МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ «ПРОФЕССИОНАЛЫ»: ОПЫТ СОЗДАНИЯ
|
Введение 3
1 Телеочерк как основа мультимедийного проекта 7
1.1 Очерк: подходы к изучению 7
1.2 Инструменты создания портретного телеочерка 11
1.3 Мультимедийность в теледокументалистике 21
2 Описание этапов создания мультимедийного проекта «Профессионалы» 26
2.1 Рабочий план создания мультимедийного проекта 26
2.2 Концепция портретного телеочерка «Людмила Базарова:
человек звучащее слово» 33
2.3 Этапы создания проекта 36
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение А Монтажный лист 55
1 Телеочерк как основа мультимедийного проекта 7
1.1 Очерк: подходы к изучению 7
1.2 Инструменты создания портретного телеочерка 11
1.3 Мультимедийность в теледокументалистике 21
2 Описание этапов создания мультимедийного проекта «Профессионалы» 26
2.1 Рабочий план создания мультимедийного проекта 26
2.2 Концепция портретного телеочерка «Людмила Базарова:
человек звучащее слово» 33
2.3 Этапы создания проекта 36
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение А Монтажный лист 55
В настоящей работе представлен опыт создания мультимедийного проекта «Профессионалы». В качестве основы проекта выступает портретный очерк, он размещен в сети Интернет, где с помощью сервиса Wix.comсоздан сайт проекта. Проект так же включает инфомолекулы: фотоленту, таймлайн, аудиофайлы, видеофайлы, графически оформленные цитаты, тест, дополняющие векторы основных тем, заданных в очерке.
Жанр «очерк» возник в литературе, но явление очеркизма (как художественно-публицистического осмысления события и человека) распространилось и в кинематографии, и в журналистике. В частности в кино, благодаря Д. Вертову, который в начале 30-х годов XX столетия обратился к кинопортрету Спустя 20 лет очерк проник на телевидение. А в XXI веке - в пространство Интернета [Саруханов, 2003]. Ресурсы глобальной сети и развивающиеся технологии способствуют формированию новых подходов к созданию жанровых разновидностей очерка, особенно в интерактивной документалистике [Бунгасанакул, 2014].
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что на современном телевидении с одной стороны наблюдается рост интереса к документалистике. Документальным телефильмам и циклам передач отводится значительная часть эфирного времени на различных телеканалах [Телевидение в России..., 2013]. С другой стороны, исследователи отмечают, что в последнее время наблюдается уход журналистов от группы художественно-публицистических жанров и реализации их на телевизионной почве [Гегелова, 2014]. Это объясняется потребностями современного зрителя, который постепенно переходит в глобальную сеть [Шепин, 2017]. В этой ситуации документалисты стремятся создавать новые формы и используют различные платформы для воплощения портретного очерка, делающие его популярным и востребованным.
Новизна заключается в уникальности проекта. Существует несколько телепрограмм о выбранном герое - Л.Н. Базаровой, однако среди них нет документального портретного очерка, включающего в себя мультимедийные элементы. Более того появится отдельная интернет-платформа, на которой будет помещаться не только первый в цикле фильм, но и дополнительные инфомолекулы. Кроме того на площадке университетского телевидения СФУ подобных мультимедийных проектов еще не было.
Объектом исследования является мультимедийный проект.
Предмет исследования - создание мультимедийного проекта «Профессионалы. Часть 1. Людмила Базарова: человек - звучащее слово», которое включает выпуск документального портретного телефильма с элементами мультимедийности и подготовку интернет-платформы с дополнительными инфомолекулами.
Целью данного исследования является представление опыта создания мультимедийного проекта.
Задачи обусловлены поставленной целью:
- рассмотреть подходы к изучению жанра «очерк»;
- описать жанровые характеристики и инструменты создания портретного очерка в теледокументалистике;
- рассмотреть специфику мультимедийности в теледокументалистике;
- вывести технологию создания документального портретного телефильма с мультимедийными элементами;
- создать мультимедийный проект;
- описать реализацию мультимедийного проекта.
Теоретическую и методологическую базы исследования составляют научные статьи и учебные пособия, авторы которых обращаются к определению понятия «очерк» и рассмотрению подходов к его изучению (исследователей А.И. Анохина [Анохин, 2012], А.А. Тертычного [Тертычный, 2000] и В.Л. Цвика [Цвик, 2009]); научные статьи и монографии,посвященные рассмотрению понятия «документальный портретный телефильм», особенностей его построения и характерных признаков исследователей М.Н. Кима [Ким, 2001] и Г. С. Прожико [Прожико, 2004]. Для достижения поставленной цели и решения задач привлекались работы по рассмотрению ключевых средств и инструментов создания документального портретного телефильма исследователей X. Бэдли [Бэдли, 1972],Т.Д. Николаевой и Л.П. Шестеркиной [Шестеркина, 2012], Ю.А. Оганесовой [Оганесова, 2013], а также форм его реализации в работах С.А. Муратова [Муратов, 2004] и А.М. Таптыковой [Таптыкова, 2007].
Эмпирическую базу исследования составляют интервью с Л.Н. Базаровой «Людмила Базарова: «Я - последняя из могикан»» на сайте Newslab.ru, серия о Л.Н. Базаровой сериала «Голоса ушедшей эпохи», а также программы ТВ СФУ «Кресло» (выпуск 5) от 18. 11. 2009 г. и «Свободный микрофон на Свободном» от 22.11.2013 г. с участием Л.Н. Базаровой. В процессе работы использовался личный фотоархив главной героини, материалы интервью с героиней, шеф-редактором «Радио России. Красноярск» Татьяной Марченко, дочерью героини Евгенией Саитовой, редактором молодежной редакции красноярского краевого телевидения (1968-1982 гг.) Людмилой Черепановой, руководителем художественного вещания красноярского краевого радио (1974-2000 гг.) Ольгой Зориной, шеф- редактором «Радио Маяк. Красноярск» Виталием Крапивницким, учредителем АНО «Телешкола Ирины Долгушиной» Ириной Долгушиной, ведущей программ на «Радио России. Красноярск» Любовью Кочневой, ведущим программ на «Радио России. Красноярск» Дмитрием Васяновичем. Общий хронометраж исходного видео без учета архивных исторических кадров - 3 часа 45 минут 22 секунды.
Теоретическую значимость работы представляет систематизированная информация об одном из значимых для красноярского медиапространства журналисте, которая продолжает ряд работ, посвященных красноярской журналистике и журналистам (А.А. Шадрин «Ученик у жизни и у людей. Две трети века с «Красноярским рабочим», О.А. Зорина «Красноярское краевое телевидение и радио: очень личная история», Т.Н. Елинская «Говорит и показывает Красноярск» и др.).
Практическая значимость заключается в том, что подготовленная технология создания мультимедийного проекта, в основе которого - документальный телефильм, может быть использована для реализации подобных проектов.
Гипотеза данной работы основана на предположении о том, что создание мультимедийного проекта требует четкого планирования всех этапов с определением функционала всей команды (включающего детальный смысловой анализ каждого из создаваемых на этапах компонентов в контексте общей идеи проекта), а также требует предваряющего эту работу предпроектного этапа, связанного с осмыслением теоретических источников, который позволяет учесть в процессе работы тенденции характерные для форм, выбранных в качестве основы проекта. Мультимедийный проект как единое смысловое поле включает основу, которая дополняется инфомолекулами, позволяющими продолжить темы, заданные в ней.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Во введении формулируются актуальность, новизна, цель и задачи исследования. В первой главе рассматриваются подходы к изучению жанра «очерк», описываются жанровые характеристики, инструменты создания портретного очерка в теледокументалистике и специфика мультимедийного документального телефильма, предлагается технология создания мультимедийного проекта.
Во второй главе описывается реализация мультимедийного проекта. В заключении представлены основные результаты, обозначены перспективы работы над темой.
Жанр «очерк» возник в литературе, но явление очеркизма (как художественно-публицистического осмысления события и человека) распространилось и в кинематографии, и в журналистике. В частности в кино, благодаря Д. Вертову, который в начале 30-х годов XX столетия обратился к кинопортрету Спустя 20 лет очерк проник на телевидение. А в XXI веке - в пространство Интернета [Саруханов, 2003]. Ресурсы глобальной сети и развивающиеся технологии способствуют формированию новых подходов к созданию жанровых разновидностей очерка, особенно в интерактивной документалистике [Бунгасанакул, 2014].
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что на современном телевидении с одной стороны наблюдается рост интереса к документалистике. Документальным телефильмам и циклам передач отводится значительная часть эфирного времени на различных телеканалах [Телевидение в России..., 2013]. С другой стороны, исследователи отмечают, что в последнее время наблюдается уход журналистов от группы художественно-публицистических жанров и реализации их на телевизионной почве [Гегелова, 2014]. Это объясняется потребностями современного зрителя, который постепенно переходит в глобальную сеть [Шепин, 2017]. В этой ситуации документалисты стремятся создавать новые формы и используют различные платформы для воплощения портретного очерка, делающие его популярным и востребованным.
Новизна заключается в уникальности проекта. Существует несколько телепрограмм о выбранном герое - Л.Н. Базаровой, однако среди них нет документального портретного очерка, включающего в себя мультимедийные элементы. Более того появится отдельная интернет-платформа, на которой будет помещаться не только первый в цикле фильм, но и дополнительные инфомолекулы. Кроме того на площадке университетского телевидения СФУ подобных мультимедийных проектов еще не было.
Объектом исследования является мультимедийный проект.
Предмет исследования - создание мультимедийного проекта «Профессионалы. Часть 1. Людмила Базарова: человек - звучащее слово», которое включает выпуск документального портретного телефильма с элементами мультимедийности и подготовку интернет-платформы с дополнительными инфомолекулами.
Целью данного исследования является представление опыта создания мультимедийного проекта.
Задачи обусловлены поставленной целью:
- рассмотреть подходы к изучению жанра «очерк»;
- описать жанровые характеристики и инструменты создания портретного очерка в теледокументалистике;
- рассмотреть специфику мультимедийности в теледокументалистике;
- вывести технологию создания документального портретного телефильма с мультимедийными элементами;
- создать мультимедийный проект;
- описать реализацию мультимедийного проекта.
Теоретическую и методологическую базы исследования составляют научные статьи и учебные пособия, авторы которых обращаются к определению понятия «очерк» и рассмотрению подходов к его изучению (исследователей А.И. Анохина [Анохин, 2012], А.А. Тертычного [Тертычный, 2000] и В.Л. Цвика [Цвик, 2009]); научные статьи и монографии,посвященные рассмотрению понятия «документальный портретный телефильм», особенностей его построения и характерных признаков исследователей М.Н. Кима [Ким, 2001] и Г. С. Прожико [Прожико, 2004]. Для достижения поставленной цели и решения задач привлекались работы по рассмотрению ключевых средств и инструментов создания документального портретного телефильма исследователей X. Бэдли [Бэдли, 1972],Т.Д. Николаевой и Л.П. Шестеркиной [Шестеркина, 2012], Ю.А. Оганесовой [Оганесова, 2013], а также форм его реализации в работах С.А. Муратова [Муратов, 2004] и А.М. Таптыковой [Таптыкова, 2007].
Эмпирическую базу исследования составляют интервью с Л.Н. Базаровой «Людмила Базарова: «Я - последняя из могикан»» на сайте Newslab.ru, серия о Л.Н. Базаровой сериала «Голоса ушедшей эпохи», а также программы ТВ СФУ «Кресло» (выпуск 5) от 18. 11. 2009 г. и «Свободный микрофон на Свободном» от 22.11.2013 г. с участием Л.Н. Базаровой. В процессе работы использовался личный фотоархив главной героини, материалы интервью с героиней, шеф-редактором «Радио России. Красноярск» Татьяной Марченко, дочерью героини Евгенией Саитовой, редактором молодежной редакции красноярского краевого телевидения (1968-1982 гг.) Людмилой Черепановой, руководителем художественного вещания красноярского краевого радио (1974-2000 гг.) Ольгой Зориной, шеф- редактором «Радио Маяк. Красноярск» Виталием Крапивницким, учредителем АНО «Телешкола Ирины Долгушиной» Ириной Долгушиной, ведущей программ на «Радио России. Красноярск» Любовью Кочневой, ведущим программ на «Радио России. Красноярск» Дмитрием Васяновичем. Общий хронометраж исходного видео без учета архивных исторических кадров - 3 часа 45 минут 22 секунды.
Теоретическую значимость работы представляет систематизированная информация об одном из значимых для красноярского медиапространства журналисте, которая продолжает ряд работ, посвященных красноярской журналистике и журналистам (А.А. Шадрин «Ученик у жизни и у людей. Две трети века с «Красноярским рабочим», О.А. Зорина «Красноярское краевое телевидение и радио: очень личная история», Т.Н. Елинская «Говорит и показывает Красноярск» и др.).
Практическая значимость заключается в том, что подготовленная технология создания мультимедийного проекта, в основе которого - документальный телефильм, может быть использована для реализации подобных проектов.
Гипотеза данной работы основана на предположении о том, что создание мультимедийного проекта требует четкого планирования всех этапов с определением функционала всей команды (включающего детальный смысловой анализ каждого из создаваемых на этапах компонентов в контексте общей идеи проекта), а также требует предваряющего эту работу предпроектного этапа, связанного с осмыслением теоретических источников, который позволяет учесть в процессе работы тенденции характерные для форм, выбранных в качестве основы проекта. Мультимедийный проект как единое смысловое поле включает основу, которая дополняется инфомолекулами, позволяющими продолжить темы, заданные в ней.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Во введении формулируются актуальность, новизна, цель и задачи исследования. В первой главе рассматриваются подходы к изучению жанра «очерк», описываются жанровые характеристики, инструменты создания портретного очерка в теледокументалистике и специфика мультимедийного документального телефильма, предлагается технология создания мультимедийного проекта.
Во второй главе описывается реализация мультимедийного проекта. В заключении представлены основные результаты, обозначены перспективы работы над темой.
В работе были выполнены следующие задачи: рассмотрены подходы к изучению жанра «очерк», описаны жанровые характеристики и инструменты создания портретного очерка в теледокументалистике, рассмотрена специфика мультимедийности в теледокументалистике, выведен рабочий план создания документального портретного телефильма с мультимедийными элементами и план подготовки всего проекта, создан мультимедийный проект и описана его реализация.
В теоретической части были рассмотрены подходы к изучению и понимание портретного очерка как пограничного телевизионного жанра, представляющего собой описание, внимание в котором уделено раскрытию героя как личности, с ее типичными чертами, и вбирающего типологические черты документального и художественного кино. Описаны ключевые инструменты, которые необходимы для создания портретного очерка на телевидении: документальный образ, стихийная типизация, форма организации документального материала, методы раскрытия личности, композиция. Изучено понятие мультимедийности в журналистике и основные мультимедийные жанры. На основании этого сформулировано понимание того, какой проект можно считать мультимедийным. На основе этой информации, а также технологии В.А. Саруханова была сформулирована рабочая версия создания мультимедийного документального проекта, включающего документальный портретный очерк с элементами мультимедийности, а также мультимедийную интернет-платформу. Эта технология включает следующие шаги: формулировка концепции (определение темы, замысла, формы существования документального материала, композиции, методики), формирование команды, написание предварительного сценария, сбор материала и одновременно с этим съемочный процесс, определение окончательного замысла и подготовка
конечного сценария, создание мультимедийных элементов, которые войдут в фильм, монтаж, подготовка интернет-платформы, на которую помещается документальный портретный очерк и инфомолекулы, выпуск.
На основании этого плана командой из четырех человек был создан мультимедийный проект «Профессионалы». Часть 1. Людмила Базарова: человек — звучащее слово» с учётом технико-технологических возможностей учебно-производственной лаборатории «Телевидение СФУ». Каждый из участников команды имел возможность заниматься основными видами профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники факультета журналистики, освоившие программу бакалавриата: журналистская авторская, редакторская, проектно-аналитическая, социально¬организаторская, производственно-технологическая.
Опыт создания проекта, предваренный изучением теоретических научных источников по теме, позволил отметить следующие положительные моменты: мультимедийные элементы и инфомолекулы дают возможность для более полного раскрытия личности и актуализации жанра телевизионного портретного очерка, инфомолекулы позволяют предоставить аудитории возможность ознакомиться с информацией, не вошедшей в фильм; мобильная версия проекта даёт возможности для привлечения аудитории, потребляющей информацию с помощью современных технических средств.
К отрицательной стороне проекта стоит отнести упаковку телефильма, при планировании команда представляла более сложный в реализации и современный вариант, однако из-за технических ресурсов пришлось упрощать первоначальные задумки, ограничивать выбор графики. Кроме того можно отметить не слишком объемный пласт архивных видеофайлов, со сбором которых возникали трудности.
Перспективой развития работы станет продолжение цикла - создание мультимедийных проектов о других выдающихся личностях медипространства Красноярска, подготовка полноценного сайта с рубрикацией, где будут помещаться все проекты. Дальнейшему теоретическому осмыслению может быть подвергнута типология медиапроектов.
В теоретической части были рассмотрены подходы к изучению и понимание портретного очерка как пограничного телевизионного жанра, представляющего собой описание, внимание в котором уделено раскрытию героя как личности, с ее типичными чертами, и вбирающего типологические черты документального и художественного кино. Описаны ключевые инструменты, которые необходимы для создания портретного очерка на телевидении: документальный образ, стихийная типизация, форма организации документального материала, методы раскрытия личности, композиция. Изучено понятие мультимедийности в журналистике и основные мультимедийные жанры. На основании этого сформулировано понимание того, какой проект можно считать мультимедийным. На основе этой информации, а также технологии В.А. Саруханова была сформулирована рабочая версия создания мультимедийного документального проекта, включающего документальный портретный очерк с элементами мультимедийности, а также мультимедийную интернет-платформу. Эта технология включает следующие шаги: формулировка концепции (определение темы, замысла, формы существования документального материала, композиции, методики), формирование команды, написание предварительного сценария, сбор материала и одновременно с этим съемочный процесс, определение окончательного замысла и подготовка
конечного сценария, создание мультимедийных элементов, которые войдут в фильм, монтаж, подготовка интернет-платформы, на которую помещается документальный портретный очерк и инфомолекулы, выпуск.
На основании этого плана командой из четырех человек был создан мультимедийный проект «Профессионалы». Часть 1. Людмила Базарова: человек — звучащее слово» с учётом технико-технологических возможностей учебно-производственной лаборатории «Телевидение СФУ». Каждый из участников команды имел возможность заниматься основными видами профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники факультета журналистики, освоившие программу бакалавриата: журналистская авторская, редакторская, проектно-аналитическая, социально¬организаторская, производственно-технологическая.
Опыт создания проекта, предваренный изучением теоретических научных источников по теме, позволил отметить следующие положительные моменты: мультимедийные элементы и инфомолекулы дают возможность для более полного раскрытия личности и актуализации жанра телевизионного портретного очерка, инфомолекулы позволяют предоставить аудитории возможность ознакомиться с информацией, не вошедшей в фильм; мобильная версия проекта даёт возможности для привлечения аудитории, потребляющей информацию с помощью современных технических средств.
К отрицательной стороне проекта стоит отнести упаковку телефильма, при планировании команда представляла более сложный в реализации и современный вариант, однако из-за технических ресурсов пришлось упрощать первоначальные задумки, ограничивать выбор графики. Кроме того можно отметить не слишком объемный пласт архивных видеофайлов, со сбором которых возникали трудности.
Перспективой развития работы станет продолжение цикла - создание мультимедийных проектов о других выдающихся личностях медипространства Красноярска, подготовка полноценного сайта с рубрикацией, где будут помещаться все проекты. Дальнейшему теоретическому осмыслению может быть подвергнута типология медиапроектов.
Подобные работы
- ЦИФРОВОЙ СТОРИТЕЛЛИНГ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТА В ЖУРНАЛИСТИКЕ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2025 - АВТОРСКИЙ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ «РАДИОВЕЩАНИЕ В КРАСНОЯРСКЕ. ВЕХИ ИСТОРИИ»
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА:
ИНСТРУМЕНТЫ, ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В ПЕРМСКИХ СМИ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2014 - Проектирование глянцевого интернет-издания на примере проекта «Spica»
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Создание лонгрида об играх в жанре интерактивного кино: специфика содержания и оформления
Дипломные работы, ВКР, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2025 - ЭКСПЕРТНЫЙ ВИДЕОПОДКАСТ: ТИПОЛОГИЗАЦИЯ
ФОРМАТА И СПЕЦИФИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2024 - ЗАПУСК ИНТЕРНЕТ-РАДИОСТАНЦИИ НА МАТЕРИАЛЕ АВТОРСКОГО ПРОЕКТА «SHAKE IT UP»
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Проекты федеральных и региональных интернет-СМИ,
посвящённые Году культуры (2014) и Году литературы (2015),
как объекты журналистского творчества
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Современные тенденции в дизайне блогов: российский и итальянский опыт
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016



