Административная ответственность юридических лиц в сфере природопользования
|
Введение 2 - 5
1. Понятие и особенности административной ответственности
юридических лиц 6 - 13
1.1. Понятие и характерные черты административной
ответственности юридических лиц 14 - 19
1.2. Особенности административной ответственности юридических
лиц 20 - 23
2. Административные правонарушения в сфере
природопользования 24 - 25
2.1. Понятие и виды составов 26 - 31
2.2. Административные наказания за нарушения природоохранного
законодательства 32 - 36
Заключение 37 - 39
Список литературы 40 - 46
Приложения
1. Понятие и особенности административной ответственности
юридических лиц 6 - 13
1.1. Понятие и характерные черты административной
ответственности юридических лиц 14 - 19
1.2. Особенности административной ответственности юридических
лиц 20 - 23
2. Административные правонарушения в сфере
природопользования 24 - 25
2.1. Понятие и виды составов 26 - 31
2.2. Административные наказания за нарушения природоохранного
законодательства 32 - 36
Заключение 37 - 39
Список литературы 40 - 46
Приложения
Правовое регулирование и административная ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования имеют для Российской Федерации первостепенное значение, так как позволяют обеспечить надлежащий порядок и «стимулируют участников данного процесса к ответственному и рациональному использованию природных богатств России» .
Вопросы административной ответственности и административных правонарушений являются одними из самых актуальных в юридической науке.
Наибольший интерес представляет административная ответственность юридических лиц.
Так, например, Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю, изучив статистику привлечённых к административной ответственности лиц, и пришли к выводу, что больше 45 % из тех, кто был привлечён к административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования - это юридические лица .
Законодательство аб административных правонарушениях является очень динамичным, в Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) постоянно вносятся изменения и дополнения, «среди всех видов юридической ответственности именно административная ответственность является одним из самых эффективных инструментов поддержания адекватной и справедливой системы наказаний за совершаемые
3 противоправные деяния» .
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанные с воздействием на природную среду в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ определяются ФЗ от 10.01.2002 г. № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», Водным кодексом РФ от 3.06.2006 г. № 74 - ФЗ, ФЗ от 24.03.1995 г. № 52 - ФЗ «О животном мире» и другими законодательными актами РФ.
Актуальность темы исследования.
Конституцией РФ, а именно статьёй 42 закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 N 18-П «особенности конституционно-правовых отношений между гражданами и государством должны обеспечивать гарантированную стабильность при реализации предусмотренного ст. 42 Конституции права каждого на возмещение ущерба». Таким образом, это выступает механизмом реализации данного положения Конституции РФ.
Необходимо отметит, что законодатель, наряду с гарантиями прав на благоприятную окружающую среду, устанавливает и ответственность за её нарушение, так, например, предусматривается административная и уголовная ответственность. Что является механизмом реализации конституционных положений.
В основу Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы» положена идея охраны окружающей среды и повышение уровня экологической безопасности на территории Российской Федерации, а также создание современной эффективной системы государственного управления в природоохранной сфер, обеспечение долговременного сохранения видового разнообразия в естественной среде обитания с особым вниманием к редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира, и повышение роли гражданского общества в охране окружающей среды.
Цель работы - изучение теоретических и практических аспектов реализации административной ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
- уточнить и описать определение административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, рассмотреть её основания;
- выделить и конкретизировать виды составов административных правонарушений;
- рассмотреть особенности привлечения к административной ответственности за нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования;
- охарактеризовать виды наказаний, применяемых за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования;
- выявить субъектов административной юрисдикции;
- проанализировать особенности производство по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования.
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Вопросы административной ответственности и административных правонарушений являются одними из самых актуальных в юридической науке.
Наибольший интерес представляет административная ответственность юридических лиц.
Так, например, Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю, изучив статистику привлечённых к административной ответственности лиц, и пришли к выводу, что больше 45 % из тех, кто был привлечён к административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования - это юридические лица .
Законодательство аб административных правонарушениях является очень динамичным, в Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) постоянно вносятся изменения и дополнения, «среди всех видов юридической ответственности именно административная ответственность является одним из самых эффективных инструментов поддержания адекватной и справедливой системы наказаний за совершаемые
3 противоправные деяния» .
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанные с воздействием на природную среду в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ определяются ФЗ от 10.01.2002 г. № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», Водным кодексом РФ от 3.06.2006 г. № 74 - ФЗ, ФЗ от 24.03.1995 г. № 52 - ФЗ «О животном мире» и другими законодательными актами РФ.
Актуальность темы исследования.
Конституцией РФ, а именно статьёй 42 закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 N 18-П «особенности конституционно-правовых отношений между гражданами и государством должны обеспечивать гарантированную стабильность при реализации предусмотренного ст. 42 Конституции права каждого на возмещение ущерба». Таким образом, это выступает механизмом реализации данного положения Конституции РФ.
Необходимо отметит, что законодатель, наряду с гарантиями прав на благоприятную окружающую среду, устанавливает и ответственность за её нарушение, так, например, предусматривается административная и уголовная ответственность. Что является механизмом реализации конституционных положений.
В основу Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы» положена идея охраны окружающей среды и повышение уровня экологической безопасности на территории Российской Федерации, а также создание современной эффективной системы государственного управления в природоохранной сфер, обеспечение долговременного сохранения видового разнообразия в естественной среде обитания с особым вниманием к редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира, и повышение роли гражданского общества в охране окружающей среды.
Цель работы - изучение теоретических и практических аспектов реализации административной ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
- уточнить и описать определение административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, рассмотреть её основания;
- выделить и конкретизировать виды составов административных правонарушений;
- рассмотреть особенности привлечения к административной ответственности за нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования;
- охарактеризовать виды наказаний, применяемых за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования;
- выявить субъектов административной юрисдикции;
- проанализировать особенности производство по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования.
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Итак, административным правонарушением признается
противоправное, виновное действие (бездействие) физического или
юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъектов РФ
об административных правонарушениях устанавливают
административную ответственность.
Перечень административных правонарушений в области охраны
окружающей среды и природопользования предусмотрен гл. 8 КоАП
РФ, их можно разделить на следующие группы:
1) в сфере экологической информации (ст. 8.1, 8.4, 8.5, 8.40);
2) в области охраны земель (ст. 8.6, 8.7, 8.8);
3) в области охраны недр (ст. 8.9, 8.10, 8.11);
4) в области охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21.);
5) в области охраны водных ресурсов (ст. 8.12–8.20.);
6) в области охраны лесов (ст. 8.24– 8.32.);
7) в области охраны животного мира (ст. 8.33–8.38.);
8) в области размещения отходов производства (ст. 8.2, 8.19);
9) в области сельского хозяйства (ст. 8.3);
10) в области транспорта (ст. 8.22, 8.23);
11) в области нарушения режима особо охраняемых территорий (ст.
8.39).
Несмотря на такое большое количество нормативных актов,
регулирующих правонарушения в области охраны окружающей
среды и природопользования, из года в год растет число
экологических правонарушений, что подтверждается
статистическими данными из информационной базы
https://rospravosudie.com/.
Они все больше влияют на жизнь и здоровье людей.
Экологические правонарушения причиняют вред не только38
экономике страны, но и подрывают сами биологические основы
существования человека.
Несовершенство контрольной деятельности по охране
природной среды связано с множеством ведомственных и
межведомственных органов и учреждений, призванных
осуществлять эту деятельность, недостаточно четкой ее правовой
регламентацией, слабым взаимодействием.
В 2004 году была проведена реформа исполнительной власти, в
ходе которой Указом Президента Российской Федерации 9 марта
2004 года «О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти» была создана Федеральная служба по
надзору в сфере экологии и природопользования.
Также, Постановлением Правительства Российской Федерации
№ 161 от 06 апреля 2004 года к числу функций Федеральной службы
по надзору в сфере экологии и природопользования отнесены
вопросы по осуществлению государственного контроля в области
охраны окружающей среды.
Кроме этого, не преодолена существующая традиция, когда
природоохранным проблемам отводилось одно из последних мест.
На протяжении многих лет должным образом не отвечали главные
виновники ухудшения экологической ситуации - промышленные
предприятия. И сейчас, когда существенно ужесточаются меры
ответственности, это не только не находит должного понимания, но
и зачастую встречает сопротивление руководства этих предприятий
и представителей власти.
Также, следует обратить внимание на то, что немалую роль в
защите и охране окружающей среды играют общественные
организации и объединения граждан. Их роль в выявлении,
пресечении и предупреждении экологически вредной деятельности39
достаточно высока. Есть надежда, что результаты их работы
позволят существенно повысить эффективность применяемых мер
дисциплинарной и административной ответственности.
противоправное, виновное действие (бездействие) физического или
юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъектов РФ
об административных правонарушениях устанавливают
административную ответственность.
Перечень административных правонарушений в области охраны
окружающей среды и природопользования предусмотрен гл. 8 КоАП
РФ, их можно разделить на следующие группы:
1) в сфере экологической информации (ст. 8.1, 8.4, 8.5, 8.40);
2) в области охраны земель (ст. 8.6, 8.7, 8.8);
3) в области охраны недр (ст. 8.9, 8.10, 8.11);
4) в области охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21.);
5) в области охраны водных ресурсов (ст. 8.12–8.20.);
6) в области охраны лесов (ст. 8.24– 8.32.);
7) в области охраны животного мира (ст. 8.33–8.38.);
8) в области размещения отходов производства (ст. 8.2, 8.19);
9) в области сельского хозяйства (ст. 8.3);
10) в области транспорта (ст. 8.22, 8.23);
11) в области нарушения режима особо охраняемых территорий (ст.
8.39).
Несмотря на такое большое количество нормативных актов,
регулирующих правонарушения в области охраны окружающей
среды и природопользования, из года в год растет число
экологических правонарушений, что подтверждается
статистическими данными из информационной базы
https://rospravosudie.com/.
Они все больше влияют на жизнь и здоровье людей.
Экологические правонарушения причиняют вред не только38
экономике страны, но и подрывают сами биологические основы
существования человека.
Несовершенство контрольной деятельности по охране
природной среды связано с множеством ведомственных и
межведомственных органов и учреждений, призванных
осуществлять эту деятельность, недостаточно четкой ее правовой
регламентацией, слабым взаимодействием.
В 2004 году была проведена реформа исполнительной власти, в
ходе которой Указом Президента Российской Федерации 9 марта
2004 года «О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти» была создана Федеральная служба по
надзору в сфере экологии и природопользования.
Также, Постановлением Правительства Российской Федерации
№ 161 от 06 апреля 2004 года к числу функций Федеральной службы
по надзору в сфере экологии и природопользования отнесены
вопросы по осуществлению государственного контроля в области
охраны окружающей среды.
Кроме этого, не преодолена существующая традиция, когда
природоохранным проблемам отводилось одно из последних мест.
На протяжении многих лет должным образом не отвечали главные
виновники ухудшения экологической ситуации - промышленные
предприятия. И сейчас, когда существенно ужесточаются меры
ответственности, это не только не находит должного понимания, но
и зачастую встречает сопротивление руководства этих предприятий
и представителей власти.
Также, следует обратить внимание на то, что немалую роль в
защите и охране окружающей среды играют общественные
организации и объединения граждан. Их роль в выявлении,
пресечении и предупреждении экологически вредной деятельности39
достаточно высока. Есть надежда, что результаты их работы
позволят существенно повысить эффективность применяемых мер
дисциплинарной и административной ответственности.
Подобные работы
- Принцип равенства при привлечении к административной ответственности в РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности привлечения к юридической ответственности за правонарушения в сфере недропользования
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - Административная ответственность за экологические правонарушения (Удмуртский Государственный Университет)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2018 - Административная ответственность
Рефераты, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 920 р. Год сдачи: 2014 - Федеральная политика в сфере лесопользования
Дипломные работы, ВКР, лесное хозяйство. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2007 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - Состав административных правонарушений. Отграничение административных правонарушений от уголовных преступлений
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017



