Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игровые конструкции при решении задач самоопределения в рамках образовательного процесса в ВУЗе

Работа №22919

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
580
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Самоопределение в Вузе
1.1 Процесс самоопределения, его сущность, формы и этапы 7
1.2 Студенческий кризис, проблема самоопределения 17
2 Организационно-деятельностная игра как предформа для использования в учебном процессе
2.1 История появления организационно-деятельностной игры 27
2.2 Устройство ОДИ: состав коллектива, этапы,
организационная структура 37
3 Проектирование игровых конструкций и их использование в рамках учебного курса «Технология самоопределения и саморазвития в условиях неопределенности»
3.1 Разработка курса магистратуры в формате учебной ОДИ 50
3.2 Выявление признаков самоопределения у магистрантов
на основе рефлексивных отчетов 56
З.З Выводы 61
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложения А-В

При поступлении в ВУЗ абитуриенты редко делают сразу выбор своей будущей профессии. Более того, зачастую остаются в ситуации неопределенности своей будущей карьеры и профессионального пути и после окончания обучения. Профессиональное самоопределение выступает как одна из ведущих, необходимых форм самоопределения личности в целом. Процесс поиска субъектом смысла в выборе и реализации профессиональной деятельности - профессиональное самоопределение - широко представлено в научной литературе работами Абульхановой- Славской К. А. [2], Божович Л. И. [31] , Гинзбурга М.Р[12], Пряжников Н.С [40].
Поскольку на начальном этапе обучения студенты оказываются личностно и профессионально незрелыми, проживают кризис профессионального выбора (Зеер), существует необходимость в обнаружении и управлении таких противоречий и конфликтов. Поэтому Университет, как субъект формирования квалифицированных специалистов, может выступить инициатором самоопределения студентов в образовательном процессе. Нельзя не отметить, что некое самоопределение у студента уже прошло: был выбран институт, направление, специальность. На первый взгляд молодой человек вполне самоопределился, что будет получать высшее образование или обязан это сделать. Есть ролевой набор признаков студента: он имеет зачетку, студенческий билет, живет в общежитии, ходит на занятия. Однако все эти признаки свидетельствуют о соответствии формальным требованиям и образцам отнесения данного молодого человека к студенту. В данной работе нами поднимается важный вопрос о самоопределении студента как субъекте, который может оформить, занять и предъявить данную позицию. В этом случае студент несет личную ответственность не за исполнение формальных признаков - формы, а за содержание - реализует позиционное действие.
Безусловно, на сегодняшний день в ВУЗах реализуется различные программы и мероприятия по профессиональному самоопределению. Так, в СФУ существует Центр карьеры, организующий тренинги по развитию личностного роста и профессиональных компетенций, стажировки у будущих работодателей, дни компаний и т.п. мероприятия. Но всё указанное затрагивает только одну из сфер самоопределения студента - профессиональную и никак не проблематизирует самоопределение студента как субъекта. Крайний дефицит в подобной мотивации к учебному процессу зафиксирован давно, тем более, когда речь заходит об обучении в магистратуре - 2-й ступени высшего образования. Поэтому нами в качестве формы запуска процесса самоопределения, или пересамоопределения, предлагается использовать учебную ОДИ в рамках курса магистратуры. Данный формат предполагает и строится на конфликтной конструкции, которая проблематизирует обычный, клишированный способ действия в процессе обучения, сформированный еще в школе. Реализация спроектированной конфликтной конструкции может позволить выстроить препятствие, актуализировать уже имеющееся противоречие, и преобразовать данные затруднения как цель. В ходе игры участники могут снять технологию самоопределения, освоить и присвоить для дальнейшего применения. Мы исходим из того, что ОДИ является способом актуализации самоопределения студента, оформлением перехода из ролевого поведения к позиционному действию.
Гипотеза диссертационной работы состоит в том, что: «Применение игровых конструкций в рамках учебного курса в ВУЗе позволяет проблематизировать процесс самоопределения у магистрантов, выводя его на субъектный уровень». Проверку рабочей гипотезы планируется строить путем создания модели самоопределения с формулированием его признаков, и затем анализа рефлексивных отчетов магистрантов - участников игры с целью нахождения этих признаков.
Теоретическо-методологической основой гипотезы выступают труды Г.П. Щедровицкого, Котельникова, Сазонова, разработавших ОДИ как новую форму организации коллективной мыследеятельности. Гипотеза основана также на практическом опыте применения формата ОДИ в рамках учебного процесса в ВУЗах, в т.ч. на психолого-педагогическом факультете КГУ.
Цель диссертационной работы заключается в разработке игровых конструкций для учебной орг-деятельностной игры в рамках курса «Технология самоопределения и саморазвития в условиях неопределенности» для магистрантов Сибирского Федерального Университета с целью актуализации процесса самоопределения, а также дальнейшее обнаружении его признаков.
Объект исследования: магистранты слушатели курса - участники игры
Предметом выступает процесс самоопределения в ВУЗе
В качестве материала использован курс «Самоопределение и саморазвитие в условиях неопределенности», проведенный в формате учебной ОДИ среди магистрантов 1 курса Института экономики, управления и природопользования.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор научных источников по самоопределению, его формам, связи со студенческим кризисом
2. Проанализировать устройство орг-деятельностной игры как
методическую модель для проектирования учебной ОДИ
3. Проектирование учебной ОД-игры и разработка игровых конструкций
4. Проведение разработанных процедур в рамках ОДИ у студентов 1 курса магистратуры СФУ
5. Определение признаков самоопределения магистрантов
6. Провести анализ рефлексивных отчетов у участников игры на предмет обнаружения признаков самоопределения
Теоретико- методологическое обоснование исследовательского намерения и практическая работа данной диссертации строится в рамках подхода школы конструктивной психологии конфликта. Исходя из этого, как сам процесс самоопределения, так и разработка игровых конструкций для его актуализации рассматривается через призму конструктивного конфликта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении можно сказать следующее. Нами были изучены и проанализированы различные подходы к рассмотрению проблемы самоопределения. Сложность и многоаспектность процесса самоопределения предполагает неоднозначный взгляд, как на сам процесс, так и его виды. Проведенный обзор теоретических подходов к построению классификации видов самоопределения позволяет говорить об отсутствии на сегодняшний день четкой и полной структурной модели. Однако, существование определенных видов самоопределения, важность их практического и теоретического изучения и анализа не оставляет сомнений (1.1). Основной акцент в нашей работе ставился на профессиональное самоопределение человека в период студенчества - обучения в ВУЗе
Изучение и анализ научной литературы по проблеме самоопределения студентов выявили необходимость проведения специальных мероприятий, курсов в рамках учебного процесса, направленных на актуализацию и запуск процесса самоопределения (1.2). Именно ОД-игра, как конфликтная конструкция, за счет создания специальных игровых условий позволяет оснастить студента средствами, способными вывести его на профессиональное самоопределение. В рамках учебной ОД-игры создается возможность для студента научиться на решении игровой проблемы - муляже, а затем перенести эти навыки в профессиональную жизнь.
Итак, целью нашей работы выступала разработка игровых конструкций для учебной ОД-игры в рамках курса «Технология самоопределения в условиях неопределенности» с целью актуализации процесса самоопределения, а также дальнейшее обнаружении его признаков.
Поэтому в нашей работе можно выделить два основных этапа. На первом этапе нами проектировались игровые конструкции курса «Технология самоопределения и саморазвития в условиях неопределенности» для магистрантов 1 года обучения. На втором этапе нами анализировались рефлексивные отчеты участников - слушателей курса на предмет выявления признаков самоопределения. Были выделены 3 основных признака самоопределения, это:
- Фиксация ситуации неопределенности.
Заключается в наличие препятствия, барьера, внутреннего затруднения в данный момент времени по теме игры, себя в игре.
- Определение наличия /дефицита собственных ресурсов
Способность к анализу имеющихся ресурсов (компетенций, знаний, умений, навыков) и определению дефицитов
- Рефлексия собственной деятельности.
Включает способность анализа и переосмысления собственных действий, результатов, критического отношения к ним.
Обнаруженные признаки самоопределения являются важными критериями качественного изменения личности в целом. и профессионального самоопределения. Данные исследования показали, что не все признаки самоопределения наблюдаются и представлены в равной степени. Так, признак фиксация ситуации неопределенности наблюдается в 89,8% отчетов, который в 2 раза чаще обнаруживается, чем определение и анализ собственных ресурсов (45,6% отчетах), а присутствие признака «рефлексия собственной деятельности» составляет 68,3%. Кроме того, говоря о снятии технологии самоопределения, то она присутствует только в 8,2% отчетах магистрантов. Поэтому однозначный вывод о динамике самоопределения нам сделать нельзя, отмечая частичное подтверждение нашей гипотезы.
Результаты исследования свидетельствуют об уместности и важности проведения ОД-игры в рамках учебного процесса. Так, игра позволяет овладеть средствами: объективации и схематизации, рефлексии, построение коммуникации и мыслеобмена, управления ресурсами и т.д., составляющими актуальную на сегодняшний день профессиональную компетенцию организации деятельности в условиях неопределенности.
Безусловно, вопрос о наличии проектировщиков, методологов, игротехников, владеющих всеми необходимыми навыками и способными к проектированию и проведение ОД-игр в Вузе лежит вне рамок нашей работы. Однако полученные данные могут быть взяты на вооружение практиками-проектировщиками, управленцами образования,
обеспечивающими подготовку студентов как будущих профессионалов, владеющих не только базовыми академическими знания, а также востребованными профессиональными компетенциями.



1. Адизес И.К. Управляя изменениями. М. Издательство: «Манн», «Иванов и Фербер», 2014
2. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973. 288 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996.
4. Аронов А.М., Васильев В.Г., Фрумин И.Д., Хасан Б.И. Комплексный психолого-педагогический эксперимент: Методическое пособие / Красноярск: УПЦ «ИНОПРОФ», 1994.
5. Баранов П.В., Сазонов Б. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. М., МНИИПУ, 1989.
6. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово., Алеф, 1992.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., Прогресс, 1988.
8. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Т.1: Структуры повседневности. Т.2: Игры обмена., Т.3: Время мира. М., Прогресс, 1989 - 1992.
9. Васильева Н.П. Динамика разрешения конфликтов развития в юношеском возрасте. Автореферат дис.канд.психол.наук: 19.0013. Красноярск 2006. - 130.С.
10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. "Вопросы психологии", 1966, N 6.
11. Генисаретский О.И. Упражнения в сути дела. М., Русский мир, 1993.
12. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психол. 1988. № 2.
13. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи Киев.1988 - 144с.
14. Гришина Н.В. «Психология конфликта». - СПб.;Питер, 2000.
15. Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. СПб.: Издательство «Сова», 1993.- 88с.
16. Громов Н., Реут Д. Конфликт-консалтинг. //Кентавр, №20, 1998.
17. Громыко Ю.В.. Организационно-деятельностные игры и развитие образования. М., Независимый Методологический Университет, 1992.
18. Декарт Р. Правила для руководства ума. Рассуждение о методе. Сочинения. М., Мысль, 1989.
19. Дмитриев А, Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. = М.: ИНИОН, 1993 -211с.
20. Емельянов С. Практикум по конфликтологии. - 2-е изд.,доп. И перераб. - СПб.: Питер, 2003. - 400с.
21. Коган М.А. «Профессиональное самоопределение при подготовке
актеров драматического театра» Проблемы самоопределения
молодежи. Тезисы докладов и сообщений на научно-практической конференции. 5-6 октября 1987 года. Красноярск
22. Козер Л. «Функции социального конфликта». - М.: Идея-пресс, 2000.
23. Кон И.С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1989
24. Л. Карнозова, Г. Александрова. Методологический анализ игротехнической работы в организационно-деятельностной игре. [Текст]
25. Левинтов А.Е. Программа регионального развития Крыма. Отчет ВТК "Регионал". По заказу концерна "Интерконт". М.-Симферополь. 1993 (гл. 22.7. "Региональные игры").
26. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения. Изд-во «Питер», 2004 г.
27. Леонтьев Д.А., Пелина Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования// Вопросы психологии. 1995 №1.
28. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М., Сов. радио, 1973.
29. Лефевр В.А. Рефлексия. - М., "Когито-Центр", 2003.
30. Лефевр В.А., Смолян Г.Л. Алгебра конфликта. М., Знание, 1986.
31. Маркова А.К. Психология профессионализма. Издательство: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996г.
32. Мрдуляш П. Техника рисования схем: ответы на задачи //Кентавр, №25, 2001.
33. Наумов С.В. Организационно-деятельностные игры. "Природа", 1987, N 4, с.24-33.
34. Пахомов Ю.В. П21 Игротехнический букварь — М.: Школа культурной политики, 2004. - 96 с.
35. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. [Текст]: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений./ К.Н. Поливанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 184с.
36. Попов С. Идут по России реформы... "Кентавр" 1992. NN 2,3.
37. Попов С. Лекция в Школе игротехников ММАСС "Основы игротехники" 07.06.88. Архив ММАСС.
38. Попов С., Щедровицкий П. "Игровое движение и организационно-деятельностные игры". "Вопросы методологии", 1993, NN 1-2 (В печати).
39. Программно-целевой подход и деловые игры. Тезисы конференции. Новосибирск, НГУ, 1982.
40. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Academia, 2001.
41. Психология образования: анализ конфликтов и перспектив их разрешения Научно-методический комплект, часть 1, МВШСН Центр изучения образовательной политики, Москва, 2003 - 173 с.
42. Рабкин Д.М, Хауэлл Роберт. ОДИ как метод совместного планирования и решения проблем в Советском Союзе. [Текст]
43. Розин В.М. Методологический анализ деловой игры как новой области научно-технической деятельности и знания. "Вопросы философии", 1986, N 6.
44. Сергоманов П.А. К вопросу о ведущей деятельности в юношеском возрасте [Текст] / П.А. Сергоманов // Сборник Педагогика развития. - Красноярск, 2000. - С. 59-65.
45. Тихомиров М.Ю. Стратегии профессионального самоопределения современных студентов // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
46. Файерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., Прогресс, 1986.
47. Фрумин И.Д. «Самоопределение и выбор в интенсивном педагогическом процессе». Статья из сборника. Проблемы самоопределения молодежи. Тезисы докладов и сообщений на научно-практической конференции. 5-6 октября 1987 года. Красноярск
48. Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. - Красноярск: РИЦ Красноярского гос. Ун-та. - 1996. - С. 8.
49. Хасан Б.И. «Конструктивная психология конфликта». - СПб.: Питер, 2003.
50. Хасан Б.И. «Конфликт и его разрешение - условие реального самоопределения» Статья из сборника. Проблемы самоопределения молодежи. Тезисы докладов и сообщений на научно-практической конференции. 5-6 октября 1987 года. Красноярск
51. Хасан Б.И. «Почему игра?» [Текст]
52. Хрестоматия «Психология конфликта», сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер,2001.
53. Шибаева М. М. Самоопределение личности в культуре как
мировоззренческая проблема // Культура и мировоззрение. Вып. 11. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции
«Формирование научного мировоззрения — основа коммунистического воспитания». М., 1985.
54. Шляпина С.Ф. Формирование проекта профессионального жизненного пути студентов вуза // Образование и наука, 2007. -№ 6 (48). - С. 48-56
55. Шляпина С.Ф. Формирование профессионального самоопределения студентов вуза // Вестник Тюменского государственного университета, 2006. - № 7. - С. 198-202.
56. Щедровицкий Г.П. Игра и детское общество. "Дошкольное воспитание", 1964, N 4.
57. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности. В сб.: Методы исследования, диагностики и развития международных коллективов. М., 1983, с.153-178.
58. Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. Системные исследования. Ежегодник. 1981. М., Наука, 1981.
59. Щедровицкий Г.П. Синтез знаний: проблемы и методы. В сб.: "На пути к теории научного знания". М., 1984.
60. Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. В сб.: Нововведения в организациях. М., 1983, с.33-54.
61. Щедровицкий П. "Вместо послесловия" (Комментарий к статье "Игровое движение и организационно-деятельностные игры"). Ibid.
62. Щедровицкий П. Доклад на семинаре по рефлексии игры на БАМе 25.11.87 "О теории игры". Архив ММАСС.
63. Щедровицкий П.Г. К анализу топики организационно-деятельностных игр. Пущино, НЦБИ, 1986.
64.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., Педагогика, 1978.
65.http://www.fondgp.ru/lib


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ