Введение 4
1 Порядок организации физической подготовки в системе МЧС России 6
1.1 Общие и специальные задачи физической подготовки спасателей
сибирского региона 6
1.2 Организационные основы физической подготовки спасателей 9
1.3 Формы физической подготовки спасателей 11
1.4 Физкультурно-спортивная работа 13
1.5 Лыжная подготовка 13
1.6 Прикладная гимнастика 18
1.7 Легкая атлетика 27
1.8 Плавание и переправы вплавь 35
2 Организация и методы исследования 40
2.1 Методы исследования 40
2.1.1 Анализ и обобщение научно -методической литературы 40
2.1.2 Тестирование физической подготовленности 40
2.1.3 Метод наблюдения 44
2.1.4 Педагогический эксперимент 50
2.1.5 Метод математической статистики 50
2.2 Организация исследования 51
3 Результаты исследования и их обсуждение 52
3.1 Теоретическая и практическая методика физической подготовки
спасателей сибирского региона МЧС России 52
3.2 Обоснование экспериментальной методики физической подготовки
спасателей сибирского региона МЧС России 53
Заключение 58
Практические рекомендации 60
Список использованных источников 61
Приложение
Сохранение человеческих ресурсов общества является важнейшим фактором развития России, которое предполагает активную опору на службы спасения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) [23,24,44]. Полностью избавиться от чрезвычайных ситуаций человечеству не удастся. Именно спасателям-профессионалам необходимо быть готовыми противодействовать любой чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), а это требует хорошей физической подготовленности.
Организация физической культуры спасателей МЧС России осуществляется в соответствии с программой, утвержденной наставлением МЧС России [29,30]. Однако, как показывает практика, работа спасателей различных регионов страны имеет свои особенности и к тому же часто происходит в сложных климатогеографических, экстремальных, условиях, предъявляя повышенные требования к их психофизической подготовке. Это одна из немногих профессий, которая сочетает в себе владение профессиональными качествами сразу нескольких профессий, а именно: пожарного, водолаза, монтажника-высотника и др. Исходя из этого, спасатели должны обладать хорошей общей и специальной физической подготовкой [37]. Именно эти задачи решает профессионально -прикладная физическая культура [8,27].
Сибирский регион Российской Федерации в природном и географическом аспектах занимает достаточно обширную площадь и является очень многообразным по климатическим условиям. По данным МЧС России на территории Сибири, по степени риска, возможного нанесения ущерба хозяйству и населению. Наибольшую опасность представляют чрезвычайные ситуации, связанные с гидрометеорологическими процессами, что обусловлено резкими изменениями температуры (более чем на 10 градусов) и характером погоды [1,2] (сильные: ветры, ураганы, смерчи, штормы, бури, ливни, грозы и градобитие, снегопады, метели, гололед, наводнения, дождевые паводки).
Проведя анализ чрезвычайных ситуаций, возникающих на территории Сибирского региона, среди которых несут, угрозу населению с преобладанием катастроф природного характера составляют, 63,2 % и техногенного 39,4 %. Их детальный анализ свидетельствует об отличительных чертах ЧС, происходящих в Сибирском регионе. Ликвидация этих чрезвычайных ситуаций требует необходимости высокого развития у спасателей таких качеств как общая и силовая выносливость, ловкость, координация движений, волевые качества, оперативность мышления, эмоциональная устойчивость [17,38], устойчивость к высоким и низким температурам [15]. По данным МЧС России, в средней полосе чрезвычайные ситуации природного характера возникают значительно реже.
1. Исследования условий характера труда спасателей сибирского региона МЧС России выявили особенности производственной деятельности, предъявляющие определенные требования к их организму: устойчивость к утомлению при выполнении работ, длительных и интенсивных передвижений по пересеченной местности; устойчивость к высоким и низким температурам внешней среды; устойчивость к утомлению при нервно -эмоциональных нагрузках; устойчивость к неблагоприятным фактором внешней среды, возникающих при авариях (загазованность, задымленность, запыленность атмосферы, перепад давления, шум, недостаточная освещенность).
2. В ходе исследования были определены профессионально важные качества спасателей, работающих в условиях Сибирского региона. К ним относятся общая и силовая выносливость, ловкость, гибкость, быстрота движений, скорость реакций, волевые качества, оперативность мышления, переключение и распределение внимания, концентрация и устойчивость внимания, устойчивость к высоким и низким температурам.
3. Сравнительный анализ физической подготовки спасателей со стандартными нормативами выявили недостаточно высокий уровень общей выносливости, координационных способностей, что послужило необходимостью в увеличении количества занятий по общей физической подготовке, и в частности лыжной. В экспериментальную методику занятий физической подготовке были включены: лыжная подготовка в двойном объеме, ежедневное выполнение утренней гимнастики, факультативные занятия.
4. Внедрение практической методики позволило улучшить у спасателей:
- физическое развитие по весовому индексу Кетле на 24,9 % (Р < 0,05);
- функциональные возможности системы дыхания: по жизненному индексу на 11,1% (Р < 0,05); функциональное состояние организма по изменениям ЧСС на 11,4 % (Р < 0,05);
- в показателях физической подготовленности отмечен прирост общей выносливости на 20,3 % (Р < 0,05); скоростно-силовых качеств на 12,3 % (Р < 0,05); силовая выносливость 7,9 % (Р < 0,05); динамическая сила на 7,4 % (Р < 0,05); координационное способности на 8,5 % (Р < 0,05).
5. В результате проведения эксперимента выявлена эффективность разработанной методики физической подготовки спасателей на их профессионально важные физические качества Так, в раскряжевке дерева на сортаменты, где проявляется скоростно-силовая выносливость, результаты выше на 11,3 % (Р< 0,05); общая выносливость в забеге по пересеченной местности и поднимание в гору с рюкзаком на спине весом 7 кг повысилась на 17,9 % (Р < 0,05); в задании на развитие координационных способностей и скоростной выносливости при пробегании по бревну и лабиринту у контрольной группе №2 группы показатели выше по сравнению с контрольной группой на 16,7 % (Р< 0,05).
1. Быков В.В. Меры безопасности и требования гигиены на занятиях физическими упражнениями и спортом: методические указания к практическим занятиям / сост. М.: КрасГАСА Красноярск, 2006. - 52 с.
2. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Я. С. Вайнбаум, В. И. Коваль, Т. А. Родионова. - М. : Академия, 2005. - 240 с.
3. Доклад начальника физической подготовки и спорта Сибирского
регионального центра МЧС России от 13.07.2015 "Подведение итогов
спортивно-массовой работы и уровня физической подготовки в Главных управления МЧС России по субъектам РФ Сибирского федерального округа за 1 полугодие 2015 года", 2015. 12 с.
4. Евстратов В.Д. Лыжный спорт: Учебник для институтов и техникумов физической культуры / Г.Б. Чукардина, Б.И. Сергеева. - М.: ФиС, 1989. -319с.
5. Железняк Ю. Д Методика обучения физической культуре / И.В Кулишенко, И.В. Крякина. М. : Изд. центр «Академия», 2013 256 с.
6. Журавин М.Л. Гимнастика [Текст]: Учебник для студ. высш учеб. заведений/ Н.К. Меньшикова. - 6 изд. М. Академия, 2009. - 445 с.
7. Иванов, К.М. Строевые упражнения на практических занятиях по спортивным дисциплинам [Текст]: методические рекомендации / КМ. Иванов, Б.П. Кашеваров, Ю.И. Наклонов; Национальный гос. ун-т физич. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург - СПб.: Изд-во «Олимп- СПб», 2008. - 42 с.
8. Ильинич В.И. Профессионально -прикладная физическая подготовка студентов вузов: Научно -методические и организационные основы /В.И. Ильинич. М.: Высш. школа, 1978. 144 с.
9. Карпман В.Л. Спортивная медицина. Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 349.
10. Кашеваров Б.П. Руководство к самостоятельной работе студентов общего курса по дисциплине «Гимнастика» [Текст]: Учебно -методическое пособие / Б.П. Кашеваров, Н.Н. Серазетдинова З.Н. Кудрявцева; Национальный гос. ун-т физич. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт- Петербург. - СПб.: [б.и.], 2008. - 64 с.
11. Котова И.Б. Педагогика: теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш и сред. учеб. заведений - 8-е изд. / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, С.А. Смирнов - М.: «Академия», 2008. 512 с.
12. Кудашова Л.Т. Подвижные игры, эстафеты и игровые задания с использованием основных средств гимнастики [Текст]: Учебно -методическое пособие/ ЛТ. Кудашова, Л.В. Люйк. - Национальный гос. ун-т физич. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. 2001. - 45 с.
13. Кудашова ЛТ. Программа-задание по основной гимнастике для студентов вузов [Текст]: Учебное пособие /Л.Т. Кудашова, ЛВ. Люйк. - Национальный гос. ун-т физич. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2001. - 42 с.
14. Кудрявцева Е.И. Лыжный спорт: Учебник для техникумов физической культуры - М.: Физкультура и спорт, 2008. -287с.
15. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник / В.Р. Кучма - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 480 с.
16. Лисовский А.Ф. Техника и тактика горнолыжного спорта: рассмотрение понятий с позиций системного подхода / А.Ф.Лисовский; Чайковский гос.инст-т физ.культуры, г. Чайковский, 2005. 34 с.
17. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / А.М. Максименко 2-е изд, испр. и доп. М.: Физическая культура, 2009. 96 с.
18. Ожегов С.И Словарь русского языка / С.И. Ожегов; Под ред. Н.Ю. Шведовой 23 изд. Испр, М.: Русский язык, 1991. 917 с.
19. Олюнин А.П. Лыжная подготовка в общеобразовательных учреждениях: Метод. пособие для учебных заведений / Г.Б. Чукардин, Н.И.Семенов / Национальный гос. ун-т физич. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2011. - 71с.
20. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе [Текст]: Учебник для студентов высш. учеб. заведений / П.К. Петров. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 447 с.
21. Попова, Е.Г. Общеразвивающие упражнения [Текст]: Учебное пособие / Е.Г. Попова. - СПб.: Национальный гос. ун-т физич. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2012. - 73 с.
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 N 540 "Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно -спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)", 2014. 5 с.
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385. "Положение о федеральной противопожарной службе": офиц. Текст. Консультант плюс, 2015. 6 с.
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 N 484 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385": офиц. Текст. Консультант плюс, 2015. 2 с.
25. Приказ Министерства спорта и туризма России от 06.2014 N 116, "Об утверждении правил вида спорта «Лыжные гонки»", 2014. 67 с.
26. Приказ Министерства спорта и туризма России от 16.04.2010 N 365 "Об утверждении норм расходов на проведение физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий", 2010. 12 с.
27. Приказ Министерства спорта и туризма России от 21.01 2011 N 32, "Об утверждении правил служебно-прикладного спорта «Пожарно-прикладной спорт» ", 2011. 56 с.
28. Приказ министерства спорта Красноярского края от 28.12.2015 N 469п "О государственной аккредитации спортивной региональной общественной организации «Федерация лыжных гонок Красноярского края", 2015. 3 с.
29. Приказ МО России от 21.04.2009 N 200 "Об утверждении наставления по физической подготовке в вооруженных силах РФ", 2009. 119 с.
30. Приказ МЧС России от 30.03.2011 N 153 "Об утверждении наставления по физической подготовке личного состава ФПС", 2011. 26 с.
31. Приказ Федерального медико -биологического агентства, Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.05.2012 N 131 "Об утверждении норм расходов на обеспечение спортсменов сборных команд Российской Федерации лекарственными препаратами, биологически активными добавками и изделиями медицинского назначения", 2012. 8 с.
32. Прохорова М.В. Педагогика физической культуры: Учеб. / Прохорова М.В., Сидоров А. А., Синюхин Б.Д., Семенов А.Г. М.: Из -во «Путь»: ТИД «Альянс», 2006. 288 с.
33. Раменская Т.П. Лыжный спорт: Учебник / Баталов АГ. - М.: Флинта: Наука, 2014. -320с.
34. Распоряжение начальника Сибирского регионального центра МЧС России от 26.03.2015 N 133 "О сдаче зачетов по физической подготовке в территориальных органах МЧС России по субъектам Российской Федерации Сибирского федерального округа", 2015. 2 с.
35. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М. : Маркетинг, 2001. 39 с.
36. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебник для стуентов высших учебных заведений / В.А. Слестёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. 9-е изд., стер. М.: Изд.центр «Академия», 2008. 575 с.
37. Солодков. А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека - М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520с.
38. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Э.Я. Степаненкова. М: Изд. центр «Академия», 2001. 368 с.
39. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598, "О ходе выполнения Плана деятельности МЧС России на 2013-2018 годы", 2012. 63 с.
40. Чукардин Г.Б. Лыжный спорт: Технологии физкультурно -спортивной деятельности: Учеб. пособие, Н.И. Семенов / Национальный гос. ун-т физич. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,2001. - 120с.
41. Информационно -справочная и поисковая система sportgymn.net.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lesgaft.spb.ru
42. Справочная система lesgaft.spb.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lesgaft.spb.ru
43. Поисковая система Narod. Ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://lesgaft. spb.ru
44. Информационно-справочная и поисковая система google.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lesgaft.spb.ru
45. Информационная система sportgymnastics.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lesgaft.spb.ru
46. Информационная система gymnast.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lesgaft.spb.ru
47. Информационная система biogimnastika.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lesgaft.spb.ru
48. Информационная система gimnactika.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lesgaft.spb.ru
49. Информационная система sportgymrus.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lesgaft.spb.ru
50. Информационно-справочная система healthstyle.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lesgaft.spb.ru