Введение 3
1 Исследование тенденций развития малого предпринимательства в РФ 1
1.1 Государственное нормативно-правовое регулирование механизмов
поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации 5
1.2 Инструменты поддержки малого предпринимательства 13
1.3 Анализ тенденций развития малого предпринимательства в РФ 25
2 Анализ механизма поддержки малого предпринимательства в Красноярском крае. 34
2.1 Оценка эффективности малого предпринимательства в Красноярском крае 34
2.2 Оценка государственной программы по поддержке малого предпринимательства в Красноярском крае 44
2.3 Факторы, препятствующие развитию малого предпринимательства в
Красноярском крае 58
Заключение 82
Список использованных источников 84
Приложение А
Предпринимательство является важным фактором экономического развития страны и главной движущей силой экономики, несмотря на сложности развитие малого бизнеса в России. Более того, развитие малого предпринимательства провоцируется кризисами. Эффективной антикризисной стратегией для власти и населения стала поддержка субъектов малого бизнеса. Интерес к развитию малого предпринимательства проявляется и поддерживается на федеральном и региональном уровне. При соответствующей поддержке государства малое предпринимательство обеспечивает не только формирование конкурентной среды, насыщение платежеспособного спроса, необходимые структурные сдвиги в экономике, но и вносит существенный вклад в бюджеты всех уровней.
Стоит непростая и актуальная на сегодняшний день задача, как помочь развитию малого бизнеса в Красноярском крае. Государство проводит всяческие программы поддержки развития, обещает поддержку развития бизнеса, выведения на новый уровень, стимулирует банки для дачи кредита под низкий процент. Но, не смотря на это, у малого бизнеса существует множество проблем, с которыми он сталкивается день ото дня, начиная с момента его создания.
Совершенствование механизма поддержки малого предпринимательства в Красноярском крае - это устойчивое и активное развитие малого предпринимательства, обеспечивающего повышение уровня и качества жизни населения края, создание рабочих мест, насыщение потребительского рынка товарами и услугами, рост уровня доходов, сглаживание асимметрии социально-экономического развития территорий края.
Цель работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию механизма поддержки малого предпринимательства через оптимизацию и повышение эффективности использования бюджетных средств на поддержку малого бизнеса в крае.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать тенденции развития малого предпринимательства в РФ.
2. Рассмотреть механизмы поддержки малого предпринимательства в Красноярском крае.
3. Оценить состояние и развитие малого предпринимательства в Красноярском крае.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию механизмов поддержки малого предпринимательства в Красноярском крае.
5. Дать прогноз результатов реализации механизмов поддержки малого предпринимательства в Красноярском крае
Объектом исследования в работе являются субъекты малого предпринимательства в Красноярском крае.
Предметом исследования является совокупность экономических и финансовых отношений государства и субъектов малого бизнеса, возникающих в процессе реализации механизма поддержки малого бизнеса.
Методологической и теоретической основой работы послужили научные концепции и разработки, теоретические исследования, содержащиеся в публикациях российских и зарубежных ученых, практиков- экономистов и управленцев, прикладные исследования ресурсного центра малого предпринимательства. Вместе с тем, использовались нормативные правовые акты Российской Федерации и Красноярского края.
Малое предпринимательство - это экономическая деятельность, (критерии отнесения к МСП) направленная на систематическое получение прибыли от производства и (или) продажи товаров, оказания услуг. Малое предпринимательство берет на себя функции по обеспечению мобильности, а также глубокой специализации производства. Развитие малого предпринимательства во многом определяет темпы экономического роста страны, состояние занятости ее населения, качество и структуру валового национального продукта. Оно определяет на сколько важен этот сектор предпринимательства в условиях ее инновационного развития для национальной экономики на современном этапе.
Развитая правовая база позволит малому предпринимательству стать основополагающим элементом в создании крепкой и стабильно развивающейся экономики.
В крае предприняты существенные усилия по поддержке малого предпринимательства и развитию инновационной деятельности. Край успешно участвует в конкурсах, проводимых федеральными министерствами на предоставление средств федерального бюджета для финансирования мероприятий господдержки малого бизнеса.
В целом малое предпринимательство в Красноярском крае развивается уверенно, но недостаточно интенсивно. Этому препятствуют определенные проблемы характерные для данной отрасли экономики.
Имеющиеся меры поддержки развития малого предпринимательства хоть и меняют ситуацию в лучшую сторону, но ждать от них кардинальных изменений не приходится.
Таким образом, на основании исследования слабых и сильных сторон малого предпринимательства, можно определить стратегию развития малого бизнеса. Она включает в себя:
- повышение уровня квалификации у персонала;
- снижение налоговой нагрузки на бизнес из-за увеличения страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также снижение налогов в сфере аренды недвижимости;
- развитие инновационной деятельности малого предпринимательства;
- привлечение дополнительных инвестиций;
- повышения спроса на продукцию местного производства.
Разработанные меры в совокупности повлекут за собой положительную динамику роста числа малых предприятий на территории города, что позволит сократить безработицу и снизить социальную напряженность. Наибольшую деловую активность начнут проявлять себя граждане, не боясь, что задуманный бизнес-план останется нереализованным из-за недостаточного количества денежных средств в самом начале деятельности предприятия. А уже функционирующие предприятия не останутся без финансовой поддержки, когда это будет необходимо. Выполнение определенных мер приведет к повышению выполненных работ и услуг собственными силами и объему отгруженных товаров собственного производства. Повлечет за собой создание новых предприятий в приоритетных видах экономической деятельности. Потребительский рынок будет наполняться качественными товарами и услугами, и обеспечивать конкурентоспособность продукции местного производства. Увеличится выпуск продукции субъектами малого и предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства на перспективу будет эффективным при увеличении бюджета объемом зарегистрированных и дальнейшего их увеличения, а также снижении налогов и страховых взносов в ПФР. Привлечение дополнительных инвестиций на развитие инноваций в малом бизнесе и повышение квалификации сотрудников придаст интенсивности развитию малого предпринимательства.
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
2. Ершова И.В., Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение. Юриспруденция. - М.: ИНФРА-М - 2014 - 223 с.
3. Буев, В.Н. Некоторые аспекты поддержки малого предпринимательства в Москве [Текст]: «Предпринимательство в России» / В.Н.Буев - М.: ИСАП, 2013 - 342 с.
4. Дудин М.Н. Современное российское предпринимательство. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны [Текст]: Креативная экономика. / М.Н. Дудин — 2014. — № 5 (17). — 83-90с.
5. Федеральный Закон Российской Федерации от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
6. Федеральный закон от 31.12.2014 N 511-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
7. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
8. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. - М. : Маркетинг, 2001. - 39, с.
9. Веселкова, Ю.Ю. Государственная поддержка: шаг за шагом - руководство к действию [Текст]: метод. пособие для субъектов малого и среднего предпринимательства Красноярского края / Ю.Ю. Веселкова,
О.И.Карелин, Н.В. Разнова - 2015. - 165 с.
10. Муравьев А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы [Текст]: учеб. Пособие для вузов / А.И. Муравьев - М.:Бизнес и банки, 2013. - 127с.
11. Газалиев М.М., Осипов В.А., Особенности налогообложения малого бизнеса: Учебное пособие- М.:ИНФА-М - 2014 - 87 с.
12. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2, глава 25, ст. 249 НК РФ (с изм. и доп. От 30 декабря 2004 г.);
13. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть 2. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. (с изм. и доп. От 30 декабря 2004 г.);
14. Горфинкель В.Я. Малые предприятия: экономика, учет, налоги [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.Я. Горфинкель, проф. В.А. Швандар -М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2015. - 14-20с.
15. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство [Текст]: учеб. пособие М.Г. Лапуста Ю.Л.Старостин. — М.: ИНФРА-М, 2013 - 115 с.
16. Нейл С.В. Малое предпринимательство в России [Текст] / С.В. Нейл.- М.: ФСГС, 2014. - 14с.
17. Михалёв Н.В. Предпринимательство в современной России [Текст]: Автореферат диссерт / Н.В. Михалев - К.с.н. М., 2013 - с.9;
18. Арустамов Э.А., Основы бизнеса [Текст]: учеб. пособие - М.:ЮНИТИ, 2015 - 118 с.
19. Горфинкель, В.Я. Предпринимательство [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.Я. Горфинкель, Г.Б. Полянка, проф. В.А. Швандра.- М.:ЮНИТИ, 2015 - 475 с.
20. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Управление рисками в предпринимательстве.- Дашков и К - 2014 - 443 с
21. Жиделеева,В.В. Экономика предприятия [Текст]: учеб. пособие / Жиделеева, Ю.Н. Каптейн - М, ИНФРА-М, 2012 - 71-74 с.
22. Лапуста, М.Г. Предпринимательство [Текст]: учеб. пособие / М.Г. Лапуста - М.:ИНФА-М, 2016 - 91-112 с.
23. Ерохин В. Л. Международное предпринимательство. Финансы и статистика - М, ИНФРА-М, - 2014 - 137 с.
24. Киреев А.П. Международная экономика [Текст] / А.П. Киреев - М.: Международные отношения, 2015 - 488с.
25. Речмен Д. Дж. Современный бизнес [Текст]: Учебник в двух томах / Д.Дж. Речмен, И.Х. Мескон, К.Л. Боуви, Дж В. Тилл - М,: Республика, 2015, том 1, - 100с.
26. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику [Текст] / Т.Ю. Матвеева - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ. 2013 - 511с.
27. Миронов С.В. Как малому стать большим [Текст]: //Малое предприятие С.В. Миронов - 2014. - №9 - с.11-13.
28. Рыбин М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России [Текст]: Менеджмент в России и за рубежом / М.Н. Рыбин - М.:ИНФА-М, 2016 - с.456
29. Шахмалов Ф.Е. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста и выживания [Текст] Ф.Е. Шахмалов // Вопросы экономики - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ - 2013 г. - с.367.
30. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка [Текст] Н.А. Шулятьева// Деньги и кредит - М.:ИНФА-М, - 2014г. - с.574,
31. Андреева, И.Я. О критериях выделения малого и среднего бизнеса [Текст] / И.Я. Андреева, К. А. Павлов - М., 2015 - 284с.
32. Мохначев С.А., Мохначева Е.С. Государственные регуляторы в региональной системе предпринимательства в условиях финансового кризиса) // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 5. - С. 67¬69
33. Климова Н.В. Модели сочетания интересов власти и малого бизнеса (региональный аспект) // Региональная экономика: теория и практика. - 2016. - № 34.
34. Содействие предпринимательству и создание условий для развития бизнеса на территории муниципального образования / Под общей ред. И.А. Кокина. - М.: Изд-во АНХ, 2016. - 624 с.
35. Осипов Е.М. Институт социального партнерства как фактор развития малого бизнеса в России. - М.: Изд-во Московского университета. - 2014. - 208 с.
36. Бухвальд Е.М. Модернизация экономики и новые подходы к политике поддержки малого и среднего предпринимательства // Общество: политика, экономика, право. 2014. № 1. С. 45-52.
37. Виленский А.В. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России на второй волне грюндерства // Вопросы экономики. 2014. № 11. С. 95-106.
38. Дуброва Т.А., Агекян Э.А., Клочко Ю.С. Эконометрическое исследование факторов развития малого предпринимательства в регионах России // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 5. С. 130-136.
39. Жураковский А.С. Организационное ядро обеспечения согласованности элементов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 10. С. 42-46.
40. Иванов А.В. О возможностях формирования показателей оценки эффективности региональной поддержки малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2014. №5-2. С. 795-798.
41. Ильина Е.А. Результаты поддержки и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России // Инновации и инвестиции. 2015. № 3. С. 105-109.
42. Исоков А. Направления развития финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция.2013.№ 4. С. 96-99.
43. Корнева Ж.В., Исмайлова Т.Ю. Поддержка предпринимательства: анализ, критерии, решения // Концепт. 2014. № 20. С. 3811-3815.
44. Логунцова И.В. Механизмы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2015. № 4. С. 69-77.
45. Назарова У.А., СтепановаК.К. Предпринимательский потенциал региона как фактор диспропорций территориального развития // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2. С. 810-813.
46. НурмухаметовА.В. Теория и практика государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3. С. 83-89.
47. Чистякова О.В. Современные аспекты поддержки малого и среднего предпринимательства // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. № 4. С. 65-69.
48. Меры поддержки. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.smb.gov.ru/measuresupport/programs.
49. Климова Л.А. Оценка использования программно-целевых методов управления в современных экономических условиях [Текст] / Л.А. Климова, Г.З. Хуснуллина. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2013. - 155 с. 149 25.
50. Малое предпринимательство в России. 2015: стат. сб. [Текст] / Росстат. - M., 2006. 29.
51. Предпринимательство. Вопросы теории и практики [Текст] / под общей ред. В.Н. Кузнецова. - Барнаул: Азбука. - 2014. - 555 с. 31. Супян В.Б.
52. Оценка эффективности государственного механизма управления экономикой региона в сфере поддержки малого бизнеса [Текст] // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. - 2013. - № 2. - С. 439.
53. Гамидуллаев Р.Б. Анализ механизмов поддержки малого инновационного предпринимательства [Текст] // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С.
54. Уровень государственной поддержки малого бизнеса с точки зрения ее получателей [Текст] / Н.Б. Завьялова, О.В. Сагинова, Р.Р. Сидорчук, И.И. Скоробогатых // Маркетинг и мар-кетинговые исследования. - 2013. - № 2 (104). - С. 82-93. 42.
55. Кулик Н.А. Государственная поддержка малого бизнеса в России [Текст] / Н.А. Кулик, Л.Г. Онищенко // Сибирский торгово- экономический журнал. - 2014. - № 11. - С. 28-36. 151
56. Попов С.А. Комплексный анализ оценки эффективности управления программами поддержки малого предпринимательства [Текст] // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-10. - С. 2249-2252.
57. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2016 г. № 1662-р
58. Большаков А.С. Основы бизнеса: Учебное пособие. - Сыктывкар: СЛИ, 2013. 312с.
59. Брциева И. Малое предпринимательство как экономическая категория // Общество и экономика. - 2014. - № 9. - С. 148 - 159.
60. Бусыгин А.В. «Предпринимательство» Основной курс: - М. ИНФРА - 2013.
61. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. - 2014. - №7. - с. 30 -38.
62. Виленский А.А. Финансовая поддержка малых предприятий // Экономист. - 2012. - № 9. - C. 9-19.
63. Гамидуллаев Р.Б. Анализ механизмов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства // Изв. Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28.
64. Гришин И.А. Развитие инструментария оценки эффективности поддержки малого и среднего бизнеса в экономике региона // Власть. 2014. №12. С. 28-31.
65. Гусева Т.А., Гришина К.В., Леташова И.С. Руководство по организации малого и среднего бизнеса: правовые аспекты. - М.: Деловой двор, 2014.
66. Данилина Н. Зарубежный опыт государственной поддержки развития малого бизнеса // Вестник Института экономики РАН. 2014. С. 135¬148.
67. Ичитовкин Б.Н. Малые формы хозяйствования. - М.: Экономика. - 2014.
68. Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определений // Вопросы экономики. - 2015. - №7. - С. 46 - 58.
69. Кулик Н.А., Онищенко Л.Г. Государственная поддержка малого бизнеса в России // Сибирский торгово-экономический журнал. 2013. № 11.
70. Ладыгин В.В. Поддержка малого предпринимательства на муниципальном уровне в России: основные этапы и тенденции // Вопросы государственного и муниципального управления, 2014. - № 4.
71. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник для высш. учеб. заведений - М.: ИНФРА-М, 2012. 423с.
72. Малый бизнес в России: оценка ситуации // Общество и экономика. - 2014. - № 9-10. - С. 91 - 111.
73. Масленникова А.Ю. Развитие предпринимательства в России (региональный аспект): Монография / А.Ю. Масленникова, С.П. Лапаев; Оренбургский гос.ун-т. Оренбург: ОГУ, 2015. 232 с.
74. Минакова И.В. Ресурсное обеспечение устойчивого развития России // Интеллект. Инновации. Инвестиции. №1. - 2014.— С. 88-97.
75. Уметбаева Ю.И. Механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Право: история, теория, практика: материалы междунар. науч. конф. СПб., 2014.
76. Шиганов В.В. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы // Российская экономика: тенденции и перспективы. 2014. № 4. С. 85-97.