ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
|
Введение 4
1 Особенности работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без
попечения родителей 9
1.1 Проблемы психологического и личностного развития детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей 9
1.2 Технологии социально-культурной деятельности в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в воспитательных домах, приютах и других социальных учреждениях г. Красноярска 18
2 Понятие и специфика применения социокультурной анимации 25
2.1 Содержание и структура социокультурной анимации 25
2.2 Социокультурная анимация в деятельности социально-реабилитационного
центра «Росток» 32
3 Проект. Клубное объединение «Развитие» как форма профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на примере МБУ «Росток»
г. Красноярска 40
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложения А - Г 55
1 Особенности работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без
попечения родителей 9
1.1 Проблемы психологического и личностного развития детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей 9
1.2 Технологии социально-культурной деятельности в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в воспитательных домах, приютах и других социальных учреждениях г. Красноярска 18
2 Понятие и специфика применения социокультурной анимации 25
2.1 Содержание и структура социокультурной анимации 25
2.2 Социокультурная анимация в деятельности социально-реабилитационного
центра «Росток» 32
3 Проект. Клубное объединение «Развитие» как форма профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на примере МБУ «Росток»
г. Красноярска 40
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложения А - Г 55
Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, является для государства приоритетным направлением развития. Проблема сиротства волновала человека во все времена. Разрабатывались различные методики, способы и приемы борьбы с этим негативным социальным явлением.
В рамках Федеральной программы «Дети России», в 1996 году была введена программа «Дети-сироты». Её целью является создание благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности детей-сирот, воспитания и образования. В рамках данной программы предусмотрены мероприятия по социализации и интеграции детей-сирот в современном обществе, а также исследование проблемы, результатом которого является разработка методологической базы для наиболее эффективной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Результатом мероприятий, предусмотренных Федеральной программой «Дети-сироты» должно стать повышение качества образования и воспитания сирот, разработка новых методов в работе над коррекцией психоэмоционального фона ребенка, улучшения физического здоровья. Программа направлена, прежде всего на работников социальных учреждений.
Суть работы воспитателей и педагогов с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, сводится к оказанию помощи физического и психологического развития сирот.
Задачи, которые ставятся перед воспитателями и педагогами сложные и, казалось бы, недостижимые. Необходимо учитывать индивидуальные качества каждого ребенка. Коррекция психоэмоционального фона, воспитание нравственных качеств, адаптация и социальная защита требуют от специалистов больших ресурсных затрат.
Работа педагогов и воспитателей включает в себя, в первую очередь, поправку внутреннего мира ребенка, который тяжело поддается коррекции и напрямую влияет на дальнейшую жизнь воспитанника.
Одним из важных факторов поддержки жизнедеятельности сирот является организация и проведение досуга. Участие в досуговых мероприятиях позволяет раскрыть и сформировать важные личностные качества ребенка.
Особую роль в процессе проведения досуга играет социокультурная анимация. Это довольно интересное и доступное направление, предусматривающее активное участие детей-сирот в мероприятии, позволяющее создавать благоприятную атмосферу для формирования нравственных качеств.
В работе с детьми-сиротами специалисты социальных учреждений используют механизмы социокультурной анимации. Однако, практические навыки являются недостаточно эффективными в силу недостаточного знания теоретического аспекта социокультурной анимации.
От профессионализма педагога зависит работа всего коллектива. Выявление проблем в развитии ребенка позволяет прогнозировать дальнейшее развитие личности.
Таким образом актуальность исследуемой проблемы обуславливается несколькими составляющими. Во-первых, в рамках государственной политики приоритетным направлением является формирование условий, способствующих активному психическому и физиологическому развитию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Во-вторых, в работе с детьми-сиротами специалисты используют механизмы социокультурной анимации, недостаточно подкрепленные теоретическими знаниями, что снижает их эффективность.
Степень изученности проблемы
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются объектом пристального внимания психологов, педагогов, специалистов социально-культурной деятельности.
Проблемы психического и эмоционального развития детей-сирот находят отражение в работах С.В. Березина, Д.Д. Татаренко, А.Н. Магомедовой и др.
Множество теоретических работ об особенностях развития детей-сирот принадлежит Л.М. Шипицыной. Автор работ по психологии детей-сирот, позволяет увидеть истоки проблем психоэмоционального развития, дает рекомендации специалистам в работе с детьми-сиротами. Говорит о значимости духовного развития человека.
О важности эффективной организации досуга сирот повествуют следующие авторы: И.Е. Байтингер, В.В. Нагаев, И.И. Шульга и др.
Социально-культурная деятельность как одна из важных сфер деятельности современного человека рассматривается в трудах Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Ю.А. Стрельцова и др.
Исследованиям в области социально-культурной деятельности посвящены работы Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, В.Н. Иванова, Г.Н. Новиковой и др.
Социально-культурная анимация как явление активно исследуемое, нашла отражение в работах таких ученых, как А.Б. Воронина, И.И. Шульга, В.Е. Зонова, М.В. Никитский, Л.В. Тарасов, Т.Н. Третьякова и др.
Несмотря на ряд представленных ученых, социально-культурная анимация в работе с детьми-сиротами остается явлением малоизученным. Комбинирование различных социокультурных технологий в организации процессов развития сирот, не предоставляет возможности социокультурной анимации как относительно самостоятельному явлению практиковаться в преодолении кризисов личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объект — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как социальная группа.
Предмет — социокультурная анимация в работе с детьми-сиротами.
Цель — исследовать особенности применения социокультурной анимации как средства работы с детьми-сиротами в воспитательных учреждениях.
Цель исследования обусловлена следующими задачами:
1. Изучить и проанализировать психологические и физические особенности развития детей -сирот.
2. Исследовать и описать социокультурные технологии в работе с детьми-сиротами в воспитательных учреждениях г. Красноярска.
3. Изучить особенности и структуру социокультурной анимации.
4. Проанализировать деятельность социально-реабилитационного центра «Росток».
5. Исследовать методы работы специалистов центра с детьми-сиротами и выявить существующие проблемы.
6. Внедрить проект, направленный на развитие социокультурной анимации как самостоятельного эффективного метода в работе специалистов с детьми- сиротами.
Гипотеза основана на предположении о том, что социокультурная анимация активно используется специалистами в работе с детьми-сиротами.
Методологической основой исследования являются труды ученых в области психологии и социально-культурной деятельности.
Основу работы составляют:
- исследование Т.И. Шульги и Д.Д. Тарасенко об уровне интеллектуального развития детей-сирот и детей, воспитывающихся в полноценной семье;
- оценка развития личностных качеств детей-сирот (В.И. Климова, Н.И. Сальникова);
- теория объектных отношений Британской школы ученых (К.В. Солоед);
- теория интерперсональных отношений Г. Салливана;
- теория развития человека Э.Эриксона;
- теория депривации (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.)
- теория привязанности Дж. Боулби;
- различные подходы к понятию социокультурной анимации (А.Б. Воронина, Л.В. Курило, Т.Н. Тарасова);
- подход И.И. Шульги к классификации социокультурной анимации по способу удовлетворения потребностей участников;
- концепция функциональных характеристик социокультурной анимации Ж. Дюмаздье.
Методы исследования: анализ специальной литературы, наблюдения, анализ документальной базы учреждения, анализ деятельности учреждения, интервью, анкетирование.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят специалистам по работе с детьми-сиротами наиболее эффективно использовать социокультурную анимацию, применять ее в разработке новых направлений работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Практическая значимость исследования может заключаться в использовании данных материалов социальными педагогами, педагогами- организаторами, воспитателями в детских социально-воспитательных учреждениях, а также работниками социально-культурной сферы в организации досуга детей-сирот. Непосредственно для работников МБУ "Росток" исследование поможет выявить существующие проблемы в работе с детьми- сиротами, а также применить разработки на базе организации.
Базой исследования выпускной квалификационной работы является социально-реабилитационный центр «Росток» г. Красноярска.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
В рамках Федеральной программы «Дети России», в 1996 году была введена программа «Дети-сироты». Её целью является создание благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности детей-сирот, воспитания и образования. В рамках данной программы предусмотрены мероприятия по социализации и интеграции детей-сирот в современном обществе, а также исследование проблемы, результатом которого является разработка методологической базы для наиболее эффективной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Результатом мероприятий, предусмотренных Федеральной программой «Дети-сироты» должно стать повышение качества образования и воспитания сирот, разработка новых методов в работе над коррекцией психоэмоционального фона ребенка, улучшения физического здоровья. Программа направлена, прежде всего на работников социальных учреждений.
Суть работы воспитателей и педагогов с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, сводится к оказанию помощи физического и психологического развития сирот.
Задачи, которые ставятся перед воспитателями и педагогами сложные и, казалось бы, недостижимые. Необходимо учитывать индивидуальные качества каждого ребенка. Коррекция психоэмоционального фона, воспитание нравственных качеств, адаптация и социальная защита требуют от специалистов больших ресурсных затрат.
Работа педагогов и воспитателей включает в себя, в первую очередь, поправку внутреннего мира ребенка, который тяжело поддается коррекции и напрямую влияет на дальнейшую жизнь воспитанника.
Одним из важных факторов поддержки жизнедеятельности сирот является организация и проведение досуга. Участие в досуговых мероприятиях позволяет раскрыть и сформировать важные личностные качества ребенка.
Особую роль в процессе проведения досуга играет социокультурная анимация. Это довольно интересное и доступное направление, предусматривающее активное участие детей-сирот в мероприятии, позволяющее создавать благоприятную атмосферу для формирования нравственных качеств.
В работе с детьми-сиротами специалисты социальных учреждений используют механизмы социокультурной анимации. Однако, практические навыки являются недостаточно эффективными в силу недостаточного знания теоретического аспекта социокультурной анимации.
От профессионализма педагога зависит работа всего коллектива. Выявление проблем в развитии ребенка позволяет прогнозировать дальнейшее развитие личности.
Таким образом актуальность исследуемой проблемы обуславливается несколькими составляющими. Во-первых, в рамках государственной политики приоритетным направлением является формирование условий, способствующих активному психическому и физиологическому развитию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Во-вторых, в работе с детьми-сиротами специалисты используют механизмы социокультурной анимации, недостаточно подкрепленные теоретическими знаниями, что снижает их эффективность.
Степень изученности проблемы
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются объектом пристального внимания психологов, педагогов, специалистов социально-культурной деятельности.
Проблемы психического и эмоционального развития детей-сирот находят отражение в работах С.В. Березина, Д.Д. Татаренко, А.Н. Магомедовой и др.
Множество теоретических работ об особенностях развития детей-сирот принадлежит Л.М. Шипицыной. Автор работ по психологии детей-сирот, позволяет увидеть истоки проблем психоэмоционального развития, дает рекомендации специалистам в работе с детьми-сиротами. Говорит о значимости духовного развития человека.
О важности эффективной организации досуга сирот повествуют следующие авторы: И.Е. Байтингер, В.В. Нагаев, И.И. Шульга и др.
Социально-культурная деятельность как одна из важных сфер деятельности современного человека рассматривается в трудах Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Ю.А. Стрельцова и др.
Исследованиям в области социально-культурной деятельности посвящены работы Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, В.Н. Иванова, Г.Н. Новиковой и др.
Социально-культурная анимация как явление активно исследуемое, нашла отражение в работах таких ученых, как А.Б. Воронина, И.И. Шульга, В.Е. Зонова, М.В. Никитский, Л.В. Тарасов, Т.Н. Третьякова и др.
Несмотря на ряд представленных ученых, социально-культурная анимация в работе с детьми-сиротами остается явлением малоизученным. Комбинирование различных социокультурных технологий в организации процессов развития сирот, не предоставляет возможности социокультурной анимации как относительно самостоятельному явлению практиковаться в преодолении кризисов личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объект — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как социальная группа.
Предмет — социокультурная анимация в работе с детьми-сиротами.
Цель — исследовать особенности применения социокультурной анимации как средства работы с детьми-сиротами в воспитательных учреждениях.
Цель исследования обусловлена следующими задачами:
1. Изучить и проанализировать психологические и физические особенности развития детей -сирот.
2. Исследовать и описать социокультурные технологии в работе с детьми-сиротами в воспитательных учреждениях г. Красноярска.
3. Изучить особенности и структуру социокультурной анимации.
4. Проанализировать деятельность социально-реабилитационного центра «Росток».
5. Исследовать методы работы специалистов центра с детьми-сиротами и выявить существующие проблемы.
6. Внедрить проект, направленный на развитие социокультурной анимации как самостоятельного эффективного метода в работе специалистов с детьми- сиротами.
Гипотеза основана на предположении о том, что социокультурная анимация активно используется специалистами в работе с детьми-сиротами.
Методологической основой исследования являются труды ученых в области психологии и социально-культурной деятельности.
Основу работы составляют:
- исследование Т.И. Шульги и Д.Д. Тарасенко об уровне интеллектуального развития детей-сирот и детей, воспитывающихся в полноценной семье;
- оценка развития личностных качеств детей-сирот (В.И. Климова, Н.И. Сальникова);
- теория объектных отношений Британской школы ученых (К.В. Солоед);
- теория интерперсональных отношений Г. Салливана;
- теория развития человека Э.Эриксона;
- теория депривации (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.)
- теория привязанности Дж. Боулби;
- различные подходы к понятию социокультурной анимации (А.Б. Воронина, Л.В. Курило, Т.Н. Тарасова);
- подход И.И. Шульги к классификации социокультурной анимации по способу удовлетворения потребностей участников;
- концепция функциональных характеристик социокультурной анимации Ж. Дюмаздье.
Методы исследования: анализ специальной литературы, наблюдения, анализ документальной базы учреждения, анализ деятельности учреждения, интервью, анкетирование.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят специалистам по работе с детьми-сиротами наиболее эффективно использовать социокультурную анимацию, применять ее в разработке новых направлений работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Практическая значимость исследования может заключаться в использовании данных материалов социальными педагогами, педагогами- организаторами, воспитателями в детских социально-воспитательных учреждениях, а также работниками социально-культурной сферы в организации досуга детей-сирот. Непосредственно для работников МБУ "Росток" исследование поможет выявить существующие проблемы в работе с детьми- сиротами, а также применить разработки на базе организации.
Базой исследования выпускной квалификационной работы является социально-реабилитационный центр «Росток» г. Красноярска.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Дети-сироты и дети без попечения родителей являются одной из важных проблем, стоящими перед государством. Создаются различные программы для улучшения жилищных условий, материальной поддержки, правовой и медицинской помощи. Однако самый важный вопрос о развитии личностных качеств данной категории населения, коррекции психоэмоционального фона детей ложится на плечи воспитателей, педагогов и социальных работников учреждений, в которые такие дети поступают [31]. Самой большой травмой в психологическом развитии сирот является потеря родительской любви и внимания. Воспитание в закрытых образовательных учреждениях не приспосабливает сирот к самостоятельной жизни. Они плохо усваивают социальные роли, многие вообще не имеют опыта проживания в семье. Им трудно найти свой путь в жизни, завязать контакты с окружающими людьми, построить нормальную, здоровую семью. На фоне многочисленных психических расстройств, полученных в детстве, развиваются отклонения физического и психологического характера [32]. Как следствие, возникают неконтролируемые вспышки агрессии, неудовлетворенность своей жизнью, неумение правильно выражать чувства и эмоции, склонность к девиантному поведению. Специалисты, работающие в детских домах, интернатах, социально¬реабилитационных центрах и других подобных учреждениях должны быть подготовлены не только профессионально, но и психологически. Помощь детям- сиротам — это большой труд, кропотливая работа, результат которой нельзя оценить сразу [34,35].
Поиски новых методов работы и усовершенствование уже имеющихся становятся одной из главных задач специалистов закрытых воспитательных учреждений. Особенно важным и, как уже выяснилось, наиболее эффективным способом работы с данной категорией населения является организация свободного времени, досуга.
Организация досуга детей-сирот требует от специалистов компетентности во многих областях знаний, в том числе и социально-культурной сфере. Результат действий специалиста может быть не только положительным, но и действовать в обратном ключе [36]. Это зависит, прежде всего, от знаний и умений находить индивидуальный подход к каждой отдельно взятой личности, правильно применять технологии социально-культурной деятельности, обладать багажом знаний в области психологии развития детей-сирот, педагогике, актерского мастерства и др.
Эффективно организованная досуговая деятельность способствует положительной динамике в развитии личностных качеств сирот [37].
Социокультурная анимация, как относительно новое направление организации досуговой деятельности, имеет ряд преимуществ в формировании творческих способностей, психологическом развитии личности. Как уже было отмечено ранее, множество исследований показывают ее благоприятное влияние на формирование психологически устойчивой личности.
Применение социокультурной анимации в работе с детьми-сиротами позволит специалистам наиболее эффективно выявлять возникшие проблемы и пути их решения [38,39,40]. Это зависит, прежде всего, от того, что в процессе взаимодействия аниматора и участника мероприятия происходить непринужденное раскрытие личностных качеств, выявление отклонений в поведении и развитии. Эффективность данного метода обусловлена еще и тем, что в процессе творческой деятельности устанавливается тесное взаимодействие между всеми участниками группы.
Проект подготовки и переподготовки специалистов по работе с детьми- сиротами «Развитие» позволит повысить компетентность специалистов в области социокультурной анимации.
Поиски новых методов работы и усовершенствование уже имеющихся становятся одной из главных задач специалистов закрытых воспитательных учреждений. Особенно важным и, как уже выяснилось, наиболее эффективным способом работы с данной категорией населения является организация свободного времени, досуга.
Организация досуга детей-сирот требует от специалистов компетентности во многих областях знаний, в том числе и социально-культурной сфере. Результат действий специалиста может быть не только положительным, но и действовать в обратном ключе [36]. Это зависит, прежде всего, от знаний и умений находить индивидуальный подход к каждой отдельно взятой личности, правильно применять технологии социально-культурной деятельности, обладать багажом знаний в области психологии развития детей-сирот, педагогике, актерского мастерства и др.
Эффективно организованная досуговая деятельность способствует положительной динамике в развитии личностных качеств сирот [37].
Социокультурная анимация, как относительно новое направление организации досуговой деятельности, имеет ряд преимуществ в формировании творческих способностей, психологическом развитии личности. Как уже было отмечено ранее, множество исследований показывают ее благоприятное влияние на формирование психологически устойчивой личности.
Применение социокультурной анимации в работе с детьми-сиротами позволит специалистам наиболее эффективно выявлять возникшие проблемы и пути их решения [38,39,40]. Это зависит, прежде всего, от того, что в процессе взаимодействия аниматора и участника мероприятия происходить непринужденное раскрытие личностных качеств, выявление отклонений в поведении и развитии. Эффективность данного метода обусловлена еще и тем, что в процессе творческой деятельности устанавливается тесное взаимодействие между всеми участниками группы.
Проект подготовки и переподготовки специалистов по работе с детьми- сиротами «Развитие» позволит повысить компетентность специалистов в области социокультурной анимации.
Подобные работы
- СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ
ДЕТСКОГО ДОМА
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017



