Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Программа дополнительного образования «Эффект команды» как условие развития социальной компетентности детей подросткового и юношеского возраста

Работа №22810

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
652
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы развития социальной компетентности детей
подросткового и юношеского возраста 6
1.1 Социальная компетентность детей подросткового и юношеского возраста
как организационно-педагогическая проблема 6
1.2 Обоснование педагогических условий, способствующих развитию
социальной компетентности детей подросткового и юношеского возраста в дополнительном образовании 27
2 Развитие социальной компетентности детей подросткового и юношеского возраста на примере дополнительной общеобразовательной программы «Эффект команды» 42
2.1 Описание дополнительной общеобразовательной программы «Эффект команды» 42
2.2 Анализ результатов 53
Заключение 62
Список использованных источников 64


Социально-экономическая ситуация в России в настоящий период внесла в систему образования существенные изменения, что нашло отражение в принятых за последнее время федеральных документах, регулирующих сферу образования. Так в государственной программе «Развитие образования 2013¬2020 годы» целью задано обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Качество российского образования определяют принятые и реализуемые в практику ФГОС, в которых процесс обучения основан на компетентностном подходе. Сущность компетентностного подхода заключается в том, что образовательные результаты признаются значимыми за пределами системы образования, а в качестве образовательного результата рассматриваются компетентности - социальная, коммуникативная, предметная и др. При этом вопрос о структуре и содержательном наполнении ключевых компетентностей является одним из основных. Особенно он касается социальной компетентности как самой ёмкой и широкой, включающей разнообразные стороны и проявления человека как социального существа: отношение к себе, деятельность, общение.
Проблема определения «социальной компетентности» и особенностей ее развития носит междисциплинарный характер и исследуется на философском (Г.Э. Белицкая, Л.Н. Шабатура), социально-психологическом (Н.В. Веселкова, Н.В. Куницына, Е.В. Коблянская, Ю. Мель, Е.В. Прямикова, У.П. Каннинг, У. Пфингстен, Р. Хинш) и психолого-педагогическом уровнях (С.С. Бахтеева, О. Гиндина, Д.Е. Егоров, Н.В. Калинина, М.И.Лукьянова, В.В. Цветков, Б. Зейфрит, А. Ленцен, Ф. Петерманн).
Стоит отметить, что многие исследователи и эксперты признают недостаточным и даже низким уровень социальной компетентности у подростков и юношей. Ими определена проблема развития социальной компетентности и выделено два основных аспекта причинно-следственных связей в содержании этой проблемы. Во-первых, социальная компетентность является многокомпонентной метакомпетентностью, стоящей над всеми предметными областями обучения и сферой общения школьников. Поэтому трудно говорить о ее развитии в целом, необходимо уточнять, на развитие каких ее составляющих направлена та или иная учебно-воспитательная работа. Во-вторых, есть основания констатировать непроработанность вопроса механизмов формирования и развития социальной компетентности в образовании, методов, организационных форм и технологий этой работы.
Развитие социальной компетентности - это сложный, динамический, многофакторный процесс. Поэтому необходимо создание определенных условий для развития данного качества через актуализацию и развитие входящих в него элементов. На наш взгляд, одним из эффективных способов решения этой задачи может быть признана дополнительная общеобразовательная программа «Эффект команды», реализуемая в формате конкурса, который с 2015 года стал всероссийским. Педагогический потенциал программы в аспекте развития социальной компетентности учащихся выступает в качестве нашего дальнейшего научного поиска.
Цель исследования - определить эффективные условия, механизмы и средства развития социальной компетентности в образовательном процессе на примере дополнительной общеобразовательной программы «Эффект команды».
Объект исследования: развитие социальной компетентности детей подросткового и юношеского возраста.
Предмет исследования: организационные условия, механизмы и средства развития социальной компетентности на примере дополнительной общеобразовательной программы «Эффект команды».
Научная гипотеза исследования: эффективность развития социальной компетентности в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Эффект команды» обусловлена следующими ключевыми факторами:
- организация образовательной программы в формате конкурса;
- участники программы - команды школьников, реализующих социально-значимые проекты;
- реализация проектов имеет личностную значимость для участников;
- проектная деятельность команд школьников сопровождается экспертной поддержкой.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность понятия социальная компетентность детей подросткового и юношеского возраста.
2. Проанализировать состояние проблемы развития социальной компетентности детей подросткового и юношеского возраста в современных условиях.
3. Определить условия развития социальной компетентности в ходе реализации проекта Дополнительная общеобразовательная программа «Эффект команды».
4. Провести оценку эффективности дополнительной общеобразовательной программы «Эффект команды».
Методологическую базу исследования составили:
- личностно-деятельностный подход, направленный на максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности в деятельности, обращенность к внутреннему миру человека (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- компетентностный подход в образовании (О.В. Акулова, И.С. Батракова, С.А. Писарева, Дж. Равен, Н.Ф. Радионова, А.В. Растянников, СЮ. Степанов, А.П. Тряпицына, И.Д. Фрумин и др.).
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования ученых о человеке как активном субъекте, преобразующем мир и самого себя (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.);
- философские и педагогические концепции о влиянии социальной среды на становление и развитие личности (НА. Бердяев, М.А. Галагузова, И.С. Кон, А. А. Макареня и др.);
- теория социального проектирования (И.Ю.Алексашина, B.C. Безрукова, А.А. Вербицкий, Е.С. Заир-Бек, Е.И Казакова, Н.Н. Суртаева, А.П. Тряпщына, Н.В. Чекалева и др.).
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач в исследовании использовалась совокупность взаимодополняющих методов: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, социологической и методической литературы по исследуемой проблеме; частные эмпирические методы наблюдение, анкетирование, контент-анализ.
Экспериментальная проверка теоретических положений проводилась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования» г. Красноярска при реализации дополнительной общеобразовательной программы «Эффект команды». В эксперименте приняло участие 160 детей подросткового и юношеского возраста.
Магистерская диссертация состоит из двух глав. Первая глава «Теоретические основы развития социальной компетентности детей подросткового и юношеского возраста» является теоретической, доказывающей актуальность, необходимость и возможность развития социальной компетентности у школьников. Вторая глава «Развитие социальной компетентности детей подросткового и юношеского возраста на примере дополнительной общеобразовательной программы «Эффект команды» эмпирически обосновывается эффективность формирования и развития социальной компетентности у школьников через участие в конкурсе «Эффект команды».
Список литературы содержит 57 наименований, работа содержит 4 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании решалась задача развития социальной компетентности детей подросткового и юношеского возраста в образовательном процессе. В контексте решения данной задачи был проведен анализ психолого-педагогической литературы с целью уточнения содержания понятия «социальная компетентность детей подросткового и юношеского возраста».
Осуществлялась опытно-экспериментальная работа по развитию социальной компетентности детей подросткового и юношеского возраста в образовательном процессе (дополнительная общеобразовательная программа «Эффект команды»).
Анализ проблемы развития социальной компетентности детей подросткового и юношеского возраста, проведенный в нашем исследовании, позволил сделать ряд обобщающих выводов.
Социальная компетентность детей подросткового и юношеского возраста, рассматриваемая как одна из ключевых компетентностей, понимается как интегративная способность личности решать социально значимые задачи, совместно вырабатывать решение, участвовать в его реализации, брать на себя ответственность, эффективно взаимодействовать с окружающим миром, а также способность человека адаптироваться в обществе, принимая правила, нормы, законы социальной жизни.
Развитие социальной компетентности - это сложный, динамический, многофакторный процесс и исследователи не пришли к единому мнению о структуре, содержании и механизме развития социальной компетентности.
В результате исследования были определены условия развития социальной компетентности в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Эффект команды».
В процессе корректировки программы были разработаны две анкеты, которые помогли отследить динамику развития социальной компетентности.
Целью магистерского исследования в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «Эффект команды» было развитие социальной компетентности участников посредствами трех образовательных модулей, включающими в себя выполнение участниками заданий, предусмотренными программой, экспертным сопровождением, педагогическим консультированием и методическим обеспечением. По результатам работы можно выделить положительную динамику развития социальной компетентности участников.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют считать, что цель нашего исследования достигнута, а гипотеза получила подтверждение: эффективность развития социальной компетентности в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Эффект команды» обусловлена следующими ключевыми факторами:
- организация образовательной программы в формате конкурса;
- участники программы - команды школьников, реализующих социально-значимые проекты;
- реализация проектов имеет личностную значимость для участников;
- проектная деятельность команд школьников сопровождается экспертной поддержкой.



1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : [Электронный ресурс] / Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227 // Минэкономразвития РФ. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20120210_04.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования : [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 // Минобрнауки РФ. - Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/documents/543.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования : [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 413 // Минобрнауки РФ. - Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/documents/543.
4. Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года : [Электронный ресурс] / Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756 // Правовой консультационный портал «ЗаконПрост». - Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/87209.
5. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы : [Электронный ресурс] / Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792 // Минобрнауки РФ. - Режим доступа: Ьйр://минобрнауки.рф/.
6. Коршунов, С.В. Подходы к проектированию образовательных стандартов в системе многоуровневого инженерного образования [Текст] / С.В. Коршунов // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 87 с.
7. Реформы образования: Аналитический обзор [Текст] / Под ред. В.М. Филлипова. - Москва: Центр образовательной политики, 2003. - 101 с.
8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Наука и школа. - 2003. - № 1 - С. 3-19.
9. Цветков, В.В. Формирование социальной компетентности сельских
школьников : дисс. канд. пед. наук : 13.00.01 / Цветков Виталий Владимирович. - Великий Новгород, 2002. - 155 с.
10. Поневаж, Е.В. Психологические особенности социализации старших подростков в группе сверстников : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.13 / Поневаж Елена Владимировна. - Москва, 2007. -186 с.
11. Веселкова, Н.В. Социальная компетентность взросления : [Текст] / Н.В. Веселкова, Е.В. Прямикова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. - 290 с.
12. Куницына, В.Н. Межличностное общение : [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2003. - 554 с.
13. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] : книга для учителей, родителей и студентов высших и средних учреждений образования / А.С.Белкин. - Екатеринбург, 2000. - 162 с.
14. Мкртчян, Г.М. Стратификация молодёжи в сферах образования, занятости и потребления : [Электронный ресурс ] / Г.М. Мкртчян // Социологические исследования. - 2005. № 2. - С. 104-113. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/652/662/1216/13Mkrtchyan.pdf.
15. Землянская, Е.Н. Обучение в сотрудничестве [Текст] / Е.Н. Землянская // Учитель : профессионально-педагогический журнал. - Москва: Приоритет. - 2002. - № 3. - С. 35-37.
16. Уласевич, С.Н. Управление качеством развития образовательной компетентности школьников : автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.01/ Уласевич Светлана Николаевна // Белгород, 2003. - 22 с.
17. Куницина, В.Н. Трудности межличностного общения: дис. ... докт. психол. наук : 19.00.05 / Куницына Валентина Николаевна. - СПб.,1991. - 358 с.
18. Лукьянова, М.И. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников : монография / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2003. - 208 с.
19. Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве - времени детства. - Москва, 1997. - 160 с.
20. Бодрова, Т.Е. Формирование социально-трудовых компетенций: учреждение дополнительного образования детей в эксперименте по профильному обучению / Т.Е. Бодрова // Народное образование. - 2006. - №8 - С. 142 - 147.
21. Gullotta, T. Developing social competency in adolescence / Ed. by T. Gullotta, G. Adams, R. Montemayor. Sage Publications, 1990. - P. 24.
22. Байков, Ю.Н. Диагностика социальной компетентности. Результаты апробации диагностического комплекса [Текст] / Ю.Н. Байков, Д.Е. Егоров // Журнал прикладной психологии. - 2002. - №6. - С. 12-24.
23. Petermann, F. Training sozialer Kompetenzen bei Kindern und Jugendlichen : [Text] / F. Petermann // Margraf J., Rudolf K. Training sozialer Kompetenz. Anwendungsfelder. Entwicklunglinien. Erfolgsaussichten. Schneider Verlag, 1995. - S. 108-126.
24. Афанасьев, А.Н. Болонский процесс в Германии [Текст] / А.Н. Афанасьев // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 45-47.
25. Байденко, В.И. Болонский процесс. [Текст] : курс лекций / В.И. Байденко. - Москва: Логос, 2004. - 123 с.
26. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти : [Текст] / А. А. Реан [и др.] . - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
27. Выготский, Л.С. Педагогическая психология : [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва: Педагогика-пресс, 1996. - 534 с.
28. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии : [Текст] / Д.Б. Эльконин. - Москва: Междунар. пед. акад., 1995. - 219 с.
29. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности : [Текст] / Л.И. Божович / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва: Международная педагогическая академия, 2001. - 212 с.
30. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе : [Текст] / Л.И. Божович // Психология развития. - СПб.: Питер, 2001. - С. 65-89.
31. Учурова, С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе / С. А. Учурова // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2007. - № 50, вып. 21. - С. 47-51.
32. Фельдштейн, Д.И. Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества (Доклад на общем собрании РАО 29 октября 2013 г.) [Электронный ресурс] / Д.И. Фельдштейн // Проблемы современного образования №5. Интренет-журн. - 2013. - Режим доступа: http: //www. pmedu. ru.
33. Демакова, И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства : дис. ... доктора пед. наук : 13.00.01 / Димакова Ирина Дмитриевна. - Москва, 2000. - 353 с.
34. Кабардиева, А.А. Специфика проявлений социальной компетентности подростков в этнокультурной среде / А.А. Кабардиева // Известия Российского государственного педагогичексого университета им. А.И. Герцена, - № 109. - СПб., 2009.
35. Осадчая, Г.И. Социология социальной сферы [Текст] / Г.И. Осадчая // Москва: Академический Проект, 2003. - С. 264.
36. Гилинский, Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль [Текст] / Я.М. Гилинский // СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004. - С. 259.
37. Савина, О.О. Методика измерения социальной компетентности [Текст] / О.О. Савина, О.В. Смирнова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2013. - Т. 11, № 58. - С. 287-290.
38. Гребенникова, О.В. Социальная компетентность подростков в
пространстве общения со сверстниками : [Электронный ресурс ] / О. В. Гребенникова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 11-1. - С. 368-372. - Режим доступа:
http://elibrary.ru/item.asp?id=22681283.
39. Ушаков, Д.В. Развитие социально-личностных компетентностей в образовании // Формирование социально-личностных компетентностей в современном образовании : методические рекомендации / науч. ред. Д.В. Ушаков. - Москва, 2010. - C. 7.
40. Добреньков, В.И. Социология. Т.11: Социальная структура и стратификация / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко // Москва: ИНФРА-М, 2000. - С. 447.
41. Нефедова, Н.В. Проблемы формирования и развития социальной компетентности / Н.В. Нефедова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - Вып. № 37-1.
42. Толстых, А.В. Грядущая культура: гримасы идентичности / А.В. Толстых // Вопросы философии. - 1997. - № 2.
43. Никитина, С.В. Становление социальной компетентности старшеклассников современной общеобразовательной школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С.В. Никитина // Омск, 2004. - 214 c.
44. Горский, В.А., Система дополнительного образования детей: Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей института общего среднего образования РАО / В.А. Горский, А.Я.Журкина, Л.Ю. Ляшко, В.В. Усанов // Дополнительное образование. - 2000. - №1. - С. 7.
45. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» : [Электронный ресурс ] / Информационно-методический портал «Образование». - Режим доступа: http://dopedu.ru/.
46. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» : [Электронный ресурс] / Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/70170946/.
47. Педагогический энциклопедический словарь : [Текст] / Под ред Б.М. Бим-Бада. - Москва, 2003. - С.418.
48. Шамсутдинова, Д.В. Аксиологическая функция дополнительного образования [Текст] / Д.В. Шамсутдинова, Р.И.Турханова // Вестник Казанского гос.университета культуры и искусств. - 2013. - № 4-2. - С.42-44.
49. Ермоленкова, Г. В. Условия развития социальной компетентности подростков в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Г.В. Ермоленкова // Ученые записки Забайкальского гос. гуманитарно-пед. университета им. Н.Г. Чернышевского. -2011. - №05 (40).
50. Учурова, С. А. Групповая учебная работа как способ развития социальной компетентности учащихся : автореф. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Учурова Светлана Александровна // Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург : [б. и.], 2007. - 24 с.
51. Байденко, В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода [Текст] / В.И. Байденко // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 87 с.
52. Маслов, В.И. Стратегическое управление персоналом в XXI веке [Текст] / В.И. Маслов // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 5. - С. 99-105.
53. Электронный словарь «Глоссарий» : [Электронный ресурс] / На сайте представлены определения термина социальной компетентности. - Режим доступа:http://glossariy.ru.
54. Графский, М. Что такое команда? И при чем тут рабочая группа? : [Электронный ресурс] / М. Графский. - Режим доступа: http://www.grafsky.ru/team/chto-takoekomanda-i-pri-chem-tut-rabochaya- gruppa.htm.
55. Центр творческого развития и гуманитарного образования : [Электронный ресурс] / Сайт демонстрирует условия реализации способностей и возможностей творческого развития детей. - Режим доступа: http: //24центр.рф.
56. Образовательное движение «Эффект команды» : [Электронный ресурс] / На сайте представлены миссия образовательного движения, события, направленные на массовое образование людей в области командной работы. - Режим доступа: http://effekt-komandy.ru.
57. Всероссийский конкурс «Эффект команды» : [Электронный ресурс] / Сообщество, координирующее конкурс. - Режим доступа: https://new.vk.com/effekt_komandy.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ