ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ЖАНРА «ПОЗДРАВЛЕНИЕ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЁНКА» ВО ФРАНЦУЗСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ МАЛЫХ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ
СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ В ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ 8
1.1. Понятие речевого жанра в лингвистических исследованиях 8
1.2. Различные подходы к определению речевого жанра 12
1.3. Классификация речевых жанров 16
1.4. Методика описания речевого жанра 20
1.5 Изучение малых речевых жанров в современной лингвистике 26
1.6. История возникновения малого речевого жанра «поздравление» во
французской и американской лингвокультурах 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МАЛОГО РЕЧЕВОГО ЖАНРА ПОЗДРАВЛЕНИЯ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЁНКА В АМЕРИКАНСКОЙ И
ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ 34
2.1. Коммуникативная цель 34
2.2. Образ адресата 39
2.3. Образ автора 43
2.4. Образ будущего 53
2.5. Образ прошлого 55
2.6 Языковые средства 57
2.7. Сопоставительный анализ жанровой формы «поздравление с
рождением ребёнка» во французской и американской лингвокультурах ... 61
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 78
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ МАЛЫХ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ
СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ В ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ 8
1.1. Понятие речевого жанра в лингвистических исследованиях 8
1.2. Различные подходы к определению речевого жанра 12
1.3. Классификация речевых жанров 16
1.4. Методика описания речевого жанра 20
1.5 Изучение малых речевых жанров в современной лингвистике 26
1.6. История возникновения малого речевого жанра «поздравление» во
французской и американской лингвокультурах 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МАЛОГО РЕЧЕВОГО ЖАНРА ПОЗДРАВЛЕНИЯ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЁНКА В АМЕРИКАНСКОЙ И
ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ 34
2.1. Коммуникативная цель 34
2.2. Образ адресата 39
2.3. Образ автора 43
2.4. Образ будущего 53
2.5. Образ прошлого 55
2.6 Языковые средства 57
2.7. Сопоставительный анализ жанровой формы «поздравление с
рождением ребёнка» во французской и американской лингвокультурах ... 61
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 78
В мировой лингвистике в последнее время возрос интерес к речевым жанрам (РЖ). Глобальное изучение жанров речи на данный момент привело к созданию перспективного направления, в области антропоцентрического языкознания. Многие ученые в данной области дают различные варианты понимания речевого жанра, при этом до сих пор не имеется единого мнения касательно определения жанров речи, а также структуры и типологии жанров.
Проблемы теории речевых жанров активно обсуждаются в многочисленных работах современных исследователей. Сложившуюся ситуацию, а именно повышенный интерес к исследованию речи, можно объяснить ростом популярности понятий «жанр речи» или «жанр общения», так как именно они в последнее время все чаще встречаются на страницах лингвистических изданий.
Речевой жанр привлекает особое внимание теоретиков и историков литературы, которые акцентируют свое внимание на эстетическом использовании языка. По мнению многих специалистов в данной области, рассмотрение речевого жанра» с позиций традиционной лингвистики, не может привести к нужному знаменателю, а именно, все это не в состоянии раскрыть сущность данного явления. Поэтому все это диктует и появляется необходимость в проведении междисциплинарного анализа «речевого жанра.
Существует мнение, что именно речевые жанры, являются «приводными ремнями от истории общества к истории языка» [Бахтин, 1986: 444]. Изучение речевых жанров является одним из основных подходов к исследованию диалогической речи, при этом стоит сказать, что в последние десятилетия данный подход претендует на лидерство и многообразие точек зрения. Богатство речевых жанров обусловлено разнообразием человеческой деятельности, все виды которой связаны с использованием языка. В каждой сфере деятельности существует целый репертуар РЖ, который подвержен процессам изменения и трансформирования и находится в прямой зависимости от развития и усложнения самой деятельности. Отсюда - необычайная разнородность РЖ, куда относятся диалог, бытовой рассказ, письмо, военную команду, литературные жанры, деловые документы, публицистику, научные выступления и т.д. Речевой жанр как объект исследования изучается в ряде наук. В настоящее время полнее всего представлены лингвистический и социопрагматический аспекты теории речевых жанров.
Актуальность данного исследования обусловлена, с одной стороны, высокой частотностью использования речевого жанра «поздравление» во Франции и Англии, а с другой стороны недостаточностью степенью научной проработанности одной из разновидностей данного РЖ, а именно - «поздравление с рождением ребёнка». Данная работа также соответствует общей направленности современного языкознания на изучение прагматического аспекта речи, на установление связи между ситуативными факторами и их речевыми проявлениями, на исследование личности человека как отправителя и получателя речи.
Научная новизна дипломной работы заключается в том, что малые речевые жанры семейного речевого общения мало исследованы. Данная работа выполнена на пересечении двух активно развивающихся областей лингвистического исследования. Во-первых, это лингвокультурология, которая представляет собой проявление характерной для современной лингвистики тенденции к освоению моделей и категорий, выработанных другими науками. Во-вторых, это теория речевых жанров, которая реализует противоположную тенденцию развития лингвистики, связанную с введением новых объектов анализа.
С одной стороны, подобная двойственность способствует расширению объектов лингвокультурологического анализа, который традиционно ориентирован на анализ лексической системы и грамматической структуры языков. С другой стороны, данное исследование способно расширить представления о том, каким образом стереотипы и скрытые установки национальной картины мира взаимодействуют с жанровыми моделями, что в перспективе позволит сделать выводы о механизмах формирования жанровых моделей. Кроме того, результаты, полученные в данной работе, способствуют лучшему пониманию двух исследованных лингвокультур, что особенно существенно в условиях глобализации и возрастания важности межкультурного общения.
Цель работы - выявить особенности языковых средств и речевых форм реализации жанра поздравления с рождением ребенка в рамках французской и американской лингвокультур. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести обзор литературы по проблематике РЖ;
2) обобщить представление о современном состоянии теории речевых жанров и ее направлениях, познакомиться с основными аспектами и проблемами изучения речевых жанров;
3) изучить различные классификации РЖ и выбрать наиболее приемлемую для достижения цели исследования;
4) определить место РЖ «поздравление с рождением ребенка» в существующих типологиях РЖ;
5) провести исторический обзор возникновения речевого жанра поздравления во Франции и в Америке;
6) проанализировать характеристики и языковые средства, а также речевые формы РЖ «поздравление с рождением ребёнка» во французской и американской лингвокультурах;
7) сопоставить языковые средства и речевые формы реализации изучаемого РЖ и сформулировать особенности данного РЖ в двух анализируемых лингвокультурах.
Объект исследования - речевой жанр «поздравление с рождением ребёнка» в русской и американской лингвокультурах.
Предмет исследования - особенности языковых средств и речевых форм реализации жанра поздравления с рождением ребенка в рамках французской и американской лингвокультур.
Материалом для исследования явились поздравительные открытки, выбранные из интернет сайтов: 1) Idee Texte [Felicitations naissance, 2016] 2) greeting-card-messages.com [What to write in a newborn baby card, 2016] в количестве 100 поздравительных открыток.
Методы исследования: для анализа языкового материала использовались методы качественно-количественного, стилистического, контекстного анализа, коммуникативного, семантического, дефиниционного анализа, для сравнения особенностей двух лингвокультур использовался сравнительно-сопоставительный анализ, метод моделирования речевого жанра.
Гипотеза заключается в том, что языковые средства и речевые формы реализации малого речевого жанра поздравления с рождением ребенка имеют свои особенности во французской и американской культурах.
Работа прошла апробацию на международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, интеркультура в коммуникативном пространстве человека» 29 апреля 2015 года в Сибирском федеральном университете (г. Красноярск), а также на конференции «Молодежь и наука: проспект Свободный - 2016» 18 апреля 2016 года (СФУ,
г.Красноярск).
Настоящая выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы и заключение. К тексту работы прилагается библиографический список, включающий 98 источников.
Глава 1. Место и роль малых речевых жанров семейного общения в лингвокультуре посвящена рассмотрению теоретических предпосылок исследования. В ней анализируются подходы к определению понятия «речевой жанр» и различные классификации речевых жанров. Также в главе рассматриваются понятия «семейное общение» и «семейная коммуникация», а также модель описания речевого жанра Т.В. Шмелевой, излагается история возникновения речевого жанра поздравления во Франции и в Америки.
Глава 2. Характерные черты малого речевого жанра «поздравление с рождением ребенка» во французской и американской лингвокультурах. Во второй главе в сопоставительной перспективе рассматривается коммуникативная цель речевого жанра «поздравление с рождением ребёнка», описываются содержательные характеристики и языковые средства, речевые формы реализации таких параметров его описания, как образ адресата и адресанта, образ будущего и прошлого в двух лингвокультурах, анализируются языковые особенности. В последнем параграфе в ходе сравнительно-сопоставительного анализа формулируются особенности языкового и речевого воплощения речевого жанра «поздравление с рождением ребёнка» во французской и американской лингвокультурах.
Проблемы теории речевых жанров активно обсуждаются в многочисленных работах современных исследователей. Сложившуюся ситуацию, а именно повышенный интерес к исследованию речи, можно объяснить ростом популярности понятий «жанр речи» или «жанр общения», так как именно они в последнее время все чаще встречаются на страницах лингвистических изданий.
Речевой жанр привлекает особое внимание теоретиков и историков литературы, которые акцентируют свое внимание на эстетическом использовании языка. По мнению многих специалистов в данной области, рассмотрение речевого жанра» с позиций традиционной лингвистики, не может привести к нужному знаменателю, а именно, все это не в состоянии раскрыть сущность данного явления. Поэтому все это диктует и появляется необходимость в проведении междисциплинарного анализа «речевого жанра.
Существует мнение, что именно речевые жанры, являются «приводными ремнями от истории общества к истории языка» [Бахтин, 1986: 444]. Изучение речевых жанров является одним из основных подходов к исследованию диалогической речи, при этом стоит сказать, что в последние десятилетия данный подход претендует на лидерство и многообразие точек зрения. Богатство речевых жанров обусловлено разнообразием человеческой деятельности, все виды которой связаны с использованием языка. В каждой сфере деятельности существует целый репертуар РЖ, который подвержен процессам изменения и трансформирования и находится в прямой зависимости от развития и усложнения самой деятельности. Отсюда - необычайная разнородность РЖ, куда относятся диалог, бытовой рассказ, письмо, военную команду, литературные жанры, деловые документы, публицистику, научные выступления и т.д. Речевой жанр как объект исследования изучается в ряде наук. В настоящее время полнее всего представлены лингвистический и социопрагматический аспекты теории речевых жанров.
Актуальность данного исследования обусловлена, с одной стороны, высокой частотностью использования речевого жанра «поздравление» во Франции и Англии, а с другой стороны недостаточностью степенью научной проработанности одной из разновидностей данного РЖ, а именно - «поздравление с рождением ребёнка». Данная работа также соответствует общей направленности современного языкознания на изучение прагматического аспекта речи, на установление связи между ситуативными факторами и их речевыми проявлениями, на исследование личности человека как отправителя и получателя речи.
Научная новизна дипломной работы заключается в том, что малые речевые жанры семейного речевого общения мало исследованы. Данная работа выполнена на пересечении двух активно развивающихся областей лингвистического исследования. Во-первых, это лингвокультурология, которая представляет собой проявление характерной для современной лингвистики тенденции к освоению моделей и категорий, выработанных другими науками. Во-вторых, это теория речевых жанров, которая реализует противоположную тенденцию развития лингвистики, связанную с введением новых объектов анализа.
С одной стороны, подобная двойственность способствует расширению объектов лингвокультурологического анализа, который традиционно ориентирован на анализ лексической системы и грамматической структуры языков. С другой стороны, данное исследование способно расширить представления о том, каким образом стереотипы и скрытые установки национальной картины мира взаимодействуют с жанровыми моделями, что в перспективе позволит сделать выводы о механизмах формирования жанровых моделей. Кроме того, результаты, полученные в данной работе, способствуют лучшему пониманию двух исследованных лингвокультур, что особенно существенно в условиях глобализации и возрастания важности межкультурного общения.
Цель работы - выявить особенности языковых средств и речевых форм реализации жанра поздравления с рождением ребенка в рамках французской и американской лингвокультур. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести обзор литературы по проблематике РЖ;
2) обобщить представление о современном состоянии теории речевых жанров и ее направлениях, познакомиться с основными аспектами и проблемами изучения речевых жанров;
3) изучить различные классификации РЖ и выбрать наиболее приемлемую для достижения цели исследования;
4) определить место РЖ «поздравление с рождением ребенка» в существующих типологиях РЖ;
5) провести исторический обзор возникновения речевого жанра поздравления во Франции и в Америке;
6) проанализировать характеристики и языковые средства, а также речевые формы РЖ «поздравление с рождением ребёнка» во французской и американской лингвокультурах;
7) сопоставить языковые средства и речевые формы реализации изучаемого РЖ и сформулировать особенности данного РЖ в двух анализируемых лингвокультурах.
Объект исследования - речевой жанр «поздравление с рождением ребёнка» в русской и американской лингвокультурах.
Предмет исследования - особенности языковых средств и речевых форм реализации жанра поздравления с рождением ребенка в рамках французской и американской лингвокультур.
Материалом для исследования явились поздравительные открытки, выбранные из интернет сайтов: 1) Idee Texte [Felicitations naissance, 2016] 2) greeting-card-messages.com [What to write in a newborn baby card, 2016] в количестве 100 поздравительных открыток.
Методы исследования: для анализа языкового материала использовались методы качественно-количественного, стилистического, контекстного анализа, коммуникативного, семантического, дефиниционного анализа, для сравнения особенностей двух лингвокультур использовался сравнительно-сопоставительный анализ, метод моделирования речевого жанра.
Гипотеза заключается в том, что языковые средства и речевые формы реализации малого речевого жанра поздравления с рождением ребенка имеют свои особенности во французской и американской культурах.
Работа прошла апробацию на международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, интеркультура в коммуникативном пространстве человека» 29 апреля 2015 года в Сибирском федеральном университете (г. Красноярск), а также на конференции «Молодежь и наука: проспект Свободный - 2016» 18 апреля 2016 года (СФУ,
г.Красноярск).
Настоящая выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы и заключение. К тексту работы прилагается библиографический список, включающий 98 источников.
Глава 1. Место и роль малых речевых жанров семейного общения в лингвокультуре посвящена рассмотрению теоретических предпосылок исследования. В ней анализируются подходы к определению понятия «речевой жанр» и различные классификации речевых жанров. Также в главе рассматриваются понятия «семейное общение» и «семейная коммуникация», а также модель описания речевого жанра Т.В. Шмелевой, излагается история возникновения речевого жанра поздравления во Франции и в Америки.
Глава 2. Характерные черты малого речевого жанра «поздравление с рождением ребенка» во французской и американской лингвокультурах. Во второй главе в сопоставительной перспективе рассматривается коммуникативная цель речевого жанра «поздравление с рождением ребёнка», описываются содержательные характеристики и языковые средства, речевые формы реализации таких параметров его описания, как образ адресата и адресанта, образ будущего и прошлого в двух лингвокультурах, анализируются языковые особенности. В последнем параграфе в ходе сравнительно-сопоставительного анализа формулируются особенности языкового и речевого воплощения речевого жанра «поздравление с рождением ребёнка» во французской и американской лингвокультурах.
Предметом анализа в данной работе стало выявление языковых и речевых особенностей речевого жанра «поздравление с рождением ребенка» в американской и французской лингвокультурах и их сопоставительный анализ.
Теоретическую базу работы составила методика описания речевого жанра по модели Т. Шмелевой и работы М.М. Бахтина. В теоретической главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены различные подходы к определению понятия «речевой жанр» и к описанию его структурной организации, изучены типологии речевого жанра. Последовательное использование методики описания речевого жанра Т.В Шмелевой позволило описать и сопоставить языковые и речевые особенности жанра «поздравление с рождением ребенка» во французской и американской лингвокультурах.
В ходе обобщения полученных результатов мы пришли к выводу, что речевой жанр «поздравление с рождением ребенка» по основным параметрам описания, которые предписываются выбранной нами жанровой моделью, обнаруживает сходные черты, обусловленные тем, что фактическое начало является универсальной чертой человеческого общения, а также активными межкультурными контактами Франции и США. Но, тем не менее, существенны и выявленные в каждом из параметров описания особенности. Представляется, что наибольшие различия связаны с ключевыми концептами лингвокультур, актуализируемыми в поздравительных открытках.
Теоретическую базу работы составила методика описания речевого жанра по модели Т. Шмелевой и работы М.М. Бахтина. В теоретической главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены различные подходы к определению понятия «речевой жанр» и к описанию его структурной организации, изучены типологии речевого жанра. Последовательное использование методики описания речевого жанра Т.В Шмелевой позволило описать и сопоставить языковые и речевые особенности жанра «поздравление с рождением ребенка» во французской и американской лингвокультурах.
В ходе обобщения полученных результатов мы пришли к выводу, что речевой жанр «поздравление с рождением ребенка» по основным параметрам описания, которые предписываются выбранной нами жанровой моделью, обнаруживает сходные черты, обусловленные тем, что фактическое начало является универсальной чертой человеческого общения, а также активными межкультурными контактами Франции и США. Но, тем не менее, существенны и выявленные в каждом из параметров описания особенности. Представляется, что наибольшие различия связаны с ключевыми концептами лингвокультур, актуализируемыми в поздравительных открытках.



