Введение
ГЛАВА 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БИНАРНЫХ ОППОЗИЦИЯХ
ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1. Бинарные оппозиций в культуре ислама 7
1.2. Основные тенденции в развитии исламской литературы 10
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 20
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ОБРАЗА В ИСЛАМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 21
2.1. Моральные категории, характеризующие человека в Коране 21
2.2. Бинарность в арабской поэзии VIII века 30
2.2.1. Жанровая составляющая 30
2.2.2. Мотивная система 34
2.3. Изображение идеального героя у Низами 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Феномен исламской литературы до сих пор остается малоизученным в российской гуманитарной науке. Большинство иностранных исследований, затрагивающих различные ее аспекты, не переведены на русский язык, а монографии отечественных ученых датируются прошлым веком.
Настоящая работа наряду с литературоведческой тематикой также включает религиозную составляющую, поскольку основой исламской литературы наряду с дорелигиозной традицией является и Священное Писание. Религия являлась основополагающей единицей формирования халифата, все же остальные «аспекты жизни - материальный и духовный, политический и литературный, экономический и социальный - несут на себе отпечаток этой религии, окрашены в ее тона и развиваются под ее влиянием» [Габриэли, 1978: 14]. Такая литература, созданная представителями мусульманских народов, выражает характерные морально-эстетические нормы ислама. Она включает в себя произведения, написанные на арабском, персидском и турецком языках, являя культурную картину мира исламского ареала.
В интересующем нас аспекте произведения исламской литературы рассмотрены А.В. Смирновым. Ученого в целом интересует проблематика добра и зла в классической арабо-мусульманской культуре [Смирнов, 2008]. Новаторством в рассмотрение феномена исламской литературы отличаются монографии И.М. Фильштинского («Арабская классическая литература», «Арабская литература в средние века. VIII-IX вв.», «История арабской литературы (X-XVIII веков)»). Автор вносит множество новых трактовок при рассмотрении литературных произведений, расширяя пространство классического востоковедения. Необходимо отметить и работу Франческо Габриэли «Основные тенденции развития в литературах ислама». В ней освещен вопрос преемственности и синтеза «двух литератур»: поэзии доисламских бедуинов и мусульманских автора, раскрывается синтез этих двух потоков. Роль религии в жизни мусульманского общества и, что более важно для нас, значение религиозно фактора в области литературы рассматривал Густав фон Грюнебаум [Грюнебаум, 1978]. Ключевую роль в формировании арабистики сыграли труды Б.Я. Шидфар. Ею были рассмотрены основные образы арабской литературы, в частности Корана, а также описана жанровая система поэзии [Шидфар, 1974]. Отличительной чертой исламской культуры выступает один из постулатов Священного писания, который заключается в категоричном запрете на изображение лиц. В связи с этим весь строй мысли человека ислама определяется имагинативностью (от франц. image - образ) - жаждой «образности в условиях жесткого религиозного запрета рукотворной образности» [Игнатенко, 2003: 166]. Единственным дозволенным средством постижения мира в исламе является литература, центром которой на ранних стадиях становятся лирические и лироэпические жанры.
Актуальность исследования обусловлена восполнением пробелов изучения исламской литературы VIII-XII вв. заявленном в нашей теме аспекте. Изучение ментальности человека эпохи Средневековья посредством выявления бинарных оппозиций - одно из актуальных направлений современной филологии.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в выявлении комплекса бинарных оппозиций в исламской литературе.
Достижение цели осуществлялось решением основных задач:
1) изучить научную литературу, в которой рассматривается вопрос об оппозициях культуры VIII-XII вв.;
2) исследовать оппозиции образной системы исламской лирической и эпической поэзии VIII-XII вв.;
3) создать классификацию оппозиций.
Объект исследования - жизнеописания и образы героев исламской литературы VIII-XII вв.
Материалом исследования послужили Священное писание - Коран, поэма Низами Гянджеви «Лейли и Меджнун», а также лирика арабских поэтов: Абу Нуваса, Аль-Фараздака, Омара ибн Аби Рабиа, Ибн Араби и Ибн Абд Раббихи (объем проанализированных единиц - 20 стихотворений).
Теоретическая основа исследования - работы теоретического и историко-литературного характера, в числе которых монографии А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, И.М. Фильштинского, Б.Я. Шидфар и И.Ю. Крачковского.
В основу анализа были положены следующие методы работы:
- мотивный;
- структурно-типологический;
- сравнительно-исторический.
Новизна исследования заключается в том, что впервые в литературоведении проводится анализ бинарных оппозиций лиро-эпической и лирической исламской литературы VIII-XII вв.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в дальнейшем изучении бинарных оппозиций художественной исламской литературы, а также в курсе древней восточной культуры.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, 2 главы, заключение и список использованной литературы (48 наименований).
Во введении обосновывается актуальность данного исследования; приводятся его цель и задачи; обозначаются объект и предмет; представляются материал исследования и теоретическая база.
В первой главе «Представление о бинарных оппозициях исламской культуры» освещаются основные теоретические вопросы исследования,
В заключении подведены итоги, полученные по результатам исследования.
В данной работе был рассмотрен феномен бинарных оппозиций, реализованных в средневековом культурном исламском дискурсе. Во введении в соответствии с темой представлен обзор научных трудов, рассматривающих исламскую культуру с позиции культурологии, философии, социологии и различных направлений филологического знания.
В параграфе 1.1. бинарные категории рассматриваются как основа человеческого мышления и познания, они являются отражением двойственного подхода к изучению мира: одновременно принимаются во внимание два полярных тезиса, в одном из которых какое-либо качество возвышается, в другом оно же нивелируется. Т. е. мы имеем дело с раскрытием природы явлений через сравнение c другими, противоположными.
В параграфе 1.2. было показано, что исламский дискурс представляет собой синтез памятников письменности - арабских, персидских и турецких. Основным условием его формирования является не только традиция, восходящая к поэзии бедуинов-кочевников, но, прежде всего, появление Священного писания. Поэты перенимают присущую ему совокупность языковых и стилистических особенностей, а также образную систему. Особенностью классической исламской поэзии, как отмечают исследователи, является ярко выраженный традиционализм. Специфика средневековой художественной системы обусловливается ее каноничностью. Еще одной отличительной чертой поэзии исламского ареала является необычайное красноречие. Слово, по их мнению, имело огромную силу, было способно оградить людей от любого негативного начала. Ввиду этого поэты почитались всенародно, их слово ценилось как нечто высшее, сакральное.
В нашем исследовании мы пришли к следующим выводам:
1) дискурс средневекового исламского ареала базировался как на тексте Священного писания, так и на творчестве доисламских бедуинских поэтов, что в итоге приводило к противоречивому синтезу канонической литературы и литературы гедонистической;
2) с одной стороны, в Коране формируется образ идеального человека, посвятившего свою жизнь безропотному подчинению Божественному своду правил, приближающего его к образу пророка;
3) с другой стороны, перед нами открывается образ праздного героя, жизнеописание которого пронизано мотивами бражничества, стремлением к обладанию всеми благами жизни. С позиции религиозной трактовки данный образ, безусловно, порицается и преподносится как нечто, сориентированное на фигуры Иблиса (Сатаны) и джиннов, прислуживающих ему;
4) поэты средневековья воссоздавали историю человечества и мироздания через призму событий времени, без идеализации, с некоторым скептицизмом описывали радости застолья, любви, не избегая и сатирического изображения высокопоставленных тиранов.
Таким образом, исламское искусство не является узконаправленным лишь на религиозные трактовки мировосприятия, оно поистине многогранно. Содержание рассмотренных оппозиций выражает смыслы мифопоэтики исламского ареала культуры и представляет полноценное мировидение его представителей.
Анализируя функции бинарных оппозиций в исламской средневековой литературе, мы пришли к следующим результатам:
1. Воедино сплетаются мотивы восхищения макрокосмом и эроса, мотивы распития вина и восхваления Всевышнего, мотивы военных сражений и праздного бахвальства.
2. Бинарные оппозиции, так стройно выстроенные в Священном писании, в последующей исламской средневековой литературе предстают в своеобразной оппозиции к нему. Столь неоднозначная ситуация спровоцирована в первую очередь обращением авторов к творчеству поэтов- бедуинов доисламской эпохи, в котором воспевался гедонизм.
3. Несмотря на это в творчестве любого исламского поэта доминирует лейтмотив безропотной веры в единого Бога. Первичный постулат Корана - «если бы люди Писания уверовали и устрашились, то Мы простили бы им злодеяния и ввели бы их в Сады блаженства» - говорит о том, что все предыдущие деяния человека, какими бы низкими и безнравственными они ни были, меркнут в сравнении с признанием единобожия и дальнейшего раскаяния [Кулиев, 2010: 68].
Таким образом, можно сделать вывод, что средневековая исламская литература многогранна, она включает в себя целый спектр бинарных оппозиций, приводящих к формированию категориально различных образов (от праздного грешника до воина, сражающегося за веру и т. п.). Художественный мир исламского ареала культуры полифоничен, роль оппозиций заключена в представлении многообразия, сложности и объемности мусульманского восприятия мира.
1. Абакарова Р. М., Гаджимирзоева О. С. Античные традиции и арабо-мусульманские интерпретации в учении о добродетели // Исламоведение [Электронный ресурс]. 2013. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/antichnye-traditsii-i-arabo-musulmanskie- interpretatsii-v-uchenii-o-dobrodeteli(дата обращения: 04.05.2017).
2. Агзамова Л. М. Роль и место женщины-матери в исламе //
Вестник Башкирского университетата [Электронный ресурс]. 2009. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-zhenschiny-materi-v-islame (дата обращения: 29.06.2016).
3. Али-Заде А.А. Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007. 400 с.
4. Али-Заде А.А. Коран и Библия: сравнительный анализ. Баку: Абилов, Зейналов и сыновья, 2002. 188 с.
5. Али-заде А.А. Философия, история и терминология суфизма // Топос [Электронный ресурс]. URL: http://www.topos.ru/article/2296(дата обращения 20.06.2016)
6. Аль-Бухари М. Свод хадисов имама аль-Бухари // Пер. с араб. В. А. Нирша. М.: Умма, 2003. 533 с.
7. Аминева В.Р. Теоретические основы сравнительного и сопоставительного литературоведения. Казань: Казанский униврситет, 2014. 105 с.
8. Амини И. Воспитание. М.: Садра, 2012. 296 с.
9. Белова А.Г. Введение в арабскую филологию. М.: Институт востоковедения Российской академии наук, 2003. 68 с.
10. Васильев В. К. Сюжетная типология русской литературы XI-XX веков (Архетипы русской культуры). От Средневековья к Новому времени. Красноярск: ИПК СФУ, 2009. 260 с.
11. Веселовский А.Н. О методах и задачах истории литературы как науки // Электронная библиотека [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.rU/w/weselowskij_a_n/text_0030.shtml (дата обращения 23.04.2016)
12. Габриэли Ф. Основные тенденции развития в литературах ислама // Арабская,средневековая культура и литература. М., 1977. С. 14-30.
13. Грюнебаум Г.Э. Литература в контексте исламской цивилизации // Арабская средневековая культура и литература. М., 1978. С. 31-45
14. Гянджеви Н. Лейли и Меджнун. Баку: Элм, 1981. 388 с.
15. Ермакова Г. А. Функции бинарных оппозиций в поэме П. Хузангая «Песни Тилли» // Вестник ЧТУ [Электронный ресурс]. 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-binarnyh-oppozitsiy-v-poeme-p- huzangaya-pesni-tilli(дата обращения: 22.05.2018).
16. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. СПб.: Наука, 1979. 497 с.
17. Завьялова Е.Е. Русско-зарубежные литературные связи //
Электронная библиотека [Электронный ресурс].
URL:http://lit.lib.ru/z/zawxjalowa_e_e/text_0030.shtml (дата обращения 25.10.2016)
18. Ибн Араби. Избранное. Перевод с арабского, вводная статья и комментарии А. В. Смирнова. М.: Языки славянской культуры: ООО «Садра», 2014. 400 с.
19. Ибрагимов И.Д. Касыда и Газель в арабской и персидской литературе // Пятигорский государственный университет [Электронный ресурс]. 2009. URL: http://pglu.ru/upload/iblock/698/uch_2009_vi_00002.pdf(дата обращения: 14.04.2018).
20. Игнатенко А.А. Зеркало ислама. М.: Русский институт, 2004. С. 163-179
21. Конрад Н.И. Проблемы современного сравнительного литературоведения // ФЭБ [Электронный ресурс]. URL: http://feb-web.ru/feb/izvest/1959/04/594-315.htm (дата обращения 23.04.2016)
22. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Том 2. СПб.: Издательство Академии наук СССР, 1956. 712 с.
23. Куделин А. Б. Арабская литература. Поэтика, стилистика, типология, взамосвязи. М.: Языки славянской культуры, 2003. 513 с.
24. Кулиев Э. Р. Коран. Перевод смыслов и комментарии. М.: УММА, 2010. 816 с.
25. Кулиев Э.Р. Коран и глобализация: в поисках гуманистических идеалов. Баку: Абилов, Зейналов и сыновья, 2005. 283 с.
26. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М: Наука, 1995. 399 с.
27. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. 376 с.
28. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб.: Искусство - СПБ, 1998. С. 14 - 285.
29. Оришев А.Б. Пророк Мухаммед и пять столпов ислама //
Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prorok-
muhammed-i-pyat-stolpov-islama (дата обращения: 26.06.2016).
30. Оришев А.Б. Социальная сущность ислама // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnaya-suschnost-islama(дата обращения: 22.06.2016).
31. Ризванов М. Р. Оценка личности Мухаммада в мусульманской теологической мысли // Исламоведение [Электронный ресурс]. 2009. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-lichnosti-muhammada-v-musulmanskoy- teologicheskoy-mysli(дата обращения: 29.06.2016).
32. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1998. 384 с.
33. Саид Э. Ориентализм. Выборг: Русский М!ръ, 2006. 636 с.
34. Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992. 352 с.
35. Смирнов А.В. «Благо» и «зло» в исламской традиции и философии // РАН. Серия: Этическая мысль. 2008. Вып. 8. С. 154-193.
36. Суворов М. Н., Джандосова 3. А., Пылев А. И. Средневековая литература мусульманского мира. СПб: Президентская библиотека, 2015. 151 с.
37. Тамимдари А. История персидской литературы. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. 240 с.
38. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М.: Прогресс, 1978. 328 с.
39. Фильштинский И.М. Арабская классическая литература. М.: Наука, 1965. 310 с.
40. Фильштинский И.М. Арабская литература в средние века. VIII¬IX вв. М.: Наука, 1978. 285 с.
41. Фильштинский И.М. Арабская литература в средние века. Словесное искусство арабов в древности и раннем средневековье. М.: Наука, 1977. 290 с.
42. Фильштинский И.М. Арабская поэзия средних веков. М.: Художественная литература, 1975. С. 697-717.
43. Фильштинский И.М. История арабской литературы (X-XVIII веков). М.: Наука, 1991. 724 с.
44. Фильштинский И.М., Шидфар Б.Я. Очерк арабо-мусульманской культуры (VII-XII вв.). М.: Наука, 1971. 275 с.
45. Шидфар Б.Я. Образная система арабской классической литературы. М.: Наука, 1974. 256 с.
46. Юнг К.Г. Йога и Запад / пер. с нем. Львов: Инициатива, 1994. 230 с.
47. Юсупова Н. М. Суфийские модели мира в татарской поэзии XIX века. Тамбов: Грамота, 2010. C. 204-206.
48. Яшей К. Арабская поэзия средних веков М.: Художественная литература, 1975. 768 с.