Юридические лица публичного права в России и Германии
|
Введение 1
1 История становления правовой категории юридических лиц
публичного права 5
2 Юридические лица публичного права в Германии 20
2.1 Понятие и признаки юридических лиц публичного права в
Германии 20
2.2 Классификация юридических лиц публичного права 25
3 Юридические лица публичного права в России 31
3.1 Понятие и признаки юридических лиц в правовой науке России..31
3.2 Классификация юридических лиц публичного права в России. ...46
Заключение 64
Список использованной литературы 67
1 История становления правовой категории юридических лиц
публичного права 5
2 Юридические лица публичного права в Германии 20
2.1 Понятие и признаки юридических лиц публичного права в
Германии 20
2.2 Классификация юридических лиц публичного права 25
3 Юридические лица публичного права в России 31
3.1 Понятие и признаки юридических лиц в правовой науке России..31
3.2 Классификация юридических лиц публичного права в России. ...46
Заключение 64
Список использованной литературы 67
На сегодняшний день в российской правовой науке не утихает спор об участии в экономических отношениях такого субъекта права как государство и о формах такого участия. Сравнительно недавно проведенная реформа гражданского законодательства показала, что в Российской Федерации существуют определенные проблемы в регулировании общественных отношений традиционной конструкции юридических лиц, закрепленной в Гражданском кодексе РФ. Создание новой классификации юридических лиц в настоящее время не смогло ясно определить статус публичных субъектов, участвующих в гражданских правоотношениях, что приводит к выводу об актуальности статуса такой категории юридических лиц как юридические лица публичного права.
Категория «юридическое лицо публичного права» научно разрабатывалась и законодательно закреплена во многих странах Европы, а также в некоторых странах постсоветского пространства. Сегодня Российская Федерация является той страной, где нет законодательного закрепления института юридических лиц публичного права, хотя в юридической доктрине разрабатывается большое количество подходов к пониманию юридических лиц публичного права.
В Германии категория юридических лиц публичного права является значимым инструментом выполнения государственных функций и осуществления государственного управления. Это правовая конструкция, которая позволяет организациям выполнять публичные функции и общественные задачи в публичном праве.
Цель исследования: изучение правовой природы юридических лиц публичного права, анализ правовых норм, регулирующих правовое положение юридических лиц публичного права в Германии, а также анализ перспектив развития данного института в России.
Основные задачи исследования:
- исследование и обобщение исторического теоретического осмысления понятия и сущности публичных юридических лиц;
- выявление уровня научной разработанности темы в российской и немецкой правовой доктрине;
- исследование законодательно закрепленной категории юридических лиц публичного права в Германии.
Объектом исследования является правовая категория юридических лиц публичного права в России и Германии, а также виды некоторых юридических лиц, урегулированных нормами публичного и частного права.
Предметом исследования являются изложенные в трудах российских и немецких авторов взгляды, касающиеся юридической природы, понятия, правосубъектности юридических лиц публичного права, законодательство и судебная практика.
В магистерской диссертации использованы такие научные методы как: анализ; восхождение от общего к частному, логический, системный подходы; сравнительно-правовой метод.
Теоретической основой диссертационного исследования явились исследования известных российских ученых: С.И. Архипова, А.В. Венедиктов, А.В. Винницкий, О.Л.Рассказов, О.А.Серова, Ю.В.Стукалова, Е.А. Суханов, В.Е. Чиркин, Г.Ф. Шершеневич, О.А. Ястребов, и другие.
Исходя из целей и задач, структура работы представляет две главы.
Категория «юридическое лицо публичного права» научно разрабатывалась и законодательно закреплена во многих странах Европы, а также в некоторых странах постсоветского пространства. Сегодня Российская Федерация является той страной, где нет законодательного закрепления института юридических лиц публичного права, хотя в юридической доктрине разрабатывается большое количество подходов к пониманию юридических лиц публичного права.
В Германии категория юридических лиц публичного права является значимым инструментом выполнения государственных функций и осуществления государственного управления. Это правовая конструкция, которая позволяет организациям выполнять публичные функции и общественные задачи в публичном праве.
Цель исследования: изучение правовой природы юридических лиц публичного права, анализ правовых норм, регулирующих правовое положение юридических лиц публичного права в Германии, а также анализ перспектив развития данного института в России.
Основные задачи исследования:
- исследование и обобщение исторического теоретического осмысления понятия и сущности публичных юридических лиц;
- выявление уровня научной разработанности темы в российской и немецкой правовой доктрине;
- исследование законодательно закрепленной категории юридических лиц публичного права в Германии.
Объектом исследования является правовая категория юридических лиц публичного права в России и Германии, а также виды некоторых юридических лиц, урегулированных нормами публичного и частного права.
Предметом исследования являются изложенные в трудах российских и немецких авторов взгляды, касающиеся юридической природы, понятия, правосубъектности юридических лиц публичного права, законодательство и судебная практика.
В магистерской диссертации использованы такие научные методы как: анализ; восхождение от общего к частному, логический, системный подходы; сравнительно-правовой метод.
Теоретической основой диссертационного исследования явились исследования известных российских ученых: С.И. Архипова, А.В. Венедиктов, А.В. Винницкий, О.Л.Рассказов, О.А.Серова, Ю.В.Стукалова, Е.А. Суханов, В.Е. Чиркин, Г.Ф. Шершеневич, О.А. Ястребов, и другие.
Исходя из целей и задач, структура работы представляет две главы.
Актуальным остается отсутствие в отечественном праве концептуальных юридических конструкций, позволяющих соединять публично-правовые и частноправовые элементы, остается актуальным. В заключение можно сделать несколько выводов.
Во- первых, сравнительно- правовой анализ категории юридического лица публичного права в правовых нормах Германии дает понять, что на практике такие публичные организации важны и нужны для наилучшего правового регулирования экономических отношений. Применение данной конструкции способно завершить споры о некоторых субъектах права, которые уже существуют в Российской Федерации и не вписываются в ту систему юридических лиц, которая закреплена в Гражданском кодексе.
Во-вторых, в российском законодательстве словосочетание «юридическое лицо публичного права» не используется. Однако, независимо от того, признает или нет возможность их существования законодатель, де- факто некоторые участники гражданского оборота, которые, на основе изложенных особенностей, по сути, являются юридическими лицами публичного права, реально существуют. Множество созданных государством юридических лиц, не соответствующих классическому восприятию организационно-правовых форм, установленных гражданским законодательством, по своей сути являются юридическими лицами публичного права. Анализ правового статуса публично-правовых компаний и ранее хозяйствующих субъектов в Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что таким организациям присущи признаки юридических лиц публичного права.
В-третьих, категорию юридических лиц публичного права следует относить не к гражданской, а к административной отрасли, так как гражданская правосубъетность таких юридических лиц является производной от публичной, что предопределяет необходимость переноса теоретического осмысления вопроса о юридических лицах публичного права в сферу государственно-правовых наук. Следует отметить, что наделение определенной организации статусом юридического лица публичного права не лишает такую организацию права участия в гражданско-правовых отношениях в установленных законом пределах.
В- четвертых, попытки наделения публично-правовые компании публично-правовыми функциями и делегирование им государственные полномочия так и не смогли полностью согласоваться с правовой формой некоммерческой организации, закрепленной в Гражданском Кодексе. Но следует отметить, что создание государственных корпораций, компаний, а теперь и публично-правовых компаний положительно влияет на экономическую деятельность государства. Такие юридические лица создаются для общественно - значимых целей, их деятельность осуществляется для выполнения публично-правовых функций, управления некоторым государственным имуществом и т.д., они обеспечивают лучшие результаты в экономической деятельности и в целом ограничат влияние государства в данной сфере. В такой ситуации придание публично-правовым компаниям статуса юридического лица публичного права является обоснованным.
В- пятых, при анализе некоторых российских федеральных законов и судебной практики можно наглядно увидеть, что процессуальная правосубъектность признается не только за юридическими лицами частного права, но и за юридическими лицами публичного права. Наличие публичных функций и властных полномочий является основанием для признания за организациями администартивной процессуальной правосубъектности, так как данная правосубъектность связана не со статусом или организационно-правовой формой, а с публично-правовым характером деятельности таких организаций.
Так, при анализе некоторых нормативных актов отчетливо видно разграничение законодателем организаций в сфере гражданского права и органов и организаций, «наделенных государственными или иными публичными полномочиями», обладающие правами юридических лиц и не являющимися лишь частноправовыми юридическими лицами. Также фактическое существование категории юридических лиц публичного права и признания ее законодателем находит отражение не только в судебной практике, но и в международных конвенциях, ратифицированных Российской Федерации.
Во- первых, сравнительно- правовой анализ категории юридического лица публичного права в правовых нормах Германии дает понять, что на практике такие публичные организации важны и нужны для наилучшего правового регулирования экономических отношений. Применение данной конструкции способно завершить споры о некоторых субъектах права, которые уже существуют в Российской Федерации и не вписываются в ту систему юридических лиц, которая закреплена в Гражданском кодексе.
Во-вторых, в российском законодательстве словосочетание «юридическое лицо публичного права» не используется. Однако, независимо от того, признает или нет возможность их существования законодатель, де- факто некоторые участники гражданского оборота, которые, на основе изложенных особенностей, по сути, являются юридическими лицами публичного права, реально существуют. Множество созданных государством юридических лиц, не соответствующих классическому восприятию организационно-правовых форм, установленных гражданским законодательством, по своей сути являются юридическими лицами публичного права. Анализ правового статуса публично-правовых компаний и ранее хозяйствующих субъектов в Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что таким организациям присущи признаки юридических лиц публичного права.
В-третьих, категорию юридических лиц публичного права следует относить не к гражданской, а к административной отрасли, так как гражданская правосубъетность таких юридических лиц является производной от публичной, что предопределяет необходимость переноса теоретического осмысления вопроса о юридических лицах публичного права в сферу государственно-правовых наук. Следует отметить, что наделение определенной организации статусом юридического лица публичного права не лишает такую организацию права участия в гражданско-правовых отношениях в установленных законом пределах.
В- четвертых, попытки наделения публично-правовые компании публично-правовыми функциями и делегирование им государственные полномочия так и не смогли полностью согласоваться с правовой формой некоммерческой организации, закрепленной в Гражданском Кодексе. Но следует отметить, что создание государственных корпораций, компаний, а теперь и публично-правовых компаний положительно влияет на экономическую деятельность государства. Такие юридические лица создаются для общественно - значимых целей, их деятельность осуществляется для выполнения публично-правовых функций, управления некоторым государственным имуществом и т.д., они обеспечивают лучшие результаты в экономической деятельности и в целом ограничат влияние государства в данной сфере. В такой ситуации придание публично-правовым компаниям статуса юридического лица публичного права является обоснованным.
В- пятых, при анализе некоторых российских федеральных законов и судебной практики можно наглядно увидеть, что процессуальная правосубъектность признается не только за юридическими лицами частного права, но и за юридическими лицами публичного права. Наличие публичных функций и властных полномочий является основанием для признания за организациями администартивной процессуальной правосубъектности, так как данная правосубъектность связана не со статусом или организационно-правовой формой, а с публично-правовым характером деятельности таких организаций.
Так, при анализе некоторых нормативных актов отчетливо видно разграничение законодателем организаций в сфере гражданского права и органов и организаций, «наделенных государственными или иными публичными полномочиями», обладающие правами юридических лиц и не являющимися лишь частноправовыми юридическими лицами. Также фактическое существование категории юридических лиц публичного права и признания ее законодателем находит отражение не только в судебной практике, но и в международных конвенциях, ратифицированных Российской Федерации.
Подобные работы
- Юридическое лицо в публичном праве
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЙ СТАТУС ПУБЛИЧНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЙ СТАТУС ПУБЛИЧНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Юридическая ответственность в частном праве
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Правовое положение юридических лиц в международном частном праве
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2020 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2016 - Актуальные проблемы дееспособности и правоспособности юридических лиц как субъектов современных предпринимательских отношений
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Правовое положение должника-юридического лица в российском законодательстве о банкротстве
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2021 - Формы и виды права собственности по российскому гражданскому законодательству
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019



