Введение 3
1 Общий анализ рынка продажи легковых автомобилей 7
1.1 Мировые тенденции 7
1.2 Российские тенденции 15
1.3 Анализ рынка продаж в Красноярском крае 25
2 Методическое обеспечение комплексного анализа результатов деятельности
коммерческой организации 32
2.1 Теоретические основы комплексного экономического анализа и обзор
существующих методик 32
2.2 Оценка результатов деятельности ООО «КИА-центр Красноярск» 38
2.3 Разработка методики оценки деятельности организации с учётом
показателей, связанных с удовлетворенностью клиента 54
3 Апробация методики оценки деятельности предприятий автобизнеса 60
3.1 Подходы к организации сбора информации и формированию оценки удовлетворенности клиентов дилерских центров 60
3.2 Анализ динамики показателей эффективности деятельности «ООО КИА- центр Красноярск» с учетом показателей оценки удовлетворенности клиентов.64
3.3 Рекомендации по улучшению работы с клиентами 69
Заключение 76
Список использованных источников 79
Приложения
В современных экономических реалиях, в условиях перехода России к рыночной экономике, для которой характерна динамичность ситуаций как внешней, так и внутренней среды деятельности предприятия, резко повысилась самостоятельность предприятий, их экономическая и правовая ответственность. Как следствие, резко усилилось значение финансовой устойчивости организации, ее инвестиционной привлекательности, платежеспособности, рентабельности деятельности и эффективности использования имеющихся ресурсов. В связи с этим возросла роль анализа хозяйственно-финансового состояния коммерческих организаций.
Экономический анализ является важнейшей частью любой функции управления, к которым можно отнести прогнозирование, бизнес- планирование, координирование, учет и контроль, оценку условий хозяйствования и т.д. Кроме того, экономический анализ сам рассматривается в качестве управленческой деятельности, которая предшествует принятию управленческих решений для поддержания рентабельности бизнеса. Результаты такого анализа, прежде всего, используются внутри организации, но могут быть интересны кредиторам, потенциальным инвесторам, а также необходимы налоговым органам.
Эффективность деятельности каждого предприятия сферы автобизнеса зависит от различных факторов, таких, как стоимость рубля, покупательская способность населения, темпы розничных продаж, а также от процессов, происходящих на мировом автомобильном рынке, рационального хозяйствования, системы управления конкретным дилерским предприятием и
т.д.
Нерациональное хозяйствование и недостаточно оперативное реагирование на изменения ситуации на автомобильном рынке России, а также определенные макроэкономические условия привели к стремительному сокращению дилерских центров в последние годы.
Оценка эффективности деятельности любого коммерческого предприятия базируется на комплексном анализе. В условиях быстро меняющейся экономической реальности он должен оперативно выявлять проблемы финансово-хозяйственной деятельности, скрытые резервы предприятия и в дальнейшем быть объективной основой предлагаемых мероприятий, направленных как на повышение прибыли, так и на улучшение всех экономических показателей предприятия. В настоящее время комплексный анализ ориентируется, в основном, на промышленные предприятия, сферу продаж и обслуживания.
В процессе исследования были изучены научные труды ученых В. В. Бурцева, С. И. Крылова, В.Н. Харлановой, А.А. Панько, А. Б. Сенютиной, Г. В. Савинова, С. Г. Светунькова, Реброва А. С., Тебекина А. В.
В работах современных ученых недостаточно полно освещена тема комплексного экономического анализа. В частности, не учитываются особенности и специфика деятельности предприятий автобизнеса.
Актуальность темы исследования заключается в том, что дилерские центры сочетают в себе такие сферы экономической деятельности, как продажа и последующее обслуживание клиентов. Стандартная система показателей комплексного экономического анализа не способна оценить все специфические стороны хозяйственных процессов дилерского предприятия, в которых особое место занимает обслуживание и работа с клиентами организации. В связи с этим возникает необходимость разработки новых методов комплексного анализа, позволяющих корректно и наиболее полно оценить эффективность деятельности таких коммерческих организаций.
Цель исследования - разработать методику комплексного анализа эффективности деятельности дилерских предприятий. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- исследовать особенности рынка организаций автобизнеса;
- проанализировать существующие методы и приемы комплексного анализа эффективности деятельности;
- разработать механизм комплексного анализа эффективности деятельности для предприятий автобизнеса;
- оценить эффективность разработанного механизма на базе ООО «КИА-центр Красноярск».
Предмет исследования - комплексный анализ эффективности деятельности коммерческой организации.
Объект исследования - ООО «КИА-центр Красноярск».
Научные результаты работы:
- уточнен состав показателей, входящих в комплексный показатель эффективности хозяйственной деятельности дилерского предприятия;
- предложен комплексный показатель оценки потребительских предпочтений;
- разработан комплексный показатель эффективности хозяйственной деятельности дилерского предприятия, включающий комплексный показатель эффективности хозяйствования и комплексный показатель оценки потребительских предпочтений.
Практическая значимость работы заключается в совершенствовании комплексного анализа эффективности деятельности применительно к предприятиям автобизнеса, а также в возможности использования усовершенствованной методики в ходе комплексного анализа коммерческих организаций, деятельность которых представляет собой специфическую взаимосвязь продажи товаров и послепродажного обслуживания клиентов.
Магистерская диссертация выполнена с применением общенаучных и современных для экономики методов исследования, среди которых сравнения (вертикальное и горизонтальное), факторный анализ, рассмотрение показателей в динамике, а также абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности.
По теме исследования были написаны две научные работы: «Проблемы развития автомобильного рынка в России: причины спада и перспективы выхода из кризиса», опубликованная в сборнике статей Международной научно - практической конференции «Инновационные механизмы решения проблем научного развития» (3 марта 2018 года, г. Стерлитамак) и «Проблемы комплексного анализа эффективности деятельности предприятий автобизнеса» на международной студенческой конференции «Проспект Свободный-2018» (23 апреля 2018 года, г. Красноярск).
Логикой исследования обусловлена структура выпускной квалификационной работы, состоящая из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и приложений. В работе 18 таблиц, 12 рисунков. Список использованных источников включает 48 наименований. Общий объем работы составляет 94 страницы.
В ходе работы исследована специфика хозяйственной деятельности дилерских предприятий, проанализированы существующие методики комплексного анализа эффективности деятельности, усовершенствована и существенно дополнена система показателей комплексного анализа эффективности деятельности, применяемая с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности дилерских центров, а именно:
- уточнен состав показателей, входящих в комплексный показатель эффективности хозяйственной деятельности дилерского предприятия;
- предложен комплексный показатель оценки потребительских предпочтений;
- разработан комплексный показатель эффективности хозяйственной деятельности дилерского предприятия, включающий комплексный показатель эффективности хозяйствования и комплексный показатель оценки потребительских предпочтений.
Цель работы по разработке методики комплексного анализа эффективности деятельности дилерских предприятий достигнута.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
- исследованы особенности рынка организаций автобизнеса;
- проанализированы существующие методы и приемы комплексного анализа эффективности деятельности;
- разработан механизм комплексного анализа эффективности деятельности для предприятий автобизнеса;
- оценена эффективность разработанного механизма на базе ООО «КИА-центр Красноярск».
По результатам комплексного анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «КИА-центр Красноярск» были сделаны следующие выводы: несмотря на увеличение выручки в отчетном году на 24,11% в сравнении с предыдущим, конечным результатом финансовой деятельности дилерского центра стал чистый убыток в сумме 8454 тыс. руб.
Положительной тенденцией является снижение убыточности конечного результата организации на 13205 тыс. руб. Комплексный показатель эффективности хозяйствования отразил позитивные тенденции деятельности предприятия, что выразилось в его значении 127,57%, свидетельствующем об интенсификации использования ресурсов организации. Скорректированное значение комплексного показателя эффективности хозяйствования (143,82%) показало, что темп роста выручки отдела сервисного обслуживания намного превосходят темп роста выручки отдела продаж автомобилей. Следовательно, наиболее рационально перераспределить ресурсы организации в пользу послепродажного обслуживания клиентов. Значение коэффициента автономии составило -0,13 в 2016 году, а к концу 2016 снизилось до -0,20. Это говорит о крайней финансовой неустойчивости организации, имущество формируется исключительно за счет заемного капитала.
Для нормализации ситуации дилерскому центру следует, во-первых, сократить сумму дебиторской задолженности, что позволит снизить долю заемных средств, привлечение которых приводит к дополнительным расходам, во-вторых, повысить эффективность использования всех имеющихся ресурсов путем проведения мониторинга потребительских предпочтений и разработки новых рекламных стратегий. Особое внимание стоит уделить мониторингу потребительских предпочтений.
Для этого нами предложен и апробирован комплексный показатель потребительских предпочтений, позволяющий наиболее полно оценить клиентский потенциал в качестве резерва роста выручки и разработать маркетинговые стратегии, повышающие вероятность удержания уже существующей клиентской базы и обеспечивающие приток новых клиентов в дилерский центр.
Разработанный на основе скорректированного комплексного показателя эффективности хозяйствования и комплексного показателя потребительских предпочтений, комплексный показатель эффективности хозяйственной деятельности дилерского предприятия продемонстрировал преимущество перед стандартной методикой комплексного анализа. Сведя две стороны одного процесса в единый комплексный показатель, мы получили возможность оценивать деятельность дилерского центра не только с позиции эффективности использования существующих хозяйственных ресурсов, но и с позиции потребительских предпочтений, которые целесообразно рассматривать как резервы роста выручки, что в совокупности позволит более оперативно реагировать на изменение условий рынка, а также получать более точные аналитические данные для принятия успешных управленческих решений.
Также важно позаботиться о сохранении у потребителя лояльности бренду и конкретному дилерскому центру. В этом вопросе огромное значение играет качество и скорость обратной связи с клиентами, поэтому для ООО «КИА-центр Красноярск» были разработаны соответствующие рекомендации по их улучшению.
1. Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. / Г. Л. Азоев. - Москва: Центр экономики и маркетинга, 2000. - 239 с.
2. Алканова, О. Н. Маркетинг на развивающихся рынках: подходы к определению и направления исследований / О. Н. Алканова, М. М. Смирнова // Российский журнал менеджмента. - 2014. - Т. 12, № 1. С. 95-108.
3. Бакулина, А. А. Анализ российского автомобильного рынка в условиях кризиса на примере Ford Motor Company / А. А. Бакулина // Инновационная экономика: материалы III Международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань, 2016. — С. 13-17.
4. Бекетов, Н. В. Проблемы управления экономической устойчивостью и конкурентоспособностью предприятий / Н. В. Бекетов, А.
С. Денисова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - № 4. - С. 23-27.
5. Бурцев, В. В. Сущность комплексного экономического анализа в современных условиях / В. В. Бурцев // Экономический анализ: теория и практика. - 2004. - № 8. - С. 3-9.
6. Бусаркина, В. В. Понятие клиентоориентированности предприятия и проблемы ее оценки / В. В. Бусаркина // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 4. С. - 179-182.
7. Елецких, С. Я. Анализ теоретических подходов к трактовке сущности понятия «финансовая устойчивость предприятия» / С. Я. Елецких // Экономика промышленности. - 2009. - Т 44, № 1. - С. 188-196.
8. Изжеурова, Е. К. Обзор рынка автокредитования в России и разработка рекомендаций по оптимизации расходов населения / Е. К. Изжеурова, Е. Н. Соловьева, С. А. Морозова // Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса: материалы международных научно-практических конференций (г. Казань, сентябрь 2014 г.). - Казань,
2014. - С. 129-136.
9. Инновационность как фактор роста экономики сектора услуг: измерение и влияние территориального аспекта: монография / О. Н. Владимирова [и др.]. - Москва: Креативная экономика, 2017. - 212 с.
10. Казаков, С. П. Рыночная ориентация как эффективный подход к организации маркетинга на предприятиях сферы услуг / С. П. Казаков // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2012. - № 1. - С. 42-55.
11. Крылов, С. И. Концепция стратегического финансового анализа деятельности коммерческой организации / С. И. Крылов // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - №19. - С. 2-9.
12. Методы оценки эффективности управления организацией при реализации клиентоориентированного подхода / В. Г. Фролов [и др.]. // Российское предпринимательство. - 2014. - № 16. - C. 16-26.
13. Моторина, С. Клиентоориентированность должна стать ДНК, корпоративной религией компании / С. Моторина // Управление персоналом. - 2012. - № 11. С. 42-50.
14. Пепперс, Д., Управление отношениями с клиентами: как превратить базу ваших клиентов в деньги: пер. с англ. / Д. Пепперс, М. Роджерс. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2006. - 336 с.
15. Петрова, А. Т. Логические основы формирования индикаторов качества жизни / А. Т. Петрова, Л. А. Коношенко, Т. В. Рукосуева // Философские науки. - 2006. - № 11. - С. 125-130.
16. Петрова, А. Т. Статистические показатели социального благополучия населения как составляющая оценки качества жизни / А. Т. Петрова // Российский экономический интернет-журнал. - 2006. - № 3. С. 84.
17. Петрова, А. Т. Теория, методология системно-параметрического исследования качества жизни населения региона: автореф. дис. ... док. экон. наук: 08.00.12 / Аида Талятовна Петрова. - Новосибирск, 2007. - 322 с.
18. Петрова, А. Т. Формирование современной системы управления нематериальными активами предприятия сферы услуг / А. Т. Петрова, И. Т. Рустамова // Вестник алтайской науки. - 2013. - № 3. - С. 175-180.
19. Разомасова, Е. А. Выживут только сильнейшие, или тенденции развития сферы потребительских услуг с учетом фактических предпринимательских рисков / Е. А. Разомасова, А. Т. Петрова // ЭКО. - 2017. - № 1. С. 158-167.
20. Ребязина, В. А. Клиентоориентированность российских компаний: результаты эмпирического исследования / В. А. Ребязина, М. М. Смирнова // XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 книгах. Книга 3 / под ред. Е. Г. Ясина - Москва, 2014. С. 265-269.
21. Рожков, А. Г. Ориентация компании на клиента: опыт практического исследования / А. Г. Рожков // Вестник Уральского федерального университета. - 2012. - № 4. - С. 20-31.
22. Соловьева, Н. А. Анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации и ее финансового состояния: учебное пособие / Н. А. Соловьева, Н. И. Коркина. - Красноярск: КГТЭИ, 2007. - 110 с.
23. Соловьева, Н. А. Анализ финансовых результатов деятельности торговой организации: учебное пособие / Н. А. Соловьева, О. Ю. Дягель. - Красноярск: КГТЭИ, 2007. - 236 с.
24. Соловьева, Н. А. Научные основы комплексного анализа хозяйственной деятельности: учебно-методическое пособие для экономических специальностей / Н. А. Соловьева, Н. И. Коркина. - Красноярск: КГТЭИ, 2002. - 38 с.
25. Третьяк, О. А. Ориентация на клиента: моделирование и диагностика / О. А. Третьяк, А. Г. Рожков // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. - 2012. - № 4. - С. 76-84.
26. Шавровская, М. Н. Клиентоориентированность персонала как комплексная профессиональная компетенция / М. Н. Шавровская // Вестник Омского университета. - 2011. - № 4. С. 225-229.
27. Якупаева, С. Г. Доверие и клиентоориентированность как факторы успеха фирмы / С. Г. Якупаева, Ю. Е.Коршуникова // Экономические науки. - 2013. - № 6. С. 971-975.