ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ТЕАТРА 7
1.1. Репертуар театра как социологическая проблема 7
1.2 Анализ социологических исследований отношения студенческой молодежи к театру и его репертуару: обоснование выдвинутой гипотезы.... 14
Глава 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ СФУ К РЕПЕРТУАРУ КРАСНОЯРСКОГО
ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА 26
2.1 Методологическое обоснование социологического исследования 26
2.2 Основные результаты социологического исследования отношения студентов СФУ к репертуару красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина 30
Выводы 54
Заключение 57
Список используемых источников 59
Приложение А 63
Приложение Б 66
Тема бакалаврской работы связана с репертуаром драматического театра имени А. С. Пушкина. Именно драматический театр, существующий с незапамятных времен, является для многих людей примером истинного театра. Он включает в себя практически все виды театрального искусства: и комедию, и трагедию, и музыкальную постановку, включая и мюзикл, и оперу. Поэтому социологическое исследование именно драматического театра является наиболее интересным и всеохватывающим.
Студенческая молодежь интересна для социологического исследования в любой сфере жизни. Ей доступны большие возможности, предоставляемые и телевидением, и интернетом. Поэтому было интересно провести опрос и выявить, как относится студенческая молодежь к репертуару драматического театра, каких авторов выбирают студенты (русских или зарубежных), какой жанр окажется наиболее интересен.
Красноярский драматический театра имени А. С. Пушкина ведет свою историю еще с XIX века, дата его открытия считается 1852 год. И сейчас этот театр располагается в самом сердце Красноярска и является центром культурной жизни города. За это время театр сменил много режиссеров. Сцена видела не одну актерскую труппу, менялось даже здание театра. Но, несмотря на все трудности, этот театр любим горожанами, и пользуется неизменной любовью. На данный момент уже сделано несколько сцен, репертуар постоянно пополняется новыми постановками, приглашаются новые драматурги, режиссеры. В труппе задействованы молодые талантливые актеры. Поэтому каждый человек, особенно молодой зритель, может найти для себя что-то интересное.
на уже известны пьесы, несмотря на возможность, что будет предложена новая хорошая пьеса, театр должен вести собственную и инициативную работу с различными авторами. И стараться ставить такие пьесы, которые родясь на сцене, именно данного театра были бы интересны различным категориям населения, в том числе и студенческой молодежи.[3]
Изучением репертуара можно считать изучение самого театра, его зрителя, обстановку или процесс, в котором происходят события и объясняется социальное значение театральной жизни. Его можно считать еще одним из подходов к целостному изучению проблемы роли театра в духовной жизни общества. Репертуар как таковой в полной мере показывает всю панораму художественного и идейного климата театра и его публики. Поэтому он стоит на первом месте из всех показателей театрального процесса в целом.
Если репертуары театров могут отражать идеологию, культуру, где-то даже экономику своей страны, то репертуар конкретного театра выражает художественную и идейную позицию творческого коллектива, данного театра.
Актуальная на сегодняшний день проблема отношения студентов СФУ к репертуару театра, анализ которой позволяет прогнозировать репертуарную политику красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина, изучение репертуара данного театра и отношение к нему студентов. Так как театр играет большую роль в воспитании художественного вкуса у населения, а молодое поколение является людьми, которые вступают во взрослую жизнь, и как они приживутся и адаптируются во взрослой жизни, театр может играть не последнюю роль.
СФУ к репертуару театра имени А. С. Пушкина не может не воспитывать ее вкус, не влиять на ее ценности и убеждения.
Есть мнение, что походы в театр приобщают человека к культуре, а так как в молодом возрасте это является преимущественно необходимым. В связи с этим, возникает интерес, изучить отношение студентов СФУ к репертуару драматического театра имени А. С. Пушкина. Для начала необходимо изучить репертуар, авторов, жанры, тематику постановок, затем посредством различных индикаторов будет возможным изучение отношение к репертуару драматического театра имени А. С. Пушкина.
Репертуар драматического театра имени А. С. Пушкина является отражением его идеологической и культурной жизни города Красноярска. Репертуарная политика важна для каждого театра, в том числе и драматического театра имени А. С. Пушкина, так как она должна воспитывать молодое поколение, поэтому отношение студенческой молодежи для самого театра очень интересно и актуально.
Проблематика работы заключается в том, что на сегодняшний день мало изучена тема отношения современной студенческой молодежи к репертуару конкретного красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина.
Объект - студенты СФУ
Предмет - отношение студентов СФУ к репертуару драматического театра имени А. С. Пушкина
Цель исследования - выявить отношение студентов СФУ к репертуару драматического театра имени А. С. Пушкина
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
1. Изучить научные подходы в исследовании социологических проблем театра и его репертуара
2. Проанализировать проведенные ранее эмпирические социологические исследования по данной теме и обосновать поставленную гипотезу
3. Разработать методику и инструментарий для социологического исследования
4. Проведение исследования и анализ полученных результатов
Гипотеза - отношение студентов СФУ к репертуару красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина положительное
Операционализация понятий
Отношение - эмоционально-волевая установка личности на что либо, т. е. выражение ее позиции.
Предпочтение - это набор ценностей и убеждений, связанных с определенным предметом, т. е. это выбор который мы делаем.
Театр - организация, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве
Репертуар - совокупность спектаклей, готовых к показу или показанных за определенный период зрителям
Репертуар театра - совокупность произведений, исполняемых в театре (драм., муз.). Репертуар различен по стилям и жанрам (романтический, комедийный и др)
В данной бакалаврской работе, для того чтобы подтвердить гипотезу об отношении студентов к репертуару был проведен теоретический и эмпирический анализ отношения студентов СФУ к репертуару красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина, научная новизна которого заключалась в применении комплексного подхода к изучению данной темы: изучение оценки отношения студентов СФУ к тематике театральных постановок, оценки отношения студентов СФУ к жанрам театральных постановок, оценки отношения студентов СФУ к театральным постановкам различных авторов; а так же оценки репертуара по тематике театральных постановок, оценки репертуара по жанрам театральных постановок, оценки репертуара театральных постановок по различным авторам.
Результаты исследования позволили прийти к выводу, что отношение студентов СФУ к репертуару красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина - положительное. Гипотеза подтверждена. Театр имени А. С. Пушкина ведет достойную репертуарную политику, которая отвечает предпочтениям студентов.
Высказывание Владимира Немировича-Данченко остаётся актуальным и сегодня, ведь именно живая связь театра с современностью обеспечивает театру живую связь со зрителем. Он писал: «В своей повседневной производственной работе театр должен главным образом опираться на современную пьесу. Это не значит, что из репертуара театра может исчезнуть наследие классической драматургии. Но базой, фундаментом, на котором возникает тесная связь театра со зрителем, будет современная пьеса»[30].
коммуникации коммерческие кинотеатры привлекают разные группы населения, особенно молодежь. Но театр и не стремиться к тому, чтобы сравняться с коммерческими кинотеатрами. В театр люди ходят не на спецэффекты, не на суперсовременные информационные и иные технологии, а на хорошую игру актеров, интересную постановку, режиссуру и т. д. Театр - привилегированный институт культуры. Главная его миссия была и есть - эмоциональное общение, «разговор» со зрителем. У театра свое лицо, свое предназначение в социокультурном пространстве.
Полученные данные могут быть применены в работе по составлению театрального репертуара, акцентируя внимание на тех постановках, и тех авторов, которые были указаны респондентами.
1. Алексеев А. Н. Театр и зритель. Проблемы социологии театрального искусства/А. Н. Алексеев. - Москва: издательство «Знание», 2009. -143 с.
2. Алексеев А., Дмитриевский В. Социологическое изучение репертуара драматических театров//Театр и драматургия., 2013. С. 31-57.
3. Акимов Н. П. Не только о театре. Л.; М.: Искусство, 1966. 427 с.
4. Викторов А. Русская культура: основные тенденции современного развития. Монография. - М:МАКС Пресс, 2004
5. Викторов А. Духовная безопасность российской цивилизации. Теоретико-методологические аспекты. -М.: МАКС Пресс, 2005, 302 с
6. Волков А. Д., Голдовский Б. П.., Дмитриев Ю. А.//Русская культура - М.: «Энциклопедия», 2007. - с. 76-79
7. Горностаева М. Эстетический вкус как средство социального воздействия//Наука. Культура. Общество. - 2005, №1
8. Давыдов Ю. И. Социальная психология и театр/Ю. И. Давыдов. Москва: Издательство «Знание», 1999. -317 с.
9. Дадамян Г. Социологические и социально-экономические исследования театра//Театр и зритель. М., 2009, с 26-37
10. Дадамян Г. Г. Театр как социологический феномен/Г. Г. Дадамян//Социально-экономические проблемы театрального искусства. - Москва: Издательство «Наука», 2009. - 520 с
11. Дмитриевский В. Н. Социальное функционирование театра и проблемы современной культурной политики. М: ГИИ, 2000. -347с
12. Дмитриевский В. Н. Театр и наука. Современные направления в исследовании театра. М., 2009, с 260-358
13. Дмитриевский В. Н. Театр глазами социологов 1970-х годов//Культурологические записки. Вып. 6: Художественная жизнь России 1970-х. Исследования. Материалы. Документы. - М: Государственный институт искусствознания, 2000.- с. 106-143
14. Дмитриевский В. Н. Театр и публика: Опыт социологического исследования//Отв. ред. В. Н. Дмитриевский. - М.: Государственный институт искусствознания, 2013. - с 55-102
15. Дмитриевский В. Н. Основы социологии театра: История, теория, практика/В. Н. Дмитриевский. - Москва: издательство «Гитис», 2004. - 307 с.
16. Докторов Б. Математико-статистический анализ театрального репертуара//Театр и наука. М., 2006. С. 77-97
17. Джерри Д. Большой толковый социологический словарь. В 2т. Т 1. М.:Вече, АСТ, 2001
18. Дюркгейм, Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 153
19. Евреинов Н. Н. Театр как таковой: Обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни/ Под ред. П. Ярославцева. М., 2001. С. 25
20. Захаров А. В. Развлечение sub specia социо-specia социолгии// Социолог. исслед. 2008. №1. С. 106-114
21. Ирд К. К. Размышления о театре/ К. К. Ирд. - Москва: издательство «Искусство», 2005. - 224с
22. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий: учеб. пособие для студентов. Елец ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. 81 с
23. Коган Л. Н. Театр как социологический феномен/ Л. Н. Коган//Публика театра. - Москва: издательство «Наука», 2009. - 520 с
24. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологи. М: Вече, АСТ, 2003. 512 с
25. Корецкий М. Миф в системе социальной регуляции [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://finances.social/sotsiologiya_719/osnovnyie-sotsialno-istoricheskie-tipyi.html(Дата обращения: 25.04.2016)
26. Кузнецов В. Идеология: социологический аспект. -М: Книга и бизнес. -2005. - 816 с
27. Лосева-Демидова Е. С. Репертуар оперного театра и ценностные ориентации зрителя//Социология. - 2008 №4
28. Мышкин Г. Кто сегодня ходит в театр. Меценаты провели социологическое исследование//Время новостей. - 2006.-17 января.-№5
29. Немировский В. Г. Общая социология: Учебное пособие. - Ростов н/д:Феникс, 2004
30. Немировский В. Г., Невирко Д. Д., Гришаев С. В. Социология: Классические и постнеклассические подходы к анализу социальной реальности: Учеб. пособие. М., 2003
31. Немирович-Данченко В. И. Театральное наследие: В 2 т. / М.: Искусство, 1952. Т. 1. Статьи. Речи. Беседы. Письма. 442 с.
32. Орлов В. А. Театр. Лицо традиций/ В. А. Орлов - Москва : издательство «искусство», 2005. -46 с
33. Пави П. Словарь театра/ П. Пави- М: Прогресс, 2005. 504с
34. Попов Н. Н. «Этнография» зрительного зала/ Н. Н. Плешков. - Москва: издательство «искусство», 1998. - 121 с
35. Попова И. М. Повседневные идеологии. Как они живут, меняются и исчезают. - К., 2000. С 109 - 125
36. Проблемы социологии театра. - М: ВТО, 1974. 302 с
37. Ретюнских Л. Т. Игра как она есть, или Онтология игры. М., 1997. С. 57
38. Российская социологическая энциклопедия/ под ред Г. В. Осипова
39. Рубина Ю. И. Театр и подросток/ Ю. И. Рубина - М: Просвещение, 2001. С 150
40. Руднев В. П. Словарь культуры XX века, М: Аграф, 1999. 384 с
41. Современные концепции эстетического воспитания [Электронный
ресурс], - Режим доступа:
http://www.pseudology.org/psyhology/SovrConceptsEstetVospitania.pdf(Дата обращения: 21.03.2016)
42. Сорока Ю. Возвращение героя// Социологический журнал. - 2003 №3
43. Социология: Энциклопедия/ А. А. Грицанов [и др.] Мн.: книжный дом, 2003. 1312с
44. Театральная Россия: Ежегодное справочно-энциклопедическое издание/ сост Е. В. Гаева М: Си-Арт, 2007 - 928 с
45. Фролов С.С. Социология организаций: учеб. М.: Гардарики, 2001. 384 с
46. Холодов Е. Г. Театр и зрители. Страницы истории русской театральной публики. М: Государственный институт искусствознания, 2000.¬270 с
47. Холодов Е. Г. Зрелища и зрители// Проблемы социологии театра: Сборник статей/ Ред и сост Н. Хренов. - М., 2000,400 с
48. Хренов Н. А. Театр как социологический феномен// От вред Н. А. Хренов, СПб., 2009.400 с
49. Цветцых А. В. Исследование востребованности театральных услуг молодежной аудиторией, 2010,с 171 - 172
50. Шиллер Ф. Театр, рассматриваемый как нравственное учреждение// Шиллер Ф. Собр соч: в 7 т. Т 6. М., 1999 с 21-22
51. Blumer H Symbolic interactionism: Perspective and method. -
Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1969. - P. 34
52. Buckler J. The literaiy lorgnette: attending opera in imperial Russia. -
Stanford: Stanford University Press, California, 2000. P. 2
53. Pew Research Center for the People and the Press [Электронный ресурс], - Режим доступа:http://www.people-press.org/(Дата обращения: 25.04.2016)