ВВЕДЕНИЕ 4
1 Анализ предметной области 7
1.1 Анализ работы центра дополнительного образования 7
1.2 Обзор существующих решений проблемы составления расписания 8
1.3 Формирование требований к автоматизированной системе 15
1.4 Вывод к первому разделу 22
2 Реализация автоматизированной системы. 24
2.1 Выбор инструментов для разработки автоматизированной системы 24
2.2 Особенности программной реализации автоматизированной системы.. 35
2.3 Тестирование автоматизированной системы 40
2.4 Вывод ко второму разделу 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
На дворе уже XXI век, век, когда человек не мыслит себя, своё существование вне информационного потока. То, что ещё двадцать лет назад казалось результатом вымысла писателей - фантастов, сегодня ежедневная обыденность. Люди так быстро привыкли к новым видам связи: сотовой и спутниковой, интернету, гаджетам и компьютерам, что кажется, словно так было всегда. Развитие информационных технологий продвигается вперёд семимильными шагами, информационная техника беспрестанно совершенствуется. Компьютеры теперь необходимы абсолютно во всех сферах экономики: они контролируют производственные процессы на фабриках, заводах, фермах, содержат базы данных финансовых, социальных, коммерческих учреждений. Информационные технологии внедряются в образовательных организациях, организациях здравоохранения, культуры и науки.
А ведь исследования в сфере информатизации различных отраслей экономики начались ещё в пятидесятые годы прошлого столетия. Одной из задач таких исследований было составление расписаний. На первый взгляд, такая задача не кажется актуальной и значимой. Но это лишь на первый взгляд, ведь правильно составленное расписание способно оптимизировать работу транспортных систем, работу в промышленных цехах, на предприятиях массового обслуживания, в медицинских учреждениях и других организациях.
Современная реальность ставит перед специалистами немало задач, которые нельзя решить методом полного перебора, а для большинства моделей теории расписания составление наиболее оптимального расписания - задача почти неразрешимая, особенно если учитывать различного рода ограничения производственного, организационного характера и человеческий фактор.
ВУЗ тоже является предприятием, учреждением образования, и он тоже проходит через процесс автоматизации. И, хотя понятие образовательной деятельности является единым для всех образовательных учреждений
4
государства, каждый ВУЗ по-своему проходит процесс составления расписания. Огромное влияние на процессы автоматизации высшего учебного заведения оказывает состояние бюджета и возможность использования программных продуктов, которые предлагаются на рынке.
Одной из самых важных проблем правильной организации учебного процесса в ВУЗе - это задача составления автоматизированного учебного расписания, которая является главной для диспетчерской службы высшего учебного заведения. Такое расписание должно учитывать большое количество различного вида ограничений, чтобы оптимизировать учебную деятельность студентов, правильно распределить их физическую и психологическую нагрузку, обеспечить равномерную занятость студенческих групп и преподавателей.
Многие люди считают, что опытные диспетчеры могут вручную составить расписание, оптимальное для учебного процесса и общественной жизни ВУЗа, но, учитывая введение модульно-рейтинговой системы образования, увеличение количества студентов, укрупнение ВУЗов, необходимость использования и учёта большого количества данных, такое мнение, безусловно, можно считать ошибочным.
Конкретно задачу «Расписание» решают многие программные продукты, и хорошо с этим справляются. Но, задачей моей дипломной работы является сформировать оптимальное расписание для студентов центра дополнительного образования (в дальнейшем ЦДО), что является более узкой задачей. Главной проблемой составление данного расписания заключается в том, что в основном все студенты обучаются в разных ВУЗах, группах и т.д. Соответственно, свободное время для занятий дополнительного образования у них не совпадает. Было принято решение разработать автоматизированную систему, в которой студенты будут голосовать за удобные и не удобные для них дни для проведения занятий, в дальнейшем система, исходя из результатов голосования студентов, составит, наиболее, подходящее расписание.
Исходя из выше сказанного, была сформулирована цель данной выпускной квалификационной работы:
Объект исследования - автоматизированная система расписания для центра дополнительного образования.
Предмет исследования - применение современных информационных технологий и средств веб-разработки для создания автоматизированной информационной системы.
Целью данной выпускной квалификационной работы, является - повысить эффективность составление расписания диспетчером, путем автоматизации процесса.
Задачами квалификационной работы, в соответствие с целью, является:
а) подробно описать актуальность проблемы и предметную область и выявить основные проблемы;
б) провести анализ и подобрать удобную для студентов и преподавателей автоматизированную систему;
в) аргументирование экономической эффективности путем внедрение автоматизированной системы.
В ходе выполнения задач выпускной квалификационной работы были
выполнены пункты:
– был проведен анализ работы центра дополнительного образования, и
выявлена основная проблема работы данного учреждения;
– был разработан проект автоматизированной системы, которая позволит,
повысит эффективность составления расписания;
– в дальнейшем проект автоматизированной системы был реализован и
протестирован.
Разработка автоматизированной системы для составления расписания
является актуальной темой, о чем говорят множество реализованных проектов.
На сегодняшний день существует достаточно количество подобных программ.
Но анализ показал, что существовала потребность в разработке собственной
системы.
Главным достоинством описанного в этой работе проекта является то, что
разработанная система функционирует на различных устройствах под любой
операционной системой, что делает ее очень удобной в использовании.
Алексеев, А. А. HTML5. Основы клиентской разработки/ А.А.
Алексеев, А. О.Савельев. – М.: Национальный Открытый Университет
«ИНТУИТ», 2016. – 272 с.
2. Гома, Х. Designing Concurrent, Distributed, and Real–Time Applications
with UML. 2–е издание/ Х. Гома. – М.: Пресс, 2011. – 704 с.
3. Дронов, В.И. HTML, JavaScript, PHP и MySQL. Джентльменский набор
Веб–мастера. 4–е издание/ В.И. Дронов, Н.В. Прохоренок. – СПБ.: БХВ, 2015. –
215 с.
4. Дунаев, В.А. HTML, скрипты и стили. 3–е издание / В.А. Дунаев. –
СПБ.: БХВ, 2011. – 225 c.
5. Маклафлин, Б. PHP и MySQL. Исчерпывающее руководство/ Б.
Маклафлин. – СПБ.: Питер, 2013. – 352 с.
6. Ульман, Л. PHP и MySQL. Cоздание интернет–магазинов/ Л. Ульман. –
М.: Вильямс, 2015. – 180 с.
7. Уоррен, К. Книга веб–программиста. Секреты профессиональной
разработки веб–сайтов/ К.Уоррен, Б. Хоган. – СПБ .: Питер, 2013. – 254 с.