Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте

Работа №22544

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1375
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретическая часть. Анализ проблемы буллинга в младшем подростковом
возрасте 7
1.1 Психологические особенности современного подростка 7
1.2 Феномен буллинга в школьном коллективе 12
1.3 Феномен кибербуллинга в школьном коллективе 17
1.4 Классификация буллинга 21
1.4.3 Результаты опроса классных руководителей 21
2.4.3 Результаты наблюдения 25
3.4.3 Результаты социометрической методики 27
Вывод по первой главе 31
2 Эмпирическая часть. Исследование особенностей буллинга и
кибербуллинга в подростковом возрасте 33
2.1 Организация исследования 33
2.1.1 Логика исследования. Описание методик 33
2.1.2 Результаты опросника 35
Рекомендации по предотвращению школьного буллинга 39
Вывод по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ


В течение длительного времени исследования жестокости и насилия среди подростков не прекращаются. Школьное насилие нуждается в тщательном внимании, так как обстановка в школе главным образом влияет на будущее развитие подростка и становление его структуры личности. Норвежский психолог Д. Ольвеус предложил обозначать подобное явление термином буллинг, понимая под этим «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство власти или силы» (Olweus, 1993).
По данным зарубежных и отечественных психологов, до 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств (Губанова, 2010).
Однако, на сегодняшний день современный мир характеризуется отличительной чертой - распространением виртуального мира. Для подростков Интернет служит не только средством поиска информации, но и способом общения. Активность проявления в социальном общении подчас бывает значительно выше, чем в реальной жизни подростков. Соответственно, процесс социализации подростков также перемещается в Интернет. Появилась возможность общаться друг с другом виртуально, при чем, сохраняя полную анонимность, что дает шанс изменить свое социальное положение. В том числе и школьная травля приобретает вид кибербуллинга. «Кибербуллинг (cyberbullying), электронная травля (electronic bully- ing), социальная жестокость онлайн (online social cruelty) — это отдельное направление травли, определяемое как преднамеренные агрессивные действия, систематически на протяжении определенного времени осуществляемые группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить».
Подобное явление наиболее опасно, так как обидчик не видит реакции жертвы и воздействие своего поступка. Данный феномен исследован не до конца, однако ясно, что это глобальная проблема, которая требует предельного изучения.
По данным, опубликованные в 2016г. ВОЗ, в России 11-летние дети жалуются на кибертравлю, а именно, 11% девочек и 8% мальчиков признались, что два или три раза за месяц подвергались такой травле. Подростки 13-летнего возраста - 6% девочек и 8% мальчиков и 5-7% 15-летних подростков подвергались травле в киберпространстве.
Немаловажный аспект этой проблемы заключается в практически нулевой ее изученности и очень малом уровне осведомленности населения. Однако со временем появляется все больше организаций, готовых бороться с данным аспектом этой проблемы.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что многие люди сводят понятие буллинг к школьной травле, где буллер является основным злом, имеющий высокий уровень агрессии, на самом же деле необходимо осознавать многообразие причин школьной травли и понимать непростой характер этого явления.
Цель исследования: изучение взаимосвязи буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте.
Объект исследования: участники буллинга.
Предмет исследования: взаимосвязь кибербуллинга и буллинга.
Гипотеза исследования: буллинг имеет продолжение в кибербуллинге, если проявляется в форме троллинга и троллинга с унижением, в случае с изоляцией - кибербуллинга нет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники зарубежных и отечественных авторов.
2. Разработать классификацию буллинга..
3. Организовать и реализовать эмпирическое исследование.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.
5. Разработать рекомендации по предотвращению буллинга в группе подростков.
6. Разработать рекомендации по предотвращению буллинга в группе подростков.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ научно-теоретической и учебно-методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (опрос классных наставников, наблюдение, социометрия, опросник);
Эмпирическая база исследования: исследование по изучению взаимосвязи буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте проводилось на базе МБОУ «Средняя образовательная школа» № 63, МБОУ «Средняя образовательная школа» № 150. В исследовании приняли участие 100 учащихся седьмых классов.
Основные этапы исследования:
На первом этапе исследования (сентябрь - октябрь 2017) разрабатывались теоретические основы проблемы, на основе анализа и обобщения работ отечественных и зарубежных ученых. С помощью опроса классных наствников были отобраны дети, вовлеченные в ситуацию буллинга. Было выделено 12 случаев проявления буллинга.
На втором этапе (октябрь - май 2018) была проведена социометрия, позволяющая определить низкостатусных и высокостатусных детей. По собранным данным была разработана классификация буллинга. Затем проведен опросник с целью определения причин, структур буллинга. По собранным данным была разработана классификация буллинга, а затем выявление его связи с кибербуллингом.
На третьем этапе (май 2018) проводился анализ и интерпретация полученных данных.
Методологической базой исследования является культурно историческая концепция Выготского Л.С., «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков» Драгунова Т.В.
Теоретическая значимость исследования
Систематизированы и обобщены представления о понятиях буллинг и кибербуллинг, разработана классификация буллинга.
Практическая значимость
Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы при разработке программы профилактики обеспечения психологической безопасности образовательной среды.
Структура и объем выпускной квалификационной работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель нашего исследования состояла в изучение взаимосвязи буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте.
В ходе проведенного исследования нам удалось составить собственную класссификацию буллинга, на основании которой выдвинули гипотезу.
В дальнейшем исследовании гипотеза подтвердилась: буллинг осуществляется через социальные сети, в формах троллинга и троллинга с унижением, в случае с изоляцией - кибербуллинга нет.
В Главе 1 мы изучили литературу по проблеме буллинга и кибербуллинга, выделили подходы к определению данных явлений, формы, структуру, особенности участников буллинга, а также охарактеризовали современного подростка, а также разработали классификацию буллинга. Во 2 главе провели исследование по выявлению кибербуллинга. А также разработали рекомендации.
Решили задачи, которые были поставлены для подтверждения выдвинутой гипотезы:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники зарубежных и отечественных авторов.
2. Разработать классификацию буллинга..
3. Организовать и реализовать эмпирическое исследование.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.
5. Разработать рекомендации по предотвращению буллинга в группе подростков.
Можно сделать вывод, что буллинг имеет следующие формы проявления: преднамеренная изоляция, троллинг, троллинг с унижением, направленная агрессия. Буллинг будет происходить в том случае, если «жертва» имеет низкий статус в классе, у «жертвы» особенности внешнего вида или отличительные личностные качества, также буллинг может осуществляться в случаях самоутверждения буллера или же «перенос» агрессии на жертву. В данных ситуации необходимо выявить причины возникновения буллинга в группе со стороны лидеров класса, жертв и буллера, готовы ли они решить эту проблему в группе и что для этого должны сделать, определить масштабность проблемы и уровень агрессивности по отношению к «жертве».
Таким образом, сформулированная гипотеза нашла своё подтверждение в процессе эмпирического исследования. Можно констатировать, что цель исследования достигнута, задачи реализованы.



1. Аверьянов, А. И. Буллинг как вызов современной школе / А. И. Аверьянов // Педагогика, психология и социология. - 2013. - № 18. - С. 45-50.
2. Азаренок, Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире / Н. В. Азаренок // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 110-112.
3. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина // М.: Издательство «Ось-89», 2003. - С. 45¬
87.
4. Баева, И. А. Школьная травля (буллинг) в образовательной среде [Электронный ресурс] / И. А. Баева, В. Р. Петросянц - Режим доступа: http://nrcnn.ru/lang/activity/study.html?id=149
5. Бердышев, И. С. Медико-психологические последствия
жестокого обращения в детской среде [Электронный ресурс] / И. С. Бердышев, М. Г. Нечаев Вопросы диагностики и профилактики: Практическое пособие для врачей и социальных работников / Санкт- Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям «Региональный цент «Семья». 2005. - Режим доступа:
http://old.homekid.ru/bullying/contens.html.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович - М 1968.
7. Буллинг - травля детей. Что делать? [Электронный курс]. // Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям "Региональный центр "Семья": - Спб., [1995 — 2012]. - Режим доступа: http://homekid.ru/bullying/bullyingPart1.html .
8. Воликова, С. В. Школьное насилие и суицидальное поведение детей и подростков / С. В. Воликова, А. В. Нифонтова, А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 25-30.
9. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии: учебник / Л. С. Выготский - М., 1997. - 224 с.
10. Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.
11. Журавлев, В. Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях / В. Ф. Журавлев // Социология: 4 М. - 1993-4. - № 3-4. - С. 34-43.
12. Кон, И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? / И. С. Кон // «Семья и школа». - 2006. - № 11. - С.15-18.
13. Кон, И. С. Мальчик - отец мужчины/ И. С. Кон - М.: Время. - 2009. - 704 с.
14. Кривцова, С. В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных / С. В. Кривцова. - М.: Федеральный Институт развития образования, центр развития психологической службы, 2011.
15. Купченко, В. Е. Особенности самоотношения подростков - участников буллинга в образовательной среде / В.Е. Купченко, И.Н. Ляшенко // Психология обучения. - 2014. - № 7. - С.78-86
16. Кутузова, Д. Проблема травли детей в школе [Электронный ресурс] / Д. Кутузова. - Режим доступа: http://pro-psixology.ru/prakticheskaya- psixologiya-nauchno-metodicheskij/1094-problema-travli-detej-v-shkole-obzor- zarubezhnyx.html
17. Кутузова, Д. А. Нарративный подход в работе психолога образования / Д. А. Кутузова // Вестник Практической Психологии Образования. - 2007. - № 4. — С. 98 - 103.
18. Лэйн, Д. Школьная травля подростковая психотерапия / Под ред. Д.Лэйна, Э.Миллера. - СПб.: Питер, 2001 - С.240-276.].
19. Мальцева, О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления / О. А. Мальцева // Тюменский государственный университет - 2009 - № 7 - С. 51-54.
20. Мерцалова, Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? / Т.Мерцалова // Директор школы. - 2000. - № 3. - С. 25-32.
21. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология/ Л. Ф. Обухова - М.: Изд- во МГУ, 1997.
22. Петросянц, В. Р. Проблема буллинга в современной
образовательной среде / В. Р. Петросянц // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 6. - С. 151-154.
23. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Заведений/ К. Н. Поливанова - М.: Издат. центр, 2000. - С. 14-38.
24. Пронина, Е. Н. Детская жестокость: причины и следствия / Е. Н. Пронина // Психологическая служба. - 2008. - № 5. - С. 20-23.
25. Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Фролов Ю. И., - М., Российское педагогическое агентство, 1997. С. 232-285.
26. Пудалов, А. Д. Клиповое мышление - современный подход к познанию / А. Д. Пудалов // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2011. Т.1. № 1. С. 36.
27. Сарбин, Т. Нарратив как базовая метафора психологии. Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход/ Т. Сарбин, 2004. - С. 6-28.
28. Селиванова, О. А., Профилактика агрессивности и жестокости в образовательном учреждении: монография/ О. А. Селиванова - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. - 232 с.
29. Семеновских, Т. В. “Клиповое мышление” — феномен
современности [Электронный ресурс] / Оптимальные коммуникации:
эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. - Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/.
30. Сиденко, Е.А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме / Е. А. Сиденко // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №6. - С. 3-9.
31. Собкин, В. С., Смысловая М.М. Жертвы школьной травли: влияние социальных факторов / В. С. Собкин, , М. М. Смысловая // Труды по социологии образования. T.XVI. Вып. XXVIII. М.: Ин-т социология образования РАО, 2012. С. 130-136.
32. Солдатова, Г. Они другие? / Г. Солдатова // Дети в информационном обществе. - 2013 - № 14. - С. 26-27.
33. Солдатова, Г. В., Нестик Т., Рассказова Е., Зотова Е. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования / Г. В. Солдатова, Т. Нестик, Е. Рассказова, Е. Зотова. - Фонд Развития Интернет, Москва, 2013 - С. 144
34. Соловьев, Д. Н. Модель профилактики буллинга среди
школьников подросткового возраста. [Электронный ресурс] / Д. Н.
Соловьева. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/model-profilaktiki- bullinga-sredi-shkolnikov-podrostkovogo-vozrasta.
35. Сорокина, М. В. Психологическая помощь жертве буллинга / М. В. Сорокина // Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого Тула, Росси. 2012.
36. Жекулина, Т. М. Травля в школе. Нарративный подход к работе с проблемой / Т. М. Жулина - Москва: Генезис, 2018. - 184 с.
37. Теория поколений в России [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http: //regenerations .su.
38. Фортова, Л. К. Буллинг, или школьная травля / Л. К. Фортова, Е. Н. Романова // Материалы международной заочно-практической конфиренции «Отклоняющееся поведение человека в современном мире». Проблемы и решения. Владимир: ВлГУ, 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://deviation2010.vlsu.ru/index.php?1.
39. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник/ И. В. Шаповаленко - М.: Гардарики, 2005. - С. 241-261.
40. Эльконин, Д. Б. Психология развития: Учебное пособие для
ВУЗов/ Д. Б. Эльконин - 2007, Академия ИЦ Серия «Высшее
профессиональное образование».
41. Kowalski et al., 2011.
42. Olweus D. Aggressors and their victims: bullying at school // Disruptive behaviours in schools. 1984 pp. 57-76.
43. Olweus D. Bullying or peer abuse in school: intervention and prevention. In G. Davies et al. (Eds.), Psychology, law and criminal justice: international developments in research and practice 1995 pp. 248-263. Berlin: Walter de Gruyter.
44. Smithet al., 2008, p. 376.
45. Williams M. Undercover Teams: Redefining reputations and transforming bullying relationships in the school community. Explorations: An E¬Journal of Narrative Practice 2010, Number 1, 4-13.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ