Профилактика кибербуллинга в подростковой среде
|
Введение 3
1 Общая характеристика проблемы кибербуллинга 5
1. Кибербуллинг как разновидность буллинга: понятие, виды, особенности проявления 5
1.2 Субъектный состав и личностные особенности участников
кибербуллинга в подростковой среде 15
1.3 Причины и последствия кибербуллинга в подростковой среде 19
2 Профилактика кибербуллинга 27
2.1 Основные направления профилактической работы в сфере
кибербуллинга в России 27
2.2 Зарубежный опыт профилактики кибербуллинга 36
3 Деятельность образовательных учреждений по профилактике 44
кибербуллинга на примере МБОУ «Гимназия №14 управления, экономики
и права» 44
3.1 Опыт деятельности по профилактике кибербуллинга на базе МБОУ
«Гимназия № 14 управления, экономики и права» 45
3.2 Рекомендации по совершенствованию профилактики кибербуллинга
на базе МБОУ «Гимназия № 14 управления, экономики и права» 50
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложение
1 Общая характеристика проблемы кибербуллинга 5
1. Кибербуллинг как разновидность буллинга: понятие, виды, особенности проявления 5
1.2 Субъектный состав и личностные особенности участников
кибербуллинга в подростковой среде 15
1.3 Причины и последствия кибербуллинга в подростковой среде 19
2 Профилактика кибербуллинга 27
2.1 Основные направления профилактической работы в сфере
кибербуллинга в России 27
2.2 Зарубежный опыт профилактики кибербуллинга 36
3 Деятельность образовательных учреждений по профилактике 44
кибербуллинга на примере МБОУ «Гимназия №14 управления, экономики
и права» 44
3.1 Опыт деятельности по профилактике кибербуллинга на базе МБОУ
«Гимназия № 14 управления, экономики и права» 45
3.2 Рекомендации по совершенствованию профилактики кибербуллинга
на базе МБОУ «Гимназия № 14 управления, экономики и права» 50
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложение
Явление травли, запугивания в коллективе слабых по разным показателям людей характерно не только для современного общества, однако именно в настоящее время оно встречается практически в каждом подростковом коллективе. Общепринятым термином, обозначающим данное понятие, является «буллинг». С развитием современных технологий и появлением сети Интернет буллинг стал переходить в виртуальное пространство, позже получивший название «Кибербуллинг».
В данной работе речь пойдет о профилактике кибербуллинга в подростковой среде, в частности, внимание уделено рассмотрению уже имеющихся инструментов первичной профилактики, а также разработке рекомендаций по их усовершенствованию.
Рассмотрение именно первичной профилактики связано с латентностью данного явление, что в свою очередь делает необходимым обучить подростков безопасному поведению в виртуальном пространстве, а также установлению контроля, цензуры и фильтров в сети Интернет для предупреждения агрессии.
Актуальность данной проблемы обусловлена новизной и малоизученностью явления кибербуллинга в Российской Федерации, но при этом его распространённостью. Согласно данным исследования «Дети России онлайн», осуществленного сотрудниками Фонда развития факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Федерального института развития образования в России, 23% детей, пользующиеся Интернетом, становятся жертвами кибербуллинга [31]. Данное исследование проводилось в 2013 году. Можно предположить, что с учётом развития интернет-технологий и отсутствия профилактики в сфере кибербуллинга, количество жертв кибербуллинга увеличилось. Важно понимать, что это официальная статистика и существует ещё доля подростков, которые попадали в такую ситуацию, но не стали обращаться.
По мнению министра образования и науки О.Ю. Васильевой, главной задачей сегодня является продолжение обеспечения безопасности детей, которые не всегда способны правильно оценить степень угрозы информации. Особая роль в этом процессе должна принадлежать воспитательной и образовательной работе в школе [30]. Данные рекомендации носят декларативный характер, но сам факт обсуждения данной проблемы подчеркивает актуальность и необходимость решения.
Объект исследования в данной работе это явление кибербуллинг.
В качестве предмета выделяется профилактика кибербуллинга в подростковой среде.
Целью является разработка рекомендаций по совершенствованию профилактики кибербуллинга на базе МБОУ «Гимназия № 14 управления, экономики и права».
В рамках поставленной цели выделяются следующие задачи:
- рассмотрение понятия, видов и особенностей проявления кибербуллинга;
- описание субъектного состава и личностных особенностей участников кибербуллинга в подростковой среде;
- изучение причин и последствий кибербуллинга в подростковой среде;
- рассмотрение основных направлений профилактической работы в сфере кибербуллинга в России;
- изучение зарубежного опыта профилактики кибербуллинга;
- рассмотрения опыта деятельности по профилактике кибербуллинга на базе МБОУ «Гимназия № 14 управления, экономики и права».
В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования: анализ документов, экспертный опрос.
В данной работе речь пойдет о профилактике кибербуллинга в подростковой среде, в частности, внимание уделено рассмотрению уже имеющихся инструментов первичной профилактики, а также разработке рекомендаций по их усовершенствованию.
Рассмотрение именно первичной профилактики связано с латентностью данного явление, что в свою очередь делает необходимым обучить подростков безопасному поведению в виртуальном пространстве, а также установлению контроля, цензуры и фильтров в сети Интернет для предупреждения агрессии.
Актуальность данной проблемы обусловлена новизной и малоизученностью явления кибербуллинга в Российской Федерации, но при этом его распространённостью. Согласно данным исследования «Дети России онлайн», осуществленного сотрудниками Фонда развития факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Федерального института развития образования в России, 23% детей, пользующиеся Интернетом, становятся жертвами кибербуллинга [31]. Данное исследование проводилось в 2013 году. Можно предположить, что с учётом развития интернет-технологий и отсутствия профилактики в сфере кибербуллинга, количество жертв кибербуллинга увеличилось. Важно понимать, что это официальная статистика и существует ещё доля подростков, которые попадали в такую ситуацию, но не стали обращаться.
По мнению министра образования и науки О.Ю. Васильевой, главной задачей сегодня является продолжение обеспечения безопасности детей, которые не всегда способны правильно оценить степень угрозы информации. Особая роль в этом процессе должна принадлежать воспитательной и образовательной работе в школе [30]. Данные рекомендации носят декларативный характер, но сам факт обсуждения данной проблемы подчеркивает актуальность и необходимость решения.
Объект исследования в данной работе это явление кибербуллинг.
В качестве предмета выделяется профилактика кибербуллинга в подростковой среде.
Целью является разработка рекомендаций по совершенствованию профилактики кибербуллинга на базе МБОУ «Гимназия № 14 управления, экономики и права».
В рамках поставленной цели выделяются следующие задачи:
- рассмотрение понятия, видов и особенностей проявления кибербуллинга;
- описание субъектного состава и личностных особенностей участников кибербуллинга в подростковой среде;
- изучение причин и последствий кибербуллинга в подростковой среде;
- рассмотрение основных направлений профилактической работы в сфере кибербуллинга в России;
- изучение зарубежного опыта профилактики кибербуллинга;
- рассмотрения опыта деятельности по профилактике кибербуллинга на базе МБОУ «Гимназия № 14 управления, экономики и права».
В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования: анализ документов, экспертный опрос.
В процессе рассмотрения явления кибербуллинга, а также существующего опыта профилактики и возможности его совершенствования был сделан ряд умозаключений:
В современной России явление кибербуллинга появились сравнительно недавно, что обуславливает отсутствие общепризнанного понятийного аппарата, классификаций и т.д. Авторы высказывают, приводят различные точки зрения на определения данного понятия, но темнее не менее, основные признаки кибербуллинга можно проследить у всех, а именно: системность (продолженный характер осуществления кибербуллинга), анонимность, отсутствие эмоциональной обратной связи, латентность, то есть сложность обнаружения, контроля со стороны третьих лиц. Классификации видов кибербуллинга так же разнятся, зачастую авторы присваивают разные названия видам, описывая один и тот же вид.
Основным критерием классификации участников кибербуллинга со стороны агрессора является его мотивация к деятельности, в зависимости от неё выделяют следующие категории: «ангел мести», «противная девчонка», «жаждущий власти», «неумышленные преследователи». Особенности
жертвы кибербуллинга определяются в зависимости от того каким образом начинается процесс. Если травля в информационном пространстве начинается вследствие травли в реальной жизни, то характерные признаки будут совпадать с жертвами школьного буллинга, а именно: по разным причинам более уязвимые и менее уверенные в себе, часто имеющие какие - то отличия во внешнем виде, происхождении, поведении, состоянии здоровья по сравнению со сверстниками. В случае, когда кибербуллинг возникает в информационном пространстве без привязки к реальному миру, то жертвой может стать абсолютной любой пользователь сети Интернет.
Причинами кибербуллинга авторы выделяют: стремление к превосходству как достижение наибольшего из возможного, субъективное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности, зависть, месть, развлечение, конформизм, проблемы в семейных взаимоотношениях, низкий уровень развития эмпатии, отсутствия умения разрешать конфликты, индивидуально-личностные характеристики индивида. Последствия кибербуллинга прослеживаются на педагогическом, психологическом, социальном, медицинском уровне.
В рамках профилактики в Российской Федерации выделяют два направления. Первое направление связано с развитием технической составляющей в контексте установление различных фильтров, цензура, кнопок «тревоги» в сети Интернет. Второе направление подразумевает обучение пользователей безопасному поведения в виртуальном пространстве. В настоящее время не существует единой системы первичной профилактики, которая применялась бы в постоянном режиме. Каждый автор описывает свои отдельные методы для предубеждения вовлечения человека в ситуацию кибербуллинга. Система профилактики кибербуллинга в современной России на данный момент только зарождается, понадобиться ещё не один десяток лет для её формирования.
Профилактика кибербуллинга за рубежом более развита и прогрессивна. Основной упор в деятельности по профилактике кибербуллинга за рубежом делается на разработку и введение различных приложений и сервисов для телефонов. Что позволяет выявлять сомнительные текстовые сообщения и звонки с неизвестных номеров, сразу дублировать их родителям, определять местоположение ребенка, информировать о способах реагирования в ситуации кибербуллинга, если приложение введено школой, то с помощью него можно анонимно сообщить о любой ситуации кибербуллинга.
В качестве рекомендаций по профилактике предлагается возложение на школы, в частности на учителей информатики, проведение уроков обучающих школьников стратегиям реагирования в ситуации кибербуллинга. Введение приложения для смартфонов учеников на базе школы, в котором будет содержаться информация по профилактике кибербуллинга для самостоятельного ознакомления. Сервис, который позволит подростку анонимно или не анонимно сообщать администрации школы о фактах травли в сети Интернет между учениками, прикрепляя доказательства (скриншоты). В ближайшем будущем профилактика должна быть направлена на формирование культуры поведения в сети Интернет, которая будет восприниматься населением, как само собой разумеющееся.
В современной России явление кибербуллинга появились сравнительно недавно, что обуславливает отсутствие общепризнанного понятийного аппарата, классификаций и т.д. Авторы высказывают, приводят различные точки зрения на определения данного понятия, но темнее не менее, основные признаки кибербуллинга можно проследить у всех, а именно: системность (продолженный характер осуществления кибербуллинга), анонимность, отсутствие эмоциональной обратной связи, латентность, то есть сложность обнаружения, контроля со стороны третьих лиц. Классификации видов кибербуллинга так же разнятся, зачастую авторы присваивают разные названия видам, описывая один и тот же вид.
Основным критерием классификации участников кибербуллинга со стороны агрессора является его мотивация к деятельности, в зависимости от неё выделяют следующие категории: «ангел мести», «противная девчонка», «жаждущий власти», «неумышленные преследователи». Особенности
жертвы кибербуллинга определяются в зависимости от того каким образом начинается процесс. Если травля в информационном пространстве начинается вследствие травли в реальной жизни, то характерные признаки будут совпадать с жертвами школьного буллинга, а именно: по разным причинам более уязвимые и менее уверенные в себе, часто имеющие какие - то отличия во внешнем виде, происхождении, поведении, состоянии здоровья по сравнению со сверстниками. В случае, когда кибербуллинг возникает в информационном пространстве без привязки к реальному миру, то жертвой может стать абсолютной любой пользователь сети Интернет.
Причинами кибербуллинга авторы выделяют: стремление к превосходству как достижение наибольшего из возможного, субъективное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности, зависть, месть, развлечение, конформизм, проблемы в семейных взаимоотношениях, низкий уровень развития эмпатии, отсутствия умения разрешать конфликты, индивидуально-личностные характеристики индивида. Последствия кибербуллинга прослеживаются на педагогическом, психологическом, социальном, медицинском уровне.
В рамках профилактики в Российской Федерации выделяют два направления. Первое направление связано с развитием технической составляющей в контексте установление различных фильтров, цензура, кнопок «тревоги» в сети Интернет. Второе направление подразумевает обучение пользователей безопасному поведения в виртуальном пространстве. В настоящее время не существует единой системы первичной профилактики, которая применялась бы в постоянном режиме. Каждый автор описывает свои отдельные методы для предубеждения вовлечения человека в ситуацию кибербуллинга. Система профилактики кибербуллинга в современной России на данный момент только зарождается, понадобиться ещё не один десяток лет для её формирования.
Профилактика кибербуллинга за рубежом более развита и прогрессивна. Основной упор в деятельности по профилактике кибербуллинга за рубежом делается на разработку и введение различных приложений и сервисов для телефонов. Что позволяет выявлять сомнительные текстовые сообщения и звонки с неизвестных номеров, сразу дублировать их родителям, определять местоположение ребенка, информировать о способах реагирования в ситуации кибербуллинга, если приложение введено школой, то с помощью него можно анонимно сообщить о любой ситуации кибербуллинга.
В качестве рекомендаций по профилактике предлагается возложение на школы, в частности на учителей информатики, проведение уроков обучающих школьников стратегиям реагирования в ситуации кибербуллинга. Введение приложения для смартфонов учеников на базе школы, в котором будет содержаться информация по профилактике кибербуллинга для самостоятельного ознакомления. Сервис, который позволит подростку анонимно или не анонимно сообщать администрации школы о фактах травли в сети Интернет между учениками, прикрепляя доказательства (скриншоты). В ближайшем будущем профилактика должна быть направлена на формирование культуры поведения в сети Интернет, которая будет восприниматься населением, как само собой разумеющееся.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С АГРЕССОРАМИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2023 - Профилактика буллинга в подростковой среде (на примере МБОУ «Бурлинская СОШ»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - КИБЕРНАСИЛИЕ И КОНФЛИКТЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ В МОБИНГ ГРУППАХ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Профилактика кибербуллинга в отношении учащихся старших классов как направление психосоциальной работы
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2023 - Профилактика буллинга среди подростков (Государственный социально-гуманитарный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Взаимосвязь буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020



