Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Юридические лица публичного права в России и Германии

Работа №22881

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
710
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
1 История становления правовой категории юридических лиц
публичного права 5
2 Юридические лица публичного права в Германии 20
2.1 Понятие и признаки юридических лиц публичного права в
Германии 20
2.2 Классификация юридических лиц публичного права 25
3 Юридические лица публичного права в России 31
3.1 Понятие и признаки юридических лиц в правовой науке России..31
3.2 Классификация юридических лиц публичного права в России. ...46
Заключение 64
Список использованной литературы 67


На сегодняшний день в российской правовой науке не утихает спор об участии в экономических отношениях такого субъекта права как государство и о формах такого участия. Сравнительно недавно проведенная реформа гражданского законодательства показала, что в Российской Федерации существуют определенные проблемы в регулировании общественных отношений традиционной конструкции юридических лиц, закрепленной в Гражданском кодексе РФ. Создание новой классификации юридических лиц в настоящее время не смогло ясно определить статус публичных субъектов, участвующих в гражданских правоотношениях, что приводит к выводу об актуальности статуса такой категории юридических лиц как юридические лица публичного права.
Категория «юридическое лицо публичного права» научно разрабатывалась и законодательно закреплена во многих странах Европы, а также в некоторых странах постсоветского пространства. Сегодня Российская Федерация является той страной, где нет законодательного закрепления института юридических лиц публичного права, хотя в юридической доктрине разрабатывается большое количество подходов к пониманию юридических лиц публичного права.
В Германии категория юридических лиц публичного права является значимым инструментом выполнения государственных функций и осуществления государственного управления. Это правовая конструкция, которая позволяет организациям выполнять публичные функции и общественные задачи в публичном праве.
Цель исследования: изучение правовой природы юридических лиц публичного права, анализ правовых норм, регулирующих правовое положение юридических лиц публичного права в Германии, а также анализ перспектив развития данного института в России.
Основные задачи исследования:
- исследование и обобщение исторического теоретического осмысления понятия и сущности публичных юридических лиц;
- выявление уровня научной разработанности темы в российской и немецкой правовой доктрине;
- исследование законодательно закрепленной категории юридических лиц публичного права в Германии.
Объектом исследования является правовая категория юридических лиц публичного права в России и Германии, а также виды некоторых юридических лиц, урегулированных нормами публичного и частного права.
Предметом исследования являются изложенные в трудах российских и немецких авторов взгляды, касающиеся юридической природы, понятия, правосубъектности юридических лиц публичного права, законодательство и судебная практика.
В магистерской диссертации использованы такие научные методы как: анализ; восхождение от общего к частному, логический, системный подходы; сравнительно-правовой метод.
Теоретической основой диссертационного исследования явились исследования известных российских ученых: С.И. Архипова, А.В. Венедиктов, А.В. Винницкий, О.Л.Рассказов, О.А.Серова, Ю.В.Стукалова, Е.А. Суханов, В.Е. Чиркин, Г.Ф. Шершеневич, О.А. Ястребов, и другие.
Исходя из целей и задач, структура работы представляет две главы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальным остается отсутствие в отечественном праве концептуальных юридических конструкций, позволяющих соединять публично-правовые и частноправовые элементы, остается актуальным. В заключение можно сделать несколько выводов.
Во- первых, сравнительно- правовой анализ категории юридического лица публичного права в правовых нормах Германии дает понять, что на практике такие публичные организации важны и нужны для наилучшего правового регулирования экономических отношений. Применение данной конструкции способно завершить споры о некоторых субъектах права, которые уже существуют в Российской Федерации и не вписываются в ту систему юридических лиц, которая закреплена в Гражданском кодексе.
Во-вторых, в российском законодательстве словосочетание «юридическое лицо публичного права» не используется. Однако, независимо от того, признает или нет возможность их существования законодатель, де- факто некоторые участники гражданского оборота, которые, на основе изложенных особенностей, по сути, являются юридическими лицами публичного права, реально существуют. Множество созданных государством юридических лиц, не соответствующих классическому восприятию организационно-правовых форм, установленных гражданским законодательством, по своей сути являются юридическими лицами публичного права. Анализ правового статуса публично-правовых компаний и ранее хозяйствующих субъектов в Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что таким организациям присущи признаки юридических лиц публичного права.
В-третьих, категорию юридических лиц публичного права следует относить не к гражданской, а к административной отрасли, так как гражданская правосубъетность таких юридических лиц является производной от публичной, что предопределяет необходимость переноса теоретического осмысления вопроса о юридических лицах публичного права в сферу государственно-правовых наук. Следует отметить, что наделение определенной организации статусом юридического лица публичного права не лишает такую организацию права участия в гражданско-правовых отношениях в установленных законом пределах.
В- четвертых, попытки наделения публично-правовые компании публично-правовыми функциями и делегирование им государственные полномочия так и не смогли полностью согласоваться с правовой формой некоммерческой организации, закрепленной в Гражданском Кодексе. Но следует отметить, что создание государственных корпораций, компаний, а теперь и публично-правовых компаний положительно влияет на экономическую деятельность государства. Такие юридические лица создаются для общественно - значимых целей, их деятельность осуществляется для выполнения публично-правовых функций, управления некоторым государственным имуществом и т.д., они обеспечивают лучшие результаты в экономической деятельности и в целом ограничат влияние государства в данной сфере. В такой ситуации придание публично-правовым компаниям статуса юридического лица публичного права является обоснованным.
В- пятых, при анализе некоторых российских федеральных законов и судебной практики можно наглядно увидеть, что процессуальная правосубъектность признается не только за юридическими лицами частного права, но и за юридическими лицами публичного права. Наличие публичных функций и властных полномочий является основанием для признания за организациями администартивной процессуальной правосубъектности, так как данная правосубъектность связана не со статусом или организационно-правовой формой, а с публично-правовым характером деятельности таких организаций.
Так, при анализе некоторых нормативных актов отчетливо видно разграничение законодателем организаций в сфере гражданского права и органов и организаций, «наделенных государственными или иными публичными полномочиями», обладающие правами юридических лиц и не являющимися лишь частноправовыми юридическими лицами. Также фактическое существование категории юридических лиц публичного права и признания ее законодателем находит отражение не только в судебной практике, но и в международных конвенциях, ратифицированных Российской Федерации.


1. О гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом [Электронный ресурс]: Международная конвенция заключена в г. Лондоне 23.03.2001 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. О гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (КГО/CLC) [Электронный ресурс]: Международная конвенция заключена в г. Брюсселе 29.11.1969 И Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. - Москва : Маркетинг, 2001. “39 с.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 Ыо51-Ф3 (в последней редакции) // Собрание законодательства РФ. 1994. No 32. Ст. 3301.
5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 08.03.2015 N 21-ФЗ ред. от 28.12.2017. И Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. О некоммерческих организациях [Электронный ресурс] : федер. закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция). // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.07.2016 No 236-ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. О Государственной корпорации по атомной энергии Росатом [Электронный ресурс] : федер. закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (последняя редакция). И Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http ://www.consultant.ru.
10.0 Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс] : федер. закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ ред. от 07.03.2018 (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018). // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
11.0 порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ ред. от 27.11.2017. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
12.0 некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 No 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. No 3. Ст. 145.
13.0 совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации : Указ Президента РФ от 18.07.2008 № 1108 // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 29 (ч. 1). — Ст. 3482.
14. Концепция развития законодательства о юридических лицах (проект). (Редакционный материал) // Вестник гражданского права. — 2009. — № 2.
15. Проект федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, отдельные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (не вступил в силу) // СПС Гарант// http://base.garant.ru/5762296/ (дата обращения 15.03.2018).
16. По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 «Основ законодательства РФ о нотариате: Постановление КС РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П//СЗ РФ. — 1998. — № 22. — Ст. 2491.
17. По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и
статьи 3 Федерального Закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области [Электронный ресурс]: Постановление
Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 N 19-П. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
18.06 отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степанова Евгения Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктами 3 и 4 части 2 статьи 18 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" [Электронный ресурс]: Определение Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 N 685-0-0. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». -Режим доступа: http://www.consultant.ru.
19.0 применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах [Электронный ресурс]: Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46. И Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
20. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда [Электронный ресурс]: от 17.02.2016 N 02АП-96/2016 по делу N А28-11980/2015. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
21. Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России) [Электронный ресурс]: Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 ред. от 05.08.2000. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Нормативные источники и судебные акты Германии:
1. Basistexte Offentliches Recht. 20. Auflage. С.Н. Beck. Munchen. 2015. S. 36-38.
2. Biirgerliches Gesetzbuch (BGB) [elektronische Quelle]: Gesetz vom 18.08.1896// Bundesministerium der Justiz und fur Verbraucherschutz, Juris GmbH „Gesetze im Internet - Zugriffsart: http://www.gesetze-im-intemet.de.
3. Verwaltungsverfahrensgesetz (VwVfG) [elektronische Quelle]: Gesetz vom 25.05.1976 // Bundesministerium der Justiz und fur Verbraucherschutz, Juris GmbH „Gesetze im Internet “. - Zugriffsart: http://www.gesetze-im-intemet.de.
4. Verwaltungsgerichtsordnung (VwGO) [elektronische Quelle]: Gesetz vom 21.01.1960 // Bundesministerium der Justiz und fur Verbraucherschutz, Juris GmbH „Gesetze im Internet46. - Zugriffsart: http://www.gesetze-im-intemet.de
Научная литература на русском языке:
1. Авилов Г. Е., Суханов Е. А. Юридические лица в современном российском гражданском праве/ Г. Е. Авилов, Е. А. Суханов // Вестник гражданского права. 2006. № 1. Т. 6. С. 14-25.
2. Адарченко Е.О. Государственные корпорации как вид юридических лиц публичного права /Е. О. Адарченко //Административное и муниципальное право. 2012. №7. С. 13-16.
3. Административно- процессуальное право Германии. Verwaltungsrechtsschutz in Deutschland: пер. с нем. / В. Бергманн. - М.: Волтере Клувер, 2007. - 288 с.
4. Алексеев С.С. Проблемы теории права: курс лекций: в 2 т. / С. С. Алексеев.- Свердловск.: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1972. - 396 с.
5. Архипов С. И. Субъект права: теоретическое исследование / С. И. Архипов.- СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. — 469 с.
6. Бабичев И.В. К вопросу о различии юридических лиц публичного права и юридических лиц частного права (институционально-системный подход) / И.
B. Бабичев И Конституционное и муниципальное право. - 2007. - N 10. - С. 2- 9.
7. Белов В. А. Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики: Т. 1 / В. А. Белов. - М.: Юрайт, 2015.- 993 с.
8. Белых В.С. К вопросу о юридическом лице публичного права / В. С. Белых // Бизнес, менеджмент и право. - 2007. - № 3 (15). - С. 52-60
9. Бехер В. В., Бабина К. И. Финансово- правовой статус государственных учреждений науки / В. В. Бехер, К. И. Бабина // Вестник Саратовского государственного социально- экономического университета. - 2014. - № 2 (51)-С. 150-152.
Ю.Болдырев В.А. О юридических лицах публичного права / В. А. Болдырев И Журнал российского права. - № 11.- 2008. - С. 127- 134.
11. Бондаренко В.В. Общие вопросы статуса юридических лиц публичного права/ В. В. Бондаренко // Мир политики и социологии.- 2012. - № 2.- С. 43-
49.
12. Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России / А. Г. Братко. М.: Спарк, 2001. -335 с.
13. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве (понятие, виды, государственные юридические лица) / С. Н. Братусь. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1947.- 367 с.
14. Бублик В. А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: автореф. дис.... докт. юрид. Наук / В. А. Бублик. - Екатеринбург, 2000. с. 49-53.
15. Буклемишев О.В., Данилов Ю.А., Кокорев Р.А. Мегарегулятор как результат эволюции финансового регулирования / О. В. Буклемишев, Ю.А Данилов, Р. А. Кокорев И Вестник Московского ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2015. - N 4. -
C. 52- 74.
16. Васильева А.Ф. Сервисное государство: административно-правовое исследование оказания публичных услуг в Германии и России / А.Ф. Васильева. М.: РАП. 2012. 329 с.
17. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. Избранные труды по гражданскому праву. Т. II. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sud09.ru/bibliot/Elib/1631.html
18. Волков А. М., Волков А.А. Юридические лица публичного права в концепции развития законодательства о юридических лицах/ А. М. Волков, А. А. Волков И Вестник РУДН. Юридические науки. - 2010. - № 1.- С. 31- 39.
19. Гришина Я.С. К вопросу о целесообразности легализации деления юридических лиц на публичные и частные / Я. С. Гришина // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2014. -№6(101).
С.141-146
20. Государственное и административное устройство Германии: сборник международных терминов из области права и управления. - Мюнхен-Бонн/ Баварская школа управления / Федеральная академия государственного управления МВД. - ФРГ, 1993 .- 270 с.
21 .Давыдов К. В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории / Под ред. д- ра юрид. наук, проф. Ю.Н. Старилова. Монография — М.: NOTA BENE, 2010. —390 с.
22. Дигесты Юстиниана / Отв. ред. Л.Л. Кофанов. - М.: Статут, 2006. - Т. VIII: Статьи и указатели. - 667 с.
23. Диденко А.А. Публичная компания как организационно-правовая форма юридического лица / А. А. Диденко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - No 6. С. 580 -589.
24. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Издательская группа инфра - М Норма, 2003.- 704 с.
25. Евтихиев А. О юридических лицах публичного права/ А. О. Евтихеев // Проблемы современного права: Сб. статей правового факультета Харьковского института народного хозяйства, посвященный памяти академика, профессора В.М. Гордона / Ред. Н.И. Палиенко и др. - Харьков, 1927. С. 86- 89.
26. Ельяшевич В. Б. Юридическое лицо, его происхождение и функции в римском праве / В. Б. Ельяшевич. - Спб., 1910. - 482 с.
27.3абарчук С.Е. Актуальные вопросы административно-правового статуса Пенсионного фонда РФ / С. Е. Забарчук // Административное право и процесс. - 2006. - № 2.
28.3амотаева Т. Б. Правовой статус Центрального Банка России / Т. Б. Замотаева И Законы России: опыт, анализ, практика. -2012. -№ 2. - С. 40-44.
29.Зинченко С.А., Галов В.В. Собственность и производные права (доктрина, законодательство, правоприменение). Монография. - Ростов-на-Дону: Профпресс, 2013. - 236 с.
ЗО.Зом Р. Институции: Учебник истории и системы римского гражданского
права. Пер. с 12-ого нем. изд. Г.А. Барковского/ Р. Зом.- Спб., 1908. -138 с.
31 .Клейн Н. И., Чубаров В. В. Правоспособность Центрального Банка Российской Федерации / Н. И. Клейн, В. В. Чубаров // Право и экономика. - 2001.-№6. С. 80.
32. Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учебное пособие / П. В. Козлова. - М.: Статут, 2003. - 318 с.
33. Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву. 2-е изд., испр./ М. И. Кулагин. - М.: Статут, 2004. - 363 с.
34. Курилкина О.А. Юридические лица публичного права: институт частного или публичного права/ О. А. Курилкина // Юристь - Правоведъ. - 2009. - № 3. -С. 59-61.
35. Лавренюк А.В. Субъекты публичного права: теоретико- правовое исследование: дис. ... канд. юрид. Наук / А. В. Лавренюк. -М., 2007. - 198 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ