Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
Введение 3
1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как объект
социальной работы 5
1.1 Социально-психологические особенности детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей 5
1.2. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - выпускников организаций для детей-сирот 12
2 Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей в постинтернатный период 21
2.1 Общая характеристика постинтернатного сопровождения детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 21
2.2 Модели постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей 31
3 Деятельность по постинтернатному сопровождению детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае (на примере краевого государственного казенного учреждения «Балахтинский детский дом») и возможности ее совершенствования
3.1 Опыт деятельности краевого государственного казенного
учреждения «Балахтинский детский дом» по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 41
3.2 Рекомендации по совершенствованию постинтернатного
сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 52
Заключение 57
Список использованных источников 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для выпускников краевого государственного казенного учреждения «Балахтинский детский дом» 69
1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как объект
социальной работы 5
1.1 Социально-психологические особенности детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей 5
1.2. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - выпускников организаций для детей-сирот 12
2 Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей в постинтернатный период 21
2.1 Общая характеристика постинтернатного сопровождения детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 21
2.2 Модели постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей 31
3 Деятельность по постинтернатному сопровождению детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае (на примере краевого государственного казенного учреждения «Балахтинский детский дом») и возможности ее совершенствования
3.1 Опыт деятельности краевого государственного казенного
учреждения «Балахтинский детский дом» по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 41
3.2 Рекомендации по совершенствованию постинтернатного
сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 52
Заключение 57
Список использованных источников 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для выпускников краевого государственного казенного учреждения «Балахтинский детский дом» 69
В настоящее время категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается одной из уязвимых социальных групп [1], требующей внимания, как со стороны государства, так и общества в целом.
В последние годы в Российской Федерации наблюдается снижение темпов роста численности данной категории несовершеннолетних. Так, в 2011 году выявлено 82177 детей, оставшихся без попечения родителей, в 2013 - 68770, в 2016 - 57290 [2, с. 1223]. Тем не менее, их общее количество остается большим. К примеру, в 2016 году 60 тысяч [3] детей лишились права жить и воспитываться в семье и проживают в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это приводит к тому, что ежегодно около 13 тысяч несовершеннолетних, находящихся на полном государственном попечении, начинают самостоятельную жизнь [4, с. 5].
Поскольку многие воспитанники в детские дома поступают в подростковом возрасте уже со сформировавшимися привычками к асоциальным формам поведения [5], вхождение в самостоятельную жизнь сопряжено со сложностями, которые они не могут решить самостоятельно. Так, 75% выпускников, вступая во взрослую жизнь, сталкиваются с одной или несколько проблемами: не получают профессионального образования, не могут устроиться на работу, защитить свои права и законные интересы, воспользоваться социальными льготами, получить жилое помещение, создать семью, организовать собственный быт [4, с. 5]. Одним из решений данных проблем является осуществление постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое способствует их успешной адаптации в обществе.
Впервые необходимость создания системы постинтернатного сопровождения нашла свое отражение в качестве приоритетной задачи государственной политики в Указе Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [6]. Что послужило созданию в субъектах РФ нормативно-правовых актов, направленных на разработку и дальнейшее совершенствования системы постинтернатного сопровождения.
Объектом выпускной квалификационной работы являются дети - выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве предмета выступает постинтернатное сопровождение детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка практических рекомендаций по совершенствованию постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- описать социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах;
- рассмотреть проблемы выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить модели постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- проанализировать деятельность краевого государственного казенного учреждения «Балахтинский детский дом» по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В процессе написания работы были использованы методы исследования: теоретический анализ, анализ нормативных документов и статистических данных, наблюдение, экспертное интервью, опрос.
В последние годы в Российской Федерации наблюдается снижение темпов роста численности данной категории несовершеннолетних. Так, в 2011 году выявлено 82177 детей, оставшихся без попечения родителей, в 2013 - 68770, в 2016 - 57290 [2, с. 1223]. Тем не менее, их общее количество остается большим. К примеру, в 2016 году 60 тысяч [3] детей лишились права жить и воспитываться в семье и проживают в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это приводит к тому, что ежегодно около 13 тысяч несовершеннолетних, находящихся на полном государственном попечении, начинают самостоятельную жизнь [4, с. 5].
Поскольку многие воспитанники в детские дома поступают в подростковом возрасте уже со сформировавшимися привычками к асоциальным формам поведения [5], вхождение в самостоятельную жизнь сопряжено со сложностями, которые они не могут решить самостоятельно. Так, 75% выпускников, вступая во взрослую жизнь, сталкиваются с одной или несколько проблемами: не получают профессионального образования, не могут устроиться на работу, защитить свои права и законные интересы, воспользоваться социальными льготами, получить жилое помещение, создать семью, организовать собственный быт [4, с. 5]. Одним из решений данных проблем является осуществление постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое способствует их успешной адаптации в обществе.
Впервые необходимость создания системы постинтернатного сопровождения нашла свое отражение в качестве приоритетной задачи государственной политики в Указе Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [6]. Что послужило созданию в субъектах РФ нормативно-правовых актов, направленных на разработку и дальнейшее совершенствования системы постинтернатного сопровождения.
Объектом выпускной квалификационной работы являются дети - выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве предмета выступает постинтернатное сопровождение детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка практических рекомендаций по совершенствованию постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- описать социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах;
- рассмотреть проблемы выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить модели постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- проанализировать деятельность краевого государственного казенного учреждения «Балахтинский детский дом» по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В процессе написания работы были использованы методы исследования: теоретический анализ, анализ нормативных документов и статистических данных, наблюдение, экспертное интервью, опрос.
Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью их успешной адаптации в обществе является одной из социально значимых тем современной России. Несмотря на принятие государством мер, направленных на улучшение положения данной категории населения, из детских домов выходят дети, неподготовленные к самостоятельной жизни.
В первой главе данной выпускной квалификационной работы было выяснено, что дети, лишенные семейного воспитания, имеют следующие социально-психологические особенности: проблемы физического и психического здоровья, неразвитый социальный интеллект, проявляющийся в недоверии к окружающим, сложности в установлении социальных контактов, неадекватной самооценки, а отсутствие самостоятельности, проживание в условиях коллектива сверстников способствуют формированию иждивенческой позиции, неуверенности в себе и своем будущем. В совокупности данные особенности становятся ведущими причинами возникновения проблем, препятствующих успешной социальной адаптации.
К таким проблемам относятся: проблемы жилищного обеспечения (большие очереди на получение квартир, потеря жилья и т.д.), недостаточное развитие бытовых навыков, необходимых для самостоятельной жизни; проблемы получения образования (неуспеваемость по общеобразовательным программам, ограничение выбора профессионального учреждения, незамотивированность на обучение); проблемы трудоустройства (сложность профессионального самоопределения, нежелание заниматься трудовой деятельностью); проблемы межличностного общения (недоверие к окружающим, неумение конструктивно разрешать конфликты и т.д.).
Во второй главе была рассмотрена возможность решения данных проблем с помощью постинтернатного сопровождения бывшего воспитанника детского дома, заключающегося в проведении комплекса мер психологического, социального, правового характера, направленных на создание условий для успешной социальной адаптации выпускников, и оказываемых, как специалистами различных государственных органов и организаций, так и отдельными гражданами.
Анализ региональных практик и нормативно -правовых актов субъектов в РФ показал, что распространенными моделями сопровождения являются создание служб постинтернатного сопровождения на базе того учреждения, в котором раннее воспитывался выпускник, функционирование социальных гостиниц, клубов поддержки выпускников, осуществление сопровождения на базе профессиональных учреждений при привлечении куратора, а также постинтернатный патронат выпускников.
В третьей главе рассмотрен опыт деятельности КГКУ «Балахтинский детский дом» по постинтернатному сопровождению выпускников, а также даны рекомендации для совершенствования данного направления работы.
Было установлено, что в своей деятельности сотрудники детского дома используют несколько моделей постинтернатного сопровождения, рассмотренных во второй главе, а именно: на базе учреждения создана служба постинтернатного сопровождения, которая осуществляет совместное сопровождение выпускников со специалистами профессиональных образовательных учреждений, а также организован постинтернатный патронат выпускников гражданами, оформившими попечительство.
Независимо от модели постинтернатного сопровождения, для развития социально-бытовых навыков выпускников рекомендуется восстановить функционирование учебной социальной комнаты, позволяющей воспитанникам получить опыт самостоятельной жизни на этапе подготовки к выпуску. Специалистам службы постинтернатного сопровождения рекомендуется разработать Положение об учебной социальной комнате, содержащей условия заселения и правила проживания выпускников, а также организовать совместные мероприятия воспитанников, проживающих в социальной комнате и выпускников, проживающих в детском доме, обучающихся в ПОУ. Корме этого, необходимо обеспечить раздельное проживание не только воспитанников и выпускников, обучающихся в ПОУ, но и выпускников, обратившихся за помощью в разрешении затруднительных ситуациях, временно проживающих в детском доме.
Одним из вариантов осуществления совместного сопровождения специалистами службы постинтернатного сопровождения и сотрудников ПОУ, осуществляющих профессиональную подготовку бывших воспитанников детского дома является реализация в Балахтинском аграрном техникуме проекта, позволяющего обучить, а в дальнейшем трудоустроить выпускников на определенное предприятие. Однако бывшие воспитанники недостаточно вовлечены в данный проект, так как предоставлена возможность обучения только на одной специальности, не отвечающей способностям несовершеннолетних. Для повышения эффективности данного проекта, а также оптимизации деятельности специалистов службы постинтернатного сопровождения, необходимо открыть специальности, наиболее предпочитаемых выпускниками.
Для совершенствования модели постинтернатного патроната выпускников необходимо установить постоянное взаимодействие со СМИ, с целью информирования граждан о возможности стать наставниками. Кроме этого, следует организовать подготовку будущих наставников с помощью сотрудничества со специалистами Благотворительного фонда «Счастливые дети». Развитие данной модели позволит обеспечить дополнительные возможности для осуществления сопровождения в условиях территориальной отдаленности службы постинтернатного сопровождения и ПОУ, в котором обучаются выпускники детского дома.
Для информационного обеспечения деятельности постинтернатного сопровождения рекомендуется на официальном сайте детского дома создать отдельный раздел, указать состав службы, основные направления деятельности, а также результаты сопровождения, предоставить информацию о возможности граждан стать наставниками выпускников.
В первой главе данной выпускной квалификационной работы было выяснено, что дети, лишенные семейного воспитания, имеют следующие социально-психологические особенности: проблемы физического и психического здоровья, неразвитый социальный интеллект, проявляющийся в недоверии к окружающим, сложности в установлении социальных контактов, неадекватной самооценки, а отсутствие самостоятельности, проживание в условиях коллектива сверстников способствуют формированию иждивенческой позиции, неуверенности в себе и своем будущем. В совокупности данные особенности становятся ведущими причинами возникновения проблем, препятствующих успешной социальной адаптации.
К таким проблемам относятся: проблемы жилищного обеспечения (большие очереди на получение квартир, потеря жилья и т.д.), недостаточное развитие бытовых навыков, необходимых для самостоятельной жизни; проблемы получения образования (неуспеваемость по общеобразовательным программам, ограничение выбора профессионального учреждения, незамотивированность на обучение); проблемы трудоустройства (сложность профессионального самоопределения, нежелание заниматься трудовой деятельностью); проблемы межличностного общения (недоверие к окружающим, неумение конструктивно разрешать конфликты и т.д.).
Во второй главе была рассмотрена возможность решения данных проблем с помощью постинтернатного сопровождения бывшего воспитанника детского дома, заключающегося в проведении комплекса мер психологического, социального, правового характера, направленных на создание условий для успешной социальной адаптации выпускников, и оказываемых, как специалистами различных государственных органов и организаций, так и отдельными гражданами.
Анализ региональных практик и нормативно -правовых актов субъектов в РФ показал, что распространенными моделями сопровождения являются создание служб постинтернатного сопровождения на базе того учреждения, в котором раннее воспитывался выпускник, функционирование социальных гостиниц, клубов поддержки выпускников, осуществление сопровождения на базе профессиональных учреждений при привлечении куратора, а также постинтернатный патронат выпускников.
В третьей главе рассмотрен опыт деятельности КГКУ «Балахтинский детский дом» по постинтернатному сопровождению выпускников, а также даны рекомендации для совершенствования данного направления работы.
Было установлено, что в своей деятельности сотрудники детского дома используют несколько моделей постинтернатного сопровождения, рассмотренных во второй главе, а именно: на базе учреждения создана служба постинтернатного сопровождения, которая осуществляет совместное сопровождение выпускников со специалистами профессиональных образовательных учреждений, а также организован постинтернатный патронат выпускников гражданами, оформившими попечительство.
Независимо от модели постинтернатного сопровождения, для развития социально-бытовых навыков выпускников рекомендуется восстановить функционирование учебной социальной комнаты, позволяющей воспитанникам получить опыт самостоятельной жизни на этапе подготовки к выпуску. Специалистам службы постинтернатного сопровождения рекомендуется разработать Положение об учебной социальной комнате, содержащей условия заселения и правила проживания выпускников, а также организовать совместные мероприятия воспитанников, проживающих в социальной комнате и выпускников, проживающих в детском доме, обучающихся в ПОУ. Корме этого, необходимо обеспечить раздельное проживание не только воспитанников и выпускников, обучающихся в ПОУ, но и выпускников, обратившихся за помощью в разрешении затруднительных ситуациях, временно проживающих в детском доме.
Одним из вариантов осуществления совместного сопровождения специалистами службы постинтернатного сопровождения и сотрудников ПОУ, осуществляющих профессиональную подготовку бывших воспитанников детского дома является реализация в Балахтинском аграрном техникуме проекта, позволяющего обучить, а в дальнейшем трудоустроить выпускников на определенное предприятие. Однако бывшие воспитанники недостаточно вовлечены в данный проект, так как предоставлена возможность обучения только на одной специальности, не отвечающей способностям несовершеннолетних. Для повышения эффективности данного проекта, а также оптимизации деятельности специалистов службы постинтернатного сопровождения, необходимо открыть специальности, наиболее предпочитаемых выпускниками.
Для совершенствования модели постинтернатного патроната выпускников необходимо установить постоянное взаимодействие со СМИ, с целью информирования граждан о возможности стать наставниками. Кроме этого, следует организовать подготовку будущих наставников с помощью сотрудничества со специалистами Благотворительного фонда «Счастливые дети». Развитие данной модели позволит обеспечить дополнительные возможности для осуществления сопровождения в условиях территориальной отдаленности службы постинтернатного сопровождения и ПОУ, в котором обучаются выпускники детского дома.
Для информационного обеспечения деятельности постинтернатного сопровождения рекомендуется на официальном сайте детского дома создать отдельный раздел, указать состав службы, основные направления деятельности, а также результаты сопровождения, предоставить информацию о возможности граждан стать наставниками выпускников.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ ПОСТИНТЕРНАТНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РЕГИОНЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА В
ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Социальная работа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к постинтернатному периоду
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ
ДЕТСКОГО ДОМА
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-
СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия подготовки детей к самостоятельной
жизни в условиях сиротских учреждений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Наставничество как инновационная технология социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в
специализированных учреждениях
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



