Введение 5
1. Аналитический обзор исследований о тувинской идентичности и
камнерезном искусстве 9
1.1. Аналитический обзор литературы по теме изучения этнической
тувинской идентичности 9
1.2. Аналитический обзор литературы о тувинском камнерезном искусстве,
его и истории технологии 18
2. Характеристика современного камнерезного искусства Тувы 34
2.1. Анализ творчества современных тувинских мастеров -камнерезов 34
2.2. Анализ творчества мастера-камнереза Владимира Шомбуловича
Салчака 41
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Актуальность исследования
Сегодня камнерезное искусство Тувы распространено и за пределами республики, но мировым признанием не обладает. В данном направлении камнерезы представляют национальную этническую идентичность, выполняя произведения в уже устоявшихся традициях. Они свободны в выборе исполнения скульптуры, демонстрируя декоративные возможности резьбы по камню. С развитием камнерезного искусства появляются новые направления, которые характеризуют тувинскую культуру.
Не смотря на то, что сформировала сь школа камнерезов, пока что данный вид промысла Тувы недостаточно освящено в научной литературе, поскольку ему посвящены только лишь небольшие статьи.
Степень изученности
Камнерезное искусство - это изображение разных фигурок из мягкого податливого камня - агальматолита, тувинцы называют его «чонар-даш» - камень который можно резать. Уровень мастерства камнерезов то и дело растет, но широкое распространение камнерезное искусство Тувы еще не получило и остается малоизвестным а многим и вовсе незнакомым. Существуют различные сюжеты изображения скульптур мелкой пластики:
• Автобиографические портреты - изображение известных деятелей, поэтов, кочевников;
• Анималистические - изображение животных;
• Прикладное искусство - изображение различных предметов быта, шахмат, юрт.
Литературы, полностью посвященной ей, а есть лишь небольшие статьи. В них рассматриваются различные свойства камнерезного искусства.
В разных источниках авторы описывают материал, технику, основные сюжеты камнерезного искусства Тувы.
Об обработке камня и технологической особенности говорит Ухин
С.В. в своей работе «Художественная обработка камня». О самом камне, его свойстве и особенности, разнообразных цветах и где его добывают, сообщает Червонная С.М Манай-оол М.Х и Радлов В.В. говорят об истории возникновения камнерезного искусства Тувы, археологический раскопках и первых писанин на скалах.
Об устоявшихся традиционных изображений скульптур мелкой пластики сообщают Чамзы Э.Т., Кыргыс Н.В., Иргит А.К.
В статьях Кенин-Лопсана М.Б., Чадамба Л.М., Монгал С. рассматриваются мастера-камнерезы, которые своим творчеством установили традиции, которым следуют мастера-камнерезы в настоящее время.
Про историю камнерезного искусства говорят Качан И. Кисилев,
С.В.
Чамзы Э. Т. в своей статье «тувинские шахматы в тувинском искусстве малых форм» описывает национальный традиционный жанр изображения фигурок. Кроме всего прочего Вайнштейн С.И. рассматривает и орнаментику тувинского народа. Наиболее распространенными считаются зигзаг, косая сетка, треугольники, треугольники с вписанными меньшими треугольниками, спирали, парные перекрещивающие ромбы, мотив клетчатого переплетения - буддийский символ. На фигурках животных в основном используются роговидные узоры. Украшают как статуэтки, так и предметы быта.
Объектом исследования является камнерезное искусство в Республике Тува.
Предмет исследования
Камнерезное искусство в качестве инструмента в формировании этнической идентичности в республике Тува.
Целью является - определение специфики камнерезного искусства Республики Тува в контексте процессов, формирующих тувинскую этническую идентичность.
Методология. При проведении исследования использовались общенаучные методы исследования: анализ, классификация, семантический анализ. Семантический анализ - это последовательное действие для понимания текста. Изучение информации с точки зрения смыслового содержания ее отдельных элементов, нахождения способов соответствия.
Апробация. Данное исследование может быть использовано как дополнительная информация о камнерезном искусстве Тувы.
Задачи исследования
1. Провести аналитический обзор литературы по теме изучения этнической тувинской идентичности.
2. Провести аналитический обзор литературы о тувинском камнерезном искусстве, его истории и технологии.
3. Описать творчество современных мастеров камнерезного искусства Тувы;
4. Провести анализ творчества современного мастера-камнереза.
Гипотеза. Результат исследования предполагает выявление особенностей камнерезного искусства в Республике Тува.
Теоретическая и практическая значимость.
Данное исследование может быть полезно в качестве дополнительного знания о камнерезном искусстве Республики Тува.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа включает два главы, в каждой из которой два параграфа, заключение, приложения и список литературы.
Целью данного исследования было определение специфики камнерезного искусства Тувы в контексте процессов этнической идентичности.
Для достижения цели были выполнены следующие задачи: определены технологии, сюжет, тематика камнерезного искусства Тувы, проведен анализ творчества современных камнерезов. Камнерезное искусство существовало еще в эпоху неолита, но признание получила лишь после присоединения Тувы к России в 1944 году. До этого камнерезное искусство было лишь на уровне бытового, мастера делали произведения сами для себя и для своих родных. Существуют устоявшиеся традиции, такие как изображение животных, и лишь со временем новое поколение мастеров привносят новую тематику и изображают не только животных, но и различные предметы и быт тувинцев. Исследование показало, что камнерезное искусство имеет связь с этнической идентичностью. Был проведен анализ, который показал, что тувинцы весьма религиозны и сохраняют свои традиции. Так проведя анализ современного мастера камнерезного искусства - Владимира Салчака, были выявлены новые направления в камнерезном искусстве. Несмотря на новшества, он так же сохраняет устоявшиеся традиции. Изображение животных главная составляющая, но помимо них он создают и быт народа создавая их национальное жилище - «юрту», которую украшает и выполняет по собственному замыслу пустотелых форм.
Таким образом, анализ камнерезного искусства позвонил исследовать особенности технологии, сюжета и тематики. Показывая, тем самым, индивидуальность мастеров и их трепетное отношение к традициям.
1. Адрианов, Б. В. Исторические взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций в свете концепции о хозяйственно-культурных типах / Б. В. Адрианов // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. 1989. С.8-21.
2. Айдаркулов, К. К вопросу об изображениях «звериного стиля» на одежде и украшениях в эпосе «Семетей»//Проблемы скифо-сибирского культурно-исторического единства: тезисы конференции. 1979. С. 150¬155.
3. Айыжы Е.В., Монгуш К.М. Окунеские «солярные символы» в народном творчестве хакасского и тувинского народов//Концепт. 2015. №1 С.1-5.
4. Анайбан 3. В., Балакина Г. Ф. Динамика межэтнических отношений и этнических стереотипов в Республике Тыва // Социологические исследования. 2015. № 8. С. 93-99
5. Аннинский Л. Песнь Тувы // Родина. - № 7, 2014.- С. 104
6. Ануфьева Н.М Люди центра Азии. // Центр Азии. 2011. С. 8-32.
7. Артаманов, М.Н. Происхождение скифского искусства // СА. 1968. №4 С. 45-46.
8. Бердяев Н.А. Азиатская и европейская душа М., 1918. С 56-61.
9. Биче-оол, С. М. Об изучении современного быта тувинцев /С. М.Биче- оол // Ученые записки. ТНИИЯЛИ. 1971. №15 С. 123 - 124.
10. Бокту-Кириш, Бора-Шээлей: Тыва улустнун маадырлыг
тоолу(Тувинский героический эпос)//ТНИИЯЛИ: Кызыл: ТывНУЧ, 1969. - 224 с.
11. Вайнштейн И. С. История народного искусства Тувы. - М.: ACT, 2007 - 224с.
12. Вайнштейн С. И. Прикладное искусство тувинцев // Ученые записки. ТНИИЯЛИ. - 1964. № 11. С. 257-277.
13. Веденин А.М., Осипов К. И. Коренные малочисленные народы в пространстве сакральной географии этнических территорий (на примере шорцев и тувинцев-тоджинцев)// Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Биологические, технические науки и науки о Земле. 2017. №4 С.22-25.
14. Волков, В.В. Оленные камни Монголии. - Улан-Батор.: АН МНР, 1981. - 253с.
15. Грач, А.Д. Древние кочевники в центре Азии. - М.: Наука, 1980. - 256с.
16. Грач, А.Д. Древнетюркские изваяния Тувы: по материалам исследования 1953 - 1960гг. - М.: ACT, 1960. - 146с.
17. Грач, А. Д. Могильник Саглы-Бажы и вопросы археологии Тувы скифского времени // СА. 1967. № 3 С. 215-233.
18. Губогло, М. Н. Идентификация идентичности. М., Наука, 2003 - 764 с.
19. Гудкова Е. Горловое пение// Творчество народов мира. 2017. № 10 С. 49-55.
20. Дартык-оол А. О Влияние китайской культуру на традиционный быт тувинцев//Новые исследования Тувы. 2012. № 2 С. 95-100.
21. Донгак, В. С. Этническая идентичность тувинцев : автореферат СПБ., 2003
22. Достояние России. Камнерезное искусство Тувы: режим доступа - http://sib100.ru/dostojanie-rossii-kamnereznoe-iskusstvo-tuvy/
23. Иванов, С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник / С.В.Иванов. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963. - 500с.
24. Елизавета Байынды: режим доступа
https://www.tuvaonline.ru/2011/03/29/elizaveta-bavvndv-vtorava- zhenschina-kamnerez-tuvy.html
25. Иргит А. К Дракон и лев в каменной пластике Тувы//Вестник Вятского государственного университета. 2010. №82 С.178-181.
26. Иргит А. К Тувинские шахматы в камнерезном искусстве малых форм// Теория и практика общественного развития. 2012 С.195-197.
27. Каган Ю.О «Каменное художество» на императорских камнерезных фабриках, СПб: Эрмитаж, 2003. - 212с.
28. Кан В. С. Этносоциальный профиль тувинцев//Новые исследования Тувы. 2016. №2 С.52-72.
29. Кара-Сал Б. К., Серен Ш. В., Монгуш Д. С. Получение плотноспеченных керамических изделий с применением полевошпатоцеолитового сырья Тувы // Стекло и керамика. - № 9. - 2015 С. 28-31
30. Карелина Е.К История тувинской музыки новейшего времени (XX- XXI вв.): диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.02 / - М.:
2009. - 369 с.
31. Каррутерс, Д. Неведомая Монголия. Урянхайский край. Петроград, 1914
32. Качан И. Центр Азии: заметки о Туве // Сибирские огни.2014. № 9 С. 120-132.
33. Качан И. Чонар-даш, который никто не видел // Новые исследования
Тувы: режим доступа: www.tuva. asia/news/tuva/7644-chonardash-
kotoryy-nikto-ne-videl. html
34. Камнерезное искусство нашего времени: режим доступа
http://townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st051.shtml
35. Камнерезное искусство: режим доступа - http://stonecarvers.ru
36. Камнерезное искусство Тувы: режим доступа -
https://www.colors.life/post/900705/
37. Кенин-Лопсан М. Б. Волшебник: рассказ о народном камнерезе Монгуше Черзи . - Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1976. - 79с.
38. Кенин-Лопсан, М. Б. Традиционная культура тувинцев //М. Б. Кенин- Лопсан. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006. - 232 с.
39. Кисель В.А. История камнерезного искусства Тувы // Музейные коллекции и научные исследования. МАЭ РАН, 2004. С. 44-56.
40. Кисель В.А Малоизвестный мотив камнерезного искусства Тувы (полевые материалы 2000-2014 гг.)//МАЭ РАН. 2014. №16. С.110-123.
41. Кисель В. А Тувинское искусство мелкой пластики и образ нойона//Новые исследования Тувы. 2014. №1 С.63-74.
42. Корнилова В. И. Камнерезное искусство Западного Урала. - Пермь : Пермское книжное издательство, 1961. - 55с.
43. Котел Саая: режим доступа http ://tuvaculture.ru/354 -personalnaya- vystavka-posvyashhennaya-80-letivu-so-dnva-rozhdeniya-kogela-saava.html
44. Кравченко Е. В. Республика Тыва // Молодые в библиотечном деле.
2015. № 1 С. 6-15.
45. Кривоногов В. П. Современные этнические процессы у тувинцев юга Красноярского края//Новые исследования Тувы. 2017. №1 С.45-57.
46. Курьянова Т.С Сохранение нематериального культурного наследия: опыт национальных республик Южной Сибири//Вестник Томского государственного университета. 2015. №391 С.113-117.
47. Кужугет, А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация: Кемерово. 2006. - 320с.
48. Кужугет, А. К. Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту // Культура тувинцев: традиция и современность / под ред. К. Л. Монгуш. Кызыл. 1988 С. 65-73.
49. Ламажаа Ч. К. Ребенок в тувинской культуре//Новые исследования
Тувы. 2015. №1: режим доступа
https ://www.tuva.asia/j ournal/issue _25/7759 -lamazhaa.html
50. Ламажаа Ч.К. Исследования менталитета тувинцев и тенденция субъективизации гуманитарного знания//Новые исследования Тувы. 2017. №3 С.19-47.
51. Ламажаа Ч.К. Тувинская этничность и социум в этносоциологических и антропологических исследованиях//Новые исследования Тувы. 2016. №2 С.32-45.
52. Лапшин, В.П. Перспективы роста: Десять зональных выставок: Сборник статей «Художник РСФСР». -СПБ, 1967. - С. 114.
53. Мавродина Н.М. Работы камнерезов Колывани в Эрмитаже.-
Ленинград: Государственный Эрмитаж, 1990. - 196с.
54. Мавродина Н.М Искусство екатеринбургских камнерезов, СПБ: Эрмитаж, 2000. - 136с.
55. Мавродина Н.М.Искусство русских камнерезов XVII-XIX веков. Каталог коллекции, СПБ: Эрмитаж, 2007. - 560с.
56. Маннай-оол М. X Тува в скифское время. Наука М., 1970 - 116с.
57. Маннай-оол, М.Х. Итоги археологических исследований ТНИИЯЛИ в 1961г. // Учен. зап. ТНИИЯЛИ. - Вып. X. - 1962. - С. 144-146.
58. Монгал С. Разносторонность художника. (О молодом камнерезе из Самагалтая Б. Дунгур). - «Тувинская правда», 1969.
59. Монгуш Кенин-Лопсан Рассказ о народном камнерезе Монгуше Черзи. - Кызыл.: Тувинское книжное издательство, 1976. - 81с.
60. Монгуш М.В Тофалары и сойоты :историко-этнографический
очерк//Новые исследования Тувы. 2012. №2 С.62-78.
61. Монгуш М.В Тувинцы-тоджинцы: особенности образа
жизни//Российские регионы: взгляд в будущее. 2017. С.67-84.
62.0ндар И. Звенящая нежность танца // Родина. - 2014. - № 7. - С. 78
63. Ооржак А. X Тува - колыбель скифской культуры // Кызыл: Центр Азии. 2011. - С. 5-9.
64. Попков Ю. В., Тюгашев Е. А. Этносоциальные процессы в Сибири: современные реалии и актуальные вопросы этнонациональной политики//Новые исследования Тувы. 2014. №4 С. 136-150.
65. Первая женщина камнерез Тувы - Раиса Аракчаа: режим доступа https://www.tuvaonline.ru/2010/12/11/85-let-so-dnya-rozhdeniya-pervoy- zhenschiny-kamnereza-tuvy-raisy-arakchaa.html
66. Резников, Е. Н., Товуу, Н. О. Этнопсихологические характеристики народа Тувы: теория и практика. М., 2002, 155 С.
67. Родионов А. Время камню заговорить // Спутник. 2010. № 10 С. 150¬
157.
68. Родионов А. Красная книга ремесел. - Барнаул, 1990. -319 с.
69. Савельев Н.Я.Поволжские камнерезы. - Самара, 2006. - 72 с.:
70. Санчы Ч. Семантика танца и символическая пластика в обрядовой системе тувинцев // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. - Т. 10. 2017. № 7 С.15-20.
71. Северина И. Шаманизм от Николая Ооржака // Музыка и время. 2009. № 11 С. 2-3.
72. Семенова, Ф. Тува не Россия? // Информ Плюс от 25 октября, 2006. С 6-10.
73. Сувандии, Н. Д. Тувинская антропонимия : автореферат кандидата философских наук М., 2004
74. Сузукей В. Ю. Таинственные звуки: тувинская музыкальная культура// Родина. - 2014. - № 7. - С. 77
75. Сузукей В. Ю. Тембровая характеристика звука и тувинская музыка // Музыка и время - № 9, 2016 - С. 27-35.
76. Сузукей, В. Ю. Пространство и время в традиционной культуре тувинцев: режим доступа http://www.tuva.asia/journal/issue_1-2/128- space-and-time.html
77. Сузукей, В. Ю. Художественная трансформация звуков природы в фольклоре тувинцев (О звуковом календаре кочевника) // Ученые записки ТИГИ. Выпуск 20. Кызыл. 2004, С. 270-271.
78. Тарбастаева И. С. Алтай и Тува: красавица и дикарка//Новые
исследования Тувы. 2014. №1:режим доступа
https ://www.tuva.asia/j ournal/issue _21/6975 -tarbastaeva.html
79. Троякова Ю. К Союз художников Тувы 1965-1973 годы: к истории образования//Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. №3 С. 53-54.
80. Тувинское искусство мелкой пластики: режим доступа
https://www.tuva.asia/journal/issue 21/6963-kisel.html
81. Ухин С. В. Художественная обработка камня. - М: ACT, 2004 - 46с.
82. Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. - М., 2004. - 371 с.:
83. Филиппова Е. Н Подсобные производства и промыслы: история зарождения и проблемы развития; Министерство сельского хозяйства РФ, ФГОУ ВПО Костромская ГСХА. - Кострома : Костромская ГСХА, 2005. - 133 с.