ВВЕДЕНИЕ 4
1 Понятия и особенности массовой и экранной культур 13
1.1 Понятие массовой культуры и ее особенности 13
1.2 Понятие экранной культуры и её особенности 19
2 Анализ кинематографических образов произведения киноискусства Джоржда Лукаса «Звёздные войны» 23
2.1 Глобальные кинематографические образы произведения киноискусства Джорджа Лукаса «Звёздные войны» 23
2.2 Контент-анализ социальных медиа города Красноярска по ключевым словам «звездные войны» 33
2.3 Ассоциативный эксперимент среди жителей города Красноярска со словами-стимулами
«звездные войны» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Кинофильмы франшизы «Звездные войны» имеют большой успех в большинстве стран мира с момента своего первого появления в 1977 году, и продолжают набирать популярность в настоящее время. За эти годы «Звездные войны» стали настоящим культурным феноменом, что подтверждается фантастическим успехом последней части «Звездные войны: Эпизод VII - Пробуждение силы» [21].
Актуальность дипломной работы
Актуальность данной дипломной работы состоит в том, что кинематографический образ, транслируемый фильмами серии «Звездные войны», имеет массовый характер и широко распространен как среди мировой, так и российской зрительской аудиторий. Несмотря на такую популярность, образ, рождающийся у зрителя, изучен крайне мало и нуждается в дополнительном, более тщательном анализе.
Существуют различные версии того, какие образы транслируют кинофильмы вселенной «Звездные войны», которые привлекают зрителя. Однако практического подтверждения и серьезного научного обоснования этим теориям нет. Данный факт также подтверждает актуальность настоящей дипломной работы.
Кинематографический образ серии фильмов «Звездные войны» важен для изучения также и потому, что история зрительского интереса к киноциклу породила целый пласт массовой культуры, который можно иносказательно именовать «киновселенной». На основе идей «Звездных войн» создается множество текстовых и графических произведений. Существуют различные массовые явления и общественные движения, основанные на кинофраншизе: косплей (хобби, которое заключается в переодевании в костюмы известных персонажей), вечеринки и комик-коны (фестивали популярной культуры) для поклонников, даже своя собственная религия - джедаизм. Также доказывает важность «Звёздных войн» тот факт, что день 4-го мая официально признан международным Днем звездных войн. Поклонники киновселенной снимают свои фильмы по мотивам, создают сайты и блоги, посещают места съемок фильмов, создают сувениры, аксессуары, выпечку и др. Интерес людей останавливается не только на самом кинофильме, но и на его идейной и ценностной составляющей; так, для многих поклонников «Звёздные войны» - это не просто фильм, а целое мировоззрение.
В итоге, отрицать большую культурную значимость саги на сегодняшний день сложно.
Стоит отметить актуальность использованной методологии - в её качестве выбрана как общенаучная: анализ, синтез, экстраполяция и другие, так и философско-искусствоведческая методология, разработанная в рамках теории искусства В. И. Жуковским и Н. П. Копцевой. [43] Поскольку социальные медиа набирают популярность, то их контент-анализ в сочетании с ассоциативным экспериментом со зрителем позволяет получить наиболее объективные результаты.
Степень изученности
Так как «Звёздные войны» являются частью массовой культуры, то степень изученности необходимо начинать с этого понятия.
Г. Лебон в работе «Психология народов и масс» определил понятие масс. По его мнению, масса - этологическая структура, обозначающая не простое объединение некоторого числа индивидов, а единая и неделимая общность, обладающая одинаковыми характеристиками и специфическими чертами, в рамках которой человек становится частью толпы, обезличивается, теряет способность выражения своих осознанных или неосознанных интересов, желаний, потребностей. В своей импульсивности и изменчивости масса в основном руководствуется областью бессознательного [1].
толпой. Он отмечает наплыв масс в различные сферы общества, который привёл к сокращению дистанции между элитой и толпой [2].
Помимо концептуального определения масс, существует ряд исследований, посвящённых определению понятия массовой культуры и её особенностям.
Хорошкевич Н. Г. в своей статье «Неоднозначность массовой культуры» [3] рассматривает воздействие массовой культуры на человека. Автор дает краткое описание истории термина «массовая культура», описывает его как противоречивое явление, отмечая как отрицательные, так и положительные стороны. Это: манипулирование сознанием человека, стандартизация или унификация личности, способствование культурной преемственности, объединение людей и др.
Раскрывает истоки, критику и некоторые особенности массовой культуры Мордвинова Л. В. в статье «Феномен массовой культуры в современном обществе» [4]. «Существование массовой культуры не только закономерно, но и желательно, поскольку она интегрирует в единое целое чрезвычайно сложное информационное общество, и осуществляет адаптацию индивида к этому обществу, формируя у него определенную систему ценностей. Коммерческий характер массовой культуры и зачастую низкий художественный уровень массового искусства вызывают обвинения в «бездуховности» и «примитивизме», но реальной альтернативы массовой культуре не существует. Сегодня массовая культура становится все более «интегральной», о чем свидетельствует ее диверсификация, приводящая к появлению множества индивидуальных культурных стилей и жизненных стратегий».
Попытку максимально обобщить представления о массовой культуре как в отечественной, так и в зарубежной традиции предпринимает в своей диссертации «Массовая культура как феномен постиндустриального общества» Костина А.В. [44]. Кроме генезиса представлений о массовой культуре, автор разбирается в её морфологии и феноменологии.
Также Костина А. В. пишет об экранной массовой культуре: «Поверхностность массовых феноменов, связанная, в определенном смысле, с репродуцируемым форматом и ограниченностью каналов массовой коммуникации, определяет характер сообщения, исключающего избыточность и вынужденного быть лаконичным. Именно поэтому все, представляемое в режиме тиража, лаконично, сведено к чисто информативному варианту, клишировано, формульно».
Рассматривает основные определения массовой культуры и роль массовой культуры в жизни современного общества Аблеев С. Р. в статье «Специфика и тенденции массовой культуры: анализ основных аспектов» [5]. «Как и в случае с традиционной культурой универсального определения массовой культуры до сих пор не существует. Такая ситуация имеет свое рациональное объяснение. Дело в том, что как научно-философская категория, «массовая культура» включает в себя целых три понятия. Во-первых, «культуру», как особый характер продукта. Во-вторых, «массовость», как степень распространения продукта. В-третьих, «культуру», как духовную ценность» Кроме того, в данной статье автор приводит основные структурные уровни и характеристики массовой культуры.
Следующий пласт исследований посвящён массовому кино. Многие исследователи анализируют его как зеркало социальной действительности.
Так, например, Р. Кениг в своих работах [6] говорит о том, какие аспекты кинофильма воспринимаются зрителем, а какие, напротив, остаются без внимания. Автор говорит о том, что кино «отражает душевные настроения и представления публики» более прямым путем, нежели остальные искусства [6].
Картину мира, формируемую киноискусством, анализируют М. Май и Р. Винтер [7]. В коллективной монографии, вышедшей в 2006 г., они поставили вопрос о том, «какие познания о социальных, политических, культурных и структурных процессах могут нам дать кинофильмы?» [7], и приводят несколько значимых аргументов в пользу перспективности использования фильма в качестве инструмента социологии. Так, они отмечают, что создатели фильма всегда стремятся увеличить количество зрителей в кинозалах, для чего им приходится уделять серьезное внимание их эмоциональным запросам: мечтаниям, страхам, фантазиям и проблемам.
М. С. Макртычева в статье «Кино как предмет социологического изучения: возможности и перспективы» с точки зрения социологии рассматривает массовое кино, обращая особое внимание на особенности фантастического жанра. «Фантастический фильм сталкивает зрителей с чем-то уникальным, не имеющим аналогов в реальной жизни, неожиданным. Зритель тяготеет к сказке, рассказанной фильмом, мечтает прикоснуться к ней в реальности» [8]. Автор оправдывает популярность фантастического жанра особенностями человеческой психологии: жажда познания, стремление фантазировать и др. Также М. С. Макртычева признает, что комплексного научного знания, призванного анализировать и изучать феномен фантастики не существует.
В работе «Фантастика. Общий курс» К. Мзареулов подробно пишет о фильмах жанра фантастика. Он говорит о том, что фантастические фильмы как с самого начала своего существования, так и по сей день являются самыми кассовыми кинокартинами. К. Мзареулов пишет о жанра фантастики, когда зрителей только начинали поражать сцены космических путешествий, картины будущего, иные миры. Он отмечает, что существует стандартный путь развития кинофантастики, когда раз в десять лет появляется фильм, содержащий принципиально новую идею, производящий фурор в жанре и провозглашается «культовым» [9].
В сборнике статей под редакцией Н. Самутиной под названием «Фантастическое кино. Эпизод первый» представлены различные статьи зарубежных авторов о фантастическом кино [10]. В статьях представлены основные правила языка кинофантастики. Тематика статей разнообразна: от общих работ о фантастическом кино до более конкретных тем. Статьи охватывают разные периоды эволюции фантастического жанра. Авторы рассматривают отдельные направления, оформившиеся в ходе развития жанра, и творчество его мастеров. Заключительный раздел отведен анализу наиболее значительных произведений этого рода.
В книге Н.А. Агафоновой «Общая история кино и основы анализа фильма» рассматривается специфика кино как вида искусства, его особенности. Автор рассматривает жанровую и видовую типологию фильмов. Фильмы серии «Звёздные войны» Н. А. Агафонова относит к следующему жанру: героико¬приключенческий галактический фильм. Также автор анализирует более двадцати кинопроизведений разных жанров и времен [11].
Следующие исследовательские работы посвящены «фантастическому» жанру массового кино.
Вопросом о том, почему фантастика приносит миллиарды, в одноименной статье задается А. Гагинский. Автор рассказывает о том, благодаря чему в массовой культуре распространяются фантастические и эпические кинофильмы («Звездные войны», «Властелин колец», фильмы о супергероях, людях со сверхспособностями и т.п.). Причины популярности и больших сборов данных фильмов по мнению автора: 1) фантастика впечатляет (люди смотрят фильмы в поисках новых удивительных впечатлений, отсутствующих в реальной жизни); 2) фантастика понятна без перевода (она не имеет национальных особенностей, так как миры выдуманы); 3) фантастика - для всех возрастов; 4) «из фантастики выходит лучшиймерчендайз» (большую прибыль приносит продажа побочных продуктов: игрушек, атрибутики, комиксов, видеоигр и др.); 5) «технологии доросли до фантастики» (для того, чтобы создавать на экране новые миры, необходимы сложные технологии, которые достигли нужного уровня только в последние десятилетия) [22].
Различных статей, заметок и рецензий на фильмы франшизы «Звездные войны», огромное множество. Статья А. Загудаева «Больше, чем фильм» повествует об истории создания первой части «Звёздных войн» [12]. Автор говорит о секрете успеха кинофраншизы.««Звездные войны» стали отправной точкой для формирования целой вселенной, в которую вошли игрушки, книги, видеоигры и много чего еще. Иными словами космическая опера Джорджа Лукаса стала первым фильмом, ворвавшимся в смежные медиасферы.» Автор заявляет, что Джордж Лукас стал одним из первых режиссеров, занявших нишу подросткового кино в Голливуде. Золотое правило Голливуда: «кино нужно снимать в первую очередь для тинейджеров, именно они - самая активная и платящая аудитория».
Многие исследователи и журналисты, анализируя фильмы серии «Звёздные войны» пишут о том, что седьмой эпизод, вышедший в 2015 году, стал популярным благодаря тому, что вызывал чувство ностальгии у зрителей, так как многие приемы и герои «Пробуждения силы» схожи с первыми фильмами серии.
Так, например, А. Мальский в статье ««Звёздные войны»: добро пожаловать в 1977 год» подробно разбирает каждую схожую черту «пробуждения силы» и Оригинальной трилогии [23].
Также А. Гагинский в своей рецензии «Звёздные войны: Пробуждение силы. Положительное мнение» отмечает многие ностальгические моменты: схожие с Оригинальной трилогией воздушные бои, отсылки к «Новой надежде» в виде декораций, костюмов, ракурсов, некоторых героев, юмора и др. [24].
Z. Feinstein (З. Файнштейн) в статье «I have discovered the reason that «Star Wars» exists in the first place» («Я думаю причина в первую очередь в том, что «Звёздные войны» существуют») также пишет, что «Звездные войны: Пробуждение силы» оживляют ностальгические воспоминания об Оригинальной трилогии. По мнению автора это связано с тем, что «Звездные войны» содержат в себе отсылки к актуальной экономической и политической проблематике, что и способствует их привлекательности для аудитории [25].
Многие исследователи, кинокритики и журналисты рассматривают «Звёздные войны» с точки зрения продукта массовой культуры. Часть из них связывают огромную популярность кинофраншизы политическими и экономическими механизмами, показанными в фильмах. Например, в статье А. Сакоян ««Звёздные войны»: ностальгия и актуальность» популярность последней части фильма связывается с демонстрации картины реальной глобализации на примере галактической глобализации [19].
В эссе об американской мифологии «An American mythology: why star wars still matters» («Американская мифология: почему Звездные войны все еще значат») автор анализирует «Звездные войны» с точки зрения развития киноиндустрии Голливуда. Он анализирует мнения различных критиков. Все они сходятся на том, что факт огромного влияния «Звездных войн» очевиден. Однако, критики делятся на две группы. Одни считают, что воздействие кинофраншизы было разрушительным. То есть с момента выхода «Звездных войн» началось переключение Голливуда с интеллектуальных фильмов, на более простые сюжеты. Другие же считают, что наоборот, «Звездные войны» произвели положительный эффект, когда Голливуд стал снимать кино про простые человеческие ценности и противостояние добра и зла [26].
Объект исследования
Кинофильмы франшизы «Звездные войны», включающие в себя семь кинофильмов: «Звездные войны: Эпизод IV - Новая надежда» (1977), «Звездные войны: Эпизод V - Империя наносит ответный удар» (1980), «Звездные войны: Эпизод VI - Возвращение джедая» (1983), «Звездные войны: Эпизод I - Скрытая угроза» (1999), «Звездные войны: Эпизод II - Атака клонов» (2002), «Звездные войны: Эпизод III - Месть ситхов» (2005), «Звездные войны: Эпизод VII - Пробуждение силы» (2015).
Предмет исследования
Кинематографический образ, формируемый кинофильмами серии «Звездные войны» у зрительской аудитории города Красноярска.
Цель исследования
Провести анализ кинематографических образов, формируемых кинофильмами серии «Звездные войны» у зрительской аудитории города Красноярска на предмет определения аспектов локального и глобального в этих образах.
Задачи исследования
1. На основе обзора научной литературы и публикаций СМИ выявить предполагаемые кинематографические образы, которые формируют у зрителя произведения киноискусства «Звездные войны»;
2. Провести контент-анализ социальных медиа города Красноярска по ключевым словам «звездные войны» и ассоциативный эксперимент среди жителей города Красноярска со словами-стимулами «звездные войны»;
3. Проинтерпретировать результаты исследований, выявить основные образы и уточнить, что глобального и локального в них содержится.
Методологические основы исследования
Главным образом данная дипломная работа опирается на результаты проведенного контент-анализа социальных медиа и ассоциативного эксперимента. Также в работе использованы такие общенаучные методы как анализ, описание, сравнение и др.
Предполагаемый результат
Будет проведён анализ кинематографических образов в фильмах серии «Звездные войны», которые сформировались у зрителей города Красноярска. Будет дан ответ на вопрос, что глобального и локального представлено в этих образах. Материалы работы могут найти применение при написании научных статей, в издании публикаций (в т.ч. сборников статей).
Структура дипломной работы
Введение, две главы, заключение, список литературы.
В заключении хочется сказать, что для полного раскрытия темы в ходе написания данной бакалаврской работы были успешно выполнены все поставленные цели и задачи.
Был успешно проведен анализ кинематографических образов, формируемых кинофильмами серии «Звездные войны» у зрительской аудитории города Красноярска на предмет определения аспектов локального и глобального в этих образах. Для достижения этой цели были успешно выполнены следующие задачи:
1. На основе обзора научной литературы и публикаций СМИ были выявлены кинематографические образы, которые формируют у зрителя произведения киноискусства «Звездные войны». Эти образы следующие: образ далекого будущего, включающий в себя новые технологии, политическую систему, философию и множество запоминающихся персонажей.
2. Успешно проведен контент-анализ социальных медиа города Красноярска по ключевым словам «звездные войны».
- В ходе этого исследования было выявлено, что жители г.Красноярска помнят, говорят и интересуются фильмами серии «Звездные войны».
- В красноярских интернет-порталах существуют как положительные, хвалебные статьи и отзывы, так и негативные (критические).
- Большинство упоминаний словосочетания «Звездные войны» связана с какими-либо мероприятиями, проходящими в городе.
3. Успешно проведен ассоциативный эксперимент среди жителей города Красноярска со словами-стимулами «звездные войны» в ходе которого выяснилось, что практически все образы, сформированные у красноярцев серией фильмов «Звездные войны» совпадают с глобальными, выявленными в ходе выполнения первой задачи. Исключение составляет группа слов-реаций «семья». Что говорит об актуальности темы семейных отношений и важности семейных ценностей для жителей г.Красноярска.
1. Лебон. Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. - СПБ.: Макет, 1995. - С. 114-115.
2. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. 1991. - С. 4.
3. Хорошкевич, Н. Г. Неоднозначность массовой культуры / Н. Г. Хорошкевич // Социс. Социологические исследования . - 2011 . - № 11 . - С. 111-117.
4. Мордвинова, Л. В., Шилова, А. Феномен массовой культуры в современном обществе / Л. В. Мордвинова, А. Шилова // Аналитика культурологии. - 2009. - № 4.
5. Аблеев, С. Р. Специфика и тенденции массовой культуры: анализ основных аспектов [Электронный ресурс] / С. Р. Аблеев // - Режим доступа: http://www.lomonosov.org/friend-esses/fourfriend-esses15054.html
6. Konig, R. Soziologische Orientierungen. Vortrage und Aufsatze / Hrsg. von R. Konig. Koln - Berlin, 1998.
7. Жабский, М. И. Социология кино: истоки, предмет, перспективы / М. И. Жабский. - М.: Знание, 1989. С. 1-64.
8. Мкртычева, М. С. Кино как предмет социологического изучения: возможности и перспективы / М. С. Мкртычева // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №12.
9. Мзареулов, К. Фантастика. Общий курс / К. Мзареулов. 1994.
10. Самутина, Н. Фантастическое кино. Эпизод первый : сборник статей /
Н. Самутина. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - С. 408.
11. Агафонова, Н. А. Общая история кино и основы анализа фильма / Н.
А. Агафонова. - Минск: Тесей, 2008
12. Загудаев, А Больше, чем фильм. Как Джордж Лукас придумал «Звездные войны» [Электронный ресурс] : Звездные войны кино / А. Загудаев // - Режим доступа: http://disgustingmen.com/kino/how-star-wars-was-made-history
13. Философия Буддизма и Звездные Войны [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.sunhome.ru/religion/11301
14. «Звездные войны» - Добро и зло [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.plam.ru/philos/fLlosof_na_krayu_vselennoi_nf_fLlosofija_ili_gollivud_ide t_na_pomosh_filosofskie_problemy_v_nauchno_fantasticheskih_filmah/p10.php
15. Земные секреты «Звездных Войн» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.manwb.ru/articles/arte/cinema/StarWarSecret2_XX/
16. Maramba, R. The Philosophy of Star Wars [Электронный ресурс] / R.
Maramba // - Режим доступа:
https://thecriticalthinker.wordpress.com/2008/08/27/the-philosophy-of-star-wars/
17. Карчевская, К. С. О проявлениях архетипических образов в мифических и кинематографических сюжетах [Электронный ресурс] / К. С. Карчевская // - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/o-proyavleniyah- arhetipicheskih-obrazov-v-mificheskih-i-kinematograficheskih-syuzhetah
18. Конфорти, М. Архетипы, когерентность и кино [Электронный ресурс] / М. Конфорти // - Режим доступа: http://maap.ru/library/book/93/
19. Сакоян, А. «Звёздные войны»: ностальгия и актуальность
[Электронный ресурс] / А. Сакоян // - Режим доступа:
http://polit.ru/article/2015/12/21/star_wars/
20. Сакоян, А. «Звездные войны»: бизнес-модель и мифология
[Электронный ресурс] / А. Сакоян // - Режим доступа:
http://polit.ru/article/2015/12/18/star_wars/
21. «Звёздные войны: Пробуждение Силы» собрали 2 миллиарда долларов в прокате [Электронный ресурс] / Журнал «Мир фантастики». - Режим доступа: http://www.mirf.ru/news/star-wars-2-billion
22. Гагинский, А. Почему фантастика приносит миллиарды [Электронный ресурс] / А. Гагинский // Журнал «Мир фантастики». -
Режим доступа: http://www.mirf.ru/kino/pochemu-fantastika-prinosit-
milliardy
23. Мальский, А. «Звёздные войны»: добро пожаловать в 1977 год [Электронный ресурс] / А. Мальский //Журнал «Мир фантастики». - Режим доступа: http://www.mirf.ru/kino/kinoreview/star-wars-back-to-1977
24. Гагинский, А. Звёздные войны: Пробуждение силы. Положительное мнениеplace [Электронный ресурс] / А. Гагинский // Журнал «Мир фантастики». - Режим доступа: http://www.mirf.ru/kino/kinoreview/star- wars-force-awakens-good
25. Feinstein, Z. I have discovered the reason that “Star Wars” exists in the first place [Электронный ресурс] / Z. Feinstein // - Режим доступа: https://www.washingtonpost.com/news/wonk/wp/2015/12/19/i-have- discovered-the-reason-that-star-wars-exists-in-the-first-place/
26. An American Mythology: Why Star Wars Still Matters [Электронный ресурс] / Catholic World Report // - Режим доступа: http://decentfilms.com/articles/starwars
27. Волков, Ю. Г., Добреньков, В. И. Социология [Электронный ресурс] /
Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков // - Режим доступа:
http://society.polbu.ru/volkov_sociology/ch19_all.html
28. Пивоваров, Д. В. Проблема синтеза основных дефиниций культуры / Д. В. Пивоваров // Вестник Российского философского общества. - 2009. - № 1. - С. 157-161.
29. Лебон, Г. Психология толп / Г. Лебон // - М.: КСП+, 1999.
30. Социологическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ebiblioteka.ru/searchresults/article.jsp?pager.offset=11#5 #5
31. Осипов, Г. В. Социологический энциклопедический словарь
32. Fulchignoni, E. La civilisation de l'image. Paris, 1969, p. 46-47.
33. Шапинская Массовая культура XX века: очерк теорий / Шапинская // Полигнозис. - 2000. - № 2.
34. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости [Электронный ресурс] / В. Беньямин // - Режим доступа: www.plilol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Benjamin.htm
35. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл // Перевод с англ. - М.: Academia, 1999.
36. Массовая культура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/massovaya-kultura.html
37. Лещинская, И. И. Массовая культура [Электронный ресурс] /И. И. Лещинская // - Режим доступа: http://www.bsu.by/Cache/Page/290433.pdf
38. Негодаев, И. А. Информатизация культуры [Электронный ресурс] / И.
А. Негодаев // - Режим доступа:
http://polbu.ru/negodaev_informculture/ch15_all.html
39. Экранная культура в XXI веке/Редколлегия: В.В.Виноградов (руководитель проекта), К.К.Огнев, С.Л.Уразова, В.Л.Цвик / Отв. за выпуск Н.И.Емельянова. - М.: ФГОУ ДПО ИПК работников телевидения и радио: вещания, 2010. - С.480.
40. Нечай, О.Ф. Телевидение как художественная система. - Минск. - 1981. - С. 256
41. Тарасова, М. В. Теория и практика диалога зрителя и произведения искусства : монография / М. В. Тарасова. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2015. - 236 с.
42. Берсенев, С. Звездные войны: Светлого Будущего не предлагается
[Электронный ресурс] / С. Береснев // - Режим доступа:
https://cont.ws/post/170233
43. Жуковский, В. И. Пропозиции теории изобразительного искусства./ Жуковский В. И., Копцева Н. П - Красноярск: Красноярский государственный университет, 2004. - 256 с.
44. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества [Электронный ресурс] / А.В. Костина // - Режим доступа: http://cnb.uran.ru/userfiles/210945.pdf
45. Институциональный анализ Республики и Империи в "Star Wars"
[Электроннный ресурс]. - Режим доступа:
http://luchecon.livejournal.com/693991.html
46. Политический анализ: Звездные войны [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.disput.az/?app=forums&module=forums&controller=topic&id=41
47. Звездные войны: экономика галактической империи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.finam.ru/analysis/newsitem/zvezdnye- voiyny-ekonomika-galakticheskoiy-imperii-20151216-173111/
48. Технологии Звездных войн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/tech/2015/11/30/7926209/starwars_irl.shtml
49. Star Wars: 9 технологий, что опередили будущее [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://24tv.ua/ru/star_wars_9_tehnologij_chto_operedili_budushhee_n634
50. Через тернии к звездам. Тридцать величайших героев «Звездных
войн» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.film.ru/articles/cherez-ternii-k-zvezdam
51. Фильм «Звёздные войны: Пробуждение силы»: Уважение и сотрудничество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.redom.ru/articles/film-zvyozdnyie-vojnyi-probuzhdenie-silyi-uvazhenie- i-sotrudnichestvo_1005/
52. Перформанс "Звёздные войны: казнь джедаев" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kmforum.ru/blog/company_krom/
53. Фехтовальный перформанс «Звёздные гладиаторы» [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://afisha.sibnovosti.ru/events/fehtovalnyy-
performans-zvyozdnye-gladiatory
54. Музыка из кинофильма «Звездные войны» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.redom.ru/afisha/info/5665/