Введение 4
1 Исследование тенденций развития рынка розничных форматов DIY в России. 7
1.1 Анализ состояния розничной торговли в России 7
1.2 Перспективы и проблемы развития рынка DIY в России 19
1.3 Особенности формирования конкурентных преимуществ на рынке DIY ... 28
Список использованных источников 34
Каждое предприятие с момента создания и на протяжении всего срока существования стремится занять лучшую конкурентную позицию на рынке. В условиях конкурентной борьбы предприятие имеет цель получить и увеличить прибыль, а также более полно удовлетворить быстро меняющиеся потребности потребителей продукции или услуг. Именно поэтому любая коммерческая организация должна иметь конкурентные преимущества, которые будут выгодно выделять её на фоне остальных фирм, а также грамотно ими управлять.
Целью управления конкурентоспособностью предприятия является обеспечение жизнедеятельности и устойчивого функционирования предприятия при изменении экономических, политических, социальных и других условий. Объектом управления конкурентоспособностью предприятия является уровень конкурентоспособности, необходимый и достаточный для обеспечения жизнедеятельности предприятия как субъекта экономической конкуренции.
Управления конкурентоспособностью предприятий торговли имеет несколько особенностей, связано с непосредственной их взаимодействием с конечным потребителем и использованием в процессе управления маркетинговой концепции. Конкурентное преимущество торгового предприятия определяется совокупностью внутрисистемных факторов (производственный потенциал), системных факторов (ресурсный потенциал, включая производственный), внешне системных факторов (интеграционный потенциал, включая производственный и ресурсный). Каждая из указанных совокупностей является значимой для формирования конкурентного преимущества предприятия и его конкурентоспособности.
Наибольшее влияние на формирование конкурентных преимуществ предприятий торговли в условиях нестабильности рыночной среды осуществляют следующие факторы: государственные исполнители и законодательные органы, поставщики, потребители продукции и торговых услуг, состояние экономики, конкуренты, социокультурные и политические факторы. Вместе с тем необходимо отметить важность организации торгового процесса, факторы, определяющие состав и содержание технологических процессов и операций.
Среди приоритетных задач системы управления конкурентоспособностью предприятия торговли выделяют следующие:
- реализация мероприятий, связанных с поддержанием и развитием рыночного спроса на определенные товары и услуги с помощью рационально функционирующих маркетинговых инфраструктур, обеспечивающих конкурентные преимущества предприятия;
- формирование условий для реализации принципа социальной ориентации деятельности предприятия в инновационной сфере;
- построение логически верного управленческого процесса, ориентированного на повышение конкурентоспособности предприятия как главной стратегической задачи его развития.
Рынок товаров для обустройства и ремонта - один из сложных в России. Ритейлеры, которые функционирует на рынке DIY, постоянно сталкиваются с такой проблемой, как конкуренция. Данный формат становится всё более популярным в России и захватывает новые территории. В следствие этого наступает перенасыщение рынка и начинается жесткая конкурентная борьба. Актуальность рассмотрения темы обусловлена тем, что в условиях нарастающей конкурентной борьбы на рынке DIY магазинам данного формата необходимо приумножать свои конкурентные преимущества, т.е. разрабатывать такие мероприятия, которые будут способствовать их росту.
Целью данной бакалаврской работы является разработка мероприятий управления конкурентными преимуществами компании на примере ООО «Леруа Мерлен Восток».
На основе цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть тенденции развития розничных форматов DIY в России;
- провести анализ текущего положения «Леруа Мерлен Восток» на рынке розничных форматов DIY;
провести анализ конкурентных преимуществ ООО «Леруа Мерлен Восток»;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Леруа Мерлен Восток»;
- провести оценку эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования данной бакалаврской работы является компания ООО «Леруа Мерлен Восток». Данная организация специализируется на продаже товаров для строительства, отделки и обустройства дома, дачи и сада.
Предметом исследования являются конкурентные преимущества организации.
В работе использованы следующие методы: коэффициентный метод, методики факторного и сравнительного анализа, табличный и графический методы, метод экспертных оценок.
Информационной базой исследования стали: официальные данные росстата, статьи и печатные издания, бухгалтерская и статистическая отчетность ООО «Леруа Мерлен Восток».
1 Кент, Т. Розничная торговля: учебник [Электронный ресурс] / Т. Кент, О. Омар // МоскваЮнити-Дана. - 2015. - Режим доступа:
http//www.twirpx.com
2 Памбухчиянц О. В.. Технология розничной торговли: учебник [Электронный ресурс] / О. В. Памбухчиян //Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». - 2016. - Режим доступа: http//www.biblioclub.ru
3 Смирнова, И. А. Исследование рынка предприятия розничной торговли / И. А. Смирнов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. -Т. 2. №3. - С. 181-186.
4 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.gks.ru
5 Гущина, Е. Г. Анализ динамики и тенденций развития розничной торговли в России / Е. Г. Гущина, Е. А. Гончарова // Известия Волгоградского технического университета. - 2016.- №7.- С. 70-75.
6 Потребительские заморозки // Современная торговля. - 2017. - № 6. - С.16-18
7 Розничная торговля в стационарных магазинах - устаревшая модель? // Современная торговля. - 2017. - №9. - С. 42-51
8 Микаелян И. Объем и структура рынка российской интернет- торговли / И. Микаелян // Современная торговля. - 2015. - № 9. - С. 32-36
9 Современная торговля [Текст]: журнал для руководителей торговых предприятий. - Москва: Панорама. - 2018. - №3. - С. 4-5
10 Остапкович Г. В. Деловые тенденции в розничной торговле : итоги первого полугодия 2016 года. / Г. В. Остапкович, И. С. Лола // Современная торговля. - 2016. - № 6. - С. 16-21
11 Крылова, Н. Н. Тенденции развития торгового формата DIY / Н. Н. Крылова // Инновации в науке. - 2016. - № 56-2. - С. 106-113
12 Мировой рынок DIY оценили в 567 млрд евро: [Электронный ресурс] // Магазин по продаже маркетинговых исследований. Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/articles/10035/
13 INFOline. Рынок DIY РФ. Анализ регионов, тенденции 2017 года, прогноз до 2019 года: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://infoline.spb.ru
14 Завъялова, А. В. Тенденции развития торгового формата DIY / А. В. Завъялова // Конкурентоспособность территорий Материалы XX Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. - 2017. - №4. - С. 21-24
15 Россия в цифрах. - М.: Росстат. - 2017. - 435 c
16 Виноградов А. Малый бизнес в условиях кризиса : как найти свою нишу на рынке товаров для обустройства и ремонта / А. Виноградов // Современная торговля. - 2016. - № 6. - С.25-27
17 INFOline. Аналитическая база: 600 универсальных и специализированных торговых сетей DIY РФ: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://infoline.spb.ru/shop/issledovaniya-rynkov
18 Калачева Н. Сегмент DIY: выжить в кризис / Н. Калачева // Современная торговля. - 2016. - №9. - С52-56
19 Калинушкин, В. С. Совершенствование конкурентных преимуществ в розничной торговле / В. С. Калинушкин // Управление и экономика в XXI веке. - 2017.- № 3.- С. 7-11.
20 Малова, И. В. Методическое обеспечение конкурентоспособности на основе оценки уровня обслуживания торгового предприятия / И. В. Малова, И. Д. Кузнецова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №7 (48). - С.784 - 79
21 Портер, М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран: пер с англ. / М. Портер. - Под ред. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 2016. - 896 с.
22 Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р. А. Фатхудинов. - М.: Маркетинг, 2011. - 576 с.
23 Ламбен, Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: стратегический и оперативный маркетинг: пер. с англ. 2-е изд / Ж. Ж. Ламбен. - СПб: Питер, 2010. - 720 с.
24 Малова, И. В. Методическое обеспечение конкурентоспособности на основе оценки уровня обслуживания торгового предприятия / И. В. Малова, И. Д. Кузнецова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №7 (48). - С.784 - 790
25 Штейн, О. И. Формирование маркетинговой конкурентной стратегии предприятий Крыма на основе определения конкурентных преимуществ / О. И. Штейн // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - №1. - С.72- 80.
26 Кузнецова, И. Д. Конкурентные преимущества предприятий торговли в розничной среде / И. Д. Кузнецова, Н. В. Фомина // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2017. - № 4. - С. 79-86.