Взаимосвязь буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретическая часть. Анализ проблемы буллинга в младшем подростковом
возрасте 7
1.1 Психологические особенности современного подростка 7
1.2 Феномен буллинга в школьном коллективе 12
1.3 Феномен кибербуллинга в школьном коллективе 17
1.4 Классификация буллинга 21
1.4.3 Результаты опроса классных руководителей 21
2.4.3 Результаты наблюдения 25
3.4.3 Результаты социометрической методики 27
Вывод по первой главе 31
2 Эмпирическая часть. Исследование особенностей буллинга и
кибербуллинга в подростковом возрасте 33
2.1 Организация исследования 33
2.1.1 Логика исследования. Описание методик 33
2.1.2 Результаты опросника 35
Рекомендации по предотвращению школьного буллинга 39
Вывод по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Теоретическая часть. Анализ проблемы буллинга в младшем подростковом
возрасте 7
1.1 Психологические особенности современного подростка 7
1.2 Феномен буллинга в школьном коллективе 12
1.3 Феномен кибербуллинга в школьном коллективе 17
1.4 Классификация буллинга 21
1.4.3 Результаты опроса классных руководителей 21
2.4.3 Результаты наблюдения 25
3.4.3 Результаты социометрической методики 27
Вывод по первой главе 31
2 Эмпирическая часть. Исследование особенностей буллинга и
кибербуллинга в подростковом возрасте 33
2.1 Организация исследования 33
2.1.1 Логика исследования. Описание методик 33
2.1.2 Результаты опросника 35
Рекомендации по предотвращению школьного буллинга 39
Вывод по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ
В течение длительного времени исследования жестокости и насилия среди подростков не прекращаются. Школьное насилие нуждается в тщательном внимании, так как обстановка в школе главным образом влияет на будущее развитие подростка и становление его структуры личности. Норвежский психолог Д. Ольвеус предложил обозначать подобное явление термином буллинг, понимая под этим «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство власти или силы» (Olweus, 1993).
По данным зарубежных и отечественных психологов, до 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств (Губанова, 2010).
Однако, на сегодняшний день современный мир характеризуется отличительной чертой - распространением виртуального мира. Для подростков Интернет служит не только средством поиска информации, но и способом общения. Активность проявления в социальном общении подчас бывает значительно выше, чем в реальной жизни подростков. Соответственно, процесс социализации подростков также перемещается в Интернет. Появилась возможность общаться друг с другом виртуально, при чем, сохраняя полную анонимность, что дает шанс изменить свое социальное положение. В том числе и школьная травля приобретает вид кибербуллинга. «Кибербуллинг (cyberbullying), электронная травля (electronic bully- ing), социальная жестокость онлайн (online social cruelty) — это отдельное направление травли, определяемое как преднамеренные агрессивные действия, систематически на протяжении определенного времени осуществляемые группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить».
Подобное явление наиболее опасно, так как обидчик не видит реакции жертвы и воздействие своего поступка. Данный феномен исследован не до конца, однако ясно, что это глобальная проблема, которая требует предельного изучения.
По данным, опубликованные в 2016г. ВОЗ, в России 11-летние дети жалуются на кибертравлю, а именно, 11% девочек и 8% мальчиков признались, что два или три раза за месяц подвергались такой травле. Подростки 13-летнего возраста - 6% девочек и 8% мальчиков и 5-7% 15-летних подростков подвергались травле в киберпространстве.
Немаловажный аспект этой проблемы заключается в практически нулевой ее изученности и очень малом уровне осведомленности населения. Однако со временем появляется все больше организаций, готовых бороться с данным аспектом этой проблемы.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что многие люди сводят понятие буллинг к школьной травле, где буллер является основным злом, имеющий высокий уровень агрессии, на самом же деле необходимо осознавать многообразие причин школьной травли и понимать непростой характер этого явления.
Цель исследования: изучение взаимосвязи буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте.
Объект исследования: участники буллинга.
Предмет исследования: взаимосвязь кибербуллинга и буллинга.
Гипотеза исследования: буллинг имеет продолжение в кибербуллинге, если проявляется в форме троллинга и троллинга с унижением, в случае с изоляцией - кибербуллинга нет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники зарубежных и отечественных авторов.
2. Разработать классификацию буллинга..
3. Организовать и реализовать эмпирическое исследование.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.
5. Разработать рекомендации по предотвращению буллинга в группе подростков.
6. Разработать рекомендации по предотвращению буллинга в группе подростков.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ научно-теоретической и учебно-методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (опрос классных наставников, наблюдение, социометрия, опросник);
Эмпирическая база исследования: исследование по изучению взаимосвязи буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте проводилось на базе МБОУ «Средняя образовательная школа» № 63, МБОУ «Средняя образовательная школа» № 150. В исследовании приняли участие 100 учащихся седьмых классов.
Основные этапы исследования:
На первом этапе исследования (сентябрь - октябрь 2017) разрабатывались теоретические основы проблемы, на основе анализа и обобщения работ отечественных и зарубежных ученых. С помощью опроса классных наствников были отобраны дети, вовлеченные в ситуацию буллинга. Было выделено 12 случаев проявления буллинга.
На втором этапе (октябрь - май 2018) была проведена социометрия, позволяющая определить низкостатусных и высокостатусных детей. По собранным данным была разработана классификация буллинга. Затем проведен опросник с целью определения причин, структур буллинга. По собранным данным была разработана классификация буллинга, а затем выявление его связи с кибербуллингом.
На третьем этапе (май 2018) проводился анализ и интерпретация полученных данных.
Методологической базой исследования является культурно историческая концепция Выготского Л.С., «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков» Драгунова Т.В.
Теоретическая значимость исследования
Систематизированы и обобщены представления о понятиях буллинг и кибербуллинг, разработана классификация буллинга.
Практическая значимость
Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы при разработке программы профилактики обеспечения психологической безопасности образовательной среды.
Структура и объем выпускной квалификационной работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
По данным зарубежных и отечественных психологов, до 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств (Губанова, 2010).
Однако, на сегодняшний день современный мир характеризуется отличительной чертой - распространением виртуального мира. Для подростков Интернет служит не только средством поиска информации, но и способом общения. Активность проявления в социальном общении подчас бывает значительно выше, чем в реальной жизни подростков. Соответственно, процесс социализации подростков также перемещается в Интернет. Появилась возможность общаться друг с другом виртуально, при чем, сохраняя полную анонимность, что дает шанс изменить свое социальное положение. В том числе и школьная травля приобретает вид кибербуллинга. «Кибербуллинг (cyberbullying), электронная травля (electronic bully- ing), социальная жестокость онлайн (online social cruelty) — это отдельное направление травли, определяемое как преднамеренные агрессивные действия, систематически на протяжении определенного времени осуществляемые группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить».
Подобное явление наиболее опасно, так как обидчик не видит реакции жертвы и воздействие своего поступка. Данный феномен исследован не до конца, однако ясно, что это глобальная проблема, которая требует предельного изучения.
По данным, опубликованные в 2016г. ВОЗ, в России 11-летние дети жалуются на кибертравлю, а именно, 11% девочек и 8% мальчиков признались, что два или три раза за месяц подвергались такой травле. Подростки 13-летнего возраста - 6% девочек и 8% мальчиков и 5-7% 15-летних подростков подвергались травле в киберпространстве.
Немаловажный аспект этой проблемы заключается в практически нулевой ее изученности и очень малом уровне осведомленности населения. Однако со временем появляется все больше организаций, готовых бороться с данным аспектом этой проблемы.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что многие люди сводят понятие буллинг к школьной травле, где буллер является основным злом, имеющий высокий уровень агрессии, на самом же деле необходимо осознавать многообразие причин школьной травли и понимать непростой характер этого явления.
Цель исследования: изучение взаимосвязи буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте.
Объект исследования: участники буллинга.
Предмет исследования: взаимосвязь кибербуллинга и буллинга.
Гипотеза исследования: буллинг имеет продолжение в кибербуллинге, если проявляется в форме троллинга и троллинга с унижением, в случае с изоляцией - кибербуллинга нет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники зарубежных и отечественных авторов.
2. Разработать классификацию буллинга..
3. Организовать и реализовать эмпирическое исследование.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.
5. Разработать рекомендации по предотвращению буллинга в группе подростков.
6. Разработать рекомендации по предотвращению буллинга в группе подростков.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ научно-теоретической и учебно-методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (опрос классных наставников, наблюдение, социометрия, опросник);
Эмпирическая база исследования: исследование по изучению взаимосвязи буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте проводилось на базе МБОУ «Средняя образовательная школа» № 63, МБОУ «Средняя образовательная школа» № 150. В исследовании приняли участие 100 учащихся седьмых классов.
Основные этапы исследования:
На первом этапе исследования (сентябрь - октябрь 2017) разрабатывались теоретические основы проблемы, на основе анализа и обобщения работ отечественных и зарубежных ученых. С помощью опроса классных наствников были отобраны дети, вовлеченные в ситуацию буллинга. Было выделено 12 случаев проявления буллинга.
На втором этапе (октябрь - май 2018) была проведена социометрия, позволяющая определить низкостатусных и высокостатусных детей. По собранным данным была разработана классификация буллинга. Затем проведен опросник с целью определения причин, структур буллинга. По собранным данным была разработана классификация буллинга, а затем выявление его связи с кибербуллингом.
На третьем этапе (май 2018) проводился анализ и интерпретация полученных данных.
Методологической базой исследования является культурно историческая концепция Выготского Л.С., «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков» Драгунова Т.В.
Теоретическая значимость исследования
Систематизированы и обобщены представления о понятиях буллинг и кибербуллинг, разработана классификация буллинга.
Практическая значимость
Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы при разработке программы профилактики обеспечения психологической безопасности образовательной среды.
Структура и объем выпускной квалификационной работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Цель нашего исследования состояла в изучение взаимосвязи буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте.
В ходе проведенного исследования нам удалось составить собственную класссификацию буллинга, на основании которой выдвинули гипотезу.
В дальнейшем исследовании гипотеза подтвердилась: буллинг осуществляется через социальные сети, в формах троллинга и троллинга с унижением, в случае с изоляцией - кибербуллинга нет.
В Главе 1 мы изучили литературу по проблеме буллинга и кибербуллинга, выделили подходы к определению данных явлений, формы, структуру, особенности участников буллинга, а также охарактеризовали современного подростка, а также разработали классификацию буллинга. Во 2 главе провели исследование по выявлению кибербуллинга. А также разработали рекомендации.
Решили задачи, которые были поставлены для подтверждения выдвинутой гипотезы:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники зарубежных и отечественных авторов.
2. Разработать классификацию буллинга..
3. Организовать и реализовать эмпирическое исследование.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.
5. Разработать рекомендации по предотвращению буллинга в группе подростков.
Можно сделать вывод, что буллинг имеет следующие формы проявления: преднамеренная изоляция, троллинг, троллинг с унижением, направленная агрессия. Буллинг будет происходить в том случае, если «жертва» имеет низкий статус в классе, у «жертвы» особенности внешнего вида или отличительные личностные качества, также буллинг может осуществляться в случаях самоутверждения буллера или же «перенос» агрессии на жертву. В данных ситуации необходимо выявить причины возникновения буллинга в группе со стороны лидеров класса, жертв и буллера, готовы ли они решить эту проблему в группе и что для этого должны сделать, определить масштабность проблемы и уровень агрессивности по отношению к «жертве».
Таким образом, сформулированная гипотеза нашла своё подтверждение в процессе эмпирического исследования. Можно констатировать, что цель исследования достигнута, задачи реализованы.
В ходе проведенного исследования нам удалось составить собственную класссификацию буллинга, на основании которой выдвинули гипотезу.
В дальнейшем исследовании гипотеза подтвердилась: буллинг осуществляется через социальные сети, в формах троллинга и троллинга с унижением, в случае с изоляцией - кибербуллинга нет.
В Главе 1 мы изучили литературу по проблеме буллинга и кибербуллинга, выделили подходы к определению данных явлений, формы, структуру, особенности участников буллинга, а также охарактеризовали современного подростка, а также разработали классификацию буллинга. Во 2 главе провели исследование по выявлению кибербуллинга. А также разработали рекомендации.
Решили задачи, которые были поставлены для подтверждения выдвинутой гипотезы:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники зарубежных и отечественных авторов.
2. Разработать классификацию буллинга..
3. Организовать и реализовать эмпирическое исследование.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.
5. Разработать рекомендации по предотвращению буллинга в группе подростков.
Можно сделать вывод, что буллинг имеет следующие формы проявления: преднамеренная изоляция, троллинг, троллинг с унижением, направленная агрессия. Буллинг будет происходить в том случае, если «жертва» имеет низкий статус в классе, у «жертвы» особенности внешнего вида или отличительные личностные качества, также буллинг может осуществляться в случаях самоутверждения буллера или же «перенос» агрессии на жертву. В данных ситуации необходимо выявить причины возникновения буллинга в группе со стороны лидеров класса, жертв и буллера, готовы ли они решить эту проблему в группе и что для этого должны сделать, определить масштабность проблемы и уровень агрессивности по отношению к «жертве».
Таким образом, сформулированная гипотеза нашла своё подтверждение в процессе эмпирического исследования. Можно констатировать, что цель исследования достигнута, задачи реализованы.
Подобные работы
- МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ КИБЕРБУЛЛИНГА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - КИБЕРНАСИЛИЕ И КОНФЛИКТЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ В МОБИНГ ГРУППАХ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Профилактика безопасного поведения аутоагрессивных подростков в образовательной среде (Нижневартовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Профилактика буллинга среди подростков (Государственный социально-гуманитарный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - КИБЕРБУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ТРАВЛЯ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2019 - Когнитивные стратегии и переживание тревожности у подростков, подверженных буллингу
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2025 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы буллинга в подростковом возрасте
Контрольные работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С АГРЕССОРАМИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2023



