Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Административная ответственность юридических лиц в сфере природопользования

Работа №22652

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

административное право

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
633
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2 - 5
1. Понятие и особенности административной ответственности
юридических лиц 6 - 13
1.1. Понятие и характерные черты административной
ответственности юридических лиц 14 - 19
1.2. Особенности административной ответственности юридических
лиц 20 - 23
2. Административные правонарушения в сфере
природопользования 24 - 25
2.1. Понятие и виды составов 26 - 31
2.2. Административные наказания за нарушения природоохранного
законодательства 32 - 36
Заключение 37 - 39
Список литературы 40 - 46
Приложения

Правовое регулирование и административная ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования имеют для Российской Федерации первостепенное значение, так как позволяют обеспечить надлежащий порядок и «стимулируют участников данного процесса к ответственному и рациональному использованию природных богатств России» .
Вопросы административной ответственности и административных правонарушений являются одними из самых актуальных в юридической науке.
Наибольший интерес представляет административная ответственность юридических лиц.
Так, например, Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю, изучив статистику привлечённых к административной ответственности лиц, и пришли к выводу, что больше 45 % из тех, кто был привлечён к административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования - это юридические лица .
Законодательство аб административных правонарушениях является очень динамичным, в Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) постоянно вносятся изменения и дополнения, «среди всех видов юридической ответственности именно административная ответственность является одним из самых эффективных инструментов поддержания адекватной и справедливой системы наказаний за совершаемые
3 противоправные деяния» .
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанные с воздействием на природную среду в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ определяются ФЗ от 10.01.2002 г. № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», Водным кодексом РФ от 3.06.2006 г. № 74 - ФЗ, ФЗ от 24.03.1995 г. № 52 - ФЗ «О животном мире» и другими законодательными актами РФ.
Актуальность темы исследования.
Конституцией РФ, а именно статьёй 42 закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 N 18-П «особенности конституционно-правовых отношений между гражданами и государством должны обеспечивать гарантированную стабильность при реализации предусмотренного ст. 42 Конституции права каждого на возмещение ущерба». Таким образом, это выступает механизмом реализации данного положения Конституции РФ.
Необходимо отметит, что законодатель, наряду с гарантиями прав на благоприятную окружающую среду, устанавливает и ответственность за её нарушение, так, например, предусматривается административная и уголовная ответственность. Что является механизмом реализации конституционных положений.
В основу Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы» положена идея охраны окружающей среды и повышение уровня экологической безопасности на территории Российской Федерации, а также создание современной эффективной системы государственного управления в природоохранной сфер, обеспечение долговременного сохранения видового разнообразия в естественной среде обитания с особым вниманием к редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира, и повышение роли гражданского общества в охране окружающей среды.
Цель работы - изучение теоретических и практических аспектов реализации административной ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
- уточнить и описать определение административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, рассмотреть её основания;
- выделить и конкретизировать виды составов административных правонарушений;
- рассмотреть особенности привлечения к административной ответственности за нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования;
- охарактеризовать виды наказаний, применяемых за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования;
- выявить субъектов административной юрисдикции;
- проанализировать особенности производство по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования.
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, административным правонарушением признается
противоправное, виновное действие (бездействие) физического или
юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъектов РФ
об административных правонарушениях устанавливают
административную ответственность.
Перечень административных правонарушений в области охраны
окружающей среды и природопользования предусмотрен гл. 8 КоАП
РФ, их можно разделить на следующие группы:
1) в сфере экологической информации (ст. 8.1, 8.4, 8.5, 8.40);
2) в области охраны земель (ст. 8.6, 8.7, 8.8);
3) в области охраны недр (ст. 8.9, 8.10, 8.11);
4) в области охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21.);
5) в области охраны водных ресурсов (ст. 8.12–8.20.);
6) в области охраны лесов (ст. 8.24– 8.32.);
7) в области охраны животного мира (ст. 8.33–8.38.);
8) в области размещения отходов производства (ст. 8.2, 8.19);
9) в области сельского хозяйства (ст. 8.3);
10) в области транспорта (ст. 8.22, 8.23);
11) в области нарушения режима особо охраняемых территорий (ст.
8.39).
Несмотря на такое большое количество нормативных актов,
регулирующих правонарушения в области охраны окружающей
среды и природопользования, из года в год растет число
экологических правонарушений, что подтверждается
статистическими данными из информационной базы
https://rospravosudie.com/.
Они все больше влияют на жизнь и здоровье людей.
Экологические правонарушения причиняют вред не только38
экономике страны, но и подрывают сами биологические основы
существования человека.
Несовершенство контрольной деятельности по охране
природной среды связано с множеством ведомственных и
межведомственных органов и учреждений, призванных
осуществлять эту деятельность, недостаточно четкой ее правовой
регламентацией, слабым взаимодействием.
В 2004 году была проведена реформа исполнительной власти, в
ходе которой Указом Президента Российской Федерации 9 марта
2004 года «О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти» была создана Федеральная служба по
надзору в сфере экологии и природопользования.
Также, Постановлением Правительства Российской Федерации
№ 161 от 06 апреля 2004 года к числу функций Федеральной службы
по надзору в сфере экологии и природопользования отнесены
вопросы по осуществлению государственного контроля в области
охраны окружающей среды.
Кроме этого, не преодолена существующая традиция, когда
природоохранным проблемам отводилось одно из последних мест.
На протяжении многих лет должным образом не отвечали главные
виновники ухудшения экологической ситуации - промышленные
предприятия. И сейчас, когда существенно ужесточаются меры
ответственности, это не только не находит должного понимания, но
и зачастую встречает сопротивление руководства этих предприятий
и представителей власти.
Также, следует обратить внимание на то, что немалую роль в
защите и охране окружающей среды играют общественные
организации и объединения граждан. Их роль в выявлении,
пресечении и предупреждении экологически вредной деятельности39
достаточно высока. Есть надежда, что результаты их работы
позволят существенно повысить эффективность применяемых мер
дисциплинарной и административной ответственности.


Нормативные правовые акты
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к
Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от
05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ. // СПС «Консультант
Плюс»
Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017). //
СПС «Консультант Плюс».
Водным кодексом РФ от 3.06.2006 г. № 74 - ФЗ (ред. 31.10.2016). //
СПС «Консультант Плюс».
Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г. № 60 - ФЗ (ред. 06.07.2016). //
СПС «Консультант Плюс».
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.04.2017). // СПС «Консультант Плюс»
Федеральный Закон от 10.01.2002 г. № 7 - ФЗ «Об охране
окружающей среде». // СПС «Консультант Плюс».
Федеральный Закон от 24.03.1995 г. № 52 - ФЗ «О животном мире».
// СПС «Консультант Плюс».
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г.
N 326 «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы». //
СПС «Консультант Плюс».
Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях» от
31.12.2014 N 515-ФЗ. // СПС «Консультант Плюс».41
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения». // СПС
«Консультант Плюс».
Судебная практика
Постановлениe Конституционного суда РФ от 17 января 2013 г. № 1
– П "По делу о проверке конституционности положения части 5
статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной
ответственностью "Маслянский хлебоприемный пункт". СПС
«Консультант Плюс».
Постановлением Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О
некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях» с
изменениями и дополнениями от 19 декабря 2013 г. СПС
«Консультант Плюс».
Постановление ФАС Волго – Вятского округа от 13 декабря 2013 по
делу № А11-6026/2012. URL: http://www.kad.arbitr.ru
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П «По
делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1,
14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях в связи с запросом
Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с
ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и
«ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд»,
«Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс»,
закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и
бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики
«Детская городская больница N 3 «Нейрон» Министерства42
здравоохранения Удмуртской Республики». // СПС «Консультант
Плюс».
Научная литература
Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник. / С.С. Алексеев.
М.: Бек. 1993. С. 120.
Анисимов А.П. Понятие и состав экологического правонарушения. /
А.П. Анисимов // Право и государство: теория и практика. 2007г.
№11. С. 83 – 86.
Бахрах Д.Н. Новый Кодекс – новые правовые подходы. /Д.Н.
Бахрах// Стратегия развития РФ в период рыночных реформ:
правовой и экономический аспекты: Материалы научно –
практической конференции. Екатеринбург. 2002. С. 4 – 12.
Бахрах Д.Н. Юридическая ответственность по административному
праву / Д.Н. Бахрах // Административное право и процесс. 2010. №
1. С. 2 - 14.
Бельский К.С. Административная ответственность: генезис,
основные признаки, структура / К.С. Бельский // Государство и
право. 1999. № 12. С. 12 - 18.
Березницкий А.Г. Административная ответственность юридических
лиц: автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук. М. 2003. С 185.
Панов А.Б. Некоторые вопросы административной ответственности
юридических лиц /А.Б. Панов // Государство и право. 2014. № 8. С. 5
– 14.
Боголюбов С.А., Хлуденева Н.И. Комментарий к Федеральному
закону от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» (постатейный)./ С.А. Боголюбов. М.: Юстицинформ, 2016.
340 с.43
Братусь С.Н. Некоторые вопросы учения о субъектах права / С.Н.
Братусь // Советское государство и право. 1949. № 11. С. 78.
Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник./ М.М. Бринчук. М.:
Юристъ, 2013. - 670 с.
Галаган И.А. Административная ответственность в СССР
(государственное и материально – правовое исследование).
Воронеж., 1970. С. 49 – 50.
Дымченко В.И. Административная ответственность организаций:
автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата
юридических наук. – Свердловск, 1983. С. 11.
Дубовик О. Л. Экологическое право. - М.: Юристъ, 2002. - 304 с.
Ермакова Л.А. Экологические правонарушения: Понятие и
разграничения / Л.А. Ермакова. // Экологическое право. 2014. № 4.
С. 8-9.
Кожевников В.В., Коженевский В.Б. Теория государства и права:
учебник. /В.В. Кожевников. М.: Проспект. 2016. С. 56 – 67.
Козлов К. П. КоАП РФ: «Строгая» ответственность юридических
лиц (сравнительно — правовое исследование) / К.П. Козлов //
Человек и закон. 2009. № 4. С. 72 — 79.
Колесниченко Ю.Ю. Некоторые аспекты вины юридических лиц,
привлекаемых к административной ответственности / Ю.Ю.
Колесниченко // Журнал российского права. 2003. № 1. С. 76 — 82.
Кузьмичева Г.А, Попова Л.Л. М. Административное право: учебник.
/Л.Л. Попова. Норма. 2009. 306 с.
Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. /М.Н.
Марченко. М., Зерцало. 1997. 464 с.
Масляев И.А. Рецензия на монографию М.С. Шлютер
«Административная ответственность за правонарушения в области44
недр и недропользования». / И.А. Масляев //Минеральные ресурсы
России.
Экономика и управление// 2015. № 1. С. 87
Морозова Н.А. Административная ответственность юридических
лиц: история, теория, практика./ Н.А. Морозова. Красноярск. 2004
Морозова Н.А. Механизм достижения целей административного
наказания при привлечении к ответственности юридических лиц //
Административная ответственность: Вопросы теории и практики.
Институт государства и права РАН. 2004. С. 234 - 238..
Назаров И.В. Административная ответственность организаций
(юридических лиц) / И.В. Назаров. Нижний Новгород. 2002. 225 с.
Овчарова Е.В. Материально – правовые проблемы
административной ответственности юридических лиц // Государство
и право. 1998. № 7. С. 14 – 19.
Панов А.Б. Некоторые вопросы административной ответственности
юридических лиц //Государство и право. 2014. № 8. С. 5 - 11.
Панов И.В. Ещё раз о двух тенденциях, разрушающих целостность
института административной ответственности // Вестник Высшего
Арбитражного Суда РФ // 2007. № 8. С. 4 — 30.
Петров В.В, Саттарова Н.А. Финансово-правовая ответственность :
учебное пособие / Н.А. Саттарова. Казань: Познание. 2009. 135 с.
Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник. М. Городец.
2003. С. 429.
Пугинский Б.И. Ответственность хозяйственных организаций и их
руководителей //М., 1981. С. 14.
Пугинский Б.И. Применение принципа вины при регулировании
хозяйственной деятельности./ Б.И. Пугинский. Советское
государство и право, 1979. № 10. С. 63 – 70.45
Салищева Н.Г. Проблемные вопросы института административной
ответственности в России // Административная ответственность:
вопросы теории и практики. С. 10 – 16.
Свидская А.С. Подведомственность дел об оспаривании решений о
привлечении к административной ответственности за
правонарушения в области охраны окружающей среды и
природопользования // Аграрное и земельное право. 2014. № 4. С. 79
- 82.
Селезнёв В.А. Спорные вопросы законодательства об
административной ответственности юридических лиц // Журнал
российского права. 2014. № 11. С. 121 – 130.
Серков П.П. Административная ответственность в российском
праве: современные осмысления и новые подходы. М., Норма. 2012.
С. 8 - 13.
Смирнов Н.Н. Особенности применения мер ответственности к
юридическому лицу в публичном праве: проблемы теории и
правоприменительной практики // Юрист. 2014. № 6. С. 20 – 24.
Сорокин В.Д. О двух тенденциях, разрушающих целостность
института административной ответственности // Правоведение.
1999. № 1. С. 15-19.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ