Введение 3
1 Теоретические основы развития координации движений у детей дошкольного
возраста 6
1.1 Развитие координации движений у детей дошкольного возраста:
основные понятия, закономерности и методы исследования 6
1.2. Нарушение координации движений у дошкольников как социально¬
педагогическая проблема 13
1.3. Особенности развития координации движений у детей дошкольного
возраста 17
2 Экспериментальное исследование развития координации движений у детей
дошкольного возраста на занятиях хореографией 21
2.1 Диагностика исходного уровня развития координации движений у детей
старшего дошкольного возраста 21
2.2 Результаты экспериментальной работы по развитию координации
движений у детей дошкольного возраста ЧДОУ «Совенок» 31
Заключение 40
Список используемой литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Развитие координации движений дошкольников - это одна из актуальных задач дошкольного образования, что подтверждается требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), в котором указывается, что приобретение дошкольниками опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость является целевым ориентиром физического развития детей.
Дошкольный возраст относится к значимому периоду для формирования у ребенка опорно-двигательной системы организма, развития равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Однако все чаще в социально-педагогических исследованиях отмечается, что нарушение координации движений у детей дошкольного возраста нередко приводит к проблемам во взаимодействии со сверстниками, к повышению уровня тревожности, к отказу от деятельности, снижению уровня общения и сокращению социальной активности дошкольника. Все это придает особую актуальность исследованию вопросов развития координации движения у старших дошкольников.
В таком контексте задача развития координации движений у дошкольников становится предметом работы не только воспитателя, инструктора физической культуры и ритмики, но и социального педагога, чья деятельность должна быть направлена на профилактику и предупреждение возможных проблем, связанных с нарушением координации движения.
Проблема развития координации движения у дошкольников во многом связана с тем фактом, что нередко задача развития координации движений выпадает из поля зрения педагога и родителей. В такой ситуации нарушение координации движений у старших дошкольников становится одной из причин их школьной неуспешности на ступени начального образования.
Обозначенная проблема определила цель нашего исследования.
Цель - определение условий для развития координации движений у детей дошкольного возраста на занятиях хореографией.
Объект - развитие координации движений у детей дошкольного возраста
Предмет - условия развития координации движений у старших дошкольников в рамках занятий хореографией
Гипотеза: развитие координации движений дошкольников будет успешным, если занятие по хореографии будет организовано как система игровых упражнений основывающихся на взаимосвязи музыки, движений и слов, подкрепленных стихотворным и музыкальным ритмом.
Проблема, объект, предмет и цель исследования, а также выдвинутая гипотеза предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
— Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
— Уточнить сущность понятия и особенности формирования координации движений у дошкольников
— Выявить условия формирования координации движений у старших дошкольников
— На основе выявленных условий разработать и апробировать в ходе образовательной практики систему упражнений по развитию координации движений.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: закономерности возрастного развития человека В.К. Бальсевич, В.М Волков; принципы обучения, воспитания и развития в сфере физической культуры изучаемые Б.А Ашмариным; положения Л.С.Выготского об опоре на ведущую деятельность и эмоциональные особенности дошкольников; теория игры (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).
Методы исследования:
Изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы.
Педагогическое наблюдение, скрининг нарушения координации движений у дошкольников, метод беседы с педагогами с целью формирования представления о развитии координации движений.
Формирующий эксперимент
База исследования: Частное дошкольное образовательное учреждение «Совенок».
Одной из важнейших задач дошкольных учреждений является формирование полноценной и разносторонне развитой личности, в том числе и в физическом плане. Основным показателем развития дошкольника является развитие координации движений.
Изучив литературу по теме исследования, мы рассмотрели разные трактовки понятия координации движений у дошкольников и выяснили, что координация движения понимается как точное согласование в работе всех отдельных мышц, входящих в состав тела, согласование, ведущее к тому, что все движения ребенка становятся гладкими, пластичными, размеренными, экономными и не обнаруживают признаков механической борьбы противоположно действующих антагонистических мышц.
В соответствии с целью нашего исследования - определить условия для развития координации движений у детей дошкольного возраста на занятиях хореографией - нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Произведен теоретический анализ проблемы и сформировано представление о развитии координации движений у дошкольников.
2. Изучен уровень развития координации движений дошкольников.
3. Выявлено влияние системы разработанных упражнений для занятий хореографией на уровень развития координации движений у старших дошкольников.
Рассмотрев процесс развития координации движений у детей дошкольного возраста можно сказать, что это сложный процесс, требующий активного направленного вмешательства взрослого.
Необходимо держать под контролем развитие координации движений именно в дошкольном возрасте, так как именно здесь закладываются основы полноценного развития и всесторонней подготовки растущего человека к будущей жизнедеятельности.
На практике в содержании физической деятельности в дошкольных учреждениях часто уделяют недостаточно внимания формированию у дошкольников координации движений, эмоциональной насыщенности действий, развитию способности согласовывать движения по различным параметрам. В результате занятия становятся однообразными, возникает отсутствие интереса у детей к занятиям, отсутствие стимулов к развитию координации движений и физических возможностей.
В экспериментальной части нами была проведена диагностика уровня развития координации движений у старших дошкольников. Был проведен формирующий эксперимент, в котором нами была разработана система упражнений для занятий по хореографии в основу которого легла игровая деятельность.
После проведения контрольного эксперимента наше исследование показало, что занятие по хореографии, основанное на системе специально разработанных игровых упражнений, обеспечивает развитие координации движений с учетом возможностей дошкольников. Благодаря музыкальному и стихотворному ритму, на котором построены упражнения на занятиях хореографии, ребенок полностью включается в деятельность, с удовольствием выполняет упражнения, что обеспечивает развитие координации движения.
На основе данных, полученных в процессе проведения исследования, мы можем сделать вывод, что гипотеза: развитие координации движений дошкольников будет успешным, если занятие по хореографии будет организовано как система игровых упражнений основывающихся на взаимосвязи музыки, движений и слов, подкрепленных стихотворным и музыкальным ритмом, - нашла свое подтверждение в ходе экспериментальной работы.
1. Антонишина, Е.Н. Игры с мячом как средство физического развития и оздоровления детей/Е.Н. Антонишина//Инструктор по физкультуре. -2012. -№ 4. -С. 26-30.
2. Баранов, А.А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). В 2 т./Под ред. Баранова А.А., Щеплягиной Л.А. т. 1. М., ГЭОТАР-Медиа, 2006. -432 с.
3. Безруких, М.М. Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков. /Безруких М.М, Любомирский Л.Е. В сб. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М., Образование от А до Я. 2010. С. 239-256.
4. Безруких, М.М. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии. :/Безруких М.М, Фарбер Д.А.// М., Изд-во МПСИ; Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК». 2010. -768 с.
5. Болотова, А.К., Молчанова, О.Н. Психология развития и возрастная психология : учеб. пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - С. 74-108.
6. Бондарева, В.Н., Белобрюхова, Т.В., Взаимодействие хореографа и музыкального руководителя в работе с детьми дошкольного возраста. /В.Н Бондарева, Т.В. Белобрюхова// Актуальные проблемы современногообразования. Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова; Ответственный редактор А. Ю. Нагорнова. 2012. С. 65-68.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. /Л.С Выготский - Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 5. С. 24 - М., 1991
8. Гафнер, Ю.Ф. Танцевальная деятельность как средство развития координации движений в условиях дошкольных учреждений. /Ю.Ф Гафнер,// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.
2009. № 8. С. 119-122
9. Герасимова А.А. Информативные показатели, определяющие структуру физического состояния детей 5-6 лет/ Герасимова А.А., Чернова М.Б., Герасимов М.М., Копылов Ю.А. // Материалы конференции XXVI Международной научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире», Коломна, 2016 C. 42-46
10. Горская, И.Ю. Оценка координационной подготовленности в спорте/И.Ю. Горская//Теория и практика физ. культуры. -2010. -№ 7.С. 34-37.
11. Гренлюнд, Э.А, Оганесян, Н.В. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика.//Э.А. Гренлюнд, Н.В. Оганесян/ - СПб. : Речь, 2005-288 с.
12. Жигун, О.Ю. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством использования методики музыкального воспитания Карла Орфа с применением произведений белорусского фольклора/О.Ю. Жигун //Новый взгляд. Международный научный вестник: сборник научных трудов. Выпуск 12/Под общ.ред. С.С. Чернова. -Новосибирск: Издательство ЦРНС 2016. -, С.82¬92.
13. Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. Пособие / Н. В. Иванова - Череповец: ЧГУ, 2002. - 150 с.
14. Кенеман, А. В., Хухлаева, Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. / А.В. Кнеман, Д.В. Хухлаева//Учеб, пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978. - 272 с.
15. Кожухова, Н.Н., Рыженкова, Л.А., Борисова, М.М. Методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие. -М., Издательский центр «Академия», 2008 г.
16. Котельникова, Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений /Е.Г. Котельникова./ -М.: ВИХТ. -2008. -128 с.
17. Криволапчук, И.А. Педагогическое сопровождение роста и развития детей в процессе физического воспитания: Сообщение III.
Биологическая надежность, обусловленность развития полом и уровнем двигательной активности, рекомендации/ И.А. Криволапчук// Сибирский педагогический журнал, 2015. №3. С.48-56.
18. Криволапчук, И.А. Факторная информативность показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности детей 7-8 лет / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», 2015. №3 (121). С.49-54.
19. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П.Ф. Избранные труды / Сост. И. Н.Решетень. - М.: ФиС, 1987.
20. Лесгафт, П.Ф. Значение физического образования в семье и школе (ответ П.Ф. Каптереву):Избранные труды/Сост. И.Н.Решетень.- М.: Физкультура и спорт, 1987.- 300-314.
21. Лях, В. И. Определение координационных способностей с помощью тестов // Физическая культура в школе. - 1988. - № 12.
22. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. /Л.П. матвеев//- М.: Физкультура и спорт, 2001.
23. Матвеева, И.В. Роль музыкально ритмических движений в жизни. /И.В. Матвеева// Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 7. С. 233-238.
24. Мацкевич, И.Н., Сысоева, Ю.Н. Развитие чувства ритма у старших дошкольников. /И.Н. Мацкевич, Ю.Н. Сысоева// Вестник магистратуры. 2017. № 2-1 (65). С. 72-73.
25. Михайлова, М.А., Горбина, Е.В. Поем, играем и танцуем дома и в саду. Популярное пособие для родителей и педагогов. М.А. Михайлова, Е.В. Горбина./Ярославль, «Академия развития» 2008.
26. Мухина, В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. М.: Педагогика. 1999.
27. Никитина, А.А. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста и младших школьников /Никитина А.А., Бочкарева А.Г.// Здоровьесберегающее образование №1, 2014г. С.16-22.
28. Параничева Т.М., Бабенкова Е.А. Методическое пособие: Подвижные игры на прогулке (в контексте ФГОС ДО). -СФЕРА.- 2015.- 96 с.
29. Правдов, М.А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Под ред. М.А. Правдов. Научное издание Текст.: Монография М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2006. -184 е.: ил.
30. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности. - СПб.: СПбГУ, 1995. - С. 74-79.
31. Родичкин, П.В. Оздоровительная физическая культура как средство профилактики и коррекции движений: монография/П.В. Родичкин; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. -189
32. Сайтвелиева, Э.Э. Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития координации дошкольников./Э.Э. Сайтвелиева// Молодой ученый. 2016. № 6 (110). С. 807-809.
33. Собянина, Ф.И., Замогильнова, А.И.Основы теории физической культуры. - М.: «Владос», 2006.
34. Сонькин В.Д. Физиологические закономерности онтогенеза и их возможные приложения к теории физической тренировки // Физиология человека, 2015. том 41, № 5. с. 125-136
35. Сонькин, В.Д. Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития. /Сонькин В.Д., Корниенко И.А., Тамбовцева Р.В., Зайцева В.В., Изаак С.И. // В сб. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М., Образование от А до Я.2010. С.31-60.
36. Филлипова, С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. О. Филиппова, О. А.
Каминский, Г. Г. Лукина и др. под ред. С. О. Филипповой. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 304 с.
37. Фомин, А.С. Танец как раздел физической культуры /А.С. Фомин// Сибирский учитель. 2013. № 6(30). С. 35-38; 2004, № 1(31). С. 35-39.
38. Шебеко, В.Н., Ермак, Н.Н., Шишкина, В.А. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие. — М., 1998.
39. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.
40. Щетинина, А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - 132 с.
41. Эльконин, Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). М.: Педагогика. 1998.
42. Кивихарью, И.В Музыкально ритмические упражнения как средство развития координации движений девочек 6-7 лет. /И.В Кивихарью// Грани познания. 2015. № 2 (36). С. 59-63.
43. Chaix, Y. Neurobiological bases and neurophysiological correlates of developmental coordination disorders [Abstract]. Neurophysiolgie Clinique, 2012
44. Chen, I.C., Tsai P.L., Hsu Y.W., Ma H.I., Lai H.A. Everyday memory in children with developmental coordination disorder. Research in DevelopmentalDisabilities,2013, 34(1), 687-694 DOI: 10.1016/j.ridd.2012.09.012
45. Cratty, Bryant V. Intelligence in action // Physical activities for enhancing intellectual abilities. - NJ : Englawood Cliffs, 1973. - P. 68-71