ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы формирования инклюзивной культуры в ДОУ 6
1.1 Понятие инклюзивного образования, его принципы 6
1.2 Инклюзивная культура в ДОУ 10
1.3 Средства формирования инклюзивной культуры 17
2. Программа родительского клуба как средство формирования инклюзивной культуры родителей на базе дошкольного образовательного учреждения 25
2.1 Комплекс мероприятий по формированию инклюзивной культуры у родителей. 25
2.2 Программа мероприятий родительского клуба МКДОУ №1 28
2.3 Результаты апробации и методические рекомендации по проведению мероприятий по теме инклюзивная культура в рамках родительского клуба в ДОУ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Приложение А Опросный Лист для родителей на входе 38
Приложение Б Опросный лист для родителей итоговый 39
Приложение В Положение о родительском клубе 41
Инклюзивное образование сегодня считается одним их приоритетов государственной образовательной политики в нашей стране. Более двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья насчитывается в Российской Федерации. Инклюзивное образование даёт возможность им учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом детям предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно - образовательный процесс.
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [2].
Ещё Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная (коррекционная) школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения[6].
Главная задача в этом направлении была сформулирована Медведевым Д.А: «Мы обязаны создать нормальную систему образования для детей- инвалидов, чтобы они могли обучаться среди здоровых сверстников в обычных школах, чтобы они с раннего детства не чувствовали себя в изоляции от общества» [23].
По мнению Н.Н.Малофеева одна из проблем инклюзивного образования является негативное отношение родителей здоровых детей к присутствию детей-инвалидов в общеразвивающихся группах.
Успешное формирование инклюзивной культуры в ДОУ является неотъемлемой частью социализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями [4].
Цель: Разработать и апробировать программу мероприятий родительского клуба направленного на формирование инклюзивной культуры родителей на базе ДОУ.
Объект - процесс формирования инклюзивной культуры родителей на базе дошкольного учреждения.
Предмет - программа мероприятий родительского клуба направленных на формирование инклюзивной культуры.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме инклюзивная культура родителей
2. Описать особенности процесса формирования инклюзивной культуры в ДОУ
3. Разработать и провести комплекс мероприятий, способствующих формированию инклюзивной культуры у родителей на базе ДОУ;
4. Провести апробацию комплекса мероприятий в деятельности ДОУ;
5. Разработать методические рекомендации по применению комплекса мероприятий.
Гипотеза: родительский клуб будет способствовать формированию инклюзивной культуры в ДОУ если:
-В программе клуба будут совместные мероприятия, направленные на изучение финонима инклюзии.
В содержание деятельности родительского клуба будет входить рассмотрение теоретического материала так и практические задания
От инклюзии выигрывают все дети без исключения. Например, если ребенок находится в коррекционном детском садике, где никто не разговаривает, откуда у него возьмется речь? А попадая в инклюзивную среду и видя, как дети говорят, он потянется за ними, все процессы пройдут быстрее.
Благодаря инклюзии у детей с сохранным развитием возникает безбарьерное мышление. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты очкарик, ты толстый и так далее. Дети становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми.
Инклюзивный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, отличающимися от него. Встречая человека на коляске на улице, он уже не будет отводить глаза, пугаться, жалеть. Инклюзия — это не история про жалость. Человек с инвалидностью перестанет казаться диковинкой.
В ходе данной работы родителям рассказали, что такое инклюзивное образование, его средства; организовали встречи на данную тему, где используя разные методы предоставления информации (лекции, видео, игры), познакомили с данной проблемой.
В результате нашего исследования мы получили подтверждение нашей гипотезе, что если комплекс мероприятий по формированию инклюзивной культуры будет содержать мероприятия творческого характера и будет направлен на формирование основных понятий инклюзивного образования у родителей, а также будет способствовать эффективному формированию толерантности у родителей.
В ходе исследования, мы также выяснили, что в процессе формирования инклюзивной культуры важно учитывать следующие составляющие:
- необходимо создать команду общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
- важно формировать умения поддерживать друг друга среди всех участников образовательных отношений;
- обязательно учитывать образовательные потребности детей и запросы родителей.
Поэтому наш комплекс мероприятий содержит в себе мероприятия, состоящие из совместных форм взаимодействия: родитель-ребенок-педагог. Следует отметить, что родители, включаясь в игры, упражнения, песни, которыми наполнено занятие, и этим, с одной стороны, помогают детям включиться, с другой - сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения с ребенком.
Инклюзия в образовании - это ступень инклюзии в обществе, одна из гуманитарных идей его развития, ориентированная на включение людей с ОВЗ в социально-экономические процессы страны, перевода их из статуса иждивенцев в статус полноправных участников в социальных и экономических процессах. Поэтому продвижение идеи инклюзивного образования невозможно без продвижения гуманистических идей в жизнь общества.
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.
2. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 5-16.
3. Андриевская Л.А. Новая наука: стратегия и векторы развития Издательство: ООО «Агенство международных исследований», 2015г.
4. Волосовец, Т.В Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов докольных учреждений / Т.В. Волосовец, Е.Н Кутепова. - М.; Мозайка-синтез, 2011.-144с.
5. Зацепина, А.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста/ А.В. Зацепина // Дошкольное воспитание. - 2009г - №11. С. 72-78.
6. Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.dislife.ru/flow/theme/4696/.
7. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: Материалы Международной научно-практической конференции (сентябрь 2011 г.) / Отв. ред. Е.И. Михайлова. Якутск: Офсет, 2011.
8. Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи. Сборник научно-методических материалов / Под науч.ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В.Поликашевой - М.: Издательство «Спутник+», 2015. - 254с.
9. Кучмаева, О. В. Проблемы развития инклюзивного образования в столице / О. В. Кучмаева, Г. В. Сабитова, О. Л. Петрякова // Воспитание школьников. - 2013. - № 4. - С. 3-11. 16.
10. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002.С. 15-21.
11. Малофеев, Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2005. - № 5.
12. Малофеев. Н.Н. Особый ребенок - вчера, сегодня, завтра. Образование и
психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке / Н.Н.Малофеев - Москва: ГНУ «Институт коррекционной педагогики», 2007. - 145с.
13. Назарова, Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. №1. С. 77-88. 45
14. Назарова, Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения [Электронный ресурс] / Н.М. Назарова. - Режим доступа: http://www.mgpu.ru/article.php?article=129.
15.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М: Просвещение, Учебная литература, 2009. - 352 с.
16. Прочухаева М.М., Самсонова Е.В. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Выпуск 4 Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду, Москва, Центр «Школьная книга», 2010г.
17. Родительский перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам. Вопросы психологии. - 2006. - №3. - С.23-31.
18. Сабельникова, С.И. Развитие инклюзивного образования [Электронный ресурс] / С.И. Сабельникова. - Режим доступа:http://www.znaem- mozhem.ru/node/1206/.
19. Скок Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции. // Социологические исследования, 2005. № 4. - С. 124-127.
20. Формулировки принципов опубликованы в сборнике «Инклюзивный детский сад». - М., 2009. Прочухаева М.М., Бородин М.В. с. 12 Фуряева, Т.В. Педагогика интеграции за рубежом: монография / Т.В. Фуряева. - Красноярск, 2005г
21. Холмогорова А.Б., С.В.Воликова, А.М.Галкина Родительский перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам. Вопросы психологии. - 2006. - №3. - С.23-31.
22. Электронный источник:http://www.gks.ru
23.Электронный источник: http://government.ru/meetings/20103/stenograms/