Введение 4
1 Теоретические основы использования культуротворческих
технологий в волонтерской деятельности 10
1.1 Волонтерская деятельность как социокультурный факто 10
1.2 Сущность и виды культуротворческих технологий 16
2 Использование особенностей культуротворческих технологий, как средство
активизации добровольцев 32
2.1 Особенности использования культуротворческих технологий в
волонтерском движении 32
2.2 Проект «Молодые Молодым» на базе молодежного центра «ЮГ»
п.Шушенское 40
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложения А-В 66
Современная культурология, педагогика и социология рассматривают становление личности как целостный процесс, так как ни одно качество не формируется и не проявляется изолированно, а всегда выступает как проявление личности во всем ее единстве и многообразии. Это предопределяет необходимость организации взаимосвязной системы трудового, физического, интеллектуального, морального и эстетического воспитания.
Эти важные для общества функции выполняет культурно-досуговое объединение, как волонтерство, поэтому возникает необходимость в поддержке содержания этой деятельности, методов ее осуществления и поиска новых технологий для поддержания интереса участников движения.
Основная задача волонтерской деятельности заключается не только в помощи на безвозмездной основе социально-незащищенным слоям населения, но и в развитии социальной активности и развитие творческого потенциала личности самого волонтера, в организации разнообразных форм досуга и отдыха, в создании условий для полной реализации личности в сфере занятий художественной самодеятельностью и любительским творчеством.
Многообразие деятельности в современном мире дает человеку огромные возможности для самообразования, саморазвития и развития творческого потенциала, но к сожалению, в настоящее время разрушение ценностей, опережает процесс их появления и укрепление новых.
Именно поэтому в настоящее время повышается внимание к реализации проектов с участием волонтеров, в которых происходит интеллектуальное , духовно-нравственное и творческое развитие личности.
Последнее время специалисты социально-культурной деятельности обращают все большее внимание на проблемы в организации молодежной самодеятельности. Это скорее вызвано изменениями, которые характерны для сферы жизнедеятельности молодых людей, а так же изменениями которые происходили в последние годы в России — падение общего уровня культуры молодежи, традиционных ценностей и норм, упрощение массовой культуры. Недостаточное количество дипломированных специалистов также значительно повлияло на снижение уровня работы методических служб по организации досуга и самодеятельного творчества.
Проведя опрос среди молодежи , а затем проанализировав результаты опроса, было выявлено, что самыми распространенными и привлекательными формами досуга являются: музыка, танцы, прогулки с друзьями, игры, тем самым вытесняя как форму художественно-творческую деятельность (Приложение А).
Эксперты в области культурно-досуговой деятельности считают, что именно в сфере занятий творчеством, каждый может реализовать свои потребности, выступая в качестве свободной индивидуализации, способной к всестороннему общению и творчеству.
Удовлетворение, которое человек получает от культурно-творческой деятельности, позволяет расширить кругозор личности, а так же способствует реализации других функций культуры: просветительской,профориентационной, рекреационной, самореализационной и творческой.
Непосредственное стимулирование волонтеров в направлении творчества наиболее эффективно будет помогать духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями, приобщении к различным видам искусства, а также позволяет волонтерской деятельности расширить круг участников, разнообразив их спектр, формы и виды деятельности.
В связи с этим несмотря на изученность и разработку темы различными учеными, также возникают вопросы как: применение в волонтерской деятельности культуротворческих технологий и выявление их особенностей, реализация деятельности волонтеров через культуротворческие технологии.
Проблемной ситуацией становится то, что развитие и культурные запросы не всегда соответствуют предложениям со стороны организаций которые реализуют проекты, для их соотношения необходимо не только владеть методами организации деятельности и методологическим обеспечением, но и уметь определять и использовать новые формы и виды в связи с интересами участников.
Степень изученности проблемы
О применении культуротворческих технологий в деятельности и о деятельности волонтеров посвящены многочисленные труды отечественных и зарубежных авторов, в которых исследуются и анализируются такие аспекты, как история волонтерского движения, его актуальность, роль культуротворческих технологий, их содержание, виды, формы, а также методы использования их в досуговой деятельности.
Изучением понятия «волонтер» и сущности деятельность волонтера, волонтерства как социокультурного фактора, истории, опыта добровольческого движения в других странах занимались А. Б. Бархаев, Г. И. Бодренкова, Т. И. Иванушкина, Л. А. Кудринская, Л. Е. Сикорская, Е. Л. Шекова, Т. Н. Арсеньева, Е. В. Богданова, И. Н. Горигорьев и другие авторы.
Множество работ посвящено изучению культуротворческих технологий, их форм, видов, методов использования Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников,A. Д. Жаркова, Ю. А. Стрельцова, М. В. Созинова, Л. Н. Коптев, А. Д. Жарков, B.В. Туева, Н. Н. Ярошенко и других.
Изучением саморазвития и самореализации человека в культурно-досуговой сфере занимались Иконникова С. Н., Добрынина В. И., Кашина М. В., Скобкин B. C., Буева Л. П., Иванушкина Т. И. и другие.
Эффективная организация творческой самодеятельности отражается в работах, Л. А. Даринская, С. Л. Рубенштейн, В. Я. Сургаев.
Способы и методы побуждения личности к использованию интеллектуальных и творческих способностей нашли в работе Э. Мэйо.
Ч. Борнард и В. Врум , рассматривали, что материальная мотивация существует до определенного момента, после человек мотивирует себя восприятием личного желания и социальной среде.
Более подробно о мотивировании и стимулировании к различным видам деятельности человека разработаны в работе Д. Макгрегора, из содержания работы видно, что человек в конце стремиться к удовлетворению в сфере творчества, духовных потребностей и самореализации.
Таким образом, культуротворческие технологии, их виды, формы, выявление их особенностей в добровольчестве, мотивация к деятельности через культуротворческие технологии были изучены как российскими, так и зарубежными исследователями. Опираясь на данных исследователей будет проведен анализ культуротворческих технологий как способ мотивирования участия в добровольчестве, рассмотрены основные понятия, виды, формы технологий, специфика волонтерской деятельности, а так же выделены особенности культуротворческих технологий в волотерской деятельности.
Использование материалов научных работ по исследованию культуротворческих технологий, их видов, форм и особенностей позволит всесторонне подойти к проблематике выпускной квалификационной работы: раскрыть особенности применения культуротворческих технологий в добровольчестве, оценить уровень стимулирования волонтеров участвовать в движении на сегодняшний день, а так же сделать вывод и подвести итоги.
Объект и предмет исследования.
Объектом в данной работе будет являться деятельность волонтеров в социокультурной сфере, предметом является культуротворческие технологии.
Цель исследования.
Цель — исследовать особенности культуротворческих технологий и их роль в процессе деятельности волонтеров, как ведущее направление для поддержания активности участников волонтерского движения.
Задачи исследования.
Задачами данной выпускной квалификационной работы являются:
1. Рассмотреть понятие волонтерства как социокультурный фактор.
2. Проанализировать понятие и признаки культуротворческих технологий в социокультурной сфере.
3. Исследовать культуротворческие технологии, применяемые в деятельности волонтеров и выявить их особенности
4. Разработать проект «Молодые - Молодым», который будет направлен на решение поставленной проблемы.
Методологическая основа исследования.
При выполнении данной выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: анализ, синтез, обобщение, системный подход. Также при работе над практической частью использовались эмпирические методы исследования: анкетирование, наблюдение, экспертное интервью.
Были исследованы, далее проведён анализ научных статей, публикаций зарубежных и отечественных исследователей, педагогов: Бархаева А. Б., Жаркова А. Д., Воловика А. Ф., Т. Г. Киселёвой, Ю. Д. Красильников, Н. Н. Ершова, Л. А. Кудринская, И. А. Левдер, Н. Н. Ярошенко, Г. Л. Тульчинский, Т. И. Бакланова, Е. И. Григорьевой, Ю. А Стрельцов Т. И. Иванушкина, Е. Л. Шелкова, Н. Ю. Слабжанин и других. На основе этих работ была разработана теоретическая часть и выявлена актуальность проблемы выпускной квалификационной работы.
В работе использовались эмпирические методы в качестве экспертного интервью с десятью специалистами, работающими с волонтерами, и было проведено анкетирование и опрос ста двадцати четырех добровольцев. Результаты интервью, опроса и анкетирования помогли понять специфику работы волонтеров в п. Шушенское и определить проблемы, которые связанны с организацией деятельности волонтеров, это дало основу для написания практической части выпускной квалификационной работы.
Гипотеза
Культуротворческие технологии являются предметом побуждения к активной социокультурной интеграции волонтеров.
Новизна
В данной работе выявлены особенности использования культуротворческих технологий; выявлена ведущая роль деятельности волонтеров в социокультурной сфере; проведён анализ социально-культурной ситуации в области деятельности волонтеров и роли использования культуротворческих технологий в ней.
Теоретическая и практическая значимость.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
- рассмотрение оснований для изменения форм деятельности волонтеров;
- рассмотрение деятельности волонтеров как социокультурный фактор;
- выявление особенностей культуротворческих технологий в деятельности волонтеров.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для проявления интереса и мотивации у молодежи участвовать в движении молодежь, а также обучение добровольцев, что позволит расширить круг предлагаемой помощи населению.
Структура работы
Введение, первая глава, вторая глава, заключение, приложения А-В, список используемой литературы.
В первой главе мы рассматривали деятельность волонтеров как социокультурный фактор, что существует масса проблем которые возникают на основе не понимания, что дает это движение кроме безвозмездной помощи населению, волонтеров надо также мотивировать участвовать в движении, поддерживать интерес, давать возможность не только выполнять работу волонтера, но и развиваться. Проведя опрос среди волонтеров выяснилось, что реализовать все запросы добровольцев можно через обучение с помощью культуротворческих технологий.
Далее были рассмотрены сущность и виды культуротворческих технологий, в результате было подтверждено, что именно с их помощью можно решить ряд существующих проблем, и выявлены особенности культуротворческих технологий в деятельности волонтеров.
Исследование выделило важную роль культуротворчества в волонтерской деятельности, именно поэтому проблемы с уменьшением желающих участвовать в движение имело место быть. Все рассмотренные проблемы возникают из неправильной организации, не совпадения интересов участников и процессов деятельности.
Анализ проблемы позволил уточнить причину ее возникновения: слабо развитая инфраструктура поселка в сфере получения культуротворческих навыков и нехватка времени. На основе проблем данной выпускной квалификационной работе было разработано проектное решение, создание свободного пространства для развития, самореализации добровольцев, а также применение этих навыков на практике.
Цель — исследовать особенности культуротворческих технологий и их роль в процессе деятельности волонтеров, как ведущее направление для поддержания активности участников волонтерского движения была достигнута, были выявлены особенности их применения.
Гипотеза выпускной квалификационной работы, что культуротворческие технологии являются предметом побуждения к активной социокультурной интеграции, подтвердилась, подтвердить гипотезу помогли научные работы, статьи, опрос волонтеров и экспертное интервью со специалистами, работающими с молодежью.
1. Акоф, Р. Целеустремленные системы. / Р. Акоф, Р. Эмери. — Москва : , 2010
2. Ансофф, И. Стратегическое управление. / И. Ансофф. — Москва :, 2011.
3. Ариарский, М. А. Прикладная культурология: монография / М. А. Ариарский. — Санкт-Петербург, 2007 - 56 с.
4. Арсеньева, Т. Н. Добровольческие усилия в современной России: проблемы самоактуализации и моделирования инновационных форм менеджмента / Т. Н. Арсеньева // СОТИС — социальные технологии, исследования. — 2011. -№ 6. — С. 77-81.
5. Бархаев, А. Б. Имидж общественной организации как фактор вовлечений студенческой молодёжи в волонтёрскую деятельность / А. Б. Бархаев // ЛЕФ. -2015. — №25. — С. 75.
6. Бархаев, А. Б. Имидж общественной организации как фактор вовлечений студенческой молодёжи в волонтёрскую деятельность / А. Б. Бархаев // ЛЕФ. — 2015. — №25. — С. 78.
7. Богданова, Е. В. Теория и практика организации волонтерской деятельности студентов / Е. В. Богданова; М-во образования и науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. — Новосибирск : НГПУ, 2013. — 156 с.
8. Бодренкова, Г. И. Добровольчество / Г. И. Бодренкова // Социальная работа. — Москва , 2016. — № 1. — С. 153.
9. Бодренкова, Г. П. Анализ практики создания и деятельности российских добровольческих центров / Г. П. Бодренкова // Социальные технологии, исследования. — 2011. — № 6. — С. 57-76
10. Басов, Н. Ф. Социальная работа с молодёжью / Н. Ф. Басов. — Москва : Дашков и К, 2009, — 328 с.
11. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности. Москва : Изд- во Московского Университета, 1968
12. Бут-Гусаим, К. А. Формирование культуры добровольчества как объединяющий фактор в активной молодежной среде / К. А. Бут-Гусаим // Волонтер. — 2014. — № 4(12). — С. 66-71.
13. В помощь волонтеру: Сборник методических материалов. - Екатеринбург: Уральский институт социальных и общинных работников, 2003.
14. Винйард, Сью. Secrets of motivation How Get and Keep Volunteers and Paid Staff. Секреты мотивации: как привлекать добровольцев и поддерживать их заинтересованность в работе на высоком уровне. — 1991.
15. Виханский, О. С. Стратегическое управление / О. С. Виханский. — Москва. — 2013.
16. Врум, В. «Теория ожиданий» / (перевод с англ.яз.) / В. Врум. — Москва : Дело — 2001 — 467с.;
17. Галуцкий, Г. М. Экономика культуры / Г. М. Галуцкий. — Москва, 2011.
18. Герчикова, И. Н. Менеджмент / И. Н. Герчикова. — Москва, 2010.
19. Гончаров, Н. П. Примерное Положение об организации культурно-досуговой деятельности в муниципальном образовании. Справочник руководителя учреждения культуры / Н. П. Гончаров. — Москва, 2009 / №8.
20. Горшков, М. К. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты / М. К. Горшков, В. В. Петухов // Информационно - аналитический бюллетень ИНАБ 2007 — №4 — Москва : Институт социологии РАН, — 2007 — С.95
21. Григорьев, И. Н. Специфика организации волонтерства в молодежной среде / И.Н. Григорьев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — Москва, 2008. — № 12. — С. 100-104.
22. Денисов, Н.Г. Региональные субъекты социокультурного развития и функции / Н. Г. Денисов, — Москва : МГУК, 2011.
23. Дзиов, А. Х. О целях и условиях организации деятельности в парках культуры и отдыха / А. Х. Дзиов, — Москва : МГУК, 2012.
24. Дизель, П. Поведение человека в организации / П. Дизель, Р. У.Мак-Кинли — Москва , 2013.
25. Добрынина, В. И. Воспитание личности — управляемый процесс /
В. И. Добрынина // Социальное управление и молодежь — Москва. — 1969 — №3.
26. Даринская, Л. А. Раскрытие ключевых понятий в определении концепции развития творческого потенциала учащегося. Материалы Научно — практической конференции молодых ученых 26 марта 2002 г. Санкт-Петербург : СПбГУПМ, 2003.
27. Добринская, Е. И. Свободное время и культура личности. / Е. И. Добринскач, — Л., 1983.
28. Ерошенков, И. Н. Культурно - досуговая деятельность в современных условиях. / И. Н. Ерошенков. — Москва : НГИК, 2004.
29. Жарков, А.Д. Организация культурно - просветительной работы: Уч.пособие. — Москва : Просвещение, 2014.
30. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебн. пособие для студентов культуры и искусств / А. Д. Жаркова. — Москва : МГУКИ, 2002.
31. Жаркова, Л. С. Коммерческая деятельность учреждений культуры: Уч.пособие. — Москва, 2014.
32. Железко, С. Н., Формирование инновационных установок у горожан в процессе проблемно-практической игры / С. Н. Железко, М. Ю. Рю // Культура города: проблемы инноваций. — Москва , 2010.
33. Жукова, P. M. Парк культуры и отдыха как специфическое культурно-просветительное учреждение. / Р. М. Жукова. — Москва , 2010.
34. Заславская, Т. И. Куда пришла Россия? Итоги социетальной трансформации / Т. И. Заславская. — Москва : МВШСЭН, 2013. — С. 88
35. Иванушкина, Т. И. Социальное и профессиональное самоопределение молодежи через участие в волонтерском движении: Профессиональная ориентация, психологическая поддержка молодежи / Т. И. Иванушкина. — Москва : Академия, 2012. — С. 15.
36. Иконникова, С. Н. Молодежь как социальная категория /
С. Н. Иконникова, И. С. Кон, Москва — 1970. — С.257
37. Ильинский, И. М. Молодежная политика / Учебное пособие. — Москва : Голос, 2001. — 696 с.
38. Исаенко, В. П. Лидерская направленность в деятельности специалиста социально-культурной сферы. — Москва : МГУКИ, 2012.
39. Катаева, В. И. Управление волонтерами. Методические материалы. /
B. И. Катаева — Москва : Московский Дом общественных организаций, ГЭИТИ, 2008.
40. Кашина, М. В. Воспитываем нравственных профессионалов / М. В. Кашина // Профессиональное образование, — Москва, 2005. — № 5. — С. 26.
41. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность : учебн. пособие / Т.Г. Киселева, Ю. Д. Красильников — Москва : МГУКИ, 2014
42. Кон, И. С. Молодежь / И.С. Кон // БСЭ,Т16 — Москва, 1974. —C. 1119.
43. Коптев, Л. Н. Организация культурно досуговой деятельности. Методические указания / Л. Н. Коптев — Санкт - Петербург : СПбГУСЭ, 2005.
44. Краснов, Б. И. Общая и прикладная политология: учебн. пособие / Б.И. Краснов: под ред. В. И. Жукова — Москва : МГСУ, Изд-во «Союз», 1997
45. Кудринская, Л. А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика / Л. А. Кудринская // Социологические исследования. — Москва, 2015. — №6. — С. 21.
46. Кудринская, Л. А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика / Л.А. Кудринская // Социологические исследования. — Москва, 2015. — №6. — С.17.
47. Кузнецова, В. Н. Социология молодежи / В.Н. Кузнецова. — Москва, : Гардарики, 2007 — С.335
48. Кузщын, Г. М. Проектирование социально-культурных процессов: Уч. пособие. — Пермь, 2011.
49. Культура города: проблемы инноваций/ НИИ культуры. — Москва,2013.
50. Культура города: проблемы качества городской среды / НИИ культуры. — Москва , 2010.
51. Культура и образование. Проблема взаимодействия // Вопросы философии. — Москва,2013. — № 2.
52. Культура на перепутье. — Москва : РКХ РИЦ Мин.культуры РФ, 2014.
53. Культурная политика и художественная жизнь. — Москва,2013.
54. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему / Отв.ред. И. А. Бутенко, К. Э.Разлогов. — Москва, 2013.
55. Культурология. XX: Энциклопедический словарь: В 2 т. — Санкт - Петербург, 2013.
56. Лисовский, В. Т. Социология молодежи учебн. пособие / В.Т. Лисовский - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт — Петербургского университета, 1996 — С.361
57. Литвинцева, Г. Ю. Культурно-досуговая деятельность в петровский период: Автореф. дис. к.п.н. / Г. Ю. Литвинцева. — Санкт-Петербург , 2013.
58. Лясников, Н.В. Социально - экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи: учебн. пособие / Н. В. Лясников, Ю.Н. Лясникова — Москва. Российская академия предпринимательства, 2003.
59. Макгрегор, Д. Человеческая сторона предприятия / Д. Макгрегор. — 1960
60. Марков, А. П. . Основы социокультурного проектирования / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк — Санкт-Петербург, 2012.
61. Маслоу, А. Теория человеческой мотивации, Санкт-Петербург: Евразия — 1999;
62. Махов, Ф. С. Подросток и свободное время / Ф. С. Махов. — Ленинград : Лениздат, 1982.
63. Менщикова, И. Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы / И. Ю. Менщикова // Научные исследования в образовании. —2014. — № 4. — С. 31-34.
64. Методы мотивирования и работы с волонтерами: Материалы к лекции для координаторов по работе с добровольцами. — Санкт-Петербург. 2003. — 14 с. — Центр поддержки некоммерческих организаций, Школа управления НКО, Москва; Благотворительное общество «Невский ангел», Программа «Развитие добровольчества - обучение и методическая поддержка НКО, Санкт-Петербург, 2003.
65. Молчанова, Е. В. К вопросу мотивации вовлечения молодежи в современное волонтерское движение: региональный аспект / Е. В. Молчанова // Экономика и социум. — Москва, 2013 — №1 — С. 29-34.
66. Новиков, М. А. История, проблемы и перспективы развития молодежного волонтерства в России / М. А. Новиков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Москва, 2011. — № 6-3. — С. 141-144.
67. Онищенко, Е. В. Перспективы развития волонтерского движения в России / Е. В. Онищенко // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. — 2011. — № 2. — С. 183-187
68. Олчан, М. Добровольцы — ценный источник / М. Олчан, П. Джордан. — Ун-т Джона Хопкинса, 1997.
69. Орлова, Э. А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов / Э. А. Орлова // Теоретические основания культурной политики. — Москва : Рос. институт культурологии, 2013.
70. Попов, В. В. Досуг как пространство социализации / В. В. Попов. — Тюмень : Издательство Тюменского Государственного университета, 2000.
71. Разина, Н. А. Формирование учебной мотивации как одна из центральных проблем современной школы. Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: материалы III Международной научно-практической конференции / Е. А. Разина. — Тамбов, 2005.
72. Ребрина, Э. М. О программе мотивации волонтерской деятельности /
Э. М. Ребрина, О. В. Лобузина // Волонтер. — Москва, 2012. — № 1-2. — С. 69-74.
73. Рубинштейн, C.JI. Принцип творческой самодеятельности. // С.Л. Рубинштейн. — Вопросы психологии, 1986 — № 4.
74. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова — Москва : Аспект пресс, 2001.
75. Середа, В. А. Добровольческая деятельность как форма социальной активности / В. А. Середа // Социальные технологии, исследования. — Москва, 2011. — № 4. — С. 66-68.
76. Семенова, И. Ю. Социально-ценностные установки молодежи и их роль в формировании мотивации к волонтерской деятельности. Материалы конференции «Социально-ценностные установки и формирования позитивных мотиваций в молодежной среде» / И. Ю. Семенова. — Ульяновск , 2012. — С. 387.
77. Сикорская, Л. Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного становления молодежи / Л. Е. Сикорская, В. А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. — Москва, 2015. - №4. - С. 126.
78. Сикорская, Л. Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтёров социальной работы/ Л. Е. Сикорская //Социологические исследования. — Москва, 2015. — №3. — С. 5.
79. Скобкин, B.C. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере / B. C. Скобкин, А. М. Грачева, А. Л. Нистратов // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С. 23-30.
80. Созинова, М. В. Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников. Автореферат / М. В. Созинова. — Санкт-Петербург, 2004.
81. Слабжанин, Н. Ю. Как эффективно работать с добровольцами / Н.Ю. Слабжанин. — Москва: Наука, 2011 — С. 34.
82. Соколов, Э. В. Рациональное использование времени и культура досуга. Методология и практика культурно-просветительной деятельности. Сборник научных статей / Э. В. Соколов. — Ленинград, 1982.
83. Соколов, А. В. Феномен социально-культурной деятельности: монография / А. В. Соколов. — Санкт-Петербург. : СПбГУП, 2003.
84. Сорокин, П. А. Социально-культурная динамика / П. А. Сорокин. — Санкт-Петербург, 2010.
85. Социальное проектирование в сфере культуры: Игровые методы.// Сб.науч. тр. НИИ культуры. — Москва, 2010.
86. Стив МкКурли и Сью Винйард. 101 Ideas for volunteer programs — 101 идея добровольческих программ. / Стив МкКурли, Сью Винйард. — 2000.
87. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга : учебн. пособие, Изд. 2-е / Ю. А. Стрельцов. — Москва : МГУКИ, 2003.
88. Сургаев, В. Я. Социально-культурное творчество молодежи: методология, теория, практика / В. Я. Сургаев. — Санкт-Петербург, 2000 — С. 207.
89. Тесленко, А. Н. Молодежь как объект социально-педагогического исследования / А. Н. Тесленко // Вестник АГУ, Серия: Психология и педагогика. — Москва, 2001 — №5 — С. — 37-44
90. Туев, В. В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Ученые записки / Под науч. ред. Т. Г. Киселевой, В. И. Черниченко, Н. Н. Ярошенко. — Москва : МГУКИ, 2001. — Вып. 23. — С. 25 — 39.
91. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент с сфере культуры: учебн. пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова — Санкт - Петербург : Лань 2007.
92. Фандрайзинг // Кадровое агенство «Персонал» : (сайт). Режим доступа :http://personal-rk.ru/slovar_sovremennih_terminov/1261989677.html .
93. Чупров, В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. — Москва, 2000
94. Шанаев, С. Ф. Социальная активность и перспективы развития общества / С. Ф. Шанаев. — Москва : МГУ, 1998. — с. 22.
95. Шекова, Е. Л. Добровольческие трудовые отношения: основные определения/ Е. Л. Шекова // Человек и труд. — Москва, 2013. — № 4. — С. 6
96. Шекова, Е. Л. Труд добровольцев в сфере культуры США и России / Е. Л. Шелкова // Знание. Понимание. Умение. — 2012. — №9. — С. 13.
97. Шелдрейк, Д. Дуглас Мак-Грегор и человеческая сторона предприятия. Изд: Аспект Пресс. Учебники для вузов / Д. Шелдрейк. — Москва, 2005
98. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность как инструмент формирования гражданского общества в России / Н. Н. Ярошенко // Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации. — Тамбов, 2001. — с. 4-8.
99. Ярошенко, Н. Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности / Н. Н. Ярошенко. — Москва, 2000. — с. 197.
100. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория / Н. Н. Ярошенко. — Москва, 2000. — с. 204.
101. Volunteering and career building. A Guide for Career Practitioners, Educators, and Volunteer Managers - Добровольчество и карьера Руководство для тренеров по добровольчеству и менеджеров добровольческих программ. — Эдмонт, — 1998.