Введение 4
1 Теоретический обзор по проблеме создания web-сайта «Межличностные
отношения отношения в среде
подростков» 9
1.1 Теоретическое обоснование взаимосвязи учебной мотивации и
личностных качеств младших школьников 9
1.1.1 Феномен учебной мотивации младших школьников 9
1.1.2 Особенности развития личностных качеств младших школьников...18
1.1.3 Особенности развития познавательных процессов младших
школьников 24
1.1.4 Основные трудности в учебной деятельности младших
школьников 32
1.1.5 Проблема повышения учебной мотивации младших
школьников 39
1.2 Анализ информационных ресурсов и сервисов 42
1.2.1 Глобальная сеть Internet 42
1.2.2 Основные средства для создания web-сайтов 51
2 Описание исследовательских методик и разработка web-сайта 60
2.1 Характеристика исследовательских методик 60
2.2 Программное средство для создания web-ресурса «Межличностные
отношения отношения в среде подростков» 67
3 Описание структуры web-ресурса и результаты исследования 71
3.1 Описание структуры web-сайта 71
3.2 Результаты психодиагностического исследования 73
Заключение 91
Список использованных источников 93
Приложение
Современное информационное общество рассматривается в качестве преемника индустриального общества. Тесно связаны понятия постиндустриального общества (Д. Белл), пост-современного общества, общества знаний, информационная революция и сетевое общество (Мануэль Кастельс).
Информационное общество является обществом, в котором создание, распределение, распространение, использование, интеграция и управление информацией имеет высокое экономические, политические и культурные значение.
Индустриальное общество превратилось в настоящее время в общество, основанное на информации. Это дает нам возможность создавать, использовать и делиться знаниями в глобальном масштабе. В свою очередь доступность информации и информационных технологий приводит к злостному нарушению прав собственности (Торренты, DC, «варезники» и прочие системы, пользователи которых могут бесплатно скачать самые свежие фильмы, программы, музыкальные композиции) вторжению в частную жизнь, цифровому вандализму, и похищению информации.
Мы являемся свидетелями рождения нового типа общества и нет никакого способа, чтобы рационально отрицать эту истину. Мы, несомненно, гораздо лучше информированы, чем в любой другой момент в истории человечества. Мы можем буквально знать, что происходит в данный момент на другой стороне планеты. С интернетом у нас есть доступ к базе знаний, о которой может только мечтать любая библиотека мира.
Социальные сети и блоги пользуются бешеной популярностью, объединяя людей со всех уголков планеты. Другая сторона медали - засилье экстремистских, мошеннических и порно ресурсов. Если сервер находится за пределами России, наши спецслужбы не могут его закрыть или перекрыть к нему доступ. Интернет становится отличной возможностью для обмена данными между террористическими организациями, согласования проведения несанкционированных митингов и общественных беспорядков экстремистами. В качестве примера можно привести компанию Google, которая не предоставляет информацию со своих серверов даже спецслужбам своей страны - США, ставя интересы своих пользователей выше интересов национальной безопасности. Недавно, после долгих судебных разбирательств Google отстоял свое право хранить конфиденциальность. Именно поэтому экстремисты в России пользуются почтой Google (Gmail) так как Mail, Rambler и Yandex наши спецслужбы с успехом просматривают.
Все выше сказанное говорит о необходимости эволюции существующей сегодня информационной культуры среднестатистического пользователя Интернет, особенно в России. Нигде в Европе не нарушаются так авторские права. Однако прецеденты борьбы за цивилизованный отечественный Интернет уже есть, вспомним хотя бы недавний процесс со школьным учителем, установившем в компьютерном классе взломанную пиратами систему Windows, привлечение к ответственности двух пользователей локальной сети Красноярска, выложивших на всеобщее обозрение видео с детским порно, закрытие в Москве популярного видеоторрента, закрытие серверов с самой массовой сетевой игрой World of Warcraft, права на коммерческое использование которой полностью принадлежат заокеанским коллегам.
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися, а именно формирование здоровой учебной мотивации и развитие личностных качеств школьника начиная непосредственно с младшего школьного возраста.
От 6 до 10 лет на протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у ребенка складывается новая для него деятельность - учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Поведение приобретает черты произвольности, намеренности, осмысленности, способности следовать определенным правилам, нормам поведения. Новое для ребенка положение в обществе - положение человека, который занят общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, т.е. учением, - влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, со взрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других.
Формируется мировоззрение ребенка, складывается круг моральных, идейных представлений и понятий. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становятся увлечения трудовые, художественные, спортивные. В этом контексте нельзя не упомянуть Л.В. Выготского (об интересе как естественном двигателе детского поведения), М.В. Матюхина (исследования младших школьников в процессе их психического развития), Г.И. Щукина (о особенностях познавательного интереса), Н.Г. Морозова, П.И. Размыслова (о условиях возникновения познавательных интересов), М.Н. Волокитина, В.А. Горбачева, Л.И. Божович, Л.С. Славина, М.Ф. Морозова, П.И. Размыслова (о возникновении новой высшей потребности - учиться) Л.С. Славина (о познавательной активности). В любой деятельности, в учебной в том числе, если речь идет о её продуктивности, присутствует: потребность, мотив, концентрация внимания, принятие решения. Только такая цепочка может дать качественный результат исполнения.
Мотивация как психологическая категория, исследована и раскрыта в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна Д.Н. Узнадзе, Д. Аткинсона, К. Левина, а также во всех направлениях теории личности, разработанных такими учёными как А. Адлер, А. Бандура, А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Скиннер, 3. Фрейд, Э. Эриксон, А.К. Юнг и др.
Мотивация школьника рассматривается как видовое понятие по отношению к мотивации человека. В современных исследованиях (С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, П.М. Якобсона, Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова и Б.П. Есипова, В.С. Ильина, А.К. Марковой, М.В. Матюхиной, В.Ф. Моргуна, Г.И. Щукиной, В.И. Шкуркина, Р. Дрейкурса, Г. Розенфельда, В. Кнорзера, и др.) представлены структура и динамика, охарактеризованы детерминанты развития мотивации учебной деятельности, выделены пути и способы её формирования.
Ведущим видом деятельности младшего школьника является учение. Оно существенно изменяет мотивы его поведения, открывает новые источники развития познавательных и нравственных сил, произвольного поведения (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Содержательный анализ исследований, посвященных проблеме мотивации учения у детей, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса обучения, которое обусловлено во многом чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, уровнем ее организации, возрастными особенностями учащегося и всей системой его отношений с окружающим миром.
Как показывают исследования, при традиционной системе обучения существенных изменений мотивации учения школьников и развития их личностных качеств от первого класса к третьему без специального вмешательства со стороны педагогов не происходит. Если у ученика нет побуждающих к деятельности мотивов и личностного потенциала, то деятельность не принесет результатов.
Пользователь Интернета молодеет, уже в детском саду дети умеют пользоваться мышью, осваивают элементарные программы, такие как Microsoft Paint. Известны случаи, когда молодые программисты показывают весьма выдающиеся результаты, тринадцатилетний школьник стал внештатным сотрудником компании Microsoft, подростки взламывают сайты, все это говорит о прочном укреплении информационных технологий в нашей жизни. Через Интернет современный человек совершает покупки, посещает библиотеки, смотрит фильмы и слушает музыку, назначает любовные свидания, а ведь на заре web возможности сайтов были весьма невелики, ни о какой электронной коммерции не было и речи, не было социальных сетей, возможности HTML заключались в размещении текста и картинок на web- странице.
Сегодня создание мультимедиа web-ресурса дело не простое, но и не из ряда вон выходящее. Какую бы программу по созданию сайтов вы не выбрали, а их огромное множество, непременно найдется какой-нибудь блог или сообщество пользователей этой программы, которые совместными усилиями решают проблемы друг друга, выкладывают интересные решения по оптимизации кода и дизайна. Если вы нашли сообщество на иностранном языке, не беда, в Интернете полным полно переводчиков онлайн, взять хотя бы переводчик Google, который в считанные секунды переводит целые веб-страницы поддерживая несколько десятков языков.
Из всего разнообразия программ для разработки своего web-ресурса мы выбрали Adobe Dreamweaver. Богатый инструментарий, открытость приложения для всевозможных настроек, удобный интерфейс и другие особенности сделали Dreamweaver одним из наиболее популярных HTML- редакторов в мире. Программа позволяет создавать сайты без знания HTML и CSS так как имеет большой набор уже готовых решений и шаблонов, а для опытных специалистов доступен удобный редактор HTML и работа с листами стилей доведена до совершенства. Dreamweaver отлично подключает к сайту любой мультимедийный файл, позволяет настраивать внутри программы вызов браузеров, чтобы сразу просмотреть свой сайт в самых известных так как опытный web-разработчик должен помнить о проблеме кроссбраузерной совместимости. Dreamweaver имеет встроенный ftp-клиент, поддерживает редактирование шаблонов систем управления начиная с версии 2010 года.
Созданный нами web-ресурс протестирован в браузерах Opera, Internet Explorer и Firefox, очень удобен в использовании. Расположенный на одном из самых стабильных российских бесплатных хостингов narod.yandex.ru сайт круглосуточно доступен для ознакомления и копирования с него материалов: теоретического обзора, результатов исследования, психодиагностических методик и списка литературы.
Цель дипломной работы: создать web-сайта «Межличностные отношения в среде подростков».
Для реализации цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1) Обзор и анализ теоретических источников по проблеме взаимосвязи учебной мотивации и личностных качеств младших школьников.
2) Теоретическое обоснование взаимосвязи учебной мотивации и личностных качеств младших школьников.
3) Анализ средств и технологий для создания web-ресурсов.
4) Подбор диагностических методик для диагностики развития личностных качеств и уровня учебной мотивации младших школьников.
5) Проведение исследования, направленного на выявление взаимосвязи учебной мотивации и личностных качеств младших школьников.
6) Обработка и анализ результатов исследования.
7) Создания Web-сайта с помощью программы Dreamweaver.
8) Расчет экономической эффективности работы.
9) Обоснование экологической безопасности работы.
Цель исследования: особенности .
Объект исследования: подростки в возрасте 14-15 лет.
Предмет исследования: Межличностные отношения отношения в среде подростков.
Гипотеза исследования: Низкая степень сформированности
интеллектуальных функций, низкий самоконтроль и реактивность влияют на межличностные отношения подростков.
Исследование проводилось в школе № N г. N, в котором приняло участие 29 человек в возрасте 14-15 лет. Для изучения личностных качеств и учебной мотивации младших школьников мы использовали следующие методики:
1 Типология мотивов учения «Межличностные отношения» (А.И. Божович, И.К. Маркова). Методика позволяет определить сочетание познавательных и социальных мотивов учения в личности младшего школьника.
2 Тест Кеттелла, детский вариант. (Адаптирован Э.М. Александровской). Методика позволяет оценить индивидуально-психологические особенности личности младшего школьника.
3 Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов (Лусканова Н.Г.). Методика позволяет определить уровень школьной мотивации младшего школьника.
Дипломная работа состоит из пяти глав. Первая глава посвящена обзору проблем, связанных с учебной мотивацией и личностными качествами младших школьников и программных средств для создания web-ресурса. Вторая глава описывает методики направленные на диагностику уровня учебной мотивации и личностных качеств младших школьников, а также программное средство для создания web-сайта. Третья глава содержит описание структуры web-сайта и результаты исследования.
Информационные технологии сегодня позволяют достаточно быстро найти материал разного формата по проблеме взаимосвязи учебной мотивации и личностных качеств младших школьников, обсудить его в чатах и форумах, подписаться на рассылку свежих материалов по данной проблеме. Анализ теоретических источников, в том числе и в сети Интернет, раскрывающих сущность учебной мотивации и личностных качеств младших школьников, показал, что этот вопрос неоднократно рассматривался психологами и педагогами и остается актуальным для отечественных и зарубежных ученых.
Как заинтересовать ученика учением? В классической педагогике, стремившейся разрешить положительно этот вопрос, мы находим много интересных идей и попыток его практического осуществления: «риторическая школа» М.Ф. Квинтилиана (1-11 вв.), школ. Вильяма де-Фельтре (XIV-XV вв.) под названием «Дом радости», школа «Чешских братьев», возглавляемая Я.А. Коменгким (XVI-XVII вв.), школы И.Г. Песталоцци (XVIII-XIX вв.), учительская деятельность Ф.А. Дистервега (XIX в.), «Новый институт для образования характера» и школы в Нью-Ленарке и «Новой Гармонии», организованные Р. Оуэном (XIX в.). Яснополянская школа Л.Н. Толстого (XIX¬XX вв.), школы «бодрой жизни», организованные С.Т. Шацким, одним из основоположников советской педагогики, детские колонии, руководимые А.С. Макаренко, Павлышская средняя школа, возглавляемая известным советским педагогом В.А. Сухомлинским.
Это тот непрерывный поток педагогических поисков, который направлен на облегчение школьной жизни ребенка, на увлечение учащихся процессом познания, на организацию обучения и воспитания, основанных на обоюдном доверии, любви и уважении учащих и учащихся.
Мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, определяющих поведение. В другом - как совокупность мотивов. В третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Для однозначности восприятия понятия «мотивация» необходимо ее рассматривать как динамический процесс формирования мотива.
Старший школьный возраст - очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм. Дети очень хотят выполнять эти нормы, что при правильной организации воспитания способствует формированию у них положительных нравственных качеств. В младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной, системы, относительно устойчивой становится сердечнососудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все это исключительно важно потому, что начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости.
Для изучения личностных качеств и учебной мотивации младших школьников мы использовали следующие методики:
1 Типология мотивов учения «Межличностные отношения» (А.И. Божович, И.К. Маркова).
2 Тест Кеттелла, детский вариант. (Адаптирован Э.М. Александровской). Методика позволяет оценить индивидуально-психологические особенности личности младшего школьника.
3 Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов (Лусканова Н.Г.). Методика позволяет определить уровень школьной мотивации младшего школьника.
Исследование проводилось в школе № N г. N, в котором приняло участие 29 человек в возрасте14-15 лет. В исследуемой группе доминируют социальные мотивы (62,1%), низкий уровень школьной мотивации показали 41,4% исследуемых младших школьников. Указанные в гипотезе качества личности такие как низкая степень сформированности интеллектуальных функций, низкий самоконтроль и реактивность выявлены при составлении обще группового профиля по методике Кеттелла. Учитывая выявленный достаточно высокий уровень низкой мотивации в группе младших школьников можно считать гипотезу подтвержденной.
Итогом нашей работы явилось создание Web-сайта «Межличностные отношения отношения в среде подростков». Web-сайта включает в себя семь разделов, страницы отлично грузятся и отображаются во всех браузерах, цветовая гамма не напрягает глаза, что делает ознакомление с материалами максимально комфортным.
В результате экономических подсчетов, мы выявили, что использование Web-сайта более эффективно, по сравнению с традиционными источниками информации и несет в себе экономическую целесообразность. Социальный эффект таков, что увеличивается скорость работы с нужным материалом, но не затруднена работа в обработки полученных результатов, эффективней и быстрей, студенты получат помощь, а психолог может расширить свои знания и скорректировать свою дальнейшую работу.
Безопасности и экологии производства принадлежит главенствующая роль в любой сфере деятельности человека. Так как от этого зависит не только физическое, но и психологическое самочувствие работающего человека. Соблюдение правил техники безопасности, и охраны труда позволяет сократить и предотвратить нежелательные проблемы в области здравоохранения и организации труда.
Создание Wеb-сайта позволило обобщить материал по проблеме взаимосвязи учебной мотивации и личностных качеств младших школьников, опубликовать результаты психодиагностического исследования и методики для его проведения в сети Интернет.
1. Авдулова, Т.П. Моральное развитие ребенка раннего и младшего школьного возраста [Текст] / Т.П. Авдулова // Журнал прикладной психологии.
- 2004. - № 6. - С.61-65.
2. Адамс, Т. Интернет. Эффективная работа [Текст] / Т. Адамс, Ш. Сколлард. - М.: НТ Пресс, 2009. - 432 с.
3. Акимова, Т.А. Экология [Текст] / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 496 с.
4. Архиреева, Т.В. Становление критического отношения к себе у детей младшего школьного возраста [Текст] / Т.В. Архиреева // Вопросы психологии.
- 2005. - № 3. - С. 29-37.
5. Баркова, Н.Н. Формирование потребности в обучении и саморазвитии у младших школьников [Текст] / Н.Н. Баркова // Начальная школа. - 2008. - № 3. - С. 24-26.
6. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст]: избранные психологические труды / П.П. Блонский, А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской.
- М.: МПСИ, 2006. - 629 с.
7. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 159 с.
8. Виноградов, В.А. Современные информационные технологии и общество [Текст] / В.А. Виноградов. - М.: ИНИОН РАН, 2002. - 196 с.
9. Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться [Текст] / Б.С. Волков. - Москва: Академический проект, 2004. - 142 с.
10. Выготский, Л. Педагогическая психология [Текст] / Л. Выготский. - М.: АСТ, 2008. - 672 с.
11. Гаврилычева, Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он?: Штрихи к портрету [Текст] / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. - 2004. - №
3. - С. 13-19.
12. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.
13. Гасумова, С.Е. Информационные технологии в социальной сфере [Текст] / С.Е. Гасумова. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 248 с.
14. Григорьева, М.В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации [Текст] / М.В. Григорьева // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 8-9.
15. Дик, Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов [Текст] / Н. Ф. Дик. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 346 с.
16. Дронов, В. РНР 5/6, MySQL 5/6 и Dreamweaver CS4. Разработка интерактивных Web-сайтов [Текст] / В. Дронов. - Спб.: БХВ-Петербург, 2009. - 544 с.
17. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации [Текст] / Т.Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. - 2005. - № 1. - С.73-78.
18. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2007. - 368 с.
19. Дубровина, И.В. Психология [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 2007. - 460 с.
20. Задунова, Е.В. Формирование учебной мотивации младших школьников [Текст] / Е.В. Задунова, А.А. Омельченко // Начальная школа. - 2007. - № 2. - С. 20-21.
21. Зайцев, С.В. Личностно ориентированное обучение младших школьников [Текст] / С. В. Зайцев // Директор школы. - 2005. - № 3. - С.56-63.
22. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004 - 384 с.
23. Киричек, П.Н. Информационная культура общества [Текст] / П.Н. Киричек. - М.: Рагс, 2010. - 208 с.
24. Костяк, Т.В. Тревожный ребенок: младший школьный возраст [Текст] / Т.В. Костяк. - М.: Академия, 2008. - 95 с.
25. Круглова, Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.Ф. Круглова, О.А. Конопкина, В.И. Панова. - М.: МПСИ, 2004. - 247 с.
26. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, В.П. Зинченко. - М.: Сфера, 2004. - 463 с.
27. Кулагина, И.Ю. Условия развития учебной мотивации в начальных классах [Текст] / И.Ю. Кулагина, С.В. Гани // Психология обучения. - 2011. - №
2. - С. 13-23.
28. Леонова, Н.А. Изучение мотивационной сферы младших школьников [Текст] / Н.А. Леонова // Начальная школа. - 2008. - № 2. - С. 6-7.
29. Маркович, Д.Ж. Социология безопасности труда / Д.Ж. Маркович. - М.: РГСУ, 2008. - 368 с.
30. Мензул, Е.В. Оценка психических состояний младших школьников [Текст] / Е.В. Мензул // Начальная школа. - 2008. - № 2. - С. 92-96.
31. Молчанова, Л. Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников [Текст] / Л. Молчанова // Учитель. - 2005. - № 1. - С.64-68.
32. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2011. - 464 с.
33. Пауэрс, Д. Adobe Dreamweaver, CSS, Ajax и PHP [Текст] / Д. Пауэрс. - Спб.: БХВ-Петербург, 2009. - 1058 с.
34. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике [Текст] / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 349 с.
35. Потылицина, В.Ю. Особенности черт темперамента у младших школьников г. Красноярска [Текст]: сборник / В.Ю. Потылицина, Г.М. Потылицина. - Красноярск: КГМА, 2005. - С. 223-227.
36. Ратанова, Т.А. Диагностика умственных способностей детей [Текст] / Т.А. Ратанова. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 166 с.
37. Резванцева, М. О. Развитие социальной мотивации к учению как фактора субъектности младших школьников [Текст] / М.О. Резванцева // Мир психологии. - 2005. - № 2. - С.249-255.
38. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 373 с.
39. Сергеев, А.П. Интернет: новая среда обитания. Факты, комментарии, истории, тесты [Текст] / А.П. Сергеев, Ю.И. Симонов. - М.: Диалектика, 2007. - 288 с.
40. Смирнов, А. Интернет в общественной жизни [Текст] / А. Смирнов. - М.: Идея-Пресс, 2006. - 160 с.
41. Сорокина, В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе: диагностика и пути преодоления [Текст] / В.В. Сорокина. - М.: Генезис, 2007. - 190 с.
42. Староверова, М.С. Неуспешность детей в школе: как с этим работать [Текст] / М.С. Староверова. - М.: Сентябрь, 2006. - 174 с.
43. Трубайчук, Л.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / Л.В. Трубайчук // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С.6-9.
44. Тухман, И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников [Текст] / И.В. Тухман // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 20-24.
45. Уфимцева, Л.П. Психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу на II ступень обучения [Текст] / Л.П. Уфимцева // Начальная школа. - 2004. - № 4. - С. 12-16.
46. Федосеева, О.И. Развитие гибкости мышления младших школьников [Текст] / О.И. Федосеева // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 102-106.
47. Чернышева, Н.С. Характер младшего школьника [Текст]: учебное пособие / Н.С. Чернышева. - М.: Наука, 2006. - 306 с.
48. Шпика, И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников [Текст] / И.В. Шпика // Начальная школа. - 2007. - № 2. - С. 18-19.