Ведение
1 Теоретические и законодательные основы оценки муниципальных
служащих 8
1.1 Понятие, нормативно-правовая база, цели и задачи оценки
муниципальных служащих 8
1.2 Методы оценки муниципальных служащих 11
1.3 Критерии эффективности деятельности муниципальных служащих ... 17
2 Оценка деятельности муниципальных служащих 23
2.1 Анализ штатного расписания администрации района 23
2.2 Оценка деятельности муниципальных служащих администрации
района 38
3 Разработка предложений по совершенствованию методов оценивания
эффективности деятельности муниципальных служащих 51
3.1 Предложения по совершенствованию организации оценивания
муниципальных служащих 51
3.2 Предложения по совершенствованию методов оценивания
муниципальных служащих администрации района 58
Заключение 79
Список использованных источников 84
Приложение А Структурная схема администрации Железнодорожного
района в городе Красноярске 87
Приложение Б Протокол заседания комиссии по проведению аттестации
муниципальных служащих администрации
Железнодорожного района в городе Красноярске 88
Приложение В Примерный перечень вопросов для проведения тестирования
муниципальных служащих 93
Приложение Г Характеристика профессиональных и личностных качеств
служащего 104
Приложение Д Оценка служебного поведения служащего 105
Приложение Е Аттестационный лист муниципального служащего
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что все организации существуют для достижения поставленных перед ними целей.
Степень достижения этих целей показывает, насколько эффективно организация использует находящиеся в ее распоряжении силы и средства (ресурсы). Эффективность организации в целом складывается из эффективности использования каждого из организационных ресурсов, в том числе каждого сотрудника. Естественно, что сотрудники неодинаково выполняют свои функциональные обязанности и это напрямую зависит не только от степени профессиональной пригодности, но и от их способностей.
Оценка эффективности работы и ее повышение в организации перед каждым руководителем является одной из основных проблем. Особенно важно уделять внимание этому вопросу руководителям органов государственной и муниципальной власти, поскольку основными потребителями услуг данной организации являются граждане, и от результатов работы этих органов зависит качество жизни населения. В Российской Федерации действуют руководящие документы, порядок оценки эффективности органов государственной власти и местного самоуправления. В настоящее время в регионах Российской Федерации предусмотрена единая модель оценки органов государственной и муниципальной власти.
Порядок реализация данной модели определен двумя основными документами: Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [1] и Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [2].
Наряду с этим кадровая политика в вопросах муниципальной службы, как инструмент повышения эффективности деятельности муниципальных служащих характеризуется наличием некоторых проблем: недостаточное научно-методическое обеспечение процессов профессионального развития государственных и муниципальных служащих; субъективная оценка результатов их профессиональной деятельности; основные этапы должностного роста государственных и муниципальных служащих слабо мотивированы.
Сегодня очевидна положительная динамика повышения значения системы местного самоуправления. Постоянный рост сложности задач, стоящих перед местным самоуправлением, вызвали потребность привлечения на службу все более и более подготовленных профессионалов, способных в условиях использовать в работе самые современные технологии государственного и муниципального управления.
Уровень профессионализма кадрового состава органов местного самоуправления является в настоящее время одной из самых острых проблем в стране. Из-за некомпетентности муниципальных служащих, их профессиональной непригодности к работе на своих рабочих местах происходит немало ошибок и просчетов, приводящих к существенным материальным потерям, и в конце концов снижении показателей социально - экономического развития района в целом.
Для обеспечения эффективной деятельности органов местного самоуправления, выполнения сложных задач требуется серьезная подготовка работников аппарата органов местного самоуправления в области права, политики, экономики, теории управления, социологии и психологии, высокий уровень образования, развитие навыков аналитической работы, подготовки документов и материалов, умение владеть электронными технологиями информационными ресурсами, владение навыками работы.
Таким образом, актуальность рассмотрения темы, связанной с совершенствованием методов оценивания эффективности деятельности муниципальных служащих, очевидна.
Теоретические аспекты муниципального и государственного управления рассматриваются в научных работах Атаманчука С.Г., Глазуновой Н.И., Игнатова В.Г., Калиниченко Л.А., Козбаненко В.А. и др. Вопросы организации и прохождения муниципальной и государственной службы нашли отражение в трудах Атаманчука С.Г., Гладышева А.Г., Голованова В.И., Турчинова А.И. и др. Вопросам оценки муниципальных служащих посвящены работы таких исследователей как Болдырева Н.П., Ведрова Т.В., Малявкина Н.В., Матвеева Е.С., Преснякова Т.С., Силантьева М.В., Удачин Н.О., Чмут Н.А.
Основной целью данной работы является рассмотрение методологии комплексной критерийной оценки муниципальных служащих на базе определения совокупности частных оценок и разработка предложений по совершенствованию методов оценивания эффективности деятельности кадров администрации муниципального образования.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и законодательные основы оценки муниципальных служащих;
- провести оценку и подвести итоги результатов деятельности муниципальных служащих Администрации Железнодорожного района г. Красноярска;
- разработать предложения по совершенствованию организации оценивания муниципальных служащих администрации Железнодорожного района г. Красноярска;
- разработать предложения по совершенствованию методов оценивания эффективности деятельности муниципальных служащих администрации Железнодорожного района г. Красноярска.
Объект исследования - оценка деятельности муниципальных служащих Администрации Железнодорожного района г. Красноярска.
Предмет исследования - совершенствование методов оценки эффективности деятельности муниципальных служащих администрации Железнодорожного района г. Красноярска.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ нормативно-правовых актов, статистических данных, иных источников, наблюдение.
При написании работы использовались различные законодательные и нормативные акты, учебная и научная литература
Основной целью данной работы было рассмотрение методологии комплексной критерийной оценки муниципальных служащих на базе определения совокупности частных оценок и разработка предложений по совершенствованию методов оценивания эффективности деятельности кадров администрации муниципального образования.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические и законодательные основы оценки муниципальных служащих;
- проведена оценка и подведены итоги деятельности муниципальных служащих Администрации Железнодорожного района г. Красноярска;
- разработаны предложения по совершенствованию организации оценивания муниципальных служащих администрации Железнодорожного района г. Красноярска;
- разработаны предложения по совершенствованию методов оценивания эффективности деятельности муниципальных служащих администрации Железнодорожного района г. Красноярска.
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:
1) На основе анализа кадровой работы в администрации района показано, что из множества рекомендуемых к применению в практике муниципальных образований России форм оценки персонала используется только аттестация муниципальных служащих.
Между тем результаты мониторинга проводимых аттестаций показали и некоторую неподготовленность к соответствующей степени объективности в оценивании эффективности деятельности сотрудников администрации.
Во-первых, отсутствуют четко определенные критерии объективной оценки результативности работы структурных подразделений с видимой проекцией на вектор их деятельности.
Во-вторых, не разработаны показатели объективной оценки личного вклада муниципального служащего в общий результат работы (индивидуальной результативности) структурного подразделения.
Исследование показало, что глава района, заместители и начальники отделов не достаточно обеспечены исчерпывающей информацией о деятельности всех своих подчиненных, что ограничивает степень руководящего воздействия на соответствующих уровнях системы управления организацией, и как следствие снижает результативность ее деятельности.
В этой связи полагаем, что для исправления сложившейся ситуации следует принять действенные меры по внедрению полноценной системы комплексной оценки персонала, равно как использование иных эффективных кадровых технологий.
При анализе процесса аттестации, в работе отмечены сильные и слабые стороны проведения аттестации муниципальных служащих.
Сильные стороны:
Положительное влияние на мотивацию муниципальных служащих к трудовой деятельности и рост эффективности их работы;
По итогам аттестации можно определить деловые качества муниципальных служащих, уровень их квалификации и профессионализма, соответствие занимаемой должности или выполняемой работе;
Результаты аттестации дают возможность руководителю сделать вывод о профессиональной компетенции служащего, его возможном повышении или увольнении с должности;
Процедура аттестации даёт возможность муниципальному служащему зарекомендовать себя с лучшей стороны, показать свою квалификацию, инициативность. Успешное прохождение аттестации может способствовать повышению оплаты труда, продвижению по служебной лестнице;
(Для аттестуемого) возможность услышать адекватное мнение о себе от своего непосредственного начальника;
У аттестуемого нет полного понимания, какие именно недостатки видит в нем руководитель, и как можно их скорректировать, чтобы руководитель относился к своему подчиненному с уважением.
Слабые стороны:
- процедура проведения аттестации прописана в распоряжении администрации, где используются только традиционные методы, не включая современных методов деловой оценки;
- критерии деловой оценки размыты, при аттестации не выделены те компетенции, при которых осуществляется оценка муниципальных служащих;
- традиционные методы аттестации, такие как собеседование, тестирование малоэффективны в современном управлении.
В этой связи полагаем, что для исправления сложившейся ситуации следует принять действенные меры по внедрению полноценной системы комплексной оценки персонала, равно как использование доработанных технологий кадровой работы.
Отмечено, что даны следующие рекомендации по повышению эффективности оценки результативности деятельности муниципальных служащих:
- разработать дополнительные критерии деловой оценки, включающих (кроме традиционных критериев, таких как образование, стаж), личные качества, умения и навыки муниципальных служащих;
- увеличить количество методов деловой оценки (входного конкурса и аттестации) за счет использования современных методов деловой оценки персонала;
- в соответствии с результатами аттестации необходимо учитывать рекомендации комиссии и по их требованию повышать квалификацию и профессионализм муниципальных служащих.
При устранении недостатков в деловой оценке деятельности муниципальных служащих, она станет более эффективной.
2) В работе сделан вывод о том, что смысл метода оценки персонала заключается в том, чтобы на основе полученной информации от различных источников о предмете оценки служащего, разработать обобщающий показатель.
Определение критериев оценки служебной управленческой деятельности должно основываться на таких факторах, как особенность результатов, полученных в итоге служебной деятельности и отзыв о должностном положении муниципального служащего.
Сущность методов оценки персонала заключается в том, чтобы, основываясь на полученной информации, дать более объективную оценку каждому служащему с учетом его деловых и личностных характеристик. Основная трудность проведения соответствующих процедур - это субъективность оценки в работе соответствующих комиссий.
3) . В работе предложено для муниципальных служащих за основу оценки эффективности деятельности принять качество работы, надежность и своевременность принимаемых решений. Отмечено, что управленческий труд очень плохо поддается нормированию. Любой сотрудник имеет свои должностные обязанности, связанные с реализацией общей цели, но оценить действия каждого с помощью единого обобщенного показателя не всегда возможно.
Проблема измерения эффективности управленческого труда заключается в том, чтобы с помощью количественных показателей измерить такие параметры работы, как качество результатов труда, сложность работ, творческий подход и др.
Учитывая специфический характер труда государственных и муниципальных служащих, оценку эффективности следует производить комплексно, выделяя в качестве объектов оценки: совокупного работника; коллектив служащих функционального подразделения; индивидуального работника.
Применение современных методов оценки труда государственных и муниципальных гражданских служащих, и особенно руководителей, в период административной реформы приобретает особое значение. Проведение таких оценок накануне аттестации, в процессе выборов руководителя, при формировании резерва кадров на выдвижение, а также в текущих перестановках в кадровом составе играют важную роль в обеспечении открытости муниципальной и государственной службы.
В исследовании предложен к реализации проект по созданию системы комплексной оценки специалистов муниципальной службы при прохождении ими профильных процедур.
Важным этапом в выстраивании системы оценки персонала муниципальной службы Администрации Железнодорожного района, влияющим на формирование и развитие социально ориентированных компетенций муниципальных служащих, станет система отбора и оценки при проведении профильных процедур.
В конечном итоге благодаря оценочной деятельности начнет формироваться единая эффективная система оценки при управлении и развитии персонала, как инструмент повышения результатов деятельности организации в целом.
Причем задача такой системы не «выставить оценку специалисту», а стимулировать его саморазвитие и самосовершенствование, а руководству муниципальной службы помочь управлять карьерой персонала, причем в этом случае карьера может рассматриваться не столько как перемещение по служебной лестнице, сколько как стадии профессионального развития и роста специалистов. В целом же система муниципального управления становится более понятной и эффективной для городского сообщества.
1. Указ Президента Российской Федерации от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 27. Ст. 3256. Документ утратил силу с 01.01.2013 в связи с изданием Указа Президента РФ от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 (ред. от 14.10.2012) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 18. Ст. 2003.
3. Чмут Н.А. Особенности современных методов оценки гражданских и муниципальных служащих // Приложение к журналу Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. Сборник статей по итогам научно¬технической конференции. 2015. № 8. С. 155-157
4. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.03.2007, N 10, ст. 1152
5. Швыдкова А.О. Деловая оценка деятельности муниципальных служащих // В сборнике: Россия молодая Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием. 2015. С. 342
6. См.: Подсумкова Л.А. Подход к оценке эффективности труда муниципальных служащих с позиций сравнительного анализа деятельности по муниципальным образованиям Российской Федерации // Инновационная деятельность. 2015. № 1 (32). С. 99-105; Иголкин Р.Б., Подвальный Е.С. Модель компетенций, обеспечивающая формирование учебных программ системы обучения, повышения и оценки компетентности государственных гражданских и муниципальных служащих осуществляющих функции по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Воронежской области // Регион: государственное и муниципальное управление. 2016. № 1 (5). С. 6; Алероева М.Д. Аттестации муниципальных служащих администрации города-курорта Ессентуки // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2016. № 9-2. С. 15-19.
7. Куршиева Н.М. Проблемы конкурентоспособности государственных и муниципальных служащих. - Конкурентоспособная Россия. № 3(33). - 2012. - С. 45-56
8. Малявкина Н.В., Матвеева Е.С. Комплексная оценка эффективности правового статуса муниципального служащего // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 1. С. 22-25.
9. Болдырева Н.П. Критерии и методы оценки деятельности муниципальных служащих // Научные исследования: от теории к практике. 2015. № 3 (4). С. 276-278
10. Михайлова А.В. О роли профессиональных компетенций муниципальных служащих в профессиональной деятельности // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 2 (3). С. 112¬115.
11. Мельникова Р.И., Богатырева И.В. Кадровое обеспечение муниципальной службы региона: социологический анализ. Воронеж: Изд-во им. Болховитинова. - 2010. - 151 с., С. 34
12. Богатырева И.В. Формы и методы оценки профессиональной деятельности муниципальных служащих: современные тенденции и перспективы совершенствования // Власть. 2016. № 3. С. 40-44
13. Коржев М.А. Методические рекомендации по разработке показателей результативности деятельности органов власти и его работников // Инновационная наука. 2015. № 7-1 (7). С. 117-118
14. Горб В.Д. Подбор, оценка и расстановка муниципальных служащих // В сборнике: Государственный, муниципальный и хозяйственный менеджмент: состояние и пути совершенствования Сборник научных трудов по материалам V Региональной научно - практической конференции. 2015. С. 73-77
15. Информация с официального сайта администрации Железнодорожного района города Красноярска [Электронный документ]// Режим доступа: www.admkrsk.ru> Наш город > Районы города > Железнодорожный район
16. Информация с официального сайта администрации Железнодорожного района города Красноярска [Электронный документ]// Режим доступа: www.admkrsk.ru> Наш город > Районы города > Железнодорожный район
17. См.: Богатырева З.А. Критерии эффективности государственной службы в системе взаимодействия органов государственной власти. - В кн.: Государственная служба. Организация, кадры, управление / З.А. Богатырева. - М.: РАГС, 2012, С.106