ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы и анализ развития мелкой моторики у младших школьников 4
1.1 Психофизиологические особенности младшего школьника 4
1.2. Психофизиологические особенности развития мелкой моторики
младших школьников 19
2 Разработка и апробация сайта «Бумажная страна» 33
2.1 Описание сайта «Бумажная страна» и методические рекомендации по
использованию сайта 33
2.2 Апробация сайта «Бумажная страна» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Б
Актуальность данной работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму.
Проблема исследования заключается:
- в необходимости развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста;
- в недостаточном использовании возможностей сайта в образовании младших школьников.
Объект исследования: развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: сайт как средство развития мелкой моторики.
Цель исследования: разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию содержания сайта «Бумажная страна», раскрывающего основы техники квиллинг для развития мелкой моторики.
Гипотеза: содержание сайт «Бумажная страна» будет способствовать развитию мелкой моторики младших школьников, если:
- при наполнении содержанием сайта будет учитываться возрастные особенности младших школьников.
- будут разрабатываться методические рекомендации по использованию содержания сайта о технике квиллинг родителями и педагогами.
Задачи исследования:
1. Выделить психофизиологические особенности младших школьников;
2. Провести анализ особенностей развития мелкой моторики;
3. Разработать сайт «Бумажная страна»;
4. Провести апробацию и экспертизу сайта «Бумажная страна».
В бакалаврской работе рассматривался один из способов развития мелкой моторики с помощью содержимого сайта «Бумажная страна», у детей первых классов.
В ходе работы были определены объект и предмет исследования.
Была выдвинута гипотеза, которая заключалась в том, что сайт «Бумажная страна» будет способствовать развитию мелкой моторики младших школьников, если:
- при наполнении содержанием сайта будет учитываться возрастные особенности младших школьников.
- будут разрабатываться методические рекомендации по использованию сайта родителями и педагогами.
Для проверки гипотезы была поставлена цель, определены задачи, обозначена методология исследования. Главной целью работы была разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по использованию содержания сайта «Бумажная страна» раскрывающего основы техники квиллинг.
В ходе работы была изучена специальная педагогическая литература, которая позволила осветить теоретический аспект развития мелкой моторики, а также проанализировать способы развития мелкой моторики.
Одним из содержательных компонентов сайта «Бумажная страна» являлись видео уроки, которые способствовали развитию мелкой моторики у детей первых классов.
Базой исследования являлось Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 10». Участники исследования являлись обучающихся первого класса.
Была проведена оценка содержания и структуры сайта «Бумажная страна» экспертами, в качестве которых выступили родители, которые занимались с детьми техникой квиллинг.
Результаты анкетирования демонстрируют, что для большинства родителей сайт является полезным, доступным и понятным.
С детьми, которые занимались квиллингом при помощи сайта «Бумажная страна» была проведена диагностика развития мелкой моторики. Диагностика проводилась до занятий и после.
По результатам диагностики можно сказать, что занятия по технике квиллинг описание которых представлено на сайте «Бумажная страна» с детьми способствовали развитию мелкой моторики.
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась.
1. Ануфриева, М. Я. Искусство бисероплетения : учебное пособие /.М. Я. Ануфриева. -М. : «Культура и традиции», 2004.- 65 с.
2. Ахметвалиева, М. Г. Развитие познавательных способностей младших школьников: дисс.. канд. пед. наук : 13.00.01 / Ахметвалиева Мейсеря Гарафовна. - Саратов, 2001. -189 с.
3. Быстрицкая, А. Бумажная филигрань / А. Быстрицкая. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 144 с.
4. Букина, С. Квиллинг: волшебство бумажных завитков: учебное пособие / С. Букина, М. Букин. Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 95 с.
5. Бартковски, Элли. Чудесный квиллинг: Композиции из бумажных лент / Элли Бартковски // «Клуб семейного досуга». -Харьков, 2013. - 128 с.
6. Божович, Л. И. Очерки психологии детей : младший школьный возраст/ Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Н. Г. Морозова, Д. Б. Эльконин. - Москва : АПН РСФСР, 1950.
7. Березина, В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития : дис.. канд. пед. наук : 13.00.02. / Березина Валентина Александровна. -Москва, 2002. - 205 с.
8. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений : учебное пособие / Н. А. Бернштейн. - Воронеж, 2008. - 60 с.
9. Вакуленкова, М. В. Информационная культура как составляющая начального математического образования: дисс.. канд. пед. наук : 13.00.02 / Вакуленкова Марина Владимировна.- Майкоп. 2004. -182с.
10. Васина, Н.: Бумажная симфония / Н. Васина. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 66 с.
11. Восточный квиллинг: Техника. Приемы. Изделия/Центр бумажного творчества «ХандиАрт». -М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. - 112 с.
12. Громова, О. Н. «Игры - забавы по развитию мелкой моторики руки» : учебно - практическое пособие / О. Н. Громова, Т. А. Прокопенко. - Москва. : Изд.: «Гном иД», 2001. -356с.
13. Зайцева, А. А. Искусство квилинга: магия бумажных лент : методическое пособие / А.А. Зайцева. - М.: Эксмо, 2009. - 32с.
14. Киселева, В. А. Развитие тонкой моторики / Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. С. 65 -66.
15. Кураев, Г. А. Возрастная психология: Курс лекций/ Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. - Москва, 2002. - 146 с.
16. Казакова, И. С. Учимся рисовать и лепить животных : учебное пособие / И. С. Казакова. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с.
17. Кащенко, В. П. Совершенствование урока трудового обучения / В. П. Кащенко // Начальная школа. - 2001. - № 2. - С. 48-52.
18. Немов, Р. С. Общие основы психологии: учебное пособие / Р. С. Немов. - Москва. : ВЛАДОС - 2003. - 688 с.
19. Николаева, Л. Ю. Игровая деятельность школьников / Л. Ю. Николаева, Е. А. Николаева // Образование и воспитание. - 2016. - №2. - С. 25.
20. Подласый, И. П. Педагогика : учебное пособие / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 256 с.
21. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет / Е. Плутаева, П. Лосев, Д. Вавилова. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 3 - с. 28-35.
22. «Развитие мелкой моторики у детей 5 -7 лет», журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2005. - 41 с.
23. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Н. М. Сокольникова. - М. : Академия,2006. - 368 с.
24. Савина, Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» / Л. П. Савина. -М.: Издательство «Родничок», 2014. -184с.
25. Ткаченко, Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков» / Т. А. Ткаченко. - М.: ЭКСМО, 2013. -244 с.
26. Уолтер, Х. Цветы из бумажных лент / Х. Уолтер. - М.: «Ниола- Пресс», 2012. - 112 с.
27. Шаграева, О. А. Детская психология: теоретический и практический курс : учебное пособие / О. А. Шаграева. - М. : ВЛАДОС, 2001. -368с.
28. Шпарева, Н. Л. Продуктивная предметно-образовательная среда как условие активизации познавательной деятельности младших школьников (на примере курса математики): дисс.. канд. пед. наук : 13.00.01 / Шпарева Наталья Львовна. -Майкоп. 2005. -180с.
29. Юрловская, И. А. Педагогические пути и приемы индивидуализации обучения учащихся младших классов: дисс.. канд. пед. наук : 13.00.01 / Юрловская Иллона Александровна. - Владикавказ, 2006. - 172 с.
30. Юртакова, Л., Юртакова А. Квиллинг: создаем композиции из бумажных лент - М.: Эксмо, 2012.