Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика кибербуллинга в подростковой среде

Работа №22599

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3229
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Общая характеристика проблемы кибербуллинга 5
1. Кибербуллинг как разновидность буллинга: понятие, виды, особенности проявления 5
1.2 Субъектный состав и личностные особенности участников
кибербуллинга в подростковой среде 15
1.3 Причины и последствия кибербуллинга в подростковой среде 19
2 Профилактика кибербуллинга 27
2.1 Основные направления профилактической работы в сфере
кибербуллинга в России 27
2.2 Зарубежный опыт профилактики кибербуллинга 36
3 Деятельность образовательных учреждений по профилактике 44
кибербуллинга на примере МБОУ «Гимназия №14 управления, экономики
и права» 44
3.1 Опыт деятельности по профилактике кибербуллинга на базе МБОУ
«Гимназия № 14 управления, экономики и права» 45
3.2 Рекомендации по совершенствованию профилактики кибербуллинга
на базе МБОУ «Гимназия № 14 управления, экономики и права» 50
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложение


Явление травли, запугивания в коллективе слабых по разным показателям людей характерно не только для современного общества, однако именно в настоящее время оно встречается практически в каждом подростковом коллективе. Общепринятым термином, обозначающим данное понятие, является «буллинг». С развитием современных технологий и появлением сети Интернет буллинг стал переходить в виртуальное пространство, позже получивший название «Кибербуллинг».
В данной работе речь пойдет о профилактике кибербуллинга в подростковой среде, в частности, внимание уделено рассмотрению уже имеющихся инструментов первичной профилактики, а также разработке рекомендаций по их усовершенствованию.
Рассмотрение именно первичной профилактики связано с латентностью данного явление, что в свою очередь делает необходимым обучить подростков безопасному поведению в виртуальном пространстве, а также установлению контроля, цензуры и фильтров в сети Интернет для предупреждения агрессии.
Актуальность данной проблемы обусловлена новизной и малоизученностью явления кибербуллинга в Российской Федерации, но при этом его распространённостью. Согласно данным исследования «Дети России онлайн», осуществленного сотрудниками Фонда развития факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Федерального института развития образования в России, 23% детей, пользующиеся Интернетом, становятся жертвами кибербуллинга [31]. Данное исследование проводилось в 2013 году. Можно предположить, что с учётом развития интернет-технологий и отсутствия профилактики в сфере кибербуллинга, количество жертв кибербуллинга увеличилось. Важно понимать, что это официальная статистика и существует ещё доля подростков, которые попадали в такую ситуацию, но не стали обращаться.
По мнению министра образования и науки О.Ю. Васильевой, главной задачей сегодня является продолжение обеспечения безопасности детей, которые не всегда способны правильно оценить степень угрозы информации. Особая роль в этом процессе должна принадлежать воспитательной и образовательной работе в школе [30]. Данные рекомендации носят декларативный характер, но сам факт обсуждения данной проблемы подчеркивает актуальность и необходимость решения.
Объект исследования в данной работе это явление кибербуллинг.
В качестве предмета выделяется профилактика кибербуллинга в подростковой среде.
Целью является разработка рекомендаций по совершенствованию профилактики кибербуллинга на базе МБОУ «Гимназия № 14 управления, экономики и права».
В рамках поставленной цели выделяются следующие задачи:
- рассмотрение понятия, видов и особенностей проявления кибербуллинга;
- описание субъектного состава и личностных особенностей участников кибербуллинга в подростковой среде;
- изучение причин и последствий кибербуллинга в подростковой среде;
- рассмотрение основных направлений профилактической работы в сфере кибербуллинга в России;
- изучение зарубежного опыта профилактики кибербуллинга;
- рассмотрения опыта деятельности по профилактике кибербуллинга на базе МБОУ «Гимназия № 14 управления, экономики и права».
В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования: анализ документов, экспертный опрос.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе рассмотрения явления кибербуллинга, а также существующего опыта профилактики и возможности его совершенствования был сделан ряд умозаключений:
В современной России явление кибербуллинга появились сравнительно недавно, что обуславливает отсутствие общепризнанного понятийного аппарата, классификаций и т.д. Авторы высказывают, приводят различные точки зрения на определения данного понятия, но темнее не менее, основные признаки кибербуллинга можно проследить у всех, а именно: системность (продолженный характер осуществления кибербуллинга), анонимность, отсутствие эмоциональной обратной связи, латентность, то есть сложность обнаружения, контроля со стороны третьих лиц. Классификации видов кибербуллинга так же разнятся, зачастую авторы присваивают разные названия видам, описывая один и тот же вид.
Основным критерием классификации участников кибербуллинга со стороны агрессора является его мотивация к деятельности, в зависимости от неё выделяют следующие категории: «ангел мести», «противная девчонка», «жаждущий власти», «неумышленные преследователи». Особенности
жертвы кибербуллинга определяются в зависимости от того каким образом начинается процесс. Если травля в информационном пространстве начинается вследствие травли в реальной жизни, то характерные признаки будут совпадать с жертвами школьного буллинга, а именно: по разным причинам более уязвимые и менее уверенные в себе, часто имеющие какие - то отличия во внешнем виде, происхождении, поведении, состоянии здоровья по сравнению со сверстниками. В случае, когда кибербуллинг возникает в информационном пространстве без привязки к реальному миру, то жертвой может стать абсолютной любой пользователь сети Интернет.
Причинами кибербуллинга авторы выделяют: стремление к превосходству как достижение наибольшего из возможного, субъективное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности, зависть, месть, развлечение, конформизм, проблемы в семейных взаимоотношениях, низкий уровень развития эмпатии, отсутствия умения разрешать конфликты, индивидуально-личностные характеристики индивида. Последствия кибербуллинга прослеживаются на педагогическом, психологическом, социальном, медицинском уровне.
В рамках профилактики в Российской Федерации выделяют два направления. Первое направление связано с развитием технической составляющей в контексте установление различных фильтров, цензура, кнопок «тревоги» в сети Интернет. Второе направление подразумевает обучение пользователей безопасному поведения в виртуальном пространстве. В настоящее время не существует единой системы первичной профилактики, которая применялась бы в постоянном режиме. Каждый автор описывает свои отдельные методы для предубеждения вовлечения человека в ситуацию кибербуллинга. Система профилактики кибербуллинга в современной России на данный момент только зарождается, понадобиться ещё не один десяток лет для её формирования.
Профилактика кибербуллинга за рубежом более развита и прогрессивна. Основной упор в деятельности по профилактике кибербуллинга за рубежом делается на разработку и введение различных приложений и сервисов для телефонов. Что позволяет выявлять сомнительные текстовые сообщения и звонки с неизвестных номеров, сразу дублировать их родителям, определять местоположение ребенка, информировать о способах реагирования в ситуации кибербуллинга, если приложение введено школой, то с помощью него можно анонимно сообщить о любой ситуации кибербуллинга.
В качестве рекомендаций по профилактике предлагается возложение на школы, в частности на учителей информатики, проведение уроков обучающих школьников стратегиям реагирования в ситуации кибербуллинга. Введение приложения для смартфонов учеников на базе школы, в котором будет содержаться информация по профилактике кибербуллинга для самостоятельного ознакомления. Сервис, который позволит подростку анонимно или не анонимно сообщать администрации школы о фактах травли в сети Интернет между учениками, прикрепляя доказательства (скриншоты). В ближайшем будущем профилактика должна быть направлена на формирование культуры поведения в сети Интернет, которая будет восприниматься населением, как само собой разумеющееся.



1 Баранов, А. А. Копинг-стратегии подростка в ситуации кибербуллинга / А.А. Баранов // Вестник Удмуртского университета. - 2016. - №2. - С.37¬45.
2 Баранов, А. А. Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга / А. А. Баранов // Вестник Удмуртского университета. - 2015. - №1. - С.37-41.
3 Бердышев, И. С. Жестокое обращение в детской среде / И.С. Бердышев // Вестник ТГПУ. - 2010. - №1(91). - С.1-23.
4 Березина, О.С. Социальная профилактика кибербуллинга среди подростков / О.С. Березина // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи. - 2015. - №1. - С. 63-67.
5 Бочавер, А.А., Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А.А. Бочавер // Психология. Журнал ВШЭ. - 2014. - №3. -
С.177-191.
6 Бутовская, М. Л. Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников / М.Л. Бутовская // Этнографическое обозрение. - 2012. - №5. - С.139-150.
7 Веб-сайт международной образовательной платформы NoBullying [Электронный ресурс] : Помощь при запугивании. - 2016. - Режим доступа: https://nobullying.com/bullying-help/.
8 Веб-сайт федерального правительства, управляемый Департаментом
здравоохранения и социальных служб США [Электронный ресурс] :
Предотвращение киберзапугивания. - 2018. - Режим доступа
https://www.stopbullying.gov/cyberbullying/prevention.
9 Волченкова, Е. В. Профилактика кибербуллинга в подростково- моложёной среде / Е.В. Волоченкова // Вестник Вятского университета. - 2017. - №2. - С.702-708.
10 Гребенкин, Е. В Социально-педагогическая профилактика агрессии и насилия среди несовершеннолетних в ФРГ : афтореф. дис. ... канд. педагогических наук : 13.00.01 / Гребенкин Евгений Владимирович. - Новосибирск, 2005. - 22 с.
11 Дахин, А. Н. Буллинг в школе и не только / А. Н. Дахин // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - №6. - С. 208-214.
12 Ениколопов, С.Н. В ситуации кибербуллинга возрастных ограничений нет / C.H. Ениколопов // Дети в информационном обществе. - 2014. - №16. - С.36-41.
13 Зинцова, А.С. Социальная профилактика кибербуллинга / А.С. Зинцова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - №3(35). - С.122-128.
14 Казакова, Я.В. Осторожно: «Кибербуллинг» / Я.В. Казакова // Журнал для тех, кто работает с молодежью. - 2016. - №9. - С.25-30.
15 Кемалова, Л. И. Кибербуллинг как форма девиантного поведения подростков / Л.И. Кемалова // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - 2017. - №1. - С.35-37.
16 Колобова, О. Л. Исследование кибербуллинга в современном мире / О.Л. Колобова // Студенческий научный форум. - 2016. - №3. - С.24-36.
17 Кон, И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? / И.С. Кон // Семья и школа. - 2006. - №11. - С.15-18.
18 Коршунов, С. В. Кибербуллинг и единый виртуальный паспорт как решение данной проблемы / С.В. Коршунов // Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. - 2015. - №1. - С.58-64.
19 Кривцова, С. В. Травля (буллинг) в ученической среде: как понимать, противостоять и не бояться? / С.В. Кривцоваа // Научный ежегодник. - 2015. - № 3. - С.52-59.
20 Крюкова, Т.Л. Совпадающее с трудностями поведение в семье /Т.Л. Крюкова // Современная психология. - 2008. - №3. - С.391-399.
21 Кузнецова, Е.В Предупреждение криминогенного влияния информационного пространства сети Интернет на несовершеннолетних / Е.В. Кузнецова // Вестник экономической безопасности. - 2016. - №1. - С.131¬135.
22 Лоренц, К. Агрессия : научная литература / К. Лоренц. - Москва : Универе, 1994. - 257с.
23 Лэйн, Д. А. Школьная травля (буллинг) / Д.А. Лейн // Детская и подростковая психотерапия. - 2001 - №2. - С.240-276.
24 Макарова, Е.А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления / Е.А. Макарова // Российский психологический журнал. - 2016. - №3. - С.293-311.
25 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия
№14 [Электронный ресурс] : Устав муниципального автономного
общеобразовательного учреждения «Гимназия № 14 управления, экономики и права». - Красноярск, 2015. - Режим доступа:
http ://гимназия 14.рф/images/doc/ycTaB-2015.pdf.
26 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия
№14 [Электронный ресурс] : Положение «О правилах внутреннего
распорядка для обучающихся». - Красноярск, 2015. - Режим доступа: http ://гимназия14.рф/документы.
27 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №14 [Электронный ресурс] : Положение «О постановке(снятии) учащихся гимназии на внутригимназийский учёт». - Красноярск, 2015. - Режим доступа: http ://гимназия14.рф/документы.
28 Об образовании в Российской Федерации : федер. закон Российской Федерации от 29 дек. 2012 г. N273-1)3 // Российская газета. - 2012. - 31 дек.
29 Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] : В России пройдет Единый урок безопасности в сети Интернет. - Москва, 2014. - Режим досупа: https://MHHo6pHayKH^/npecc-peHTp/4514.
30 Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс] : Парламентские слушания «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве». - Москва. - 2017. - Режим доступа: http://www.council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/79549/.
31 Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — Москва : Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.
32 Цыренов, В.Ц. Агрессивное поведение молодежи как социально-педагогическая проблема / В.Ц. Цыренов // Вестник БГУ. - 2010. - №1. - С. 49-55.
33 Щипанова, Д. Е. Кибербуллинг как фактор риска в образовательной среде / Д.Е. Щипанова // Гуманитарные науки. Педагогика и психология. - 2014. - №3. - С.619-623.
34 Aftab, P. Tennessee school system cuts down on illegal activity with texting program / P. Aftab // District Administration. - 2013. - N49(1). - P.3-3.
35 Bradley, T. What are your kids doing online? / T. Bradley // PC World. - 2011. - N29(6). - P.33-34.
36 Bullock, L. M. Cyberbullying By: Preventing School Failure / L.M. Bullock // Digital Aggression: Cyberworld Meets School Bullies. - 2011. - N55(2). - P.64-70.
37 Charles E. Cyberbullying: Resources for Intervention and Prevention / E. Charles // Universal Journal of Educational Research. - 2013. - N1(3). - P.133¬145.
38 Farrington D.P. Understanding and preventing bullying / D.P. Farrington // Crime and justice. - 1993. - N2. - P.381-458.
39 Mason, K. L. Cyberbullying: A preliminary assessment for school personnel / K.L. Mason // Psychology in the Schools. - 2008. - N45(4). - P.323¬348.
40 Olweus D. A useful evaluation design, and effects of the Olweus Bullying Prevention Program / D.A. Olweus // Psychology, Crime & Law. - 2005. - N11(4). - P. 389-402.
41 Poland, S. LGBT Students Need Support at School / S. Poland // District Administration. - 2010. - N46(1). - P.44-44.
42 Smith P. K. Cyber bullying: Its nature and impact in secondary school pupils / P.K. Smith // Journal of Child and Psychiatry. - 2008. - N49. - P.376-385.
43 Suler J. The online disinhibition effect / J. Suler // CyberPsychology & Behavior. - 2004. - N7. - P.321-326.
44 Vessey J.A. Bullying: It Isn't What It Used To Be / J.A. Vessey // Pediatric Nursing. - 2004. - N3. - P.30

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ