Разработка мероприятий повышения эффективности стратегического управления организации (на примере ООО «Энергия» в п. Хатанга)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Исследование стратегии функционирования организаций на рынке
производственных услуг 7
1.1 Проблемы и особенности деятельности ООО «Энергия» в системе
производственной инфраструктуры п. Хатанга 7
1.2 Анализ стратегического управления в отечественном и зарубежном
менеджменте организации 15
2 Стратегический анализ деятельности ООО «Энергия» в п. Хатанга 30
2.1 Анализ внутренней и внешней среды ООО «Энергия» в п. Хатанга на
рынке услуг 30
2.2 Оценка внутреннего потенциала и финансовой результативности
направлений деятельности ООО «Энергия» в п. Хатанга 45
3 Разработка мероприятий повышения эффективности стратегического
управления ООО «Энергия» в п. Хатанга 58
3.1 Разработка мероприятий по увеличению доходности видов деятельности
ООО «Энергия» в п. Хатанга 58
3.2 Совершенствование кадрового потенциала и построение системы
мотивации в организации 64
3.3 Эффективность внедрения стратегии управления ООО «Энергия» в п.
Хатанга 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
1 Исследование стратегии функционирования организаций на рынке
производственных услуг 7
1.1 Проблемы и особенности деятельности ООО «Энергия» в системе
производственной инфраструктуры п. Хатанга 7
1.2 Анализ стратегического управления в отечественном и зарубежном
менеджменте организации 15
2 Стратегический анализ деятельности ООО «Энергия» в п. Хатанга 30
2.1 Анализ внутренней и внешней среды ООО «Энергия» в п. Хатанга на
рынке услуг 30
2.2 Оценка внутреннего потенциала и финансовой результативности
направлений деятельности ООО «Энергия» в п. Хатанга 45
3 Разработка мероприятий повышения эффективности стратегического
управления ООО «Энергия» в п. Хатанга 58
3.1 Разработка мероприятий по увеличению доходности видов деятельности
ООО «Энергия» в п. Хатанга 58
3.2 Совершенствование кадрового потенциала и построение системы
мотивации в организации 64
3.3 Эффективность внедрения стратегии управления ООО «Энергия» в п.
Хатанга 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
Проблема стратегического управления становится очень актуальной в условиях повышения нестабильности условий работы предприятий. Недостаточная проработка процесса стратегического управления, неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений ведет к таким явлениям, как разрыв хозяйственных связей, невыполнение договорных обязательств, взаимные неплатежи, снижение инвестиционной активности, замедление темпов НТП.
На большинстве предприятий часть проблем, требующих стратегического реагирования, ускользает от внимания руководителей. В первую очередь вопросы маркетинга, взаимосвязи предприятия с потребителями и поставщиками. Система принятия решений нуждается в повышении роли стратегического управления. Качество стратегических решений служит серьезным препятствием в реализации потенциала предприятия и эффективного использования ресурсов. В связи с этим необходимо определить основные направления стратегического менеджмента при этом оценив ситуацию на рынке.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем со¬стоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблем, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Красноярский край - второй по площади субъект Российской Федерации, занимает 2366,8 тыс. кв. км (или 13, 86% территории страны), кроме того, он занимает одно из ведущих мест в России по запасам минеральных ресурсов и полезных ископаемых, основные месторождения которых сосредоточены в районах крайнего Севера (цветные металлы, углеводородное сырье). Климат северной части края особенно суров. Однако, задачи промышленного освоения этих территорий повышения требования к инфраструктуре в первую очередь к транспортной и энергетической.
Объектом исследования в дипломном проекте является ООО «Энергия» - предприятие, преобразованное из МУП «Хатанга-Энергия» и созданное для обеспечения электрической энергией потребителей села Хатанга.
Актуальность данной темы для организации определяется тем, что финансовые результаты деятельности недостаточны для продолжения операционной деятельности, ограничен объем оказываемых услуг, неэффективна кадровая политика.
Целью дипломного проекта является разработка мероприятий повышения эффективности стратегического управления организации.
В дипломном проекте поставлены следующие задачи:
- проанализировать опыт стратегического управления организации ООО «Энергия» в п. Хатанга;
- выявить проблемы стратегического управления в экономике ООО «Энергия» п. Хатанга;
- исследовать внешнюю и внутреннюю среду организации;
- разработать стратегические направления деятельности организации;
- оценить эффективность мероприятий по повышению эффективности стратегического управления ООО "Энергия" в п. Хатанга.
Методами исследования являются сравнительный, графический, коэффициентный и др.
Информационная база исследования представлена материалами федеральной и краевой служб статистики, данными программ социально-экономического развития Таймырского муниципального района, уставными документами и отчетностью за 2014 - 2015 гг. ООО «Энергия», материалами отечественных и зарубежных ученых, прочими источниками.
На большинстве предприятий часть проблем, требующих стратегического реагирования, ускользает от внимания руководителей. В первую очередь вопросы маркетинга, взаимосвязи предприятия с потребителями и поставщиками. Система принятия решений нуждается в повышении роли стратегического управления. Качество стратегических решений служит серьезным препятствием в реализации потенциала предприятия и эффективного использования ресурсов. В связи с этим необходимо определить основные направления стратегического менеджмента при этом оценив ситуацию на рынке.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем со¬стоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблем, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Красноярский край - второй по площади субъект Российской Федерации, занимает 2366,8 тыс. кв. км (или 13, 86% территории страны), кроме того, он занимает одно из ведущих мест в России по запасам минеральных ресурсов и полезных ископаемых, основные месторождения которых сосредоточены в районах крайнего Севера (цветные металлы, углеводородное сырье). Климат северной части края особенно суров. Однако, задачи промышленного освоения этих территорий повышения требования к инфраструктуре в первую очередь к транспортной и энергетической.
Объектом исследования в дипломном проекте является ООО «Энергия» - предприятие, преобразованное из МУП «Хатанга-Энергия» и созданное для обеспечения электрической энергией потребителей села Хатанга.
Актуальность данной темы для организации определяется тем, что финансовые результаты деятельности недостаточны для продолжения операционной деятельности, ограничен объем оказываемых услуг, неэффективна кадровая политика.
Целью дипломного проекта является разработка мероприятий повышения эффективности стратегического управления организации.
В дипломном проекте поставлены следующие задачи:
- проанализировать опыт стратегического управления организации ООО «Энергия» в п. Хатанга;
- выявить проблемы стратегического управления в экономике ООО «Энергия» п. Хатанга;
- исследовать внешнюю и внутреннюю среду организации;
- разработать стратегические направления деятельности организации;
- оценить эффективность мероприятий по повышению эффективности стратегического управления ООО "Энергия" в п. Хатанга.
Методами исследования являются сравнительный, графический, коэффициентный и др.
Информационная база исследования представлена материалами федеральной и краевой служб статистики, данными программ социально-экономического развития Таймырского муниципального района, уставными документами и отчетностью за 2014 - 2015 гг. ООО «Энергия», материалами отечественных и зарубежных ученых, прочими источниками.
Значение стратегического управления, позволяющего компаниям выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию организации к быстро меняющейся окружающей среде.
Если раньше считалось, что большой имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
В результате проведенного исследования было определено, что ООО «Энергия» в своей деятельности находится под существенным влиянием экономических, технологических и экологических факторов. Влияние социально-экономических факторов признано наиболее сильными. Эти факторы принимают во внимание темп роста экономики муниципального района, которые в последние два года замедлились, демографическую ситуацию, которая характеризуется оттоком населения, невысокими средними доходами и прожиточным минимумом, которые делают потребителей чувствительными к изменению цен и тарифов, другими факторами. Важными технологическим факторами стали степень износа основных фондов отрасли, инвестиции на техническое перевооружение. К процессу, стимулирующему стратегическое развитие ООО «Энергия», можно отнести наличие муниципальной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности муниципальных учреждений п. Хатанга.
Анализ внутренней среды позволяется делать выводы о том, у предприятия сложился круг постоянных потребителей, главным образом, население и бюджетные учреждения образования, медицины, социальной защиты. Значительного давления конкурентов предприятие не испытывает. Высока зависимость от поставщиков топлива.
Оценивая внутренний потенциал нужно сказать о том, что прибыль от продаж у предприятия отрицательная, что компенсируется поступлениями из бюджета на оплату выпадающих доходов. Чистая прибыль только в 2014 году стала отрицательной. Коэффициенты ликвидности ниже нормы. Финансовая ситуация на предприятии может быть охарактеризована как нормальная. Но существует финансовый риск структуры капитала, т.е. доля собственного капитала находится на уровне 21%.
Результаты оценки систем маркетинга, управления кадрами, производства и финансов также показали, что необходимо их дальнейшее совершенствование.
В качестве мероприятий по совершенствованию стратегического управления определены два: разработка программы совершенствования тарифной политики и программа по совершенствованию кадрового потенциала и построение системы мотивации в организации. Также в проекте определены основные этапы разработки этих программ и дана оценка их эффективности в рамках KPI.
Если раньше считалось, что большой имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
В результате проведенного исследования было определено, что ООО «Энергия» в своей деятельности находится под существенным влиянием экономических, технологических и экологических факторов. Влияние социально-экономических факторов признано наиболее сильными. Эти факторы принимают во внимание темп роста экономики муниципального района, которые в последние два года замедлились, демографическую ситуацию, которая характеризуется оттоком населения, невысокими средними доходами и прожиточным минимумом, которые делают потребителей чувствительными к изменению цен и тарифов, другими факторами. Важными технологическим факторами стали степень износа основных фондов отрасли, инвестиции на техническое перевооружение. К процессу, стимулирующему стратегическое развитие ООО «Энергия», можно отнести наличие муниципальной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности муниципальных учреждений п. Хатанга.
Анализ внутренней среды позволяется делать выводы о том, у предприятия сложился круг постоянных потребителей, главным образом, население и бюджетные учреждения образования, медицины, социальной защиты. Значительного давления конкурентов предприятие не испытывает. Высока зависимость от поставщиков топлива.
Оценивая внутренний потенциал нужно сказать о том, что прибыль от продаж у предприятия отрицательная, что компенсируется поступлениями из бюджета на оплату выпадающих доходов. Чистая прибыль только в 2014 году стала отрицательной. Коэффициенты ликвидности ниже нормы. Финансовая ситуация на предприятии может быть охарактеризована как нормальная. Но существует финансовый риск структуры капитала, т.е. доля собственного капитала находится на уровне 21%.
Результаты оценки систем маркетинга, управления кадрами, производства и финансов также показали, что необходимо их дальнейшее совершенствование.
В качестве мероприятий по совершенствованию стратегического управления определены два: разработка программы совершенствования тарифной политики и программа по совершенствованию кадрового потенциала и построение системы мотивации в организации. Также в проекте определены основные этапы разработки этих программ и дана оценка их эффективности в рамках KPI.



