Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инициативность, осознанность в общении и удовлетворённость отношениями в паре

Работа №22832

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы116
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
397
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Инициативность и осознанность в общении как проявления субъектности 8
1.1 Понятие субъектности в психологии, основные параметры субъектности.... 8
1.2 Понятие общения, связь общения и отношений, особенности отношений и
общения в паре 18
1.3 Проявления субъектности, инициативности и осознанности как её
параметров в контексте общения 28
2 Удовлетворённость отношениями как субъективный показатель качества
отношений 32
2.1 Понятие удовлетворённость отношениями в психологических
исследованиях 32
2.2 Показатели удовлетворённости отношениями в паре 35
2.3 Методики измерения удовлетворённости отношениями 39
3 Эмпирическое исследование связи инициативности, осознанности в общении
и удовлетворенности отношениями в паре 41
3.1 Программа исследования 41
3.2 Описание методов и методик исследования 47
3.3 Анализ и интерпретация полученных данных 54
3.3.1 Результаты и интерпретация данных по методике «Удовлетворённость
отношениями в паре» 54
3.3.2 Результаты и интерпретация данных по методике «Свободный
контакт на бумаге» 63
3.3.3 Анализ по определению связи инициативности, осознанности в
общении и удовлетворённости отношениями 69
Выводы 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 93
ПРИЛОЖЕНИЕ В 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 113



Вопрос построения гармоничных, удовлетворяющих отношений был и остаётся актуальным для многих людей. Человек стремится к близости, выбирая такие формы контакта, которые принесут ему удовлетворение, радость, чувство безопасности, позволят раскрыться его потенциалу. Общение можно рассматривать как средство построения удовлетворяющих близких отношений [21]. Отношения становятся общим результатом взаимодействия. Также М.И. Лисина отмечает, что одной из основных целей общения является налаживание отношений [20].
Когда мы говорим про удовлетворяющие отношения в паре, мы имеем в виду такие отношения, которым присуще доверительное общение, построенное на общих ценностях, интересах, целях и которые отвечают потребности человека в близости, живом контакте. Инициативность, способность выразить себя, и осознанность мы считаем важными факторами в построении гармоничных, удовлетворяющих отношений. В качестве субъективного показателя качества отношений мы используем понятие « удовлетворённость отношениями».
Проблема удовлетворённости отношениями, на наш взгляд, требует дополнительного изучения, так как работ посвящённых этой проблеме сегодня немного (исключая исследования удовлетворённости браком В.А.Федотовой, Н.Х. Сафиной и др.) [39,49]. Недостаточная удовлетворённость отношениями в паре, на наш взгляд, также может быть связана и с другими личностными качествами и проблемами: например, с трудностями в общении, проблемой самоактуализации, чувством одиночества и др.
Удовлетворяющие отношения являются важным ресурсом, который может способствовать росту благополучия человека в разных сферах его жизни. Н.Х. Сафина отмечает такое свойство близких значимых отношений как психотерапевтичность [39]. Удовлетворяющие отношения могут быть для человека терапевтичными, способствовать его личностному росту. В то время как неудовлетворяющие отношения могут, напротив, отнимать ресурсы человека.
Мы предполагаем, что если партнёры проявляют субъектность в виде инициативности и осознанности в общении между собой, то они имеют больше возможностей выстроить более удовлетворяющие отношения.
Проведённый анализ литературы показывает, что хотя проведены исследования, посвященные проблеме удовлетворённости супругов браком (В. А. Федотова, Н.Х. Сафина) [39,49] проблема удовлетворённости отношениями в паре ещё ожидает своего изучения. Кроме того, работ по определению связи инициативности, осознанности в общении и удовлетворённости отношениями, на сегодняшний день нами не обнаружено.
Это и определяет актуальность нашей попытки исследования инициативности и осознанности участников пары как проявлений субъектности в общении между собой в связи удовлетворённости отношениями в паре.
В нашей работе мы ставим перед собой следующий исследовательский вопрос: связана ли удовлетворённость отношениями участников пары с уровнем их инициативности и осознанности в общении между собой?
Цель исследования: выявить связь инициативности, осознанности участников пары в общении и их удовлетворённости отношениями.
Объект: гетеросексуальные пары в ранней взрослости 24 - 40 лет (по возрастной периодизации В.В. Гинзбурга), не состоящие в браке.
Предмет: связь между инициативностью и осознанностью партнёров в общении между собой и удовлетворённостью отношениями в паре.
Теоретическая гипотеза: чем выше уровень субъектности участников пары в общении между собой, тем выше их удовлетворённость отношениями
Эмпирические гипотезы:
1. Чем выше осознанность участников пары в общении между собой, тем выше их удовлетворённость отношениями;
2. Чем выше инициативность участников пары в общении между собой, тем выше их удовлетворённость отношениями;
3) Удовлетворённость отношениями тем выше, чем меньше выражена разница в показателях инициативности и осознанности у каждого участника пары.
Для проверки гипотез мы ставим перед собой следующие теоретические задачи:
1. На основе анализа литературы выделить основные параметры субъектности в общении и дать их теоретическую характеристику
2. Дать теоретическую характеристику понятию общения, а также связи общения и отношений и их особенностей в паре.
3. Выделить наблюдаемые признаки таких параметров субъектности в общении, как инициативность и осознанность в контексте общения
4. На основе анализа литературы определить параметры удовлетворённости отношениями как субъективного показателя качества отношений и их эмпирические признаки
Эмпирические задачи:
1. Сформировать выборку, выработать её критерии и способ формирования
2. Разработать методики для определения инициативности и осознанности в общении пары на основе наблюдения за процессом вербального и невербального общения
3. На основе полученных данных установить связь между инициативностью и осознанностью в общении участников пары и их удовлетворённостью
Организация и дизайн исследования:
Методическая идея исследования состоит в наблюдении и анализе живого процесса общения участников пары, организованного при помощи методики «свободный контакт на бумаге» [10]. С целью выявления инициативности и осознанности партнёров в общении нами разработаны: 1) схема наблюдения за процессом невербального общения, опосредованного совместным рисованием и 2) схема наблюдения за процессом вербального обсуждения прошедшего взаимодействия. мы ставили целью отследить невербальные, часто неосознаваемые самими партнёрами феномены, наряду с речевыми проявлениями, чтобы составить наиболее полное представление об особенностях их общения.
Исследование проводилось с каждой парой отдельно, занимало 60-70 минут и включало следующие этапы:
1. Предварительная беседа с участниками пары;
2. Проведение методики «Удовлетворённость отношениями в паре»;
3. Проведение методики «Свободный контакт на бумаге»;
4. Наблюдение за процессом рисования и обсуждения;
5. Постэкспериментальная беседа.
Методы исследования:
1. Наблюдение;
2. Измерение;
3. Анализ литературных источников и методик;
4. Анализ рисунка.
Методы обработки данных: методы математической статистики - коэффициент ранговой корреляции Спирмена
Методики исследования:
1. Экспериментальная методика для организации общения участников пары «Свободный контакт на бумаге» (М.П. Лекарева-Бозененкова) [10].
2. Схема наблюдения за процессом невербального общения, опосредованного рисованием и вербального общения при обсуждении совместного рисования с целью выявления признаков инициативности и осознанности участников пары в общении.
3. Методика для определения удовлетворённости отношениями в паре (Скутина Т. В., Литвякова Ю. М.).
Структура работы:
Диссертация состоит из введения, трёх глав, списка литературы и приложений.
Первая глава «Инициативность и осознанность в общении как проявления субъектности».
Вторая глава «Удовлетворённость отношениями как субъективный показатель качества отношений».
Третья глава «Эмпирическое исследование связи инициативности, осознанности в общении и удовлетворённости отношениями в паре».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема удовлетворённости отношениями сегодня актуальна. Человека волнует, как быть в отношениях счастливым, как построить такие отношения, которые удовлетворяли бы обоих партнёров, были для них источником положительных эмоций и не исключали возможности личностного роста. Важным индикатором качества отношений и пространством для построения гармоничных, удовлетворяющих отношений является общение в паре.
Каждый сам выбирает способ, с помощью которого он может лучше общаться с другим человеком, но в любом случае он осуществляет этот процесс осмысленно, направленно, эмоционально. В этом, на наш взгляд, заключается субъектная позиция в общении.
Исходя из данных, полученных в исследовании, можно говорить о том, что существует связь между субъектностью в общении и удовлетворённостью отношениями. Осознанность, как один из параметров субъектности, как мы установили, связана с удовлетворённостью отношениями в паре. Являясь мощным фактором психологического благополучия человека, осознанность также является и важным фактором удовлетворённости участников пары отношениями. Чем более осознанными были партнёры в общении друг с другом в проводимом нами эксперименте, тем более удовлетворяющими оказывались их отношения.
Осознанность в общении помогает выстраивать общение, быть сосредоточенным на текущих событиях и ощущениях, быть здесь и сейчас. Осознанное общение - это не реактивное общение, построенное на стереотипах, а живое и эмоциональное. Это своего рода фундамент субъект- субъектного общения, в котором участники ценны и интересны друг для друга в своей индивидуальности и самобытности.
Множество факторов влияет на удовлетворённость отношениями в паре. Это и личностные особенности участников пары, их темперамент, ценности, установки, социальное положение и др. Мы подошли к проблеме удовлетворённости с позиции субъектно-деятельностного подхода. Человек в этом подходе рассматривается как активный деятель, способный выстраивать свои отношения, работать над ними, быть их автором. Инициативность и осознанность в общении, на наш взгляд - это важные ресурсы, благодаря которым можно совершенствовать своё общение.
Дальнейший вектор исследования может быть направлен на более детальное изучение характеристик субъектности в паре в контексте общения. Измерить субъектность в общении эмпирически сложно, так как она содержит в себе большое количество параметров, и некоторые из них ещё не достаточно изучены. Методик измерения субъектности, с помощью которых можно измерить все эти параметры, нет. И чем более изученным становится вопрос субъектности, тем больше мы понимаем о способности личности быть автором собственной жизни и отношений, активным деятелем, способным выстраивать свои отношения и свою жизнь так, чтобы быть более удовлетворённым, а следовательно, и более счастливым. Но не только о наличии этих способностей и возможностей можно узнать с помощью исследования субъектности личности, но также и о способах её развития.
Дальнейшие исследования в рамках затронутой в нашем исследовании проблемы могут быть направлены также на то, чтобы рассмотреть другие характеристики субъектности и их связь с удовлетворённостью отношениями.
Для того чтобы измерить удовлетворённость в своём исследовании, мы разработали методику «Удовлетворённость отношениями в паре». Кроме того, для измерения параметров субъектности нами была разработана схема наблюдения за процессом рисования и обсуждения, как дополнение к общеизвестной методике «Свободный контакт на бумаге».
Материалы нашего исследования можно использовать для более детального знакомства с вопросами субъектности, инициативности, осознанности личности, а также для измерения удовлетворённости отношениями в работе психолога-консультанта. Разработанные нами методики можно использовать в консультировании пар. Новизна нашей работы заключается в том, что на основе методик, определяющих удовлетворённость отношениями партнёров в браке, мы составили методику, которую можно использовать для определения удовлетворённости участников пар отношениями, не зависимо от того, состоят они в браке или нет.



1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности
[Электронный ресурс]: Научное психологическое сообщество им. С. Л. Рубинштейна при Институте психологии РАН. - Режим
доступа: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/raboti-k- aabulh/strategiya.html.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания// Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 282 с.
3. Бодалёв, А. А. Об изучении общения с позиции В. Н. Мясищева[Электронный ресурс]: Вопросы психологии. - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1983/833/833131 .htm
4. Большунова, Н. Я. Условия и средства развития субъектности / Н.Я. Большунова//Новосибирск: РАГС. - 2006. - С 3-12.
5. Бреслав, Г.М. Основы психологического исследования: учеб. пособие для студ. высш. Проф. Образования/ Г.М.Бреслав - М.: Смысл, Издательский центр «Академия»,2010. - 496 с.
6. Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта. - М.: Институт психологии РАН,1994. - 109 с. [Электронный ресурс]: Педагогическая библиотека. - Режим доступа:http://pedlib.ru/Books/6/0381/6_0381 -1 .shtml.
7. Бусыгина, Н. П. Феноменологическое описание и интерпретация: примеры анализа данных в качественных психологических исследованиях/ Н.П. Бусыгина//Московский психотерапевтический журнал. - 2009 . - № 2. - С.52 - 76.
8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. //Л.С. Выготский/ Проблемы развития психики., М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
9. Гусакова, М. А. Феномен субъектности в теории и практике педагогики // Педагогическое образование в России. 2015, №4, с. 90-95[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-subektnosti-v-teorii-i- praktike-pedagogiki
10. Долгополов, Н. Б., Ефимкина Р.П. Сборник по гештальт-терапии [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://docsarchive.net/4206899/
11. Жарикова, А. С. Соотношение переменных инициативности с
показателями креативности в старшем школьном и студенческом возрастах // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2009. №2 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-
peremennyh-initsiativnosti-s-pokazatelyami-kreativnosti-v-starshem-shkolnom-i- studencheskom-vozrastah
12. Ильин, А. Н. Антропология субъекта, 2010[Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.zpu-j ournal .ru/e-zpu/2010/1 /Ilyin/
13. Каган, M. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политзидат, 1988, 319 с.
14. Каган, М. С. Общение как ценность и как творчество / М.С. Каган.- Москва: Исток, 2008. - С. 22 - 30.
15. Квале С. Исследовательское интервью/ под ред. Д.А. Леонтьева. - М. : Смысл, 2003. - 301 с.
16. Коваль, Н. А., Калинина Е.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности, 2007
17. Лабунская, В. А. Социальная психология общения как основа организации переговоров. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. ЮФУ. - 2010
18. Леонтьев, А. А. Психология общения. - М.: Смысл, 1997 - 365 с.
19. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения/ Науч.-исслед. ин-т
общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с. p [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/LOl-0172.htm#
20. Лисина, М. И. Формирование личности ребёнка в общении [Электронный
ресурс]: - Режим доступа:
http://bookap.info/genpsy/lisina_formirovanie_lichnosti_rebenka_v_obshchenii/gl3.s htm#sel=8:1,9:48
21. Лиознова, Е. В. К понятию «субъект общения»//Е.В. Лиознова/ Вестник Санкт-Петербургского университета, сер 6., 2006, вып. 4.
22. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии//Б.Ф. Ломов. Проблема общения в психологии / М., 1984, с.242- 271.
23. Майерс, Д. Социальная психология: интенсивный курс. 4-е
международное издание. СПб, Прайм-Еврознак, Олла-Пресс, 2004, 510 с.
24. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных : учеб. пособие, 2-е изд., испр. и доп. - СПб : Речь, 2006 - 389 с.
25. Некрасова, Е. В. Субъектность и обучение// Материалы Международной научной конференции, посвящённой 80-летию А.В. Брушлинского/Е.В. Некрасова, М.: Институт психологии РАН, 2013,299-301.
26. Ожиганова, Г. В. Высшие духовные и саморегулятивные способности в древневосточной системе знаний - буддизме: историко-психологический подход//Теоретические и методологические вопросы современной психологии. Вестник РУДН, серия педагогика и психология, 2015, №4.
27. Осницкий, А. К. Субъект и субъектность//Материалы Международной научной конференции, посвящённой 80-летию А.В. Брушлинского/ А.К. Осницкий, М.: Институт психологии РАН, 2013,140-143.
28. Осницкий, А. К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека. Часть 1// А.К. Осницкий/ Психологические исследования 2009 №5(7). Психологический институт Российской академии образования.
29. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 1999,592 с.
30. Перевозчикова, Л. С. Субъектность как экзистенциальное и социальное качество личности (гуманистическая парадигма). Вестник ТГУ,(5),2007 [Электронный ресурс]: Режим дocтyпa:http://cyberieшnka.ru/article/n/subektnost- kak-ekzistentsialnoe-i-sotsialnoe-kachestvo-lichnosti-gumanisticheskaya-paradigma (дата обращения: 09.06.2017).
31. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности, 1996 г.
32. Прилепских, О. С., Кобзарева И.И. Феномен осознанности в современной
психологической науке и практике. Научный альманах. Тамбов,2015,(8),1546- 1548 [Электронный ресурс]:- Режим доступа:
https://elibrarv.ru/item.asp?id=24277418
33. Пуговкина, О. Д., Шильникова З.Н. Концепция mindfulness(oeo3HaHHOCTb): неспецифический фактор психологического благополучия//О.Д Пуговкина, З.Н. Шильникова/ Современная зарубежная психология №2. 2014 г.
34. Радченко, Е. В., Ранг К.А. Понимание субъектности в философии и языкознании/ Вестник ЮУрГУ, №2, 2012.
35. Рубинштейн, С. Л. «Человек и мир»[Электронный ресурс]/ Научное психологическое сообщество им. С.Л. Рубинштейна при Институте психологии РАН - Режим доступа:http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/raboti-s-l-rubin/chelovek-i-mir.html.
36. Рыбаков, М. Д. Общение как специфический вид активности(к проблеме дефиниции категории общения)/ журнал инициативы 21 века. МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010 №3, с. 72-75.
37. Рязанцева, Е. Ю. Принятие как экзистенциальный ресурс личности. Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x6110.htm
38. Сафина, Н. X. Особенности супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи. Казанский гос университет, 2004.
39. Селезнева, М. В. Сравнительный анализ понятий «Субъект» и
«Субъектность» в зарубежной психологии // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2015. №2. URL:
http://cvberleninka.ru/article/n/sravnitelnvv-analiz-ponvativ-subekt-i-subektnost-v- zarubezhnoy-psihologii(дата обращения: 24.02.2018).
40. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии: учеб./ Е.В. Сидоренко. - Санкт - Петербург : изд-во Речь, 2000.- 220 с.
41. Скворцова, С. Н., Шумский В.Б. Структурная модель феномена зависимости в близких межличностных отношениях. Консультативная психология и психотерапия, 2013,(4), 51-69[Электронный ресурс]/ Портал психологических изданий - Режим доступа: http://psyjournals.ru/mpj/.
42. Скрипкина, Т. П. Система доверительных отношений и развитие субъектности в онтогенезе, Материалы Международной научной конференции, посвящённой 80-летию А. В. Брушлинского, М.: Институт психологии РАН, 2013,336-338.
43. Слободчиков, В. И. Основные ступени развития субъектности человека,// Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъектной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков.- Москва: Школьная Пресса - 2000, С.212-385
44. Степанский, В. И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения, Вопросы психологии, 1991, №5, 98-103.
45. Степин, В. С., Новая философская энциклопедия: в четырех томах/ Научно-ред. совет: В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин. - М., Мысль, 2010, т. III, Н - С, с. 659-660.
46. Титов, И. Т. Принцип субъектности в постнеклассической психологии// И.Т. Титов// Материалы Международной научной конференции, посвящённой 80-летию А.В. Брушлинского. - М.: Институт психологии РАН, 2013, том 1. С. 162.
47. Улановский, А. М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы /А.М. Улановский//Психологический журнал, 2009, №2. С.18-28.
48. Федотова, В. А. Проблема удовлетворённости личности отношениями со значимыми другими/ В. А. Федотова// Научно-практический журнал «Аспирант». - НИУ ВШЭ №7, 2016.
49. Цукерман, Г. А. О канонах экспериментального исследования// Г. А. Цукерман//Вопросы психологии, 2009. № 1.
50. Шанц, Е. А. Инициативность как одно из социально-значимых качеств личности студента в общественно-полезной деятельности//Шанц Е.А/ Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. Конф. - Уфа: Лето, 2012).
51. Шурухина, Г. А. Основные направления исследования инициативности в
современной психологии// Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2013. №4.[Электронный ресурс]: - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-issledovaniya-initsiativnosti- v-sovremennoy-psihologii
52. Юмартова, Н. М., Гришина Н.В. Oeo3HaHHOCTb(Mindfulness). Психологические характеристики и инструменты измерения// Н. М. Юмартова, Н, В. Гришина / Психологический журнал, 2016. - с. 105-115.
53. Деятельностный подход в психологии и принцип
активности[Электронный ресурс]: Методологический основы психологии// Учебные материалы для студентов. - Режим
aocTvna:https://studme.org/74275/psihologiva/devatelnostnvv podhod psihologii_ printsip aktivnosti
54. Понятие рефлексии и её сущность [Электронный ресурс]: Психология активности - Режим доступа:https://psvera.ru/ponvatie-refleksii-i-ee-sushchnost-750.htm
55. Психологос - энциклопедия практической психологии. Целостность
личности [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://www.psvchologos.ru/articles/view/celostnost_lichnosti
56. Психологический словарь под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца. М. 1983 с. 360
57. Психология деловых отношений, Занковский А.Н. [Электронный ресурс]:
- Режим доступа: https://psyera.ru/socialnye-cennosti-i-ustanovki-1742.htm
58. Энциклопедия «Кругосвет»// Научно-популярное издание [Электронный ресурс]: - Режим доступа
http: //www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/SUBEKT .html?page=0,0
59. Bandura A., Stanford University. Toward a psychology of human agency https://www.psychologicalscience.org/observer/toward-a-psychology-of-human- agency
60. Davidson, R. J., & Kaszniak, A. W. (2015). Conceptual and methodological
issues in research on mindfulness and meditation. American Psychologist, 70(7), 581-592. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://centerhealthyminds.org/assets/files-publications/DavidsonConceptualAP.pdf
61. Keng S., Smoski M., Robins C. Effect of mindfulness on psychological health: A review of empirical studies. Clinical Psychology Review, 2011 Vol 31 Режим доступа:https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3679190/
62. Martin, Jack and Gillespie, Alex (2010) A Neo-Meadian approach to human agency: relating the social and the psychological in the ontogenesis of perspective-coordinating persons. Integrative psychological and behavioral science, 44 (3). pp. 252-272. ISSN 1932-4502
63. Sternberg, R. J. Construct validation of a triangular love scale. European Journal of Social Psychology, Vol. 27, 313-335 (1997)[Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://vivanautics.com/pdf/Sternberg1997.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ