Разработка модели конфликтной компетентности подростков
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы «конфликтная компетентность личности»
1.1. Исследование конфликтов на разных этапах социализации личности
в отечественной и зарубежной психологии развития 8
1.2. Тенденции в понимании конфликтной компетентности в психологии 15
1.3. Подходы к становлению конфликтной компетентности подростков 20
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Подросток как субъект конфликтной ситуации
2.1. Психологический портрет современного подростка 26
2.2. Конфликтная ситуация в подростковом возрасте: характеристики
взаимодействия, предмет, интересы, цели, ресурсы 29
Выводы по 2 главе 35
Глава 3. Моделирование компонентов конфликтной компетентности подростков
3.1. Разработка структурных компонентов модели конфликтной
компетентности 37
3.2. Обоснование содержания компонентов операционной модели конфликтной
компетентности подростков 49
Выводы по 3 главе 52
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложения
Глава 1. Теоретический анализ проблемы «конфликтная компетентность личности»
1.1. Исследование конфликтов на разных этапах социализации личности
в отечественной и зарубежной психологии развития 8
1.2. Тенденции в понимании конфликтной компетентности в психологии 15
1.3. Подходы к становлению конфликтной компетентности подростков 20
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Подросток как субъект конфликтной ситуации
2.1. Психологический портрет современного подростка 26
2.2. Конфликтная ситуация в подростковом возрасте: характеристики
взаимодействия, предмет, интересы, цели, ресурсы 29
Выводы по 2 главе 35
Глава 3. Моделирование компонентов конфликтной компетентности подростков
3.1. Разработка структурных компонентов модели конфликтной
компетентности 37
3.2. Обоснование содержания компонентов операционной модели конфликтной
компетентности подростков 49
Выводы по 3 главе 52
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложения
Интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтной компетентности подростков в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах общественной жизни и в частности, в образовании. Возникло определенное противоречие между запросами практики по управлению конфликтами и теоретическими и практическими возможностями современной психологии по осмыслению происходящих явлений и разработке практических подходов и рекомендаций по развитию конфликтной компетентности в подростковом возрасте.
По мнению Л. А. Новопашиной, одно из ключевых напряжений, определяющих своеобразие социальной ситуации подростков, связано с тем, что, с одной стороны, стимулируется развитие критического мышления, творческой инициативы, социальной ответственности, умения самостоятельно приобретать знания и использовать их, а с другой - происходящие изменения в обществе сопровождаются резким социально-экономическим расслоением, вызывают дезориентацию людей, приводят к неустойчивости социальной, экологической, идеологической обстановки, к массовой социальной дезадаптации населения [20].
Современная социальная ситуация развития подростка имеет качественное своеобразие, обусловленное значительным влиянием масс-медиа, аудиовоздействием, высокой приверженностью к информационно- компьютерным технологиям. Возраст от десяти до пятнадцати лет крайне противоречив, характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность - чувство взрослости при детском еще сознании и поведении. Именно поэтому включение подростков в новую систему отношений, общение со взрослыми и сверстниками, в освоение новых социальных функций протекает в острой
конфликтной форме, в связи с чем, развитие и формирование конфликтной компетентности на данном возрастном этапе является приоритетной задачей.
Разработка содержания структурных компонентов модели будет способствовать новому пониманию становления конфликтной компетентности подростков и подходов к ее формированию.
Недостаточность современных теоретических обобщающих исследований в области возрастной психологии конфликта в значительной мере обусловило выбор темы, формулировку цели и задач данного исследования.
Цель работы: разработка операционной модели конфликтной компетентности подростков, которая может быть положена в основу формирования конфликтной компетентности в подростковом возрасте (в частности: какова ее структура, основные свойства).
Научная гипотеза: мы предполагаем, что компоненты операционной модели конфликтной компетентности подростков имеют специфические возрастные ограничения; их содержание детерминировано социально-психологическими, половозрастными и субкультурными характеристиками.
Объект разработки - модель конфликтной компетентности подростка.
Предмет разработки - операционная модель конфликтной компетентности подростков, имеющая специфические возрастные ограничения.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Осуществить теоретический анализ понятия «конфликтная компетентность личности».
2. Проанализировать специфику исследования конфликтов на разных возрастных этапах в современной отечественной и зарубежной психологии развития.
3. Рассмотреть подходы к формированию конфликтной компетентности личности.
4. Осуществить теоретический анализ проблемы «конфликтная ситуация в современном подростковом возрасте: существенные характеристики взаимодействия, предмет, интересы, цели, ресурсы, детерминация.
5. Определить возрастную и социально-психологическую специфику модели конфликтной компетентности.
6. Смоделировать компоненты конфликтной компетентности подростков.
7. Описать содержание характеристик компонентов операционной модели конфликтной компетентности подростков.
Теоретико-методологическими основаниями данного исследования явились: 1) работы Л.С. Выготского, Н.В. Гришиной, А.И. Донцова,
Т.В. Драгуновой, А.Н. Поддъякова, К.Н. Поливановой, Б.И. Хасана, посвященные социально-психологическому анализу проблемы конфликтов; 2) исследования в области социального восприятия (работы А.А. Бодалева, С.К. Нартовой-Бочавер, А.У. Хараша); 3) работы в области активного социально-психологического обучения (работы Л.А. Петровской, Е.В. Сидоренко).
Методы разработки. Теоретический анализ и систематизация положений философской, социологической, психологической и педагогической литературы в аспекте объекта, предмета и задач исследования; сравнительно-исторический анализ исследуемой проблемы; опрос подростков, учащихся в школе.
Экспериментальная база. В ходе реализации исследовательской программы было опрошено 95 учащихся седьмых, восьмых и девятых классов общеобразовательных школ г. Красноярска. Опрос проводился в 3 школах.
Ожидаемый результат:
1. Разработка структурных компонентов модели конфликтной компетентности подростков.
2. Обоснование (дифференциация и проработка) содержания структурных компонентов конфликтной компетентности подростков.
3. Первичная апробация модели конфликтной компетентности подростков в общеобразовательную практику.
Научная новизна работы определяется тем, что:
1. В развитии теории конфликтной компетентности личности впервые реализован возрастно-психологический подход к моделированию структурных компонентов операционной модели конфликтной компетентности подростков, что нашло выражение в значимости различных контекстов социальной ситуации развития на данном этапе онтогенеза.
2. Раскрыты макро- и микросоциальные условия, обусловливающие особенности становления конфликтной компетентности подростков.
3. Предложена операционная модель конфликтной компетентности подростков, определено ее содержание.
4. Обосновано содержание социально-психологических, половозрастных и субкультурных характеристик модели конфликтной компетентности подростков.
5. Подготовлено обоснование (дифференциация и проработка) содержания структурных компонентов конфликтной компетентности подростков.
Практическая значимость. Материалы данной работы используются в содержании лекций и семинарских занятий по дисциплинам «Конфликтология», «Психологические практики и службы» в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»; по дисциплинам «Конфликтология», «Психологическая служба» в ФГБОУ ВО КГПУ им. В.П. Астафьева.
Материалы разработки могут быть использованы специалистами в области педагогики и психологии, а также служить базой для проведения дальнейших психолого-педагогических исследований в сфере образования, направленных на определение задач подросткового возраста и выявление влияния образовательной среды и ближайшего окружения подростка на
Апробация работы. Результаты диссертационной работы обсуждались на научном семинаре Института психологии практик развития (2016, 2017 г.г.), ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Психолого¬педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка» (г. Красноярск, 2016), заседаниях кафедры психологии детства Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
Публикации по теме диссертации:
1. Котова Е.В. Социализация подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации // Сибирский вестник специального образования. 2015. № 1 (14). С.89-90.
2. Котова Е.В. Конфликт как механизм развития и социализации личности ребенка: теоретический анализ подходов // Психолого-педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка: сборник научных статей по психологии детства; Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2016. С.64-71.
По мнению Л. А. Новопашиной, одно из ключевых напряжений, определяющих своеобразие социальной ситуации подростков, связано с тем, что, с одной стороны, стимулируется развитие критического мышления, творческой инициативы, социальной ответственности, умения самостоятельно приобретать знания и использовать их, а с другой - происходящие изменения в обществе сопровождаются резким социально-экономическим расслоением, вызывают дезориентацию людей, приводят к неустойчивости социальной, экологической, идеологической обстановки, к массовой социальной дезадаптации населения [20].
Современная социальная ситуация развития подростка имеет качественное своеобразие, обусловленное значительным влиянием масс-медиа, аудиовоздействием, высокой приверженностью к информационно- компьютерным технологиям. Возраст от десяти до пятнадцати лет крайне противоречив, характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность - чувство взрослости при детском еще сознании и поведении. Именно поэтому включение подростков в новую систему отношений, общение со взрослыми и сверстниками, в освоение новых социальных функций протекает в острой
конфликтной форме, в связи с чем, развитие и формирование конфликтной компетентности на данном возрастном этапе является приоритетной задачей.
Разработка содержания структурных компонентов модели будет способствовать новому пониманию становления конфликтной компетентности подростков и подходов к ее формированию.
Недостаточность современных теоретических обобщающих исследований в области возрастной психологии конфликта в значительной мере обусловило выбор темы, формулировку цели и задач данного исследования.
Цель работы: разработка операционной модели конфликтной компетентности подростков, которая может быть положена в основу формирования конфликтной компетентности в подростковом возрасте (в частности: какова ее структура, основные свойства).
Научная гипотеза: мы предполагаем, что компоненты операционной модели конфликтной компетентности подростков имеют специфические возрастные ограничения; их содержание детерминировано социально-психологическими, половозрастными и субкультурными характеристиками.
Объект разработки - модель конфликтной компетентности подростка.
Предмет разработки - операционная модель конфликтной компетентности подростков, имеющая специфические возрастные ограничения.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Осуществить теоретический анализ понятия «конфликтная компетентность личности».
2. Проанализировать специфику исследования конфликтов на разных возрастных этапах в современной отечественной и зарубежной психологии развития.
3. Рассмотреть подходы к формированию конфликтной компетентности личности.
4. Осуществить теоретический анализ проблемы «конфликтная ситуация в современном подростковом возрасте: существенные характеристики взаимодействия, предмет, интересы, цели, ресурсы, детерминация.
5. Определить возрастную и социально-психологическую специфику модели конфликтной компетентности.
6. Смоделировать компоненты конфликтной компетентности подростков.
7. Описать содержание характеристик компонентов операционной модели конфликтной компетентности подростков.
Теоретико-методологическими основаниями данного исследования явились: 1) работы Л.С. Выготского, Н.В. Гришиной, А.И. Донцова,
Т.В. Драгуновой, А.Н. Поддъякова, К.Н. Поливановой, Б.И. Хасана, посвященные социально-психологическому анализу проблемы конфликтов; 2) исследования в области социального восприятия (работы А.А. Бодалева, С.К. Нартовой-Бочавер, А.У. Хараша); 3) работы в области активного социально-психологического обучения (работы Л.А. Петровской, Е.В. Сидоренко).
Методы разработки. Теоретический анализ и систематизация положений философской, социологической, психологической и педагогической литературы в аспекте объекта, предмета и задач исследования; сравнительно-исторический анализ исследуемой проблемы; опрос подростков, учащихся в школе.
Экспериментальная база. В ходе реализации исследовательской программы было опрошено 95 учащихся седьмых, восьмых и девятых классов общеобразовательных школ г. Красноярска. Опрос проводился в 3 школах.
Ожидаемый результат:
1. Разработка структурных компонентов модели конфликтной компетентности подростков.
2. Обоснование (дифференциация и проработка) содержания структурных компонентов конфликтной компетентности подростков.
3. Первичная апробация модели конфликтной компетентности подростков в общеобразовательную практику.
Научная новизна работы определяется тем, что:
1. В развитии теории конфликтной компетентности личности впервые реализован возрастно-психологический подход к моделированию структурных компонентов операционной модели конфликтной компетентности подростков, что нашло выражение в значимости различных контекстов социальной ситуации развития на данном этапе онтогенеза.
2. Раскрыты макро- и микросоциальные условия, обусловливающие особенности становления конфликтной компетентности подростков.
3. Предложена операционная модель конфликтной компетентности подростков, определено ее содержание.
4. Обосновано содержание социально-психологических, половозрастных и субкультурных характеристик модели конфликтной компетентности подростков.
5. Подготовлено обоснование (дифференциация и проработка) содержания структурных компонентов конфликтной компетентности подростков.
Практическая значимость. Материалы данной работы используются в содержании лекций и семинарских занятий по дисциплинам «Конфликтология», «Психологические практики и службы» в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»; по дисциплинам «Конфликтология», «Психологическая служба» в ФГБОУ ВО КГПУ им. В.П. Астафьева.
Материалы разработки могут быть использованы специалистами в области педагогики и психологии, а также служить базой для проведения дальнейших психолого-педагогических исследований в сфере образования, направленных на определение задач подросткового возраста и выявление влияния образовательной среды и ближайшего окружения подростка на
Апробация работы. Результаты диссертационной работы обсуждались на научном семинаре Института психологии практик развития (2016, 2017 г.г.), ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Психолого¬педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка» (г. Красноярск, 2016), заседаниях кафедры психологии детства Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
Публикации по теме диссертации:
1. Котова Е.В. Социализация подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации // Сибирский вестник специального образования. 2015. № 1 (14). С.89-90.
2. Котова Е.В. Конфликт как механизм развития и социализации личности ребенка: теоретический анализ подходов // Психолого-педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка: сборник научных статей по психологии детства; Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2016. С.64-71.
На каждом этапе онтогенеза отрезке происходит становление определенных компонентов конфликтной компетентности, в каждом возрасте решаются определенные задачи, и адекватное решение этих задач определяет успешность дальнейшего движения личности.
Разработка модели конфликтной компетентности подростков представляется актуальной научной проблемой, имеющей концептуальное, методологическое и прикладное значение.
Операционная модель конфликтной компетентности подростков отображает базовую концепцию общей модели конфликтной компетентности личности, разработанную Б.И. Хасаном.
Структурными компонентами разработанной нами операционной модели конфликтной компетентности подростков выступают: 1. способность
удержаться от стихийного столкновения; 2. готовность преодолевать
затруднения; способность разрешать противоречия на начальной стадии его возникновения; чувствительность подростков к усвоению норм отношений; 3. способность анализировать и критически мыслить; 4. знания, умения, навыки в межличностной коммуникации; умение договариваться о совместной деятельности; 5. наличие собственной линии поведения (позиции);
осведомленность о разных способах действия в конфликтной ситуации; 6. способность к рациональной и эмоциональной оценке события; овладение поведением, построение его на новом уровне; 7. наличие представлений о ресурсах; поиск новых ресурсов.
подростков было установлено, что содержание компонентов модели детерминировано социально-психологическими, половозрастными и субкультурными характеристиками. Значимыми детерминантами выступают: позиционное влияние семьи, сверстников, педагогов, социума как стихии.
Представленная операционная модель конфликтной компетентности может быть положена в основу формирования конфликтной компетентности в подростковом возрасте.
Разработка модели конфликтной компетентности подростков представляется актуальной научной проблемой, имеющей концептуальное, методологическое и прикладное значение.
Операционная модель конфликтной компетентности подростков отображает базовую концепцию общей модели конфликтной компетентности личности, разработанную Б.И. Хасаном.
Структурными компонентами разработанной нами операционной модели конфликтной компетентности подростков выступают: 1. способность
удержаться от стихийного столкновения; 2. готовность преодолевать
затруднения; способность разрешать противоречия на начальной стадии его возникновения; чувствительность подростков к усвоению норм отношений; 3. способность анализировать и критически мыслить; 4. знания, умения, навыки в межличностной коммуникации; умение договариваться о совместной деятельности; 5. наличие собственной линии поведения (позиции);
осведомленность о разных способах действия в конфликтной ситуации; 6. способность к рациональной и эмоциональной оценке события; овладение поведением, построение его на новом уровне; 7. наличие представлений о ресурсах; поиск новых ресурсов.
подростков было установлено, что содержание компонентов модели детерминировано социально-психологическими, половозрастными и субкультурными характеристиками. Значимыми детерминантами выступают: позиционное влияние семьи, сверстников, педагогов, социума как стихии.
Представленная операционная модель конфликтной компетентности может быть положена в основу формирования конфликтной компетентности в подростковом возрасте.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНTНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Развитие конструктивного поведения в конфликте подростков
в условиях общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
СРЕДСТВАМИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ» КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ С ПСИХИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Особенности конфликтного поведения подростков в повседневности (на примере г. Тольятти)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017



