
эффективности методики 50
3.1 Описание экспериментальной методики повышения максимального
потребления кислорода (МПК) 50
3.2 Влияние фактора функциональных показателей на спортивный
результат квалифицированных лыжников-гонщиков (на примере квалифицированных лыжников-гонщиков Красноярского края) 56
3.3 Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение 60
Заключение 67
Практические рекомендации 69
Список сокращений 70
Список использованных источников 71
Приложения А-Б 80
1 Актуализация функциональной подготовки в лыжных гонках 8
1.1 Структура функциональной подготовленности в спорте высших
достижений 8
1.2 Физиологическая характеристика лыжных гонок 27
1.3 Показатели соревновательной готовности в лыжных гонках 30
2 Методы и организация исследования 38
2.1 Организация исследования 38
2.2 Методы исследования 39
2.2.1 Оценка МПК с помощью метода функциональных нагрузок 39
2.2.2 Контрольные испытания (тестирование) 41
2.2.3 Методы математической статистики 44
2.2.4 Анализ научно-методической литературы и документальных
источников 47
2.2.5 Педагогический эксперимент 47
3 Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка
эффективности методики 50
3.1 Описание экспериментальной методики повышения максимального
потребления кислорода (МПК) 50
3.2 Влияние фактора функциональных показателей на спортивный
результат квалифицированных лыжников-гонщиков (на примере квалифицированных лыжников-гонщиков Красноярского края) 56
3.3 Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение 60
Заключение 67
Практические рекомендации 69
Список сокращений 70
Список использованных источников 71
Приложения А-Б 80
Тема магистерской диссертации «Совершенствование методики функциональной подготовки высококвалифицированных лыжников-гонщиков» представленная к защите по программе подготовки 49.04.01.04 «Спорт высших достижений в избранном виде спорта» является одной из актуальных направлений развития теории и методики спорта на современном этапе.
В теории и практике лыжных гонок сведения о проблеме функциональной подготовки спортсменов и ее влиянии на резуьтативность соревновательной деятельности, встречаются лишь фрагментарно, так как она еще не была предметом детальных научных исследований [81]. Следствием этого в источниках научно-методической литературы является отсутствие единой картины о структуре функциональной подготовки спортсменов, а также о ее месте в системе спортивной подготовки [52]. Множество различных трактовок о понятии функциональной подготовки [39; 45; 46; 54] становится причиной отсутствия конкретных методик построения учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков с акцентом на функциональную подготовку как на основной компонент в структуре спортивной подготовки.
В настоящий момент мы рассматриваем функциональную подготовленность не как составную часть специальной подготовленности спортсменов, а как физиологическую основу, базу, фундамент всех остальных видов подготовки [78]. Следует говорить о функциональной составляющей в каждом виде подготовки - технической, физической, тактической и психической. Можно выделить функциональную подготовленность в отдельный вид подготовленности, наравне с технической, физической и др. Но это было бы, все-таки не правильно, так как, на наш взгляд, эти явления не равнозначные, более того, мы считаем эти явления разноуровневые [60].
Исходя из определения слова функция, которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности, способность обеспечить должный уровень деятельности органов, систем и организма необходимый для выполнения специфической (спортивной) мышечной (физической) нагрузки (работы) в рамках регламентированного двигательного акта (техники движения) [54].
На основе двух вышеизложенных позиций, можно вывести наиболее общее определение, заключающее, что функциональная подготовленность спортсменов представляет собой базовое, комплексное, многокомпонентное свойство организма, сущностью которого является уровень совершенства физиологических механизмов, их готовность обеспечить на данный момент, проявления всех необходимых для спортивной деятельности качеств, обусловливающее, прямо или косвенно, мышечную деятельность, физическую работоспособность в рамках специфического регламентированного двигательного акта.
Таким образом, многообразие различных трактовок и рассмотрение функциональной подготовленности с точки зрения различных направлений исследования приводит к тому, что большинство авторов, так или иначе, используя термин «функциональная подготовленность», вкладывает в него свой смысл [60]. На этом основании разработка методических рекомендаций по совершенствованию функциональной подготовки в лыжных гонках является актуальной проблемой.
Цель исследования - усовершенствовать методику функциональной подготовки высококвалифицированных лыжников-гонщиков и проверить ее эффективность опытно-экспериментальным путем.
Задачи исследования:
1. Теоретически вывести и обосновать определение функциональной подготовки лыжников-гонщиков применительно к физиологии и к теории и методике спорта.
2. Выявить влияние фактора функциональных показателей на спортивный результат квалифицированных лыжников-гонщиков.
3. Разработать и опытно-экспериментальной работе проверить эффективность методики совершенствования функциональной подготовки лыжников-гонщиков.
4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию функциональной подготовки высококвалифицированных лыжников-гонщиков.
Объект исследования: процесс функциональной подготовки высококвалифицированных лыжников-гонщиков.
Предмет исследования: совершенствование содержания методики функциональной подготовки лыжников-гонщиков.
Субъект исследования: лыжники гонщики квалификации мастера спорта.
Гипотеза: мы предположили, что усовершенствованная нами методика увеличения относительного максимального потребления кислорода позволит повысить результативность высококвалифицированных лыжников-гонщиков в дистанционных дисциплинах.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической специальной литературы и документальных источников по исследуемой проблеме.
2. Педагогическое тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математико-статистической обработки данных.
Научная новизна:
- разработано и обосновано содержание методики увеличения относительного максимального потребления кислорода высококвалифицированных спортсменов;
- выявлено влияние фактора функциональных показателей на спортивный результат квалифицированных лыжников-гонщиков;
- расширены представления о возможностях совершенствования процесса функциональной подготовки высококвалифицированных лыжников.
Теоретическая значимость
- представлены новые теоретические данные о функциональной подготовке высококвалифицированных лыжников-гонщиков;
- теоретически обосновано содержание методики функциональной подготовки лыжников-гонщиков, которое может быть использовано в качестве дополнения к специальной литературе;
- актуализирована необходимость дальнейшего совершенствования процесса функциональной подготовки высококвалифицированных лыжников- гонщиков.
Практическая значимость
- использование предложенной методики, позволяет повысить эффективность тренировочного процесса и обеспечивает высокую результативность выступления квалифицированных лыжников-гонщиков на соревнованиях;
- результаты исследования внедрены в практику подготовки лыжников- гонщиков сборной Красноярского края, Сибирского Федерального университета, а также детско-юношеских спортивных школ Красноярского края;
- по итогам опытно-экспериментальной работы представлены практические рекомендации совершенствования функциональной подготовки лыжников-спринтеров в условиях среднегорья.
Основное положение, выносимое на защиту: Повышение максимального потребления кислорода оказывает статистически значимое улучшение спортивного результата высококвалифицированных лыжников- гонщиков в дистанционных дисциплинах.
Апробация работы: основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в статьях и докладах, а также на научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: Международная конференция «Молодежь и наука: проспект Свободный - 2018» в городе Красноярске в 2018 году. Практическое применение результаты научной деятельности нашли во внедрении предложенной методики в детско - юношеские спортивные школы районов Красноярского края.
Структура и объем работы: основное содержание магистерской диссертации изложено на 80 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций и приложений. Список литературы включает 78 источников, из них 10 источников зарубежной литературы. Выпускная квалификационная работа содержит 3 таблицы, 2 рисунка, а также 12 формул.
В теории и практике лыжных гонок сведения о проблеме функциональной подготовки спортсменов и ее влиянии на резуьтативность соревновательной деятельности, встречаются лишь фрагментарно, так как она еще не была предметом детальных научных исследований [81]. Следствием этого в источниках научно-методической литературы является отсутствие единой картины о структуре функциональной подготовки спортсменов, а также о ее месте в системе спортивной подготовки [52]. Множество различных трактовок о понятии функциональной подготовки [39; 45; 46; 54] становится причиной отсутствия конкретных методик построения учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков с акцентом на функциональную подготовку как на основной компонент в структуре спортивной подготовки.
В настоящий момент мы рассматриваем функциональную подготовленность не как составную часть специальной подготовленности спортсменов, а как физиологическую основу, базу, фундамент всех остальных видов подготовки [78]. Следует говорить о функциональной составляющей в каждом виде подготовки - технической, физической, тактической и психической. Можно выделить функциональную подготовленность в отдельный вид подготовленности, наравне с технической, физической и др. Но это было бы, все-таки не правильно, так как, на наш взгляд, эти явления не равнозначные, более того, мы считаем эти явления разноуровневые [60].
Исходя из определения слова функция, которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности, способность обеспечить должный уровень деятельности органов, систем и организма необходимый для выполнения специфической (спортивной) мышечной (физической) нагрузки (работы) в рамках регламентированного двигательного акта (техники движения) [54].
На основе двух вышеизложенных позиций, можно вывести наиболее общее определение, заключающее, что функциональная подготовленность спортсменов представляет собой базовое, комплексное, многокомпонентное свойство организма, сущностью которого является уровень совершенства физиологических механизмов, их готовность обеспечить на данный момент, проявления всех необходимых для спортивной деятельности качеств, обусловливающее, прямо или косвенно, мышечную деятельность, физическую работоспособность в рамках специфического регламентированного двигательного акта.
Таким образом, многообразие различных трактовок и рассмотрение функциональной подготовленности с точки зрения различных направлений исследования приводит к тому, что большинство авторов, так или иначе, используя термин «функциональная подготовленность», вкладывает в него свой смысл [60]. На этом основании разработка методических рекомендаций по совершенствованию функциональной подготовки в лыжных гонках является актуальной проблемой.
Цель исследования - усовершенствовать методику функциональной подготовки высококвалифицированных лыжников-гонщиков и проверить ее эффективность опытно-экспериментальным путем.
Задачи исследования:
1. Теоретически вывести и обосновать определение функциональной подготовки лыжников-гонщиков применительно к физиологии и к теории и методике спорта.
2. Выявить влияние фактора функциональных показателей на спортивный результат квалифицированных лыжников-гонщиков.
3. Разработать и опытно-экспериментальной работе проверить эффективность методики совершенствования функциональной подготовки лыжников-гонщиков.
4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию функциональной подготовки высококвалифицированных лыжников-гонщиков.
Объект исследования: процесс функциональной подготовки высококвалифицированных лыжников-гонщиков.
Предмет исследования: совершенствование содержания методики функциональной подготовки лыжников-гонщиков.
Субъект исследования: лыжники гонщики квалификации мастера спорта.
Гипотеза: мы предположили, что усовершенствованная нами методика увеличения относительного максимального потребления кислорода позволит повысить результативность высококвалифицированных лыжников-гонщиков в дистанционных дисциплинах.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической специальной литературы и документальных источников по исследуемой проблеме.
2. Педагогическое тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математико-статистической обработки данных.
Научная новизна:
- разработано и обосновано содержание методики увеличения относительного максимального потребления кислорода высококвалифицированных спортсменов;
- выявлено влияние фактора функциональных показателей на спортивный результат квалифицированных лыжников-гонщиков;
- расширены представления о возможностях совершенствования процесса функциональной подготовки высококвалифицированных лыжников.
Теоретическая значимость
- представлены новые теоретические данные о функциональной подготовке высококвалифицированных лыжников-гонщиков;
- теоретически обосновано содержание методики функциональной подготовки лыжников-гонщиков, которое может быть использовано в качестве дополнения к специальной литературе;
- актуализирована необходимость дальнейшего совершенствования процесса функциональной подготовки высококвалифицированных лыжников- гонщиков.
Практическая значимость
- использование предложенной методики, позволяет повысить эффективность тренировочного процесса и обеспечивает высокую результативность выступления квалифицированных лыжников-гонщиков на соревнованиях;
- результаты исследования внедрены в практику подготовки лыжников- гонщиков сборной Красноярского края, Сибирского Федерального университета, а также детско-юношеских спортивных школ Красноярского края;
- по итогам опытно-экспериментальной работы представлены практические рекомендации совершенствования функциональной подготовки лыжников-спринтеров в условиях среднегорья.
Основное положение, выносимое на защиту: Повышение максимального потребления кислорода оказывает статистически значимое улучшение спортивного результата высококвалифицированных лыжников- гонщиков в дистанционных дисциплинах.
Апробация работы: основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в статьях и докладах, а также на научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: Международная конференция «Молодежь и наука: проспект Свободный - 2018» в городе Красноярске в 2018 году. Практическое применение результаты научной деятельности нашли во внедрении предложенной методики в детско - юношеские спортивные школы районов Красноярского края.
Структура и объем работы: основное содержание магистерской диссертации изложено на 80 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций и приложений. Список литературы включает 78 источников, из них 10 источников зарубежной литературы. Выпускная квалификационная работа содержит 3 таблицы, 2 рисунка, а также 12 формул.
1. При анализе учебных пособий по физиологии и теории и методике спортивной подготовки, мы определили, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности, что представляет собой способность обеспечить должный уровень деятельности органов, систем и организма необходимый для выполнения специфической (спортивной) мышечной (физической) нагрузки (работы) в рамках регламентированного двигательного акта (техники движения).
Применительно к теории и методике спорта высших достижений функциональная подготовленность рассматривается как уровень слаженности взаимодействия (взаимосодействия) четырех компонентов: психического (восприятие, внимание, оперативный анализ ситуации, прогнозирование, выбор и принятие решения, быстрота и точность реакции, скорость переработки информации, другие функции высшей нервной деятельности); нейродинамического (возбудимость, подвижность и устойчивость, напряженность и стабильность вегетативной регуляции); энергетического (аэробная и анаэробная производительность организма); двигательного (сила, скорость, гибкость и координационные способности (ловкости). Вместе с тем, вопрос структурирования функциональной подготовленности спортсменов еще далек от своего логического завершения.
2. Согласно результатам педагогического тестирования, а также проведенного корреляционного анализа мы пришли к выводу, что наиболее высокое влияние на спортивный результат лыжников-гонщиков в соревновательной деятельности, оказывают следующие функциональные показатели (в порядке уменьшения влияния): максимальное потребление кислорода, проба Руфье, индекс Робинсона, проба Штанге, проба Генчи, уровень гемоглобина и жизненная емкость легких. Также представленные показатели надежно верифицируют результаты педагогического эксперимента и подтверждают эффективность разработанной нами методики функциональной подготовки высококвалифицированных лыжников-гонщиков.
3. На основе анализа научно-методической литературы и документальных источников, большого практического опыта тренеров и специалистов по лыжным гонкам Фалеева Александра Степановича и Эбель Ростислава Викторовича, а также дневников-тренировок спортсменов и дневников тренеров мужской сборной Красноярского края нам удалось разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность экспериментальной методики лыжников-гонщиков, направленной на увеличение относительного максимального потребления кислорода высококвалифицированных лыжников-гонщиков. В результате проведенного эксперимента мы установили, что представленная методика благотворно влияет на спортивный результат в дистанционных дисциплинах в лыжных гонках, а также успешно верифицируется функциональными показателями и оптимальным текущим состоянием спортсменов во время их участия в соревновательной деятельности. Представленная методика внедряется детско- юношеские спортивные школы некоторых регионов Красноярского края и Краснотуранского района.
4. Нами были разработаны практические рекомендации, которые представляют собой основные положения и закономерности разработанной методики увеличения относительного максимального потребления кислорода. Представленные практические рекомендации обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования спортивной подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков, а также доказывают эффективность применяемой экспериментальной методики и дальнейшего ее внедрения в тренировочный процесс высококвалифицированных лыжников-гонщиков.
Применительно к теории и методике спорта высших достижений функциональная подготовленность рассматривается как уровень слаженности взаимодействия (взаимосодействия) четырех компонентов: психического (восприятие, внимание, оперативный анализ ситуации, прогнозирование, выбор и принятие решения, быстрота и точность реакции, скорость переработки информации, другие функции высшей нервной деятельности); нейродинамического (возбудимость, подвижность и устойчивость, напряженность и стабильность вегетативной регуляции); энергетического (аэробная и анаэробная производительность организма); двигательного (сила, скорость, гибкость и координационные способности (ловкости). Вместе с тем, вопрос структурирования функциональной подготовленности спортсменов еще далек от своего логического завершения.
2. Согласно результатам педагогического тестирования, а также проведенного корреляционного анализа мы пришли к выводу, что наиболее высокое влияние на спортивный результат лыжников-гонщиков в соревновательной деятельности, оказывают следующие функциональные показатели (в порядке уменьшения влияния): максимальное потребление кислорода, проба Руфье, индекс Робинсона, проба Штанге, проба Генчи, уровень гемоглобина и жизненная емкость легких. Также представленные показатели надежно верифицируют результаты педагогического эксперимента и подтверждают эффективность разработанной нами методики функциональной подготовки высококвалифицированных лыжников-гонщиков.
3. На основе анализа научно-методической литературы и документальных источников, большого практического опыта тренеров и специалистов по лыжным гонкам Фалеева Александра Степановича и Эбель Ростислава Викторовича, а также дневников-тренировок спортсменов и дневников тренеров мужской сборной Красноярского края нам удалось разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность экспериментальной методики лыжников-гонщиков, направленной на увеличение относительного максимального потребления кислорода высококвалифицированных лыжников-гонщиков. В результате проведенного эксперимента мы установили, что представленная методика благотворно влияет на спортивный результат в дистанционных дисциплинах в лыжных гонках, а также успешно верифицируется функциональными показателями и оптимальным текущим состоянием спортсменов во время их участия в соревновательной деятельности. Представленная методика внедряется детско- юношеские спортивные школы некоторых регионов Красноярского края и Краснотуранского района.
4. Нами были разработаны практические рекомендации, которые представляют собой основные положения и закономерности разработанной методики увеличения относительного максимального потребления кислорода. Представленные практические рекомендации обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования спортивной подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков, а также доказывают эффективность применяемой экспериментальной методики и дальнейшего ее внедрения в тренировочный процесс высококвалифицированных лыжников-гонщиков.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование методики спортивной подготовки лыжников-спринтеров в условиях среднегорья
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-СПРИНТЕРОВ 19-20 ЛЕТ С УЧЕТОМ ПРИМЕНЕНИЯ ДАБЛПОЛИНГА
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 13-15 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая подготовка лыжников - гонщиков 12 - 13 лет в тренировочном процессе
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ - ГОНЩИКОВ 13-14 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков 10-11 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование процесса скоростно-силовой подготовки обучающихся в условиях среднегорья (на примере лыжных гонок)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018



