ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические и правовые основы суверенитета и территориальной целостности государства 7
§1. Генезис понятий «суверенитет» и «территориальная целостность» 7
§2. Понятие суверенитета и территориальной целостности в нормативно¬правовых актах РФ 16
Глава 2. Механизмы реализации суверенитета и территориальной целостности РФ 46
§1. Внутригосударственные аспекты обеспечения суверенитета и
территориальной целостности РФ 46
§2. Международные аспекты обеспечения суверенитета и территориальной
целостности РФ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования обусловлена следующими основными причинами.
Во-первых, на сегодняшний день, в связи с трансформацией политико¬правового устройства мирового порядка и появлением новых глобальных вызовов, многие государства находятся под угрозой потери суверенитета и территориальной целостности. Российская Федерация как страна, занимающая 1/9 поверхности земной сущи и являющаяся одним из влиятельных центров современного мира, не может оставаться в стороне от происходящих изменений и должна предпринимать соответствующие меры по обеспечению национальных интересов.
Во-вторых, Россия за всю свою многовековую историю не раз находилась на грани потери своей государственности, что заставляет задуматься о создании эффективных политико-правовых механизмов защиты суверенитета и территориальной целостности. Существенную роль в этом вопросе сыграла принятая в 1993 году Конституции РФ, которая предусмотрела определённые гарантии по обеспечению принципов суверенитета и территориальной целостности и заложила фундамент для иных правовых актов в этой области.
В-третьих, сформировавшаяся российская модель федеративных отношений сохраняет все еще немало вызовов для государственного суверенитета и целостности страны, большинство из которых связаны с наследием 1990-ых годов, необходимостью совершенствования нормативно¬правовой базы, регулирующей отношения между центральной властью и субъектами Федерации.
С учетом отмеченных обстоятельств весьма интересно проанализировать конституционно-правовые основы и механизмы обеспечения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Степень научной разработанности проблемы. В диссертационном исследовании использована научная литература отечественных и зарубежных авторов. Для изучения и понимания природы понятий «суверенитет» «территориальная целостность» были использованы труды зарубежных классиков политико-правовой мысли Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Г.В. Гегеля, Ж.Ж. Руссо, К. Шмитта. Особо стоит выделить работы Ж. Бодена «Шесть книг о государстве» и Г. Еллинека «Общее учение о государстве». Отечественной литература представлена в диссертационном исследовании работами С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, А.Л. Бредихина, А.А. Кокшина, С.Н. Бабурина, И.Д. Левина, М.Н. Марченко и др.
В работе также использовались кандидатские и докторские диссертационные исследования Ю.И. Белевиной и Д.В. Шумкова, посвящённые вопросам государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Наряду с этим использовались материалы электронных ресурсов: сайты Президента РФ, Правительства РФ, Российского совета по международным делам (РСМД), журналов «Новая правовая культура», «Право и жизнь» и других специализированные изданий высших учебных заведений.
Правовую основу данной работы составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, международные документы, а также постановления и определения Конституционного Суда РФ.
Изучение указанной литературы, нормативно-правовых актов, судебной практики, связанных с исследуемой темой, позволило в достаточной мере раскрыть конституционно-правовое закрепление суверенитета и территориальной целостности РФ, определить механизмы реализации и предложить решения некоторых существующих проблем.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются конституционно-правовые отношения, связанные с обеспечением и защитой суверенитет и целостности России. Предметом является научные исследования по проблемам определения суверенитета и территориальной целостности государства, конституционно-правовое законодательство РФ и общепризнанные нормы и принципы международного права в сфере обеспечения суверенитета территориальной целостности.
Цели и задачи исследования. Целью магистерской диссертации является комплексное изучение теоритических и правовых аспектов суверенитета и территориальной целостности, исследование их текущего закрепления во внутригосударственных и международных актах, а также определение институциональных механизмов по их защите в Российской Федерации. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть понятия суверенитета и территориальной целостности государства, проследить их трансформацию за долгий период, с рассмотрением позиций зарубежных и отечественных специалистов;
• провести работу с официальными документами, закрепляющими реализацию суверенитета и территориальной целостности России и их защиту;
• определить органы государственной власти РФ, государственные органы РФ и правовые механизмы по обеспечению суверенитета и территориальной целостности как внутри страны, так и за её пределами;
• выявить существующие угрозы суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации.
Методологическую основу Диссертационной работы составили современные методы научного познания, включая как общенаучные, так и специальные. Среди общенаучных методов использовался анализ, индукция, синтез и др. Специальными методами являлись исторический, сравнительно¬правовой, структурно-функциональный, системный и др. Использование этих методов позволило довольно подробно исследовать цели и задачи, поставленные в диссертации.
Магистерская диссертация включает в себя введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, список использованных источников, включающий 86 источников.
Глава 1 состоит из двух параграфов и посвящена рассмотрению исторических этапов развития понятий «суверенитет» и «территориальная целостность» и их раскрытию в российском законодательстве.
Глава 2 состоит из двух параграфов, в которых уделено внимание механизмам реализации суверенитета и территориальной целостности органами государственной власти РФ внутри страны и на международной арене.
Основные результаты исследования формулируются в заключении.
Целью магистерской диссертации являлось изучение теоритических и правовых аспектов суверенитета и территориальной целостности РФ, исследование их текущего закрепления во внутригосударственных и международных актах, а также определение институциональных механизмов и средств по их защите.
В результате проведенных исследований было установлено, что вопросы целостности и единства государства были осмыслены еще выдающимися древнегреческими, китайскими и индийскими философами. Систематичное научно-теоретическое осмысление, эти понятия получили лишь в Новое Время и в эпоху Просвещения. Под целостностью государства многие западноевропейские мыслители эпохи Просвещения подразумевали наличие органической политической власти, которое способствовало бы внутреннему единению. Русские государственные и общественные деятели XVIII-XIX века в своих трудах отмечали важность генетического начало государственного строительство (традиций, устоев, религии) и выделяли ключевую роль сильной и единой власти в удержании огромной территории страны. Современные российские правоведы также уделяют пристальное внимание проблематике территориальной целостности и предлагают большое количество трактовок этого термина. Наиболее полно раскрывающим содержание понятия является следующая дефиниция: территориальная целостность государства - это принцип, согласно которому любое государство имеет право обеспечивать защиту территории в пределах своих международно-признанных границ, а также противодействовать внешним и внутренним угрозам, направленным на их изменение.
Далее в работе был изучен другой важный признак государства - суверенитет. Было определено, что понятие суверенитета возникло в Средние века, и было связано с именем французского политика и ученого Жана Бодена, который дал классическое определение суверенитета как неограниченной и незыблемой власти монарха в государстве. После Вестфальского мирного договора (1648 г.), в межгосударственных отношениях был зафиксирован «принцип национального суверенитета». Идея национального суверенитета предполагала наличие у государств ряда признаков, в том числе территории с постоянно проживающим на нем населением, законного управления народом, признания со стороны других государств. Немецкий юрист Георг Еллинек, занимавшийся разработкой понятия суверенитета, полагал, что государственный суверенитет проявляется в том, что внутри страны всё организовывается на собственных законах. Также многими европейскими политическими мыслителями рассматривались вопросы об источнике суверенитета. Одни полагали, что источником суверенитета является монарх, который обеспечивает безопасность государства и права граждан. Другие, напротив, считали, что народ является носителем суверенитет, заключая общественный договор с конкретным правителем. Отечественные юристы также активно развивали идеи суверенитета. Многие из них склонялись к тому, что суверенитет-это характеристика государства, выражающаяся в верховенстве на своей территории и независимости в международных делах. Некоторые теоретики права выделяли «внутренний и внешний суверенитет» , под которыми понимали власть государства над всеми субъектами права в пределах своей территории и способность государства выступать полноправным субъектом международного права, независимо выстраивать свою внешнюю политику, отстаивать территориальную целостность и суверенитет, а также распространять юрисдикцию за пределами своей территории (экстерриториальность). Советский государствовед И.Д. Левин выделил ряд признаков, которыми должно обладать суверенное государство : наличие единой системы высших органов власти, концентрация в руках государства властных инструментов принуждения и независимость государственной власти от внешнего вмешательства и влияния. Важнейшим свойством суверенитета выявлено «территориальное верховенство», которое дает право государству в рамках своих полномочий, осуществлять власть на своей территории.
В связи с возрастающей ролью экономики и информационных технологий в обеспечении безопасности и суверенитета государств, в работе даны определения экономическому и информационному суверенитету. Под экономическим суверенитетом подразумевается независимость государства в выработке экономической повестки дня, защита национальной экономики от влияния со стороны международных акторов и осуществлении самостоятельной внешнеэкономической политики. Информационный суверенитет - это возможность государства самостоятельно вырабатывать свою собственную информационную политику и обеспечивать информационную безопасность граждан страны, компаний и органов власти.
Принципы политической независимости и территориальной целостности, ввиду особого значения в обеспечении плодотворного развития государств, закреплены в Уставе ООН. Международное право возводит в императив уважение территориальной целостности и суверенитета.
В Конституции РФ, активно используются термины «суверенитет» и «территориальная целостность». В высшем нормативно-правовом акте зафиксировано, что носителем суверенитета и источником власти в РФ являться ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть через органы государственной власти. Также отмечено, что РФ должна обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории. Согласно Конституции РФ, гарантом суверенитета и территориальной целостности является Президент страны, который формулирует ключевые направления внутренней и внешней политики, национальной безопасности, руководит Вооруженными силами РФ. Кроме того, Президент РФ участвует в переговорах и подписывает международные акты, затрагивающие, в том числе вопросы обеспечения суверенитета и территориальной целостности. К федеральным конституционным законам, в которых присутствуют понятия суверенитета и территориальной целостности относятся ФКЗ «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О референдуме Российской Федерации». Среди федеральных законов РФ также существует множество актов, затрагивающих внутригосударственные аспекты обеспечения суверенитета и территориальной целостности, и в которых используются данные определения. Это ФЗ «Об основах законодательства РФ о культуре», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Воздушный кодекс РФ» и др. Существует также немалое количество Указов Президента РФ, в которых упоминается суверенитет и территориальная целостность. Можно выделить такие указы, как «Об Администрации Президента РФ» и «О Совете Безопасности РФ».
К нормативно-правовым актам внешнеполитического характера, задачей которых являться обеспечение суверенитета и территориальной целостности России, в работе отнесены федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
Федеральными законами с внешнеполитической направленностью являются ФЗ «О Чрезвычайном и Полномочном После РФ в иностранном государстве и Постоянном представителе РФ при международной организации», «О безопасности», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О ратификации Европейской конвенции о выдаче», «Об иностранных инвестициях в РФ» и др. К актам Президента РФ, имеющим внешнеполитические аспекты и затрагивающим суверенитет и территориальную целостность, в исследовании отнесены, указы «О Министерстве иностранных дел РФ», «О концепции внешней политики РФ», «О стратегии национальной безопасности РФ», «О военной доктрине РФ», «О доктрине информационной безопасности РФ» и др. Вопросы суверенитета и территориальной целостности нашли отражение во многих актах изданных Правительством Российской Федерации. Это Постановления Правительства РФ «О подписании Договора о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом», «О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах РФ» и др.
Государственный суверенитет России реализуется через деятельность исполнительно-распорядительных и судебных органов власти.
На внутригосударственном уровне наибольшую угрозу для российской государственности в 1990-ые годы представляли сепаратистские тенденции, антиконституционные положения в основных законах (Конституциях, Уставах) ряда субъектов РФ, а также вопросы объединения и изменения границ субъектов Федерации. Благодаря деятельности Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ и других органов власти удалось сохранить целостность страны, обеспечить правовую определённость в содержании правовых норм субъектов Федерации и привести в порядок существовавшую асимметрию субъектов Федерации. В частности, Президентом РФ были предприняты решительные меры для предотвращения сецессии и наведения конституционного порядка в Чеченской Республике. Федеральным Собранием РФ принимаются законы, имеющие фундаментальное значение для упорядочения государственной системы страны, кроме того, Федеральное Собрание РФ одобряет объединение и изменение границ субъектов Федерации. Правительство РФ реализует принимаемые Законодательным органом законы и указы Президентом РФ в области обеспечения суверенитета и территориальной целостности России. Конституционный Суд РФ разрешает вопросы соответствия тех или иных актов Конституции РФ. Конституционным судом РФ неоднократно были признаны не конституционными положения ряда договоров о разграничении предметов ведения, конституций и уставов субъектов РФ, в которых затрагивались вопросы суверенитета.
Во второй главе были предложены меры внутригосударственного характера, способствующие развитию субъектов РФ и децентрализации некоторых полномочий между регионами и федеральным центром, что, в конечном счете, должно укрепить суверенитет и целостность страны.
Предлагается развивать политическую систему страны (сменяемость власти, прозрачные выборы) и способствовать защите прав различных национальностей Российской Федерации. Также необходимо повысить роль субъектов РФ и обеспечить расширение бюджетного федерализма, через справедливое распределение налоговых и неналоговых поступлений федерального бюджета между субъектами РФ. Нужно внести изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ с целью сохранения значимой части доходов в регионах. Это можно воплотить в жизнь путем законодательного закрепления достаточных источников доходов для субъектов РФ и для федерального бюджета. Следует наделить субъекты РФ большими полномочиями в вопросе выстраивания международных и внешнеэкономических связей. Для развития российского федерализма и совершенствования сотрудничества на межгосударственном уровне, нужно принять следующие мер:
1. внести изменения в ст.79 Конституции РФ и включить положение о праве субъектов РФ заключать международные акты и участвовать в международных отношениях, через органы государственной власти субъектов РФ, в пределах, определяемых федеральным законом;
2. добавить в ст. 72 Конституции РФ положение о том, что приграничное сотрудничество является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ;
3. разработать и принять соответствующий ФЗ о приграничном сотрудничестве, в котором разграничивалась бы компетенция между федеральным центром и субъектами Федерации, определялся бы порядок участия субъектов РФ в контактах с приграничными регионами иностранных государств.
Современная международная стратегия Российской Федерации в области обеспечения безопасности, суверенитета и территориальной целостности реализуется на глобальном и региональном направлениях. На глобальном уровне власти РФ прикладывают усилия для борьбы с международным терроризмом, поддержания режима не распространения ядерного оружия и других видов оружия массового поражения и налаживания конструктивного взаимодействия с Соединенными Штатами Америки (Россия и США обладают самым большим количеством ядерного арсенала и средств доставки) по обоюдному сокращению стратегических наступательных вооружений. Для борьбы с международным терроризмом Россия инициирует принятия международных и внутригосударственных актов, созывает заседания на различных международных площадках, применяет Вооруженные силы. В вопросе поддержания режима не распространения ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, Россия подтверждает свою приверженность существующим международным соглашениям в этой области (по нераспространению, запрещению испытаний ядерного оружия, мирному использованию атомной энергии), а также способствует недопущению военного разрешения конфликтов вокруг ядерной программы Исламской Республики Иран и КНДР. Проводятся многосторонние и двусторонние переговоры с участием представителей этих стран, на которых предлагаются альтернативные вариант развития военной и энергетической безопасности данных государств. В военном взаимоотношении России с США, РФ последовательно вступает за укрепление международной безопасности и делает ставку на обоюдное сокращение стратегических наступательных вооружений во благо безопасности обеих стран.
На региональном уровне власти РФ стремятся обеспечить сохранение собственного суверенитета и территориальной целостности, а также своих союзников, путем создания пространства единой не делимой безопасности, укрепления системы коллективной безопасности, разрешения существующих территориальных проблем, участия в миротворческой и посреднической деятельности в региональных конфликтах. Россия участвует во множестве региональных соглашениях и организациях обеспечивающих безопасность в европейском и постсоветском регионе. В 2008 году Президент РФ выступил с
инициативой заключения всеобъемлющего договора о коллективной безопасности в евроатлантическом регионе. В случаи реализации этой идеи могло бы образоваться единое пространство безопасности «от Ванкувера до Владивостока», которое избавило бы Россию и другие участвующие государства от многих вызовов в сфере обеспечения суверенитета и целостности. Система коллективной безопасности реализуется в рамках ОДКБ, где между государствами заключается целый спектр соглашений различной направленности о размещении военной инфраструктуры, о совместных миротворческих силах и многом другом. У РФ как у многих государства существуют не разрешенные территориальные проблемы, что является угрозой для суверенитета и территориальной целостности. Наиболее острыми проблемами остаются споры вокруг Курильских островов и полуострова Крыма. Власти РФ предпринимают меры дипломатического и военного характера для разрешения конфликтов с максимальным учетом интересов государства. Существующие территориальные конфликты у границ России несут большую опасность, они могут втянуть РФ в локальную войну или же нарушить безопасность страны. Вследствие чего, Россия активно поводит посредническую деятельность в приднестровском, нагорно-карабахском и украинском конфликтах. А в 2008 году Россия была вынуждена проводить операцию по принуждению Грузии к миру, когда грузинские власти решились на военное разрешение территориальной проблемы с Южной Осетией и Абхазией, в результате чего погибли российские миротворцы.
В целом нужно сказать, что многие меры проводимые руководством РФ способствуют обеспечению и укреплению суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства РФ. 4.08.2014. №31. С.4398.
2. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) // Парламентская газета от 20 декабря 2001 г. N 238-239.
3. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ // Российская газета от 19 октября 2005 г. N 234.
4. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года // Собрание законодательства РФ. 1.12.1997. N 48. С.5493.
5. О ратификации Соглашения о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс]: федеральный закон от 26.05.2003. № 57-ФКЗ // Российская газета от 31 мая 2003 г. N 57.
6. О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ // Российская газета. - 1999.- 30 июня.
7. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. - 1999.- С.5005.
8. О законодательной инициативе по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О внесении дополнений в статью 67 Конституции Российской Федерации»: Постановление Сахалинской Областной Думы от 29. 06 2001 года N 2/11/298-3.
Акты судебных органов
9. По делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года, Закона Республики Татарстан от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Татарстан», Закона Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года «О референдуме Республики Татарстан», постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21февраля 1992 г. «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан: Постановление Конституционного Суда РФ от 13.03. 1992 года № 3-П // Ведомости СНД и ВС РФ. 26.03.92. № 13. Ст. 671.
10. По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края: Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 г. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996 г. №1.
11. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06. 2000 г. // СЗ РФ. 2000 г.. № 25. Ст. 2728.
12. По запросу Парламента Республики Северная Осетия - Алания о проверке соответствия Конституции Российской Федерации положений статей 3 и 6 Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов»: Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 г. №365-0 // Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации. 2006 г., №2.
13.О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01 2002 г. N 33-СФ // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 февраля 2002 г. N 7 ст. 635.
14. Об утверждении изменения границы между Ивановской и Нижегородской областями: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 03.02 1994 г. N 38-I СФ // Вестник Совета Федерации от 16 февраля 1994 г. №1.
Специальная литература
15. Бартерский М.В. Договор о Европейской безопасности: импульс к развитию отношений России и Европы / М.В. Бартерский, С.В. Кортунов М.: 2011.- 176 с.
16. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие / М.В. Баглай, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтин. - Москва.: НОРМА, 2004.- 832 с.
17. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие / М.В. Баглай.- Москва.: НОРМА, 2007.- 781 с.
18. Блищенков В.И. Кризисы и конфликты на постсоветском пространстве / И.В. Блищенков, М.М. Солнцев.- М: Изд-во ЗАО «АСПЕТ ПРЕСС»,2014.- 304 с.
19. Боден Жан. Шесть книг о государстве//Антология мировой политической мысли: книга / Жан Боден. - М.: 1999.-695 с.
20 . Бредихин А.Л. Суверенитет как политико-правовой феномен: монография / А.Л. Бредихин. - Москва.: Инфра-М, 2011. - 121 с.
21. Додонов В.Н. Большой юридический словарь: книга / В.Н. Додонов. - Москва.: Инфра-М, 2001. - 623 с.
22. Кокошин А.А. Реальный суверенитет в современной мирополитической систем: учебное пособие / А.А. Кокошин.-Москва.: Европа, 2006.- 67 с.
23. Левин И.Д. Суверенитет: учебник / И.Д. Левин. - Москва.: Академия наук СССР, 1948.- 376 с.
24. Марченко М. Н. История политических и правовых учений: учебное пособие / М.Н. Марченко, И.Ф. Мачин. - Москва.: Высшее образование, 2005. - 495 с.
25. Профирьев А.И. Национальный суверенитет в правовой природе российского федерализма: монография / А.И. Профирьев.- Москва.: Книгодел, 2009.- 296 с.
26. Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России / К.Э. Сорокин. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1996.-168 с.
27.Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами: монография / С.Н. Чернов. - СПБ.: Юридический центр Пресс, 2004. - 559 с.
Диссертации
28. Белевина Ю.И. Конституционные основы обеспечения единства Российской Федерации и её территориальной целостности: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.02 / Белевина Юлия Игоревна - Москва, 2002.-165 с.
29. Шумков Д.В. Социально-правовые основания государственного
суверенитета Российской Федерации: Историко-теоретический анализ: диссертация д-ра юридических наук: 12.00.01 / Шумков Дмитрий Владимирович - Санкт-Петербург, 2002.- 339 с.
Статьи из журналов
30. Ваничкин С.В. Чем опасно «Исламское государство» для России / С.В. Ваничкин // Научные ведомости Белгородского государственного университета.- №36. 2015.- С. 166-170.
31. Мамаев Р.Б. Гарантии конституционного статуса республики как субъекта Российской Федерации. Формы участия в реализации функций федеральной государственной власти / Р.Б. Мамаев // Новая правовая культура.- 2002. -№11-12.- С. 32-39.
32. Маргиев А. В. О праве выхода республик из состава Российской Федерации / А.В. Маргиев // Вестник Адыгейского государственного университета. - №2. 2005.- С. 132-137.
33. Михалева Н.А. Эволюция и перспективы нового российского федерализма /
Н.А. Михалева // Право и жизнь.- 994. - №6. - 16 с.
34. Ткаченко Б.И. Международно-правовые проблемы передачи Южно¬Курильских островов Японии / Б.И. Ткаченко // Журнал Таможенная политика на Дальнем Востоке.- №2. 2016.- С. 11-20.
35. Тышта Е.В. Исторический опыт конституционного строительства в Республике Тыва (1990-2000-е гг.) / Е.В. Тышта // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - №7. - 230 с.
36. Уранян А.А. Роль России в международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом / А.А. Уранян // Вестник Российского университета дружбы народов.- №3. 2016.- С. 43-51.
Электронные ресурсы
37. Балашов С.А. Проблемы международно-правового статуса Крыма [Электронный ресурс] / С.А. Балашов // Режим доступа: http://rusrand.ru/actuals/problemy-mejdunarodno-pravovogo-statusa-kryma.
38. Воронцов. А.В. Ядерные проблемы Северной Кореи и Ирана сегодня [Электронный ресурс] / А.В. Воронцов // Режим доступа:http://oko-planet. su/politik/politiklist/140351 -yadernye-problemy-severnoy-korei-i-irana-segodnya.html.
39. Гущин. А.В. Россия и Украина: коридор возможностей / А.В. Гущин [Электронный_ресурс]_//_Режим_доступа:http://russiancouncil.ru/inner/?id_4 =4811#top.
40. Лата. В.Ф. Договор СНВ-3 и система ПРО США: перспективы стратегической стабильности и национальной безопасности России [Электронный ресурс] / В.Ф. Лата // Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=40#top.
41. Иноземцев В.Л. Тихоокеанская судьба России. [Электронный ресурс] / В.Л. Иноземцев // Российский Совет по международным делам. - 2013. Режим доступа:http://russiancouncil.ru/analytics-and- comments/comments/tikhookeanskaya-sudba-rossii/?sphrase_id=92288
42. Новиков М.В. Факторы распада многонационального государства:
внутренние причины и инструмент внешнего влияния. [Электронный ресурс] / М.В. Новиков // Известия Тульского государственного университета.-2015.-№4. Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-raspada-mnogonatsionalnogo-gosudarstva-vnutrennie-prichiny-i-instrumenty-vneshnego-vliyaniya.
43. Топычканов П.В. Перспективы иностранного военного присутствия в Афганистан. [Электронный ресурс] / П.В. Топчканов // Российский Совет по международным делам.- 2015. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/perspektivy- inostrannogo-voennogo-prisutstviya-v-afganistane/?sphrase_id=128482.
44. Хорошева А.С. [Электронный ресурс] / А.С. Хорошева // Режим доступа:http://r.donnu.ru/jspш/bitstream/123456789/980/1/11%20%20Ek%207-
2010. pdf.
45.Чернов С.Н. Георг Еллинек о свойствах государственной власти и современные взгляды на суверенитет. [Электронный ресурс] / С.Н. Чернов // Вестник Российского университета дружбы народов.- 2004. -№2.-http://cyberleninka.ru/article/n/georg-ellinek-o-svoystvah gosudarstvennoy- vlasti-i-sovremennye-vzglyady-na-suverenitet.
46. Шиканова Е.Г. Территориальная целостность и суверенитет как основные объекты обеспечения национальной безопасности. Российской Федерации в Современный период. [Электронный ресурс] / Е.Г. Шиканова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.-2014-№3-2.- Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/territorialnaya-tselostnost-i-suverenitet-kak-osnovnye-obekty-obespecheniya natsionalnoy-bezopasnosti-rossiyskoy- federatsii-v.
47. Военная доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ
Президента РФ от 30.12 2014 №Пр-2976. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: http://base.garant.ru/70830556/.
Морская доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 26.07. 2015. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: http://base.garant.ru/71487106/.
48. Воздушный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 19.03.1997 №60-ФЗ ред. от 06.07. 2016 №374-ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201185& fld=134&dst=1000000001,0&md=0.12906951846900827#0.
49. Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 11.07.2004 №865 ред. от
28.12.2016. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: http://base.garant.ru/12136105/.
50. Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 09.05.2011 в ред. от 25.07.2014. //
Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: http ://base. garant.ru/55171261/#text.
51. Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 11.08. 2003 ред. от 07.12.2016. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: http://base.garant.ru/12132066/.
52. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
[Электронный ресурс]: федеральный закон от 14.11.2002 №138-ФЗ ред. от
19.12.2016. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим досту|1а:1111р:/Лулу.со1Ш|11а111.П|/со1Шсд1/о11Нпе.сдп'ес] doc&base LAW&n 2 00079&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.3503954334606474#0.
53. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федеральный закон от 30.12.2001 №195 -ФЗ ред. от 28.12. 2016. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 210056&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.1157346308643763#0.
54.О безопасности [Электронный ресурс]:федеральный закон от 28.12.2010 №390-ФЗ в ред. от 05.10.2015. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: http://base.garant.ru/12181538/.
55. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 31.07.1998 №155-ФЗ ред. от 03.07.2016. / Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа:
http ://ivo. garant.ru/#/document/12112602/paragraph/53282:2.
56.Об иностранных инвестициях в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 09.07.1999 №160-ФЗ ред. от 05.05.2014. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12116250/paragraph/14951:4.
57. Об обороне [Электронный ресурс]: федеральный закон от 31.05.1996 №61- ФЗ_ред.от_03.07.2016.//Справочная_правовая_система«КонсультантПлюс».
.Режим_gостуnа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=L AW&n=203369&fld=134&dst=1000000001,0&md=0.7971470065009216#0.
58. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 06.10.1999 №184 - ФЗ ред. от 28.12.2016 №465-ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».Режим_доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online .cgi?req=doc&base=LAW&n=201031&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.397 62765573826186#0.
59.Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ [Электронный ресурс]: федеральный закон от 06.10.2003 №131 -ФЗ ред. от 28.12.2016. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: http://base.garant.ru/186367/.
60.Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]:федеральный закон от 05.02. 2007 №13-ФЗ ред. от 03.07.2016 №361-ФЗ. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: http://base.garant.ru/12151853/.
61. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс]: федеральный закон от 08.12. 2003 №164-ФЗ ред. от 13.07.2015. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12133486/paragraph/26727:1.
62.О подписании Договора о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 15.03. 1999 №288. // Справочная правовая система«ГАРАНТ».Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224/.
63. О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о принципах сотрудничества между администрациями (правительствами) субъектов Российской Федерации и областными администрациями Республики Армения [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 12.02.2001 №101. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: http://base.garant.ru/1155563/.
64.О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно - морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление
Правительства РФ от 02.10.1999 № 1102. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: http://base.garant.ru/12117086/#text.
65.О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о российской авиационной базе на территории Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 07.09. 2015 №945. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/71179718/paragraph/1: 1.
66.О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 20.11.2014 №1225. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: http://base.garant.ru/70804038/.
67.О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней [Электронный ресурс]: федеральный закон от 25.10.1999 №190-ФЗ. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа:
http ://ivo. garant.ru/#/document/12117215 /paragraph/ 38:0.
68.О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 01.10.2008 №164-ФЗ. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902140948.
69. О ратификации Соглашения о сотрудничестве в сфере предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море [Электронный ресурс]: федеральный закон от 28.12. 2016 №484-ФЗ. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа:
http://ivo.garant.ru/#/document/71578900/paragraph/1:6.
70. О референдуме Российской Федерации [Электронный ресурс]:
федеральный конституционный закон от 28.06.2004. №5-ФКЗ (в ред. Федерального конституционного закона от 06.04.2015 №2-ФКЗ) //
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=177645& fld=134&dst=100001,0&rnd=0.09108553677165099#0.
71. О военном положении [Электронный ресурс]: федеральный
конституционный закон от 30.01.2002. № 1-ФКЗ (в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 № 2-ФКЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=160088& fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.19620400168321628#0.
72. О государственной границе Российской Федерации [Электронный ресурс]:
закон РФ от 01. 04.1993 № 4730-I в ред. от 03.07.2016. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа:
http://base.garant.ru/10103372/.
73. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами
[Электронный ресурс]: федеральный закон от 07.05.2013 №79-ФЗ ред. от
28.12.2016. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: http://base.garant.ru/70372954/.
74.Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224/.
75.Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224/.
76.Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 06.04.2004 №490 ред. от 25.08. 2016. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа:http://base.garant.ru/186912/.
77.Основы законодательства Российской Федерации о культуре [Электронный ресурс]: федеральный закон от 09.10.1992 утв. ВС РФ № 3612-1 ред. от 28.11.2015. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». -
Режим_доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=L AW&n=181702&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.051716849042894975#0.
78. О статусе военнослужащих [Электронный ресурс]: федеральный закон от
27.05. 1998 №76-ФЗ ред. от 22.11.2016 №394-ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgireq=doc&base=LAW&n=203456&f ld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.37016237212311665#0.
79. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 31.12.2015 №683. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа: http://base.garant.ru/71296054/.
80. О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период 2030 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629//.
81. О чрезвычайном положении [Электронный ресурс]: федеральный
конституционный закон от 30.05.2001. № 3-ФКЗ (в ред. Федерального конституционного закона от 03.07.2016 № 6-ФКЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200610& fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.04828426227514582#0.
82. О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в
иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 23.06.2016 №186-
ФЗ.//Справочная_правовая_система«Г АРАНТ ».Режим_доступа±йр://Ао. ga rant.ru/#/document/71428034/paragraph/14.
83. О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества
иностранного государства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 03.11.2015 №297-ФЗ. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа:
http ://ivo. garant.ru/#/document/71237734/paragraph/1:2.
84. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 08.09.2014. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142561/.
85. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 13.06.1996 №63-ФЗ ред. от 19.12.2016. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgireq=doc&base=LAW&n=209092&f ld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.13786413434182987#0.
86. Устав Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]: от 26.06.1945 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». -
Режим_доступа_http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121087#0.