Игровые конструкции при решении задач самоопределения в рамках образовательного процесса в ВУЗе
|
Введение 3
1 Самоопределение в Вузе
1.1 Процесс самоопределения, его сущность, формы и этапы 7
1.2 Студенческий кризис, проблема самоопределения 17
2 Организационно-деятельностная игра как предформа для использования в учебном процессе
2.1 История появления организационно-деятельностной игры 27
2.2 Устройство ОДИ: состав коллектива, этапы,
организационная структура 37
3 Проектирование игровых конструкций и их использование в рамках учебного курса «Технология самоопределения и саморазвития в условиях неопределенности»
3.1 Разработка курса магистратуры в формате учебной ОДИ 50
3.2 Выявление признаков самоопределения у магистрантов
на основе рефлексивных отчетов 56
З.З Выводы 61
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложения А-В
1 Самоопределение в Вузе
1.1 Процесс самоопределения, его сущность, формы и этапы 7
1.2 Студенческий кризис, проблема самоопределения 17
2 Организационно-деятельностная игра как предформа для использования в учебном процессе
2.1 История появления организационно-деятельностной игры 27
2.2 Устройство ОДИ: состав коллектива, этапы,
организационная структура 37
3 Проектирование игровых конструкций и их использование в рамках учебного курса «Технология самоопределения и саморазвития в условиях неопределенности»
3.1 Разработка курса магистратуры в формате учебной ОДИ 50
3.2 Выявление признаков самоопределения у магистрантов
на основе рефлексивных отчетов 56
З.З Выводы 61
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложения А-В
При поступлении в ВУЗ абитуриенты редко делают сразу выбор своей будущей профессии. Более того, зачастую остаются в ситуации неопределенности своей будущей карьеры и профессионального пути и после окончания обучения. Профессиональное самоопределение выступает как одна из ведущих, необходимых форм самоопределения личности в целом. Процесс поиска субъектом смысла в выборе и реализации профессиональной деятельности - профессиональное самоопределение - широко представлено в научной литературе работами Абульхановой- Славской К. А. [2], Божович Л. И. [31] , Гинзбурга М.Р[12], Пряжников Н.С [40].
Поскольку на начальном этапе обучения студенты оказываются личностно и профессионально незрелыми, проживают кризис профессионального выбора (Зеер), существует необходимость в обнаружении и управлении таких противоречий и конфликтов. Поэтому Университет, как субъект формирования квалифицированных специалистов, может выступить инициатором самоопределения студентов в образовательном процессе. Нельзя не отметить, что некое самоопределение у студента уже прошло: был выбран институт, направление, специальность. На первый взгляд молодой человек вполне самоопределился, что будет получать высшее образование или обязан это сделать. Есть ролевой набор признаков студента: он имеет зачетку, студенческий билет, живет в общежитии, ходит на занятия. Однако все эти признаки свидетельствуют о соответствии формальным требованиям и образцам отнесения данного молодого человека к студенту. В данной работе нами поднимается важный вопрос о самоопределении студента как субъекте, который может оформить, занять и предъявить данную позицию. В этом случае студент несет личную ответственность не за исполнение формальных признаков - формы, а за содержание - реализует позиционное действие.
Безусловно, на сегодняшний день в ВУЗах реализуется различные программы и мероприятия по профессиональному самоопределению. Так, в СФУ существует Центр карьеры, организующий тренинги по развитию личностного роста и профессиональных компетенций, стажировки у будущих работодателей, дни компаний и т.п. мероприятия. Но всё указанное затрагивает только одну из сфер самоопределения студента - профессиональную и никак не проблематизирует самоопределение студента как субъекта. Крайний дефицит в подобной мотивации к учебному процессу зафиксирован давно, тем более, когда речь заходит об обучении в магистратуре - 2-й ступени высшего образования. Поэтому нами в качестве формы запуска процесса самоопределения, или пересамоопределения, предлагается использовать учебную ОДИ в рамках курса магистратуры. Данный формат предполагает и строится на конфликтной конструкции, которая проблематизирует обычный, клишированный способ действия в процессе обучения, сформированный еще в школе. Реализация спроектированной конфликтной конструкции может позволить выстроить препятствие, актуализировать уже имеющееся противоречие, и преобразовать данные затруднения как цель. В ходе игры участники могут снять технологию самоопределения, освоить и присвоить для дальнейшего применения. Мы исходим из того, что ОДИ является способом актуализации самоопределения студента, оформлением перехода из ролевого поведения к позиционному действию.
Гипотеза диссертационной работы состоит в том, что: «Применение игровых конструкций в рамках учебного курса в ВУЗе позволяет проблематизировать процесс самоопределения у магистрантов, выводя его на субъектный уровень». Проверку рабочей гипотезы планируется строить путем создания модели самоопределения с формулированием его признаков, и затем анализа рефлексивных отчетов магистрантов - участников игры с целью нахождения этих признаков.
Теоретическо-методологической основой гипотезы выступают труды Г.П. Щедровицкого, Котельникова, Сазонова, разработавших ОДИ как новую форму организации коллективной мыследеятельности. Гипотеза основана также на практическом опыте применения формата ОДИ в рамках учебного процесса в ВУЗах, в т.ч. на психолого-педагогическом факультете КГУ.
Цель диссертационной работы заключается в разработке игровых конструкций для учебной орг-деятельностной игры в рамках курса «Технология самоопределения и саморазвития в условиях неопределенности» для магистрантов Сибирского Федерального Университета с целью актуализации процесса самоопределения, а также дальнейшее обнаружении его признаков.
Объект исследования: магистранты слушатели курса - участники игры
Предметом выступает процесс самоопределения в ВУЗе
В качестве материала использован курс «Самоопределение и саморазвитие в условиях неопределенности», проведенный в формате учебной ОДИ среди магистрантов 1 курса Института экономики, управления и природопользования.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор научных источников по самоопределению, его формам, связи со студенческим кризисом
2. Проанализировать устройство орг-деятельностной игры как
методическую модель для проектирования учебной ОДИ
3. Проектирование учебной ОД-игры и разработка игровых конструкций
4. Проведение разработанных процедур в рамках ОДИ у студентов 1 курса магистратуры СФУ
5. Определение признаков самоопределения магистрантов
6. Провести анализ рефлексивных отчетов у участников игры на предмет обнаружения признаков самоопределения
Теоретико- методологическое обоснование исследовательского намерения и практическая работа данной диссертации строится в рамках подхода школы конструктивной психологии конфликта. Исходя из этого, как сам процесс самоопределения, так и разработка игровых конструкций для его актуализации рассматривается через призму конструктивного конфликта.
Поскольку на начальном этапе обучения студенты оказываются личностно и профессионально незрелыми, проживают кризис профессионального выбора (Зеер), существует необходимость в обнаружении и управлении таких противоречий и конфликтов. Поэтому Университет, как субъект формирования квалифицированных специалистов, может выступить инициатором самоопределения студентов в образовательном процессе. Нельзя не отметить, что некое самоопределение у студента уже прошло: был выбран институт, направление, специальность. На первый взгляд молодой человек вполне самоопределился, что будет получать высшее образование или обязан это сделать. Есть ролевой набор признаков студента: он имеет зачетку, студенческий билет, живет в общежитии, ходит на занятия. Однако все эти признаки свидетельствуют о соответствии формальным требованиям и образцам отнесения данного молодого человека к студенту. В данной работе нами поднимается важный вопрос о самоопределении студента как субъекте, который может оформить, занять и предъявить данную позицию. В этом случае студент несет личную ответственность не за исполнение формальных признаков - формы, а за содержание - реализует позиционное действие.
Безусловно, на сегодняшний день в ВУЗах реализуется различные программы и мероприятия по профессиональному самоопределению. Так, в СФУ существует Центр карьеры, организующий тренинги по развитию личностного роста и профессиональных компетенций, стажировки у будущих работодателей, дни компаний и т.п. мероприятия. Но всё указанное затрагивает только одну из сфер самоопределения студента - профессиональную и никак не проблематизирует самоопределение студента как субъекта. Крайний дефицит в подобной мотивации к учебному процессу зафиксирован давно, тем более, когда речь заходит об обучении в магистратуре - 2-й ступени высшего образования. Поэтому нами в качестве формы запуска процесса самоопределения, или пересамоопределения, предлагается использовать учебную ОДИ в рамках курса магистратуры. Данный формат предполагает и строится на конфликтной конструкции, которая проблематизирует обычный, клишированный способ действия в процессе обучения, сформированный еще в школе. Реализация спроектированной конфликтной конструкции может позволить выстроить препятствие, актуализировать уже имеющееся противоречие, и преобразовать данные затруднения как цель. В ходе игры участники могут снять технологию самоопределения, освоить и присвоить для дальнейшего применения. Мы исходим из того, что ОДИ является способом актуализации самоопределения студента, оформлением перехода из ролевого поведения к позиционному действию.
Гипотеза диссертационной работы состоит в том, что: «Применение игровых конструкций в рамках учебного курса в ВУЗе позволяет проблематизировать процесс самоопределения у магистрантов, выводя его на субъектный уровень». Проверку рабочей гипотезы планируется строить путем создания модели самоопределения с формулированием его признаков, и затем анализа рефлексивных отчетов магистрантов - участников игры с целью нахождения этих признаков.
Теоретическо-методологической основой гипотезы выступают труды Г.П. Щедровицкого, Котельникова, Сазонова, разработавших ОДИ как новую форму организации коллективной мыследеятельности. Гипотеза основана также на практическом опыте применения формата ОДИ в рамках учебного процесса в ВУЗах, в т.ч. на психолого-педагогическом факультете КГУ.
Цель диссертационной работы заключается в разработке игровых конструкций для учебной орг-деятельностной игры в рамках курса «Технология самоопределения и саморазвития в условиях неопределенности» для магистрантов Сибирского Федерального Университета с целью актуализации процесса самоопределения, а также дальнейшее обнаружении его признаков.
Объект исследования: магистранты слушатели курса - участники игры
Предметом выступает процесс самоопределения в ВУЗе
В качестве материала использован курс «Самоопределение и саморазвитие в условиях неопределенности», проведенный в формате учебной ОДИ среди магистрантов 1 курса Института экономики, управления и природопользования.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор научных источников по самоопределению, его формам, связи со студенческим кризисом
2. Проанализировать устройство орг-деятельностной игры как
методическую модель для проектирования учебной ОДИ
3. Проектирование учебной ОД-игры и разработка игровых конструкций
4. Проведение разработанных процедур в рамках ОДИ у студентов 1 курса магистратуры СФУ
5. Определение признаков самоопределения магистрантов
6. Провести анализ рефлексивных отчетов у участников игры на предмет обнаружения признаков самоопределения
Теоретико- методологическое обоснование исследовательского намерения и практическая работа данной диссертации строится в рамках подхода школы конструктивной психологии конфликта. Исходя из этого, как сам процесс самоопределения, так и разработка игровых конструкций для его актуализации рассматривается через призму конструктивного конфликта.
В заключении можно сказать следующее. Нами были изучены и проанализированы различные подходы к рассмотрению проблемы самоопределения. Сложность и многоаспектность процесса самоопределения предполагает неоднозначный взгляд, как на сам процесс, так и его виды. Проведенный обзор теоретических подходов к построению классификации видов самоопределения позволяет говорить об отсутствии на сегодняшний день четкой и полной структурной модели. Однако, существование определенных видов самоопределения, важность их практического и теоретического изучения и анализа не оставляет сомнений (1.1). Основной акцент в нашей работе ставился на профессиональное самоопределение человека в период студенчества - обучения в ВУЗе
Изучение и анализ научной литературы по проблеме самоопределения студентов выявили необходимость проведения специальных мероприятий, курсов в рамках учебного процесса, направленных на актуализацию и запуск процесса самоопределения (1.2). Именно ОД-игра, как конфликтная конструкция, за счет создания специальных игровых условий позволяет оснастить студента средствами, способными вывести его на профессиональное самоопределение. В рамках учебной ОД-игры создается возможность для студента научиться на решении игровой проблемы - муляже, а затем перенести эти навыки в профессиональную жизнь.
Итак, целью нашей работы выступала разработка игровых конструкций для учебной ОД-игры в рамках курса «Технология самоопределения в условиях неопределенности» с целью актуализации процесса самоопределения, а также дальнейшее обнаружении его признаков.
Поэтому в нашей работе можно выделить два основных этапа. На первом этапе нами проектировались игровые конструкции курса «Технология самоопределения и саморазвития в условиях неопределенности» для магистрантов 1 года обучения. На втором этапе нами анализировались рефлексивные отчеты участников - слушателей курса на предмет выявления признаков самоопределения. Были выделены 3 основных признака самоопределения, это:
- Фиксация ситуации неопределенности.
Заключается в наличие препятствия, барьера, внутреннего затруднения в данный момент времени по теме игры, себя в игре.
- Определение наличия /дефицита собственных ресурсов
Способность к анализу имеющихся ресурсов (компетенций, знаний, умений, навыков) и определению дефицитов
- Рефлексия собственной деятельности.
Включает способность анализа и переосмысления собственных действий, результатов, критического отношения к ним.
Обнаруженные признаки самоопределения являются важными критериями качественного изменения личности в целом. и профессионального самоопределения. Данные исследования показали, что не все признаки самоопределения наблюдаются и представлены в равной степени. Так, признак фиксация ситуации неопределенности наблюдается в 89,8% отчетов, который в 2 раза чаще обнаруживается, чем определение и анализ собственных ресурсов (45,6% отчетах), а присутствие признака «рефлексия собственной деятельности» составляет 68,3%. Кроме того, говоря о снятии технологии самоопределения, то она присутствует только в 8,2% отчетах магистрантов. Поэтому однозначный вывод о динамике самоопределения нам сделать нельзя, отмечая частичное подтверждение нашей гипотезы.
Результаты исследования свидетельствуют об уместности и важности проведения ОД-игры в рамках учебного процесса. Так, игра позволяет овладеть средствами: объективации и схематизации, рефлексии, построение коммуникации и мыслеобмена, управления ресурсами и т.д., составляющими актуальную на сегодняшний день профессиональную компетенцию организации деятельности в условиях неопределенности.
Безусловно, вопрос о наличии проектировщиков, методологов, игротехников, владеющих всеми необходимыми навыками и способными к проектированию и проведение ОД-игр в Вузе лежит вне рамок нашей работы. Однако полученные данные могут быть взяты на вооружение практиками-проектировщиками, управленцами образования,
обеспечивающими подготовку студентов как будущих профессионалов, владеющих не только базовыми академическими знания, а также востребованными профессиональными компетенциями.
Изучение и анализ научной литературы по проблеме самоопределения студентов выявили необходимость проведения специальных мероприятий, курсов в рамках учебного процесса, направленных на актуализацию и запуск процесса самоопределения (1.2). Именно ОД-игра, как конфликтная конструкция, за счет создания специальных игровых условий позволяет оснастить студента средствами, способными вывести его на профессиональное самоопределение. В рамках учебной ОД-игры создается возможность для студента научиться на решении игровой проблемы - муляже, а затем перенести эти навыки в профессиональную жизнь.
Итак, целью нашей работы выступала разработка игровых конструкций для учебной ОД-игры в рамках курса «Технология самоопределения в условиях неопределенности» с целью актуализации процесса самоопределения, а также дальнейшее обнаружении его признаков.
Поэтому в нашей работе можно выделить два основных этапа. На первом этапе нами проектировались игровые конструкции курса «Технология самоопределения и саморазвития в условиях неопределенности» для магистрантов 1 года обучения. На втором этапе нами анализировались рефлексивные отчеты участников - слушателей курса на предмет выявления признаков самоопределения. Были выделены 3 основных признака самоопределения, это:
- Фиксация ситуации неопределенности.
Заключается в наличие препятствия, барьера, внутреннего затруднения в данный момент времени по теме игры, себя в игре.
- Определение наличия /дефицита собственных ресурсов
Способность к анализу имеющихся ресурсов (компетенций, знаний, умений, навыков) и определению дефицитов
- Рефлексия собственной деятельности.
Включает способность анализа и переосмысления собственных действий, результатов, критического отношения к ним.
Обнаруженные признаки самоопределения являются важными критериями качественного изменения личности в целом. и профессионального самоопределения. Данные исследования показали, что не все признаки самоопределения наблюдаются и представлены в равной степени. Так, признак фиксация ситуации неопределенности наблюдается в 89,8% отчетов, который в 2 раза чаще обнаруживается, чем определение и анализ собственных ресурсов (45,6% отчетах), а присутствие признака «рефлексия собственной деятельности» составляет 68,3%. Кроме того, говоря о снятии технологии самоопределения, то она присутствует только в 8,2% отчетах магистрантов. Поэтому однозначный вывод о динамике самоопределения нам сделать нельзя, отмечая частичное подтверждение нашей гипотезы.
Результаты исследования свидетельствуют об уместности и важности проведения ОД-игры в рамках учебного процесса. Так, игра позволяет овладеть средствами: объективации и схематизации, рефлексии, построение коммуникации и мыслеобмена, управления ресурсами и т.д., составляющими актуальную на сегодняшний день профессиональную компетенцию организации деятельности в условиях неопределенности.
Безусловно, вопрос о наличии проектировщиков, методологов, игротехников, владеющих всеми необходимыми навыками и способными к проектированию и проведение ОД-игр в Вузе лежит вне рамок нашей работы. Однако полученные данные могут быть взяты на вооружение практиками-проектировщиками, управленцами образования,
обеспечивающими подготовку студентов как будущих профессионалов, владеющих не только базовыми академическими знания, а также востребованными профессиональными компетенциями.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Особенности советской пропаганды 1920-1930-х гг. и ее освещение школьном курсе истории
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025



