ВВЕДЕНИЕ 4
1 Анализ предметной области 6
1.1 Анализ существующих систем обучения в виртуальной реальности 6
1.1.1 Система InMind VR 6
1.1.2 Система Unimersiv 7
1.1.3 Система VRtisan 8
1.1.4 Сравнение существующих систем 9
1.2 Классификация систем распознавания речи 10
1.2.1 Признаки классификации систем распознавания речи 11
1.3 Способы интеграции программных систем 12
1.3.1 Топология взаимодействия интегрируемых систем 12
1.3.2 Методы интеграции 15
1.4 Выводы 17
2 Архитектура разрабатываемой системы интерактивного обучения 18
2.1 Выбор устройства виртуальной реальности 22
2.1.1 Устройство виртуальной реальности Oculus Rift 22
2.1.2 Устройство виртуальной реальности PlayStation VR 23
2.1.3 Устройство виртуальной реальности Samsung Gear VR 24
2.1.4 Обоснование выбора Samsung Gear VR 25
2.2 Выбор системы распознавания речи 26
2.2.1 Система Google Voice Recognition 26
2.2.2 Система Julius 27
2.2.3 Система PocketSphinx 27
2.2.4 Сравнение систем распознавания речи 27
2.3 Средства программной разработки 28
3 Реализация интеграции технологий виртуальной реальности в систему
интерактивного обучения 31
3.1 Интеграция системы распознавания PoketSphinx 32
3.2 Интеграция подсистемы загрузки нового контента 35
3.3 Интеграция внешних устройств 36
3.4 Модель программы
4 Руководство для реализации интеграции технологий виртуальной реальности
в проект Unity 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сценарий 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Листинг разработанного программного обеспечения 48
Они появились не так давно, но уже успели стать популярными. Область применения интерактивных технологий настолько широка, что уже трудно представить сферу жизни, где эти новинки прогресса не успели бы себя проявить. Не стала исключением и сфера образования, интерактивные системы обучения широко применимы в учебных заведениях.
Интерактивность (в контексте информационной системы) - это возможность информационно-коммуникационной системы по-разному реагировать на любые действия пользователя в активном режиме. Интерактивные технологии являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого из учеников в образовательный и исследовательский процессы [1].
В настоящее время все большее количество учебных заведений оснащает свои аудитории и классы интерактивными досками. Их использование во время занятия дает учащимся возможность увидеть реалистичные двух и трех мерные модели объектов изучения, наблюдать за их изменениями и управлять ими, просто касаясь доски руками. Подобная технология позволяет реализовывать принципы развивающего обучения на практике. А с увеличением спроса на виртуальную реальность по всему миру и в России в частности, интерактивные системы обучения могут получить новый виток развития.
Виртуальная реальность - это созданный техническими средствами мир (объекты и субъекты), передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие [2].
Интеграция программных систем и подсистем - это обмен данными между системами с возможной последующей их обработкой.
Интеграция устройств и программ в систему виртуальной реальности осуществляется благодаря подсистемам управления, которые организуют взаимодействие между ними и системой на программном уровне.
Целью данной работы является повышение эффективности процесса обучения и мотивации обучающихся, посредством интеграции технологий виртуальной реальности: системы распознавания речи, беспроводного контроллера, устройства виртуальной реальности, системы загрузки нового контента - в систему интерактивного обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать предметную область;
- проанализировать существующие аналоги систем;
- разработать программный продукт для интеграции технологии виртуальной реальности в систему интерактивного обучения и продемонстрировать его работу;
- написать документацию для реализации интеграции технологий виртуальной реальности в проект Unity.
В ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы были разработаны программные интерфейсы, реализующие интеграцию технологий виртуальной реальности в систему интерактивного обучения.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучена информация о данной предметной области;
- проанализированы существующие аналоги систем виртуальной реальности;
- выбраны необходимые устройства и программы для интеграции в систему интерактивного обучения;
- выбраны программные средства для реализации интеграции в систему интерактивного обучения;
- разработана архитектура системы;
- реализована интеграция систем;
- написана документация для интеграции технологий виртуальной реальности в проект Unity.
Основным преимуществом написанных программных интерфейсов является возможность параллельной работы подсистем, позволяющая избежать зависаний программы.
Основным недостатком является низкая скорость работы подсистемы распознавания речи.
1. Polymedia [Электронный ресурс]. - Интерактивные технологии в
образовании. - Режим доступа: http://www.polymedia.ru/o-
kompanii/stati/interaktivnye-tekhnologii-v-obrazovanii/ (дата обращения 29.04.2017)
2. Страница Виртуальная реальность на Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Виртуальная_реальность (дата обращения 29.04.2017)
3. Страница Интеграция программного обеспечения на Хабрахабр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/245615/(дата обращения 29.04.2017)
4. Nival [Электронный ресурс]. - Inmind VR. - Режим доступа: http://ru.nival.com/(дата обращения 29.04.2017)
5. Unimersiv [Электронный ресурс]. - About us. - Режим доступа: https://unimersiv.com/about-us/(дата обращения 29.04.2017)
6. VRtisan [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vrtisan.co.uk/(дата обращения 29.04.2017)
7. Открытые системы СУБД [Электронный ресурс]. - Интеграция
приложений: методы взаимодействия, топология, инструменты. - Режим доступа: https://www.osp.ru/os/2006/09/3776464/(дата обращения 30.04.2017)
8. Страница HTTP на Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/HTTP(дата обращения 30.04.2017)
9. Страница Bluetooth на Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Bluetooth(дата обращения 30.04.2017)
10. Страница USB на Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/USB(дата обращения 30.04.2017)
11. Oculus [Электронный ресурс]. - Rift. - Режим доступа: https://www.oculus.com/rift/(дата обращения 1.05.2017)
12. Playstation [Электронный ресурс]. - PS VR. - Режим доступа: https://www.playstation.com/ru-ru/explore/playstation-vr/(дата обращения 1.05.2017)
13. Samsung [Электронный ресурс]. - Gear VR. - Режим доступа: http://www.samsung.com/ru/wearables/gear-vr-r323/(дата обращения 1.05.2017)
14. Страница Распознавание речи на Википедия [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Распознавание_речи (дата обращения 2.05.2017)
15. Geektimes [Электронный ресурс]. - Распознавание речи. Часть 1. Классификация систем распознавания речи. - Режим доступа: https://geektimes.ru/post/64572/(дата обращения 2.05.2017)
16. Speech-text [Электронный ресурс]. - Компьютерное распознавание и порождение речи. - Режим доступа: http://speech-text.narod.ru/index3.html(дата обращения 2.05.2017)
17. Cloud.google [Электронный ресурс]. - Cloud speech api. - Режим доступа: https://cloud.google.com/speech/(дата обращения 2.05.2017)
18. Страница Поиск оптимальной аудиосистемы распознавания речи на базе открытого исходного кода на Хабрахабр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/230133/(дата обращения 5.05.2017)
19. CMU Sphinx [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cmusphinx.github.io/(дата обращения 5.05.2017)
20. Страница Работа с Корутинами в Unity на Хабрахабр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/216185/(дата обращения 5.05.2017)
21. Unity [Электронный ресурс]. - AssetBundles. - Режим доступа:
https: //docs.unity3 d.com/ru/53 0/Manual/AssetBundlesIntro .html (дата
обращения 7.05.2017)
22. Android Studio [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://developer.android.com/studio/index.html(дата обращения 7.05.2017)
23. Unity [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unity3d.com/ru/unity(дата обращения 7.05.2017)
24. Наука 21 век [Электронный ресурс]. - Что такое аналоговый стик. - Режим доступа: http://nauka21vek.ru/archives/53432(дата обращения 7.05.2017)