Введение 4
1 Теоретическое обоснование экскурсии по городу Красноярску и объектам
XXIX Всемирной зимней универсиады - 2019 6
1.1 Понятие экскурсии и экскурсионного тура. Отличие и сущность
экскурсии 6
1.2 Методика разработки и проведения экскурсии 9
1.3 Международные спортивные события, как фактор развития туристской
деятельности региона 25
2 Организация и методы исследования 31
2.1 Этапы проведения исследования 31
2.2 Методы исследования 34
3 Экспериментальное обоснование разработки обзорной экскурсии по городу Красноярску и объектам XXIX Всемирной зимней универсиады - 2019 39
3.1 Обоснование потребности содержательной составляющей обзорной
экскурсии 39
3.1.1 Выявление содержательной части обзорной экскурсии, на основании
мнения российских студентов 39
3.1.2 Выявление содержательной части обзорной экскурсии, на основании
мнения иностранных студентов 45
3.1.3 Сравнительный анализ результатов опросов российских и
иностранных студентов о содержательной части обзорной экскурсии 50
3.2 Разработка и апробация обзорной экскурсии по городу Красноярску и
объектам XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 «Навстречу
универсиаде» 53
3.3 Анализ результатов проведения обзорной экскурсии по городу
Красноярску и объектам XXIX Всемирной зимней универсиады - 2019
«Навстречу универсиаде» 65
3.4 Проект обзорной экскурсии «Наследие 2019» 69
Заключение 72
Список использованных источников
Красноярск - географический центр России и сердце Сибири. Суровые климатические условия и современные спортивные сооружения создают все необходимые условия для занятий зимними видами спорта. XXIX Всемирная зимняя универсиада - 2019 - это студенческие спортивные соревнования, которые пройдут со 2 по 12 марта 2019 года в Красноярске. В период проведения универсиады-2019, в городе Красноярск ожидается большой приток иностранных туристов. Для участия в соревнованиях подали заявки уже 55 стран мира, от каждой из которых будет представлена делегация спортсменов, представителей средств массовой информации и болельщиков. В наш город приедет большая семья международной федерации студенческого спорта [29]. Как известно, проведение крупных международных событий способствует развитию событийного туризма в регионе. Так XXIX Всемирная зимняя универсиада 2019 года в городе Красноярске должна стать мероприятием, повлекшим за собой развитие туристской деятельности в городе Красноярск. Любому гостю будут интересны не только Игры, но и сам город, его туристические возможности. В связи с этим город остро нуждается в разработке новых интересных экскурсионных маршрутов, которые привлекли бы внимание гостей к примечательным местам города, показав всю красоту и сущность Сибири.
Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать разработку обзорной экскурсии по объектам XXIX Всемирной зимней универсиады - 2019.
Объект исследования - туристская деятельность в г. Красноярске. Предмет исследования - обзорная экскурсия «Наследие 2019».
Задачи исследования:
1) проанализировать научно -методическую литературу о понятии экскурсии и экскурсионного тура, методике составления и проведения экскурсии;
2) рассмотреть влияние проведения крупных международных спортивных событий на развитие туристской деятельности в регионе;
3) составить технологическую карту, контрольный текст, материалы «портфеля экскурсовода», схемы трассы маршрута обзорной экскурсии по городу Красноярску и объектам XXIX Всемирной зимней универсиады - 2019 «навстречу универсиаде»;
4) сделать анализ проведенной обзорной экскурсии по городу Красноярску и объектам XXIX Всемирной зимней универсиады - 2019 «Навстречу универсиаде», определить ее актуальность.
Методы исследования:
a) анализ литературных источников;
b) опрос (анкетирование);
c) метод «фокус-группа»;
d) педагогический эксперимент;
e) метод математической статистики.
1. На основе анализа научно -методической литературы определено, что экскурсия - это передвижение в пространстве, прогулка, поездка индивидуальная или же групповая, направленна на изучение конкретной темы по заранее подобранным объектам, которые находятся на их естественном месте расположения. Она осуществляется экскурсоводом использующим неразрывное единство показа и рассказа, которое, в свою очередь приводит к интеллектуальному, эмоциональному и морально -эстетическому воспитанию экскурсантов, продолжительностью менее 24 часов без ночевки. Основное отличие от экскурсионного тура заключается в продолжительности. Экскурсией будут считать те услуги, на которые было затрачено менее 24 часов. Если экскурсия длится более суток, это будет являться экскурсионным туром. Также экскурсия ограничивается только лишь показом и рассказом. В свою очередь, как в тур могут входить: размещение, перевозка, питание гостей.
На основании проанализированной литературы можно сделать вывод, что методика разработки и проведения экскурсии должна включать следующие этапы:
a) выбор темы и определение цели и задач экскурсии;
b) отбор литературы и определение источников экскурсионного материала;
c) отбор и изучение экскурсионных объектов;
d) составление маршрута экскурсии, объезд маршрута;
e) подготовка контрольного текста экскурсии;
f) комплектование «портфеля экскурсовода»;
g) определение методических приемов, техники и составление методической разработки обзорной экскурсии;
h) составление индивидуального текста экскурсии;
i) прием (сдача) и утверждение экскурсии.
2. Определено, что различного уровня международные соревнования являются значимым фактором привлечения нового потока туристов. Кроме того, это еще и мощный фактор развития инфраструктуры города, ведь строительство отелей, гостиниц и альтернативных мест размещения гостей города тоже играет большую роль в привлекательности территории. А это значит, что с развитием города Красноярска неизбежно будет развиваться и туристская составляющая экономики города. И для этого необходимо не только создавать комфортную и современную инфраструктуру, но и привлекательные экскурсионные маршруты, которые могли бы удивить гостей города и заставить вернуться вновь. И у Красноярска есть все шансы стать туристической столицей Сибири, ведь он имеет целое многообразие культурных и исторических ценностей
3. Составлены: технологическая карта, которая включила в себя описание мест остановок, затрачиваемого времени на остановки и рассказ о объекте, район нахождения объекта; контрольный текст, который включил в себя подробную информацию, рассказываемую на всем протяжении экскурсии с учетом разделения ее на блоки, представленные в работе; материалы «портфеля экскурсовода», которые включили модели еще строящихся объектов и объектов, не показываемых на протяжении маршрута; схема трассы маршрута обзорной экскурсии, которая с учетом доработки включила возможный заезд на Часовню, также в схеме указаны основные объекты показа и протяженность всего маршрута при помощи объезда объектов на легковом автомобиле за месяц до проведения основной экскурсии. На основании лекционного этапа текст обзорной экскурсии был скорректирован следующим образом: добавлена информация о большем количестве личностей, прославивших Красноярск в различных областях своей деятельности, а также добавлена информация о площади Мира, площади Революции, памятниках, уменьшен объем об истории города.
4. Проанализирована обзорная экскурсия по городу Красноярску и объектам XXIX Всемирной зимней универсиады - 2019. По ее результатам было выявлено, что 90% участников получили желаемую информацию об объектах. Благодаря таким критериям, такие как новизна и интерес информации можно сделать вывод, что участникам, не проживающим на территории Красноярска, было интересно посетить данную экскурсию. Также определено, что 95% участников считают экскурсию по объектам Универсиады - 2019 необходимой и актуальной. Значительная часть информации должна быть посвящена таким известным людям как: Иван Ярыгин, Е. Р. Устюгов, В. И. Суриков, В. П. Астафьев. Из культурных, спортивных объектов и достопримечательностей города были выделены: Краеведческий музей, Биг Бен, Триумфальная арка, Набережная Енисея, Академия Биатлона и, конечно же, наследию спортивных объектов. При этом во время перемещения от одних объектов к другим будет интересно услышать информацию об условия существования и быте в Сибири, экономической роли Красноярска для России в целом, о том, на сколько открыт и добродушен народ данных районов. Маршрут представляет собой авто -пешеходное путешествие по пути следования Деревня Универсиады - Деревня Универсиады, с посещением уникальных спортивных сооружений, объектов инфраструктуры города, созданных в период подготовки к проведению Зимней универсиады - 2019 и природных объектов горного Красноярска. Маршрут охватывает территорию Октябрьского, Центрального и Кировского района г. Красноярска. Основное передвижение туристов во время осмотра объектов экскурсии - пешеходное, между остановками - автомобильное.
Предложенная экскурсия способна в полной мере ознакомить гостей города не только с окрестностями Красноярска, его достопримечательностями, истории, культурными, историческими и природными объектами. Но и главным образом позволит рассказать об истории возникновения и использования спортивных объектов как на Универсиаде - 2019, так и после нее. Как важно спортивное наследие для города и региона.
1 Адашова, Т. А. Экскурсионный маршрут как элемент событийного туристского пространства, учебное пособие / Т.А. Адашова. - Москва, 2015. - Т.3-4. - С. 8-10
2 Андреева, Г. М. Современная буржуазная эмпирическая социология, учебное пособие / Г.М. Андреева. - Москва, 2012. - Т.2. - С.140-150
3 Барабанова, Н. А. Экскурсионный рассказ - звучащая речь экскурсовода / Н.А. Барабанова // Научно -методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15, №341 - С. 1236-1240.
4 Баранов, А. С. Информационно -экскурсионная деятельность на предприятиях туризма: учебник / А. С. Баранов, И. А. Бисько; под ред. Е. И. Богданова. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - Т.3 - С. 382
5 Барчуков, И. С. Экскурсионная деятельность в индустрии гостеприимства: учебное пособие / И. С. Барчуков, Ю. Б. Башин, А. В. Зайцев [и др.]. - Москва: ИНФРА- М, 2014. - 202 с.
6 Баумгартен, Л. В. Стандарты качества проведения экскурсий: учебное пособие / Л. В. Баумгартен. - Москва: ИНФРА- М, 2015. - 96 с.
7 Дашкова, Е.В. Технологии и организация деятельности туристской индустрии: Технологии и организация экскурсионных услуг. Курс лекций: учебно-методическое пособие / Е. В. Дашкова, О. В. Елисеева. - Шахты: ГОУ ВПО "ЮРГУЭС", 2012. - 124 с.
8 Дашкова, Е. В. Экскурсоведение: организация экскурсионных услуг в гостинице: учебно-методическое пособие / Е. В. Дашкова, Е. Б. Ивушкина, П. Н. Мирошниченко. - Шахты: ФГБОУ ВПО "ЮРГУЭС", 2011. - 62 с.
9 Добрина, Н. А. Экскурсоведение: учебное пособие / Н. А. Добрина. - Москва: ФЛИНТА, 2013. - 288 c.
10 Долженко, Г. П. Экскурсионное дело: учебное пособие / Г. П. Долженко - Ростов на Дону: Феникс, 2012. - 308 с.
11 Дьячкова, Т. В. Технология организации и проведения профессиональных (образовательных) экскурсий в контексте повышения квалификации современного педагога дополнительного образования / Т. В. Дьячкова // Научно -методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 25, №43 - С. 316-320.
12 Емельянов, Б. В. Экскурсоведение: учебник / Б. В. Емельянов. - Москва: Советский спорт, 2012. - 110 с.
13 Журавлева, М. М. Экскурсоведение: курс лекций / М. М. Журавлева, Е. А. Шиш, М. М. Журавлева. - ООО «Мегапринт», 2011. - 121 c.
14 Истомина, Э. Г. Внутренний туризм и туристические ресурсы России / Э. Г. Истомина, М. И. Гришунькина. - РГГУ, 2012. - 288 с.
15 Капилевич, Л. В. Рекреационно -оздоровительный и экскурсионный потенциал велосипедных городских прогулок / Л.В. Капилевич, Ю. А. Карвунис// Вестник Томского государственного университета. - 2013. - Т. 370, №54 - С. 140-143.
16 Карчевская, Е. Н. Экскурсоведение: учебно -методическое пособие / Е. Н. Карчевская. - Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2014. - 95с.
17 Косова, Л. С. Экскурсоведение: учебно -методическое пособие / Л. С. Косова. - Томск: ТГУ, 2014. - 58 с.
18 Курило, Л. В. Основы экскурсионной деятельности: учебное пособие / Л. В. Курило, Е. В. Смирнова. - Москва: Советский спорт, 2012. - 208 с.
19 Максименко, С. В. Туристская деятельность: международно - правовые аспекты: учебно-методическое пособие. - Одесса: Латстар, 2011. - 168 с.
20 Матюхина, Ю. А. Экскурсионная деятельность: учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. А. Матюхина, Е. Ю. Мигунова. - Москва: ИНФРА-М, 2011. - 223 с.
21 Можаева, Н. Г. Организация туристской индустрии и география туризма: учебник / Н. Г. Можаева, Г. В. Рыбачек. - Москва: Форум, 2014. - 335 с.
22 Мороз, И. М. Экскурсионно-туристская деятельность на особо охраняемых природных территориях:автореф. дис. ... канд. экон. наук 08.00.05/ Иннокентий Михайлович Мороз, Сочинский университет туризма и курортного дела. - Сочи, 2014. - 19 с.
23 Нужнов, И. Н. Исторический опыт развития экскурсионного и школьного туризма в России в XIX в. / И. Н. Нужнов // Научно -методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 33, №86 - С. 126-130.
24 Потаева, Г. Р. Основы экскурсоведения: учебное пособие / Г. Р. Потаева, Т. А. Федорцова. - Минск: БГУ, 2011. - 159 с.19.
25 Савина, Н. В.,Экскурсоведение/ учебное пособие / Н. В. Савина, 3. М. Горбылева. - М., 2013.- 140 с.
26 Сенин, В. С. Организация международного туризма: Учебник. / В. С. Сенин - М.: Финансы и статистика, 2013. - 400 с.
27 Скобельцына, А. С. Технологии и организация экскурсионных услуг: учебник / А. С. Скобельцына, А. П. Шарухин. - Москва: Академия, 2013. - 174 с.
28 Ухтинская, М. В. Экскурсионный туризм как ведущее средство воспитания духовно-нравственной культуры учащихся средних классов средних общеобразовательных учреждений/ М. В. Ухтинская // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №2. - С. 117-120.
29 Федорцова, Т. А. Экскурсионный менеджмент: учебное пособие / Т. А. Федорцова. - Минск: БГУ, 2012. - 103 с.
30 Эмбраль, Е. Н. Энциклопедия для внешкольного образования: учебное пособие/ Е.Н. Эмбраль - Украина КГУ, 2011 - т. II—III , 132с.
31 Интернет-энциклопедия «Wikipedia» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ш.wikipedia.org/wiki/3aглaвнaя_cтpaницa
32 Мастер-план 29-й Всемирной зимней Универсиады 2019г.
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http ://www. krsk2019.com/ru/universiada/masterp lan
33 Материалы методики и практики проведения фокус -групп в России.
[Электронный ресурс] - Режим
доступа:!^: //ns c s. ru/F iles/metodic hki/meto dich_fg.pdf
34 Методология и методы педагогического исследования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0473/1_0473- 28.shtml
35 Новая философская энциклопедия: Мысль. Под редакцией В. С.
Стёпина. 2011 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about
36 Официальный сайт XXIX Всемирной Зимней Универсиады 2019 в
г. Красноярске [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://krsk2019. ru/ru/activities/2
37 Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.step-into-the- future.ru/node/199
38 Сайт администрации Красноярска. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http ://www. admkrsk. ru/c itytoday/socialpolicy/projects/Pages/forum. aspx
39 Современная энциклопедия, 2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://enc-dic.com/enc_modern
40 Социология управления [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://socupr.blogspot.ru/2009/ 1 1/blog-post_4433.html
41 Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ozhegov.org
42 Тур (путешествие) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru. wikipedia. org/wiki
43 Федеральная служба статистики по Краснодарскому краю.
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http ://krsdstat. gks. ru/wps/wcm/co nnect/ro sstat_ts/krs dstat/resourc es/2ff524004ae6c 9 cdb7cdf7cd2b 11c90e/TYPH3M.htm
44 Федеральное агентство по туризму (Ростуризм): Министерство
культуры Российской Федерации. Федеральное агентство по туризму. Официальный сайт [Электронный ресурс]- Режим доступа:
http ://www. rus s iato urism.ru/
45 Федеральный закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.internet-law.ru/gosts/gost/51530/
46 Экскурсоводы и гиды-переводчики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://excursovod-ru.hvejoumal.com/91575.html
47 Электронный фонд. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-50681 -20 10
48 Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/anketirovanie
49 Энциклопедия туризма. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/69240
50 Her Majesty's Government [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/22414 8/2901179_OlympicLegacy_acc.pdf