ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРОВ
|
Введение 4
1 Теоретические основы использования культуротворческих
технологий в волонтерской деятельности 10
1.1 Волонтерская деятельность как социокультурный факто 10
1.2 Сущность и виды культуротворческих технологий 16
2 Использование особенностей культуротворческих технологий, как средство
активизации добровольцев 32
2.1 Особенности использования культуротворческих технологий в
волонтерском движении 32
2.2 Проект «Молодые Молодым» на базе молодежного центра «ЮГ»
п.Шушенское 40
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложения А-В 66
1 Теоретические основы использования культуротворческих
технологий в волонтерской деятельности 10
1.1 Волонтерская деятельность как социокультурный факто 10
1.2 Сущность и виды культуротворческих технологий 16
2 Использование особенностей культуротворческих технологий, как средство
активизации добровольцев 32
2.1 Особенности использования культуротворческих технологий в
волонтерском движении 32
2.2 Проект «Молодые Молодым» на базе молодежного центра «ЮГ»
п.Шушенское 40
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложения А-В 66
Современная культурология, педагогика и социология рассматривают становление личности как целостный процесс, так как ни одно качество не формируется и не проявляется изолированно, а всегда выступает как проявление личности во всем ее единстве и многообразии. Это предопределяет необходимость организации взаимосвязной системы трудового, физического, интеллектуального, морального и эстетического воспитания.
Эти важные для общества функции выполняет культурно-досуговое объединение, как волонтерство, поэтому возникает необходимость в поддержке содержания этой деятельности, методов ее осуществления и поиска новых технологий для поддержания интереса участников движения.
Основная задача волонтерской деятельности заключается не только в помощи на безвозмездной основе социально-незащищенным слоям населения, но и в развитии социальной активности и развитие творческого потенциала личности самого волонтера, в организации разнообразных форм досуга и отдыха, в создании условий для полной реализации личности в сфере занятий художественной самодеятельностью и любительским творчеством.
Многообразие деятельности в современном мире дает человеку огромные возможности для самообразования, саморазвития и развития творческого потенциала, но к сожалению, в настоящее время разрушение ценностей, опережает процесс их появления и укрепление новых.
Именно поэтому в настоящее время повышается внимание к реализации проектов с участием волонтеров, в которых происходит интеллектуальное , духовно-нравственное и творческое развитие личности.
Последнее время специалисты социально-культурной деятельности обращают все большее внимание на проблемы в организации молодежной самодеятельности. Это скорее вызвано изменениями, которые характерны для сферы жизнедеятельности молодых людей, а так же изменениями которые происходили в последние годы в России — падение общего уровня культуры молодежи, традиционных ценностей и норм, упрощение массовой культуры. Недостаточное количество дипломированных специалистов также значительно повлияло на снижение уровня работы методических служб по организации досуга и самодеятельного творчества.
Проведя опрос среди молодежи , а затем проанализировав результаты опроса, было выявлено, что самыми распространенными и привлекательными формами досуга являются: музыка, танцы, прогулки с друзьями, игры, тем самым вытесняя как форму художественно-творческую деятельность (Приложение А).
Эксперты в области культурно-досуговой деятельности считают, что именно в сфере занятий творчеством, каждый может реализовать свои потребности, выступая в качестве свободной индивидуализации, способной к всестороннему общению и творчеству.
Удовлетворение, которое человек получает от культурно-творческой деятельности, позволяет расширить кругозор личности, а так же способствует реализации других функций культуры: просветительской,профориентационной, рекреационной, самореализационной и творческой.
Непосредственное стимулирование волонтеров в направлении творчества наиболее эффективно будет помогать духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями, приобщении к различным видам искусства, а также позволяет волонтерской деятельности расширить круг участников, разнообразив их спектр, формы и виды деятельности.
В связи с этим несмотря на изученность и разработку темы различными учеными, также возникают вопросы как: применение в волонтерской деятельности культуротворческих технологий и выявление их особенностей, реализация деятельности волонтеров через культуротворческие технологии.
Проблемной ситуацией становится то, что развитие и культурные запросы не всегда соответствуют предложениям со стороны организаций которые реализуют проекты, для их соотношения необходимо не только владеть методами организации деятельности и методологическим обеспечением, но и уметь определять и использовать новые формы и виды в связи с интересами участников.
Степень изученности проблемы
О применении культуротворческих технологий в деятельности и о деятельности волонтеров посвящены многочисленные труды отечественных и зарубежных авторов, в которых исследуются и анализируются такие аспекты, как история волонтерского движения, его актуальность, роль культуротворческих технологий, их содержание, виды, формы, а также методы использования их в досуговой деятельности.
Изучением понятия «волонтер» и сущности деятельность волонтера, волонтерства как социокультурного фактора, истории, опыта добровольческого движения в других странах занимались А. Б. Бархаев, Г. И. Бодренкова, Т. И. Иванушкина, Л. А. Кудринская, Л. Е. Сикорская, Е. Л. Шекова, Т. Н. Арсеньева, Е. В. Богданова, И. Н. Горигорьев и другие авторы.
Множество работ посвящено изучению культуротворческих технологий, их форм, видов, методов использования Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников,A. Д. Жаркова, Ю. А. Стрельцова, М. В. Созинова, Л. Н. Коптев, А. Д. Жарков, B.В. Туева, Н. Н. Ярошенко и других.
Изучением саморазвития и самореализации человека в культурно-досуговой сфере занимались Иконникова С. Н., Добрынина В. И., Кашина М. В., Скобкин B. C., Буева Л. П., Иванушкина Т. И. и другие.
Эффективная организация творческой самодеятельности отражается в работах, Л. А. Даринская, С. Л. Рубенштейн, В. Я. Сургаев.
Способы и методы побуждения личности к использованию интеллектуальных и творческих способностей нашли в работе Э. Мэйо.
Ч. Борнард и В. Врум , рассматривали, что материальная мотивация существует до определенного момента, после человек мотивирует себя восприятием личного желания и социальной среде.
Более подробно о мотивировании и стимулировании к различным видам деятельности человека разработаны в работе Д. Макгрегора, из содержания работы видно, что человек в конце стремиться к удовлетворению в сфере творчества, духовных потребностей и самореализации.
Таким образом, культуротворческие технологии, их виды, формы, выявление их особенностей в добровольчестве, мотивация к деятельности через культуротворческие технологии были изучены как российскими, так и зарубежными исследователями. Опираясь на данных исследователей будет проведен анализ культуротворческих технологий как способ мотивирования участия в добровольчестве, рассмотрены основные понятия, виды, формы технологий, специфика волонтерской деятельности, а так же выделены особенности культуротворческих технологий в волотерской деятельности.
Использование материалов научных работ по исследованию культуротворческих технологий, их видов, форм и особенностей позволит всесторонне подойти к проблематике выпускной квалификационной работы: раскрыть особенности применения культуротворческих технологий в добровольчестве, оценить уровень стимулирования волонтеров участвовать в движении на сегодняшний день, а так же сделать вывод и подвести итоги.
Объект и предмет исследования.
Объектом в данной работе будет являться деятельность волонтеров в социокультурной сфере, предметом является культуротворческие технологии.
Цель исследования.
Цель — исследовать особенности культуротворческих технологий и их роль в процессе деятельности волонтеров, как ведущее направление для поддержания активности участников волонтерского движения.
Задачи исследования.
Задачами данной выпускной квалификационной работы являются:
1. Рассмотреть понятие волонтерства как социокультурный фактор.
2. Проанализировать понятие и признаки культуротворческих технологий в социокультурной сфере.
3. Исследовать культуротворческие технологии, применяемые в деятельности волонтеров и выявить их особенности
4. Разработать проект «Молодые - Молодым», который будет направлен на решение поставленной проблемы.
Методологическая основа исследования.
При выполнении данной выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: анализ, синтез, обобщение, системный подход. Также при работе над практической частью использовались эмпирические методы исследования: анкетирование, наблюдение, экспертное интервью.
Были исследованы, далее проведён анализ научных статей, публикаций зарубежных и отечественных исследователей, педагогов: Бархаева А. Б., Жаркова А. Д., Воловика А. Ф., Т. Г. Киселёвой, Ю. Д. Красильников, Н. Н. Ершова, Л. А. Кудринская, И. А. Левдер, Н. Н. Ярошенко, Г. Л. Тульчинский, Т. И. Бакланова, Е. И. Григорьевой, Ю. А Стрельцов Т. И. Иванушкина, Е. Л. Шелкова, Н. Ю. Слабжанин и других. На основе этих работ была разработана теоретическая часть и выявлена актуальность проблемы выпускной квалификационной работы.
В работе использовались эмпирические методы в качестве экспертного интервью с десятью специалистами, работающими с волонтерами, и было проведено анкетирование и опрос ста двадцати четырех добровольцев. Результаты интервью, опроса и анкетирования помогли понять специфику работы волонтеров в п. Шушенское и определить проблемы, которые связанны с организацией деятельности волонтеров, это дало основу для написания практической части выпускной квалификационной работы.
Гипотеза
Культуротворческие технологии являются предметом побуждения к активной социокультурной интеграции волонтеров.
Новизна
В данной работе выявлены особенности использования культуротворческих технологий; выявлена ведущая роль деятельности волонтеров в социокультурной сфере; проведён анализ социально-культурной ситуации в области деятельности волонтеров и роли использования культуротворческих технологий в ней.
Теоретическая и практическая значимость.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
- рассмотрение оснований для изменения форм деятельности волонтеров;
- рассмотрение деятельности волонтеров как социокультурный фактор;
- выявление особенностей культуротворческих технологий в деятельности волонтеров.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для проявления интереса и мотивации у молодежи участвовать в движении молодежь, а также обучение добровольцев, что позволит расширить круг предлагаемой помощи населению.
Структура работы
Введение, первая глава, вторая глава, заключение, приложения А-В, список используемой литературы.
Эти важные для общества функции выполняет культурно-досуговое объединение, как волонтерство, поэтому возникает необходимость в поддержке содержания этой деятельности, методов ее осуществления и поиска новых технологий для поддержания интереса участников движения.
Основная задача волонтерской деятельности заключается не только в помощи на безвозмездной основе социально-незащищенным слоям населения, но и в развитии социальной активности и развитие творческого потенциала личности самого волонтера, в организации разнообразных форм досуга и отдыха, в создании условий для полной реализации личности в сфере занятий художественной самодеятельностью и любительским творчеством.
Многообразие деятельности в современном мире дает человеку огромные возможности для самообразования, саморазвития и развития творческого потенциала, но к сожалению, в настоящее время разрушение ценностей, опережает процесс их появления и укрепление новых.
Именно поэтому в настоящее время повышается внимание к реализации проектов с участием волонтеров, в которых происходит интеллектуальное , духовно-нравственное и творческое развитие личности.
Последнее время специалисты социально-культурной деятельности обращают все большее внимание на проблемы в организации молодежной самодеятельности. Это скорее вызвано изменениями, которые характерны для сферы жизнедеятельности молодых людей, а так же изменениями которые происходили в последние годы в России — падение общего уровня культуры молодежи, традиционных ценностей и норм, упрощение массовой культуры. Недостаточное количество дипломированных специалистов также значительно повлияло на снижение уровня работы методических служб по организации досуга и самодеятельного творчества.
Проведя опрос среди молодежи , а затем проанализировав результаты опроса, было выявлено, что самыми распространенными и привлекательными формами досуга являются: музыка, танцы, прогулки с друзьями, игры, тем самым вытесняя как форму художественно-творческую деятельность (Приложение А).
Эксперты в области культурно-досуговой деятельности считают, что именно в сфере занятий творчеством, каждый может реализовать свои потребности, выступая в качестве свободной индивидуализации, способной к всестороннему общению и творчеству.
Удовлетворение, которое человек получает от культурно-творческой деятельности, позволяет расширить кругозор личности, а так же способствует реализации других функций культуры: просветительской,профориентационной, рекреационной, самореализационной и творческой.
Непосредственное стимулирование волонтеров в направлении творчества наиболее эффективно будет помогать духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями, приобщении к различным видам искусства, а также позволяет волонтерской деятельности расширить круг участников, разнообразив их спектр, формы и виды деятельности.
В связи с этим несмотря на изученность и разработку темы различными учеными, также возникают вопросы как: применение в волонтерской деятельности культуротворческих технологий и выявление их особенностей, реализация деятельности волонтеров через культуротворческие технологии.
Проблемной ситуацией становится то, что развитие и культурные запросы не всегда соответствуют предложениям со стороны организаций которые реализуют проекты, для их соотношения необходимо не только владеть методами организации деятельности и методологическим обеспечением, но и уметь определять и использовать новые формы и виды в связи с интересами участников.
Степень изученности проблемы
О применении культуротворческих технологий в деятельности и о деятельности волонтеров посвящены многочисленные труды отечественных и зарубежных авторов, в которых исследуются и анализируются такие аспекты, как история волонтерского движения, его актуальность, роль культуротворческих технологий, их содержание, виды, формы, а также методы использования их в досуговой деятельности.
Изучением понятия «волонтер» и сущности деятельность волонтера, волонтерства как социокультурного фактора, истории, опыта добровольческого движения в других странах занимались А. Б. Бархаев, Г. И. Бодренкова, Т. И. Иванушкина, Л. А. Кудринская, Л. Е. Сикорская, Е. Л. Шекова, Т. Н. Арсеньева, Е. В. Богданова, И. Н. Горигорьев и другие авторы.
Множество работ посвящено изучению культуротворческих технологий, их форм, видов, методов использования Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников,A. Д. Жаркова, Ю. А. Стрельцова, М. В. Созинова, Л. Н. Коптев, А. Д. Жарков, B.В. Туева, Н. Н. Ярошенко и других.
Изучением саморазвития и самореализации человека в культурно-досуговой сфере занимались Иконникова С. Н., Добрынина В. И., Кашина М. В., Скобкин B. C., Буева Л. П., Иванушкина Т. И. и другие.
Эффективная организация творческой самодеятельности отражается в работах, Л. А. Даринская, С. Л. Рубенштейн, В. Я. Сургаев.
Способы и методы побуждения личности к использованию интеллектуальных и творческих способностей нашли в работе Э. Мэйо.
Ч. Борнард и В. Врум , рассматривали, что материальная мотивация существует до определенного момента, после человек мотивирует себя восприятием личного желания и социальной среде.
Более подробно о мотивировании и стимулировании к различным видам деятельности человека разработаны в работе Д. Макгрегора, из содержания работы видно, что человек в конце стремиться к удовлетворению в сфере творчества, духовных потребностей и самореализации.
Таким образом, культуротворческие технологии, их виды, формы, выявление их особенностей в добровольчестве, мотивация к деятельности через культуротворческие технологии были изучены как российскими, так и зарубежными исследователями. Опираясь на данных исследователей будет проведен анализ культуротворческих технологий как способ мотивирования участия в добровольчестве, рассмотрены основные понятия, виды, формы технологий, специфика волонтерской деятельности, а так же выделены особенности культуротворческих технологий в волотерской деятельности.
Использование материалов научных работ по исследованию культуротворческих технологий, их видов, форм и особенностей позволит всесторонне подойти к проблематике выпускной квалификационной работы: раскрыть особенности применения культуротворческих технологий в добровольчестве, оценить уровень стимулирования волонтеров участвовать в движении на сегодняшний день, а так же сделать вывод и подвести итоги.
Объект и предмет исследования.
Объектом в данной работе будет являться деятельность волонтеров в социокультурной сфере, предметом является культуротворческие технологии.
Цель исследования.
Цель — исследовать особенности культуротворческих технологий и их роль в процессе деятельности волонтеров, как ведущее направление для поддержания активности участников волонтерского движения.
Задачи исследования.
Задачами данной выпускной квалификационной работы являются:
1. Рассмотреть понятие волонтерства как социокультурный фактор.
2. Проанализировать понятие и признаки культуротворческих технологий в социокультурной сфере.
3. Исследовать культуротворческие технологии, применяемые в деятельности волонтеров и выявить их особенности
4. Разработать проект «Молодые - Молодым», который будет направлен на решение поставленной проблемы.
Методологическая основа исследования.
При выполнении данной выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: анализ, синтез, обобщение, системный подход. Также при работе над практической частью использовались эмпирические методы исследования: анкетирование, наблюдение, экспертное интервью.
Были исследованы, далее проведён анализ научных статей, публикаций зарубежных и отечественных исследователей, педагогов: Бархаева А. Б., Жаркова А. Д., Воловика А. Ф., Т. Г. Киселёвой, Ю. Д. Красильников, Н. Н. Ершова, Л. А. Кудринская, И. А. Левдер, Н. Н. Ярошенко, Г. Л. Тульчинский, Т. И. Бакланова, Е. И. Григорьевой, Ю. А Стрельцов Т. И. Иванушкина, Е. Л. Шелкова, Н. Ю. Слабжанин и других. На основе этих работ была разработана теоретическая часть и выявлена актуальность проблемы выпускной квалификационной работы.
В работе использовались эмпирические методы в качестве экспертного интервью с десятью специалистами, работающими с волонтерами, и было проведено анкетирование и опрос ста двадцати четырех добровольцев. Результаты интервью, опроса и анкетирования помогли понять специфику работы волонтеров в п. Шушенское и определить проблемы, которые связанны с организацией деятельности волонтеров, это дало основу для написания практической части выпускной квалификационной работы.
Гипотеза
Культуротворческие технологии являются предметом побуждения к активной социокультурной интеграции волонтеров.
Новизна
В данной работе выявлены особенности использования культуротворческих технологий; выявлена ведущая роль деятельности волонтеров в социокультурной сфере; проведён анализ социально-культурной ситуации в области деятельности волонтеров и роли использования культуротворческих технологий в ней.
Теоретическая и практическая значимость.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
- рассмотрение оснований для изменения форм деятельности волонтеров;
- рассмотрение деятельности волонтеров как социокультурный фактор;
- выявление особенностей культуротворческих технологий в деятельности волонтеров.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для проявления интереса и мотивации у молодежи участвовать в движении молодежь, а также обучение добровольцев, что позволит расширить круг предлагаемой помощи населению.
Структура работы
Введение, первая глава, вторая глава, заключение, приложения А-В, список используемой литературы.
В первой главе мы рассматривали деятельность волонтеров как социокультурный фактор, что существует масса проблем которые возникают на основе не понимания, что дает это движение кроме безвозмездной помощи населению, волонтеров надо также мотивировать участвовать в движении, поддерживать интерес, давать возможность не только выполнять работу волонтера, но и развиваться. Проведя опрос среди волонтеров выяснилось, что реализовать все запросы добровольцев можно через обучение с помощью культуротворческих технологий.
Далее были рассмотрены сущность и виды культуротворческих технологий, в результате было подтверждено, что именно с их помощью можно решить ряд существующих проблем, и выявлены особенности культуротворческих технологий в деятельности волонтеров.
Исследование выделило важную роль культуротворчества в волонтерской деятельности, именно поэтому проблемы с уменьшением желающих участвовать в движение имело место быть. Все рассмотренные проблемы возникают из неправильной организации, не совпадения интересов участников и процессов деятельности.
Анализ проблемы позволил уточнить причину ее возникновения: слабо развитая инфраструктура поселка в сфере получения культуротворческих навыков и нехватка времени. На основе проблем данной выпускной квалификационной работе было разработано проектное решение, создание свободного пространства для развития, самореализации добровольцев, а также применение этих навыков на практике.
Цель — исследовать особенности культуротворческих технологий и их роль в процессе деятельности волонтеров, как ведущее направление для поддержания активности участников волонтерского движения была достигнута, были выявлены особенности их применения.
Гипотеза выпускной квалификационной работы, что культуротворческие технологии являются предметом побуждения к активной социокультурной интеграции, подтвердилась, подтвердить гипотезу помогли научные работы, статьи, опрос волонтеров и экспертное интервью со специалистами, работающими с молодежью.
Далее были рассмотрены сущность и виды культуротворческих технологий, в результате было подтверждено, что именно с их помощью можно решить ряд существующих проблем, и выявлены особенности культуротворческих технологий в деятельности волонтеров.
Исследование выделило важную роль культуротворчества в волонтерской деятельности, именно поэтому проблемы с уменьшением желающих участвовать в движение имело место быть. Все рассмотренные проблемы возникают из неправильной организации, не совпадения интересов участников и процессов деятельности.
Анализ проблемы позволил уточнить причину ее возникновения: слабо развитая инфраструктура поселка в сфере получения культуротворческих навыков и нехватка времени. На основе проблем данной выпускной квалификационной работе было разработано проектное решение, создание свободного пространства для развития, самореализации добровольцев, а также применение этих навыков на практике.
Цель — исследовать особенности культуротворческих технологий и их роль в процессе деятельности волонтеров, как ведущее направление для поддержания активности участников волонтерского движения была достигнута, были выявлены особенности их применения.
Гипотеза выпускной квалификационной работы, что культуротворческие технологии являются предметом побуждения к активной социокультурной интеграции, подтвердилась, подтвердить гипотезу помогли научные работы, статьи, опрос волонтеров и экспертное интервью со специалистами, работающими с молодежью.
Подобные работы
- Региональное брендирование в сфере искусства (на примере Молодежного театра на Фонтанке)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016



