РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИИ ХОРЕОГРАФИЕЙ
|
Введение 3
1 Теоретические основы развития координации движений у детей дошкольного
возраста 6
1.1 Развитие координации движений у детей дошкольного возраста:
основные понятия, закономерности и методы исследования 6
1.2. Нарушение координации движений у дошкольников как социально¬
педагогическая проблема 13
1.3. Особенности развития координации движений у детей дошкольного
возраста 17
2 Экспериментальное исследование развития координации движений у детей
дошкольного возраста на занятиях хореографией 21
2.1 Диагностика исходного уровня развития координации движений у детей
старшего дошкольного возраста 21
2.2 Результаты экспериментальной работы по развитию координации
движений у детей дошкольного возраста ЧДОУ «Совенок» 31
Заключение 40
Список используемой литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
1 Теоретические основы развития координации движений у детей дошкольного
возраста 6
1.1 Развитие координации движений у детей дошкольного возраста:
основные понятия, закономерности и методы исследования 6
1.2. Нарушение координации движений у дошкольников как социально¬
педагогическая проблема 13
1.3. Особенности развития координации движений у детей дошкольного
возраста 17
2 Экспериментальное исследование развития координации движений у детей
дошкольного возраста на занятиях хореографией 21
2.1 Диагностика исходного уровня развития координации движений у детей
старшего дошкольного возраста 21
2.2 Результаты экспериментальной работы по развитию координации
движений у детей дошкольного возраста ЧДОУ «Совенок» 31
Заключение 40
Список используемой литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Развитие координации движений дошкольников - это одна из актуальных задач дошкольного образования, что подтверждается требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), в котором указывается, что приобретение дошкольниками опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость является целевым ориентиром физического развития детей.
Дошкольный возраст относится к значимому периоду для формирования у ребенка опорно-двигательной системы организма, развития равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Однако все чаще в социально-педагогических исследованиях отмечается, что нарушение координации движений у детей дошкольного возраста нередко приводит к проблемам во взаимодействии со сверстниками, к повышению уровня тревожности, к отказу от деятельности, снижению уровня общения и сокращению социальной активности дошкольника. Все это придает особую актуальность исследованию вопросов развития координации движения у старших дошкольников.
В таком контексте задача развития координации движений у дошкольников становится предметом работы не только воспитателя, инструктора физической культуры и ритмики, но и социального педагога, чья деятельность должна быть направлена на профилактику и предупреждение возможных проблем, связанных с нарушением координации движения.
Проблема развития координации движения у дошкольников во многом связана с тем фактом, что нередко задача развития координации движений выпадает из поля зрения педагога и родителей. В такой ситуации нарушение координации движений у старших дошкольников становится одной из причин их школьной неуспешности на ступени начального образования.
Обозначенная проблема определила цель нашего исследования.
Цель - определение условий для развития координации движений у детей дошкольного возраста на занятиях хореографией.
Объект - развитие координации движений у детей дошкольного возраста
Предмет - условия развития координации движений у старших дошкольников в рамках занятий хореографией
Гипотеза: развитие координации движений дошкольников будет успешным, если занятие по хореографии будет организовано как система игровых упражнений основывающихся на взаимосвязи музыки, движений и слов, подкрепленных стихотворным и музыкальным ритмом.
Проблема, объект, предмет и цель исследования, а также выдвинутая гипотеза предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
— Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
— Уточнить сущность понятия и особенности формирования координации движений у дошкольников
— Выявить условия формирования координации движений у старших дошкольников
— На основе выявленных условий разработать и апробировать в ходе образовательной практики систему упражнений по развитию координации движений.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: закономерности возрастного развития человека В.К. Бальсевич, В.М Волков; принципы обучения, воспитания и развития в сфере физической культуры изучаемые Б.А Ашмариным; положения Л.С.Выготского об опоре на ведущую деятельность и эмоциональные особенности дошкольников; теория игры (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).
Методы исследования:
Изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы.
Педагогическое наблюдение, скрининг нарушения координации движений у дошкольников, метод беседы с педагогами с целью формирования представления о развитии координации движений.
Формирующий эксперимент
База исследования: Частное дошкольное образовательное учреждение «Совенок».
Дошкольный возраст относится к значимому периоду для формирования у ребенка опорно-двигательной системы организма, развития равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Однако все чаще в социально-педагогических исследованиях отмечается, что нарушение координации движений у детей дошкольного возраста нередко приводит к проблемам во взаимодействии со сверстниками, к повышению уровня тревожности, к отказу от деятельности, снижению уровня общения и сокращению социальной активности дошкольника. Все это придает особую актуальность исследованию вопросов развития координации движения у старших дошкольников.
В таком контексте задача развития координации движений у дошкольников становится предметом работы не только воспитателя, инструктора физической культуры и ритмики, но и социального педагога, чья деятельность должна быть направлена на профилактику и предупреждение возможных проблем, связанных с нарушением координации движения.
Проблема развития координации движения у дошкольников во многом связана с тем фактом, что нередко задача развития координации движений выпадает из поля зрения педагога и родителей. В такой ситуации нарушение координации движений у старших дошкольников становится одной из причин их школьной неуспешности на ступени начального образования.
Обозначенная проблема определила цель нашего исследования.
Цель - определение условий для развития координации движений у детей дошкольного возраста на занятиях хореографией.
Объект - развитие координации движений у детей дошкольного возраста
Предмет - условия развития координации движений у старших дошкольников в рамках занятий хореографией
Гипотеза: развитие координации движений дошкольников будет успешным, если занятие по хореографии будет организовано как система игровых упражнений основывающихся на взаимосвязи музыки, движений и слов, подкрепленных стихотворным и музыкальным ритмом.
Проблема, объект, предмет и цель исследования, а также выдвинутая гипотеза предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
— Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
— Уточнить сущность понятия и особенности формирования координации движений у дошкольников
— Выявить условия формирования координации движений у старших дошкольников
— На основе выявленных условий разработать и апробировать в ходе образовательной практики систему упражнений по развитию координации движений.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: закономерности возрастного развития человека В.К. Бальсевич, В.М Волков; принципы обучения, воспитания и развития в сфере физической культуры изучаемые Б.А Ашмариным; положения Л.С.Выготского об опоре на ведущую деятельность и эмоциональные особенности дошкольников; теория игры (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).
Методы исследования:
Изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы.
Педагогическое наблюдение, скрининг нарушения координации движений у дошкольников, метод беседы с педагогами с целью формирования представления о развитии координации движений.
Формирующий эксперимент
База исследования: Частное дошкольное образовательное учреждение «Совенок».
Одной из важнейших задач дошкольных учреждений является формирование полноценной и разносторонне развитой личности, в том числе и в физическом плане. Основным показателем развития дошкольника является развитие координации движений.
Изучив литературу по теме исследования, мы рассмотрели разные трактовки понятия координации движений у дошкольников и выяснили, что координация движения понимается как точное согласование в работе всех отдельных мышц, входящих в состав тела, согласование, ведущее к тому, что все движения ребенка становятся гладкими, пластичными, размеренными, экономными и не обнаруживают признаков механической борьбы противоположно действующих антагонистических мышц.
В соответствии с целью нашего исследования - определить условия для развития координации движений у детей дошкольного возраста на занятиях хореографией - нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Произведен теоретический анализ проблемы и сформировано представление о развитии координации движений у дошкольников.
2. Изучен уровень развития координации движений дошкольников.
3. Выявлено влияние системы разработанных упражнений для занятий хореографией на уровень развития координации движений у старших дошкольников.
Рассмотрев процесс развития координации движений у детей дошкольного возраста можно сказать, что это сложный процесс, требующий активного направленного вмешательства взрослого.
Необходимо держать под контролем развитие координации движений именно в дошкольном возрасте, так как именно здесь закладываются основы полноценного развития и всесторонней подготовки растущего человека к будущей жизнедеятельности.
На практике в содержании физической деятельности в дошкольных учреждениях часто уделяют недостаточно внимания формированию у дошкольников координации движений, эмоциональной насыщенности действий, развитию способности согласовывать движения по различным параметрам. В результате занятия становятся однообразными, возникает отсутствие интереса у детей к занятиям, отсутствие стимулов к развитию координации движений и физических возможностей.
В экспериментальной части нами была проведена диагностика уровня развития координации движений у старших дошкольников. Был проведен формирующий эксперимент, в котором нами была разработана система упражнений для занятий по хореографии в основу которого легла игровая деятельность.
После проведения контрольного эксперимента наше исследование показало, что занятие по хореографии, основанное на системе специально разработанных игровых упражнений, обеспечивает развитие координации движений с учетом возможностей дошкольников. Благодаря музыкальному и стихотворному ритму, на котором построены упражнения на занятиях хореографии, ребенок полностью включается в деятельность, с удовольствием выполняет упражнения, что обеспечивает развитие координации движения.
На основе данных, полученных в процессе проведения исследования, мы можем сделать вывод, что гипотеза: развитие координации движений дошкольников будет успешным, если занятие по хореографии будет организовано как система игровых упражнений основывающихся на взаимосвязи музыки, движений и слов, подкрепленных стихотворным и музыкальным ритмом, - нашла свое подтверждение в ходе экспериментальной работы.
Изучив литературу по теме исследования, мы рассмотрели разные трактовки понятия координации движений у дошкольников и выяснили, что координация движения понимается как точное согласование в работе всех отдельных мышц, входящих в состав тела, согласование, ведущее к тому, что все движения ребенка становятся гладкими, пластичными, размеренными, экономными и не обнаруживают признаков механической борьбы противоположно действующих антагонистических мышц.
В соответствии с целью нашего исследования - определить условия для развития координации движений у детей дошкольного возраста на занятиях хореографией - нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Произведен теоретический анализ проблемы и сформировано представление о развитии координации движений у дошкольников.
2. Изучен уровень развития координации движений дошкольников.
3. Выявлено влияние системы разработанных упражнений для занятий хореографией на уровень развития координации движений у старших дошкольников.
Рассмотрев процесс развития координации движений у детей дошкольного возраста можно сказать, что это сложный процесс, требующий активного направленного вмешательства взрослого.
Необходимо держать под контролем развитие координации движений именно в дошкольном возрасте, так как именно здесь закладываются основы полноценного развития и всесторонней подготовки растущего человека к будущей жизнедеятельности.
На практике в содержании физической деятельности в дошкольных учреждениях часто уделяют недостаточно внимания формированию у дошкольников координации движений, эмоциональной насыщенности действий, развитию способности согласовывать движения по различным параметрам. В результате занятия становятся однообразными, возникает отсутствие интереса у детей к занятиям, отсутствие стимулов к развитию координации движений и физических возможностей.
В экспериментальной части нами была проведена диагностика уровня развития координации движений у старших дошкольников. Был проведен формирующий эксперимент, в котором нами была разработана система упражнений для занятий по хореографии в основу которого легла игровая деятельность.
После проведения контрольного эксперимента наше исследование показало, что занятие по хореографии, основанное на системе специально разработанных игровых упражнений, обеспечивает развитие координации движений с учетом возможностей дошкольников. Благодаря музыкальному и стихотворному ритму, на котором построены упражнения на занятиях хореографии, ребенок полностью включается в деятельность, с удовольствием выполняет упражнения, что обеспечивает развитие координации движения.
На основе данных, полученных в процессе проведения исследования, мы можем сделать вывод, что гипотеза: развитие координации движений дошкольников будет успешным, если занятие по хореографии будет организовано как система игровых упражнений основывающихся на взаимосвязи музыки, движений и слов, подкрепленных стихотворным и музыкальным ритмом, - нашла свое подтверждение в ходе экспериментальной работы.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ В ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ В КЛУБЕ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ В СТИЛЕ ХИП-ХОП
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Занятия для развития двигательных навыков подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОГО ТАНЦА
В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Особенности развития двигательной активности дошкольников на мероприятиях физкультурно-досуговой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



