Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Работа №22707

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
951
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Особенности работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без
попечения родителей 9
1.1 Проблемы психологического и личностного развития детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей 9
1.2 Технологии социально-культурной деятельности в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в воспитательных домах, приютах и других социальных учреждениях г. Красноярска 18
2 Понятие и специфика применения социокультурной анимации 25
2.1 Содержание и структура социокультурной анимации 25
2.2 Социокультурная анимация в деятельности социально-реабилитационного
центра «Росток» 32
3 Проект. Клубное объединение «Развитие» как форма профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на примере МБУ «Росток»
г. Красноярска 40
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложения А - Г 55


Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, является для государства приоритетным направлением развития. Проблема сиротства волновала человека во все времена. Разрабатывались различные методики, способы и приемы борьбы с этим негативным социальным явлением.
В рамках Федеральной программы «Дети России», в 1996 году была введена программа «Дети-сироты». Её целью является создание благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности детей-сирот, воспитания и образования. В рамках данной программы предусмотрены мероприятия по социализации и интеграции детей-сирот в современном обществе, а также исследование проблемы, результатом которого является разработка методологической базы для наиболее эффективной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Результатом мероприятий, предусмотренных Федеральной программой «Дети-сироты» должно стать повышение качества образования и воспитания сирот, разработка новых методов в работе над коррекцией психоэмоционального фона ребенка, улучшения физического здоровья. Программа направлена, прежде всего на работников социальных учреждений.
Суть работы воспитателей и педагогов с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, сводится к оказанию помощи физического и психологического развития сирот.
Задачи, которые ставятся перед воспитателями и педагогами сложные и, казалось бы, недостижимые. Необходимо учитывать индивидуальные качества каждого ребенка. Коррекция психоэмоционального фона, воспитание нравственных качеств, адаптация и социальная защита требуют от специалистов больших ресурсных затрат.
Работа педагогов и воспитателей включает в себя, в первую очередь, поправку внутреннего мира ребенка, который тяжело поддается коррекции и напрямую влияет на дальнейшую жизнь воспитанника.
Одним из важных факторов поддержки жизнедеятельности сирот является организация и проведение досуга. Участие в досуговых мероприятиях позволяет раскрыть и сформировать важные личностные качества ребенка.
Особую роль в процессе проведения досуга играет социокультурная анимация. Это довольно интересное и доступное направление, предусматривающее активное участие детей-сирот в мероприятии, позволяющее создавать благоприятную атмосферу для формирования нравственных качеств.
В работе с детьми-сиротами специалисты социальных учреждений используют механизмы социокультурной анимации. Однако, практические навыки являются недостаточно эффективными в силу недостаточного знания теоретического аспекта социокультурной анимации.
От профессионализма педагога зависит работа всего коллектива. Выявление проблем в развитии ребенка позволяет прогнозировать дальнейшее развитие личности.
Таким образом актуальность исследуемой проблемы обуславливается несколькими составляющими. Во-первых, в рамках государственной политики приоритетным направлением является формирование условий, способствующих активному психическому и физиологическому развитию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Во-вторых, в работе с детьми-сиротами специалисты используют механизмы социокультурной анимации, недостаточно подкрепленные теоретическими знаниями, что снижает их эффективность.
Степень изученности проблемы
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются объектом пристального внимания психологов, педагогов, специалистов социально-культурной деятельности.
Проблемы психического и эмоционального развития детей-сирот находят отражение в работах С.В. Березина, Д.Д. Татаренко, А.Н. Магомедовой и др.
Множество теоретических работ об особенностях развития детей-сирот принадлежит Л.М. Шипицыной. Автор работ по психологии детей-сирот, позволяет увидеть истоки проблем психоэмоционального развития, дает рекомендации специалистам в работе с детьми-сиротами. Говорит о значимости духовного развития человека.
О важности эффективной организации досуга сирот повествуют следующие авторы: И.Е. Байтингер, В.В. Нагаев, И.И. Шульга и др.
Социально-культурная деятельность как одна из важных сфер деятельности современного человека рассматривается в трудах Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Ю.А. Стрельцова и др.
Исследованиям в области социально-культурной деятельности посвящены работы Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, В.Н. Иванова, Г.Н. Новиковой и др.
Социально-культурная анимация как явление активно исследуемое, нашла отражение в работах таких ученых, как А.Б. Воронина, И.И. Шульга, В.Е. Зонова, М.В. Никитский, Л.В. Тарасов, Т.Н. Третьякова и др.
Несмотря на ряд представленных ученых, социально-культурная анимация в работе с детьми-сиротами остается явлением малоизученным. Комбинирование различных социокультурных технологий в организации процессов развития сирот, не предоставляет возможности социокультурной анимации как относительно самостоятельному явлению практиковаться в преодолении кризисов личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объект — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как социальная группа.
Предмет — социокультурная анимация в работе с детьми-сиротами.
Цель — исследовать особенности применения социокультурной анимации как средства работы с детьми-сиротами в воспитательных учреждениях.
Цель исследования обусловлена следующими задачами:
1. Изучить и проанализировать психологические и физические особенности развития детей -сирот.
2. Исследовать и описать социокультурные технологии в работе с детьми-сиротами в воспитательных учреждениях г. Красноярска.
3. Изучить особенности и структуру социокультурной анимации.
4. Проанализировать деятельность социально-реабилитационного центра «Росток».
5. Исследовать методы работы специалистов центра с детьми-сиротами и выявить существующие проблемы.
6. Внедрить проект, направленный на развитие социокультурной анимации как самостоятельного эффективного метода в работе специалистов с детьми- сиротами.
Гипотеза основана на предположении о том, что социокультурная анимация активно используется специалистами в работе с детьми-сиротами.
Методологической основой исследования являются труды ученых в области психологии и социально-культурной деятельности.
Основу работы составляют:
- исследование Т.И. Шульги и Д.Д. Тарасенко об уровне интеллектуального развития детей-сирот и детей, воспитывающихся в полноценной семье;
- оценка развития личностных качеств детей-сирот (В.И. Климова, Н.И. Сальникова);
- теория объектных отношений Британской школы ученых (К.В. Солоед);
- теория интерперсональных отношений Г. Салливана;
- теория развития человека Э.Эриксона;
- теория депривации (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.)
- теория привязанности Дж. Боулби;
- различные подходы к понятию социокультурной анимации (А.Б. Воронина, Л.В. Курило, Т.Н. Тарасова);
- подход И.И. Шульги к классификации социокультурной анимации по способу удовлетворения потребностей участников;
- концепция функциональных характеристик социокультурной анимации Ж. Дюмаздье.
Методы исследования: анализ специальной литературы, наблюдения, анализ документальной базы учреждения, анализ деятельности учреждения, интервью, анкетирование.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят специалистам по работе с детьми-сиротами наиболее эффективно использовать социокультурную анимацию, применять ее в разработке новых направлений работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Практическая значимость исследования может заключаться в использовании данных материалов социальными педагогами, педагогами- организаторами, воспитателями в детских социально-воспитательных учреждениях, а также работниками социально-культурной сферы в организации досуга детей-сирот. Непосредственно для работников МБУ "Росток" исследование поможет выявить существующие проблемы в работе с детьми- сиротами, а также применить разработки на базе организации.
Базой исследования выпускной квалификационной работы является социально-реабилитационный центр «Росток» г. Красноярска.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дети-сироты и дети без попечения родителей являются одной из важных проблем, стоящими перед государством. Создаются различные программы для улучшения жилищных условий, материальной поддержки, правовой и медицинской помощи. Однако самый важный вопрос о развитии личностных качеств данной категории населения, коррекции психоэмоционального фона детей ложится на плечи воспитателей, педагогов и социальных работников учреждений, в которые такие дети поступают [31]. Самой большой травмой в психологическом развитии сирот является потеря родительской любви и внимания. Воспитание в закрытых образовательных учреждениях не приспосабливает сирот к самостоятельной жизни. Они плохо усваивают социальные роли, многие вообще не имеют опыта проживания в семье. Им трудно найти свой путь в жизни, завязать контакты с окружающими людьми, построить нормальную, здоровую семью. На фоне многочисленных психических расстройств, полученных в детстве, развиваются отклонения физического и психологического характера [32]. Как следствие, возникают неконтролируемые вспышки агрессии, неудовлетворенность своей жизнью, неумение правильно выражать чувства и эмоции, склонность к девиантному поведению. Специалисты, работающие в детских домах, интернатах, социально¬реабилитационных центрах и других подобных учреждениях должны быть подготовлены не только профессионально, но и психологически. Помощь детям- сиротам — это большой труд, кропотливая работа, результат которой нельзя оценить сразу [34,35].
Поиски новых методов работы и усовершенствование уже имеющихся становятся одной из главных задач специалистов закрытых воспитательных учреждений. Особенно важным и, как уже выяснилось, наиболее эффективным способом работы с данной категорией населения является организация свободного времени, досуга.
Организация досуга детей-сирот требует от специалистов компетентности во многих областях знаний, в том числе и социально-культурной сфере. Результат действий специалиста может быть не только положительным, но и действовать в обратном ключе [36]. Это зависит, прежде всего, от знаний и умений находить индивидуальный подход к каждой отдельно взятой личности, правильно применять технологии социально-культурной деятельности, обладать багажом знаний в области психологии развития детей-сирот, педагогике, актерского мастерства и др.
Эффективно организованная досуговая деятельность способствует положительной динамике в развитии личностных качеств сирот [37].
Социокультурная анимация, как относительно новое направление организации досуговой деятельности, имеет ряд преимуществ в формировании творческих способностей, психологическом развитии личности. Как уже было отмечено ранее, множество исследований показывают ее благоприятное влияние на формирование психологически устойчивой личности.
Применение социокультурной анимации в работе с детьми-сиротами позволит специалистам наиболее эффективно выявлять возникшие проблемы и пути их решения [38,39,40]. Это зависит, прежде всего, от того, что в процессе взаимодействия аниматора и участника мероприятия происходить непринужденное раскрытие личностных качеств, выявление отклонений в поведении и развитии. Эффективность данного метода обусловлена еще и тем, что в процессе творческой деятельности устанавливается тесное взаимодействие между всеми участниками группы.
Проект подготовки и переподготовки специалистов по работе с детьми- сиротами «Развитие» позволит повысить компетентность специалистов в области социокультурной анимации.



1. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: федер. закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Шульга, Т.И., Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье [Электронный ресурс] / Т.И. Шульга, Д.Д. Татаренко// Психологическая наука и образование. - 2013. - №2. - Режим доступа: http://www.yaroditel.ru/professionals/help/docs/psyedu_ru_201 3_2_3 3 1 5 .pdf .
3. Березин, С.В. Социально сиротство: дети и родители// С.В. Березин// Педагогика и психология: мат. к курсу. - Самара,2003. - 52 с.
4. Шипицына, Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие/ Л.М. Шипицына. - С.-Петерб., 2005. - 628 с.
5. Сидорова, Л.К. Организация и содержание работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. - М.: Гардарики, 2004. - 112 с.
6. Магомедова, А.Н. Психологические особенности детей-сирот/ А.Н. Магомедова// Мир культуры, науки, образования. - 2014. - № 3(46). - С. 35—54.
7. Байтингер, И.Е. Творческая деятельность детей-сирот младшего школьного возраста как фактор социально-педагогической адаптации в условиях детского дома: автореф. дис. ... кан. пед. наук.: 13.00.01/И.Е. Байтингер. - Челябинск, 2000. - 35 с.
8. Нагаев, В.В. Основные направления социально-психологической и коррекционной работы / В.В. Нагаев, В.Г. Толстов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 3 - С. 40-46.
9. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М., 2004. - 340 с.
10. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие/ А.Д. Жарков. — М., 2002. — 356 с.
11. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / Е.И. Григорьева. — Тамбов, 2002. — 504 с.
12. Воронина, А.Б., Анимационная деятельность в компонентной составляющей культурно-досугового комплекса: уч. записки Таврического нац. унив. им. В.И. Вернандского /А.Б. Воронина. - Симферополь, 2013. - 4с.
13. Воронина, А.Б., Анимация, анимационная деятельность: сущность понятий / А.Б. Воронина // уч. записки Таврического нац. унив. им. В.И. Вернадского. - Симферополь, 2012. - Т. 25 (64г), №3. - С.49-55.
14. Шульга, И.И. Педагогическая анимация как социокультурный и психолого-педагогический феномен / И.И. Шульга // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 2. - С. 55 — 59.
15. Зонова, В.Е. Социокультурная анимация как часть культурной и воспитательной системы общества [Электронный ресурс] /В.Е. Зонова // Электронный журнал. - 2015. - №1. - Режим доступа: http://co2b.ru/docs/enj.2015.01.pdf.
16. Никитский, М.В. Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной анимационной деятельности / М.В. Никитский // Вестник ПСТГУ. - 2008. - № 3(10). - С. 28—36.
17. Шульга, И.И. Педагогическая анимация как социокультурный и психолого-педагогический феномен / И.И. Шульга // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №14. - С. 271—278.
18. Тарасов, Л.В. Социокультурная анимация в 21 веке: концепция развития социально-поддерживающих гражданских инициатив в России: монография / Л.В. Тарасов. - Москва, 2012. - 34 с.
19. Третьякова, Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: уч. пособ. / Т.Н. Третьякова. - М., 2008. - 272 с.
20. Шляпина, Е.Д. Современные направления социокультурной анимации [Электронный ресурс] / Е.Д. Шаляпина // Культурология и искусствоведение. - 2015. - №11. - Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/162/Action162- 12337.pdf.
21. Мацукевич, О.Ю., Театральная анимация как направление социально¬культурной ресоциализации личности / О.Ю. Мацукевич // Вестник МГУКИ. - 2012. - №2 (46). - с. 76—80.
22. Готлиб, А.С. Качественная методология социологического исследования: исследовательские стратегии, экзистенциальный потенциал: дис. ...д-ра социол. наук : 22.00.01 / А.С. Готлиб. - Самара, 2005. - 402 с.
23. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования (описание, объяснение, понимание социальной реальности): учебник /В.А.Ядов. - М.: Добросвет, 2000. - 567 с.
24. Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учеб. пособие для студентов гуманитар. вузов и аспирантов /Г.С.Батыгин. - М. Аспект Пресс, 1995. - 286 с.
25. Мамбеков, Е.Б. Организация досуга во Франции: Анимационная модель: дис. .канд. пед. наук / Е.Б. Мамбеков. - СПб., 1992. - 165 с.
26. Моисеева, М.Г. Психолого-педагогические основания анимационной деятельности в процессе профилактики девиантного поведения детей-сирот / М.Г. Моисеева // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. - 2010. - № 4. - С.5—11.
27. Моисеева, М.Г. Теоретические аспекты социокультурной анимационной деятельности / М.Г. Моисеева // II Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - №12. - С. 44-56.
28. Ганьшина, Г.В. Социально-культурная анимация: учебное пособие / Г.В.Ганьшина, И.Н. Григорьев. - Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2011. - 167 с.
29. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная анимация: учебное пособие / Н.Н. Ярошенко. - М.:МГУКИ, 2005. - 126 с.
30. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. - Спб., 1997. - 294 с.
31. Степанова, В.Е., Федонина, Л.Н. От депривации - к социализации: Проблема социализации детей как основная проблема образовательных учреждений интернатного типа. // Социальная педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2003. - С. 174—177.
32. Варывдин, В.А., Клемантович, И.П. Управление системой социальной защиты детства: уч. пособ. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192с.
33. Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия / Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы; ред. Н.М. Платоновой. - СПб., - 2003. - 761 с.
34. Конвенция ООН о правах ребенка: Основные международные документы. - М., 1992. - 9 с.
35. Красницкая, Г.Н. Социальное сиротство: причины и профилактика: учеб. пособ. / Г.Н. Красницкая. - 2002. - 234 с.
36. Михеева, Л.Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование: Учебно- практическое пособие/ ред. Р.П. Мананковой. - М.: «Палеотип», «Дашков и К». - 2002. - 248 с.
37. Психологическое обеспечение развития личности в учреждениях интернатного типа / учеб. пособ. / Т.Т. Шелина, А.Л. Нелидов, И.С. Беганцов, С.В. Щенников. - Арзамас, 2003. - 267с.
38. Дедурина, Т.В. Специфика сущностных свойств социокультурной анимации / Т.В. Дедурина // Вестник МГУКИ. - 2008. - №5. - С. 101 —104.
39. Понукалина, О.В. Социокультурное значение досуга // Современная картина мира: общество, время, пространство: Сб. науч. тр. / О.В. Понукалина. - Саратов: Юл, 2001.
40. Дондурей, Д.Б. Социальное проектирование в сфере культуры: поиск перспективных направлений // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы / Д.Б. Дондурей. - М.: Наука, 1986. - 123 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ