Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка модели конфликтной компетентности подростков

Работа №22703

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
528
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы «конфликтная компетентность личности»
1.1. Исследование конфликтов на разных этапах социализации личности
в отечественной и зарубежной психологии развития 8
1.2. Тенденции в понимании конфликтной компетентности в психологии 15
1.3. Подходы к становлению конфликтной компетентности подростков 20
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Подросток как субъект конфликтной ситуации
2.1. Психологический портрет современного подростка 26
2.2. Конфликтная ситуация в подростковом возрасте: характеристики
взаимодействия, предмет, интересы, цели, ресурсы 29
Выводы по 2 главе 35
Глава 3. Моделирование компонентов конфликтной компетентности подростков
3.1. Разработка структурных компонентов модели конфликтной
компетентности 37
3.2. Обоснование содержания компонентов операционной модели конфликтной
компетентности подростков 49
Выводы по 3 главе 52
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложения


Интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтной компетентности подростков в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах общественной жизни и в частности, в образовании. Возникло определенное противоречие между запросами практики по управлению конфликтами и теоретическими и практическими возможностями современной психологии по осмыслению происходящих явлений и разработке практических подходов и рекомендаций по развитию конфликтной компетентности в подростковом возрасте.
По мнению Л. А. Новопашиной, одно из ключевых напряжений, определяющих своеобразие социальной ситуации подростков, связано с тем, что, с одной стороны, стимулируется развитие критического мышления, творческой инициативы, социальной ответственности, умения самостоятельно приобретать знания и использовать их, а с другой - происходящие изменения в обществе сопровождаются резким социально-экономическим расслоением, вызывают дезориентацию людей, приводят к неустойчивости социальной, экологической, идеологической обстановки, к массовой социальной дезадаптации населения [20].
Современная социальная ситуация развития подростка имеет качественное своеобразие, обусловленное значительным влиянием масс-медиа, аудиовоздействием, высокой приверженностью к информационно- компьютерным технологиям. Возраст от десяти до пятнадцати лет крайне противоречив, характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность - чувство взрослости при детском еще сознании и поведении. Именно поэтому включение подростков в новую систему отношений, общение со взрослыми и сверстниками, в освоение новых социальных функций протекает в острой
конфликтной форме, в связи с чем, развитие и формирование конфликтной компетентности на данном возрастном этапе является приоритетной задачей.
Разработка содержания структурных компонентов модели будет способствовать новому пониманию становления конфликтной компетентности подростков и подходов к ее формированию.
Недостаточность современных теоретических обобщающих исследований в области возрастной психологии конфликта в значительной мере обусловило выбор темы, формулировку цели и задач данного исследования.
Цель работы: разработка операционной модели конфликтной компетентности подростков, которая может быть положена в основу формирования конфликтной компетентности в подростковом возрасте (в частности: какова ее структура, основные свойства).
Научная гипотеза: мы предполагаем, что компоненты операционной модели конфликтной компетентности подростков имеют специфические возрастные ограничения; их содержание детерминировано социально-психологическими, половозрастными и субкультурными характеристиками.
Объект разработки - модель конфликтной компетентности подростка.
Предмет разработки - операционная модель конфликтной компетентности подростков, имеющая специфические возрастные ограничения.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Осуществить теоретический анализ понятия «конфликтная компетентность личности».
2. Проанализировать специфику исследования конфликтов на разных возрастных этапах в современной отечественной и зарубежной психологии развития.
3. Рассмотреть подходы к формированию конфликтной компетентности личности.
4. Осуществить теоретический анализ проблемы «конфликтная ситуация в современном подростковом возрасте: существенные характеристики взаимодействия, предмет, интересы, цели, ресурсы, детерминация.
5. Определить возрастную и социально-психологическую специфику модели конфликтной компетентности.
6. Смоделировать компоненты конфликтной компетентности подростков.
7. Описать содержание характеристик компонентов операционной модели конфликтной компетентности подростков.
Теоретико-методологическими основаниями данного исследования явились: 1) работы Л.С. Выготского, Н.В. Гришиной, А.И. Донцова,
Т.В. Драгуновой, А.Н. Поддъякова, К.Н. Поливановой, Б.И. Хасана, посвященные социально-психологическому анализу проблемы конфликтов; 2) исследования в области социального восприятия (работы А.А. Бодалева, С.К. Нартовой-Бочавер, А.У. Хараша); 3) работы в области активного социально-психологического обучения (работы Л.А. Петровской, Е.В. Сидоренко).
Методы разработки. Теоретический анализ и систематизация положений философской, социологической, психологической и педагогической литературы в аспекте объекта, предмета и задач исследования; сравнительно-исторический анализ исследуемой проблемы; опрос подростков, учащихся в школе.
Экспериментальная база. В ходе реализации исследовательской программы было опрошено 95 учащихся седьмых, восьмых и девятых классов общеобразовательных школ г. Красноярска. Опрос проводился в 3 школах.
Ожидаемый результат:
1. Разработка структурных компонентов модели конфликтной компетентности подростков.
2. Обоснование (дифференциация и проработка) содержания структурных компонентов конфликтной компетентности подростков.
3. Первичная апробация модели конфликтной компетентности подростков в общеобразовательную практику.
Научная новизна работы определяется тем, что:
1. В развитии теории конфликтной компетентности личности впервые реализован возрастно-психологический подход к моделированию структурных компонентов операционной модели конфликтной компетентности подростков, что нашло выражение в значимости различных контекстов социальной ситуации развития на данном этапе онтогенеза.
2. Раскрыты макро- и микросоциальные условия, обусловливающие особенности становления конфликтной компетентности подростков.
3. Предложена операционная модель конфликтной компетентности подростков, определено ее содержание.
4. Обосновано содержание социально-психологических, половозрастных и субкультурных характеристик модели конфликтной компетентности подростков.
5. Подготовлено обоснование (дифференциация и проработка) содержания структурных компонентов конфликтной компетентности подростков.
Практическая значимость. Материалы данной работы используются в содержании лекций и семинарских занятий по дисциплинам «Конфликтология», «Психологические практики и службы» в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»; по дисциплинам «Конфликтология», «Психологическая служба» в ФГБОУ ВО КГПУ им. В.П. Астафьева.
Материалы разработки могут быть использованы специалистами в области педагогики и психологии, а также служить базой для проведения дальнейших психолого-педагогических исследований в сфере образования, направленных на определение задач подросткового возраста и выявление влияния образовательной среды и ближайшего окружения подростка на
Апробация работы. Результаты диссертационной работы обсуждались на научном семинаре Института психологии практик развития (2016, 2017 г.г.), ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Психолого¬педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка» (г. Красноярск, 2016), заседаниях кафедры психологии детства Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
Публикации по теме диссертации:
1. Котова Е.В. Социализация подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации // Сибирский вестник специального образования. 2015. № 1 (14). С.89-90.
2. Котова Е.В. Конфликт как механизм развития и социализации личности ребенка: теоретический анализ подходов // Психолого-педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка: сборник научных статей по психологии детства; Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2016. С.64-71.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На каждом этапе онтогенеза отрезке происходит становление определенных компонентов конфликтной компетентности, в каждом возрасте решаются определенные задачи, и адекватное решение этих задач определяет успешность дальнейшего движения личности.
Разработка модели конфликтной компетентности подростков представляется актуальной научной проблемой, имеющей концептуальное, методологическое и прикладное значение.
Операционная модель конфликтной компетентности подростков отображает базовую концепцию общей модели конфликтной компетентности личности, разработанную Б.И. Хасаном.
Структурными компонентами разработанной нами операционной модели конфликтной компетентности подростков выступают: 1. способность
удержаться от стихийного столкновения; 2. готовность преодолевать
затруднения; способность разрешать противоречия на начальной стадии его возникновения; чувствительность подростков к усвоению норм отношений; 3. способность анализировать и критически мыслить; 4. знания, умения, навыки в межличностной коммуникации; умение договариваться о совместной деятельности; 5. наличие собственной линии поведения (позиции);
осведомленность о разных способах действия в конфликтной ситуации; 6. способность к рациональной и эмоциональной оценке события; овладение поведением, построение его на новом уровне; 7. наличие представлений о ресурсах; поиск новых ресурсов.
подростков было установлено, что содержание компонентов модели детерминировано социально-психологическими, половозрастными и субкультурными характеристиками. Значимыми детерминантами выступают: позиционное влияние семьи, сверстников, педагогов, социума как стихии.
Представленная операционная модель конфликтной компетентности может быть положена в основу формирования конфликтной компетентности в подростковом возрасте.


1. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб./ А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология.: Учебник для вузов. А.Я. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с. ISBN 5-238-00062-6
3. Большая российская энциклопедия. /Гл. ред. Тишков В. А.; редкол.: Артемова О. Ю., Артюнов С. А., Кожанский А. Н. - М., 2000.
4. Васильева Н.П. Динамика разрешения конфликтов развития в юношеском возрасте. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Красноярск, 2006.
5. Выготский, Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 4. Детская психология./ Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1982 - 1984. - 432 с.
6. Главатских, М.М. Представление о конфликте младших подростков в связи с их деструктивным поведением в конфликте./ М.М. Главатских, Н.Г. Казарина // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. - С.703.
7. Гришина, Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008. - 533 с.
8. Дорохова, А.В. Разрешение конфликтов: учебное пособие / А.В. Дорохова, Л.И. Игумнова, Т.П. Привалихина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- 192 с.
9. Драгунова, Т.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения /Т. В. Драгунова. - М.: Педагогика,1986.
10. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте/Т. В. Драгунова // Вопр. психологии. - 1972. № 2. - С. 25-39.
11. Жуков, Ю.М., Петровская, Л. А., Соловьева, О.В. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений.- М.: Наука, 1994. - 255 с.
12. Запрудский, Ю. Социальный конфликт. Политический анализ. / Ю. Запрудский. - Ростов н/Дону 1992. - С. 86-110.
13. Зиммель Г. Избранное. - М.: Юрист, 1996. Том 1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. - 671 с. - ISBN 5-7357-0052-9. Том 2. Созерцание жизни. - М.: Юрист, 1996. - 607 с. ISBN 5-7357-0175-4.
14. Кле М. Психология подростка. - М.: Педагогика, 1991.
15. Леонов, Н.П. Конфликтология: Учеб. пособие / Н.П. Леонов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 232 с.
16. Лоренц, К. Агрессия. / К.Лоренц // http://lib.ru.
17. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 176 с.
18. Мафсон, Л., Моро Д., Вейссман М., Клерман Д. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия / Пер. с англ. Е. Хромовой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 320 с. ISBN 5-699-03737-3
19. Нартова-Бочавер, С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с. ISBN 978-5¬91180-412-1.
20. Новопашина, Л.А., Юстус Т.П., Григорьева Е.Г. Фактор школы в биографии выпускников //SWorld - 2-12 October 2012 http://www.sworld.com.ua /index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferen- ces/oct-2012.
21. Новопашина, Л. А. Влияние склонности к девиантным формам поведения на мотивацию учения в подростковом возрасте. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М., 2004.
22. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. - с.283-285.
23. Ожегов, С.И., Шведова, И.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений 4-е изд., доп. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006.
- 944 с.
24. Потапова, А.В., Нартова-Бочавер С.К. Детская психологическая служба. Курс лекций.Часть II. - М.: МОСУ 2001, 122 с.
25. Привалихина Т.П. Уровень и содержание конфликтной компетентности как образовательный эффект начальной школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Красноярск, 2004.
26. Сигеле, С. Модная Ева. Пер. с итальянского. 2-е изд. СПб.,1913. - С.363¬366.
27. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. - Минск: Харвест; М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 800 с.
28. Способы разрешения конфликтной ситуации в дошкольном возрасте. http://ped-kopilka.ru/blogs/lyudmila-konstantinovna-zaushicina/sposoby-razreshenija- konfliktnoi-situaci.
29. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта. - СПб: Питер, 2003. - 256 с.
30. Хасан, Б.И. Парадоксы конфликтофобии. Философская и
социологическая мысль. - Киев, 1990. №6. // МШК Московская школа конфликтологииЖйрГ/сопАЮтападетепГги/копШкФГоЫуа-i-konfliktnaya- kompetentnost.
31. Хасан, Б.И. Конфликтная компетентность - атрибутивный эффект развивающего обучения. // Педагогика развития: Проблемы современного детства и задачи школы. Материалы 3-й научно-практической конференции, Красноярск, 1996.
32. Хасан, Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. - Красноярск, 1996.
33. Хасан, Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров: учебное пособие, Красноярск - Москва. 2001. - 230 с.
34. Цукерман, Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники - «ничья земля» в возрастной психологии. // Вопросы психологии, 1998, № 3.
35. Шторк, Д.К. Продуктивное разрешение возрастного конфликта подростком как условие перехода в юношеский возраст / Д.К. Шторк // VIII Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «МОЛОДЁЖЬ И НАУКА», г. Красноярск, 19-27 апреля 2012г. СФУ
36. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: АРТ-ПРЕСС, 2005. - с. 268.
37. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М: Прогресс, 1996. - 344 с.
38. Юстус, Т.П., Дударева, А.И., Короткова, Ю.А., Кривецкая, Е.А., Матвеюк, Н.М. Создание условий для становления инициативности дошкольников в детском саду //http:r.kipk.ru/library/books/sozdaniie-uslovii-dlia-stanovlieniia- initsiativnosti-doshkol-nikov-v-dietskom-sadu-iustus-t-i.
39. Ярошевский, М.Г. История психологии: от античности до середины XX в. Учеб. пособие. - М., 1996. - 416 с. ISBN 5-7695-0068-9.
40. Coleman J. The Adolescent Society. N. Y, 1966.
41. Lewin, K. The Field Theory Approach to Adolescence.//The Adolcsccnt-a book of readings / ed. by J. M. Seidman. N y., 1960.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ