Конституционно-правовые механизмы обеспечения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические и правовые основы суверенитета и территориальной целостности государства 7
§1. Генезис понятий «суверенитет» и «территориальная целостность» 7
§2. Понятие суверенитета и территориальной целостности в нормативно¬правовых актах РФ 16
Глава 2. Механизмы реализации суверенитета и территориальной целостности РФ 46
§1. Внутригосударственные аспекты обеспечения суверенитета и
территориальной целостности РФ 46
§2. Международные аспекты обеспечения суверенитета и территориальной
целостности РФ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Глава 1. Теоретические и правовые основы суверенитета и территориальной целостности государства 7
§1. Генезис понятий «суверенитет» и «территориальная целостность» 7
§2. Понятие суверенитета и территориальной целостности в нормативно¬правовых актах РФ 16
Глава 2. Механизмы реализации суверенитета и территориальной целостности РФ 46
§1. Внутригосударственные аспекты обеспечения суверенитета и
территориальной целостности РФ 46
§2. Международные аспекты обеспечения суверенитета и территориальной
целостности РФ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования обусловлена следующими основными причинами.
Во-первых, на сегодняшний день, в связи с трансформацией политико¬правового устройства мирового порядка и появлением новых глобальных вызовов, многие государства находятся под угрозой потери суверенитета и территориальной целостности. Российская Федерация как страна, занимающая 1/9 поверхности земной сущи и являющаяся одним из влиятельных центров современного мира, не может оставаться в стороне от происходящих изменений и должна предпринимать соответствующие меры по обеспечению национальных интересов.
Во-вторых, Россия за всю свою многовековую историю не раз находилась на грани потери своей государственности, что заставляет задуматься о создании эффективных политико-правовых механизмов защиты суверенитета и территориальной целостности. Существенную роль в этом вопросе сыграла принятая в 1993 году Конституции РФ, которая предусмотрела определённые гарантии по обеспечению принципов суверенитета и территориальной целостности и заложила фундамент для иных правовых актов в этой области.
В-третьих, сформировавшаяся российская модель федеративных отношений сохраняет все еще немало вызовов для государственного суверенитета и целостности страны, большинство из которых связаны с наследием 1990-ых годов, необходимостью совершенствования нормативно¬правовой базы, регулирующей отношения между центральной властью и субъектами Федерации.
С учетом отмеченных обстоятельств весьма интересно проанализировать конституционно-правовые основы и механизмы обеспечения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Степень научной разработанности проблемы. В диссертационном исследовании использована научная литература отечественных и зарубежных авторов. Для изучения и понимания природы понятий «суверенитет» «территориальная целостность» были использованы труды зарубежных классиков политико-правовой мысли Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Г.В. Гегеля, Ж.Ж. Руссо, К. Шмитта. Особо стоит выделить работы Ж. Бодена «Шесть книг о государстве» и Г. Еллинека «Общее учение о государстве». Отечественной литература представлена в диссертационном исследовании работами С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, А.Л. Бредихина, А.А. Кокшина, С.Н. Бабурина, И.Д. Левина, М.Н. Марченко и др.
В работе также использовались кандидатские и докторские диссертационные исследования Ю.И. Белевиной и Д.В. Шумкова, посвящённые вопросам государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Наряду с этим использовались материалы электронных ресурсов: сайты Президента РФ, Правительства РФ, Российского совета по международным делам (РСМД), журналов «Новая правовая культура», «Право и жизнь» и других специализированные изданий высших учебных заведений.
Правовую основу данной работы составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, международные документы, а также постановления и определения Конституционного Суда РФ.
Изучение указанной литературы, нормативно-правовых актов, судебной практики, связанных с исследуемой темой, позволило в достаточной мере раскрыть конституционно-правовое закрепление суверенитета и территориальной целостности РФ, определить механизмы реализации и предложить решения некоторых существующих проблем.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются конституционно-правовые отношения, связанные с обеспечением и защитой суверенитет и целостности России. Предметом является научные исследования по проблемам определения суверенитета и территориальной целостности государства, конституционно-правовое законодательство РФ и общепризнанные нормы и принципы международного права в сфере обеспечения суверенитета территориальной целостности.
Цели и задачи исследования. Целью магистерской диссертации является комплексное изучение теоритических и правовых аспектов суверенитета и территориальной целостности, исследование их текущего закрепления во внутригосударственных и международных актах, а также определение институциональных механизмов по их защите в Российской Федерации. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть понятия суверенитета и территориальной целостности государства, проследить их трансформацию за долгий период, с рассмотрением позиций зарубежных и отечественных специалистов;
• провести работу с официальными документами, закрепляющими реализацию суверенитета и территориальной целостности России и их защиту;
• определить органы государственной власти РФ, государственные органы РФ и правовые механизмы по обеспечению суверенитета и территориальной целостности как внутри страны, так и за её пределами;
• выявить существующие угрозы суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации.
Методологическую основу Диссертационной работы составили современные методы научного познания, включая как общенаучные, так и специальные. Среди общенаучных методов использовался анализ, индукция, синтез и др. Специальными методами являлись исторический, сравнительно¬правовой, структурно-функциональный, системный и др. Использование этих методов позволило довольно подробно исследовать цели и задачи, поставленные в диссертации.
Магистерская диссертация включает в себя введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, список использованных источников, включающий 86 источников.
Глава 1 состоит из двух параграфов и посвящена рассмотрению исторических этапов развития понятий «суверенитет» и «территориальная целостность» и их раскрытию в российском законодательстве.
Глава 2 состоит из двух параграфов, в которых уделено внимание механизмам реализации суверенитета и территориальной целостности органами государственной власти РФ внутри страны и на международной арене.
Основные результаты исследования формулируются в заключении.
Во-первых, на сегодняшний день, в связи с трансформацией политико¬правового устройства мирового порядка и появлением новых глобальных вызовов, многие государства находятся под угрозой потери суверенитета и территориальной целостности. Российская Федерация как страна, занимающая 1/9 поверхности земной сущи и являющаяся одним из влиятельных центров современного мира, не может оставаться в стороне от происходящих изменений и должна предпринимать соответствующие меры по обеспечению национальных интересов.
Во-вторых, Россия за всю свою многовековую историю не раз находилась на грани потери своей государственности, что заставляет задуматься о создании эффективных политико-правовых механизмов защиты суверенитета и территориальной целостности. Существенную роль в этом вопросе сыграла принятая в 1993 году Конституции РФ, которая предусмотрела определённые гарантии по обеспечению принципов суверенитета и территориальной целостности и заложила фундамент для иных правовых актов в этой области.
В-третьих, сформировавшаяся российская модель федеративных отношений сохраняет все еще немало вызовов для государственного суверенитета и целостности страны, большинство из которых связаны с наследием 1990-ых годов, необходимостью совершенствования нормативно¬правовой базы, регулирующей отношения между центральной властью и субъектами Федерации.
С учетом отмеченных обстоятельств весьма интересно проанализировать конституционно-правовые основы и механизмы обеспечения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Степень научной разработанности проблемы. В диссертационном исследовании использована научная литература отечественных и зарубежных авторов. Для изучения и понимания природы понятий «суверенитет» «территориальная целостность» были использованы труды зарубежных классиков политико-правовой мысли Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Г.В. Гегеля, Ж.Ж. Руссо, К. Шмитта. Особо стоит выделить работы Ж. Бодена «Шесть книг о государстве» и Г. Еллинека «Общее учение о государстве». Отечественной литература представлена в диссертационном исследовании работами С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, А.Л. Бредихина, А.А. Кокшина, С.Н. Бабурина, И.Д. Левина, М.Н. Марченко и др.
В работе также использовались кандидатские и докторские диссертационные исследования Ю.И. Белевиной и Д.В. Шумкова, посвящённые вопросам государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Наряду с этим использовались материалы электронных ресурсов: сайты Президента РФ, Правительства РФ, Российского совета по международным делам (РСМД), журналов «Новая правовая культура», «Право и жизнь» и других специализированные изданий высших учебных заведений.
Правовую основу данной работы составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, международные документы, а также постановления и определения Конституционного Суда РФ.
Изучение указанной литературы, нормативно-правовых актов, судебной практики, связанных с исследуемой темой, позволило в достаточной мере раскрыть конституционно-правовое закрепление суверенитета и территориальной целостности РФ, определить механизмы реализации и предложить решения некоторых существующих проблем.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются конституционно-правовые отношения, связанные с обеспечением и защитой суверенитет и целостности России. Предметом является научные исследования по проблемам определения суверенитета и территориальной целостности государства, конституционно-правовое законодательство РФ и общепризнанные нормы и принципы международного права в сфере обеспечения суверенитета территориальной целостности.
Цели и задачи исследования. Целью магистерской диссертации является комплексное изучение теоритических и правовых аспектов суверенитета и территориальной целостности, исследование их текущего закрепления во внутригосударственных и международных актах, а также определение институциональных механизмов по их защите в Российской Федерации. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть понятия суверенитета и территориальной целостности государства, проследить их трансформацию за долгий период, с рассмотрением позиций зарубежных и отечественных специалистов;
• провести работу с официальными документами, закрепляющими реализацию суверенитета и территориальной целостности России и их защиту;
• определить органы государственной власти РФ, государственные органы РФ и правовые механизмы по обеспечению суверенитета и территориальной целостности как внутри страны, так и за её пределами;
• выявить существующие угрозы суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации.
Методологическую основу Диссертационной работы составили современные методы научного познания, включая как общенаучные, так и специальные. Среди общенаучных методов использовался анализ, индукция, синтез и др. Специальными методами являлись исторический, сравнительно¬правовой, структурно-функциональный, системный и др. Использование этих методов позволило довольно подробно исследовать цели и задачи, поставленные в диссертации.
Магистерская диссертация включает в себя введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, список использованных источников, включающий 86 источников.
Глава 1 состоит из двух параграфов и посвящена рассмотрению исторических этапов развития понятий «суверенитет» и «территориальная целостность» и их раскрытию в российском законодательстве.
Глава 2 состоит из двух параграфов, в которых уделено внимание механизмам реализации суверенитета и территориальной целостности органами государственной власти РФ внутри страны и на международной арене.
Основные результаты исследования формулируются в заключении.
Целью магистерской диссертации являлось изучение теоритических и правовых аспектов суверенитета и территориальной целостности РФ, исследование их текущего закрепления во внутригосударственных и международных актах, а также определение институциональных механизмов и средств по их защите.
В результате проведенных исследований было установлено, что вопросы целостности и единства государства были осмыслены еще выдающимися древнегреческими, китайскими и индийскими философами. Систематичное научно-теоретическое осмысление, эти понятия получили лишь в Новое Время и в эпоху Просвещения. Под целостностью государства многие западноевропейские мыслители эпохи Просвещения подразумевали наличие органической политической власти, которое способствовало бы внутреннему единению. Русские государственные и общественные деятели XVIII-XIX века в своих трудах отмечали важность генетического начало государственного строительство (традиций, устоев, религии) и выделяли ключевую роль сильной и единой власти в удержании огромной территории страны. Современные российские правоведы также уделяют пристальное внимание проблематике территориальной целостности и предлагают большое количество трактовок этого термина. Наиболее полно раскрывающим содержание понятия является следующая дефиниция: территориальная целостность государства - это принцип, согласно которому любое государство имеет право обеспечивать защиту территории в пределах своих международно-признанных границ, а также противодействовать внешним и внутренним угрозам, направленным на их изменение.
Далее в работе был изучен другой важный признак государства - суверенитет. Было определено, что понятие суверенитета возникло в Средние века, и было связано с именем французского политика и ученого Жана Бодена, который дал классическое определение суверенитета как неограниченной и незыблемой власти монарха в государстве. После Вестфальского мирного договора (1648 г.), в межгосударственных отношениях был зафиксирован «принцип национального суверенитета». Идея национального суверенитета предполагала наличие у государств ряда признаков, в том числе территории с постоянно проживающим на нем населением, законного управления народом, признания со стороны других государств. Немецкий юрист Георг Еллинек, занимавшийся разработкой понятия суверенитета, полагал, что государственный суверенитет проявляется в том, что внутри страны всё организовывается на собственных законах. Также многими европейскими политическими мыслителями рассматривались вопросы об источнике суверенитета. Одни полагали, что источником суверенитета является монарх, который обеспечивает безопасность государства и права граждан. Другие, напротив, считали, что народ является носителем суверенитет, заключая общественный договор с конкретным правителем. Отечественные юристы также активно развивали идеи суверенитета. Многие из них склонялись к тому, что суверенитет-это характеристика государства, выражающаяся в верховенстве на своей территории и независимости в международных делах. Некоторые теоретики права выделяли «внутренний и внешний суверенитет» , под которыми понимали власть государства над всеми субъектами права в пределах своей территории и способность государства выступать полноправным субъектом международного права, независимо выстраивать свою внешнюю политику, отстаивать территориальную целостность и суверенитет, а также распространять юрисдикцию за пределами своей территории (экстерриториальность). Советский государствовед И.Д. Левин выделил ряд признаков, которыми должно обладать суверенное государство : наличие единой системы высших органов власти, концентрация в руках государства властных инструментов принуждения и независимость государственной власти от внешнего вмешательства и влияния. Важнейшим свойством суверенитета выявлено «территориальное верховенство», которое дает право государству в рамках своих полномочий, осуществлять власть на своей территории.
В связи с возрастающей ролью экономики и информационных технологий в обеспечении безопасности и суверенитета государств, в работе даны определения экономическому и информационному суверенитету. Под экономическим суверенитетом подразумевается независимость государства в выработке экономической повестки дня, защита национальной экономики от влияния со стороны международных акторов и осуществлении самостоятельной внешнеэкономической политики. Информационный суверенитет - это возможность государства самостоятельно вырабатывать свою собственную информационную политику и обеспечивать информационную безопасность граждан страны, компаний и органов власти.
Принципы политической независимости и территориальной целостности, ввиду особого значения в обеспечении плодотворного развития государств, закреплены в Уставе ООН. Международное право возводит в императив уважение территориальной целостности и суверенитета.
В Конституции РФ, активно используются термины «суверенитет» и «территориальная целостность». В высшем нормативно-правовом акте зафиксировано, что носителем суверенитета и источником власти в РФ являться ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть через органы государственной власти. Также отмечено, что РФ должна обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории. Согласно Конституции РФ, гарантом суверенитета и территориальной целостности является Президент страны, который формулирует ключевые направления внутренней и внешней политики, национальной безопасности, руководит Вооруженными силами РФ. Кроме того, Президент РФ участвует в переговорах и подписывает международные акты, затрагивающие, в том числе вопросы обеспечения суверенитета и территориальной целостности. К федеральным конституционным законам, в которых присутствуют понятия суверенитета и территориальной целостности относятся ФКЗ «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О референдуме Российской Федерации». Среди федеральных законов РФ также существует множество актов, затрагивающих внутригосударственные аспекты обеспечения суверенитета и территориальной целостности, и в которых используются данные определения. Это ФЗ «Об основах законодательства РФ о культуре», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Воздушный кодекс РФ» и др. Существует также немалое количество Указов Президента РФ, в которых упоминается суверенитет и территориальная целостность. Можно выделить такие указы, как «Об Администрации Президента РФ» и «О Совете Безопасности РФ».
К нормативно-правовым актам внешнеполитического характера, задачей которых являться обеспечение суверенитета и территориальной целостности России, в работе отнесены федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
Федеральными законами с внешнеполитической направленностью являются ФЗ «О Чрезвычайном и Полномочном После РФ в иностранном государстве и Постоянном представителе РФ при международной организации», «О безопасности», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О ратификации Европейской конвенции о выдаче», «Об иностранных инвестициях в РФ» и др. К актам Президента РФ, имеющим внешнеполитические аспекты и затрагивающим суверенитет и территориальную целостность, в исследовании отнесены, указы «О Министерстве иностранных дел РФ», «О концепции внешней политики РФ», «О стратегии национальной безопасности РФ», «О военной доктрине РФ», «О доктрине информационной безопасности РФ» и др. Вопросы суверенитета и территориальной целостности нашли отражение во многих актах изданных Правительством Российской Федерации. Это Постановления Правительства РФ «О подписании Договора о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом», «О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах РФ» и др.
Государственный суверенитет России реализуется через деятельность исполнительно-распорядительных и судебных органов власти.
На внутригосударственном уровне наибольшую угрозу для российской государственности в 1990-ые годы представляли сепаратистские тенденции, антиконституционные положения в основных законах (Конституциях, Уставах) ряда субъектов РФ, а также вопросы объединения и изменения границ субъектов Федерации. Благодаря деятельности Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ и других органов власти удалось сохранить целостность страны, обеспечить правовую определённость в содержании правовых норм субъектов Федерации и привести в порядок существовавшую асимметрию субъектов Федерации. В частности, Президентом РФ были предприняты решительные меры для предотвращения сецессии и наведения конституционного порядка в Чеченской Республике. Федеральным Собранием РФ принимаются законы, имеющие фундаментальное значение для упорядочения государственной системы страны, кроме того, Федеральное Собрание РФ одобряет объединение и изменение границ субъектов Федерации. Правительство РФ реализует принимаемые Законодательным органом законы и указы Президентом РФ в области обеспечения суверенитета и территориальной целостности России. Конституционный Суд РФ разрешает вопросы соответствия тех или иных актов Конституции РФ. Конституционным судом РФ неоднократно были признаны не конституционными положения ряда договоров о разграничении предметов ведения, конституций и уставов субъектов РФ, в которых затрагивались вопросы суверенитета.
Во второй главе были предложены меры внутригосударственного характера, способствующие развитию субъектов РФ и децентрализации некоторых полномочий между регионами и федеральным центром, что, в конечном счете, должно укрепить суверенитет и целостность страны.
Предлагается развивать политическую систему страны (сменяемость власти, прозрачные выборы) и способствовать защите прав различных национальностей Российской Федерации. Также необходимо повысить роль субъектов РФ и обеспечить расширение бюджетного федерализма, через справедливое распределение налоговых и неналоговых поступлений федерального бюджета между субъектами РФ. Нужно внести изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ с целью сохранения значимой части доходов в регионах. Это можно воплотить в жизнь путем законодательного закрепления достаточных источников доходов для субъектов РФ и для федерального бюджета. Следует наделить субъекты РФ большими полномочиями в вопросе выстраивания международных и внешнеэкономических связей. Для развития российского федерализма и совершенствования сотрудничества на межгосударственном уровне, нужно принять следующие мер:
1. внести изменения в ст.79 Конституции РФ и включить положение о праве субъектов РФ заключать международные акты и участвовать в международных отношениях, через органы государственной власти субъектов РФ, в пределах, определяемых федеральным законом;
2. добавить в ст. 72 Конституции РФ положение о том, что приграничное сотрудничество является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ;
3. разработать и принять соответствующий ФЗ о приграничном сотрудничестве, в котором разграничивалась бы компетенция между федеральным центром и субъектами Федерации, определялся бы порядок участия субъектов РФ в контактах с приграничными регионами иностранных государств.
Современная международная стратегия Российской Федерации в области обеспечения безопасности, суверенитета и территориальной целостности реализуется на глобальном и региональном направлениях. На глобальном уровне власти РФ прикладывают усилия для борьбы с международным терроризмом, поддержания режима не распространения ядерного оружия и других видов оружия массового поражения и налаживания конструктивного взаимодействия с Соединенными Штатами Америки (Россия и США обладают самым большим количеством ядерного арсенала и средств доставки) по обоюдному сокращению стратегических наступательных вооружений. Для борьбы с международным терроризмом Россия инициирует принятия международных и внутригосударственных актов, созывает заседания на различных международных площадках, применяет Вооруженные силы. В вопросе поддержания режима не распространения ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, Россия подтверждает свою приверженность существующим международным соглашениям в этой области (по нераспространению, запрещению испытаний ядерного оружия, мирному использованию атомной энергии), а также способствует недопущению военного разрешения конфликтов вокруг ядерной программы Исламской Республики Иран и КНДР. Проводятся многосторонние и двусторонние переговоры с участием представителей этих стран, на которых предлагаются альтернативные вариант развития военной и энергетической безопасности данных государств. В военном взаимоотношении России с США, РФ последовательно вступает за укрепление международной безопасности и делает ставку на обоюдное сокращение стратегических наступательных вооружений во благо безопасности обеих стран.
На региональном уровне власти РФ стремятся обеспечить сохранение собственного суверенитета и территориальной целостности, а также своих союзников, путем создания пространства единой не делимой безопасности, укрепления системы коллективной безопасности, разрешения существующих территориальных проблем, участия в миротворческой и посреднической деятельности в региональных конфликтах. Россия участвует во множестве региональных соглашениях и организациях обеспечивающих безопасность в европейском и постсоветском регионе. В 2008 году Президент РФ выступил с
инициативой заключения всеобъемлющего договора о коллективной безопасности в евроатлантическом регионе. В случаи реализации этой идеи могло бы образоваться единое пространство безопасности «от Ванкувера до Владивостока», которое избавило бы Россию и другие участвующие государства от многих вызовов в сфере обеспечения суверенитета и целостности. Система коллективной безопасности реализуется в рамках ОДКБ, где между государствами заключается целый спектр соглашений различной направленности о размещении военной инфраструктуры, о совместных миротворческих силах и многом другом. У РФ как у многих государства существуют не разрешенные территориальные проблемы, что является угрозой для суверенитета и территориальной целостности. Наиболее острыми проблемами остаются споры вокруг Курильских островов и полуострова Крыма. Власти РФ предпринимают меры дипломатического и военного характера для разрешения конфликтов с максимальным учетом интересов государства. Существующие территориальные конфликты у границ России несут большую опасность, они могут втянуть РФ в локальную войну или же нарушить безопасность страны. Вследствие чего, Россия активно поводит посредническую деятельность в приднестровском, нагорно-карабахском и украинском конфликтах. А в 2008 году Россия была вынуждена проводить операцию по принуждению Грузии к миру, когда грузинские власти решились на военное разрешение территориальной проблемы с Южной Осетией и Абхазией, в результате чего погибли российские миротворцы.
В целом нужно сказать, что многие меры проводимые руководством РФ способствуют обеспечению и укреплению суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
В результате проведенных исследований было установлено, что вопросы целостности и единства государства были осмыслены еще выдающимися древнегреческими, китайскими и индийскими философами. Систематичное научно-теоретическое осмысление, эти понятия получили лишь в Новое Время и в эпоху Просвещения. Под целостностью государства многие западноевропейские мыслители эпохи Просвещения подразумевали наличие органической политической власти, которое способствовало бы внутреннему единению. Русские государственные и общественные деятели XVIII-XIX века в своих трудах отмечали важность генетического начало государственного строительство (традиций, устоев, религии) и выделяли ключевую роль сильной и единой власти в удержании огромной территории страны. Современные российские правоведы также уделяют пристальное внимание проблематике территориальной целостности и предлагают большое количество трактовок этого термина. Наиболее полно раскрывающим содержание понятия является следующая дефиниция: территориальная целостность государства - это принцип, согласно которому любое государство имеет право обеспечивать защиту территории в пределах своих международно-признанных границ, а также противодействовать внешним и внутренним угрозам, направленным на их изменение.
Далее в работе был изучен другой важный признак государства - суверенитет. Было определено, что понятие суверенитета возникло в Средние века, и было связано с именем французского политика и ученого Жана Бодена, который дал классическое определение суверенитета как неограниченной и незыблемой власти монарха в государстве. После Вестфальского мирного договора (1648 г.), в межгосударственных отношениях был зафиксирован «принцип национального суверенитета». Идея национального суверенитета предполагала наличие у государств ряда признаков, в том числе территории с постоянно проживающим на нем населением, законного управления народом, признания со стороны других государств. Немецкий юрист Георг Еллинек, занимавшийся разработкой понятия суверенитета, полагал, что государственный суверенитет проявляется в том, что внутри страны всё организовывается на собственных законах. Также многими европейскими политическими мыслителями рассматривались вопросы об источнике суверенитета. Одни полагали, что источником суверенитета является монарх, который обеспечивает безопасность государства и права граждан. Другие, напротив, считали, что народ является носителем суверенитет, заключая общественный договор с конкретным правителем. Отечественные юристы также активно развивали идеи суверенитета. Многие из них склонялись к тому, что суверенитет-это характеристика государства, выражающаяся в верховенстве на своей территории и независимости в международных делах. Некоторые теоретики права выделяли «внутренний и внешний суверенитет» , под которыми понимали власть государства над всеми субъектами права в пределах своей территории и способность государства выступать полноправным субъектом международного права, независимо выстраивать свою внешнюю политику, отстаивать территориальную целостность и суверенитет, а также распространять юрисдикцию за пределами своей территории (экстерриториальность). Советский государствовед И.Д. Левин выделил ряд признаков, которыми должно обладать суверенное государство : наличие единой системы высших органов власти, концентрация в руках государства властных инструментов принуждения и независимость государственной власти от внешнего вмешательства и влияния. Важнейшим свойством суверенитета выявлено «территориальное верховенство», которое дает право государству в рамках своих полномочий, осуществлять власть на своей территории.
В связи с возрастающей ролью экономики и информационных технологий в обеспечении безопасности и суверенитета государств, в работе даны определения экономическому и информационному суверенитету. Под экономическим суверенитетом подразумевается независимость государства в выработке экономической повестки дня, защита национальной экономики от влияния со стороны международных акторов и осуществлении самостоятельной внешнеэкономической политики. Информационный суверенитет - это возможность государства самостоятельно вырабатывать свою собственную информационную политику и обеспечивать информационную безопасность граждан страны, компаний и органов власти.
Принципы политической независимости и территориальной целостности, ввиду особого значения в обеспечении плодотворного развития государств, закреплены в Уставе ООН. Международное право возводит в императив уважение территориальной целостности и суверенитета.
В Конституции РФ, активно используются термины «суверенитет» и «территориальная целостность». В высшем нормативно-правовом акте зафиксировано, что носителем суверенитета и источником власти в РФ являться ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть через органы государственной власти. Также отмечено, что РФ должна обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории. Согласно Конституции РФ, гарантом суверенитета и территориальной целостности является Президент страны, который формулирует ключевые направления внутренней и внешней политики, национальной безопасности, руководит Вооруженными силами РФ. Кроме того, Президент РФ участвует в переговорах и подписывает международные акты, затрагивающие, в том числе вопросы обеспечения суверенитета и территориальной целостности. К федеральным конституционным законам, в которых присутствуют понятия суверенитета и территориальной целостности относятся ФКЗ «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О референдуме Российской Федерации». Среди федеральных законов РФ также существует множество актов, затрагивающих внутригосударственные аспекты обеспечения суверенитета и территориальной целостности, и в которых используются данные определения. Это ФЗ «Об основах законодательства РФ о культуре», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Воздушный кодекс РФ» и др. Существует также немалое количество Указов Президента РФ, в которых упоминается суверенитет и территориальная целостность. Можно выделить такие указы, как «Об Администрации Президента РФ» и «О Совете Безопасности РФ».
К нормативно-правовым актам внешнеполитического характера, задачей которых являться обеспечение суверенитета и территориальной целостности России, в работе отнесены федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
Федеральными законами с внешнеполитической направленностью являются ФЗ «О Чрезвычайном и Полномочном После РФ в иностранном государстве и Постоянном представителе РФ при международной организации», «О безопасности», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О ратификации Европейской конвенции о выдаче», «Об иностранных инвестициях в РФ» и др. К актам Президента РФ, имеющим внешнеполитические аспекты и затрагивающим суверенитет и территориальную целостность, в исследовании отнесены, указы «О Министерстве иностранных дел РФ», «О концепции внешней политики РФ», «О стратегии национальной безопасности РФ», «О военной доктрине РФ», «О доктрине информационной безопасности РФ» и др. Вопросы суверенитета и территориальной целостности нашли отражение во многих актах изданных Правительством Российской Федерации. Это Постановления Правительства РФ «О подписании Договора о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом», «О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах РФ» и др.
Государственный суверенитет России реализуется через деятельность исполнительно-распорядительных и судебных органов власти.
На внутригосударственном уровне наибольшую угрозу для российской государственности в 1990-ые годы представляли сепаратистские тенденции, антиконституционные положения в основных законах (Конституциях, Уставах) ряда субъектов РФ, а также вопросы объединения и изменения границ субъектов Федерации. Благодаря деятельности Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ и других органов власти удалось сохранить целостность страны, обеспечить правовую определённость в содержании правовых норм субъектов Федерации и привести в порядок существовавшую асимметрию субъектов Федерации. В частности, Президентом РФ были предприняты решительные меры для предотвращения сецессии и наведения конституционного порядка в Чеченской Республике. Федеральным Собранием РФ принимаются законы, имеющие фундаментальное значение для упорядочения государственной системы страны, кроме того, Федеральное Собрание РФ одобряет объединение и изменение границ субъектов Федерации. Правительство РФ реализует принимаемые Законодательным органом законы и указы Президентом РФ в области обеспечения суверенитета и территориальной целостности России. Конституционный Суд РФ разрешает вопросы соответствия тех или иных актов Конституции РФ. Конституционным судом РФ неоднократно были признаны не конституционными положения ряда договоров о разграничении предметов ведения, конституций и уставов субъектов РФ, в которых затрагивались вопросы суверенитета.
Во второй главе были предложены меры внутригосударственного характера, способствующие развитию субъектов РФ и децентрализации некоторых полномочий между регионами и федеральным центром, что, в конечном счете, должно укрепить суверенитет и целостность страны.
Предлагается развивать политическую систему страны (сменяемость власти, прозрачные выборы) и способствовать защите прав различных национальностей Российской Федерации. Также необходимо повысить роль субъектов РФ и обеспечить расширение бюджетного федерализма, через справедливое распределение налоговых и неналоговых поступлений федерального бюджета между субъектами РФ. Нужно внести изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ с целью сохранения значимой части доходов в регионах. Это можно воплотить в жизнь путем законодательного закрепления достаточных источников доходов для субъектов РФ и для федерального бюджета. Следует наделить субъекты РФ большими полномочиями в вопросе выстраивания международных и внешнеэкономических связей. Для развития российского федерализма и совершенствования сотрудничества на межгосударственном уровне, нужно принять следующие мер:
1. внести изменения в ст.79 Конституции РФ и включить положение о праве субъектов РФ заключать международные акты и участвовать в международных отношениях, через органы государственной власти субъектов РФ, в пределах, определяемых федеральным законом;
2. добавить в ст. 72 Конституции РФ положение о том, что приграничное сотрудничество является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ;
3. разработать и принять соответствующий ФЗ о приграничном сотрудничестве, в котором разграничивалась бы компетенция между федеральным центром и субъектами Федерации, определялся бы порядок участия субъектов РФ в контактах с приграничными регионами иностранных государств.
Современная международная стратегия Российской Федерации в области обеспечения безопасности, суверенитета и территориальной целостности реализуется на глобальном и региональном направлениях. На глобальном уровне власти РФ прикладывают усилия для борьбы с международным терроризмом, поддержания режима не распространения ядерного оружия и других видов оружия массового поражения и налаживания конструктивного взаимодействия с Соединенными Штатами Америки (Россия и США обладают самым большим количеством ядерного арсенала и средств доставки) по обоюдному сокращению стратегических наступательных вооружений. Для борьбы с международным терроризмом Россия инициирует принятия международных и внутригосударственных актов, созывает заседания на различных международных площадках, применяет Вооруженные силы. В вопросе поддержания режима не распространения ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, Россия подтверждает свою приверженность существующим международным соглашениям в этой области (по нераспространению, запрещению испытаний ядерного оружия, мирному использованию атомной энергии), а также способствует недопущению военного разрешения конфликтов вокруг ядерной программы Исламской Республики Иран и КНДР. Проводятся многосторонние и двусторонние переговоры с участием представителей этих стран, на которых предлагаются альтернативные вариант развития военной и энергетической безопасности данных государств. В военном взаимоотношении России с США, РФ последовательно вступает за укрепление международной безопасности и делает ставку на обоюдное сокращение стратегических наступательных вооружений во благо безопасности обеих стран.
На региональном уровне власти РФ стремятся обеспечить сохранение собственного суверенитета и территориальной целостности, а также своих союзников, путем создания пространства единой не делимой безопасности, укрепления системы коллективной безопасности, разрешения существующих территориальных проблем, участия в миротворческой и посреднической деятельности в региональных конфликтах. Россия участвует во множестве региональных соглашениях и организациях обеспечивающих безопасность в европейском и постсоветском регионе. В 2008 году Президент РФ выступил с
инициативой заключения всеобъемлющего договора о коллективной безопасности в евроатлантическом регионе. В случаи реализации этой идеи могло бы образоваться единое пространство безопасности «от Ванкувера до Владивостока», которое избавило бы Россию и другие участвующие государства от многих вызовов в сфере обеспечения суверенитета и целостности. Система коллективной безопасности реализуется в рамках ОДКБ, где между государствами заключается целый спектр соглашений различной направленности о размещении военной инфраструктуры, о совместных миротворческих силах и многом другом. У РФ как у многих государства существуют не разрешенные территориальные проблемы, что является угрозой для суверенитета и территориальной целостности. Наиболее острыми проблемами остаются споры вокруг Курильских островов и полуострова Крыма. Власти РФ предпринимают меры дипломатического и военного характера для разрешения конфликтов с максимальным учетом интересов государства. Существующие территориальные конфликты у границ России несут большую опасность, они могут втянуть РФ в локальную войну или же нарушить безопасность страны. Вследствие чего, Россия активно поводит посредническую деятельность в приднестровском, нагорно-карабахском и украинском конфликтах. А в 2008 году Россия была вынуждена проводить операцию по принуждению Грузии к миру, когда грузинские власти решились на военное разрешение территориальной проблемы с Южной Осетией и Абхазией, в результате чего погибли российские миротворцы.
В целом нужно сказать, что многие меры проводимые руководством РФ способствуют обеспечению и укреплению суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Защита государственного суверенитета Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовое регулирование обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Институт федерального вмешательства: проблема конституционно-
правовой ответственности в федеративных отношениях
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовой статус Кабардино-Балкарской Республики
как субъекта Российской Федерации
(федеральные стандарты и республиканское регулирование).
Диссертация , конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЦИПА ЕДИНСТВА
Диссертация , административное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Проблемы конституционно-правового статуса субъектов федераций: опыт России и зарубежных стран
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы правового регулирования военной безопасности
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022



